Исламские банки: принципы деятельности

Содержание
  1. Исламский банкинг: история появления и специфика
  2. История появления банков и принципов их деятельности
  3. Первый эксперимент по созданию исламского банка
  4. Деловая практика современного исламского банка
  5. Источники финансирования исламских банков
  6. Текущие счета
  7. Сберегательные счета
  8. Инвестиционные счета
  9. Совместные (общие) инвестиционные счета
  10. Лимитированный период инвестиционных депозитов
  11. Неограниченный период инвестиционных депозитов
  12. Специализированные инвестиционные вклады
  13. Поиск оптимальной банковской модели
  14. Как работает исламский банкинг?
  15. Инструменты исламского банкинга
  16. Исламский банкинг. Часть 1
  17. Отличие исламского банкинга от конвенционального
  18. Суть исламского банкинга
  19. Исламский банкинг сегодня
  20. Исламский банкинг в России
  21. Исламский банкинг: особенности и интересные факты
  22. Характеристики исламской финансовой системы
  23. Основные отличия от традиционных банков
  24. Основные понятия исламского банкинга
  25. География распространения
  26. Исламский банк
  27. Уникальные финансовые операции в исламском банкинге
  28. Мушарака
  29. Мудараба
  30. Мурабаха

Исламский банкинг: история появления и специфика

Исламские банки: принципы деятельности

Исламские банки появились в семидесятых годах прошлого века в странах Персидского залива. Чем эти банки отличаются от всех остальных, и почему они привлекают немусульман. Принципы деятельности и деловая практика современного исламского банка.

Когда в 70 -х годах прошлого века в странах Персидского залива стали появляться исламские банки, клиентами их были только мусульмане. Пришло время, когда потребовалась банковская система, не оскорбляющая религиозных ценностей мусульман.

Как известно, Кораном осуждается ростовщичество (выдача денег под проценты) и инвестирование в бизнес, занимающийся предосудительными, с точки зрения мусульман, видами деятельности. Например, для каждого мусульманина неприемлемо все, что связано с алкоголем или порнографией.

С каждым годом внимание к исламским банкам ширится, теперь и немусульмане нередко прибегают к их услугам.

Связана такая популярность с открытостью исламских банков для людей любой религии, а также с тем, что глобальный экономический кризис почти не отразился на состоянии исламских банков.

Ни один из них не нуждался в серьезной финансовой помощи для выживания, что может говорить о большей безопасности для хранения сбережений, чем в традиционных банках.

Исламский запрет на проценты (риба) существует почти полторы тысячи лет, а более или менее активное развитие исламских банков можно наблюдать последние 15 лет. Невольно возникает вопрос, отчего же так долго исламская модель финансирования не замещает уже существующую систему. Ответить на этот вопрос без некоего экскурса в историю будет непросто.

История появления банков и принципов их деятельности

На Западе коммерческие банки появились не так уж давно – вместе с зарождением индустрии, а эта цивилизационная ступень была освоена около 250 лет назад.

Промышленная революция характеризовалась невероятным увеличением количества промышленников, торговцев и других предпринимателей, которые стремились расширять свой бизнес и создавать различного рода предприятия, хотя своих денег было не достаточно.

Возникла необходимость доступа к сторонним источникам финансирования. Это и явилось основанием для формирования коммерческих банков, которые вскоре превратились в необходимый инструмент существования финансовой и промышленной системы.

Сегодня эффективно функционирующая банковская система – основная предпосылка успешного развития экономики.

Существует не лишенное оснований мнение, что становление западной банковской системы происходило без учета христианских морально-этических норм.

Когда в мусульманский мир пришло время вступать в индустриализацию, и создание коммерческой банковской системы стало необходимым, мусульмане стояли перед выбором из двух вариантов:

Принимать существующую схему коммерческих банков, при условии, что начисляемый банками процент не будет содержать запрещенных исламом элементов риба. Тогда банки могли быть приняты мусульманами. Признать, что начисляемый банками процент является риба, и принять альтернативную систему банков, которая не нарушит принципов шариата.

Различия между этими вариантами вначале были довольно стертыми. Экономикой очень многих мусульманских стран ведали колониальные власти, и население не влияло на выбор политической и экономической системы.

Существовавшие на протяжении веков учреждения, такие как суды шариата, были бы неэффективными, их заменили бы новые образования.

При таких условиях мусульмане были бы вынуждены работать с коммерческими банками, даже при серьезных моральных и этических оговорках.

В середине XIX века некоторые богословы Египта, Индии и Индонезии пытались каким-то образом примирить запрещенную риба с системой коммерческих банков.

При этом ссылались они на то, что риба в исламе применима, в основном, к займам ростовщиков, а не к коммерческим банковским операциям. Также отмечалось, что осуждаемая Кораном риба не является кредитом.

Другие считали, что запрет направлен на излишества, а банковские кредиты направлены чаще всего на развитие производства.

И те и другие игнорировали категорический запрет Кораном любых избытков в сравнении с основной суммой, и совершенно неоднозначного указания на то, что кредитору положена только основная сумма. Ислам также не подразумевает различий между производством и потреблением кредитов. Запрещение должно относиться ко всем кредитам, независимо от их предназначения.

Понятно, что современные западные кредитные учреждения не могут быть востребованы в мусульманских странах также, как в Европе и некоторых странах Азии.

Подтверждением этому служит тот факт, что коммерческие банки в мусульманских странах расположены в крупных городах, где западная культура уже достаточно привилась.

Среди мусульман есть те, кому приходится иметь дело с банками, хотя они считают, что это является нарушением священного Корана. Свои проценты по вкладам они в этом случае не используют, отдавая их кому-нибудь другому.

Альтернативным вариантом является банковская система, соответствующая законам шариата.

В наше время глобального влияния банковской системы на экономику она наиболее актуальна, хотя сама идея беспроцентного кредитования появилась еще в 40-х годах прошлого века.

В те времена условий для практической организации исламских банков еще не было, и долго идея беспроцентного займа оставалась благим желанием.

Первый эксперимент по созданию исламского банка

В основу принципа организации исламского банка был положен эксперимент, который был проведен в Мит-Гамр (Египет) в 1963-1967 годах. Идея заключалась в объединении немецких сбербанков на принципах исламских ценностей. Мит-Гамр относится к обычной сельской местности, жители которой традиционно религиозны.

Сбережения они не хранили в западных банках из соображений запрета процентов в Исламе. К тому же, никогда ранее эти люди не пользовались банками вообще. Задача, таким образом, заключалась в том, чтобы одновременно создать банк с соблюдением исламских ценностей и приучить местное население к использованию банковских услуг. 

Проектом было предусмотрены следующие виды счетов:

  • Сберегательные
  • Инвестиционные
  • Засят счета

Проценты по сберегательным счетам не выплачивались, но сами вклады разрешено было снимать в любое время по требованию. По этим вкладам есть право на краткосрочные небольшие беспроцентные займы для производственных нужд. По инвестиционным счетам ограничено изъятие и невозможны инвестиции с целью прибыли.
Засят счета характерны распространением среди бедных слоев населения 

Проект оказался неожиданно успешным, и сберегательные вклады за три года с 25 000 египетских фунтов выросли до 125 000. Инвестиционные депозиты выросли с 35 000 до 75 000 египетских фунтов. По информации экспертов, банк осторожничал, отвергая, как минимум, 60% заявок на кредит.

Хотя проект Мит-Гамр динамично дебютировал, по политическим мотивам от него пришлось отказаться. Сейчас он имеет, скорее, историческое значение. Это был первый эксперимент, доказавший, что деятельность банка может быть организована на принципах ислама – запрета прибыли (риба) и при отсутствии процентов.

Деловая практика современного исламского банка

Итак, исламские банки, привлекая ресурсы частных лиц и учреждений, направляют их коммерческим фирмам, требующим внешнего финансирования для производственной деятельности.

То есть, исламские банки выполняют те же задачи финансового посредничества, что и обычные европейские или американские банки. Различие заключается в том, как именно выполняются эти задачи, т.е. как они увеличивают объемы средств и как их используют. Перечислим источники поступления средств и направления их использования.

Источники финансирования исламских банков

В отличие от западных банков, исламские банки, привлекая деньги на депозиты, не платят по ним проценты. Виды счетов в исламских банках:

Текущие счета

Аналогичны текущим счетам в обычных банках. Могут быть разных видов: «до востребования», «на предъявителя», «без уведомления». Банк гарантирует возврат средств по первому требованию. Банки используют эти средства на свой риск в коммерческих операциях. Проценты по вкладам и долю прибыли от коммерческих операций вкладчики не получают.

Сберегательные счета

Целевые (аль-wadi'a) с возможным использованием вклада на риск банка, гарантией возврата вклада и прибыли от операций. Счета с фиксированным разделением прибыли в согласованном порядке.

 Благотворительный кредит (Кард хасан) от вкладчика банку с предоставлением финансовой выгоды или без таковой. Инвестиционные вклады. Право на отзыв вклада без уведомления банка.

Принцип аналогичен сберегательным счетам и описан ниже.

Инвестиционные счета

Аналогичны депозитам в обычной системе. Могут быть открыты физическими лицами и компаниями на определенный период. Процент по депозиту не положен, но вкладчик имеет право на долю от инвестиционной деятельности, определяемой в зависимости от суммы вклада.

Совместные (общие) инвестиционные счета

Отдельные банки предлагают общие счета инвестиций, не имеющие адресного назначения. Сроки погашения таких вкладов могут быть различными. В конце периода прибыль распространяется на пропорциональной основе.

Лимитированный период инвестиционных депозитов

Отдельные банки принимают инвестиционные вклады в течение определенного периода, назначаемого по взаимному согласию между банком и вкладчиком. Вклад закрывается в конце периода, а доходы распределяются в конце финансового года.

Неограниченный период инвестиционных депозитов

Инвестиционные депозиты автоматически возобновляются бессрочно. Прекращаются они определением указанного срока с уведомлением банка (чаще всего 3 месяца). В течение этого срока вклад не взимается или происходит его пополнение. Прибыль рассчитывается и выплачивается в конце финансового года.

Специализированные инвестиционные вклады

Отдельные банки предлагают возможность инвестирования в конкретные схемы и продукты. Прибыль распределяется между вкладчиком и банком. Банк в такой схеме выступает агентом инвестора, выполняя такую функцию за согласованное вознаграждение, отказавшись от своей доли в прибыли.

Поиск оптимальной банковской модели

Некоторые исламские ученые критикуют исламские банки за якобы лицемерие, с которым те работают по западным принципам «за процент», отрицая это на словах. Они предполагают, что рано или поздно банковские модели, западная и исламская, станут одинаковыми, причем исламская придет к западной.

Перспективной, по мнениям многих экономистов, могла бы стать модель участия в бизнесе, похожая на инвестиционный фонд, когда инвестор в бизнес получает прибыль только в случае прибыльности бизнеса, а, в случае убыточности его, делит убытки с бизнесменом.

То, что происходит в западном банковском принципе, по их мнению, несправедливо. Главным здесь является безрисковая прибыль кредитного учреждения, когда оно получает проценты по кредиту независимо от результата прибыльности инвестиций в бизнес. Однако среди ученых есть и защитники такой модели.

Доля исламских банков в мировой банковский индустрии невелика. Общий объем денежных средств оставляет около одного триллиона долларов США или около 1% всех мировых финансовых средств. Но во многих странах исламского мира популярность таких банков растет стремительно.

За последние 8 лет только в Великобритании появилось пять исламских банков. Есть они и в США, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В планах открытие исламских банков в ЕС. Исламские банки очень консервативны, потому более устойчивы во времена экономических кризисов, чем, в основном, и объясняется их сегодняшняя популярность и быстрое распространение.

Источник: https://banki.tj/news/content/Islamskij-banking-istoriya-poyavleniya-i-specifika

Как работает исламский банкинг?

Исламские банки: принципы деятельности

Не секрет, что исламская экономика имеет свои специфические особенности, обусловленные принципами Шариата, на которых она строится. Суть этих принципов сводится к исключению несправедли­вости в процессе производства и распределения материальных ресурсов. Исламское право является руководящим в жизни всех мусульман, включая и сферу экономических отношений.

Однако в представлении человека, далекого от исламского мира, довольно сложно заниматься традиционными финансовыми операциями и вести бизнес, при этом соблюдая все морально-этические принципы. Разберем все же, как исламская экономика на практике реализует свои социальную на­правленность и обеспечивает благополучие людей.

Одной из основополагающих концепций исламского финансирования является понятие «на­местничества», в соответствии с которым владе­лец какого-либо имеющего материального и ценного ресурса является всего лишь поверенным его истинного вла­дельца – Аллаха.

А, поскольку, человек не является его настоящим владельцем, он не имеет права незаконно обогащаться на данном ресурсе.

Таким образом, все участники экономической деятельности должны следовать принципам равноправия и справедливости в распределении ценностей и материальных ресурсов.

Исламская экономическая модель не исключает получение прибыли, но эта прибыль должна быть получена в результате только полезной для общества и людей деятельности, не нарушающей права людей и развивающей партнерство между ними. Звучит, конечно, очень правильно. Но как все же это реализуется на практике?

Исламские банки и финансовые институты занимаются инвестированием и накоплением денежных средств, как и все другие. Однако в их деятельности существуют следующие ограничения:

  • запрещается предоставлять кредитование с целью прираще­ния капитала (араб. «риба»)  в виде надбавки или процента к сумме основного долга.
  • запрещается какая-либо неопределенность в условиях финансовой сделки (араб. «гарар»), которая  делает или не делает контракт недействи­тельным. При этом этот фактор неопре­деленности в предмете договора или в отноше­нии цены товара должен быть исключен и в сделках на открытом рынке. Т.е. совершение спекулятивных сделок на финансовых и товарных рынках также является нарушением принципов Шариата, т.к. спекулянты обогащаются тогда, когда теряет кто-то другой.
  • запрещаются любые элементы азарта в эко­номических отношениях (араб. «мейсир»), т.е. выигрыш одной из сторон в результате благоприятного стечения обстоятельств. Поэтому  все сделки должны быть подкреплены реальными активами, связаны с реальным производством и использованием человеческого труда. Этот принцип позволяет надежно защитить экономику, построенную на принципах ислама, от кризисов, характерных для финансовых рынков большинства капиталистических стран.
  • запрещается участие в производстве и распространении алкогольной, наркотической и порнографиче­ской продукции, а также табачных изделий и других за­прещенных исламом продуктов и услуг (включая даже переработку и торговлю свининой и мясом других животных, заколотых с нарушением правил, установленных Шариатом).

Инструменты исламского банкинга

Чтобы следовать запрету на начисление процентов за предоставление финансирования, исламские банки выступают в роли финансовых посредников.

Например, в случае с прямым кредитованием, деньги предоставляются компаниям в обмен не на проценты, а на места в правлении или совете директоров.

В таком случае, банк компенсирует свои риски в случае развития компании и роста ее стоимости (т.е. работает принцип взаимной выгоды и пользы).

Если же, например, компании желают привлечь финансирование путем выпуска облигаций, то своим инвесторам они предоставляют право собственности на базовый актив, который гене­рирует прибыль (например, объект недвижимости, который кредитор может сдавать в аренду).

Еще одним инструментом инвестиционного финансирования или пополнения оборотного капитала компании в исламской экономике является модель участия финансового института в ка­питале или собственности клиента (контракты «мушарака» и «мусакат») путем заключения договора товарищества, по которому полу­ченная прибыль или убытки делится между участниками в заранее оговоренных долях или пропорционально вкладу в капи­тал.

Существуют в исламском финансировании также и добровольное пожертвование (в случае с беспроцентными займами, если заемщик не может вернуть заем), а также добровольные премиальные (араб. «хиба»), которые клиент может сам пожелать выплатить банку, чтобы покрыть его адми­нистративные затраты (оплата комиссий банка).

Таким образом, исламский банкинг — это прежде всего сектор, обслуживающий реальную экономику и призванный выполнять функции проведения расчетов и перераспределения денежных средств, а не отдельный вид бизнеса, целью которого всегда является получение прибыли.

Подробнее на сайте проекта Вашказначей.РФ!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad880039e29a252e4838439/kak-rabotaet-islamskii-banking-5b008eb0fd96b1d692d80d7f

Исламский банкинг. Часть 1

Исламские банки: принципы деятельности

Как новая финансовая индустрия, о которой еще полвека назад никто не знал, выросла до 2,5 триллионов долларов США?

В этой статье мы расскажем о том, что такое исламские финансы и почему они интересны не только мусульманам.

Исламский банкинг, который иначе именуют ‘альтернативным’ или ‘партнерским’, представляет собой финансовую систему, основанную на принципах исламского права (шариата).

Главенствующие принципы исламских (этических) финансов базируются не только и не столько на максимизации прибыли, сколько на таких понятиях, как справедливость, сотрудничество и взаимопомощь.

Ислам не приемлет ‘zero-sum game’, в которой одна сторона выигрывает только тогда, когда другая теряет, а поддерживает ‘win-win situation’, в которой ты искренне заинтересован в успехе своего клиента/партнера, что прямо скажется на твоей прибыли.

Таким образом, забегая вперед, скажем, что форварды, опционы и свопы в их классической форме запрещены. Но об этом позже.

Отличие исламского банкинга от конвенционального

1. Легислатура. Исламская финансовая система базируется на предписаниях, изложенных в Коране и Сунне, а не на светских законах.

2. Запрет использования процентов. Исламские банки не начисляют процентов по своим кредитам и депозитам, а используют иные способы заработка.

3. Финансирование дозволенной деятельности. В Исламе запрещено прямо или косвенно участвовать в бизнесе компаний, занимающихся противоречащей шариату деятельностью (например, азартные игры, производство и сбыт свинины, алкоголя, фильмов для взрослых и т.д.).

4. Разделение рисков, прибылей и убытков.

В отличие от обычных банков, которые совершенно безразличны к экономическим успехам/неудачам своих клиентов, а заинтересованы только в получении фиксированного дохода по выданным им кредитам, исламские фининституты непосредственно участвуют в экономических отношениях своего клиента, не только разделяя с ним прибыль, но и неся вместе с ним риски. Таким образом, как вы можете понять, ‘префы’ в Исламе запрещены.

5. Запрет неопределенности и гэмблинга. Шариат требует вступать только в те договорные отношения, условия которых четко оговорены. Например, данный принцип не соблюдается при заключении опционных или ‘коротких’ сделок, поскольку потери одного контрагента теоретически могут быть бесконечны.

6. Привязка к реальным активам. Исламские банки совершают только те сделки, которые имеют экономический смысл. Торговля деривативами и прочими инструментами в спекулятивных целях запрещена, однако в некоторых случаях разрешена в качестве инструмента хеджирования.

7. Запрет на продажу чужой собственности. Исламские банки не имею права продавать то, что не находится в их собственности. В связи с этим запрещено использование кредитных плеч и шорт-сделок.

Суть исламского банкинга

Может показаться, что цель исламских финансов – наложение максимального количества запретов в отношении банков, но это неверно.

Важно понимать, что Ислам предполагает не только ритуальную часть, но также социальную, экономическую и многие другие.

В связи с этим, исламский банкинг старается обеспечить те условия, в которых экономика будет здоровой и устойчивой. Именно по этой причине запрещено использование плеч, спекулятивных инструментов, волатильных деривативов и т.д.

, которые приводят к шаткости финансовой системы, и, наоборот, Исламом поощряются торговые отношения, инвестиции, производство.

Исламские банки, в частности, заинтересованы не в обложении кредитора долговым бременем, и, если повезет, взысканием с него штрафов и пеней, а, напротив, в его благополучии, ведь чем лучше дела у клиента (партнера), тем выше маржинальность банков.

Однако, если исламский банк и решит через суд вернуть свои деньги, то он не вправе присваивать себе сопутствующие штрафы и пени, уплаченные заемщиком, а обязан перечислить ‘весь излишек’ на благотворительность. Где еще вы такое встретите?  

Все эти условия делают исламские финансовые институты привлекательными не только для мусульман, но и для тех, кто никак не связан с Исламом. Например, 60% заемщиков исламских банков Малайзии (одного из лидеров этой индустрии) – немусульмане.

Источник: IFSB Stability Report 2019

Стоит понимать, что большинство исламских банков – не совсем банки. Они занимаются проектным, партнерским, торговым финансированием, действуя как инвестиционные и торговые компании. Выручка от чисто банковских операций составляет небольшой процент и в основном состоит из комиссий. К таким операциям относятся агентские услуги, услуги по хранению депозитов, выдача беспроцентных займов и др.

Исламский банкинг сегодня

С момента своего формирования в 1960-х годах и до сегодняшнего времени индустрия исламских финансовых услуг успела вырасти до более чем 2,5 трлн долларов США, участниками которой являются не только банки, но и другие институты: страховые компании, ПИФы, пенсионные фонды, рейтинговые агентства, индексы, наднациональные регуляторы (аналогичные СМСФО или Базельскому комитету) и т.д.

Во многом развитию этой индустрии способствовал бурный рост нефтяного сектора экономики стран Персидского залива, которые, накопив огромное количество нефтедолларов, осознали необходимость совершения халяльных (дозволенных Исламом) инвестиций.

На сегодняшний день исламский банкинг представлен более чем в 70 странах.

Помимо Персидского залива, части Африки и Азии, он охватил и некоторые страны Запада: исламские банки присутствуют в США, Люксембурге, Турции и Великобритании.

Британцы, кстати, в свое время даже заявляли о планах создания некоего центра исламских финансов в Европе, однако события 2008 года вынудили отложить этот вопрос.

Исламский банкинг в России

В России исламская финансовая индустрия развита слабо, а точнее не развита совсем. За исключением нескольких мелких финансовых домов (преимущественно из Татарстана и Дагестана), исламские финансовые компании на российском рынке никем не представлены.

Слабое развитие данного сектора в России обусловлено в большей степени отсутствием законодательной базы. Например, при продаже клиенту товара в рассрочку (договор мурабаха) происходит двойное налогообложение на добавленную стоимость, что существенно увеличивает стоимость такого продукта и тем самым отпугивает потенциальных клиентов исламских банков.

Еще одной причиной является финансовая безграмотность (как минимум исламского) населения. Люди часто обращают внимание только на итоговую сумму займа, не вдаваясь в структуру сделки и в самую ее суть, и даже порой не отличают торговый договор от кредита.  

Тем не менее, определенные положительные изменения все же имеют место. Так, например, несколько лет назад между Исламским банком развития (ИБР) и Центральным банком России был подписан протокол о взаимопонимании и сотрудничестве, чему следовало открытие в ЦБ специальной рабочей группы по вопросам развития исламского банкинга в России.

Помимо этого, все большее количество университетов открывает специализации, посвященные исламским финансам. Все это может если не произвести революцию на российском рынке финансовых услуг, то по крайней мере помочь совершить небольшой шаг к внедрению в нашей стране альтернативной финансовой системы. По крайней мере нам очень хочется в это верить.

Надеюсь, данная статья оказалась для вас полезной, и вы открыли для себя что-то новое. В следующей части мы познакомимся с исламскими банками поближе, объясним различия между договорами ‘мурабаха’, ‘мудараба’ и ‘мушарака’, и расскажем, почему ‘исламские бонды’ являются на самом деле долевыми инструментами.

Запишись на программу «Финансовая Академия» и получи практические навыки для работы в финансах!

Тагиров Тагир, аудитор компании EY

Источник: https://blog.sf.education/islamskij-banking-chast-1/

Исламский банкинг: особенности и интересные факты

Исламские банки: принципы деятельности

А вы знаете основные особенности исламского банкинга?

Чем исламский банкинг отличается от традиционного?

Понятие исламской финансовой системы появилось в 80-х годах прошлого века. И за последние десять лет стало привычным в лексиконе финансистов во многих странах, не только мусульманских. Этот финансовый институт в современном мире играет все более важную роль.

Ведь число граждан в разных странах, в том числе в США и Великобритании, исповедующих ислам и отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, значительно выросло. Поэтому изучение исламского банкинга является очень актуальной темой в мировой экономике.

Мы же решили разобраться в основных принципах этого финансового института и его ключевых отличиях от традиционного банкинга.

Характеристики исламской финансовой системы

О ключевой особенности исламского банкинга — запрете взимания процента — слышали многие. Однако принципы исламских финансов являются значительно более широкими. Они соответствуют законам шариата — это правила и законы, касающиеся как управления экономикой, так и социальных, политических, культурных аспектов исламского общества.

1. Запрет ставки процента. Действительно, в исламской финансовой системе, прежде всего, запрещается «риба». Это любая заранее определенная ставка, которая зависит от сроков и величины займа.

Такой запрет объясняется мусульманскими законами о социальной справедливости и равенстве. Ислам поощряет получение прибыли, но осуждает использование процента в целях получения прибыли.

Ведь такая деятельность не приводит к созданию продукта и не увеличивает благосостояние общества.

2. Разделение риска. Поскольку банк не взимает процент за предоставление денег в долг, он становится, по сути, инвестором, а не кредитором. Таким образом, владелец капитала и предприниматель разделяют риски, связанные с реализацией проекта.

3. Деньги — это потенциальный капитал. Реальным капиталом они становятся тогда, когда инвестируются в производственную деятельность.

4. Запрет спекулятивного поведения. В связи с этим запрещаются любые азартные игры, а также работа с производными финансовыми инструментами (деривативами), поскольку операции с ними характеризуются значительным риском.

5. Принцип ненарушаемости договоров. По правилам исламского банкинга, исполнение договорных обязательств является самым важным для сторон сделки. Благодаря этому снижаются риски для всех участников.

Основные отличия от традиционных банков

Функции банков в исламской модели не отличаются от традиционной: они обеспечивают работу национальной платежной системы и выступают в качестве финансовых посредников.

Ключевое отличие, как мы уже выяснили, заключается в запрете получения вознаграждения в виде процентного платежа. Однако при этом ислам не осуждает получение прибыли в принципе, просто запрещает тот интерес, который не зависит от результатов деятельности.

Согласно нормам исламской этики прибыль должна стать вознаграждением за риск, труд и усилия.

По законам шариата запрещается финансировать торговлю табаком, алкоголем, оружием, а также деятельность, связанную с распространением порнографии, развитием азартных игр и т. д.

Основные понятия исламского банкинга

В исламском банкинге, как и в традиционном, существуют разнообразные финансовые инструменты. Рассмотрим несколько из них.

Самым распространенным является «мурабаха» — это нечто среднее между классическим кредитом и лизингом. В этом случае кредит выделяется под конкретную покупку.

И пока клиент не погасит всю оговоренную сумму, банк является собственником товара. Таким образом, «мурабаха» — это торговая сделка, в которой банк покупает товар по одной цене, а продает по другой.

А торговля в исламе не запрещена.

«Мудараба» — этот вид банковских услуг применяется при размещении депозитов. Владелец денег размещает свои финансы у партнера, который использует их для финансирования какого-то вида бизнеса. Прибыль, полученная от этой деятельности, разделяется между участниками договора. В традиционной финансовой системе аналогом «мудараба» является венчурное финансирование.

Мусульмане также активно пользуются «мушарака», предполагающий совместное финансирование какого-то проекта группой участников. В нее могут входить как частные лица, так и компании. Прибыль делится соответственно вкладу каждого их участников.

«Такафул» — подразумевает внесение страховых взносов страховщику при условии, что в случае наступления страхового случая деньги будут возвращены. При этом часть средств поступает в накопительный фонд. От инвестирования этих денег участники получают доход, который указывается в договоре.

Достаточно распространенным в исламских странах является «кардуль хасана». Это беспроцентная ссуда, которая предоставляется малому бизнесу и является жизненно важной для него.

В Иране, к примеру, банки обязаны тратить на «кардуль хасана» определенную часть собственных средств.

Как мы помним, требовать процент за использование денег запрещено, однако заемщик может добровольно отблагодарить кредитора, выплатив вознаграждение («хиба»).

Исламский банкинг распространен не только в мусульманских странах. Business Insider

География распространения

Первая исламская финансовая организация появилась в 60-е годы в Египте, а точнее в 1963 году. Тогда сберегательный банк Mit Ghamr начал проводить операции по привлечению средств физлиц, а также по инвестированию накопленных ресурсов.

В настоящее время исламский банкинг востребован, в первую очередь, в мусульманских странах. В Южной, Юго-Восточной и Средней Азии и Африке сконцентрирована основная часть потенциальных клиентов данных банков. Кроме того, такие организации можно встретить в Европе, США и Австралии.

В Иране, Пакистане и Судане финансовая система полностью подчиняется исламским нормам, и все банки этих стран являются исламскими. В таких мусульманских странах, как Малайзия, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Бруней присутствуют банки обоих типов, причем число обычных банков также достаточно велико.

Кредитной деятельностью по законам шариата занимаются в том числе и немусульманские финансовые организации, в частности, UBS и Citigroup. А европейские бизнес-школы все чаще открывают факультеты и отделения по исламским финансам.

ВАМ ТАКЖЕ ПОНРАВИТСЯ: Золото — не стандарт: как обеспечить доверие к деньгам

Источник: https://psm7.com/analytics/islamskij-banking-osobennosti-i-osnovnye-otlichiya-ot-tradicionnyx-bankov.html

Исламский банк

Исламские банки: принципы деятельности

Исламский банк – банк ведущий свою банковскую деятельность в рамках дозволенных Шариатом.

Что включает в себя понятие «исламский банкинг» (banking)? Под этим понятием подразумевается определенный способ ведения банковских дел, согласованных и не идущих в разрез с мусульманскими принципами ведения денежно-расчетных операций. Главным правилом ислама в вопросах финансовых сделок является полный отказ от фьючерсных сделок и запрет взимания банковским учреждением ссудного процента.

Исламский банк не участвует в сделках в которых присутствуют следующие условия: 

  • производство и продажи алкогольной, наркотической и табачной продукции;
  • выращивание свиней и их продажа, а также производство не халяльной продукции;
  • финансирование сферы развлечений и азартных игр.

Инвесторы обратили свое внимание на исламский банкинг в тяжелых условиях кризиса, и все больше людей стремятся разобраться более детально в отличии данной системы от традиционного банкинга и финансовых инструментах ведения дел.

Ближе всего к исламскому банкингу является такая банковская форма, как проектное инвестирование, связанное с долевым участием и разделом рисков.

Такая методика предполагает, что исламский банк не получает проценты и должен более внимательно изучить клиента, обратившегося за инвестициями, его бизнес-план и проанализировать возможные риски.

В исламском банкинге категорически запрещаются операции со свопами, фьючерсами, а также операциями со всеми категориями услуг и товаров, которые еще не произведены – операции проводятся только с материальными ценностями и нематериальными, имеющимися на настоящий момент.

Если человек вкладывает деньги в исламский банк, то он дает эти деньги не под проценты, а инвестирует в полезное реальное дело, которое предполагает производство определенных товаров и услуг. Любые финансовые инструменты в исламе построены так, чтобы данное условие выполнялось, но также от данной деятельности была получена прибыль.

В этом и состоит отличие исламской банковской системы от капиталистической: традиционным банком покупаются и продаются денежные средства, а выгода финансовой деятельности получается от процента ссуды.

Исламский банк для финансового бизнеса меняет кредитную основу на инвестиционную: исламский банк открывает счета и на них аккумулирует средства своих вкладчиков, за счет этих средств финансируются предприниматели, которые делят полученную в результате своей деятельности прибыль с банком, вместо выплат процентов.

Для исламского банкинга главным принципом является то, что вознаграждение вкладчика или банка изначально не является гарантированным  – это вознаграждение будет производным от той прибыли, которая будет получена в результате бизнеса. Экономический оборот не основывается на ссудном проценте, как это происходит в господствующей банковской системе.

Исламский банк строит свою работу на основном принципе, который предполагает, что деньги не могут возрастать при выдаче их в виде ссуды, поскольку они не являются товаром. Поэтому кредитор получит прибыль и может на нее рассчитывать только тогда, когда он будет вкладывать свои деньги в экономику, то есть будет создаваться реальная добавленная стоимость.

В исламе вне закона те депозиты и кредиты, которые применяются в обычном банке – то есть те, на которые начисляются проценты. Также является запретным процентные бумаги или облигации. 

Мусульманский экономический мир предлагает замену традиционным инвестиционным и банковским продуктам: таких специфических форм мусульманская банковская система предлагает целый ряд.

Уникальные финансовые операции в исламском банкинге

Есть ряд операций, которые уникальны и существуют только в исламском банкинге.

К таким операциям относится иджар или операция, представляющая собой долгосрочную аренду, аналогичную лизинговой операции, салям или финансовая операция, которая представляет собой авансовое финансирование, похожее на договор контрактации – эта операция применяется преимущественно в секторе аграрном.

Также к таким операциям относится иджар ва-иктина, представляющая собой соглашение, при котором у клиента появляется право выкупа того оборудования, которое ранее было взято в аренду, либо производственное сооружение, которое также было ранее арендовано.

Уникальным и характерным только для исламского банкинга является закат или закят, представляющий собой обязательный налог, который составляет 2,5%.

Этот налог взимается в соответствие с заветами Священного Корана и Сунной с имущества состоятельных мусульман, а затем эти средства направляют на обеспечение нуждающихся, неимущих мусульман, бедных членов мусульманской уммы – этими средствами финансируются проекты по улучшению быта, а также общественные работы.

Еще одна форма исламского банкинга – это кард аль-хасан. Эта форма представляет собой беспроцентную ссуду, которая предоставляется банком лицам или организациям, а они возвращают ссуду в оговоренный срок.

Такая беспроцентная ссуда может быть выделена организации или правительству и потрачена на осуществление разного рода общественных проектов типа строительства фабрик или заводов, жизненно важных объектов или дорог.

Бей-би-силаа или форвардная сделка – форма предполагающая со стороны покупателя частичные авансовые выплаты за товары.

Одна из самых интересных и уникальных для исламского банкинга форм финансовых операций называется «сукуки» и представляет собой беспроцентные облигации, которые выпускают под определенный материальный актив, при котором эмитента рассматривают как долевого собственника этого актива.

Прибыли на базовый актив влияют на доходность сукуков. Эмитентом дается инвестору безотзывное право выкупить по фиксированной стоимости актив.

Такой вид облигаций имеет преимущество в том, что у него низкая волатильность, поэтому наблюдается тенденция со стороны инвесторов удерживать такие бумаги до того, как наступит срок погашения.

Мушарака

Мушарака – такая форма мусульманской финансовой системы, при которой проект реализуется совместными силами предпринимателя и банка.

Данная операция предполагает, что исламский банк кредитует, а точнее инвестирует определенный проект, и эта операция представляет собой специфический вид проектного финансирования.

Свое начало подобный вид банковских отношений берет еще во времена караванной торговли, когда товар предоставлялся одним купцом, а его доставку на место назначения и сам факт продажи осуществляли другие купцы.

Если применяется форма мушарака, то финансирование банка не связано с тем, чтобы взимался какой-то процент – исламский банк участвует в получении прибыли. Далее эта прибыль распределяется по такому принципу:

  • партнеру выделяется как оплата его труда определенная доля, выделяется оплата его другого участия в проекте или сделке, оплата его управленческого опыта;
  • оставшаяся прибыль будет распределена между банком, который предоставил финансирование, и партнером – она распределяется в соотношении, которое будет пропорционально тому вкладу, который каждый участник имеет в данном деле, то есть в соответствие с той долей расходов, которые понесла каждая сторона.

Если же предприятие несет убытки, то и потери также будут распределены в зависимости от той доли, которую имеет в финансировании проекта каждая сторона.

Мудараба

Еще одна форма мусульманской банковской системы – Мудараба, она предполагает заключение договора, по которому деньги передаются клиентом банку с той целью, чтобы исламский банк вложил в последующем эти средства в определенный вид деятельности или проект.

Оговариваются пропорции, по которым далее будет распределяться прибыль, которую принесет определенный проект.

По своей сути данная форма исламского банкинга ближе всего к пассивной банковской операции по привлечению денег, но в мусульманской форме банковской деятельности есть свои уникальные черты: клиент изначально знает, куда конкретно будут направлены его денежные средства.

Это очень важный момент, поскольку по исламу существуют такие формы деятельности, которые запрещены исламской религией и шариатом, и в такие отрасли исламский банк не может вкладывать деньги своих клиентов. К таким видам деятельности относится продажа и производство алкоголя, сигарет, организация публичных и игорных домов. В случае с реализацией такой формы деятельности, как мудараба, получение процентов в чистом виде также запрещено.

Мурабаха

Еще одна форма мусульманской банковской системы – это Мурабаха, суть которой заключается в финансировании коммерческих операций.

Мурабаха – это своего рода разновидность договора по купле-продаже: при использовании такой формы исламского банкинга банком приобретается для перепродажи определенный товар. Шариату подобная деятельности не противоречит, так как для осуществления торговли необходимо личное участие человека.

Со стороны банка осуществляется организация продажи, а также перевозки и хранения.

По заказу своего клиента исламский банк может приобрести за свой счет и от своего имени товар, и возможные риски, которые могут быть связаны с осуществлением данной торговой операции, исламский банк также берет на себя. Далее товар перепродается банком клиенту, а его цена подвергается наценке, которая была оговорена в договоре – в итоге доход банка составляет как раз эта наценка.

На сегодняшний день сукуков вращается в среднем на сумму до девяноста миллиардов долларов США.

После того, как в 2008 году была выпущена фетва богословов ислама, которые признали, что 80% сукуков не соответствуют шариатским нормам, наблюдалось общее снижение объемов их эмиссии – от уровня 2007 года объемы снизились с пятидесяти до пятнадцати миллиардов долларов США.

У сукуков существует нижняя граница объема заимствования, которая составляет сто миллионов долларов, она определяет целесообразность их эмиссии и одновременно является тем отрицательным фактором, который снижает привлекательность сукуков.

Любые предприниматели могут использовать мусульманские финансовые инструменты – вероисповедание их на это не влияет. По мнению аналитиков, рынок исламского финансирования, развивающийся активно в последние несколько десятилетий, является одним из самых перспективных.

Исламский банкинг является относительно молодой финансовой системой началом развития которой стало создание Исламского банка развития в 1975 году, а также создания Дубайского исламского банка.

В Малайзии и почти во всех мусульманских странах исламские банки начали действовать в шестидесятых годах прошлого века.

 В европейских странах исламские банки стали появляться сравнительно недавно, благодаря возросшему спросу европейских мусульман на оказание халяльных банковских услуг.

Специфические продукты, способные заинтересовать мусульман, предлагает и ряд традиционных европейских банков – таких, как Societe Generale во Франции, а в городе Mannheim в Германии планируется открытие первого в стране мусульманского банка, который будет работать в полном соответствии с требованиями ислама и шариата.

По всему миру существует более трехсот исламских финансовых институтов. В России исламский банкинг представлен довольно слабо, если учитывать количество мусульман в России и количество заинтересованных в пользовании мусульманскими финансовыми продуктами человек.

Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/ekonomika/islamskij-bank

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: