Искусство критики. Конструктивная критика

Содержание
  1. Конструктивная и деструктивная критика: что это такое, правила, шаги в алгоритме, тезисы
  2. Конструктивная критика: что она значит
  3. Деструктивная критика
  4. Основные различия этих двух разновидностей
  5. Почему мы так болезненно относимся к критикованию
  6. Польза объективных замечаний
  7. Когда уместно критикование 
  8. Что делает суждение конструктивным
  9. Техника и методы конструктивной критики
  10. Полезный конструктив
  11. Неконструктивная критика
  12. Учимся критиковать
  13. Конструктивная критика: 14 важных правил
  14. 7 правил конструктивной критики
  15. 7 правил реагирования на конструктивную критику
  16. Правильная критика: техника конструктивной критики
  17. Правильная критика в современном мире
  18. Что такое конструктивная критика: понятие и примеры
  19. Понятие определения
  20. Польза и вред
  21. Отличия
  22. От объективной
  23. От деструктивной
  24. Примеры
  25. Похвала
  26. Озабоченность
  27. Обезличенность
  28. Удивление
  29. Предупреждение
  30. Вопрос
  31. Опасение
  32. Надежда
  33. Правильная реакция

Конструктивная и деструктивная критика: что это такое, правила, шаги в алгоритме, тезисы

Искусство критики. Конструктивная критика

Каждый человек по-разному себя ведет, когда его критикуют, одни спокойно выслушивают, прислушиваются к замечаниям и стараются стать лучше, другие, наоборот, проявляют агрессию в сторону критикующего, обижаются, опускают руки и замыкаются в себе.

В этой статье я расскажу про конструктивную и деструктивную критику, объясню, что это такое, и приведу несколько примеров. В жизни нас часто критикуют, в детстве – родители, в школе – учителя, в университете – преподаватели, на работе – начальник.

Нередко даже самый незначительный упрек вызывает в нас злость, обиду или грусть. 

Конструктивная критика: что она значит

Это высказывание своего личного мнения с целью помочь человеку. Собеседник оценивает вашу работу или действие и делает четкие замечания, которые направлены на усовершенствование вашей деятельности. Такое обсуждение может быть объективным, то есть представлять собой анализ или форму полезных рекомендаций или советов. 

Главные признаки конструктивных замечаний. 

  • Объективность. Когда личность высказывает свое мнение, она не претендует на истинность, а подчеркивает то, что это только ее личная позиция. 
  • Точность. Критик уделяет внимание конкретным элементам работы, которые кажутся ему непонятными или сомнительными. 
  • Аргументированность. Личность, которая критикует, объясняет свою точку зрения и приводит при этом аргументы. 
  • Осведомленность. Критикующий должен хорошо разбираться в теме обсуждения. Он может иметь профессиональное образование или опыт. 
  • Уважительность. Человек, высказывающий замечание, не должен переходить на личности и навязывать свою точку зрения. Необходимо уважительно относиться к оппоненту. 
  • Искренность. Критик указывает не только на минусы, но и на достоинства вашей деятельности. 

Такой вид обсуждения позволяет увидеть нам свои слабые стороны, чтобы оперативно их исправить и достичь идеального состояния работы. 

Деструктивная критика

Это указание на недостатки оппонента с корыстной целью. Такой критикующий не обладает желанием помочь, он делает это, чтобы обидеть человека. 

Основные причины таких необоснованных упреков. 

  • Манипуляция. Манипулятивное воздействие на личность направлено на то, чтобы склонить ее к выгодным для критика действиям. 
  • Завистливость. Даже если эта безупречная работа, завистливые люди все равно найдут недостатки и укажут на них, даже если это неправда. 
  • Нестандартность. Если какой-либо оппонент делает все не так, как другие – найдется большое количество желающих необоснованно раскритиковать его.
  • Необъективность. Критикующий полностью уверен в правдивости своих мыслей и не дает возможности их опровергнуть. 

Основные различия этих двух разновидностей

Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности. 

Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает. 

Действия, которые не относятся к объективному суждению:

  • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
  • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные. 
  • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

Почему мы так болезненно относимся к критикованию

Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция.

В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить.

Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно. 

Психолог Дарья Милай

Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

Польза объективных замечаний

Разумное оценивание – это важнейший инструмент, с помощью которого мы становимся лучше, также он позволяет нам работать на своих ошибках.

В профессиональной деятельности должны преобладать конструктивные замечания, они важны для отношений с партнерами, коллегами, а также с друзьями и родственниками.

Без способности говорить о том, что вам не нравится, вы не построите ни крепкую семейную, ни дружескую, ни коллективную связь. 

Если мы спокойно относимся к суждениям, это помогает нам быть смелее  принимать разумные решения, а также дает понять, что для всех ни мы, ни наша работа никогда не будут идеальными, всегда найдутся моменты, которые стоит исправить, пусть даже незначительные. Замечания со стороны определяют наши слабые места и дают возможность исправить свою работу, чтобы она стала еще лучше. Важно услышать оценку и определить недостатки, которые можно поправить, чем принять ложный вывод о том, что все идеально. 

Такой тезис, как конструктивная критика – это один из важных инструментов формирования общества и развития человеческих отношений. Когда нас подвергают обсуждению, значит, мы что-то из себя представляем. 

Когда уместно критикование 

Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть.

Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь.

Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют. 

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками. 

черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

Что делает суждение конструктивным

Источник: https://damienmilay.com/basis/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika-chto-eto-takoe-pravila-algoritmy-primery/

Техника и методы конструктивной критики

Искусство критики. Конструктивная критика

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает.

И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути.

В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Полезный конструктив
  • Неконструктивная критика
  • Учимся критиковать

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни.

Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи.

Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт.

И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать.

Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» – отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает – остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Источник: https://yapsiholog.ru/tehnika-i-metody-konstruktivnoj-kritiki/

Конструктивная критика: 14 важных правил

Искусство критики. Конструктивная критика

Психологам давно известен факт, что похвала способствует быстрейшему и лучшему обучению человека, его совершенствованию.

Но бывает и так, что приходится критиковать негативное поведение, слова или действия другого человека.

Как это сделать правильно? Какую критика у можно назвать конструктивной? Существуют ли правила такой критики? И как самим реагировать на критику?

7 правил конструктивной критики

Чтобы наши критические замечания дошли до ума и сердца того, кого мы критикуем, стоит потрудиться над выполнением определенных требований.

Правила конструктивной критики:

  • 1. Критикуем действия, но не личные качества! 

Вспомним Новосельцева из кинофильма «Служебный роман» (режиссер – Рязанов), когда на вечеринке он высказал начальнице все, что о ней думал. Так вот его «мымра» – это оценка личных качеств человека, а этого делать нельзя. Если уж так не терпелось высказаться, вместо «мымры» лучше было сказать: «У вас отсутствует интерес к подчиненным как к людям».

  • 2. Не оцениваем огулом действия человека как «хорошие» или «плохие».

Нужно точно и конкретно указывать, что было сделано или сказано не так, и подсказывать, как лучше исправить ситуацию, решить проблему. Чем точнее мы опишем неправильные действия, тем понятнее будет, что следует  изменить. К тому же это покажет, что мы действительно заинтересованы помочь кому-то стать чуточку лучше, и не вызовет оборонительной реакции.

Например, друг спрашивает: «Понравилось ли тебе мое выступление?».  Можно, конечно, ответить: «Да ты просто оглушил меня своим ревом!». Реакцию друга предположить несложно.

Но можно сказать то же самое по-другому: «Ты знаешь, если бы в некоторых местах (и указать эти места!) голос звучал потише, мне было бы проще разобрать слова песни».

Такая критика не обидит, но поможет следующее выступление сделать бодее эффективным и красивым.

  • 3. Делаем позитивное вступление перед негативными замечаниями.

Например, сначала похвалить за сильные стороны, и только затем указать на конкретные недостатки.

Так, в случае с другом прежде, чем критиковать, можно отметить, что была выбрана песня с удачной мелодией, выступлению соответствовали костюмы и т.д. Главное, чтобы сказанное соответствовало истине и мы хвалили искренне. Поверхностная или неискренняя похвала, за которой следует сокрушительная критика, вряд ли будет воспринята так, как дОлжно.

  • 4. Соединяя похвалу с критикой, избегаем между ними союза «но».

Иначе человек может просто не услышать похвалы, да и к критике отнестись критически (извините за тавтологию).

Так как конструктивная критика призвана помогать человеку, уместно дать ему советы, рекомендации, которые приведут к позитивным изменениям. Например, в ответе другу можно добавить: «Я иногда записываю свой голос на видео и прослушиваю – сразу становится понятно, что не так. Попробуй».

  • 6. Делаем замечание наедине.

Хвалить лучше публично, а вот критику собеседник услышит только в приватной беседе. Например, в кабинете, можно попросить собеседника выйти  на лестницу или сходить в кафе выпить чашку кофе.

  • 7. Отказываемся от демонстрации фальшивых позитивных намерений.

Важно стремиться искренне помочь человеку. Возможно, кто-то когда-то отплатит нам тем же. Не зря говорят: относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Для конструктивной критики это тоже актуально.

7 правил реагирования на конструктивную критику

Существуют не только правила конструктивной критики, но и правила реагирования на любую критику. Хотим мы того или нет, но когда нас критикуют, изначальная реакция чаще всего бывает болезненная.

Снизить порог «болезненности» помогут определенные принципы, или правила восприятия критики.

  • 1. Поощряем конструктивную критику.

Важно стараться найти в ней как можно больше подсказок, которые помогут совершенствоваться.

  • 2. Выслушивать критику, не перебивая партнера.
  • 3. Не принимать все сказанное на свой счет.

Например, если преподаватель  критикует способности некоторых студентов воспринимать информацию, не нужно воспринимать это обобщение как личное оскорбление.

  • 4. Воспринимаем критику как форму помощи.

Пусть даже несколько специфическую. Не все, кто берется нас критиковать, обладают навыками успешного общения. Иные вроде бы и по делу говорят, а как-то зло, или слишком эмоционально, или не заботясь о подборе выражений – в общем, не слишком этично.

  • 5. Отделяем эмоции от содержания.

Стараемся абстрагироваться от критического тона, эмоций говорящего и реагировать только на информацию, которую несут замечания. Отделять эмоции от содержания трудно, обычно в первую очередь мы воспринимаем именно тон и эмоции. Но – возможно!

  • 6. Понимаем несовершенство мира и нас самих.

Откажемся от психологического стереотипа, заставляющего нас считать: все, что мы делаем, правильно и не нуждается в совершенствовании. Нет предела совершенству!

  • 7. Благодарим критикующего.

Благодарить всегда есть за что: за ценные подсказки и советы, ведь он  тратит свое время и усилия на прояснение ситуации, к тому же отношение к нам и нашим действиям высказывает открыто, а не за спиной.

Если вас критикуют часто и много, предлагаю узнать, кто и почему это делает, из материала Несправедливая критика. Как себя вести?

Можно также почитать:

  • Барьеры общения как причины конфликтов

критикапсихология писательства

Источник: https://panisvetlana.ru/konstruktivnaya-kritika

Правильная критика: техника конструктивной критики

Искусство критики. Конструктивная критика

Критиковать и воспринимать критику — это навыки, которыми должен обладать каждый хорошо приспособленный к современной жизни человек. Правильная критика — это очень важно.

Правильная критика в современном мире

Мы критикуем и принимаем критику на работе, среди наших друзей и в нашей семье. Критика — важная часть нашего самосовершенствования, потому что другие люди могут указывать нам на наши ошибки и недостатки, которые мы не видим и, как следствие, не можем исправить.

К сожалению, многие люди сегодня не знают, что такое правильная критика. Они обращаются с критикой как маленькие дети. Критикуя, они предпочитают подшучивать, делать уколы, которые никак не улучшают ситуацию.

Получая критику, они обижаются, оправдываются и спорят с человеком, который их критикует. Спросите любого учителя, который имеет смелость ставить ученикам плохие оценки.  Многие сегодняшние школьники будут плакать и скулить или того хуже — в дело вмешаются их родители. Дети просто не знают, как с уважением воспринимать критику.

Поскольку все мы каждый день сталкиваемся с ситуациями, которые требуют от нас оценивать или быть оцененными, в этой статье мы поговорим про искусство конструктивной критики, вы узнаете, как нужно критиковать самому и как научиться принимать критику.

Читайте, будет интересно

Источник: https://mentalsky.ru/pravilnaya-kritika/

Что такое конструктивная критика: понятие и примеры

Искусство критики. Конструктивная критика

На протяжении всей жизни человек сталкивается с замечаниями по поводу своей внешности, поведения, деятельности. Если это конструктивная критика, она не вызовет обиды, гнева или грусти. Наоборот, услышав ее, необходимо прислушаться и изменить ситуацию в лучшую сторону. Однако это не все понимают и затрудняются отличить принципы объективных высказываний от деструктивных суждений.

Понятие определения

Конструктивная критика подразумевает собой этическое высказывание оппонентом своего личного мнения, которое отличается искренним желанием помочь. Своими действиями он оценивает деятельность человека, которого критикует, стремится способствовать развитию его успеха. При этом он дает четкие рекомендации.

Объективная критика касается деловых отношений между работодателем и подчиненным, взрослым и ребенком, учителем и учеником. Начальник, используя ее, корректирует деятельность работника. Если этого не будет происходить, за плохое выполнение поручений есть риск остаться без работы.

Этот вид критики не нарушает развитие ребенка, он будет расти сильным и уверенным в себе. На ученика он тоже действует эффективно: дает устранить ошибки и усиливает желание получать новые знания.

Критик в таком случае должен разбираться в сфере, которой коснулись замечания. Только тогда он сможет дать действенные советы. Проявлениям эмоций здесь не место, важно высказать только конкретные факты. Критикуя конструктивно, важно подметить и положительные моменты.

Польза и вред

Услышав объективную критику, необходимо прислушаться к ней, а не обижаться и сердиться. Она дает возможность стать лучше, произвести работу над ошибками. Такие замечания позволяют наладить качественные отношения в семье, на работе, с друзьями. Так, положительными моментами адекватных отзывов являются:

  • шанс увидеть ошибки с помощью других;
  • появление мотива для саморазвития;
  • понимание интересов и потребностей оппонента.

Любой аспект критики влияет на самооценку, понижая уверенность в себе. Она ранит человека, который воспринимает все близко к сердцу. В таком случае стоит научиться воспринимать объективные замечания адекватно.

Отличия

Объективные суждения помогают выявить проблему и найти ей решение. В основе них – желание помочь, способствовать саморазвитию. Некоструктивная критика агрессивна. Она представляет собой негативный отзыв о деятельности человека, его личности. Она доходит до унижения и оскорбления, что наносит душевные раны, понижает самооценку и уничтожает желание стремиться к лучшему.

От объективной

Если рассматривать более подробно, то деструктивная критика отличается от объективной оценки тем, что критикующий человек не желает помочь оппоненту. Он выказывает недовольство с корыстью, преследуя цель обидеть его. Деструктивные суждения используют при личной неприязни, они строятся на агрессии и оскорблениях.

ЧИТАТЬ  Как стать общительным: эффективные практики и рекомендации психолога

Люди, делая негативные замечания, не берут ответственность за сказанное. Они манипулируют оппонентами с выгодой для себя.

Даже в идеальной работе такие критики найдут недостатки из-за зависти. Им не нравится, когда кто-то отличается от других. Следует избегать общения с ними, чтобы сохранить уверенность в себе и спокойствие.

От деструктивной

Отличие объективной критики от деструктивной оценки в том, что выказывается она с уважением. Благодаря ей происходит сплочение коллектива, повышается самооценка человека, усиливается продуктивность деятельности. Объективные замечания показывают, над чем, в самом деле, нужно работать, что совершенствовать.

Конструктивная критика объективна и аргументирована. Тот, кто ее выказывает, не претендует на то, что его мнение единственное и самое правильное. Он акцентирует внимание на отдельных моментах, а не на всей работе.

Когда необходимо указать на ошибки, следует привести примеры из личного опыта. Критику важно быть профессионалом, иначе его замечания не будут замечены, к нему не прислушаются.

При конструктивных замечаниях делается акцент на плюсах, помимо недостатков.

Примеры

Прежде чем начать критиковать, нужно задуматься о том, хватает ли знаний и опыта в определенной области. К примеру, не понравилось платье, которое швея сшила на заказ. На недочеты в такой работе будет сложно указать, потому что у критика нет образования портного.

Суждение должно начинаться с любезных слов, похвалы, в уважительном тоне. Заканчиваться тем же. Это усилит восприятие оппонентом сказанной речи. Иногда ему есть, что ответить на замечания, поэтому должна быть возможность сделать это, ведь может причина случившегося может быть обоснованной.

Критику следует быть готов к тому, что придется предлагать возможные пути решения проблемы.

Похвала

Критика-похвала используется в том случае, когда начальника что-то не устраивает в выполненной работе. Подойдут такие выражения:

  • в целом хорошо, но не идеально;
  • работа хорошая, но она не подходит к нашему случаю;
  • хорошо, но Вы можете лучше;
  • по работе заметно, что Вы старались, но этого недостаточно;
  • все верно, но не вовремя.

По отношению к ребенку такой способ критики используется, если он не так понял задание, сделал лишние действия, которые в задании не указаны. В таком случае коммуникацию можно наладить так:

ты перестарался, в задании такого нет, это уже лишнее;

видно, что ты старалась, но читай задание внимательно;

ЧИТАТЬ  И словом, и делом: способы унизить человека

хорошо, только чего-то не хватает, давай подумаем, как исправить.

Озабоченность

Критика-озабоченность подходит к моменту, когда работа сдана не вовремя. В высказываниях появляются личные эмоции. Недовольство можно пояснить так:

  • я озабочен Вашей недобросовестностью;
  • я поражен, что Ваш доклад не готов;
  • не уверен, что смогу доверить это задание Вам в следующий раз.

Обезличенность

Безличную критику выказывают, когда нет желания называть имен. Например, в рабочем коллективе говорят так:

  • среди нас есть сотрудники, которые еще не могут справляться со своими обязанностями, но их имен называть не будем;
  • оказалось, что не все поняли, как это для нас важно, надеюсь, они поняли о ком я;
  • некоторые сотрудники до сих пор не соблюдают рабочий график;
  • пусть будет стыдно тем, кто не нашел в себе сил признать ошибки.

Удивление

Используя критику-удивление, необходимо контролировать интонацию. Она должна быть не возмущенной, а удивленной. Это не ругань с насмешкой. Вот примеры удивления:

  • Неужели Вы не справились с поручением?
  • Я поражен, что отчет еще не на моем столе.
  • Неужели Вы не увидели до сих пор свои недочеты?
  • Не верю своим глазам. У Вас, и ошибка? Не ожидал.
  • Как же так?
  • Вам, в самом деле, самому нравится Ваша работа?

Если ребенок сделал не всю работу, или приложил мало усилий для достижения результата, не нужно его ругать. Достаточно сказать: «Как неаккуратно написано. Над почерком еще работать и работать, но я верю, что ты справишься».

Предупреждение

Желая указать работнику на ошибку, но не обидеть его, для критики-предупреждения нужно выбрать твердый, но не угрожающий тон. Фразы подойдут следующие:

  • Рекомендую самостоятельно подумать над ошибками и сделать выводы.
  • При обнаружении повторных нарушений я Вас накажу.
  • Это последнее предупреждение Вам.
  • В следующий раз разговор будет иным.

Вопрос

Если работа выполнена не так, как требовалось, некоторым работодателям интересно знать самостоятельное решение сотрудника. Тогда они спросят:

  • Каким образом будете исправлять?
  • Что планируете предпринять?
  • Как исправите положение?
  • Что предлагаете сделать для исправления?
  • Как будете избавляться от ошибок?

Опасение

Примеры критики, выражающей опасение:

  • боюсь, что это не в последний раз;
  • думаю, что завтра будет то же самое;
  • что-то мне подсказывает, что в следующий раз результат снова будет неудачный;
  • боюсь, не смогу больше Вам доверять ответственные задания;
  • мне не дают покоя повторяющиеся ошибки в Ваших работах (действиях).

Надежда

Надежду на исправление выражают фразами:

  • надеюсь, что Вы исправитесь и не будете больше допускать ошибок;
  • хотелось бы, чтобы в следующий раз Вы сделали поручение качественнее;
  • думаю, Вы справитесь в будущем с заданием без ошибок;
  • хочу верить, что Вы станете более внимательным;
  • я надеюсь, что Вы можете лучше.

ЧИТАТЬ  Как развить интуицию: научные и эзотерические методы

Правильная реакция

Любой вид критики можно высказать эмоционально. Не каждый умеет воспринимать ее спокойно. Если самооценка заниженная, реакция будет отрицательной (у меня никогда не получится это сделать, я все делаю плохо и ни на что не способен). Логика такова, что каждый делает ошибки, без них не будет развития. Поэтому впадать в уныние не следует, нужно начать верить в себя.

При выслушивании критики необходимо держать эмоции под контролем, внимательно выслушать рекомендации и применить советы на практике. Если суждения деструктивные, собеседник разговаривает в повышенных тонах, лучший выход – взять перерыв, успокоиться и подготовить ответ.

Многие считают, что критика – это придирка. Необходимо рассмотреть ее как помощь. Совсем не реагировать на замечания опасно. Стоит прислушаться к оппоненту и подумать, что может за ней скрываться. Вдруг это опасность, которую нужно предотвратить.

Близко к сердцу воспринимать критику нельзя, это наносит вред здоровью. Вместо того чтобы опускать руки, лучше прислушаться к ней и спокойно, без слез и переживаний исправить ошибки. Некоторые люди тратят время на раздумья о том, что не нравятся критику, раз он недоволен. Лучше его уделить на корректировку работы.

Порой не хочется верить и прислушиваться к замечаниям окружающих (они ничего не понимают). Однако если одно и то же говорят несколько человек, это повод задуматься над тем, что же было сделано не  так.

Обращать свое внимание не нужно на агрессивные комментарии в интернете, они никакой пользы не несут. То же самое касается суждений людей, которые пытаются целенаправленно обидеть и наговорить неприятностей. Они ничем не обоснованы. Лучше обратить внимание на людей-единомышленников, которые поддерживают и дают ценные рекомендации.

Реагировать на критику необходимо с чувством собственного достоинства и спокойствием. Оправдываться перед критиками не следует. Лучше потратить свою энергию на выслушивание советов, исправление ситуации и извлечение полезных нюансов. Когда собеседник исчерпает все рекомендации, можно его поблагодарить за них и выйти из помещения.

Таким образом, объективная критика несет в себе только пользу. Она позволяет совершенствовать свои навыки и способности. Необходимо к ней спокойно прислушаться, извлечь что-то полезное и заняться исправлением ситуации, развитием своей личности.

Источник: https://love-is.org/konstruktivnaya-kritika/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: