Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

Содержание
  1. Калиновский К.Б. Тема 3. принципы уголовного процесса. Уголовный процесс. Конспект лекций
  2. 1. Понятие и классификация принципов уголовного процесса
  3. 2. Принципы публичности и законности в уголовном процессе
  4. 3. Равенство сторон и независимость суда
  5. 4. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
  6. 5. Презумпция невиновности
  7. 6. Непосредственность исследования доказательств и их оценка по внутреннему убеждению
  8. Источники уголовно-процессуального права
  9. Действующее уголовно-процессуальное законодательство
  10. Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр
  11. Структура и задачи источников уголовно-процессуального законодательства
  12. Определение
  13. Значимость
  14. Разновидности
  15. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса
  16. Система принципов уголовного процесса
  17. Виды уголовно-процессуальных принципов
  18. Значение принципов уголовного судопроизводства
  19. Источники уголовно процессуального права: законодательство, структура, виды и задачи
  20. Понятие источников
  21. Международные договора РФ
  22. Конституция
  23. УПК РФ
  24. Федеральные законы

Калиновский К.Б. Тема 3. принципы уголовного процесса. Уголовный процесс. Конспект лекций

Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

К оглавлению; Мобильная версия.

1. Понятие и классификация принципов уголовного процесса

Принципы уголовного процесса – это руководящее идеи, выражающие сущность уголовного процесса.

Принципы уголовного процесса обладают следующим признаками:

* Закреплены в уголовно-процессуальном праве в виде специально посвященных им статьях нормативных актов (глава 2 УПК) или в совокупности иных процессуальных норм;

* Представляют собой уголовно-процессуальные нормы общего характера;

* Имеют сквозной характер действия, пронизывают все стадии уголовного процесса;

* Выражают необходимую меру справедливого и должного в процессуальном праве.

Классификация принципов проводится по различным основаниям:

* По степени общности (абстрактности) принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институциональные;

* По источнику закрепления – закрепленные в международно-правовых актах, Конституции РФ, УПК;

* По сфере действия – организационные или судоустройственные (определяющие построение правоохранительной системы) и функциональные или судопроизводственные (определяющие процессуальную деятельность);

* По типам уголовного процесса – принципы розыскного и публично-состязательного судопроизводства.

Розыскной уголовный процесс подчинен идее единства. В нем действуют основополагающие принципы официальности (должностной инициативы) и инструктивности (чрезмерной регламентации). Из них вытекает процессуальное единоначалие, письменность, ревизионное начало, тайность, формализм.

В публично-состязательном уголовном процессе система принципов складывается из основополагающих принципов-максим – равноправия сторон и независимости суда.

Из них вытекают принципы очности, непосредственности исследования доказательств, свободной оценки доказательств, устности, гласности, срочности судебной защиты, недопустимости повторного уголовного преследования за одно и то же деяние, истины, неприкосновенности личности.

2. Принципы публичности и законности в уголовном процессе

Эти принципы являются общеправовыми. Их содержание различается в розыскном и состязательном уголовном процессе.

В розыскном процессе публичность означает обязанность действовать органов розыска в соответствие с должностной инициативой ради достижения государственных интересов вопреки интересам граждан. Законность в условиях розыска выражается в инструктивности – точном исполнении инструкций – законов.

Публичность в состязательном уголовном процессе означает, что производство ведется в общественных интересах, но с максимальным обеспечением интересов частных. Публичность обеспечивается по следующим направлениям:

* Уголовное преследование и обвинение ведется государством в лице прокуратуры и органов расследования вне зависимости от просьбы заинтересованных лиц.

Исключением являются дела частного и частно-публичного обвинения, которые возбуждаются только по заявлению потерпевшего.

Дела частного обвинения подлежат обязательному прекращению при примирении сторон до удаления суда в совещательную комнату (ст. 20 УПК).

* Правообеспечительная деятельность возлагается на государственные органы, ведущие процесс и адвокатуру. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны охранять права и свободы граждан в уголовном процессе. Обвиняемому (подозреваемому) обеспечивается право на защиту;

* Примирительная деятельность в уголовном процессе по восстановлению общественного (публичного) мира. По делам частного обвинения суд обязан принимать меры по примирению сторон. По остальным делам допускаются альтернативы уголовному преследованию (прекращение дела в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, изменением обстановки).

Законность в состязательном процессе означает соблюдение должной (надлежащей) правовой процедуры (равноправия сторон и независимости суда): а) в нормативных актах (верховенство права), б) в деятельности органов, ведущих процесс, и остальных участниках судопроизводства (общеобязательность права). Из этих положений следует, что:

* Не подлежит применению закон, противоречащий Конституции РФ и УПК;

* При несоответствии иного нормативного акта УПК РФ, применяется УПК;

* Нарушения норм УПК влекут отмену принятых решений и признание доказательств недопустимыми, а для граждан – применение мер принуждения.

* Решения должностных лиц, осуществляющих судопроизводство, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

3. Равенство сторон и независимость суда

Равенство сторон и независимость суда являются основными принципами состязательного уголовного процесса, образующими должную (надлежащую) процедуру.

Равенство (равноправие) сторон означает требование предоставить им в процессе равновеликие возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов. Это правило «помощи слабому». Сторона защиты фактически слабее стороны обвинения, за которой стоит государство.

Поэтому защите предоставляются дополнительные процессуальные преимущества (привилегии защиты): толкование сомнений в пользу обвиняемого, обязательное участие защитника, разрешение делать все, что прямо не запрещено и др.

Равноправие сторон обеспечивается запретом возлагать на обвинителя судебные полномочия, правом на защиту, неприкосновенностью личности.

Принцип процессуальной независимости суда — это требование беспристрастности и объективности суда по отношению к сторонам и другим участникам судопроизводства, а также оценки им доказательств, исходя лишь из своего собственного (внутреннего) убеждения.

Независимость суда в широком смысле предполагает: его активность, самостоятельность от других ветвей власти, невозложение на него функций обвинения и защиты, его объективность и беспристрастность.

Независимость суда обеспечивается комплексом процессуальных средств: запретом возлагать на него функцию уголовного преследования, коллегиальностью, гласностью, процедурой формирования состава суда, институтами подсудности и отводов, процессуальными формами судебного надзора, свободной оценкой доказательств, непосредственностью их исследования.

4. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту

Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту от уголовного преследования означает всю совокупность прав, им принадлежащих. Оно обеспечивает равноправие сторон в состязательном судопроизводстве.

Право на защиту принадлежит любому, в отношении кого совершаются действия в порядке уголовного преследования (осуществляется допрос в качестве свидетеля, но по обстоятельствам их участия в совершении преступления, проводится обыск в их жилище и т.д.).

Право на защиту складывается из четырех групп прав: по ознакомлению с обвинением, по выдвижению защитительного тезиса (доводов), по подкреплению его доказательствами и на помощь профессионального защитника.

Принцип обеспечения права на защиту охватывает:

* Права, которые подозреваемый и обвиняемый могут реализовать собственными действиями путем представления доказательств, участия в суде в допросах других подозреваемых и обвиняемых (подсудимых), потерпевших, свидетелей и экспертов, подачи жалоб на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда.

* Права, которые могут осуществляться ими с помощью защитника и законного представителя путем реализации прав и обязанностей этих лиц.

* Обязанности дознавателя, следователя, прокурора и суда, соответствующие правам подозреваемого, обвиняемого, законного представителя и защитника, если эти права могут быть реализованы лишь путем выполнения названными должностными лицами и органами определенных встречных действий.

* Процессуальные гарантии защиты, действующие в силу закона, даже при отсутствии волеизъявления заинтересованных лиц.

Это презумпция невиновности, включая возложение бремени доказывания на обвинителя и толкование сомнений в пользу обвиняемого, правила о недопустимости доказательств полученных с нарушением закона (ст.

75 УПК), правило о недопустимости поворота обвинения к худшему (385, 387, 405 УПК); нормы, обеспечивающие свободу обжалования в апелляционном и кассационном порядке приговора и других судебных решений (ст. 370, ч. 1 ст. 385 УПК).

5. Презумпция невиновности

В силу презумпции невиновности подозреваемый или обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в установленном уголовно-процессуальным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК). Это опровержимая презумпция, обеспечивающая равноправие сторон.

Из предположения о невиновности вытекают следующие выводы:

* Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, которая предполагается. Бремя доказывания виновности и опровержения доводов защиты лежит на стороне обвинения.

* Все неустраненные обвинителем сомнения в виновности обвиняемого, как частичка неопровергнутой презумпции, толкуются в его пользу.

* Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, а оправдательный может опираться на предположение о невиновности.

* Недоказанная виновность (причастность к совершению преступления) означает установленную невиновность (непричастность).

6. Непосредственность исследования доказательств и их оценка по внутреннему убеждению

Непосредственность исследования доказательств означает требование обязательного представления и исследования в суде доступных первоисточников информации. Между судом и фактами, которые он устанавливает, должно быть как можно меньше посредников.

В условиях состязательности требование непосредственности распространяется и на стороны, которые также вправе исследователь первоисточники. Это называется правом обвиняемого на очную ставку (перекрестный допрос) с любым свидетелем обвинения.

Принцип непосредственности соединяется с правилом очности (личного присутствия), поэтому в состязательном производстве идеальными первоисточниками считаются не подлинник документа или оригинал предмета, а именно лицо, составившее документ, представившее данный предмет. В силу принципа непосредственности в суде по общему правилу запрещено оглашать письменные протоколы допросов (производных доказательств), а требуется устная дача показаний (первоначальных доказательств).

Оценка доказательств по внутреннему убеждению иначе называется принципом свободы оценки доказательств. Прежде всего, он обеспечивает независимость суда, но распространяется и на других правоприменителей: прокурора, следователя, дознавателя. Внутреннее убеждение есть полная уверенность субъекта оценки доказательств относительно достоверности полученных выводов.

Свобода оценки доказательств предполагает:

* Запрет правоприменителю принимать во внимание при оценке доказательств какие-либо посторонние мнения лиц, не участвующих в процессе, а равно не основанные на доказательствах утверждения сторон и иных участников судопроизводства. Поскольку внутренне убеждение основывается на совокупности имеющихся доказательств.

* Запрет формальной оценки доказательств, когда одни из них имеют заранее установленную силу.

* Субъекты доказывания должны руководствоваться законом (правилами допустимости доказательств) и совестью (сознанием своей нравственной ответственности).

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/3.html

Источники уголовно-процессуального права

Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

Источники уголовно-процессуального права — это содержащие уголовно-процессуальные нормы акты, образующие систему уголовно-процессуального права, обусловленную предметом его регулирования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ.

В самом законе названы всего лишь два нормативных источника уголовно-процессуального права — Конституция РФ и УПК РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В действительности же круг нормативных законодательных источников уголовно-процессуального права гораздо шире. К их числу относятся:

а) Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу,прямое действие и применяется на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ).

В Конституции РФ закреплены основные начала уголовного судопроизводства и гарантии прав личности в уголовном процессе, которые находят свою конкретизацию в нормах других уголовно-процессуальных законов. Среди них — принципы законности (ст. 15), осуществления правосудия только судом (ст.

118), равенства перед законом и судом (ст. 19), уважения достоинства личности (ст. 21), неприкосновенности личности (ст. 22), презумпция невиновности (ст. 49) и др.

б) Федеральные конституционные законы, регламентирующиесудопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации.

Это — федеральные конституционные законы «О КонституционномСуде РФ», «О судебной системе»1, «О чрезвычайном положении»,«О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»3, в которых содержатся отдельные нормы уголовно-процессуального характера.

В частности, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»устанавливает порядок привлечения данного должностного лица куголовной ответственности и раскрывает содержание его иммунитета в сфере уголовного судопроизводства.

в) Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 18 декабря2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом от 18 декабря 2001 г.

№ 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» установлены иные сроки и порядок введения в действие.

УПК РФ является главным источникомуголовно-процессуального права, поскольку именно он детально регламентирует порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

г) Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы. Это, например, федеральные законы от 12 июня 2002 г.

№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от, от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 12 февраля 2001 г.

№ 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» и другие.

д) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ ониявляются составной частью законодательства России, регулирующего уголовное судопроизводство.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г.

№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что под общепризнанными принципами международного праваследует понимать основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо, а общепризнанная норма международного права — это правило поведения,принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного

Стоят отдельного упоминания следующие редкие источники:

е) Указы Президента РФ. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 90 Конституции РФ указы Президента РФ обязательны для исполнения навсей территории РФ, но они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В 90-е годы прошлого века Президент РФ неоднократно принимал указы, которые регламентировалии вопросы уголовного судопроизводства. Некоторые из них противоречили и Конституции, и федеральным законам, но тем не менеереально действовали и исполнялись.

Это, в частности, Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который применялся в течение 3 лет, а затем был отменен.

В настоящее время указы Президента РФ не содержат норм уголовно-процессуального права, но нельзя исключить их появления в будущем.

ж) Законы СССР. Некоторые законодательные акты СССР продолжают действовать на территории РФ, если они не противоречатКонституции России и российскому уголовно-процессуальному законодательству.

Это, к, примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.

«О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», который до сих пор регулирует многие вопросы реабилитации невиновных.

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ, указаний Генерального прокурора РФ и пр

Внимание! Это спорный вопрос.

Помимо законодательства, существует и целый ряд других источников, которые также содержат нормы, регулирующие отношения в уголовном судопроизводстве, однако общеобязательность их исполнения неоднозначна.

С одной стороны, их можно именовать источниками уголовно-процессуального права, так как в подавляющем большинстве случаев данные акты все таки исполняются. С другой, они формально не относятся к нормативным актам. Выделим три момента:

а) Признание норм (или их смысла) неконституционными обязательно для всех. Есть мнение, что это полноценный источник права. Сюда относятся Постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ определяет, соответствуют ли те или иныеположения уголовно-процессуального закона Конституции РФ, атакже выявляет конституционно-правовой смысл норм уголовно-процессуального права.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Как показалапрактика, решения Конституционного Суда РФ нередко приводилик настоящему реформированию уголовно-процессуального законодательства, вызывая отмену или изменение соответствующих нормуголовно-процессуального закона. Это касается и УПК РФ, многиенормы и положения которого уже стали предметом конституционного контроля.

б) Толкование закона желательно, но не обязательно для всех. Сюда относятся Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Издавать акты официального толкования уголовно-процессуального закона в Россиивправе два органа судебной власти: Пленум Верховного Суда РФ иКонституционный Суд РФ.

Однако акты толкования названных судебных органов носят совершенно разный характер, поскольку цели,стоящие перед этими судами, неодинаковы. Так, согласно ст. 126Конституции РФ, ч. 5 ст.

19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения судам по вопросам применениязаконодательства РФ.

Принятые Пленумом Верховного Суда РФакты толкования уголовно-процессуального закона содержат важные для правильного понимания и применения норм действующегоуголовно-процессуального законодательства указания, основанныена многолетнем изучении судебной практики. Разъяснения Верховного Суда России широко используются всеми правоохранительными органами для разрешения правовых вопросов в ходе уголовногосудопроизводства.

в) Обязательны для органов, в структуре которых они изданы. Сюда относятся подзаконные нормативные акты. Данные нормативные актыиграют лишь вспомогательную, но далеко не последнюю роль в регламентации некоторых аспектов уголовного судопроизводства.

Правом на их принятие обладает ограниченный круг субъектов —Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД России, ФСБ России, Минюст России, которые издают подзаконные нормативные акты, касающиеся такихвопросов, как принятие заявлений и расследование некоторых категорий преступлений, взаимодействие правоохранительных органовпри расследовании преступлений, производство судебных экспертиз, изъятие и хранение вещественных доказательств и т.д. Так, приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. № 438 утверждена Инструкция опорядке осуществления привода2, который отнесен законом (ст. 113УПК РФ) к иным мерам процессуального принуждения.Право на принятие подзаконного нормативного акта иногда прямо предоставляется органам исполнительной власти самим законодателем (так называемое делегированное законодательство). Например, во исполнение предписаний ст. 82 УПК РФ, в соответствии скоторой условия хранения, учета и передачи отдельных категорийвещественных доказательств устанавливаются Правительством РФ,было принято постановление от 20 августа 2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихсявещественными доказательствами, хранение которых до окончанияуголовного дела или при уголовном деле затруднительно»3.В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ уголовно-процессуальное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что субъекты РФ немогут регулировать никакие вопросы уголовного судопроизводствана своей территории, хотя в недавнем прошлом такие попытки предпринимались неоднократно.

Источник: https://crimlib.info/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

Структура и задачи источников уголовно-процессуального законодательства

Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

Источники уголовного процесса необходимы, чтобы иметь возможность регламентировать направление, имеющее уголовно-процессуальное значение. Регулировать такие отношения призваны нормативные документы. Приняты указанные положения разными органами, входящими в систему государства. При разработке госорган действует в пределах той компетенции, которой наделен.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Определение

Под правовой формой понимается закрепление и выражение действующих в стране норм. В современности каждая система права устанавливает приоритетные для неё виды источников. Таблица разнится в зависимости от того, какие в государстве сложились традиции, ситуации в политике, уровень развитости и прочих показателей.

Учебный момент предусматривает, что в число основных источников включаются:

  1. Законодательные положения. Они принимаются органами государства или посредством проведения выборов.
  2. Прецеденты, носящие судопроизводственный характер.
  3. Источники, связанные с религией.
  4. Обыкновения и обычаи относительно жизни страны.
  5. Договоры между странами, а также принципы права, применяемого между государствами.

Источники права не имеют единого понятия в литературе. Наука предусматривает положения и подходы, обладающие общим значением. В частности, российские учёные говорят, что определение источников может быть в материальном, юридическом, а также формальном смысле.

Особенность взгляда зарубежных учёных состоит в том, что они стремятся определять рассматриваемое понятие в широком смысле.

К примеру, шотландцы подразделяют источники права на:

  • исторические;
  • квазиисточники;
  • формальные.

Последние, в свою очередь, также делят на основные и второстепенные. Повышенный интерес проявляют относительно последней подгруппы, так как она выражена формой права.

Иерархия устанавливается в каждом государстве индивидуально. По общим правилам Россия отнесена к числу континентальных правовых систем, поэтому основным источником выступает нормативный документ. Рассматриваемое направление также разделяет данное положение.

Дисциплина уголовно-процессуального права говорит, что источник –это формат для закрепления и выраженности правовых положений. Такие нормы обладают направленностью относительно урегулирования порядка, который устанавливается для уголовной процедуры.

Когда происходит определение источников уголовно-процессуального права, нужно учитывать, что рассматриваемая сфера относится к числу публичных и что исключительным ведением РФ считается законодательство, применяемое в этом направлении.

Значимость

УПК определяется как положения, носящие нормативный характер, которые обладают высшей силой с юридической точки зрения. Принимаются они законодательными органами государства. С их помощью регулируются общественные отношения относительно процедуры.

Данная разновидность законодательства призвана обеспечивать защиту гражданина, страны и общества от посягательств, носящих противоправный характер. Соблюдение действующих норм обязательно для работников прокуратуры, суда, лиц, проводящих расследование, и прочих субъектов, наделённых полномочиями в сфере судопроизводства.

Особенность уголовно-процессуального закона, как и его структуры,состоит в том, что его действие связывается с применением закона. Используется при возбуждении дел, расследовании и рассмотрении материалов судом.

Значимость норм в рассматриваемой отрасли права определена посредством некоторых обстоятельств:

  • с их помощью устанавливается рациональный порядок деятельности правоохранительных органов и судей;
  • правила, действующие в уголовном судопроизводстве, установлены продиктованной практической целесообразностью, которая направлена на обеспечение эффективных мер и способов для отыскания, оценки и процедуры закрепления найденных доказательств;
  • посредством рассматриваемых норм удаётся гарантировать деятельность судопроизводства, точнее, органов, которые данную деятельность осуществляют;
  • происходит определение компетенции указанных органов, что способствует раскрытию преступного деяния, а также направлено на изобличение виновных;
  • законодательные указания применяются правильно;
  • определяется действие границ органов, носящих правоприменительное значение (к примеру, суд и прочие) относительно иных участников криминального судопроизводства;
  • законодательство имеет возможность одновременно обязать и наделить правомочиями субъекты отношений.

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу – когда законодательные положения соблюдаются полностью и нет отклонений от данных норм, тогда есть возможность укрепить законность и порядок в обществе. Данное положение является обязательным условием для благополучной развитости общественности в государстве.

Разновидности

Модернизация в общественной сфере некоторым образом влияет на процедуру формирования источников. Наука определяет нормы данного процесса как бумаги, имеющие нормативный характер. Они закрепляются государственными органами и отражаются в их волеизъявлении. Указанные положения относятся к сфере уголовного судопроизводства.

Стоит отметить, что вопрос касательно источников уголовного дела обладает определённой спецификой.

В силу указаний законодателя в качестве источников права выступают не только законодательные положения, но и акты, которые принимаются различными ведомствами.

В частности, документ может издаваться органами, которые выполняют административную функцию, прочими учреждениями, функционирующими в распорядительной и исполнительной сфере.

Представление о рассматриваемом праве и его источниках в России сложилось такое, что основным выступает закон, принимаемый на федеральном уровне. Это говорит о том, что действия по его принятию реализуются законодательными органами государства.

В данный документ включаются положения относительно порядка судопроизводства по криминальным делам. Криминальный закон содержит в себе пределы и основания для ограничений и лишений правомочий.

Регулирование должно происходить только на законодательном уровне, поэтому ведомственные и иные акты не принимаются во внимание.

Специалисты указывают, что относительно криминально-процессуальной направленности важным выступает Пленум Верховного Суда, который решает вопросы сложившейся судебной практики. Основаны подобные решения на результатах изучения большого количества дел уголовной направленности, которые рассмотрены различными судебными инстанциями в субъектах государства.

Кроме того, на указанные акты имеет влияние анализ статистических показателей в исследуемой сфере. Стоит обратить внимание на тот момент, что разъяснения рассматриваемых Пленумов не наделены правовым характером.

Связываются такие положения с тем, что в актах отражаются не новые правила, которые способны восполнить образовавшиеся в законодательстве пробелы, а указаны рекомендации по решению того или иного вопроса, возникшего в практической сфере.

Разъяснения, данные высшим судебным органом, носят обязательный характер для судебной направленности, должностных лиц, которые применяют законодательство на практике.

Перечень правовых направлений, которые относятся к источникам, должен состоять из следующих законов федерального уровня:

  1. Конституция страны. Собрание норм, представленных в основном законе государства, обладает высшей силой с юридической точки зрения. Рассматриваемые положения являются основой, используются на всей территории, входящей с состав РФ. Имеет назначение в виде базы для всех законодательных актов. Иные законы не должны иметь противоречий по отношению к указанному документу. Толкование Конституции затрагивает и уголовное судопроизводство. В некоторых главах закреплены положения относительно свобод и правомочий граждан, кроме того, отражена компетенция судебной системы. Самостоятельные предписания указывают на базовые институты, которые лежат в основе криминальной процедуры. Это касается равенства всех людей перед законодателем, а также судом, неприкосновенность человека, личной жизни, охраны переписки и прочих положений.
  2. Посредством принятия Конституции утверждается институт судебной власти, которая носит правовой характер. Также её будут составлять положения относительно самостоятельности суда, его правомочий. даёт понять, что генезис суда независим от иных ветвей власти. Надлежащий порядок осуществления правосудия говорит о том, что человек не может быть осуждён несколько раз за одно и то же действие.
  3. Включать такая процедура в себя будет то, что при осуществлении правосудия должностным лицам не разрешено применять доказательную базу, которая получена с нарушением правовых предписаний. Никто из людей не несёт обязанность относительно дачи показаний против себя либо лиц, с которыми он состоит в близком родстве, браке. Помощь лицам, которые обвиняются в совершении противоправных деяний, оказывается бесплатно, что указано в законах.
  4. УПК. Стоит обратить внимание, что положения Конституции не затрагивают всей полноты производства правосудия в стране. В большей части ответ на вопросы предусматривается нормами уголовно-процессуального законодательства. Составлять его будут основные положения вышеупомянутого закона. Данный документ имеет направленность на формирование общих целей и задач, определение компетенции лиц, трудящихся в сфере дознания и следствия. Структура УПК, который действует в настоящее время, подразделена условно на классы. В частности, они находятся в прямой зависимости от этапов судопроизводства по делам криминальной направленности и их содержания.
  5. Принципы и нормы международного права, которые обладают общепризнанным характером. Кроме того, в данную группу включаются договоры международного значения. Правописание в описываемом направлении выступает немаловажным признаком. Конституция предусматривает, что общепризнанные нормы и принципы права, которые действуют на международном уровне, а также соглашения, заключённые между несколькими странами, относятся к части правовой системы, складывающейся в России. Когда договором предусматриваются иные положения, нежели те, что закреплены в основном законе государства, – применяться должны пункты договора, заключённого между государствами.
  6. Практическая значимость придаётся процессу регулирования судопроизводства в сфере криминальных дел договорами, которые содержат положения о правовой помощи. Их применение решает многие вопросы, связанные с сотрудничеством с правоохранительными структурами, которые ведут расследование и правосудие по делам. Подобные соглашения заключены между Российской Федерацией и странами, относящимися к Восточной Европе. Также подобные договоры имеют место быть со странами, входящими в состав СНГ и прочими государствами.
  7. К числу более значимых бумаг, которые имеют отношение к реализации процесса, относятся международные пакты о политических и гражданских правах, Всеобщая декларация, где прописаны права человека, также сюда относятся Конвенции, которые закрепляют защиту свобод и правомочий людей, запрещают реализовывать пытки и иное жестокое отношение. Это связано с тем, что перечисленные действия вызывают опасность для человека.
  8. Прочие законы, принятые на федеральном уровне. Хотя НПК является основным актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, однако он далеко не единственный. Речь идёт о том, что в число источников процесса включены прочие законы, которые в некоторой мере направлены на регулирование вопросов в государственных сферах жизни. В перечень указанных бумаг включаются те части, что определяют внутреннюю структуру суда, следствия и иных организаций. Перечень законодательства обширен.
  9. Указы, принятые Президентом РФ. К числу источников процесса, помимо прочего, относятся и акты, которые разработаны главой государства. Основной закон указывает на то, что Президент выступает в качестве гаранта Конституции. Он является высшим должностным лицом страны, должен обеспечивать реализацию норм, которые закреплены на конституционном уровне. В частности, данные положения касаются отношений собственности, правомочий и свобод людей, законных интересов.
  10. Когда указ имеет направленность на регламентацию вопросов, затрагивающих область данного процесса, то они носят исключительный характер. Требуются подобные акты для запуска механизма по обеспечению оперативной корректировки законодательства, действующего на федеральном уровне. Также затрагиваются вопросы распространения уровня преступности, наличия порядка в законотворческом процессе.
  11. Постановления, вынесенные Конституционным судом страны. Постановлениям суда не уделяется должного внимания. Это связано с тем, что значимая роль в регулировании уголовного процесса отводится постановлениям. Решения, принимаемые судьями указанного суда, имеют обязательную силу для всех жителей страны, органов государства, а также прочих организаций, предприятий, объединений. Конституционный суд рассматривает дела, связанные с наличием несоответствий между законами, принятыми на федеральном уровне, и прочими актами, обладающими нормативным характером, и основным законом государства. На рассматриваемый орган судебной системы возложены контрольные полномочия относительно конституционного направления. Это значит, что судья имеет возможность признать какой-либо акт противоречащим положениям основного законодательства. Противоречия могут быть как полными, так и частичными. Данное положение указывает на то, что закон не может применяться в полной мере или в некоторой своей части.

Чтобы охарактеризовать структуру источников уголовного процесса, требуется обратить внимание на нормативную базу. Некоторые акты не относятся к рассматриваемой системе, однако широко применяются при судопроизводстве.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/ugolovno-protsessualnogo-prava

Понятие, значение и система принципов уголовного процесса

Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» — «осно­ва», «основополагающее начало». В философском смысле под принципом понимают теоретиче­ское обобщение наиболее типичного, что выражает закономерность, положенную в основу познания вообще или в основу познания ка­кой-либо отрасли знания.

Принципы уголовного процесса — основные руководящие право­вые положения, действующие на всех стадиях уголовного судопроиз­водства, определяющие организацию и деятельность его участников при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уго­ловных дел.

Иначе: Принципы уголовного процесса — обусловленные общественным развитием исходные правовые положения общего характера, которые в своей совокупности раскрывают природу, сущность, содержание уголовного судопроизводства и лежат в основе организации и функционирования стадий, особых производств и всех уголовно-процессуальных институтов.

Одним из главных критериев, на который можно ориентировать­ся, решая вопрос, можно ли считать то или иное положение прин­ципом процесса, является действенность закрепленных в законе ру­ководящих положений на протяжении всего движения уголовного дела, проявление их в любой стадии процесса, при этом — обязательно — в стадии судебного разбирательства. 

Из этого суждения следует, что принципом уголовного судопро­изводства может быть признано не каждое уголовно-процессуальное положение, а лишь такое из них, которое отвечает определенным требованиям, то есть такое положение, которое:

    1. отличается высокой степенью обобщенности, объединяющей содержание частных правил и уголовно-процессуальных процедур;
    2. является объективно необходимым для характеристики при­роды, сущности и содержания уголовного судопроизводства;
    3. действует на протяжении всего уголовного процесса или, в крайнем случае, в нескольких основных его стадиях;
    4. имеет связь с другими принципами уголовного процесса на основе общности уголовно-процессуальных целей и задач;
    5. обладает внутренней согласованностью с другими принципа­ми уголовного процесса;
    6. имеет самостоятельное (собственное) содержание.

Важнейшим признаком принципов уголовного процесса является их нормативный характер — закрепленность в нормах Конституции Российской Федерации, уго­ловно-процессуального закона, а также в иных законах, регули­рующих общественные отношения в сфере уголовного судопроиз­водства.

Любые, даже самые передовые идеи специалистов принципами уголовного судопроизводства быть не могут, так как они не регули­руют общественные отношения.

Система принципов уголовного процесса

В своей совокупности принципы уголовного процесса образуют систему, поскольку они находятся во взаимодействии, взаимообу­словленности и взаимосвязи.

При этом следует иметь в виду два обстоятельства:

    1. все принципы самостоятельны и равнозначны;
    2. в силу объективно-субъективного характера любого законодательства в целом различные авторы «строят» нередко сис­тему принципов по своему усмотрению, находя в уголовно-процессуальном законодательстве соответствующие обоснования.

Виды уголовно-процессуальных принципов

1) В зависимости от источника, в котором закреплены принципы уголовного судопроизводства:

    • конституционные (напр., ст. 19 Конституции Российской Федерации – принцип равенства граждан перед законом и судом);
    • некон­ституционные (отраслевые) (принцип публичности – ст. 21 УПК РФ).

2) В зависимости от распространенности действия общего положе­ния:

    • общеправовые;
    • межотраслевые (например, принцип законности);
    • отраслевые (с известной долей условности принцип публичности).

В уголовном судопроизводстве, как и в других отечественных процессуальных отраслях права, действуют в основном межотрасле­вые принципы.

3) В зависимости от характера влияния общих положений на орга­низацию и функционирование системы судебных и иных органов, осуществляющих уголовный процесс:

    • судоустройственные (организационные) (напр., принцип независимо­сти судей и подчинения их только закону – ст. 120 Конституции Рос­сийской Федерации);
    • судопроизводственные (функциональные) (напр., принцип со­стязательности – ст. 15 УПК РФ).

Важно! Следует иметь в виду, что эти классификации носят условный характер, поскольку в рафинированном (т.е. в чистом) виде соот­ветствующие принципы уголовного судопроизводства практически отсутствуют.

Система принципов отечественного уголовного процесса изложе­на законодателем в главе 2 УПК РФ (ст. 7-19).

Значение принципов уголовного судопроизводства

    1. обеспечивают организацию и функ­ционирование уголовного судопроизводства в целом, всех его ста­дий, особых производств и институтов уголовного процесса;
    2. являются нормативными ориентирами при не­обходимости использования аналогии права или закона, которая отвергается официальной доктриной;
    3. при противоречивости отдельных положений уголов­но-процессуального закона принципам уголовного процесса верхо­венство (преимущество) должно быть отдано последним.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-znachenie-i-sistema-printsipov-ugolovnogo-protsessa

Источники уголовно процессуального права: законодательство, структура, виды и задачи

Источники уголовного процесса: понятие и виды. Принципы уголовного судопроизводства

Уголовно процессуальное право – это одна из отраслей права, призванная регламентировать отношения по привлечению к ответственности лиц, совершивших противоправное действие.

В этой статье будут рассмотрены источники уголовно процессуального права, как совокупность актов, которые содержат сведения о правилах судопроизводства.

Также внимание будет уделено уголовно процессуальному закону, а именно, его структуре.

Понятие источников

Под источниками этой отрасли права понимаются документы, в которых содержатся нормы и правила, а также прочие элементы юридических конструкций, регулирующие правовые отношения.

Первая статья УПК РФ гласит о том, что порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, установлен настоящим Кодексом, который основан на конституции РФ, общепринятых нормах международного права, а также межгосударственных договорах РФ.

Источники уголовно процессуального права имеют четко структурированную иерархию. Простыми словами, один источник обладает большей юридической силой по сравнению с другим. В данной иерархии, уголовно процессуальное законодательство занимает лишь третью позицию. В целом, источники уголовного процессуального права с точки зрения приоритетности размещены следующим образом:

  • международные договора РФ;
  • конституция;
  • УПК РФ;
  • ФЗ.

На практике, источники уголовного процесса применимы в соответствии с вышеприведенной иерархией. Об этом четко сказано в первой статье УПК РФ.

Международные договора РФ

Рассмотрев, что такое уголовно процессуальное право, нужно более детально изучить его источники. Первым на очереди и в иерархии, находятся международные договора, ратифицированные РФ. Согласно 4 части 15 статьи Конституции, они по сути являются составной частью ее правовой системы.

Россия является полноправным приемником СССР. Таким образом международные договора СССР также являются частью правовой системы РФ.

В первой части второй статьи УПК РФ сказано, что судопроизводство по уголовным делам на территории России, независимо от места совершения преступных действий, ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не установлено иное.

Таким образом подчеркнут приоритет международного права в регламентации судопроизводства.

Подобные принципы и нормы содержатся в огромном количестве международных актов. В первую очередь к таким правоустанавливающим документам нужно отнести ВДПЧ. Она принята генассамблеей ООН в 1948 году.

Основные положения декларации заключаются в следующем:

  • каждый имеет право на жизнь, свободу, а также неприкосновенность;
  • никто не может быть подвергнут пыткам, бесчеловечным или унижающим достоинство наказаниям;
  • все люди равны перед лицом закона;
  • ни один человек не может быть произвольно задержан или изгнан;
  • каждый гражданин, обвиняемый в совершении преступного действия считается невиновным пока в установленном законом порядке не будет доказано обратное;
  • ни один человек не может быть подвергнут произвольному вмешательству в личную жизнь. Кроме того, жилище каждого гражданина неприкосновенно.

ВДПЧ содержит основополагающие элементы, на которых базируется уголовное процессуальное право. Все вышеперечисленные статьи хорошо прослеживаются в уголовно процессуальном законодательстве РФ.

Еще одним значимым источником является «Международный пакт о правах», ратифицированный СССР в 1976 году. В этом документе отображены такие важные принципы судопроизводства, как гласность процессов, право на защиту, презумпция невиновности, а также защита частной жизни.

Помимо прочего, российское законодательство опирается на такой важный источник, как «Европейская конвенция», также носящая название «Римская конвенция». Она стала источником уголовно процессуального права России после того, как в 1998 году была ратифицирована верхней и нижней палатами парламента, то есть, Советом Федерации и Государственной Думой. Основные положения конвенции таковы:

  • запрет пыток и унижающего достоинства обращения;
  • гарантии на свободу. В соответствии с этим положением строго ограничено число оснований для задержания;
  • право на публичное разбирательство в течение разумного срока беспристрастным судом.

В соответствии с вышеперечисленными международными договорами, ратифицированными СССР, а позже РФ, сформировано уголовно правовое законодательство страны.

Конституция

В уголовно процессуальном праве нашла отображение и Конституция. Этот главный закон имеет высшую юридическую силу, а его нормы имеют прямое действие. Простыми словами, законы и прочие правовые акты, не могут противоречить положениям Конституции.

Основной закон РФ содержит ряд норм, которые являются принципами и основными положениями уголовно процессуальных норм. В частности, речь идет о:

  • получении квалифицированной юридической помощи;
  • презумпции невиновности;
  • запрете на повторное осуждение за одно и тоже правонарушение;
  • запрете на использование в судебном разбирательстве доказательств, полученных с нарушением настоящего законодательства;
  • пересмотре приговора вышестоящей судебной инстанцией;
  • не свидетельствование против себя и родственников;
  • доступе потерпевшего к правосудию;
  • недопустимости умалении достоинства и жестокого обращения;
  • возможности заключения и содержания под стражей только по решению судебной инстанции. Нужно отметить, что без судебного решения человек может быть задержан не более чем на 48 часов;
  • тайне переписки, телефонных переговоров и прочих видов общения.

Отдельный блок положений Конституции касается правосудия. Эти положения содержатся в статьях 118-128.

УПК РФ

УПК, вступивший в законную силу в 2002 году, также является источником. Ему предшествовали УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 г.

https://www.youtube.com/watch?v=BVPIKuOE6Xs\u0026list=PLsKNOsXaUXwbbRRO_RLYkVbPQ1Zf_SjsO

Предусмотренный УПК порядок судопроизводства, обязателен по всем уголовным делам, для каждого суда, прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания. В нем также предусмотрен порядок отношений между любыми другими участниками судопроизводственного процесса. Все вышеизложенное указано во второй части первой статьи УПК РФ.

Федеральные законы

УПК является не единственным источником. Имеются и другие ФЗ, понятия которых позволяет получить представление о ряде уголовно процессуальных норм. К числу основных из них нужно отнести:

  • ФЗ «О судебной системе РФ»;
  • ФЗ «О прокуратуре РФ»;
  • ФЗ «О содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступных деяний»;
  • ФЗ «О защите потерпевших и прочих участников процесса»;
  • ФЗ «О компенсации за нарушение прав в процессе судопроизводства» и т. д.

Нужно отметить, что при выявлении коллизий между УПК и другими ФЗ, предпочтение отдается первому. Подобное сказано в первой части 7 статьи УПК.

В большинстве отраслей права современной России источниками права могут являться не только ФЗ, но и прочие нормативные акты. В уголовно процессуальном праве подобное недопустимо.

Особое внимание нужно уделить указам президента РФ. Они не содержат процессуальных норм и поэтому не могут быть отнесены к источникам.

В то же время, постановления и определения Пленума ВС РФ, которые также не содержат норм, имеют огромное значение для усовершенствования судебной практики. Они способствуют верному применению закона.

По юридической силе они равны УПК, но это не означает, что они им тождественны.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/istochniki-ugolovno-protsessualnogo-prava.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: