Государственный гражданский служащий – это… Понятие, права и обязанности государственного гражданского служащего

Правовой статус государственного гражданского служащего: понятие, содержание

Государственный гражданский служащий – это... Понятие, права и обязанности государственного гражданского служащего

Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.

Определение 1

Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.

Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.

В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.

Замечание 1

В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.

Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:

  • право,
  • обязанность,
  • свобода.

Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.

Правовой статус государственного гражданского служащего

В федеральном законе, регламентирующем государственную гражданскую службу в России, не содержится точного разъяснения понятия «правовой статус» в контексте данного правового акта.

Однако анализ закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 3) позволяет определить такие составляющие правового статуса государственных служащих как: права, обязанности, запреты, ограничения.

Определение 2

Права и обязанности государственных гражданских служащих представляют собой особые, определенные, закрепленные и гарантированные государством варианты допустимого поведения в сфере государственно-служебных отношений.

Существующие права и обязанности государственных гражданских служащих можно разделить на две группы:

  • права и обязанности общего характера, присваиваемые всем государственным служащим;
  • права и обязанности, установленные для конкретных должностей, задающие специфичные полномочия и закрепленные в должностных регламентах. Специфика прав и обязанностей для конкретных государственных должностей продиктована задачами и полномочиями соответствующего государственного органа.

Права государственных гражданских служащих

Определение 3

Субъективные права государственных гражданских служащих есть закрепленные юридически варианты допустимого поведения, целью которого является удовлетворение собственных интересов служащих, достижение ими определенных благ и ценностей.

Субъективное право подразумевает возможность выбирать и совершать конкретные действия, а также возможность ожидать (требовать) конкретных действий (или воздержания от них) от иных лиц (лица).

Понятия «право» и «свобода» в основе своей имеют общую суть – возможность индивидуального выбора, но и различаются в итоге.

«Свобода» подразумевает более широкие границы выбора или можно сказать, что границ тут нет вовсе: «свобода» не регламентирует некий точный конкретный результат в том или ином вопросе.

Свобода выбора религии, свобода мысли, свобода совести и пр. – довольно абстрактные и многогранные понятия.

В свою очередь, термин «право» устанавливает, описывает конкретные действия (право на обращение в государственные органы, право на участие в делах государства и пр.).

Замечание 2

Указанное различие сложилось исторически и не является четко определенным.

Статья 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые права общего характера для государственных гражданских служащих:

  • право на надлежащую организацию и техническое оснащение рабочего места, обеспечивающие возможность исполнения служебных обязанностей. Здесь речь идет о создании для госслужащих безопасных для жизни и здоровья условий труда и предоставление им всех необходимых для работы технических средств (в соответствии с законодательно определенными нормативами);
  • право на предоставление для личного ознакомления должностной инструкции и других документов, регламентирующих конкретные должностные права и обязанности, показатели эффективности трудовой деятельности, способы и критерии оценки качества работы, условия профессионального роста и пр.;
  • право на отдых. Для возможности реализации этого права служащими им предоставляются выходные дни, нерабочие праздничные дни, оплачиваемые отпуска (основные и дополнительные), устанавливается допустимая продолжительность рабочего времени. Данное право разъяснено и закреплено в главе 8 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • право на оплату труда и получение иных выплат согласно нормативам, установленным законодательно, и условиям служебного контракта. Труд госслужащего определяется его денежным содержанием, состоящим из всех возможных разновидностей выплат за исполнение должностных обязанностей. Базовые выплаты включают в себя оклад согласно занимаемой должности и оклад за классный чин. Размеры данных выплат для федеральных гражданских служащих определяются соответствующим указом Президента РФ;
  • право на получение и использование согласно регламенту сведений и материалов, которые требуются для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Служащий имеет возможность подавать запрос на получение необходимых данных, использовать их в ходе служебной деятельности, применять современные средства для их хранения и обработки. Закон определяет ответственность административного характера в случае отказа должностному лицу предоставить запрашиваемую информацию;
  • право на подачу предложений о применении мер совершенствования функционирования государственного органа;
  • право на получение согласно регламенту данных, являющихся государственной тайной, в случае, когда они необходимы для исполнения служебных обязанностей.

Определение 4

Сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, защищаемую государством, разглашение которой способно негативно повлиять на сохранение безопасности страны.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennaja-i-munitsipalnaja-sluzhba/pravovoj-status-gos-grazhdanskogo-sluzhashchego/

Гражданские служащие – это… Государственная гражданская служба Российской Федерации

Государственный гражданский служащий – это... Понятие, права и обязанности государственного гражданского служащего

Гражданский служащий – это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.

Ограничения

Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
  • Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Работодатель

Наниматель гражданских служащих – это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Гражданский служащий – это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • Категории должностей.
  • Группы.
  • Виды госорганов.
  • Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

По категориям выделяют:

  • Руководителей.
  • Советников (помощников).
  • Специалистов.
  • Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • Высшие.
  • Главные.
  • Ведущие.
  • Старшие.
  • Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • – госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая – секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.

Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников.

Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • Достигших 60 лет.
  • Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • Замещающих должности категорий “руководители” и “советники” (“помощники”) в соответствии со срочным контрактом.
  • Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
  • Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • Защиту персональных данных.
  • Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • Членство в профсоюзе.
  • Рассмотрение служебных споров.
  • Проведение проверки по заявлению служащего.
  • Медстрахование.
  • Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

  • Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
  • Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
  • Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
  • Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
  • Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
  • Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
  • Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
  • Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
  • Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О доходах госслужащих (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
  • Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
  • Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
  • Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

  • Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
  • Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
  • Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Заключение

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство.

Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса.

Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

Источник: https://FB.ru/article/355438/grajdanskie-slujaschie---eto-gosudarstvennaya-grajdanskaya-slujba-rossiyskoy-federatsii

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: