Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Содержание
  1. Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность
  2. Чем же так интересна игра, построенная на алгоритме Цицерона?
  3. Что нужно для того, чтоб поиграть в «Алгоритм Цицерона»
  4. Как стать специалистом в игре
  5. Упражнения на развитие памяти. Метод Цицерона. Часть 3
  6. Как запоминить?
  7. Как вспомнить?
  8. Зачем это нужно?
  9. Запоминание троек
  10. Пример создания образов из трех различных объектов
  11. Тексты
  12. Запоминание текста осуществляется в три шага
  13. Метод Цицерона: запоминание слов
  14. Метод Цицерона: пример
  15.  Создаем ассоциации:
  16. Метод Цицерона – как запоминать информацию
  17. Немного истории
  18. В чем суть метода
  19. Несколько рекомендаций
  20. Метод Цицерона: запоминание информации
  21. История возникновения
  22. Комната Цицерона
  23. Как пользоваться методом Цицерона
  24. Преимущества метода
  25. Основные правила метода Цицерона
  26. Метод Цепочка. Метод Цицерона. День 3
  27. Метод Цепочка
  28. Метод Цицерона
  29. Вот несколько важных правил метода Цицерона:
  30. Метод цицерона: самый эффективный метод запоминания – Саморазвитие
  31. Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД
  32. Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ
  33. Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона
  34. Использование визуальной памяти: метод пиктограмм
  35. Использование системы накопления: метод Аткинсона

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Проводи время в интернете с пользой:

Платные опросы позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!

Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями – заработок в интернете

Игра «Алгоритм Цицерона» одна из самых древних методов развить память. Она отлично себя зарекомендовала, как интеллектуальная и творческая игра.

Название игры к нам пришло от известного древнеримского оратора Марка Цицерона, который имел отличную память, никогда и ничего не записывал, полностью полагаясь на свою память.

Еще больше игр для любителей тренировать интеллект можно найти на странице сайта «Интеллектуальные игры для взрослых».

Чем же так интересна игра, построенная на алгоритме Цицерона?

Играть в эту игру могут дети от 12 лет и взрослые. Игра «Алгоритм Цицерона» развивает человека в различных направлениях:

  1. Можно узнать много интересных фактов и событий из истории.
  2. Научится запоминать большой объем информации.
  3. Включать свое воображение.
  4. Развить ассоциативное и творческое мышление.

Метод Цицерона учит анализу обстановки, развивает мышление, позволяет тем самым глубже оценить любую ситуацию и задание

Что нужно для того, чтоб поиграть в «Алгоритм Цицерона»

Это разговорная игра – самая простая в плане подбора инвентаря и количества участников. Отлично подойдет для “разогрева” перед более сложной интеллектуальной игрой. В нее можно играть на улице, дома, в офисе. В общем, там, где можно на что-то сесть и не мешать окружающим. Все что нужно, пару человек и желание поиграть в эту игру.

Для любителей разговорных игр также станет интересным описание игры «Слова – перевертыши» или «Определения».

Правила игры

Правила игры в «Алгоритм Цицерона» достаточно просты. Все участники оговаривают, о чем будут рассказывать. Но они должны придерживаться некоторого алгоритма: факт – причина – повод – событие – аналогии – выводы. Независимо от выбранной темы рассказа, он должен строиться на определенном алгоритме.

Правила игры в «Алгоритм Цицерона» предполагают возможность использования других алгоритмов. Например, кто – что – где – чем – зачем – когда. Можно сделать и свой, уникальный алгоритм по аналогии с этими. Чтоб не возникло путаницы, нужно выписать на листочек все алгоритмы и положить его так, что бы вовремя игры он был всегда с Вами.

Обязательное условие – сделать так называемый “замкнутый круг”, сесть в круг, который уравнивает всех участников и делает игру психологически комфортной.

Как стать специалистом в игре

В первую очередь, надо создать некую матрицу образов. Отобрать образы из знакомой вам области, что бы облегчить запоминание последующего текста.

Самое простое – это использовать обстановку комнаты или места, где вы играете, выбрать последовательность запоминания. Таким образом, делается привязка предметов и вещей, которые потом легче воспроизвести в памяти.

Если нужно воспроизвести историю, то нужно просто фокусироваться на основных, памятных событиях в этом рассказе.

Можно использовать для себя последовательный путь запоминания, например, разбить ситуацию на связанные между собой образы, которые легче всего воспроизвести. Это ускорит процесс запоминание событий или ситуаций. Потом, у той информации, которую нужно запомнить, автоматически начнут выделятся знакомые участнику образы, которые были сложены в мышлении ранее.

Любые вещи, можно превратить для себя в какой-то несуразный рассказ, который хорошо запоминается. Игра «Алгоритм Цицерона» позволит быстро и без особых усилий развить интеллект.

Метод Цицерона очень прост и универсален. Хватит всего лишь пару тренировок, что бы легко обучится этой прекрасной игре. Играйте, развивайтесь и получайте удовольствие от игры!

Разнообразить семейный досуг или вечеринки с друзьями поможет перечень развлечений представленных на станице «Игры для взрослых». Также познакомиться с развлечениями для людей разных возрастов можно здесь «Живые игры».

Вы можете легко найти любую игру или страницу на нашем ресурсе. Для этого вам нужно воспользоваться картой сайта – она очень удобная и понятная.

Источник: http://life-games.net/index/algoritm_cicerona/0-24

Упражнения на развитие памяти. Метод Цицерона. Часть 3

Рассмотрим возможность использования метода Цицерона или как его еще называют метода дорог для запоминания последовательности слов. Если вы заранее подготовили “дорогу” или “матрицу образов” то можете начинать упражнение.

Как запоминить?

Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы.

Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить.

Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

Как вспомнить?

Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении “Пары слов”: вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

Зачем это нужно?

В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов.

Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е.

является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления.

При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики.

Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

Запоминание троек

Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова.

В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы . Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов.

Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

Пример создания образов из трех различных объектов

Первое словоВторое словоТретье слово
абажуркулакбабочка
кинокроссвордписарь
гипсворонаволя

Абажур – Кулак – Бабочка – на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

Кино – Кроссворд – Писарь – на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

Гипс – Ворона – Воля – дальше в вашей матрице на обломках гипсовой клетки. довольная ворона, каркая, наслаждается волей.

Тексты

Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

Запоминание текста осуществляется в три шага

  • Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
  • На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
  • Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

  • Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
  • На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
  • По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

Источник: https://osoznanie.org/2146-uprazhneniya-na-razvitie-pamyati-metod-cicerona-chast-3.html

Метод Цицерона: запоминание слов

Pin It

В основе метода запоминания Цицерона лежит ассоциация с предметами, последовательность которых человек хорошо помнит, так как регулярно их видит. Для запоминания необходимо «привязать» запоминаемые образы к предметам в комнате, в саду, или по дороге на работу. Метод Цицерона способен значительно облегчить ребенку обучение, особенно подготовку к экзаменам.

Чтобы подготовить почву для запоминания методом Цицерона, следует определиться, какие именно предметы будут использованы для «привязки» образов. Мастера мнемотехники советуют перед запоминанием еще раз внимательно посмотреть на эти предметы и их последовательность.

Техника запоминания слов «метод Цицерона» заключается в «присваивании» одному предмету одной ассоциации. Человек мысленно двигается вдоль предметов, фиксируя в памяти эти привязки. Впоследствии он сможет воспроизвести запоминаемые слова, восстанавливая в памяти последовательность предметов в его комнате и их образы-привязки.

Метод Цицерона: пример

У нас есть комната. Сразу условимся, что двигаться будем против часовой стрелки.

В комнате мы видим относительно последовательно размещенные: косяк, комод, карниз, батарею, зеркало, ночник, кровать, тумбочку, вазу, картину, книжный шкаф, дверь.

При помощи этих предметов мы будем запоминать слова: спица, коньки, колесо, бегемот, комар, ракета, капюшон, таблетка, маргарин, сок, гора, живот.

Чтобы прочно привязать ассоциации к нашим предметам интерьера, нужно представить себе физический контакт реального предмета и образа. Учтите, что чем более нетипичным будет этот контакт, тем лучше вы его запомните.

Например, если вы связываете слова «масло» и «нож», то лучше представлять не разрезание ножом масла, а, например, ползучее ожившее масло, пытающееся поглотить нож.

Чем оригинальней ассоциации, тем больше шансов, что вы сможете без зубрежки восстанавливать в памяти необходимую информацию спустя много времени.

 Создаем ассоциации:

Первый предмет – косяк, образ – спица. Представляем себе, как мы царапаем спицей поверхность косяка. Краска при этом сползает комочками и падает на пол. Представили? Поехали дальше.

Комод – коньки. Поверхность комода такая гладкая, можно кататься как на катке. Смотрите, как коньки оставляют волнообразные следы, как опилки летят из-под лезвий.

Карниз – колесо. Колесо надето на карниз, мы пытаемся его крутить, но оно трется о стену и с большим трудом проворачивается.

Батарея – бегемот. Бегемот ел много тортов на ночь и не может пролезть между секциями батареи. Застрял и дергается, батарея скрипит.

Зеркало – комар. Комар влетел в зеркало и теперь от него осталось коричневое пятно в размер зеркала, из которого торчат крылышки.

Ночник – ракета. Лампочка ночника похожа на ракету, которая вот-вот вылетит из цветочка-светильника. Свет ночника – это огонь, ракета готова к старту, сейчас рванет. Представьте как ввинчиваете ракету вместо лампы.

Кровать — капюшон. Представьте, что на подушки надеты капюшоны, похожие на головной убор Дарта Вейдера. Вам нужно лечь спать, но капюшоны металлические, лежать очень неудобно. Вы пытаетесь снять, – а они не снимаются.

Тумбочка – таблетка. Представьте, что тумбочка шатается и вы подложили под ножку таблетку, чтобы убрать качание.

Ваза – маргарин. В вазе кипит маргарин, выливаясь за края. Ваза жирная, все жирное и противное, фу.

Картина – сок. Если на картине яблоки, представьте, что с нее капает яблочный сок и стекает по стене липкими потоками. Если на картине море, представьте, что это море сока.

Книжный шкаф – гора. На нижней полке шкафа образовалась гора и растет. Она проламывает верхние полки, куски дерева и книги разлетаются в разные стороны.

Дверь – живот. У двери появился живот. Когда толкаешь резко дверь, она открывается, но не стучит о стену как раньше, а мягко пружинит, потому что большой мягкий живот амортизирует удар.

Запомнили ассоциации. Еще раз мысленно пройдитесь по комнате, глядя на предметы и вспоминая образы-привязки. Теперь вы сможете воспроизвести эти образы, просто вспоминая последовательность предметов, к которым они привязаны. Проверьте себя.

Это пример техники запоминания слов первого уровня методом Цицерона. Тренируя память, методом Цицерона можно «привязывать» образы второго, третьего уровня и выше, а также  цифры, события и любую другую информацию.

Источник: http://www.sunnykid.info/metod-cicerona/

Источник: https://businessizakon.ru/metod-cicerona-opisanie-osobennosti-effektivnost.html

Метод Цицерона – как запоминать информацию

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Как вы запоминаете информацию? Кто-то раз за разом читает написанное, а после пытается пересказать. Другие же, чтобы не упустить детали, учат текст наизусть.

И в том, и в другом случае требуется масса сил и времени. Попробуйте метод Цицерона. Этот способ запоминать помогал многим великим ораторам древности произносить речи, не пользуясь при этом записями.

Вы можете стать такими же, как они.

Немного истории

Методом Цицерона эту технику запоминания назвали не в честь автора, как думают многие. Хотя известный оратор активно ее применял. Достаточно вспомнить, как он произносил длинные речи, не пользуясь при этом записями.

По мнению многих ученых, методика уходит корнями гораздо глубже. В доказательство приводится легенда из времен Древней Греции. Во время одного из пиров обвалилась крыша здания, похоронив под собой большое количество людей. Поэт Симонид смог спастись. Безутешные родственники погибших попросили его рассказать, где были их близкие в момент обрушения. Эта информация помогла бы им найти тела.

К удивлению Симонид назвал местоположение всех присутствовавших. Он хорошо знал помещение. Поэтому ему нужно было лишь вспомнить, чем занимался человек в последние минуты жизни. Это помогло ему дать точные координаты.

Случившееся заставило поэта задуматься над обнаруженным способом запоминания важной информации. Это настолько впечатлило его, что он взялся за его усовершенствование.

В наше время техника имеет несколько названий. Одно из них – метод римской комнаты. Она подходит для изучения группы слов, больших текстов, распорядка дня или работы, списка встреч или телефонных звонков и т.д.

В чем суть метода

По методу Цицерона для запоминания вы сможете запомнить не только отдельные слова и фразы, но и целый текст. Представьте одну из комнат вашего дома или квартиры. Расставьте слова по ней в определенном порядке.

Пусть это будет по часовой стрелке. После, когда вам нужно будет вспомнить информацию, просто представляйте комнату. Именно так делал великий оратор. Он размещал то, что нужно сказать, в пределах своего дома.

А потом просто представлял его.

До того, как «расставить» информацию, познакомьтесь с комнатой в реальной жизни. Пройдитесь по ней, постарайтесь запомнить, где и какие предметы находятся. Легче всего сделать это будет в своем рабочем кабинете, если такой есть.

Рекомендуется использовать только те предметы, которые всегда расположены на одном и том же месте. Это могут быть шторы, предметы мебели, картины, карнизы, окна, подоконники. Размещайте слова слева направо и сверху вниз. Кстати, можно использовать не только отдельные комнаты. Подойдет целая квартира, дома друзей и знакомых, городские улицы. Главное – хорошо знать помещение или маршрут.

Соединить предметы, расположенные в комнате, с запоминаемым текстом помогут ассоциации. К уже усвоенной последовательности привязывайте какие-либо слова и фразы. Поначалу составляйте список предметов. Это поможет вам не запутаться.

Итак, список готов. Теперь тщательно изучите объекты, которые попадутся на вашем пути. Иначе в процессе освоения методики вы будете думать, с каким из них лучше связать информацию. Это приведет к ошибкам.

Внимание! Для запоминания логически и тематически связанной между собой информации можно использовать одно и то же помещение. При этом данные смешиваться не будут. Вы просто вспомните то, что нужно вам в этот момент.

С помощью мнемотехники метода Цицерона удобно запоминать цифры. Правда, для начала переведите их из абстрактной формы в конкретную. После преобразованные в какие-либо предметы цифры следует расставить по помещению. Начинайте не с одной, а сразу с двух. Чтобы было легче, связывайте их между собой, используя ассоциации. Как только научитесь это делать, связывайте по 4 и даже более цифр.

Техника запоминания по методу Цицерона подходит и для детей.

Несколько рекомендаций

Освоить запоминание по методу Цицерона несложно. Для того, чтобы ускорить процесс, воспользуйтесь простыми советами:

  1. Занимайтесь регулярно, иначе утратите навыки. Тренировки же на постоянной основе повысят результативность.
  2. Будьте абсурдными. Звучит странно, но это действительно работает. Приведем пример. Представьте, что вы проводите презентацию крупного проекта. Так вот, на автобусной остановке вы увидели президента, который держит в руках газету. На первой странице газеты напечатана часть вашего доклада. Вы садитесь в автобус, а там еще часть текста. Только на это раз ее нацарапали на спинке сиденья, которое находится перед вами. И так дальше.
  3. Меняйте размер образов в комнате. Например, вам нужно связать шкаф и кошку. Пусть животное вырастет до размеров этого предмета мебели.
  4. Концентрируйте внимание на цвете и динамике объектов. Если все тот же шкаф вы выкрасите в ярко-розовый цвет и заставите качаться, подобно маятнику, запомнить его будет гораздо проще.
  5. При использовании метода Цицерона задействуйте чувства, ощущения. Обратите внимание на запахи.

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/metod-tsitserona

Метод Цицерона: запоминание информации

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Часто, чтобы запомнить определенную информацию, используется метод ассоциаций, однако он подходит для сравнительно небольшого количества объектов. Когда необходимо усвоить произвольный текст среднего объема, ассоциативная техника не приносит нужного результата, а для запоминания большого пласта информации лучше использовать метод Цицерона.

История возникновения

Метод получил название в честь имени Марка Туллия Цицерона – государственного деятеля и знаменитого оратора из Римской Республики. Он прославился своей способностью по памяти воспроизводить большое количество цитат, фактов, исторических дат, не используя заготовленные на бумаге текст на своих публичных выступлениях.

Однако впервые данный прием использовался еще до Цицерона древнегреческим поэтом по имени Симонид. Он принимал участие в обильной и пышной трапезе, но ушел ранее, чем другие гости. После его ухода в помещении обрушился потолок, что привело к смерти хозяина и его гостей. Симонида попросили опознать погибших. Он смог помочь, воспроизведя в памяти, кто и где находился в процессе праздника.

Комната Цицерона

Суть техники состоит в том, что для запоминания ключевых единиц их необходимо мысленно расставить в определенном порядке, представляя хорошо знакомое помещение, например, комнату в своем доме.

Затем достаточно лишь во всех деталях воспроизвести в воображении эту комнату, чтобы вспомнить то, что зафиксировано в памяти. Цицерон перед подготовкой к выступлению на публике обходил свой дом и расставлял важные идеи будущей речи в разных местах, что позволяло ему лучше запомнить текст.

Прежде чем начать применять данный метод, следует определить, в какой последовательности обходить комнату. То есть решить, в каких местах размещать части информации, чтобы впоследствии было проще их воспроизвести.

В первый раз рекомендуется пройтись по комнате, как и сам основатель этой техники, и мысленно расставить элементы. После нескольких тренировок это не понадобится: будет достаточно легко вызвать образ комнаты в памяти.

Как пользоваться методом Цицерона

Данный прием включает в себя три этапа:

  1. Создание матрицы

  2. Закрепление матрицы

  3. Привязка

На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания.

Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу.

Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.

Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы. Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.

Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.

На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча.

При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.

Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста. Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.

Преимущества метода

Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.

Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.

Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.

Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.

Основные правила метода Цицерона

Существует несколько приемов:

  1. Следует прикреплять новые образы в комнате к местам с хорошим ярким освещением.

  2. Рекомендуется изменять габариты образов на прямо противоположные – мелкие увеличивать, крупные, наоборот, превращать в мизерные. Например, муха размером с лошадь, экскаватор размером с мышь и так далее.

  3. Связку между старыми образами в комнате и новыми лучше делать интересной и динамичной. Можно использовать какое-либо действие или яркий цвет. Когда ручка находится на столе – это неинтересно и скорее всего не запомнится. А вот если ручка пишет на ярко-красном листе бумаги, то образ закрепляется в памяти намного лучше.

Метод Цицерона является уникальной мнемонической техникой, которой с легкость может научиться любой желающий. Методика позволяет запоминать даже большие и сложные для восприятия материалы без особых усилий. И даже если вы не считаете себя личностью, обладающей хорошей памятью, при использовании данного приема вы однозначно достигнете отличных результатов.

Источник: https://www.itctraining.ru/biblioteka/lichnostnoe-razvitie/metod-tsitserona-zapominanie/

Метод Цепочка. Метод Цицерона. День 3

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»

Метод Цепочка | Метод Цицерона

Метод Цепочка

Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

Метод Цепочка – это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся.

Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.Второй образ пары проникает в первый.

Второй образ пары находится сверху.Второй образ пары находится справа.Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева.Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу.Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый.

При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон – а на нем сверху лежит пакет молока.

Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли. Когда вы вспоминаете первый образ – батон, в памяти неизбежно всплывет 'молоко', молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.

Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом.

Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике – скорее вспомогательная и тренировочная.

Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.

При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено – можно связать десятки и даже сотни образов.

Метод Цицерона

Мы с вами регулярно видим одни и те же зрительные образы – предметы в квартире, объекты на улице, по которой мы постоянно возвращаемся домой и т.д. Это и есть опорные образы из которых формируются естественные ассоциации. Так как связи между объектами, которые мы регулярно видим, уже существуют в нашем мозге, их запоминать не требуется.

Мы их и так помним. Нужно лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть много кратно их повторить. То есть запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию.

В этом и заключается суть метода Цицерона или метода Римской комнаты.Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Марк Тулий Цицерон (106-43гг. до н.э.)- государственный деятель Римской империи, прославился тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки.

Цицерон воспроизводил по памяти множество фактов, дат, исторических событий и имен. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев.

Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.

Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику).

Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении.

Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.

Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.

Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру ( причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.

Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).

В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.

Вот несколько важных правил метода Цицерона:

Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их.

Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.Последовательность работы с текстом следующая:Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.

Разбейте текст на несколько смысловых частей.

Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая – ванна – туалет – кухня – гостиная – детская – спальня)

Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.

Демонстрация метода на примере сказки Колобок

1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:мука – колобок на дороге – заяц – волк – медведь – лиса ест колобкаЭти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.

Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.

2) Соединим в нашем воображении вспомогательные образы (мука, колобок на дороге, заяц…) с опорными (кухня, гостиная, ванна …):мука находится в кухне;колобок катится по дороге в гостиной;заяц в ванной;волк в туалете;медведь на кухне;

лиса ест колобка на балконе.

3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно.

Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд.

Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.

Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы- в приеме 'Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.

Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!

Источник: https://ichebnik.ru/kurs-mnemotekhniki/1067-teoriya-den-3

Метод цицерона: самый эффективный метод запоминания – Саморазвитие

Метод Цицерона: описание, особенности, эффективность

21.11.2019

Вы уже могли ознакомиться с одной интересной методикой запоминания информации для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. Основная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. Внимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. Обзор. Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Доводка. Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза.

Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно.

В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате.

Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации.

Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте.

При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат).

Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление).

Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное.

Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы,  нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

Источник: https://donpi.ru/otnosheniya/metod-tsitserona-samyj-effektivnyj-metod-zapominaniya.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: