Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования

Источники бюджетного права

Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования

Источник бюджетного права – это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.

Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.

Альтернативная классификация

Источники бюджетного права можно разделить по уровu0019ню правового регулирования на:

  1. международные договоры;
  2. Конституцию Российской Федерации, бюджетное законодаu0019тельство;
  3. подзаконные нормативные правовые акты:
    • указы Президента Российской Федерации,
    • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
    • нормативные правовые акты, издаваемые в пределах компетенции финанu0019совым органом, Федеральным казначейством;
    • нормативные правовые акты, издаваемые главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств в связи с осуu0019ществлением ими своих бюджетных полномочий.

См. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Козырина. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.

Впрочем, если рассматривать бюджетное право как подотрасль финансового права и совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, то включение международных договоров в перечень его источников вряд ли целесообразно.

Некоторые авторы включают в перечень источников бюджетного права и практику Конституционного Суда РФ (см., например, http://отрасли-права.рф/article/19985).

Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

  1. федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
  2. уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
  3. уровне  муниципальных образований   (муниципальная  составляющая  источников бюджетного права).

Федеральная составляющая источников бюджетного права

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. подзаконные акты.

В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:

  • положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации (ст. 71, ст. 73, ст. 132);
  • конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере (ст. 101-103);
  • в статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере.

Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:

  • Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.

Подзаконные акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм.

Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой (Указы Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения).

Министерство финансов РФ – это федеральный орган исполнительной власти, вырабатывающий единую государственную финансовую, кредитную, денежную политику, ведущий нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную и иные сферы.

Следовательно, источниками бюджетного права являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России.

Региональная составляющая источников бюджетного права

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам – по юридической силе:

  1. уставы и конституции субъектов РФ;
  2. законы субъектов РФ;
  3. подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).

Основные законы субъектов РФ – уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.

Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в структуру бюджетного законодательства РФ.

В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты – акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, постановление Правительства субъекта).

Муниципальная составляющая источников бюджетного права

Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:

  1. принятые представительными органами местного самоуправления;
  2. принимаемые исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

К актам, регулирующим бюджетные отношения, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся:

  • уставы муниципальных образований;
  • собственно акты, регулирующие бюджетные отношения.

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-biudzhetnogo-prava

Метод бюджетного права

Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования

Замечание 1

Методы правового регулирования отражают качественную сторону бюджетных отношений, так как позволяют оценивать характер внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования – определенный финансовой значимостью и публичностью комплекс специфических юридических признаков бюджетного права, в которых выражаются способы и средства регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права вызываются регулируемыми бюджетными отношениями, предопределенными необходимостью организации муниципальной (государственной) собственности в качестве бюджета, т.е. централизованного фонда денежных средств.

Право публичной собственности на бюджет в соответствии с территориальным уровнем принадлежит муниципальному образованию или государству, который вступает в бюджетные правоотношения благодаря своим компетентным органам. Метод бюджетного права – специфический способ, позволяющий государству обеспечить необходимое поведение субъектов бюджетного права, основанное на совокупности определенных юридических норм.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Замечание 2

Методы бюджетного права подразделяют на общие и специальные. Общие методы бюджетного права обусловлены публичным характером и юридической природой бюджетной деятельности государства, направленностью на обеспечение общего интереса.

Общие методы бюджетного права

К основным методам бюджетного права относятся:

  1. Императивный метод. Метод является «сквозным», он затрагивает все составные элементы бюджетного права и является специфическим способом властных предписаний, включающий обязывающие нормы и нормы-запреты.
  2. Диспозитивный метод. Бюджетное законодательство использует согласительные процедуры, договорные методы регулирования межбюджетных отношений, вопросы вступления на добровольных основаниях в бюджетные отношения и т.д.

Властный (императивный) характер бюджетной деятельности типичен для государства, так как оно может самостоятельно устанавливать порядок создания, распределения и использования бюджетных средств. В процессе бюджетной деятельности происходит регулирование и защита общественных отношений в сфере бюджета, реализуется правовой статус субъектов бюджетного права.

Императивный метод в бюджетном праве имеет особенность – расширение внешнего закрепления обязывающими нормами. Это отображает общие направления бюджетного регулирования, ориентированного на разграничение бюджетных компетенций субъектов Российской Федерации и выделение в бюджетно-правовом статусе прав и обязанностей.

Сферу самостоятельного разрешения публичных вопросов расширяют федеративные основы развития государства. Благодаря этому более конкретно определяются обязанности субъектов бюджетного права, повышается степень ответственности за надлежащие исполнение функций.

Метод императивного регулирования преобладает, что указывает на публичный характер бюджетных отношений, их значение для нормального функционирования всего государства. большей части норм бюджетного права выражают императивные отношения.

В общественных отношениях, регулируемых бюджетным правом, наблюдается определенное подчинение единой управляющей воле воли управляемых субъектов бюджетного права.

Выразителем единой управляющей воли является Российское государство, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы, которые представляют муниципальные образования или государство и наделены юридически властными полномочиями.

Императивные способы воздействия на участников бюджетных отношений предопределяет выражение финансовых интересов государства для реализации публичных интересов, определяет юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Императивный метод представляет специфический способ воздействия на отношения, возникающие вследствие реализации муниципального (государственного) права собственности на бюджетные средства, служит выразителем главных особенностей финансового права, отображенных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Использование отдельных форм диспозитивного регулирования не указывает на наличие гражданско-правовых методов воздействия в бюджетном праве. Диспозитивность в качестве правового регулирования бюджетных отношений значительно ограничена преимущественным положением публичных имущественных отношений.

Координирование условий бюджетных отношений возможно в ситуациях, оговоренных бюджетным законодательством, последующее регулирование связанных форм бюджетной деятельности реализуется императивным методом.

Специальные методы бюджетного права

Специфические особенности методов бюджетного права отображают комплекс особенностей, проявляющихся в бюджетных отношениях, в наличии специальных способов воздействия на разные стороны бюджетной деятельности.

К специальным методам бюджетного права относятся:

  • Метод дотаций. Предполагает распределение бюджетных средств, которые предоставляются бюджету иного уровня системы РФ на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов (дотации перечисляются для сбалансирования бюджетов при их дефиците в фиксированной форме).
  • Метод субвенций. Распределение бюджетных средств, предоставляемых юридическому лицу или бюджету иного уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе на реализацию строго целевых определенных расходов (инвестиционные, текущие, связанные с расширением производства, направленные на финансирование и т.д.).
  • Метод трансферта. Характеризуется переводом средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки.
  • Метод секвестра. Предполагает особый механизм бюджетного регулирования, подразумевающий ежемесячное пропорциональное уменьшение государственных расходов по незащищенным статьям бюджета.
  • Метод бюджетного кредита. Характеризуется особенностями финансирования бюджетных расходов, предусматривающих предоставление средств юридическими лицами на возвратной, возмездной или безвозмездной основах.

К специальным методам бюджетного права также относятся: методы, регулирующие доходы, в том числе закрепленные; метод субсидий; метод бюджетной ссуды и др.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/metod_byudzhetnogo_prava/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: