Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?

Содержание
  1. Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?
  2. Расположение на карте
  3. Список федеральных округов в России
  4. Особенности административно-территориального деления России – Советы юриста – АНГАРД.РФ
  5. Виды регионов, входящих в состав РФ
  6. К чему отнести федеральные округа?
  7. Политические аспекты федеративного устройства
  8. История объединения субъектов России
  9. Статистика
  10. Законодательная база объединения регионов
  11. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
  12. Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии
  13. Объединение Камчатской области и Корякского АО
  14. Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО
  15. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО
  16. Конспект
  17. Федеративное устройство Российской Федерации
  18. Федеральные округа и их центры
  19. Цель и результат деления территории России на федеральные округа
  20. Цель деления территории на федеральные округа
  21. Результат деления на федеральные округа
  22. Экономическое районирование и федеральные округа РФ: почему они различаются?
  23. Как делили раньше экономические районы страны
  24. Как делят сейчас экономические районы страны
  25. Почему такое несоответствие
  26. Более удачное деление России
  27. Резюме

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России – в чем особенности?

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности?

Российскую Федерацию можно разделить на субъекты такие как:

  1. республики
  2. края
  3. города федерального значения
  4. области
  5. автономные округа и автономные области

Каждый тип субъекта имеет свои особенности в конституционно-правовом статусе. Ссылки на статьи Конституции России помечены знаком[*]при наведении мыши вы увидите содержащие соответствующие положения.

Республика
  • в Конституции России охарактеризована как – государство [*]
  • статус Конституцией России определяется и своей конституцией [*] [*]
  • наделен вправом устанавливать свои гос. языки [*]
Край, область и город федерального значения
  • статус определяется Конституцией России, а так же своим уставом, принимаемым краевым (городским или областным) законодательным (представительным) органом [*] [*]
Автономная область
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области [*] [*]
  • может быть принят федеральный закон об автономной области [*]
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа [*] [*]
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе [*]
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью [*]

Расположение на карте

Снизу приведены сведения о количестве субъектов РФ и их территориальном расположении на карте.

На карте двадцать одна Республика
На карте девять Краёв
На карте сорок шесть Областей
На карте два Города федерального значения
На карте одна Автономная область
На карте четыре Автономных округа

Данные представлены на 4-ое августа 2013 года.

Список федеральных округов в России

Федеральные округа в Российской Федерации созданы на основании Указа президента РФ В.В.Путина от 13 мая 2000 года под номером 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

Ниже представлен список федеральных округов России и их расположение на карте.

№ Ном Название округа Официальный сайт Его площадь в км² Его население за 01.01.2014 [*] Субъектов РФ Административный центр
1Центральный федеральный округcfo.gov.ru652,800↗3881987418Москва
2Южный федеральный округufo.gov.ru416,840↗139638746Ростов-на-Дону
3Северо-Западный федеральный округszfo.gov.ru1,677,900↗1380065811Санкт-Петербург
4Дальневосточный федеральный округwww.dfo.gov.ru6,215,900↘62266409Хабаровск
5Сибирский федеральный округwww.sibfo.ru5,114,800↗1929274012Новосибирск
6Уральский федеральный округwww.uralfo.ru1,788,900↗122342246Екатеринбург
7Приволжский федеральный округwww.pfo.ru1,038,000↘2973883614Нижний Новгород
8Северо-Кавказский федеральный округskfo.gov.ru172,360↗95900857Пятигорск
9Крымский федеральный округ27,161↗23424112Симферополь

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком [*] при наведении мыши вы увидите название документа.

Источник: http://xn—-7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/subjects.php

Особенности административно-территориального деления России – Советы юриста – АНГАРД.РФ

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями.

В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края).

Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

 Республики Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Крым3• Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия
 Края Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский
 Области Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская
 Города федерального значения Москва • Санкт-Петербург • Севастополь
 Автономная область Еврейская
 Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) • Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) • Чукотский • Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения.

В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время.

Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Источник: https://xn--80aaif6bu.xn--p1ai/poleznaya-informatsiya/osobennosti-administrativno-territorialnogo-deleniya-rossii/

Источник: https://businessizakon.ru/kak-razdeleny-okruga-rossii-federalnye-avtonomnye-i-gorodskie-okruga-rossii-v-chem-osobennosti.html

История объединения субъектов России

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности?

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов).

В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации.

Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов.

Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов.

Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются.

Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки.

В случае, если по итогам ания вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта.

Документ должен быть принят большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ.

На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв.

км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов.

В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край.

За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно.

Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв.

км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно.

Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс.

кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью.

С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проали 9,44% и 1,55% соответственно.

Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область.

Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года.

В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проали 90,29% избирателей, против – 8,89%.

В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс.

кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин.

С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Источник: https://tass.ru/info/8463307

Конспект

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности?

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни.

Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения».

А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства.

 Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Хабаровск.

Административно-территориальное устройство России 2018 г. (нажмите, чтобы увеличить)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82/

Цель и результат деления территории России на федеральные округа

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности?

Определение 1

Федеральный округ (ФО) – это укрупненная административно-территориальная единица, состоящая из нескольких регионов.

ФО находятся в прямом федеральном подчинении в Бразилии, Мексике и США. Федеральный округ представляет собой часть унитарного государства, в котором существуют свои органы местной власти.

Как правило, ФО создается для повышения эффективности государственного регулирования экономических, политических и социальных общественных процессов.

Деление на административные единицы проводится в странах с федеративным устройством.

Сами федеральные округа имеют унитарное административно-территориальное устройство. Они подчиняются органам местного самоуправления, регулируются особыми законами.

На сегодняшний день в России действует 8 федеральных округов:

  1. Центральный.
  2. Северо-западный.
  3. Южный.
  4. Северокавказский.
  5. Уральский.
  6. Приволжский.
  7. Сибирский.
  8. Дальневосточный.

Они включают в себя области, республики, края, города федерального значения и автономные округа. Иначе эти образования называются федеральными субъектами. Помимо деления на федеральные округа в России существует деление на экономические районы. Их больше, чем федеральных округов.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Федеральные округа могут выступать как самостоятельные субъекты международных отношений. Они имеют право заключать договора с иностранными государствами.

Например, Дальневосточный округ строит отношения со странами Азии, интегрируясь в экономику этого региона. Взаимодействие с соседними странами так же происходит на уровне отдельных регионов и субъектов федерации.

Белоруссия имеет соглашения с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской областью.

Цель деления территории на федеральные округа

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением.

В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями.

Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику.

Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности.

В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:

  1. Определение проблем региона, поиск причин их происхождения.
  2. Постановку целей.
  3. Формирование стратегии, которую необходимо реализовать.
  4. Подбор инструментов, выстраивание тактики.
  5. Оценка проводимой политики.

Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики.

Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики.

Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования.

В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.

Результат деления на федеральные округа

Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации.

Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.

Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:

  1. Сосредоточение ресурсного потенциала.
  2. Замыкание хозяйственных связей.
  3. Повышение эффективности государственного регулирования.
  4. Обеспечение управляемости.
  5. Надежность, маневренность, гибкость региональной политики.
  6. Совмещение социально-экономических и административных элементов.
  7. Широкая комплексность хозяйства.

На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы.

Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов.

Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/cel_i_rezultat_deleniya_territorii_rossii_na_federalnye_okruga/

Экономическое районирование и федеральные округа РФ: почему они различаются?

Как разделены округа России? Федеральные, автономные и городские округа России - в чем особенности?

Как известно с начала 2000-ых годов для укрепления вертикали власти были созданы 7 федеральных округов:

Федеральные округа России. С изначального уровня их границы менялись (В 2008 был создан отдельный Северо-Кавказский ФО, с 2014 Крым включен в Южный ФО, Также с 2018 два сибирских региона – Бурятия и Чита были отнесены к Дальневосточному ФО.

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Уральский
  • Сибирский
  • Дальневосточный

С 2008 года тогдашний президент Дмитрий Медведев выделил из Южного округа отдельный Северокавказский (в итоге получилось 8 ФО), что в целом правильно, за исключением пожалуй того что Ставропольский край так и остался в Северокавказском округе, в идеале его также следовало оставить в южном, а для северокавказских республик создать отдельный округ. Затем было включение Крыма в Южный ФО, а с 2018 Чита и Бурятия были отнесены к Дальневосточному ФО.

Поговорим о другом, а именно почему такое деление с полномочными представителями президента в этих федеральных округах не совпадало с естественным районированием страны известном ещё со времен Российской империи и Советского Союза.

Как делили раньше экономические районы страны

Очень толковые парни-ученые по мере складывания единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза опираясь в том числе на работы П. П. Семёнова-Тян-Шанского и Д. И. Менделеева районирвоали всю страну на территориально-производственные комплексы ( в силу общей инфраструктуры, смежных производств, кадровой базы, энергомощностей и т. д). ТПК определяли как:

«территориальная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда Окончательно сформированные экономические районы СССР в 1966 году.

Как делят сейчас экономические районы страны

К настоящему моменту в Российской Федерации принято выделять 12 экономических районов.

  • Центральный
  • Центрально-Черноземный
  • Северный
  • Северо-Западный
  • Поволжский
  • Волго-Вятский
  • Северо-Кавказский
  • Уральский
  • Западно-Сибирский
  • Восточно-Сибирский
  • Дальневосточный
  • Калининградский (отдельный анклав России)

Почему такое несоответствие

Можно предположить что изначально это было политическое решение которое к тому же накладывалось на карту военных округов Российской Федерации того времени (сейчас у нас другие военные округа).

Военные округа ко времени прихода Путина к власти на начало 2000 годов.

Сейчас военные округа предельно сократили – до 4 что упрощает оборону и в целом более оперативно в управлении, ответственности и защите территории.

4 военных округа РФ – на 2019 год.

Более удачное деление России

В идеале все административно-территориальное деление стоит реформировать по меридианам и параллелям как штаты в США.

В силу огромной территориальной протяженности – подобие федеральных округов должно остаться, но само название не совсем удачное – Округ, в идеале стоит заменить на Мегасектора.

1. Дальнему Востоку – придать новое название – Рутения (границы от реки Лены до Тихого океана)

2. Границы Сибири – должны быть проложены по двум великим сибирским рекам – Оби и Лене.

3.1. Западная граница Уральского мегасектора соответственно должна проходить по западной стороне Оби. Урал включать в себе соответственно как традиционные города – Екатеринбург, Челябинск, все города до Оби (с притоком Иртыша)

3.2. Восточная граница Уральского мегасектора соответственно должна быть расширена до Оренбурга, Перми, Уфы, Ижевска (город оружейников которых по духу стоит отнести к Уралу), также часть республики Коми и Ненцкого автономного округа – с выходом к Северному Океану (что более точно соответствует географическим границами Уральского хребта).

4.

Волжскому мегасектору – соответственно отнести все земли волжского экономического района (Татарстан, Самару, Ульяновск, Пензу, Саратов, Волгоград, Астрахань, Калмыкию) + волго-вятского экономического района (Нижний Новгород, Киров, Чувашия, Мари Эл, Мордовия) + в идеале с продлением границы до предкавказья (для ровных границ включая часть территории Ростовской области, Ставрополя, Дагестана)

5. Границы центрального федерального округа – придать старинное название Великороссия.

Регионы входящие в данный мегасектор практически не изменяться за исключением выравнивания границ (Москва, Ярославль, Тверь, Рязань, Тамбов, Тула, Владимир, Воронеж, Кострома, Смоленск, Брянск, Липецк, Курск) – и реорганизацией Ивановской, Калужской и Орловской областей в сосав других регионов Великороссии.

Потенциально же в состав Великоросского мегасектора следует включать и всю территорию Белоруссии и всю северную половину Украины.

6. Северо-западный федеральный округ практически не должен измениться- за исключением своего названия – Североросский мегасектор и выравнивания границ по своей южной границе

7. Что касается южного федерального округа – с новым названием Югороссия – В нем по сути остается Кубань, Ростов, Крым – но он будет расширен за счет оставшейся южной части Украины.

8/ Что касается российских северокавказских республик – в силу особых географических и этно-культурных особенностей эту территорию крайне трудно выделять от остального Кавказа (который не входит в состав РФ).

Поэтому в качестве общего районирования можно было бы обозначить эту территорию как – Колхидия (в честь аргонавтов когда то плававших туда в поисках золотого руна) и преобразовать эту территорию в особый территориально-промышленный комплекс.

Резюме

Данное новое деление государства рассматривалось с сугубо практичной, эффективно-управленческой и геополитической позиций.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/thedailyplanet/ekonomicheskoe-raionirovanie-i-federalnye-okruga-rf-pochemu-oni-razlichaiutsia-5ce73e86cb1ea900b242adba

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: