Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Содержание
  1. Напорные пожарные рукава: виды, ТТХ, классификация, испытания
  2. Отличительные свойства
  3. Классификация
  4. Конструкция
  5. Из нитей натуральных волокон
  6. С внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса
  7. С внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием
  8. Технические характеристики
  9. Маркировка
  10. Заводская
  11. В пожарной части
  12. Сроки испытаний
  13. Величины давлений при испытании
  14. Вспомогательное оборудование
  15. Правила эксплуатации пожарных рукавов, их хранение и классификация
  16. Напорный
  17. Напорно-всасывающий и всасывающий
  18. Климатическое исполнение
  19. Эксплуатация, испытания и перекатка
  20. Испытание пожарных рукавов
  21. Виды испытаний
  22. Периодические испытания
  23. Относительное изменение длины и диаметра
  24. Расход воды на увлажнение
  25. Испытание на разрывное давление
  26. Испытания на термостойкость
  27. Испытание на маслостойкость
  28. Испытание стойкости к абразивному износу
  29. Периодичность проверок
  30. Заключение по теме
  31. Как часто должна производиться проверка пожарных рукавов
  32. Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов
  33. Ремонтные работы по всасывающим рукавам
  34. Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов
  35. Ремонт напорных шлангов
  36. Технология хранения всасывающих и напорных шлангов
  37. Испытание пожарных рукавов. Периодичность
  38. Внешнее исследование пожарных рукавов
  39. Проверка на герметичность
  40. Порядок проведения гидравлического испытания
  41. Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Напорные пожарные рукава: виды, ТТХ, классификация, испытания

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Напорные пожарные рукава – это гибкие трубопроводы предназначенные для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением и может быть использован для комплектации как пожарных кранов (рабочее давление 1,0 МПа), так и передвижной пожарной техники.

Данный вид пожарно-технического оборудования работает только под давление и не может эксплуатироваться под разрешением, этим они и отличаются от напорно-всасывающих рукавов.

Отличительные свойства

  • Обладают высокой прочностью, легкостью, эластичностью и малыми габаритами в сложенном состоянии;
  • Способностью к истиранию и стойкостью воздействия к агрессивным средам, включая повышенные и низкие температуры;
  • Имеют малое гидравлическое сопротивление потоку воды.

Классификация

Рукава пожарные напорные по видам

По месту использования:

  1. Для пожарных машин (мобильных средств пожаротушения) РПМ;
  2. Для пожарных кранов (включая внутренние РПК-В и наружные РПК-Н);
  3. Универсальные.

По стойкости к внешним воздействиям:

  1. Общего исполнения;
  2. Специального исполнения.
  • Износостойкие (И) к абразивному износу (истиранию).
  • Маслостойкие (М) к воздействию масел и различных нефтепродуктов.
  • Термостойкие (Т)  к воздействию нагретых твердых предметов.

По климатическому исполнению:

  1. Для тропического и умеренного климата;
  2. Для умеренного климата;
  3. Для умеренного и холодного климата.

Перколированные – напорные рукава, конструкция которых обеспечивает термостойкость за счет увлажнения их наружной поверхности по всей длине транспортируемыми огнетушащими веществами (водой, водными растворами пенообразователей и т.п.) под давлением. Предназначены в основном для тушения пожаров, где необходима прокладка рукавов по нагретым до значительной температуры поверхностям (тлеющим торфяникам, углям и т.п.).

Конструкция

Рукав в основном состоит из трех слоев. Разберем каждый из них.

1. Наружный защитный слой (пропитка).

2. Внутренний гидроизоляционный слой.

Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.

3. Армирующий каркас.

Изготавливают или ткут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.п.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 900. Продольные нити называются основой, а поперечные – утком. Относятся к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса.

Из нитей натуральных волокон

(прорезиненные рукава)

Конструкция напорных рукавов

Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При пожаре воды по таким рукава наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров.

Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а так же сложность эксплуатации в условиях низких температур – ограничивают область их применения на пожарных машинах.

С внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса

(латексированные рукава)

Относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса.

Такой рукав имеет армирующий каркас (1), выполненный из нитей химических волокон.

В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя (2) применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего (1), предварительно смазанного резиновым клеем (3), и вулканизируется паром под давлением 0,3-0,4 МПа при температуре 120 – 140 0С в течении 40 – 45 минут. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.

Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием

Армирующий каркас (1) латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренние гидроизоляционное покрытие (2). Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку (3), выполняя функцию защитного покрытия.

С внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием

(с двусторонним покрытием)

Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным (2) и наружным защитным (3) покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.

Внутреннее гидроизоляционное покрытие (2) обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие (3) предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания и действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.

Рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием

Технические характеристики

(по справочнику РТП)

Из таблицы мы узнаем такие параметры как:

  • Пропускная способность рукавов диаметром 51, 66, 77, 89, 110, 150;
  • Рабочее и испытательное давление;
  • Емкость рукава длиной 20 метров (сколько вмещает пожарный рукав воды);
  • Сопротивляемость (прорезиненного и не прорезиненного пожарного рукава);
  • Вес в кг.

Маркировка

При получении пожарного рукава или при его приобретении, необходимо проверить соответствие маркировки и документации на данный рукав.

На каждом рукаве, на расстоянии 150 мм от одного из концов должна быть нанесена заводская маркировка, сохраняющаяся в течении всего срока эксплуатации.

Заводская

Маркировка пожарного рукава

На ней указывается:

  • наименование или товарный знак предприятия изготовителя (1);
  • внутреннего диаметра рукава, мм (2);
  • рабочего давления, МПа (3);
  • даты изготовления (месяц, год) (4);
  • длина рукава, м (5);
  • наименование или товарный знак предприятия изготовителя (6);
  • климатическое исполнение (7).

В пожарной части

Напорные рукава поступившие в подразделения пожарной охраны или на рукавную базу. После входного контроля навязываются на соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой диаметром 1,6 – 1,8 мм (для рукавов диаметром 1500 мм используется проволока диаметром 2.0 мм).

Маркировка рукава в пожарной части

После этого на рукав наносится маркировка принадлежности к рукавной базе или пожарной части. На рукавах, эксплуатируемых на рукавных базах, маркируется их порядковый номер.

На рукавах, принадлежащих пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, а в знаменателе – порядковый номер рукава.

Маркировка наносится на расстоянии 1000, 1500 мм от каждой пожарной соединительной головки краской по трафарету. Допускается использовать красу любого цвета, контрастно отличающуюся от цвета рукава. Далее рукава подвергаются гидравлическим испытаниям.

Сроки испытаний

Испытывают не реже 1 раза в 6 месяцев (при давлениях из таблицы 2), а так же в следующих случаях:

Если эксплуатируется:

  • Не прошел внешний осмотр;
  • После ремонта (при давлениях из таблицы 3);
  • При постановке в расчет.

Находящиеся на хранении:

  • Истек гарантийный срок (при давлениях из таблицы 3).

Рукава, выдерживающие гидравлические испытания, поступают на сушку и передаются для дальнейшей эксплуатации. На новые рукава заводят паспорта.

Величины давлений при испытании

Испытательное давление при проверке пожарных рукавов

РПК – эксплуатируются в пожарных кранах зданий и сооружений, где установлены пожарные насосы на рабочее давление 1,0 МПа.

РПМ – 1,2: эксплуатируются при прокладке магистральных линий от пожарных насосных станций ПНС-110.

РПМ – 1,6: эксплуатируются на мобильных средствах пожаротушения, оборудованных пожарными насосами на рабочее давление 1,6 МПа.

РПМ – 3,0: эксплуатируются на мобильных средствах пожаротушения, оборудованных пожарными насосами высокого давления до 3,0 МПа.

Важно: Рукава испытываются одинакового диаметра и не более 5 штук. Время испытаний не регламентируется. Испытание можно проводить как от специальных устройств, так и от пожарных автомобилей.

Вспомогательное оборудование

Рукавный зажим;

Рукавная задержка;

Мостик рукавный;

Ключ для пожарной арматуры.

Источники:

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/napornyie-pozharnyie-rukava/

Правила эксплуатации пожарных рукавов, их хранение и классификация

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Пожарные рукава – это приспособления, которые используются для борьбы с огнем. Они применяются для транспортировки огнетушащего жидкого вещества, воды или пены на значительные расстояния. От водяных гидрантов, различных водоемов, автоцистерн до очага возгорания.

Внешне пожарные рукава выглядят как гибкие трубопроводы, изготовленные из эластичных материалов повышенной прочности. На концах они оборудованы соединительными муфтами или специальными головками распылителями.

Как при эксплуатации, так и при хранении пожарных рукавов необходимо соблюдать определённые условия. Необходимо производить периодические проверки и испытания.

Существуют следующие типы пожарных рукавов:

  • Напорный;
  • Напорно-всасывающий;
  • Всасывающий. 

Напорный

Используются для подачи огнетушащего состава непосредственно в очаг возгорания. Они могут транспортировать как в воду, так и специальные пенообразующие составы. Различные виды могут выдерживать давление от 2 до 8 атмосфер.

Напорными рукавами комплектуются автоцистерны МЧС, корабли, поезда, пожарные шкафы в зданиях и сооружениях.  Способ хранения — компактная скатка или размещение на катушке для более быстрого и удобного разматывания. Длина может доходить до 20м.

Производится в довольно широкой номенклатуре диаметров пожарных рукавов: 51, 66, 77, 89, 150 мм.

Соответствует ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000. Согласно нормативам различают напорные изделия с армирующим каркасом – чехлом из:

  • Натуральных волокон:
  • Синтетических материалов:
    • Прорезиненные – оборудованы только слоем гидроизоляции внутри без внешнего покрытия;
    • Латексированные – из гидроизоляционного материала состоит не только внутренний слой, но и пропитка армирующего;
    • С двусторонним покрытием из полимеров (полиуретан, полипропилен).

Изделия из натуральных волокон морально устарели и применяются все реже. Это обусловлено сложностями в их хранении и использовании.

Прежде всего, они подвержены гниению, гидравлические потери от прохождения воды довольно высоки, следовательно, пропускная способность пожарных рукавов такого типа несколько ниже, в условиях низких температур их эксплуатация также довольно затруднительна ведь после каждого использования их необходимо тщательно сушить.

Однако есть и преимущества: эти изделия в сухом состоянии очень легкие, а их скатки малогабаритны, во время использования происходит перколяция – просачивание воды сквозь ткань. Увлажненный шланг имеет более высокую стойкость к экстремальным температурам на пожаре.

Современные изделия из синтетики имеют различную структуру.

С двухсторонним покрытием

  1. Армирующий каркас в качестве материала выступает сетка из натуральных волокон;
  2. Внутренний слой гидроизоляции, снижающий трение воды, обеспечивает минимальные потери напора;
  3. Наружный слой для термической и механической защиты материала от истирания и влияния солнечных лучей.
  4. Армирующий каркас состоит из синтетических волокон, выполняет функцию внешнего защитного покрытия.
  5. Внутренняя резиновая камера вставляется внутрь каркаса.
  6. Соединительная прослойка из специального клея. 

Прорезиненный

Дополнительную прочность всей конструкции придает вулканизация, которую производят под давлением до 0,4 МПа, раскаленным до 120° паром, пропущенным через внутренний слой.

Латексированный

  1. Армирующая сетка состоит из синтетических волокон;
  2. Внутренний гидроизоляционный слой из латекса;
  3. Сетка пропитана латексом, который выступил за ее пределы и образовал внешнее защитное покрытие.

Такое строение придает изделию большую целостность и предотвращает отклеивание слоев под воздействием высокой температуры.

Длина напорных шлангов составляет от 10 до 25 м. При этом рабочее давление в пожарном рукаве зависит от его диаметра. Для наиболее распространенных – напорных, диаметром 51 и 66 мм оно составляет 1,6 МПа. Для шлангов диаметром 89 и 150 мм 1,4МПА и 1,2 МПа соответственно. При этом масса 1 м погонного изделия изменяется от 0,45 кг до 0,75 кг с увеличением внутреннего диаметра.

Напорно-всасывающий и всасывающий

Всасывающие — предназначены для подвода средств огнетушения к всасывающим патрубкам насосных установок. Имеют более прочную конструкцию, состоящую из резиновой камеры с несколькими защитники слоями из текстиля.

Для придания большей жесткости изделию внутри имеется металлическая спираль и защитная промежуточная прослойка. Основное применение данных изделий, это наполнение автоцистерн из открытых источников воды. Длина пожарного рукава не превышает 4м.

при диаметре 125 мм.

Напорно-всасывающие рукава — универсальные приспособления, которые могут использоваться, когда подачи воды в автоцистерну непосредственно из источника, так и для перекачки огнетушащей жидкости из трубопровода. Напорно-всасывающие рукава состоят из нескольких слоев текстильной оболочки на проволочном каркасе. Длина 4м при диаметре 77 мм.

  1. Наружный защитный слой из текстиля;
  2. Промежуточный защитный текстильный слой;
  3. Гидроизоляционная внутренняя камера из резины;
  4. Армирующая проволочная спираль;
  5. Промежуточный гидроизоляционный слой из резины;
  6. Соединительный текстильный слой
  7. Соединительный оголовок.

     

Длина напорно-всасывающих рукавов ограничена 4 м, это максимальная величина пенала на пожарном автомобиле.

Изделия диаметром от 77 мм используются для устройства магистральных линий водоснабжения. Рукава диаметром 51 и 66 мм применяются в качестве рабочих, их используют для непосредственного пожаротушения.

Климатическое исполнение

Материал чехла и толщина покрытий зависит от того в каком регионе будет эксплуатироваться рукав:

  • Регионы, размещенные в умеренной и тропической зоне (ТУ1) – диапазон рабочих температур -30°С — +40°С;
  • Регионы, размещенные в умеренной зоне (У1) – диапазон рабочих температур -45°С — +40°С;
  • Регионы, размещенные в умеренной и холодной зоне (УХ1) — диапазон рабочих температур -60°С — +40°С.

Эксплуатация, испытания и перекатка

Периодическая проверка пожарных рукавов должна осуществляться в соответствии с ранее разработанным и утвержденным планом проведения испытаний. Существует несколько разновидностей проверки.

Визуальная. Осуществляется ежемесячно для используемых изделий. Все используемые рукава подлежат тщательному визуальному осмотру после каждого применения. Для изделий, используемых в пожарных шкафах, допускается визуальный осмотр один раз в год.

Результатом проверки может стать выявление различных дефектов: трещин, пробоев, деформаций, отслаиваний. Необходимо обратить внимание на изменение цвета поверхности.

На этих проблемных участках в результате эксплуатации могут появиться более серьезные дефекты.

На герметичность конструкции.

Является плановой и должна производиться не реже двух раз в год, по завершении периода гарантийного хранения неиспользуемого изделия или если в результате визуальной проверки возникли сомнения в целостности пожарного рукава.

Проверка на герметичность конструкции осуществляется методом гидравлического испытания, которое может осуществляться рабочим напором или избыточным давлением. Испытания производятся в такой последовательности:

  1. Рукав подсоединяют к устройству (насосной станции), которое может нагнетать воду под высоким давлением и имеет приспособления для замера давления (манометры);
  2. Включается подача жидкости, которая должна заполнить рукав полностью, после чего выходное отверстие перекрывается плотной заглушкой;
  3. В зависимости от степени предполагаемой неисправности, давление постепенно повышается до определенного уровня.

В процессе осуществления испытаний вплоть до их завершения на поверхности рукава не должно наблюдаться вздутий, разрывов, протечек. При наличии в конструкции рукава металлической спирали, она должна сохранять прежнюю форму. Если рукав не соответствует хотя бы одному из заявленных требований, он подлежит ремонту или списанию.

На отслоение. Выполняется в основном для всасывающих рукавов. Позволяет выявить отслоение резиновой части внутри изделия.

При проведении испытания специальный насос включается для создания вакуума внутри изделия.

Если при этом вода не поступает в бак, а вакуумер зафиксировал повышенный уровень разряженной атмосферы внутри, то можно с уверенностью сказать о наличии отслоения и необходимости ремонта оборудования.

Гарантийный срок эксплуатации пожарных рукавов регламентируется компанией производителя и зависит от интенсивности использования и условий хранения. Использование и хранение должно производиться согласно методическим указаниям МЧС принятым 14 ноября 2007 «Организация и правила эксплуатации пожарных рукавов».

Согласно этому руководству хранение изделий недопустимо в следующих условиях:

  • Вблизи установок, генерирующих озон;
  • Под воздействием прямого солнечного света или искусственных лучей с ультрафиолетом в спектре;
  • Следует избегать попадания на защитную оболочку масел, кислот и щелочей, а также длительное воздействие высокой температуры или пара; 

Гидравлические испытания пожарных рукавов любого типа производятся после окончания указанной в паспорте гарантии изготовителя, для проверки пригодности к дальнейшей эксплуатации. А также после ремонта или обнаружения дефектов на внешнем защитном слое. Рукава, гарантийный срок которых закончился, испытывают раз в год. Эту процедуру совмещают с испытанием пожарного водопровода.

Периодичность перекатки пожарных рукавов зависит от условий хранения и области применения. Для скаток, находящихся в пожарном автомобиле или в резерве, период составляет 3 мес. Для изделий, предназначенных для внутренних гидрантов и хранящихся в закрытых ящиках, не менее 2 раз в год.

На видео показана процедура перекатки пожарного рукава на новое ребро:

Пожарные рукава являются ключевым приспособлением для тушения пожаров, поэтому к их выбору, хранению и обслуживанию необходимо подойти ответственно.

Источник: http://ohranivdome.net/pozharnaya-signalizatsiya/sredstva-pozharotusheniya/pravila-ehkspluatacii-pozharnykh-rukavov-ikh-khranenie-i-klassifikaciya.html

Испытание пожарных рукавов

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Эффективность тушения пожаров во многом зависит от технического состояния каждого вида оборудования и его элементов. Это в полной мере касается пожарных рукавов. Если они целые, без дефектов, то вода, проходящая через них, будет доставлена к очагу возгорания в требуемом объеме и необходимом напоре.

Поэтому существуют нормативы, которые касаются такого процесса, как испытание пожарных рукавов. Проводят тестирования с определенной периодичностью, которая указывается в технической сопроводительной документации к изделиям. Сам же процесс испытаний является гостированным и подчиняется ГОСТу 51049-2008.

Виды испытаний

Самая первая проверка пожарных рукавов проводится еще на заводе. Ее называют приемо-сдаточными испытаниями. Здесь в расчет берется не каждый элемент по отдельности, а целая партия изделий.

Партия – это определенное количество изготовленного материала, который выпускается по одной технологической схеме за определенный период времени.

При этом все изделия подпадают под один сертификат качества.

Из партии выбирается несколько образцов. Их проверяют по нескольким техническим характеристикам. А именно:

  • по длине;
  • замеряется внутренний диаметр;
  • герметичность изделий;
  • комплектация;
  • маркировка;
  • правильность проведенной упаковки.

Приемо-сдаточная проверка производится в течение 24 часов (не позже) после того, как вся партия вышла из технологического процесса. После нее изделия передаются на склад производителя.

Правильная маркировка

Периодические испытания

Эту разновидность испытаний проводят с учетом технической документации, которая основывается на технических возможностях производителя. В зависимости от технологии производства пожарных рукавов. То есть срок испытания пожарных рукавов определяет производитель, а не ГОСТ или другой законодательный документ.

Проводя периодическую проверку, выявляют отклонения от нормативных показателей. Все операции тестирования должны проводиться при:

  • температуре воздуха от +15 до +35С;
  • влажности от 45 до 85%;
  • атмосферном давлении от 84 до 106,7 КПа.

Первое, что проверяют, массу одного метра рукава. Это самый простой процесс. Рукавную скрутку взвешивают на весах. Отклонения от стандартов могут быть, но не более 0,1 кг. Затем полученное значение делят на длину изделия. Если итоговый показать совпадает с паспортным, значит, износ не произошел. Последний можно эксплуатировать далее.

Необходимо отметить, что длина пожарных рукавов зависит от места их использования. К примеру, рукава, используемые в пожарных машинах, имеют стандартную длину – 20 м. Используемые в пожарных ящиках (кранах) – 10-21 м. Эта величина обязательно указывается производителем в паспорте изделия.

Замер длины

Следующий вид испытания – определение толщины гидроизоляционного слоя, который располагается изнутри рукава. Обычно это полимерный слой или резиновый. Стандартная толщина слоя – не менее 0,3 мм.

Этот процесс тестирования не так прост, поэтому его проводят специализированные лаборатории. Порядок испытания пожарных рукавов на определение толщины гидроизоляции следующий:

  • от одного шланга отрезают куски длиною по 5 см;
  • их разрезают вдоль, получаются прямоугольники;
  • из последних нарезают 10 отрезков одного размера;
  • делают замеры толщины, фиксируют их;
  • затем удаляют гидроизоляционный слой, оставляя только каркас;
  • замеряют толщину последних, и их также фиксируют;
  • затем от первых значений отнимают вторые в соответствии с порядком проведенных замеров;
  • после чего находится среднеарифметическое значение проведенных манипуляций, то есть суммируются полученные разницы, и конечный результат делится на количество проведенных измерений;
  • теперь конечный показатель надо сравнить со стандартным (0,3 м), если он меньше, то гидроизоляционный слой износился, если нет, то рукава можно продолжать эксплуатировать.

Относительное изменение длины и диаметра

Когда в рукав поступается вода под давлением, он естественно будет изменяться в размерах. Поэтому существуют нормативы, которые определяют максимальное значение каждого показателя. А это длина изделия и его диаметр.

Рукава, используемые в пожарных машинах, могут удлиняться на 5% и расширяться в диаметре также на 5%. Изделия, используемые в пожарных кранах, могут изменяться в длину на 5%, а диаметре на 10%.

Как испытывают пожарные рукава на предмет изменения их размеров:

  • соединяют рукав с насосом, а с противоположной стороны устанавливается запорное устройство, через которое необходимо выпустить воздух;
  • вода закачивается в рукав с полным удалением воздушных пузырей;
  • теперь на самом рукаве наносятся метки через каждый метр;
  • в этих местах измеряется диаметр изделия, а также отмечается длина от конца до каждого отмеченного участка;
  • давление воды поднимается до 0,1 МПа;
  • в таком состоянии рукав должен находиться 2-3 минуты;
  • после чего производят замеры диаметра по меткам и длины от конца рукава до нанесенных границ каждого участка;
  • находится среднеарифметическое значение каждого параметра;
  • производится сравнение с нормативными показателями, то есть полученное значение не должно превышать 5 или 10%.

Заполнение шлангов водой

Расход воды на увлажнение

Как только вода попадает в рукав, ее часть заполняет само изделие, то есть происходит увлажнение материала. Этот параметр важен тем, что влажный рукав подвержен различным нагрузкам, от которых снижается его эксплуатационный ресурс. Особенно это касается волочения по грунту или твердому покрытию.

Эта характеристика зависит от внутреннего диаметра изделия. К примеру:

  • диаметр 25 мм – увлажнение 0,06 мин;
  • диаметр 90 мм – увлажнение 0,32 л/мин.

При испытании необходимо учитывать, что эта характеристика пожарного рукава определяется длиною испытуемого образца, равной 1 м. Тестирование производится водой под давлением 1,25 МПа. В таком состоянии метровый кусок пожарного рукава должен находиться в течение 3-5 минут. Далее давление уменьшают вдвое и выдерживают образец в течение 20 минут.

После чего под рукав устанавливают емкость, в которую собирают просачиваемую воду. Собирают ее в течение минуты, а затем определяют литраж. После чего сравнивают с табличными данными.

Станок для испытания пожарных рукавов

Испытание на разрывное давление

Испытания напорных пожарных рукавов на разрывное давление – одна из наиважнейших проверок. Она показывает, какое максимальное давление рукав может выдержать. Существуют точные нормативы этой характеристики, которые зависят от рабочего давления пожарных рукавов. К примеру:

  • рабочее давление 1 МПа – разрывное 2 МПа;
  • соответственно 1,2 – 2,4;
  • 1,6 – 3,5 МПа;
  • 3 – 6 МПа.

Для проведения проверки требуется участок напорного пожарного рукава длиною 1 м. В него заливается вода и удаляется воздух. Затем нагнетается вода с повышением давления до тех пор, пока рукав не порвется. Это давление фиксируется и сравнивается с табличным максимальным. Если оно равно ему или превышает, то рукав можно дальше эксплуатировать.

Испытания на термостойкость

При пожаре рукава протаскивают внутрь горящих зданий и сооружений. При этом они соприкасаются с сильно нагретыми конструкциями, строительными материалами и элементами. Чтобы тут же не произошло разрыва, рукава делают стойкими к высоким температурам. Поэтому проводят с определенной периодичностью испытания пожарных рукавов на термостойкость.

В ГОСТе четко указаны должные параметры соотношения термостойкости пожарных рукавов с температурой нагретого стеклянного стержня:

  1. Если стержень нагрет до +300С, то при соприкосновении с ним температура рукава не должна повышаться больше +30С. Это относится к изделиям, которыми комплектуют пожарные машины.
  2. Рукава, которыми оснащают пожарные краны, при той же температуре стержня, могут нагреваться до +5С.

Что касается испытания, то его проводят на специальной установке. В ней присутствует стержень, изготовленный из стекла, внутри которого монтируется нагревательный элемент. На стержень надевается пожарный рукав, нагревательный элемент включается (нагрев производится электричеством). Затем замеряется время и температура, при которых на поверхности образца начнет образовываться свищ.

Стеклянный стержень

Испытание на маслостойкость

Соприкосновение пожарных рукавов с техническими маслами – реальность не только при тушении пожаров, но и в процессе проведения тренировок. А масла негативно сказываются на техническом состоянии изделий, сокращая их срок службы. Поэтому существуют сроки проверки кранов и пожарного рукава на предмет их маслостойкости.

Испытываться шланги должны по следующей схеме:

  • от пожарного шланга отрезают куски (длина может быть разной);
  • их опускают в масло, где продержат в течение 72 часов;
  • затем проводят тестирование на разрывное давление и на прочность связи между каркасов рукава и его гидроизоляционным слоем.

Испытание стойкости к абразивному износу

В ГОСТе этому значению также предъявляются особые требования. Измеряется данный показатель количеством циклов, и зависит он от диаметра шланга.

Изделия, используемые в пожарных автомобилях диаметром 25, 40 и 50 мм, должны выдерживать 50 циклов. Диаметром 65 мм выдержат 40 циклов. 80 и 90 мм – 30 циклов.

Рукава, применяемые в пожарных ящиках, должны выдерживать 20 циклов абразивного износа, если их диаметр не превышает 50 мм. У 65-миллиметровых износ не превышает 15 циклов.

Испытания проводят на специальной установке, в составе которой присутствует валик, вращающийся округ своей оси. На его поверхности надевается наждачная бумага. Валик не только крутиться, но и перемещается вдоль куска рукава, который наполнен водой из крана. Один цикл – это один проход валика из одного конца испытуемого образца в другой.

Валик перемещается вдоль отрезка пожарного шланга, вращаясь одновременно, до тех пор, пока на поверхности испытуемого куска не появится влажность. Специальный счетчик считает количество проходов. Как только влажность появилась, испытания останавливают. А затем фактическое количество циклов сравнивают с нормативными.

Проверку обязательно проводят с тремя образцами. И от того, какое из них количество выдержит испытания, подводятся итоги проводимого тестирования.

Испытания на стойкость к абразивному воздействию

Периодичность проверок

Ответить на вопрос, как часто должна производиться проверка пожарного рукава, можно так – в зависимости от назначения и применения. К примеру, если изделия все время без дела лежат в пожарных ящиках, то их осматривают на предмет целостности один раз в полгода. А испытания проводят с учетом срока хранения. Как он только подошел к концу, рукава передаются на тестирование.

Если в процессе осмотра на изделиях обнаружены дефекты или нарушения целостности, то в этом случае их также подвергают проверке. Если шланг не выдержал испытаний, то его исследуют и решают – отправлять на ремонт или нет. В последнем случае рукава утилизируют. После ремонта шланги обязательно подвергаются проверке по всем вышеописанным пунктам.

Как только тестирование проведено полностью, рукава сушат, а затем закладываются в пожарные ящики, шкафы или в отсеки пожарных автомобилей. Некоторые из них будут складированы. На каждый из них заводится карточка или новый паспорт.

Заключение по теме

Не зря пожарные рукава часто подвергаются испытаниям. Хотя эти изделия изготавливаются из прочных материалов, вода под давлением, а также условия хранения, — это серьезные нагрузки, которые снижают качество материалов.

Источник: https://PozharaNet.com/pozharnoe-oborudovanie/inventar/ispytanie-pozharnyh-rukavov.html

Как часто должна производиться проверка пожарных рукавов

Испытания пожарных рукавов: порядок, сроки, периодичность

Пожарные рукава, имеющиеся на вооружении специальных подразделений, обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях возникновения аварийных ситуаций. Они соответствуют положениям технических условий и ГОСТов.

Запрещается эксплуатировать не отвечающие условиям техники безопасности экземпляры. Чтобы выявить и устранить появляющиеся во время работы отказы и неисправности, проводятся периодическое испытания пожарных рукавов.

Кстати, они относятся к оборудованию, от которого зависит эффективность тушения пожара. Исправность их определяется осмотром снаружи. Процедура осуществляется ежедневно при сдаче смены, после работы с ними ответственными специалистами.

Каждому из рукавов присваивается инвентарный номер. Оборудование испытывают при вводе в эксплуатацию и через определенные периоды в процессе работы. Дату и результат манипуляций записывают в специальный журнал в обязательном порядке.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования.

На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов.

После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно.

Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи.

Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Ремонтные работы по всасывающим рукавам

Рукава ремонтируют, если нарушена целостность. Поломку выявляет испытание пожарных рукавов, сроки которого строго соблюдаются. На оборудовании просматриваются сколы, трещины, глубокие царапины, смятие.

Если наблюдается послабление стягивающих хомутов к всасывающим головкам, то их укрепляют гаечным ключом и контргайкой.

Ремонт производится двумя способами: наложением кусков в виде заплат снаружи рукава при помощи клеевого состава или применением метода вулканизации.

Эксплуатация оборудования в виде напорных рукавов

Напорные рукава надлежит перевозить в кузове автомобиля с соблюдением инструкции. Маркировочная разметка наносится не далее чем на 15 см от наружного конца скатанного шланга.

Она содержит данные об изготовителе, внутреннем рабочем диаметре, длине скатанного участка, сроке выпуска, стандарте и типе. На другом свободном конце наносится информация о производителе.

Периодичность испытания напорных пожарных рукавов начинает отсчет со дня изготовления на заводе. Об этом свидетельствует сопровождающий паспорт. В нем описываются:

  • дата выпуска;
  • наименование и буквенное определение технических условий;
  • номерные показатели партии;
  • число мест в ней;
  • внутренний диаметр оборудования;
  • общая длина переданных напорных шлангов;
  • штамп ОТК с заключением о годности.

Для транспортировки скатки рукава закрываются специальными водонепроницаемыми чехлами. При прокладке для срочной подачи воды на горящий объект их не перегибают, стараются обойти горящие места и поверхности, залитые расплавленными смолами и химикатами. В лестничных пролетах их пропускают между маршами. Для перекидывания через острые перегородки применяют специальные подкладки в виде седла.

Если испытание напорных пожарных рукавов не выявило никаких дефектов, но во время тушения огня произошло нарушение герметичности, то это исправляют накладыванием ленточных или корсетных зажимов.

Их снимают после окончания спасательной операции, а место появления течи отмечают химическим карандашом. В зимнее время не разрешается скатывать напорный шланг без стравливания воды.

Если из-за халатности происходит промерзание по всей длине, то его транспортируют без перегибов на прицепах или санях.

Ремонт напорных шлангов

Если гидравлические испытания пожарных рукавов выявляют несоответствие стандартным требованиям, то шланги ремонтируют.

В процессе эксплуатации на горящем объекте они часто получают повреждения в виде прогоревших участков, проколов, трещин, разрывов. Все дефекты подлежат ремонту вулканизацией сырой резиной.

На них также накладывают заплаты с применением клея. Кроме того, целостность восстанавливается путем применения хлоритовой ткани.

Технология хранения всасывающих и напорных шлангов

На хранение в течение определенного периода поступают только полностью высушенные рукава. При этом обращают внимание на следующие факторы:

  • Не хранят пожарные шланги вблизи от оборудования, выделяющего озон.
  • Нельзя располагать их вблизи излучателей ультрафиолета.
  • Уложенные рукава для хранения защищают от воздействия прямых лучей солнца.
  • Не разрешается попадание на оборудование масел, бензина, керосина. Запрещено соприкосновение с паром.
  • Всасывающий тип шлангов хранят на стеллажах параллельными связками высотой до 1 м. При этом соблюдается температура: от 25 до 30 ºС.
  • Напорные шланги, смотанные в скатки, хранятся в вертикальном положении. Под них выполняются специальные поддоны, чтобы избежать трения с острыми краями. Иногда после неправильного хранения некоторые элементы не выдерживают испытания пожарных рукавов.
  • Не разрешается на стеллажах со шлангами хранить другие предметы.

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода.

Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков.

Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.

Внешнее исследование пожарных рукавов

Внешняя проверка всех типов рукавов производится не реже одного раза в 30 дней. А также после использования для устранения возгорания.

Сроки испытания огнетушителей и пожарных рукавов, хранящихся в резерве, с точки зрения внешнего осмотра определяются периодичностью не реже одного раза за год.

Внешний мониторинг производят с целью выявления повреждений наружных стенок, просветов, сколов трещин и других дефектов.

Проверку выполняют при температуре +15…+35 ºС. Относительная влажность воздуха должна колебаться от 46 до 75%. Вся партия обычно не проверяется. Исследуют только три случайно выбранных образца.

Проверка на отслоение впервые производится после второго года службы рукавов. Шланг наполняют водой и измеряют вакуумметром. Определить отслоение внутреннего шара удается иногда только на второй раз.

Повторное наполнение жидкостью, используя насос, покажет большую степень разрежения.

Проверка на герметичность

Испытание пожарных рукавов на пропуск воды через стенки рукавов производится на тех шлангах, которые после ремонта не выдержали проверку на визуальный осмотр.

Помимо этого, на мониторинг отправляют экземпляры, которые находятся в работе примерно раз в полгода.

Резервный запас пожарного оборудования, хранящегося на складе, подлежит гидравлической проверке после окончания гарантийного срока.

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все.

Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут.

После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год.

Источник: https://alekstroy.com/kak-chasto-dolzhna-proizvoditsya-proverka-pozharnyh-rukavov/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: