Методы и источники изучения истории. Как получают
История – краткий термин для описания событий, случившихся в прошлом в разное время и в разных местах.
Также это наука, которая изучает источники прошлого, дабы узнать о событиях, их последовательности, причинах и составить объективную картину происходившего процесса.
Методы и источники изучения истории включают в себя летописи, археологические находки, изучение официальных документов, использование логики, моделирования.
Что и как изучает история?
В современной литературе можно насчитать до 30 различных определений предмета истории. Такое большое количество спровоцировано тем, что эту науку изучают и развивают люди с различными взглядами на мир, различным опытом и жизненной позицией. Такое же разнообразие взглядов царит среди ученых и относительно объяснения исторического процесса.
Но если в качестве предмета могут выступать разные объекты и процессы, то методы остаются одинаковыми.
И предмет, и методы изучения истории имеют дело с объективными явлениями, для работы с которыми можно использовать проверенные стандартные подходы.
Все многообразие методов можно разделить на три категории: общенаучные, исторические, разработанные специально для работы с источниками и понятиями этой науки, и специальные (созданные учеными других направлений и позаимствованные историками).
Различные подходы и методы изучения
К общенаучным методам можно отнести два – логический и исторический. Эти два подхода к изучению явлений дополняют и обогащают друг друга, логика позволяет обобщить изученное и сделать выводы там, где бессилен исторический подход.
Для изучения происходивших событий и процессов ученые используют такие методы:
- хронологический – все события располагаются строго по хронологическому порядку;
- синхронический – рассматриваются различные события и их взаимосвязь в разных точках страны и земного шара в одно и то же время.
Внутри хронологического метода также выделяют разные подходы. Хронологически-проблемный подход исследует происходившее по эпохам, внутри эпох – по проблемам. Проблемно-хронологический – наоборот: берется какая-то одна проблема или сторона жизни, развитие и изменение которой и изучают в контексте проходящего времени.
Кроме названных, выделяют также сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический и ретроспективный методы, а также метод периодизации и социологических исследований.
Источники данных – основа исторической науки
Методы и источники изучения истории взаимосвязаны. Факты – это все. Изучением источников фактов занимается отдельная вспомогательная дисциплина – источниковедение. Можно выделить первичные и вторичные источники изучения истории, классифицировать их по способу передачи информации и характеру носителя:
- письменные (берестяные грамоты, глиняные таблички, папирусы и книги);
- вещественные (орудия труда, посуда, мебель, одежда, оружие, архитектурные сооружения);
- этнографические источники;
- фольклор (сказки, песни, легенды, предания, баллады);
- лингвистические;
- кинофотодокументы.
Каждый источник требует тщательного анализа и вдумчивого подхода, оценки его достоверности.
Спорные моменты
Однако история – это не только наука о фактах, это также интерпретация фактов. Поэтому методы и источники изучения истории серьезно влияют на результаты исследований, на выводы о происшедших событиях и их причинах.
Есть множество исторических документов, сообщающих о фактах, которые различные ученые толкуют по-разному. О происхождении и назначении Великой Китайской стены также есть различные мнения: одно из них – что стена была построена северными соседями Китая для защиты Севера. В то же время распространенная теория ее появления гласит о том, что эту стену построили сами китайцы.
Изложенные в учебниках исторические события – только один, «официальный» вариант истории. Многие исторические факты допускают как минимум два, а то и больше толкований причинно-следственных связей.
Разные толкования появляются не только из-за противоречивости источников, здесь играют роль и методы и источники изучения истории, и тонкости перевода древних текстов, и особенности мировоззрения ученых-исследователей.
Принципы изучения фактов
Учитывая все это, важными для ученого-историка являются принципы изучения исторических фактов. Принцип – этот тот инструмент, который позволяет при изучении прошлого «стоять обеими ногами на земле». Принципы и методы изучения истории похожи в том, что и первых, и вторых несколько:
- Принцип историзма. Требует, чтобы все события и известные факты рассматривались только сквозь призму того времени, к которому они относятся. Нельзя изучать явления отдельно, сами по себе, так как они появились из взаимодействия многих факторов, и имеют смысл только в контексте.
- Принцип объективности. Требует изучать и учитывать все известные факты, ничего не исключая и не откидывая, не пытаясь подогнать известное под «нужную» схему или теорию.
- Принцип социального подхода, или принцип партийности.
- Принцип альтернативности.
Соблюдение всех принципов не гарантирует достоверных выводов, более того, другой исследователь, с тем же набором данных и также соблюдающий принципы исследования, может получить совершенно другой результат.
Источник: https://FB.ru/article/156878/metodyi-i-istochniki-izucheniya-istorii-kak-poluchayut-istoricheskie-faktyi
Методы изучения истории
Метод это тот путь, который выбирает исследователь при изучении истории.Методология как любая наука требует грамотного научного подхода, поэтому многие работы историков посвящены изучению этой проблемы. В частности таких ученых, как В.В. Иванов, И.Д. Ковальченко, В.Н. Сидорцов.
История человеческой цивилизации складывается из определенных периодов, событий, фактов.Понимание необходимости изучения истории прослеживается у многих философов различных эпох.
Отцом истории считает греческий мыслитель Фукидид, который первым начал трактовать исторические события с точки зрения последовательного изложения фактов.
Методы изучения
Хронологический метод, состоит в точном последовательном изложении исторических событий. Хронология это наука, которая позволяет устанавливать последовательность исторических событий, их даты, исследовать летоисчисления, календари.
Российская историческая школа изучала свой предмет с точки зрения последовательного изложения исторических событий. Увлеченный историей В. Н. Татищев впервые начинает трактовать факты на основе описания первоисточников, заложив основы российской историографии. Большой вклад в историческую науку 18 в. сделан М.В. Ломоносовым.
В своей полемике с немецкими учеными, он отстаивал самостоятельное становление русского государства. В начале 19 века написанием истории для широкого круга читателей занялся писатель Н.М. Карамзин, консервативные взгляды, которого оказывали влияние на императора. Выход в свет многотомного издания стал событием в просвещенной среде.
В середине 19 в. в московском университете работали историки Т.Н. Грановский, М.П. Погонин, С.М. Соловьев, теоретическая основа читаемых курсов позволила вырастить талантливых последователей, таких как П.Н. Кудрявцев, В.О. Ключевский. В Петербургском университете основателем в своем роде школы был ученый К.Н. Бестужев-Рюмин.
Он вырастил целую плеяду, историков нацеленных на практическую работу с первоисточниками, таких как А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Платонов, Е.Ф. Шмурло.
В СССР был принято марксистское понимание отражения хронологических периодов. Деление на общественно-экономические формации предложенное К. Марксом стало основой мировоззрения нескольких поколений советских историков. Хронологическо-проблемный метод используется при исследовании отдельных периодов, с подробным изучением внутренних проблем, например социальной структуры.
Своими работами известны советские исследователи древнерусской истории: В.В. Мавродин, В.Т. Пашуто, В.В. Каргалов, М.Н. Тихомиров. По истории объединительного процесса написаны монографии А.А. Зимина, А. Н. Сахарова. Современный исследователь И.Я. Фроянов создал целую серию книг по проблемам истории российского государства.
Проблемно-хронологический метод рассматривает одну из сторон или явление в жизни государства и общества. Например, исследование политической истории страны или внешней политики СССР.
Синхронический метод помогает историку проследить тенденции событий происходящих в разных регионах, политических объединениях, странах в один и тот же период.
В частности изучение революционных движений в начале 20 в., феномена протестных выступлений молодежи в конце 60-х гг.
Ретроспективный метод предусматривает постепенное погружение в историческую обстановку с последующим выявлением истинных причин, такие действия позволяют историку создать фактические условия для изучения конкретной ситуации.
Довольно часто используется при исследовании проблемных моментов истории.
Историко-сравнительный метод позволяет проводить анализ определенных событий, объектов, фактов в пространственном и временном отрезке.
В исторических монографиях можно увидеть сравнение достижений страны в 1913 году и цифры другого года или периода.
Идеографический метод является аналогом описательного метода исторических явлений. Создание текстового и графического каркаса события на основе документов и воспоминаний современников, архивных данных одна из главных задач историка в процессе исследования.
Статистический метод с точки зрения исследования наиболее точный метод, так как позволяет выявить не только объективные причины происходящего, но обозначить качественные характеристики объектов сравнения.Методы индукции, дедукции.
В ходе применения этого пути поиска, который направлен для правильного решения проблемы, в мыслительном процессе происходит движение главной мысли к выводу или рассуждение от общего заключения к конкретному факту или определению.
Заключение
Методология истории тесно связана с такими науками как философия, юриспруденция, социология, география, политология. У любой области знания есть история становления и развития этой науки. Методология истории это вспомогательная дисциплина, которая выявляет оптимальные методы изучения предмета и систематизирует полученные знания в процессе исследования. Навигация сайта
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/15573-metody-izuchenija-istorii.html