Критерии малого и среднего предпринимательства в России

Содержание
  1. Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез
  2. II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
  3. Когда формируется реестр?
  4. Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?
  5. III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет
  6. Больше малых: критерии для отнесения к МСП хотят расширить в два раза
  7. Умножить на два
  8. Плюс 200 млрд
  9. Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия
  10. Что это такое – малый бизнес: определение и черты
  11. Средний бизнес: определение и признаки
  12. Крупный бизнес
  13. Главные плюсы
  14. Минусы и риски
  15. Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного
  16. Основа успеха
  17. Нормативная регламентация
  18. Оценка эффективности
  19. Заключение
  20. Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году
  21. Кто относится к субъектам МСП
  22. Государственный реестр субъектов МСП
  23. Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Субъекты МСП: исчерпывающий ликбез

Критерии малого и среднего предпринимательства в России

Ветлужских Анна Владиславовна
Юрист

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.

2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в.

Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”».

д.

Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е.

Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

3. Предельные значения дохода [1], полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий включению в реестр календарный год (суммарно по всем осуществляемым видам деятельности, по всем налоговым режимам):

  • до 120 млн рублей включительно для микропредприятий;
  • до 800 млн рублей включительно для малых предприятий;
  • до 2 млрд рублей включительно для средних предприятий.

I.II. Чтобы производственный, потребительский кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство или ИП были отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, они должны соответствовать только критериям численности работников и размера дохода. Иные условия в расчет не берутся.

I.III. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства как для организаций, так и для ИП определяется в соответствии с наибольшим по значению критерием численности работников или размера дохода.

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП в течение первого года своей деятельности относятся к категории микропредприятий (критерии численности работников и размера дохода не учитываются); ИП, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

II. Процедура включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Проверить, включено ли предприятие в базу реестра субъектов МСП можно по этой ссылке.

Информационная база реестра субъектов МСП формируется автоматически. ФНС вносит и исключает из единого реестра субъектов МСП сведения об организациях и ИП, в частности, на основании:

― сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

― представленных сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

― сведений о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

― сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

― сведений, представленных до 5 июля текущего календарного года (по состоянию на 1 июля текущего календарного года):

  • биржами – в отношении АО, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • Минобрнауки России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • Фондом «Сколково» – в отношении участников проекта;
  • Минэкономразвития России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, предоставляющие государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р);
  • Минпромторгом России – в отношении хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности;
  • держателями реестров акционеров АО – в отношении АО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии АО критериям субъекта МСП (указанный перечень формируется на основании имеющихся у держателей реестров данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году);
  • аудиторскими организациями – в отношении ООО, созданных до 1 декабря года, предшествующего году предоставления в ФНС сведений о соответствии ООО критериям субъекта МСП. При этом участниками этих ООО являются иностранные юридические лица, владеющие суммарно более чем 49% долей в уставном капитале ООО (доход этих иностранных юридических лиц, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно, кроме того, государством постоянного местонахождения этих организаций также не должны являться офшорные зоны;
  • а также некоторые другие уполномоченные органы.

Таким образом, представление каких-либо дополнительных документов для включения в реестр субъектом МСП не требуется.

Когда формируется реестр?

Основную часть сведений в реестр малых предприятий ФНС вносит самостоятельно 10 августа каждого календарного года на основе сведений, которые имеются у налогового органа по состоянию на 1 июля соответствующего года.

Применительно к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным ИП сведения в реестр субъектов МСП ФНС вносит 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ о создании организации и ЕГРИП о государственной регистрации ИП.

Категория субъекта МСП может измениться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть если, к примеру, выручка за 2016-2019 гг. будет превышать 800 млн рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2020 году.

Почему в реестре отсутствуют сведения о юридическом лице или ИП, которые формально соответствуют критериям отнесения к субъектам МСП?

  • Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
  • Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.

III. Что делать, если компания подпадает под критерии, но в реестре ее нет

Узнать, относится ваша организация к субъектам малого или среднего предпринимательства можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Шаг 1. При отсутствии в Едином реестре сведений о юридических лицах или об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, необходимо направить заявление в ФНС России посредством заполнения соответствующей формы на сайте ФНС.

Шаг 2. После заполнения всех необходимых полей заявление считается сформированным, ему присваивается уникальный номер. При этом отправка документа произойдет только после подтверждения адреса электронной почты, указанного в заявлении (необходимо будет просто перейти по ссылке из письма).

Если был указан ошибочный адрес электронной почты, то новое заявление (по той же организации/ИП) можно будет создать через 6 часов с момента формирования предыдущего заявления.

Шаг 3. Заявление рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента отправки.

Автоматически сформированное уведомление о включении (или не включении) организации/ИП в единый реестр субъектов МСП по результатам рассмотрения соответствующего заявления также приходит электронную почту.

Субъект малого или среднего предпринимательства также может самостоятельно внести в реестр субъектов МСП дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам, например:

  • сведения о производимой продукции;
  • сведения об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • сведения о включении юридического лица или ИП в реестры субъектов МСП-участников программ партнерства (в соответствии с Федеральным законом №223 от 18.07.2011);

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/subekty_msp_ischerpyvayushiy_likbez/

Больше малых: критерии для отнесения к МСП хотят расширить в два раза

Критерии малого и среднего предпринимательства в России

Пороги по численности сотрудников и выручке для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) должны быть увеличены в два раза. Об этом говорится в письме главы «Опоры России» Александра Калинина в адрес премьер-министра Михаила Мишустина (есть в распоряжении «Известий»).

Радикальное расширение критериев для отнесения к МСП позволит большему количеству фирм получить доступ к господдержке и преодолеть кризис, вызванный коронавирусом, уверены в деловом объединении. Такие меры обойдутся не меньше чем в 200 млрд рублей, и будут того стоить, заявили эксперты.

Умножить на два

Правительство сегодня прорабатывает вопрос об изменении критериев отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства. Такое поручение дал президент Владимир Путин в начале апреля. В связи с этим «Опора России» предлагает почти в два раза увеличить пороги среднесписочной численности работников и выручки, по которым фирмы относят к субъектам МСП:

— для микропредприятий — до 30 человек и годовой выручкой до 200 млн рублей;

— для малых предприятий — до 200 человек и годовой выручкой до 1,6 млрд рублей;

— для средних предприятий — до 500 человек и годовой выручкой до 4 млрд рублей.

Такие корректировки позволят большему числу организаций претендовать на меры антикризисной государственной поддержки и развиваться в существующих экономических условиях, говорится в письме.

Справка «Известий»

Сегодня к субъектам МСП относятся микропредприятия с выручкой до 120 млн рублей и численностью работников до 15 человек, малые фирмы с доходом до 800 млн рублей и количеством занятых до 100 человек, а также средние компании с выручкой до 2 млрд рублей и не более чем 250 сотрудниками. По данным Единого реестра МСП, количество таких фирм в России составляет 5,9 млн по состоянию на начало апреля 2020 года.

Впрочем, для отдельных отраслей пороги стоит расширить еще сильнее, следует из обращения «Опоры России» в кабмин. Так, например, к среднему бизнесу предлагается относить гостиницы с численностью персонала до 700 человек и производителей изделий народных промыслов с количеством занятых до 1 тыс.

Вместе с тем исключением должна стать «человекоемкая» деятельность по чистке и уборке: микропредприятия в этой сфере должны насчитывать до 200 работников, малые фирмы — до 1 тыс. человек, а средние — до 3 тыс.

Согласно письму «Опоры России», средними предприятиями следует считать и магазины беспошлинной торговли с выручкой до 10 млрд рублей в год.

Кроме того, бизнес-объединение предлагает считать МСП хозяйственные общества, единственными участниками которых выступают потребительские ассоциации и союзы, относящиеся к крупному бизнесу. Это позволит им получать господдержку и в целом благоприятно отразится на предпринимательском климате, уверены в «Опоре России».

В кабмине и Минэкономразвития не ответили на вопрос «Известий» о том, как оценивают инициативы бизнес-объединения. В Минфине переадресовали вопрос в Минэк.

Ранее правительство утвердило отрасли экономики, которые сильнее всего пострадали из-за введения карантина. В их числе оказались авиаперевозки, туризм, культура, физкультурно-оздоровительная деятельность, гостиничный бизнес, общепит, дополнительное образование, выставки, бытовые услуги, зоопарки, кинотеатры, стоматологии и непродуктовый ритейл.

Именно для малых и средних предприятий в этих сферах действуют меры господдержки, объявленные президентом.

Среди них — отсрочка по налогам (кроме НДС) и страховым взносам, мораторий на банкротство по заявлению кредиторов, возможность получить льготный заем на зарплату сотрудникам под 0%, а также безвозмездную субсидию в размере МРОТ на компенсацию работникам. Все меры обойдутся бюджету в 2 трлн рублей (1,8% ВВП).

Впрочем, этот список может быть расширен при ухудшении эпидемиологической ситуации, отмечали власти.

Так, 21 апреля министр экономического развития Максим Решетников заявил, что правительство готовит и третий, и четвертый пакеты антикризисных мер поддержки.

Он подчеркнул, что даже при благоприятном сценарии снятие карантина будет происходить поэтапно, а значит, бизнесу придется долгое время работать в ограниченных условиях.

Плюс 200 млрд

Расширение перечня малых и средних предприятий потребует от российского бюджета более 200 млрд рублей дополнительной поддержки, оценил управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов. Он констатировал, что официально объявленных объемов помощи будет недостаточно для сохранения рабочих мест и потенциала роста предприятий МСП.

Увеличение планки отнесения фирм к малым и средним не только облегчит компаниям прохождение кризиса, но и поможет выполнить задачи нацпроекта МСП, добавил эксперт. В частности, проект предусматривает увеличение доли таких предприятий в российском ВВП с 20% до 32,5%, а количества занятых — с 15 млн до 25 млн человек к 2024 году.

В условиях, когда многие фирмы находятся под угрозой банкротства, число предприятий, которые могут воспользоваться поддержкой, необходимо увеличивать, согласился аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Сделать это можно, либо изменив критерии для МСП, либо усилив антикризисную программу беспроцентного кредитования бизнеса, полагает эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=z-xn5t_yx30

Расширение критериев для малых и средних компаний видится сегодня целесообразным, отметил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Однако реальную эффективность этой меры определит то, насколько простым будет процесс получения льгот и субсидий при обращении со стороны бизнеса, а также на какие совокупные объемы такой поддержки смогут пойти власти, резюмировал он.

Источник: https://iz.ru/1003538/ekaterina-vinogradova/bolshe-malykh-kriterii-dlia-otneseniia-k-msp-khotiat-rasshirit-v-dva-raza

Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия

Критерии малого и среднего предпринимательства в России

  • Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

  • Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

  • функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

    Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

    Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

    Что это такое – малый бизнес: определение и черты

    Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:

    1. Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

    2. Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

    3. Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

  • Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.

    Средний бизнес: определение и признаки

    Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию. Строго говоря, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Сетевики могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области. Отличительными чертами также можно назвать:

    1. Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

    2. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

    3. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

    4. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

    Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

    Крупный бизнес

    К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте. Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

    1. Большой штат работников (не меньше 251 человека).

    2. Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

    3. Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

    4. Большие торговые площади.

    Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW.

    Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка.

    Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

    Главные плюсы

    Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

    1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

    2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

    3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

    4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

    Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

    Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

    1. Создание большого числа вакансий.

    2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.

    3. Хорошую доходность.

    4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

    Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

    Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

    Минусы и риски

    Как уже говорилось ранее, любая форма предпринимательства имеет свои недостатки. Избежать их практически невозможно, так что коммерсантам остается только принять их и построить работу таким образом, чтобы не чувствовать негативных сторон. Маленьким организациям свойственны следующие несовершенства:

    1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.

    2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.

    3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

    Если подвести главный итог, то основным минусом является неопытность и отсутствие полезных связей у руководителя. Имея хотя бы что-то одно, он может выстроить успешный бизнес без особых трудностей.

    Недостатками средних компаний можно назвать высочайший уровень конкуренции и необходимости проведения сложной организационной работы. Получение разрешительных документов, привлечение серьезных денежных средств – всего этого удается избежать маленьким фирмам, но не начинающим свой активный рост.

    Минусами большой коммерции можно назвать:

    1. Избыточную концентрацию на экономике стран, в которых ведутся дела.

    2. Узкую локализацию хозяйственных отношений.

    3. Невозможность выйти за пределы определенной компании.

    Если сравнивать, все формы предпринимательства в части достоинств и недостатков, то в более выигрышном положении все же окажется последний, поскольку его негативные стороны с лихвой покрываются огромными доходами.

    Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного

    Разница между всеми типами ведения предпринимательской деятельности кроется в деталях. Нагляднее всего их представить в таблице.

    Отличительные черты Малый Средний Крупный
    Широта охвата Одно предприятие  Сеть фирм в городе или регионе. Сеть в разных областях страны или международная.
    Трудности получения кредита Любая сумма Большие финансы Отсутствуют 
    Способность к адаптации Легко подстраивается под изменения. Адаптируется трудно и медленно. Часто само становится инициатором внесения изменений.
    Количество работников Не более 100 человек. От 100 до 250 сотрудников. Свыше 251 человека.
    Годовой доход До 2-х миллионов рублей. До 800 миллионов рублей. До 2-х миллиардов рублей. 

    В дополнение к этому можно добавить еще одно отличие малого, среднего и крупного бизнеса. Государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является.

    При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться со всеми проблемами самостоятельно в условиях жесткой конкуренции.

    Выходя на этот уровень развития, нужно быть готовым к подобным трудностям.

    Основа успеха

    Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

    Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

    Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

    Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

    Спасибо!
    Ваша заявка принята, ожидайте ответа менеджера.

    Нормативная регламентация

    В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

    1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.

    2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.

    3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.

    4. Закон о развитии предпринимательства.

    Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила.

    Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

    Оценка эффективности

    Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

    1. Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

    2. Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

    3. Показатели, определяющие доходность капитала.

    Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

    Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

    Заключение

    Крупный, малый и средний бизнес имеют различия и весьма существенные. Но в то же время практически каждая предпринимательская деятельность начинается с нуля, постепенно развиваясь и расширяясь.

    Поэтому молодым коммерсантам приходится пройти все 3 формы предпринимательства. Естественно, что на своем пути они гарантировано будут сталкиваться с недостатками каждой из систем.

    При этом основной задачей станет приумножение достоинства, чтобы нивелировать негативные стороны.

    Главное в работе не забывать придерживаться установленных правил и норм, иначе не получится выйти на новые рынки и охватить большую аудиторию. Не следует и думать, что большой бизнес – гарантия успеха и долгожительства.

    Даже самые сильные компании иногда сталкиваются с такими экономическими условиями, пережить которые не получается, в то время как небольшие фирмы просто подстраиваются под новые условия и продолжают наращивать свои активы.

  • Источник: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/malyy-sredniy-i-krupnyy-biznes-chto-eto-takoe-opredeleniya-otlichiya/

    Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году

    Критерии малого и среднего предпринимательства в России

    Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

    Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
    • хозяйственные партнерства.

    Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

    Кто относится к субъектам МСП

    Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство.

    Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

    относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

    Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

    • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей.
    • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

    А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

    Категория субъекта МСП

    Выручка без НДС за год

    Среднесписочная численность работников

    Микропредприятие

    120 млн рублей

    не более 15 человек

    Малое предприятие

    800 млн рублей

    не более 100 человек

    Среднее предприятие

    2 млрд рублей

    не более 250 человек

    В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

    Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

    Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

    Государственный реестр субъектов МСП

    С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

    В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

    • наименование юридического лица или полное имя ИП;
    • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
    • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
    • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
    • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

    Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

    • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
    • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
    • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
    • полную контактную информацию.

    Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

    После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

    https://www.youtube.com/watch?v=XFw96LSkoTM

    Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

    Что даёт статус субъекта малого бизнеса

    Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

    • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
    • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
    • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
    • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

    Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

    О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье. 

    Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

    1. Налоговые льготы.

      Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).

      На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.

      Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.

    2. Финансовые льготы.

      Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

    3. Административные льготы.

      Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

      При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.

      При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

    Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

    Бизнес
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: