Государственный мониторинг земель. Что представляет собой государственный мониторинг земель

Содержание
  1. Мониторинг земель
  2. Что такое мониторинг земель?
  3. Задачи мониторинга
  4. Виды мониторинга земель
  5. Для чего нужен мониторинг земли?
  6. Порядок ведения мониторинга земли в 2020 году
  7. Ключевые показатели мониторинга
  8. Методы и способы оценки земли
  9. Государственный мониторинг земель
  10. Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель
  11. Порядок осуществления государственного мониторинга земель
  12. Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга
  13. Государственный мониторинг земель в 2019 году: понятие, объекты и система, цель и виды, порядок и методы осуществления, | Земельный эксперт
  14. Задачи государственного мониторинга земель
  15. Классификация государственного мониторинга земель
  16. Результаты государственного мониторинга земель
  17. Заключение
  18. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному мониторингу земель
  19. Список законов
  20. Вам будут полезны следующие статьи:

Мониторинг земель

Государственный мониторинг земель. Что представляет собой государственный мониторинг земель

Земля является одним из главных видов природных ресурсов человечества. Она пространственно ограничена, абсолютно неликвидна и по сути не возобновляема.

За состоянием земельного фонда в России осуществляется строгий контроль, который отслеживает использование земель, нарушение их целевой эксплуатации, состояние ресурсов и изменение качества земли в условиях влияния человеческого воздействия.

Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого происходит оценка количественных и качественных характеристик показателей земельного фонда.

Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативного воздействия, но и исправить уже возникшие негативные процессы в земельном фонде страны.

Что такое мониторинг земель?

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения, прогнозирования и оценки, которая направлена на получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного мониторинга окружающей среды.

Данное определение законодательно регламентировано. Оно содержится вместе с другими основными характеристиками этого понятия в ст. 67 Земельного Кодекса РФ.

Земля – основной ресурс страны, от которого зависит не просто благосостояние всего общества, но и развитие всех хозяйственных отраслей страны. Земля обладает особыми критериями ее полезного использования, такими, к примеру, как плодородность почвы.

Если речь идёт об оценке земель сельскохозяйственного назначения, данный показатель наиболее точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития общества.

Само понятие мониторинга говорит о том, что наблюдение за землёй происходит непрерывно. Постоянный контроль регулярно выявляет актуальные данные, которые фиксируются в специальных документах, на основании которых в последствии создаются национальные программы, проекты или новые нормативно-правовые акты.

Объектами мониторинга являются земли, расположенные на территории РФ, без каких-либо ограничений.

Задачи мониторинга

Земельное право регламентирует и задачи государственного мониторинга земель, его главные цели. К задачам государственного мониторинга земель относится, в частности, по ст. 67 ЗК РФ:

  • Выявление изменений в состоянии земельного фонда, оценка данных изменений и прогнозирование новых, выявление нарушений, подготовка предложений по защите земли от негативного воздействия и устранения последствий пагубного влияния;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда государственных органов для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда органов местного самоуправления для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды граждан, предпринимателей и юридических лиц.

Информация о результатах государственного мониторинга носит общедоступный открытый характер.

Любой желающий человек может ознакомиться с данной информацией. Она систематизируется и хранится в государственном фонде данных экологического мониторинга страны.

Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, которые отражают его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик.

Кто осуществляет государственный мониторинг земли, зависит от категории исследуемого объекта. Все земли страны поделены на определенные категории и виды разрешённого использования.

Все земли, кроме земель сельскохозяйственного назначения, контролирует Росреестр в соответствии с Постановлением Правительства № 457.

Земли сельскохозяйственного назначения и прочих категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с ФЗ № 101 о обеспечении плодородия данной категории земель.

Виды мониторинга земель

Земельный Кодекс РФ гласит, что мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

Первый предполагает контроль за целевым использованием земельных участков, второй – за оценкой их количественных и качественных показателей.

В рамках мониторинга состояния земель также оцениваются загрязнения и захламления почв, их деградация и последствия негативного влияния среды.

Безусловно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Также данное понятие можно разделить на следующие виды мониторинга:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Локальный.

Мониторинг может вводиться специальной государственной или региональной программой, в том числе и в отношении лишь отдельной категории земли.

Поводами для утверждения программы мониторинга могут быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.

Для чего нужен мониторинг земли?

Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных.

Земля – это всеобщее достояние, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасёт скот. Если не контролировать состояние земельного фонда, можно в короткие сроки лишиться почвенных запасов, ухудшить качество земли.

Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.

Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года.

Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения.

В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.

Порядок ведения мониторинга земли в 2020 году

Уполномоченным на ведение государственного мониторинга земель является Федеральная служба земельного кадастра.

Она в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.

Все оценочные процедуры происходят в соответствии с единой системой показателей. Показатели регламентируются нормативно-технической и методической документацией.

Ключевые показатели мониторинга

Все объекты оценочной деятельности описываются набором специальных показателей. Показатели мониторинга разделены в соответствии с видами проводимой процедуры. Отдельно выделены показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга состояния земли.

Итак, мониторинг использования земель определятся следующими общими для всех показателями:

  • Общая площадь земли по категориям;
  • Общая площадь земли по видам разрешённого использования;
  • Площадь земель, которые используются не по целевому назначению;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены эпизоды неиспользования;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены нарушения земельного законодательства, кроме фактов порчи земли;
  • Площадь земель по формам собственности с разделением по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь застроенных земель;
  • Общая площадь земель лесного фонда;
  • Другие показатели, регламентированные нормами законодательства РФ.

Показатели состояния земель делятся в свою очередь на две категории: качественные и количественные. Первые характеризуют какие-либо признаки, отражающие состояние земли, вторые – четкие значения.

К качественным показателям состояния земли следует относить:

  • Площадь земель, которые подвержены различной степени линейной эрозии;
  • Площадь земель, которые подвержены различной степени опустынивания;
  • Площадь захламлённых территорий;
  • Площадь подтопленных территорий;
  • Территории заболоченной местности;
  • Площади переувлажненных почв;
  • Площади нарушенных земель;
  • Площадь земель, которые загрязнены радиоактивными отходами, отходами нефтепродуктов, тяжелыми металлами;
  • Площадь земель, которые подвержены иным негативным влияниям.

При фиксировании качественных показателей даётся расшифровка относительно степени повреждения почвы. Степень может быть слабой, средней, сильной или очень сильной.

Количественные показатели мониторинга состояния земли – это:

  • Общие площади земель по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь земли общего пользования (скверы, парки, дорожные сети, уличные развязки);
  • Площадь санитарно-защитных и охранных зон;
  • Число объектов на землях энергетики, промышленности, связи, телевидения, транспорта, радиовещания, обороны и космической деятельности;
  • Общая площадь земель особо охраняемых территорий и объектов.

Все измерения показателей осуществляются последовательно, сравниваются с базовыми и нормативными показателями значений. Показатели мониторинга земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях оценки.

По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с выявленными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.

Методы и способы оценки земли

Для осуществления мониторинга необходимо использование большого числа специального оборудования, с помощью которого можно оперативно получать необходимые сведения о состоянии земли.

Для мониторинга земель используются следующие источники информации:

  • Данные лесохозяйственных регламентов и реестров;
  • Данные с дистанционного зондирования (съемки с космоса или летательных аппаратов);
  • Сведения из действующих полигонов;
  • Результаты наземных съёмок и обследований;
  • Данные из государственного кадастра недвижимости;
  • Сведения из землеустроительной документации;
  • Результаты инвентаризации земель;
  • Данные о землях из актов государственных и местных властей;
  • Данные с обновлённой картографической основы.

Главное, чтобы способы и методы получения информации о земле носили абсолютно достоверный характер. Использование большого числа источников даёт возможность сравнить полученные данные и оценить состояние земли с различных призм восприятия.

Мониторинг земли создан не только для систематизации данных о существующих угодьях, но и прежде всего для выявления влияния человека на изменения в земельных фондах. Человек – главный эксплуататор земли, субъект, который может как улучшить показатели плодородности, так и ухудшить их.

Влияние человека оказывает огромную силу на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не просто пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в качестве документированных данных до государственных органов, осуществляющих контроль за сохранностью окружающей среды.

Те, в свою очередь, устраняют последствия негативного влияния человека на землю и создают превентивные меры защиты других земельных наделов от подобного воздействия.

Мониторинг земель – это всесторонний и постоянный контроль за состоянием земельных фондов страны. С помощью мониторинга осуществляется не только оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты неправомерной эксплуатации и негативного влияния человека на ценные земельные ресурсы.

Источник: http://expert-home.net/monitoring-zemel/

Государственный мониторинг земель

Государственный мониторинг земель. Что представляет собой государственный мониторинг земель
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный мониторинг земель

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды.

Под мониторингом подразумевается определенная часть государственного экологического мониторинга, направленного на проведение работ по мониторингу окружающей среды. Понятие мониторинга подразумевает под собой определенную систему проведения наблюдений за общим состоянием земель. Отличительная черта мониторинга – необходимость непрерывного наблюдения.

Общая информация, которая содержится в базах данных различных подсистем государственного мониторинга, должна включать в себя исчерпывающую информацию, среди которой:

  • результаты, полученные после сбора всей требуемой информации о текущем состоянии всех земель в комплексе и отдельных участков, наблюдениями за правильностью их использования, рассматривая данные действия, исходя из установленного целевого назначения земель допустимого вида использования.
  • результаты, полученные после проведения анализов и последующей оценки качественного состояния всех земель, принимая во внимание воздействие природных, антропогенных факторов. Мониторинг позволяет оценить изменения состояния земель по результатам постоянных наблюдений.
  • прогноз, который заключает в себе сведения о том, как изменится земля при воздействии на нее разнообразных негативных последствий.

В качестве объектов проведения такого мониторинга выступают все земли, располагающиеся на территории России, без установления каких-либо ограничений.

Задачи, которые выполняются в ходе проведения государственного мониторинга земель. Виды мониторинга земель

Законодатель выделяет целый спектр задач, которые должны выполнять в ходе проведения урегулированного земельным законодательством мониторинга. Среди таких задач выделяют:

  • необходимость своевременного выявления различных изменений в состоянии земель, проведение оценки выявленных изменений, разработка прогноза и рекомендаций, направленных на предупреждение и устранение всех негативных процессов;
  • необходимость регулярно обеспечивать органы, осуществляющие государственный земельный надзор обо всех выявленных изменениях и об общей состоянии земли. Помимо этого, в ходе проведения государственного мониторинга, необходимо проведение информирования федерального и регионального управления по ресурсам, по проведению землеустройства;
  • необходимость в обеспечении граждан исчерпывающей информацией о текущем состоянии окружающей среды, в особенности, о состоянии земель на каждой конкретной территории.

На законодательном уровне выделяется несколько видов государственного мониторинга земель различного назначения. В зависимости от целей проводимых наблюдений выделяют:

  • федеральный.
  • региональный.
  • локальный.

Проведение государственного мониторинга должно осуществляться на основании государственной программы, программы субъектов, программы отдельных муниципалитетов.

Причем данные программы могут приниматься отдельно к конкретному виду земель. Так, в частности, федеральным законодательством установлен отдельный вид мониторинга – государственный мониторинг сельскохозяйственных земель.

Цели, для удовлетворения которых требуется проводить отдельный государственный мониторинг земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, могут быть следующими:

  • снижение уровня плодородности земель;
  • ухудшение общего состояния земель, которые используются для ведения сельскохозяйственных работ;
  • деградация почвенного покрова.

Мониторинг показателей также необходим из-за проведения приватизации, так как большое количество новых собственников существенно отражается на состоянии земель, которые имеют сельскохозяйственное назначение.

 В нормативно-правовых актах федерального уровня выделено, что выполнение задач управления в области сельского хозяйства невозможно, если на данных территориях не проводится мониторинг показателей земель, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель

Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.

Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.

Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.

Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:

  • проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
  • использования сетей действующих полигонов;
  • проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
  • используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.

Порядок, по которому осуществляется организация государственного экологического мониторинга

В ходе проведения государственного экологического мониторинга, уполномоченный федеральный или региональный орган должен осуществить следующие действия:

  • выполнить поиск, получение, а также последующее хранение, обработку и анализ сведений о процессах, происходящих в окружающей среде;
  • осуществить поиск, получение, хранение и анализ данных о негативных воздействиях на среду, в частности, требуется выявить характер подобных воздействий и степень их опасности;
  • составить прогноз изменений окружающей среды;
  • определить связь между воздействием человека на природу и состоянием окружающей среды;
  • выработать определенный порядок действий, направленных на сокращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • своевременно направить в уполномоченные государством органы информацию о текущем состоянии окружающей среды и свои предложения по их устранению;
  • вовремя проводить оценку всех мероприятий, направленных на охрану природы, давать оценку их эффективности;
  • создавать базы данных, содержащие в себе всю исчерпывающую информацию о текущем состоянии окружающей среды, а также обо всех процессах, которые в ней происходят.

Вся полученная в ходе проведения государственного экологического мониторинга информация должна быть представлена органам власти, доступна юридическим лицам и гражданам.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/gosudarstvennyj-monitoring-zemel.html

Государственный мониторинг земель в 2019 году: понятие, объекты и система, цель и виды, порядок и методы осуществления, | Земельный эксперт

Государственный мониторинг земель. Что представляет собой государственный мониторинг земель

В статье 67 Земельного кодекса РФ дается трактовка такому понятию, как государственный мониторинг земель. Мероприятие является частью экологического мониторинга, проводящегося государственными органами во время исполнения контрольных функций по отношению к окружающей среде.

Согласно определению, государственный мониторинг земель представляет собой комплекс наблюдательных процедур, оценки и составления прогнозов с целью получения сведений о качественном состоянии земель, а также их количественных показателей, порядке эксплуатирования и состоянии почвенного слоя на участке.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Объектами мониторинга выступают все земельные зоны государства.

Следует отметить, что необходимость процедуры сводится к тому, что такие исследования помогают собрать не только полную информацию о конкретном массиве, но и составить прогноз относительно будущей эксплуатации земли, а также рекомендации по устранению проблем, связанных с нерациональным использованием площадей.

Задачи государственного мониторинга земель

В положениях законодательства описаны направления, с учетом которых и осуществляется мероприятие. Задачи государственного мониторинга земель представляют собой следующие аспекты действий контрольного органа:

  1. Определение перемен, которые произошли с землей, а также прогнозирование возможных изменений. Разработка предложений о предупреждении возможных негативных проявлений и устранения такого влияния.
  2. Передача госорганам данных о состоянии окружающей среды в части землепользования для дальнейшей реализации прав указанных ведомств, включая оформление полномочий по госнадзору или в сфере административного обследования территорий.
  3. Подготовка сведений для государственных органов, с тем чтобы определить состояние земель для осуществления муниципального контроля.
  4. Обеспечение граждан, организаций, предпринимателей данными о состоянии окружающей среды, в сфере землепользования.

Классификация государственного мониторинга земель

В зависимости от целей мониторинга, мероприятие может быть представлено несколькими видами процедуры:

  • наблюдение за эксплуатацией земель;
  • проверка состояния земель.

При наблюдении за пользованием участком, выполняется контроль за эксплуатацией по его целевому предназначению, которое прописано в кадастровых документах на участок.

Второй вид мониторинга проводится для того, чтобы выявить качественные и количественные показатели участка, с учетом сведений, полученных в итоге наблюдений за состоянием почвенного слоя, уровнем его загрязнения, захламления, вероятной деградацией земли.

Также производится оценка и прогнозирование возможного ухудшения состояния наделов в будущем.

В том случае, когда речь идет о государственном мониторинге участков сельскохозяйственного значения и иных категорий земель, переданных в эксплуатацию для нужд сельхозназначения, данный вопрос регулируется  ФЗ № 101 от 16.07.1998

Результаты государственного мониторинга земель

Контроль осуществляется согласно установленному регламенту. Обязательным условием проведения такого мероприятия считается правильное оформление выявленных данных.

Сведения систематизируются и хранятся в специально организованном государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Согласно имеющимся правилам дальнейшего пользования данными, вся собранная информация является общедоступной.

Для получения сведений достаточно сделать официальный запрос и направить в данный фонд.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Государственный мониторинг земли является процедурой, в рамках которой выполняется наблюдение за конкретными земельными участками.
  2. Наблюдение со стороны государства проводится при помощи различных методик и способов получения необходимых сведений. Мероприятие является частью процедуры под названием экологический мониторинг.
  3. В рамках государственного мониторинга определяются качественные и количественные характеристики земли, проводится оценка и составляется прогнозный план будущего использования участка.
  4. Объектами наблюдения считаются все участки, находящиеся в пределах страны.
  5. Перед мониторингом со стороны государства стоят конкретные задачи. По большинству они сводятся к предоставлению необходимой информации о состоянии окружающей среды в рамках землепользования. Также данные, полученные во время наблюдения, могут быть использованы государственными органами для дальнейшего распоряжения земельными участками.
  6. Различаются виды мониторинга: по определению состояния земли и для контроля целевого использования. В первом варианте определяются качественные показатели почвы и самого надела, а во втором предполагается установление степени соответствия эксплуатации целевому назначению территории.
  7. Итоги мониторинга формируются в виде специального отчета и передаются на хранение в специальный фонд. Материалы являются общедоступными. Для получения сведений достаточно оформить официальный запрос.
  8. Помимо непосредственного наблюдения, надзорный орган может составить предложение по ликвидации проблем, возникших относительно массива земли, а также рекомендательные пожелания по устранению причин, являющихся основанием для возникновения негативного влияния на землю.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному мониторингу земель

Вопрос: Добрый день, меня зовут Олеся. Я хотела получить в пользование земельный участок, и когда обратилась в администрацию, мне на выбор предложили три участка.

Прежде чем оформить документы, я бы хотела узнать, каково качественное состояние каждого массива и каковы прогнозы в отношении земель в целом. Как оказалось, это возможно сделать, путем обращения к экспертам и заказа необходимого исследования.

К сожалению, данная процедура является очень дорогостоящей, а я не располагаю необходимой суммой.

Подскажите, возможно, ли это сделать другим способом и что требуется от меня?

Ответ: Уважаемая Олеся. Согласно ст. 67 ЗК РФ, в рамках процедуры государственного мониторинга выполняется систематическое слежение за состоянием и целевой эксплуатацией площадей.

То есть, все действия, произведенные с наделами, и информация, полученная в процессе наблюдения, фиксируется, аккумулируется в одно заключение и передается на хранение в специально созданный фонд.

Согласно законодательству РФ, сведения, находящиеся в данном фонде, являются общедоступными и относятся к разряду данных, которые можно использовать далее, для оформления договоров, составления актов, распоряжений и иных мероприятий с конкретными земельными зонами.

Таким образом, вы можете обратиться с запросом в данный фонд и получить исчерпывающие сведения о предложенных вам участках. Если представленная информация не сможет вас удовлетворить, то стоит отказаться от оформления договора в отношении предлагаемых наделов.

Список законов

  • Статья 67 ЗК РФ
  • ФЗ № 101 от 16.07.1998

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/dejstviya-gosudarstva-po-zemelnomu-kontrolyu/gosudarstvennyj-monitoring-zemel/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: