Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Содержание
  1. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями
  2. Нормативно правовой акт и его примеры
  3. 1. Что такое нормативно правовой акт?
  4. 2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?
  5. 3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?
  6. Принципы классификации нормативно правовых актов
  7. Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы
  8. 1) Примеры законов как нормативно правовых актов
  9. Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации
  10. Понятие нормативного акта
  11. Признаки
  12. Понятие юридической силы
  13. Классификация актов
  14. По субъекту принятия
  15. По сроку действия
  16. По территории действия
  17. По предмету правового регулирования
  18. По юридической силе
  19. Законы и подзаконные акты
  20. Нормативно – правовой акт: понятие и классификация
  21. Понятие и признаки нормативно-правового акта
  22. Классификация нормативно-правовых актов
  23. Законы
  24. Подзаконные акты
  25. Акты судебной власти
  26. Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА
  27. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой
  28. Иерархия законов по юридической силе
  29. Иерархия подзаконных актов
  30. Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор
  31. Соотношение общих и специальных норм права

Примеры нормативно правовых актов с пояснениями

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

Нормативно правовой акт и его примеры

Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

1. Что такое нормативно правовой акт?

Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

Права и обязанности человека: 33 вещи, которые нужно знать

Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

  1. Высокое качество.

    Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только юридическое образование, но и приличный опыт работы в этой сфере.

    Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

  2. Четкая структура.

    Даже если содержание бумаги не вызывает сомнений, но его структура отличается хаотичностью, такая бумага подлежит доработке. Наиболее оптимальная структура – вводная часть и статьи, которые тоже строятся по определенному принципу.

  3. Отражение объективной реальности.

    Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

    Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

  4. Доступность для понимания.

    Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

    Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

Основные особенности действующих НПА:

  1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
  2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
  3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
  4. Наличие специальных реквизитов:
    1.наименование акта (например, закон, постановление, приказ)
    2.наименование государственного органа, который принял данный документ (Государственная Дума, Президент, Правительство, Министерство)
    3.дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят
  5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
  6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
  7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
  8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
  9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
  10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

Принципы классификации нормативно правовых актов

Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

  • субъект инициирования создания документа;
  • область распространения;
  • срок действия;
  • уровень юридической силы.
Классификационные особенности в зависимости от
Субъекта инициирования создания документаКлассификационные особенности в зависимости от Создание нормативно-правового акта может инициироваться:- государственным органом;- общественной организацией;- народом (референдум).
Области распространенияВыделяют:- федеральные НПА;- акты субъектов РФ;- акты муниципальных органов;- локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
Срока действияВ зависимости от времени влияния выделяют:- акты, принятые на неопределенное длительное время;- акты временные (на определенный период).
Уровня юридической силыПо этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:- законы;- подзаконные акты.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.

Источник: https://yuristotboga.com/raznoe/primery-normativno-pravovyh-aktov.html

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации
Закон 14 января 2018

Любая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных актов. Какими они бывают? Какой документ будет считаться нормативным правовым актом? Какой правовой акт обладает высшей юридической силой? Об этом далее.

Понятие нормативного акта

Что такое нормативно-правовой акт? Данное понятие приводится в законодательстве, а также отлично раскрывается в различной юридической литературе.

В соответствии с вышеперечисленными источниками, нормативно-правовым актом признается документ официального характера, изложенный в письменном виде.

Его основная особенность заключается в том, что документ должен быть принят уполномоченным на то лицом.

В области юриспруденции таковые называются субъектами правотворчества, то есть те лица, которые имеют право издавать законы и подзаконные акты.

В своем содержании нормативно-правовой акт должен устанавливать либо отменять какие-либо нормы права.

За несоблюдение установленных в них правил со стороны государства в лице ведомственных органов полагается наказание в определенной форме и размере.

Все возможные виды наказаний также предусматриваются в содержании отраслевых актов (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Административный кодексы и т. д.).

Признаки

Данный документ имеет несколько признаков, которые определяют его как правовой акт высшей юридической силы.

Все они перечислены в законодательных актах государства, которые регламентируют порядок принятия и форму содержания нормативных актов.

В них говорится о том, что каждый акт должен быть создан по установленному образцу, а также быть оформлен в соответствии с определенной формой и иметь в себе все необходимые реквизиты.

Большое внимание в процессе принятия нормативного акта следует уделять тому, соответствует ли он другим нормативным правовым актам, обладающим юридической силой.

Законодатель отмечает, что такие документы в обязательном порядке должны быть приняты на основании норм права, а также содержать в себе установление или отмену других правовых положений.

Кроме этого, принятые или отмененные нормы должны распространяться на широкий круг лиц.

Все нормативные правовые акты высшей юридической силы должны быть рассчитаны на неоднократное применение, а на длительное существование – данное правило также определено законами и положениями.

Понятие юридической силы

Все государственные нормативные правовые акты, в зависимости от своей значимости, делятся на несколько категорий: законы федерального значения, указы, изданные Президентом государства, постановления, принятие Правительством, а также нормативные акты, что издаются министерствами, службами и другими ведомствами, которые относятся к представителям исполнительной власти, размещенными в федеральных единицах. Однако данная иерархия применима исключительно к нормативным правовым актам и законам с юридической силой федерального значения, то есть к тем, которые используются на территории определенного округа, края или другой территориальной единицы РФ.

В том случае, если речь идет об актах, имеющих общегосударственное значение, то имеет смысл их деление по несколько другим категориям. В данном случае высшей юридической силой обладают правовые акты, обладающие статусом федеральных законов, далее учитываются указы Президента, постановления, изданные Правительством.

В числе последних на иерархической лестнице находятся законы отдельных субъектов РФ. Менее значимыми признаются нормативные правовые акты, изданные федеральными министерствами, органами исполнительной власти, а также органов, которые занимаются ведением местного самоуправления.

Замыкают цепочку иерархической ступени нормативных актов локальные документы, которые могут приняты для применения на отдельной территории, предприятии или в определенном круге лиц.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы в государстве является Конституция РФ, положениям которой не может противоречить ни один закон или подзаконный акт, изданный в стране.

В том случае, если в законе любого типа имеет место несоответствие положениям нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, имеет место подача заявления в Конституционный Суд с требованиями о пересмотре законности сомнительных положений.

В том случае, если Суд признает незаконность положений нормативного правового акта, он обязан отменить его действие.

Классификация актов

В законодательстве существует определенная классификация нормативных актов по различным критериям.

К ряду таковых относятся срок и территория их действия, сфера применения и область отраслевой деятельности. Кроме этого, классификация нормативных актов по юридической силе также имеет место в практике.

По большей части, документы нормативного характера также классифицируют в зависимости от субъекта принятия.

По субъекту принятия

Субъектом принятия нормативного акта считается то лицо, которое издало документ. Как отмечается в законодательстве, данное лицо обязательно должно быть наделено правотворчеством.

В законодательстве указывается то, что субъектами правотворчества являются государственные и негосударственные органы, а также должностные лица.

Они могут принимать нормативные, содержание которых относится к кругу полномочий данных категорий лиц.

Кроме вышеперечисленных органов, субъектом правотворчества также является население государства, что закреплено в Конституции РФ – нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. Принятие законов народом осуществляется в порядке референдума, который должен проводиться с соблюдением всех описанных в законодательстве требований.

Огромное количество нормативных актов издаются руководящими органами и советами, действующими на предприятиях, в организациях или в учреждениях разных форм собственности.

Таким свойственно локальное действие – только в пределах того учреждения, в котором они были приняты.

Законодатель отмечает, что нормативные акты, по юридической силе действующие на одном предприятии, также должны в точности соответствовать Конституции государства, а также другим законам, которые действуют на его территории.

По сроку действия

В зависимости от такого показателя, нормативные правовые акты также могут быть разделены.

Любой документ, представленный в юридической практике, имеет определенный срок действия, который в обязательном порядке указывается в его содержании – это одно из требований к нормативным актам, представленных законодательством.

В тексте нормативного документа может быть указан постоянный срок его действия. Это, как правило, встречается в нормативно-правовых актах высшей юридической силы, примерами которых могут стать Конституция и законы федерального значения.

Как правило, остальные документы принимаются на определенный срок, который указывается в заключительных положениях нормативного акта.

В документах, которые имеют локальный характер действия, может быть указан срок до реорганизации или прекращения юридического лица.

По территории действия

Нередко нормативные правовые акты характеризуют по такому критерию, как территория, на которой они действуют. По данному показателю документы могут быть разделены на местные, региональные и те, который имеют федеральное значение.

К федеральным законам и подзаконным акта относятся те нормативно-правовые акты, по юридической силе распространяющиеся на территории всего государства. Они имеют действие в каждой структурной единице большого государства; все законы, которые принимаются в округах , краях и в других составляющих страны, не должны противоречить положениям нормативных актов федерального значения.

Нормативно-правовые акты регионального характера действуют в определенных структурных единицах страны.

Примером тому могут послужить конституции отдельных краев, уставы, регламенты, а также законы относительно отдельных структур, действующих в той или иной территориальной единице РФ.

Они имеют гораздо меньшую силу, чем акты федерального значения, однако, после общегосударственных законов такие нормативные акты по юридической силе являются наиболее важными в регионах своего действия.

Что касается нормативных актов местного значения, то они принимаются исключительно органами исполнительной власти конкретного города, района или любой другой мелкой административно-территориальной единицей конкретного региона. Свое значение они также имеют только на территории, на которой они были приняты.

Локальные акты принимаются на отдельных учреждениях, назначенными на то органами. Суть их заключается в регулировании деятельности на конкретной организации.

Яркими примерами таких документов могут стать коллективные договора, которые должны быть заключены на всех предприятиях любой формы собственности, уставы, регламенты, временные порядки для работников, а также другие акты, которые регулируют функционирование конкретного учреждения или организации.

По предмету правового регулирования

По данному критерию акты делятся в зависимости от того, в какой сфере они действуют и решение каких вопросов они регламентируют. Так, в области юриспруденции существуют понятия специализированных и комплексных правовых актов. К группе первых относятся те, которые принимаются для того, чтобы регулировать вопросы, возникающие в определенной сфере.

К таковым можно отнести как правовые акты, по юридической силе более сильные, так и второстепенные. Яркими примерами специализированных нормативных актов являются многие кодексы (гражданский, уголовный административный, семейный) – данные законы регламентируют осуществление правоотношения в какой-либо конкретной сфере.

Что касается комплексных актов, то к таковым можно отнести все те нормативно-правовые документы, которые регламентируют правовые отношения в разных сферах действия закона. Примером такового может стать Конституция государства, которая предписывает права и обязанности физических и юридических лиц в разных сферах государственной жизни.

Среди других актов прекрасным примером такового является Закон РФ “О валютном регулировании и контроле”.

По юридической силе

Юридическая сила нормативных правовых актов РФ напрямую зависит от того, какую значимость имеет документ для всего населения страны. Также она определяется тем, какой орган издает документ.

В иерархической лестнице юридических документов акты, изданные Президентом, несомненно, будут считаться выше тех, которые предписываются органами Правительства или местного самоуправления.

Очень часто они используются для более подробного толкования подзаконных актов.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

По юридической силе нормативные акты в РФ делятся на законы и подзаконные акты, локальные документы, а также те, которые издаются органами самоуправления на местах.

Среди всех них наивысшую степень значимости имеет Конституция, являющаяся основным законом государства.

После нее на иерархической лестнице находятся различные законы, которые принимаются для регулирования правоотношений в конкретных сферах жизни и деятельности как людей, так и юридических лиц.

Меньшей значимостью обладают документы, изданные органами местного самоуправления, которые предписывают правила поведения для населения определенного региона. И, наконец, среди всех перечисленных актов наименьшей значимостью обладают локальные, так как они распространяют свою силу только на уровне определенного учреждения.

Законы и подзаконные акты

В группе нормативных правовых актов РФ юридической силы большей степени обладают законы, а также изданные под их началом подзаконные акты.

Каждый закон очень важен для государства потому, что в его содержании в обязательном порядке содержатся сведения относительно прав, свобод и обязанностей как простого человека и гражданина, так и юридических лиц в определенной сфере юридической жизни государства и общества.

Среди всех законов огромное значение имеет Конституция РФ, которая предписывает не только права и свободы граждан страны, но также лиц с иными статусами, но еще и определяет статус страны, а также некоторых ее важных органов.

Кроме конституции в законодательной базе, имеются иные законы и кодексы, в которых наиболее четко отражены правовые особенности поведения в различных сферах жизнедеятельности. Например, суть отношений, связанных с использованием земли отражены в статьях Земельного кодекса.

Точные меры наказаний за совершения преступлений и проступков, а также описания самих деяний, за которые полагается ответственность, прописаны в статьях Административного и Уголовного кодексов, а тонкости правоотношений, связанных с ведением совместного быта, заключением брака, вступлением в наследство, рассмотрены в Семейном кодексе, а также отчасти в Гражданском.

Подзаконными актами – это все документы нормативного характера, которые издаются к отдельным законам определенными органами исполнительной власти, в компетенции которых находится решение отраслевых вопросов, отраженных в документе.

Кроме этого, орган, который издает подзаконный акт, непременно должен обладать правом законотворчества. Подзаконные акты в России издаются федеральными ведомствами, министерствами, а также другими органами исполнительной власти.

Каждый подзаконный нормативно-правовой акт должен в точности соответствовать всем нормам законов РФ, и не противоречить им ни в коей части.

Еще одним распространенным видом нормативных правовых актов являются договора.

Яркими примерами договоров, которые имеют силу нормативно-правового акта, являются коллективные, которые заключаются на предприятиях между сотрудниками в лице профсоюза и руководствующим органом или единоличным начальником всей организации. Данный вид нормативного правового акта имеет локальный характер и широко применяется в сфере трудового права.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/268495/

Нормативно – правовой акт: понятие и классификация

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Призыв на военную службу”, в которой изложены основные положения Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/

Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА

Классификация нормативных актов по юридической силе в Российской Федерации

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Иерархия законов по юридической силе

Иерархия подзаконных актов

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

Соотношение общих и специальных норм права

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ.

НПА — это основной источник права в современном государстве. Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ. Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции.

Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч. положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны. Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Иерархия законов по юридической силе

Нормативно-правовые акты по юридической силе (по мере убывания сверху вниз) можно представить следующим образом.

Остановимся на соотношении юридической силы законов субъектов РФ и федеральных НПА. Из анализа ст. 76 Конституции РФ и ст. 3 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 № 184-ФЗ можно сделать вывод о приоритете регионального НПА над федеральным, если он принят:

  • вне пределов ведения РФ;
  • вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Таким образом, если те или иные правоотношения находятся либо в ведении только РФ, либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то приоритет отдается закону РФ. Если же мы говорим о предмете ведения только субъекта РФ, то и приоритет уже за законом РФ.

Иерархия подзаконных актов

Отметим, что классификация НПА по юридической силе включает не только Конституцию РФ и законы, но и подзаконные акты, среди которых (на федеральном уровне):

  • Указы Президента;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • ведомственные акты (приказы, инструкции, методические рекомендации и др. документы органов исполнительной власти: министерств, ведомств, федеральных служб и агентств).

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов. Они носят вспомогательный характер, предназначены для конкретизации и толкования норм законов, могут также устанавливать новые нормы, но в любом случае не могут противоречить законам и должны им соответствовать.

Подзаконные акты могут быть изданы и на уровне субъекта РФ, а также муниципальных образований. Силу свою они будут распространять, разумеется, в пределах соответствующего субъекта или муниципального образования.

Какой нормативный акт выше по юридической силе — Конституция РФ или международный договор

В последнее время все большую популярность получает версия, что Конституция РФ все же имеет большую юридическую силу по отношению к международному договору (мы говорим о силе НПА внутри нашей страны).

Обратите внимание! Конституция признается особым НПА наивысшей силы для государства и ставить его в один ряд с прочими законами страны неверно.

В пользу версии о более высокой юридической силе Конституции РФ по сравнению с международными договорами говорит и п. 6 ст. 125 Конституции РФ: «Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Соотношение общих и специальных норм права

По объему регулирования общественных отношений нормы права подразделяют на общие и специальные. Так, первые регулируют определенный род общественных отношений, а вторые обладают всеми теми же признаками, что и общая норма, но конкретизируют некоторые из них.

Например, есть общие нормы, регламентирующие порядок заключения кредитного договора (ст. 819–821 Гражданского кодекса РФ). Однако в отношении потребительского кредита существуют также специальные нормы — ст.

7 закона «О потребительском кредите (займе)», которые, по сути, относятся к той же отрасли права, однако регулируют уже конкретный вид общественных отношений (в данном случае именно потребкредит) с учетом характерных для него особенностей.

Когда возникает конкуренция общей и специальной нормы (т. е. они друг другу противоречат), приоритет отдается специальным нормам. Это доктринальное правило, оно не прописано в общем виде в законе.

Однако порожденные им правила встречаются в НПА постоянно:

  • непосредственно в тексте общей нормы (например, оговорка «если иное не предусмотрено законом»);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/yuridicheskaya-sila-normativnyh-pravovyh-aktov-ierarhiya-npa/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: