Муниципальные правоотношения: методы и особенности

Муниципальные правоотношения и система муниципального права

Муниципальные правоотношения: методы и особенности

Определение 1

Муниципальными отношениями (муниципально-правовыми отношениями) являются отношения, которые регулируются на основании норм муниципального права и складываются между субъектами муниципального права в местном самоуправлении. Как и другие правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из таких структурных элементов, как субъекты, объекты и содержание правоотношений.

Субъекты муниципальных отношений, т.е. те, которые имеют права, обязанности, полномочия в сфере местного самоуправления, делятся на 4 группы:

  1. индивидуальные субъекты;
  2. коллективные субъекты;
  3. политико-территориальные образования;
  4. социальные общности.

В первой группе выделяются общие и специальные субъекты. К общим субъектам относятся граждане РФ, иностранных государств, лица, которые не имеют гражданства.

К специальным субъектам относятся депутаты представительного органа муниципалитета, избиратели, должностные лица органов местных самоуправлений, муниципалитета, негосударственного объединения, государственного органа, муниципальные служащие.

Круг специальных субъектов является настолько многообразным, насколько многообразными являются муниципальные отношения.

К группе коллективных субъектов относятся органы местных самоуправлений, государственные органы, органы территориальных общественных самоуправлений, иные негосударственные (не муниципальные объединения) коммерческого и некоммерческого типа.

Замечание 1

К группе политико-территориальных образований относятся муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и сама Россия.

К группе социальных общностей можно отнести население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Российской Федерации и многонациональные народы РФ.

Определение 2

Объектами правоотношений является то, по поводу чего происходит взаимодействие субъектов правоотношений на основании собственных прав, обязанностей и полномочий. К объектам муниципальных отношений можно отнести муниципальные образования, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д.

В муниципальных принципах содержатся полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Данные полномочия, права и обязанности могут возникать в сфере, в которой осуществляются функции местного самоуправления.

В них, например, включено право жителей на то, чтобы образовывать муниципальные образования и корреспондирующие им обязанности органов власти на обеспечение соответствующего волеизъявления людей и принимать меры по учреждению новых муниципальных образований, если данное решение было принято в лице жителей.

На основании природы правоотношения, которые рассматриваются, могут основываться на нормах материального или процессуального права. В данном случае избирателями во время муниципальных выборов осуществляется избирательное право, которое имеет материальную природу. В тот же момент, порядок того, как реализуется данное право, может быть определен только на основании процессуальных норм.

Системы муниципального права

Системой муниципального права является его устройство, которое разделяется на определенное количество составных элементов, институтов и их целостные соединения. В первую очередь в системе муниципального права обособляют муниципально-правовые отношения, нормы и нормы других отраслей права.

Гражданские, земельные, административные, финансовые нормы права являются частью системы муниципального права в части, в которой они направляются на то, чтобы регулировать муниципальные отношения (на функциональном уровне). В данном случае они изначально находятся в системе своих отраслей права.

Замечание 2

Нормы муниципального права (муниципальные и иные нормы, которые нацелены на то, чтобы регулировать отношения местных самоуправлений) делятся на общие и особенные части.

Общая часть является совокупностью норм, которые распространяют свое действие на составные части указанной отрасли (общая муниципальные обобщения).

Особенной же частью является совокупность норм, которые регулируют определенные группы муниципальных отношений.

Общая часть муниципального права состоит из конституционных нормы, норм Федерального закона от 6 октября 2003 года под номером 131-Ф3.

Нормы, закрепляющие назначение местных самоуправлений, их цели, принципы, гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальные образования, органы местных самоуправлений и т.д.

), коллизионные правила, организационные, территориальные, финансово-экономические основы для местных самоуправлений посредством вхождения в общую часть муниципального права, формируют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.

Особенная часть включает в себя институты, в которые входят материальные и процессуальные нормы, которые регулируют определенные стороны местных самоуправлений, закрепляют статус и порядок, в котором осуществляется деятельность отдельных субъектов муниципального права. К числу институтов муниципального права относятся:

  1. институты муниципально-территориального устройства, котовключает в себя подинституты муниципально-территориального деления и муниципально-территориального процесса;
  2. институты статуса и порядка деятельности глмуниципального образования, представительного, исполнительного, контрольного орган, муниципальной избирательной комиссии, их должностных лиц и депутатов;
  3. институты муниципальных служб;
  4. институты системы и статуса муниципальных правовых акттого, каков порядок их принятия;
  5. институты условий и того, в соответствии с каким порядформируются органы местных самоуправлений не на основании норм избирательного законодательства;
  6. институты, в которых гражданами непосредствеосуществляется местное самоуправление, муниципальная власть, которые включают в себя подинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, аний относительно вопросов местного значения;
  7. институты участия граждан в том, как осуществляются функместного самоуправления в лице органов местных самоуправлений, которые включают субинституты статуса и порядка деятельности территориальных общественных самоуправлений, их органов, собраний, конференций жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
  8. институт межмуниципального сотрудничества;
  9. институт муниципальных наград и почетных званий;
  10. институт муниципальной символики;
  11. институт муниципальной собственности и порядка управлеобъектами муниципальной собственности;
  12. институт муниципальных финансов.

Определение 3

Нормы, которые закрепляют полномочия, публичные права органов местных самоуправлений, должностных лиц местных самоуправлений в определенных областях местной жизни, которые регулируют вопросы, связанные с ответственностью указанных субъектов, являются частью института статуса и порядка деятельности органов местных самоуправлений.

Опиши задание

Взгляды исследователей на систему муниципального права

Есть также и другой взгляд на то, какой должна быть система муниципального права. С. Д. Князевым и E. Н.

Хрусталевым в общую часть муниципального права включаются нормы, которые действительны на всей территории Российской Федерации и определяют исходные начала организации местных самоуправлений во всех видах муниципальных образований.

Особенная часть отводится нормам, которые действуют на территории отдельных субъектов Российской Федерации. Е.С.

Шугриной к общей части относятся институты правовой, территориальной, организационной, финансово-экономической основы местного самоуправления, гарантий и ответственности местного самоуправления, а к особенности части – нормы, которые регулируют полномочия органов местных самоуправлений и их должностные лица в соответствии с управлением муниципального хозяйства, в социально-культурных сферах, в сфере обеспечения законности и порядка.

А.Н.

Костюковым в муниципальном праве выделяется общая и особенная часть, структура общей части состоит из ряда основных институтов: общая характеристика муниципального права в качестве отрасли права; территориальная организация местных самоуправлений; организация аппаратов муниципальной власти; муниципальные правовые акты; непосредственное принятие участия населением в том, чтобы осуществлять местное самоуправление; осуществление межмуниципального сотрудничества; юридическая ответственность органов и должностных лиц местных самоуправлений; гарантии местных самоуправлений. К числу институтов особенной части А.Н. Костюков относит институты, которые являются: институтами общей характеристики компетенции органов местных самоуправлений; институтами полномочий органов местных самоуправлений в управлении муниципальной собственностью; институты полномочий органов местных самоуправлений в земельных отношениях; институты полномочий органов местных самоуправлений в управлении муниципальной собственностью; институты полномочий органов местных самоуправлений в сфере управления муниципальным хозяйством; институты полномочий органов местных самоуправлений в социально-культурной сфере; институты полномочий органов местных самоуправлений в сфере, которая обеспечивает законность и правопорядок.

Замечание 3

Не всеми авторами полагается возможным выделение в муниципальном праве его общей и особенной частей. К примеру, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Ими в структуре муниципального права выделяются группы норм, которые закрепляют:

  1. местное самоуправление в системе народовластия;
  2. территориальные, организационные, финансово-экономичесосновы местных самоуправлений;
  3. предметы того, как ведется и полномочия местсамоуправлений;
  4. гарантии местных самоуправлений;
  5. ответственность органов местных самоуправлений и должностлиц, контроль их деятельности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/munitsipalnye-pravootnoshenija-i-sistema-munitsipa/

Предмет и метод муниципального права

Муниципальные правоотношения: методы и особенности

В соответствии с принципом народовластия народ является единственным источником власти в Российской Федерации и может осуществлять ее (ст. 3 Конституции РФ):

  1. непосредственно;
  2. через органы государственной власти;
  3. через органы местного самоуправления.

Муниципальное право – отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципальных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демократии.

Под предметом муниципального права понимают:

  • общественные отношения в системе местного самоуправления;
  • общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в том числе в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
  • общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества.

Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно,а также через органы местного самоуправления.

Эти отношения можно классифицировать и выделить отношения:

  1. возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);
  2. возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительным и исполнительным органами местного самоуправления;
  3. возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;
  4. возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманиюместных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью (по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка и т.д.);
  5. по поводу обязательств муниципальных органов перед органамигосударственной власти и обязательств органов государственной властипо отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;
  6. связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления;
  7. вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод муниципального права

Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях.  Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании следующих методов:

  1. частноправового (диспозитивного);
  2. публично-правового  (императивного);
  3. гарантий (государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность);
  4. саморегулирования.

В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение – предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий;
  2. запрещение – возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий;
  3. обязывание (предписание) – возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий.

Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно назвать:

  • каково устанавливаемое юридическое положение сторон;
  • с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений;
  • как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;
  • как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений.

Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание.

Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений.

Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.

Система муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной частей.

Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к Общей или Особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

  • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции, и т.д.
  • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления. 

Другой подход к системе муниципального права выглядит следующим образом:

  • Общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления);
  • Особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

Именно первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности.

Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, целесообразно выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  1. территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  2. территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  3. территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит определенные предпосылки для такого подхода.

В частности, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (статья 79); в закрытых административно-территориальных образованиях (статья 80); в наукоградах (статья 81); на приграничных территориях (статья 82).

Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

Общая часть

К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  1. Правовые основы местного самоуправления.
  2. Территориальные основы местного самоуправления.
  3. Организационные основы местного самоуправления.
  4. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
  5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
  6. Гарантии местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления раскрываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня. Причем при характеристике актов муниципального уровня обязательно называют в качестве основных уставы муниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления включают вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, поскольку процедуры очень различаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения населения.

Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления включают такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц объединяет такие элементы, как ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством.

Ответственность должностных лиц проявляется в возможности их привлечения к разным видам юридической ответственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением.

Этот вид ответственности реализуется через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и институт отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления – это совокупность приемов, средств или способов реализации права на местное самоуправление. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ.

Особенная часть

К Особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления.

В рамках Особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправления:

  1. по управлению муниципальным хозяйством;
  2. по управлению социально-культурной сферой;
  3. по обеспечению законности и правопорядка.

Специальная часть

К Специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-metod-munitsipalnogo-prava

Шпаргалка по муниципальному праву | Страница 2 | Онлайн-библиотека

Муниципальные правоотношения: методы и особенности

– запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование).

Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диапозитивный.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диапозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права.

Местное самоуправление – это форма реализации власти народа.

Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права.

Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования.

Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Используются в муниципальном праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст.

133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст.

12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

5. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют:

1) на отношения, связанные с организацией местного самоуправления;

2) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются наряду с населением муниципальное образование, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти, коммерческие организации.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами.

Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

2

Источник: https://litrus.net/book/read/169621?p=2

Методы и особенности муниципального права

Муниципальные правоотношения: методы и особенности

Определение 1

Методы муниципального права – это совокупность определенных приемов, способов и средств правового регулирования, посредством которого нормы муниципального права оказывают влияния на те общественные отношения, которые входят в предмет рассматриваемой отрасли.

Метод, наряду с предметом выступает ключевой характеристикой любой отрасли права.

Муниципальное право не является исключением в этом отношении, в связи с чем представляется необходимым детальное рассмотрение понятия и особенностей методов муниципального права.

Прежде всего, говоря об определении методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что одной из наиболее распространенных и общепризнанных в юридической литературе дефиниций рассматриваемой категории выступает следующее определение:

При этом следует отметить то, что помимо отмеченного регулятивного воздействия, в общей теории права отмечается то, что значение метода юридической отрасли служит необходимым критерием для отграничения ее от других отраслей и определения отраслевой самостоятельности.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Переходя к рассмотрению конкретных видов методов муниципального права, следует обратить внимание на то, что в рамках анализируемой юридической отрасли, как правило, используются стандартные методы правового регулирования, выработанные общей теорией права:

  • Императивный метод, который в рамках муниципального права используется в процессе установления категорических предписаний, строго определенных правил поведения субъектов соответствующих правоотношений, и т.д. Реализуется на практике путем принятия и применения императивных юридических норм;
  • Диспозитивный метод, суть которого предполагает возможность выбора форм поведения самими участниками муниципально-правовых отношений, в том числе из числа прямо установленных моделей поведения.

Однако следует обратить внимание на то, что особенностью метода рассматриваемой отрасли выступает то, что рассмотренные выше стандартные способы правового регулирования используются в рамках муниципального права в особом сочетании публично-правового и частноправового методов. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению.

Способы воздействия государства на участников муниципал-правовых отношений

В процессе рассмотрения методов правового регулирования муниципального права необходимо также обратить внимание на характеристику тех способов, которые доступны государству в лице его органов и должностных лиц для осуществления юридически-значимого воздействия на участников муниципально-правовых отношений. В числе соответствующих способов традиционно выделяют:

  • Дозволение – способ правового воздействия, выраженный в предоставлении участнику правового отношения возможности выбора конкретного варианта собственного поведения, в установленном законом пределе;
  • Запрещение – прямое установление обязанности для участников общественных отношений в сфере муниципального права воздерживаться от определенных форм поведения, совершения действия, прямо запрещенных действующим законодательством, под угрозой применения мер юридической ответственности;
  • Обязывание – воздействие на поведение участников муниципально-правовых отношений, путем установления юридической обязанности вести себя определенным образом, совершить конкретное действие и т.д.

Наряду с рассмотренными методами и способами правового воздействия на субъектов муниципального права, следует обратить внимание на применение в рамках рассматриваемой отрасли еще одного метода правового регулирования – метода рекомендаций.

Его выделение предопределено относительной самостоятельностью органов местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

Замечание 1

В этой связи, поскольку соответствующие органы местного самоуправления не входят в систему и структуру органов государственной власти, в определенных сферах, затрагивающих решение вопросов местного значения, государственными органами может быть оказано исключительно рекомендательное воздействие на местные органы.

Особенности муниципального права

Анализ научной и учебной литературы, посвященной изучению и анализу местного самоуправления и вопросов правового регулирования в соответствующей сфере, позволяет сделать вывод о выделении ряда особенностей, присущих местному самоуправлению, и оказывающих, в этой связи, влияние на отрасль муниципального права. В числе таких особенностей может быть названо:

  1. Демократизм местного самоуправления, связанный с тем, что в рамках действующего российского законодательства соответствующая категория рассматривается в качестве особой формы народовластия, призванного выражать и обеспечивать реализацию интересов жителей соответствующего муниципального образования. При этом в рамках муниципального права выделяются как непосредственные формы демократического управления (референдум, сход, и т.д.), так и представительные, выраженные в деятельности выборных органов местного самоуправления и должностных лиц;
  2. Самостоятельность и независимость местного самоуправления, позволяющие местному населению самостоятельно решать многие вопросы местного значения, в том числе принятие решений о формах осуществления соответствующего управления, структуре органов, и т.д.;
  3. Многообразие форм организации муниципального образования и органов местного самоуправления внутри них. Так, действующим федеральным и региональным законодательством предусматриваются самые разнообразные организационные формы реализации местного самоуправления, призванные учитываться местные традиции, особенности и т.д.;
  4. Финансово-экономическая обособленность местного самоуправления, обусловленная тем, что современным муниципальным правом устанавливается возможность обладания муниципальным образованием определенным имуществом на праве собственности, а также правом самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и установления местных налогов и сборов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/metody_i_osobennosti_municipalnogo_prava/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: