Государственный заем: виды и формы

Содержание
  1. Виды государственных займов
  2. Государственный (или муниципальный) заем
  3. Государственные займы классифицируются по нескольким признакам
  4. Инструменты государственной задолженности в РФ
  5. Порядок возникновения долговых обязательств
  6. Государственные займы – классификация, виды и формы
  7. Какими бывают государственные займы
  8. Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг
  9. Другие виды госзаймов
  10. Влияние выплат на госзаймы
  11. Как происходит контроль госдолга
  12. Государственный займ – это… Понятие и виды государственного займа
  13. Классификация по методу обращения
  14. По периоду заимствования
  15. По месту размещения и обеспеченности
  16. По форме выплаты
  17. Другие классификации
  18. Правила государственных заимствований
  19. Формы долговых обязательств
  20. Договор займа. Заемщик и заимодавец
  21. Отношения по заключению договоров
  22. Цели привлечения внешних займов
  23. Выпуск ценных бумаг
  24. Заключение
  25. Виды государственного кредита
  26. Виды государственных кредитов
  27. Роль государственного кредита

Виды государственных займов

Государственный заем: виды и формы

Государственный заем – это передача денежных средств во временной пользование государству, с последующим возвратом денег с процентами на сумму займа. Все займы осуществляются от имени Российской Федерации – будь то федеральные, региональные или муниципальные образования.

Государственный (или муниципальный) заем

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные.

Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита.

Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают.

Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

  1. По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
  2. По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки.
  3. По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
  4. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
  5. По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
  6. По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: заем погашается равными частями в течение определенного срока; заем погашается возрастающими долями; заем погашается снижающимися долями.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам

  • В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления.
  • По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные.Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц.
  • Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг.
  • В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. Несмотря на то, что в первой половине 90-х годов на международном финансовом рынке уже обращались облигации Внешэкономбанка СССР («вэбовки»), облигации внутреннего государственного валютного займа, еврооблигации Внешэкономбанка СССР и Банка России, впервые Правительство РФ вышло с облигационным займом на внешний рынок в ноябре 1996 г. На международные финансовые рынки с облигационными займами выходят и некоторые субъекты РФ, в частности: Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и другие.
  • По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках, таких займов – большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на:

  • процентные
  • выигрышные
  • процентно-выигрышные
  • беспроцентные (целевые)
  • беспроигрышные
  • дисконтные
  • процентно-дисконтные
  • твердодоходные

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг.

Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег.

Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов.

В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами.

Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему.

Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности:

  • ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997),
  • ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.),
  • ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996),
  • ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг:

  1. вид ценных бумаг;
  2. минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость;
  3. порядок размещения;
  4. порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
  5. размер дохода или порядок его расчета;
  6. иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты:

  • ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;
  • их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей;
  • ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения;
  • колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны.

С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.

Источники:

  1. https://abc.vvsu.ru/books/gos_i_mun_dolg/page0007
  2. http://www.grandars.ru/student/finansy/vidy-gosudarstvennyh-zaymov
  3. http://society.polbu.ru/gracheva_finlaw/ch14_i

Источник: http://bogkreditov.ru/zajmy/vidy-gosudarstvennyh.html

Государственные займы – классификация, виды и формы

Государственный заем: виды и формы

Государственные и муниципальные займы предполагают кредиты и долговые средства, в рамках которых страна является поручителем при выплате задолженности для прочих заемщиков или лично осуществляет погашение. В рамках этого процесса кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, всевозможные предприятия, зарубежные вкладчики и прочие страны.

Какими бывают государственные займы

Принято различать определенные виды государственных займов, в которых выступают разные субъекты и денежные единицы осуществляемой процедуры:

  • Внешние – кредитования и займы, подсчитываемые в любой валюте, кроме национальной. При этом страна становится гарантом выплаты определенного объема денег, отраженного в зарубежной валюте. В качестве кредиторов выступают предприятия международного финансирования, юрлица, население и страны.
  • Внутренние – целевые займы и кредиты, которые основываются на государственной валюте. При этом страна должна погасить задолженность национальными деньгами.

Существует и понятие муниципального займа, при которых деньги в долг берет определенный субъект государства или муниципальный объект, а используемые денежные знаки могут быть любыми. В качестве кредиторов могут выступать такие же объекты, как и в прочих типах займов.

Помимо этого, государственные займы делятся на кредиты и сберегательные дела на основе формы процедуры. Так, сберегательное дело предполагает перераспределение всех кредитных средств в бюджет страны-заемщика.

Выделяются особые структуры, которые занимаются контролем подобных операций – сберегательные банки, выступающие коммерческими предприятиями, чьи активизированные финансы применяются в качестве кредитной базы.

Они могут выступать совместными участниками кредитования страны, занимаясь приобретением ценных бумаг.

Особенности госзаймов в отношении ценных бумаг

Система госзаймов страны предполагает ключевую форму кредитования страны. При этом формы государственных займов отличаются между собой по оформлению права:

  • обеспечение производится созданием ценных бумаг;
  • предоставление по соглашению властей и правительственных учреждений.

Зачастую договор государственного займа применяется для разработки заимствований от зарубежных кредиторов, которыми выступают власти, международные финансовые структуры и учреждения.

Ценные бумаги обеспечивают возможность привлечения финансов на специальных рынках. Организация госзайма возможна посредством облигация или векселей, при этом каждый из методов предполагает соглашение с применением ценных бумаг.

Кроме того, займы подразделяются на категории по их распределению на внешние и внутренние, и порой данные определения путают с упомянутыми выше значениями. Внутренние заимствованием по месту приходят от учреждений, функционирующих в условиях внутреннего финансового рынка, а внешние государственные займы предоставляются внешними структурами, включая зарубежных граждан, властей и учреждений.

Классификация государственных займов непременно включает в себя заимствования посредством эмиссии, причем возможен местный и национальный вариант.

В первом типе выпускающими органами являются местные предприятия, а деньги направляются в бюджет местных учреждений.

Что касается национальных займов, здесь основным органом будет правительство, направляющее средства по заимствованию в государственный бюджет.

Другие виды госзаймов

Разделение всех госзаймов производится и по методу использования ценных бумаг:

  • Рыночные варианты заимствований подкрепляются облигациями, доступными к покупке, продаже и перепродаже.
  • Нерыночные типы не позволяют торговать ценные бумаги в условиях рынка, то есть их обладателю запрещено перепродавать задолженность.

Классификация соглашения госзайма происходит по используемым залоговым обязательствам, при этом основополагающим значением выступают условия обеспеченности.

Для залогового заимствования предполагается абсолютное отражение функций текущей финансовой системы, действующей в рамках материального обеспечения, а для залога применяется прибыль или определенное имущество страны.

Беззалоговые займы не требуют обеспечения, а их выдача производится в отношении стран с высоким авторитетом, что обеспечивает уверенность в выплате задолженности.

Выплата госзайма может осуществляться в различных временных отрезках. Разделяют недолгосрочные заиствования, которые должны быть выплачены на протяжении 12 месяцев, среднесрочные (выдаваемые на срок до 5 лет), и долгосрочные займы без какого-либо периода погашения.

Влияние выплат на госзаймы

Основываясь на характере погашения задолженностей, все госзаймы подразделяются на дисконтные, с процентной ставкой и выигрышные.

Займы с процентной ставкой предполагают использование конкретного процента, регламентирующего прибыль по долговому соглашению.

Возможно использование фиксированной или плавающей ставки, причем вторая корректируется на основе финансового рыночного положения, включая спрос и предложение на кредитование.

Оплата доходности по данному займу производится посредством купонов, а периодичность прописывается индивидуально.

Выигрышное заимствование предполагает оплату по факту осуществления тиража – данный подход обеспечивает прибыль лишь обладателям победного облигационного тиража.

Что касается дисконтного заимствования, оно дает возможность покупки ценных бумаг по уменьшенной цене, но выплаты долга производятся по номинальной цене. Прибыль кредитора выражается в разнице между стоимостями приобретения и выплаты. Дисконтные бумаги не предполагают купоны, так что их нередко называют бумагами с нулевым купоном.

Выплата долга может выполняться различными способами – по частям или одновременным погашением. Первый случай может выполняться следующим образом:

  • Оплата за несколько лет с равными долями выплат;
  • Оплата увеличивающимися с течением времени суммами;
  • Оплата с уменьшающимися суммами.

Два последних варианта хорошо подходят для случаев с вероятным повышением или понижением национальной прибыли. Процедура погашения госзайма может осуществляться на длительном отрезке времени, если данная возможность предполагается по соглашению.

В итоге выходит, что соглашение госзайма является особыми финансовыми взаимоотношениями, которые обладают значительным объемом всевозможных экономически процедур.

Широкий простор для финансовых отношений дает возможность организовать наиболее удобные условия для инвестиций, направленных на бюджет страны или в пользу предприятий, требующих значительного международного кредитования.

Разнообразие способов создания договора на погашение долга позволяет учесть интересы юридических и физических лиц.

Впрочем, госзаймы нуждаются в специальном контроле процедуры выплаты задолженности и самого привлечения денег. Для обеспечения выделяют следующие принципы:

  • Минимальная цена кредитования;
  • Максимальная устойчивость национальных облигаций и векселей.

Чтобы произвести госзайм, должны быть соблюдены важнейшие требования:

  • В финансовом пространстве обязаны пребывать кредиторы, располагающие внушительным объемом свободных денег;
  • Страна должна вызывать доверие;
  • Вкладчики должны быть заинтересованы в программах обеспечения госзаймов;
  • Кредиты обязаны выплачиваться вовремя.

При этом у страны имеется ряд способов для выплаты долга:

  • Инвестиции денег в высокодоходные проекты;
  • Налоговые отчисления юридически и физических лиц;
  • Снижение затрат страны;
  • Рефинансирование и поиск возможностей для других займов.

Как происходит контроль госдолга

Управление госдолгом является системой комплексных финансовых мероприятий Центробанка и страны для выплат задолженностей и организации процедуры перераспределения доходности по обязательствам. Применение рефинансирования возможно лишь при недостаче целевых финансов.

Среди действий, используемых при процедуре погашения госзайма, можно выделить:

  • Кредитные отчисления;
  • Оплата внешних и внутренних кредитов;
  • Смена условий кредитования;
  • Обеспечение гаранта;
  • Создание условий организации и создания нового заимствования.

Эффективность данных действий основывается на выборе самого правильного решения при контроле госзайма. Чтобы найти лучший выход, требуется аналитическая деятельность для оценки масштабов задолженности, его структуры, получения объективной оценки нынешней финансовой ситуации и долга.

Разделение ключевых аналитических характеристик происходит на абсолютные и относительные. Первый тип предполагает выражение масштаба задолженностей и величины затрат, необходимых для использования и выплаты денежных средств. Что касается относительных характеристик, они могут повлиять на контроль задолженности и административные действия:

  • Соотношение ВВП к объему задолженности в процентном виде;
  • Оценка части бюджета, требуемой для выплаты задолженности и ее использования, при этом расчет доли осуществляется на основе общего объема затрат.

Проведение оценки задолженности внешнего типа возможно посредством расчета отношения объема кредита и экспорта. Данные показатели принимаются в расчет по масштабу в денежном варианте.

Это дает объективную оценку степени долгового бремени для конкретной страны.

При этом контроль внешней задолженности происходит через привлечения дополнительных ресурсов, использование облигаций и обнаружение источников для выплаты долга.

Источник: https://sodrugestvo.org/page/sistema-gosudarstvennyh-zaymov

Государственный займ – это… Понятие и виды государственного займа

Государственный заем: виды и формы

Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.

Классификация по методу обращения

Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.

Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека

Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке.

Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства.

Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.

По периоду заимствования

Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования.

Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет).

Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).

По месту размещения и обеспеченности

В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.

В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.

По форме выплаты

Изменение доли стран в мировом ВВП

Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:

  • Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
  • Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
  • Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
  • Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.

Другие классификации

По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.

В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.

По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.

По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые.

Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение.

Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).

Правила государственных заимствований

Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года

На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.

Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.

Формы долговых обязательств

Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:

  • Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
  • Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
  • Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
  • Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
  • Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
  • Договор о получении бюджетного кредита.

Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.

Договор займа. Заемщик и заимодавец

Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение.

Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос.

ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.

Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.

2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос.

займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.

Отношения по заключению договоров

В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур.

Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.

Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства.

Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.

Цели привлечения внешних займов

Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:

  • Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
  • Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
  • Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.

Экономическое поведение: понятие, виды и сущность

Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом.

Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).

Выпуск ценных бумаг

Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации.

Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена.

Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.

Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:

  • Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
  • Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).

Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).

Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.

В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.

Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:

  • Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
  • Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
  • Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.

Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства.

Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.

Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.

Источник

Источник: https://NewsOpt.ru/jekonomika/4281-gosudarstvennyj-zajm-jeto-ponjatie-i-vidy-gosudarstvennogo-zajma/

Виды государственного кредита

Государственный заем: виды и формы

Государственный кредит представляет собой экономические отношений, которые складываются между государством и физическими и юридическими лицами, зарубежными странами, международными организациями по вопросам движения денежных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. Государственный кредит, являясь звеном финансовой системы, обеспечивает формирование и использование денежных централизованных фондов страны, которые включают государственный бюджет и внебюджетные фонды всех уровней.

Замечание 1

Помимо всего прочего, государственный кредит – это форма дополнительной мобилизации финансовых ресурсов государством с целью выполнения им своих функций и финансирования общегосударственных потребностей. Он касается вторичного распределения стоимости ВВП, существенных объемов денежных средств, которые не распределяются посредством бюджетной сферы.

Современное государство может быть одновременно и кредитором, и должником. Как мощный экономический агент, располагающий огромными средствами, оно дает взаймы и берет одновременно. В реальной жизни чаще всего государство является заемщиком.

Кроме того, государство может быть гарантом возврата займов субъектов экономики, в деятельности которых заинтересовано. Государственный кредит необходим по причине возможной несбалансированности расходов и доходов бюджета государства, которая покрывается за счет привлечения земных средств.

Погасить дефицит государственного бюджета можно двумя путями: посредством инфляции и госдолга.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет следующие функции:

  • Распределительную, которая позволяет распределять имеющиеся денежные средства согласно экономическим потребностям в целом и необходимости поддержки направления экономико-социальной деятельности;
  • Регулирующую, при которой государство посредством вступления в кредитные отношения оказывает влияние на денежное обращение, процентные ставки, уровень производства и занятости и т.д.;
  • Контрольную, которая выражается в контроле со стороны государства целевого использования средств, сроков их возврата и своевременности уплаты процентов.

Виды государственных кредитов

Государственный кредит составляют различные взаимосвязанные компоненты и виды.

Государственный кредит может быть централизованным, когда выпуск ценных бумаг осуществляет правительство государства, и децентрализованным, при котором выпуск осуществляют местные органы власти.

Местные займы – это важная составляющая финансовой системы регионального самоуправления. С их помощью проводится мобилизация временно свободных денежных средств для развития конкретного региона.

Децентрализованные государственные кредиты и местные займы в будущем могут стать особым финансовым инструментом налаживания хозяйственной деятельности страны.

Эмитент облигаций займов местного уровня обязан предоставить все необходимые данные о своем финансовом и экономическом состоянии, на основании которых потенциальные инвесторы принимают решение о покупке данных облигаций.

В облигациях местного займа содержатся следующие реквизиты:

  • Наименование ценных бумаг;
  • Наименование эмитента;
  • Фактический адрес эмитента;
  • Номинальная цена облигаций;
  • Сроки погашения;
  • Размеры процентов;
  • Номер свидетельства, подтверждающий выпуск облигаций и т.д.

Замечание 2

Выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период их размещения было реализовано более половины всего числа.

В случае, если главная доходная часть бюджета региона – это отчисления, субвенции, дотации, полученные из вышестоящего бюджета, то объемы выпуска облигаций местного уровня должны согласовываться Министерством финансов. Эффективность использования займов местного уровня зависит от такого субъективного фактора, как уровень квалификации специалистов, организующих на местах размещение облигаций.

Также государственные кредиты могут быть внутренними, размещаемыми в данном государстве, и внешними, размещаемыми за рубежом и т.д. При этом в размещении внутренних займов могут активно участвовать нерезиденты страны.

Кредит государству могут предоставлять международные кредитные учреждения и банки других стран. Необходимые предпосылки выгодного размещения внешних займов государства на международной фондовой бирже это: авторитет страны, финансовое благополучие, общественно-политическая стабильность и необходимый уровень кредитоспособности.

Также в зависимости от срока погашения государственные займы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Слишком большой срок погашения государственного займа считается нецелесообразным, поскольку его погашение перекладывается на будущие поколения граждан данного государства. Долгосрочные займы становятся бременем для государственного бюджета, препятствуют его нормальному функционированию.

Роль государственного кредита

Замечание 3

Кредит государства играет важную роль в экономике любой современной промышленно развитой страны. Являясь ранее чрезвычайным источником доходов, государственный кредит в настоящее время – это обычный инструмент пополнения централизованных денежных фондов. Государственные займы в некоторых случаях становятся альтернативой налогообложению.

Активная политика государственных заимствований приводит к росту государственного долга. Возрастающая роль государственного кредита в промышленно развитых странах обуславливает пристальное внимание, уделяемое правовому регулированию данной сферы.

Государственный кредит, как составная часть финансовой системы, используется для установления баланса в бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политике.

Пользование международным кредитом имеет политический характер, выражающийся в обеспечении политических и экономических интересов данной страны в международных отношениях.

Источник: https://spravochnick.ru/kredit/vidy_gosudarstvennogo_kredita/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: