Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Содержание
  1. Государственная историко-культурная экспертиза
  2. В качестве экспертов привлекаются:
  3. Объекты экспертизы:
  4. При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:
  5. Заключение экспертизы оформляется в виде акта.
  6. Проведение государственной историко-культурной экспертизы в любом регионе РФ
  7. Принципыпроведения историко-культурной экспертизы
  8. Заключение историко-культурной экспертизы
  9. Историко-культурная экспертиза и ее цели
  10.  -включения объекта культурного наследия в реестр (Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)
  11. -исключения объекта культурного наследия из реестра;
  12. Историко-культурная экспертиза
  13. 4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ
  14. 5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:
  15. 6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита
  16. 7. Организация работы в службе Заказчика
  17. 8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию
  18. Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)
  19. Цели государственной историко-культурной экспертизы
  20. Объекты исследований
  21. Документы для проведения историко-культурной экспертизы
  22. Итоги экспертизы
  23. Оформление экспертного заключения
  24. Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы
  25. Требования к кандидатам
  26. Какие документы нужны
  27. Как проходит аттестация экспертов в Минкульте

Государственная историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее – Экспертиза).

Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).

Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее – экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее – заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее – договор).

В качестве экспертов привлекаются:

  1. физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
  2. юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.

ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.

список экспертов

Объекты экспертизы:

  1. выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  2. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  3. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  4. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  5. земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее – органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
  6. Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

  7. документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
  8. документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:

  • выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
  • схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
  • заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

Заключение экспертизы оформляется в виде акта.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).

Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).

Проведенные экспертизы

По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу

Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) начал серию семинаров, посвященных действующему законодательству РФ в области сохранения объектов культурного (археологического) наследия в зонах хозяйственного освоения. Проведение семинаров планируется 1 раз в месяц.

Источник: http://www.archeo.ru/gosudarstvennaya-istoriko-kulturnaya-ekspertiza

Проведение государственной историко-культурной экспертизы в любом регионе РФ

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Историко-культурная экспертиза проводится в рамках соблюдения Федерального закона от 25 июня 2002 г.

N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 октября 2015 г.

№ 315 ФЗ), по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (с изменениями и дополнениями)

При проведении историко-культурной экспертизы эксперты в договорные сроки рассматривают представленную проектную документацию, представленные документы, проводят историко-архитектурные, архивные, историко-градостроительные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении историко-культурной экспертизы.

Принципы проведения историко-культурной экспертизы

Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов:

  • научной обоснованности, объективности и законности;
  • презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности;
  • соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу;
  • независимости экспертов;
  • гласности.

Глава V. Государственная историко-культурная экспертиза

Заключение историко-культурной экспертизы

В соответствии с вступившими в силу изменениями в Постановление Правительства РФ от 15.07.

2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» заключение историко-культурной экспертизы оформляется в электронном виде на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF) и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника (эксперта), проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.

Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения историко-культурной экспертизы;

б) место проведения историко-культурной экспертизы;

в) заказчик историко-культурной экспертизы;

г) сведения об эксперте (экспертах):

фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для физического лица;

полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность, реквизиты решения уполномоченного органа по аттестации экспертов на проведение экспертизы с указанием объектов экспертизы — для юридического лица;

д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении историко-культурной экспертизы;

е) цели и объекты историко-культурной экспертизы;

ж) перечень документов, представленных заявителем (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты историко-культурной экспертизы (если имеются);

и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы );

л) перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения историко-культурной экспертизы);

м) обоснования вывода историко-культурной экспертизы;

н) вывод историко-культурной экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе;

о) перечень приложений к заключению историко-культурной экспертизы;

п) дата оформления заключения экспертизы, являющаяся датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

К Акту государственной историко-культурной экспертизы прилагаются:

а) приложения, указанные в заключении историко-культурной экспертизы;

б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии (если имеются);

в) документы, представленные заказчиком экспертизы, или их копии;

г) копии документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы (если имеются);

д) иные документы и материалы по усмотрению эксперта, индивидуально проводившего историко-культурную экспертизу, или председателя экспертной комиссии.

Экспертная организация, Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или председатель экспертной комиссии оставляет у себя на хранении копию заключения государственной историко-культурной экспертизы с прилагаемыми к нему документами и материалами. Эксперты, участвовавшие в проведении экспертизы, вправе получить от председателя экспертной комиссии копию заключения историко-культурной экспертизы, а также копии прилагаемых к нему документов и материалов.

Историко-культурная экспертиза и ее цели

В заключении государственной историко-культурной экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:

а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

 -включения объекта культурного наследия в реестр (Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)

Эксперты при проведении данной экспертизы проводят комплекс необходимых исследований, обосновывающих обладание объекта историко-культурной экспертизы признаками объекта культурного наследия, установление историко-культурной ценности объекта экспертизы с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, присвоение категории историко-культурного значения.

https://www.youtube.com/watch?v=AEsFNy0WqZk

По результатам проведенной историко-культурной экспертизы уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия принимается решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения или об отказе от включения указанного объекта в реестр.

-определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

В заключении государственной историко-культурной экспертизы отражаются результаты проведенного экспертом комплекса исследований о присвоении объекту экспертизы одной из категорий историко-культурного значения в соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • объект культурного наследия федерального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объект культурного наследия регионального значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, к вышеуказанному относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

-исключения объекта культурного наследия из реестра;

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. (Статья 23 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения — по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

Источник: https://xn----8sbwakbhqdctgeoioc4noc.xn--p1ai/

Историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Историко-культурная экспертиза – это процедура установления научной, культурной ценности объекта исследования, принадлежности его к определенному историческому периоду. При положительном результате, объект экспертизы входит в единый государственный реестр, а перед собственником встают следующие задачи:

  • сохранять его в первозданном виде;
  • поддерживать его состояние путем проведения своевременных работ по реконструкции, реставрации.

Инициировать экспертизу могут как власти регионального, федерального уровня, так и отдельные граждане или организации.

  • Археологическое обследование участков проектируемых объектов.
  • Получение открытого листа академии наук на право проведения археологических работ в данной местности.
  • Предварительные работы (сбор исходных данных).
  • Археологическое обследование территории (полевые исследования).
  • Камеральные работы.
  • Технический отчет.
  • Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка по результатам археологического обследования.
  • Раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта: На основании данных полученных при проведении археологических работ, разработка мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ
  • Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта.
  • Подготовка к проведению обследования.
  • Предварительное (визуальное) обследование.
  • Детальное (инструментальное) обследование конструкций и инженерных сетей.

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ

Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.

5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:

  • Разработка градостроительной и архитектурной концепции. В соответствии с Правилами землепользования и застройки.
  • Разработка, обоснование и согласование материалов для внесения изменений в ГП и ПЗЗ.
  • Разработка и согласование проектов планировки территории и проектов межевания, получение градостроительного плана земельного участка.

6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита

  • Разработка проектов для получения экспертного заключения в составе:
    • Технология производства (ТХ).
    • Архитектурные решения (АР).
    • Водопровод канализация (ВК).
    • Отопление вентиляция (ОВ).
    • Расчет предполагаемого шума от инженерных систем.
  • Получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта.
  • Оценка зданий и помещений на предмет размещения в них предприятий общепита, предприятий торговли, предприятий пищевого производства.
  • Параметры оценки:
    • Возможность подключения предприятия к внешним инженерным сетям в соответствии с мощностями предприятия.
    • Оценка помещений на возможность расположения вентсистем предприятий общепита в жилых зданиях.
    • Оценка помещения на возможность размещения в нем технологической схемы производства соответствующей нормативным документам.

7. Организация работы в службе Заказчика

Сбор исходных данных для проектирования объекта.

8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию

  1. определения художественной, культурной, исторической ценности объекта;
  2. установления и закрепления за объектом наследия соответствующего статуса;
  3. установления необходимости и присвоение объекту иной категории;
  4. установления необходимости и исключение из списков объектов наследия;
  5. установления ограничений для проведения градостроительных работ в зоне охраны объекта;
  6. поиска объектов в зонах проведения земляных, строительных, хозяйственных и других видов работ и смежных с ними;
  7. актуализации, уточнения и дополнения информации;
  8. контроля за целостью и сохранностью изучаемого объекта при работах с ним или прилегающей к нему территории.
  • объектов несущих культурную, историческую и художественную ценность, которым не был присвоен статус и которые не были внесены в реестр;
  • документов, являющихся поводом для включения или внесения изменений в статус объекта, в том числе присвоение статуса особо ценного или всемирного наследия;
  • природных территорий, относящихся к охранным зонам;
  • документов с результатами исследований.
  • документов с постановлениями об исключении из реестра;
  • документы об установлении границ объекта;
  • документы о проведении реставрации и реконструкции.

В общее понятие объект культурного наследия входят памятники, ансамбли и достопримечательные места. В качестве памятников рассматриваются сооружения религиозного, технического и научного назначения, монументы, образцы вооружения и военной техники, предметы, находящиеся в почве или под водой.

К ансамблям относят группы памятников, установленные на определённых территориях и обладающих сходными чертами. К ансамблям можно отнести форты, замки и прилегающие к ним постройки, храмовые комплексы, кладбища, а также сады и парки.

  • места проведения обрядов и ритуалов;
  • части старых отельных старых зданий, сел, деревень, городов;
  • участки природы, которые связаны с историческими событиями;
  • места, где занимались народными промыслами.
  • установленные объекты наследия, но не внесенные в общегосударственный реестр;
  • участки местности, находящиеся в установленных зонах охраны объектов историко-культурного наследия;
  • документы с обоснованием включения, изменения категории и исключения объектов из реестра;
  • документы, утверждающие статус объекта как объекта особо или всемирного наследия;
  • документы по проведению реконструкции и реставрации объектов;
  • документы с результатами исследований объектов, на основании которых выносится заключение о статусе;
  • документы, устанавливающие порядок охраны объекта;
  • документы, устанавливающие территорию объекта.

Источник: https://fisexpert.ru/istoriko-kulturnaya-ekspertiza.html

Порядок проведения историко-культурной экспертизы (нюансы)

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Цели государственной историко-культурной экспертизы

Объекты исследований

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Итоги экспертизы

Оформление экспертного заключения

Цели государственной историко-культурной экспертизы

Ключевые положения об историко-культурной экспертизе содержатся в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ст. 28 закона № 73 содержит перечень основных целей историко-культурной экспертизы. Это получение доказательств ценности объекта для культуры и/или истории с целью:

  1. Внесения в реестр культурного наследия.
  2. Определения категории культурной значимости объекта, а также его отнесения к особо ценным для российской или всемирной культуры.
  3. Изменения культурной ценности объекта или его исключения из реестра объектов культурного наследия.
  4. Определения требований и режимов землепользования или водного объекта, где находится предмет экспертизы.
  5. Разъяснения сведений об объекте, внесенном в реестр объектов культурного наследия.

Кроме того, установление исторической/культурной ценности необходимо в случае:

  1. Обнаружения объектов культурной ценности на территории, где планируются работы по строительству или осушению, обводнению.
  2. Утверждения градостроительного регламента территории.

Объекты исследований

Исчерпывающий список объектов исследований историко-культурной экспертизы указан в ст. 30 закона № 73-ФЗ:

  1. Вновь выявленные и еще не включенные в реестр объекты культурного наследия.
  2. Земли, на которых планируются некие земельные или лесные работы (кроме тех, что очевидно не повредят объекту, например сбор ягод, образовательная деятельность).
  3. Документы, представленные в качестве доказательств для фиксации в реестре культурного наследия.
  4. Бумаги, свидетельствующие о неизбежности изъятия из реестра культурного наследия.
  5. Документация, подтверждающая необходимость изменения категории объекта культурной ценности.
  6. Документы, подтверждающие необходимость отнесения объекта культурного наследия к категории особых ценных либо категории всемирного культурного или природного наследия.
  7. Проекты охранных зон объекта.
  8. Документы, отражающие сведения о сохранности объектов наследия.
  9. Бумаги, свидетельствующие о нахождении объектов культурного наследия на земельных участках (за исключением отчетов археологов о полевых работах), на которых проводятся земляные работы.
  10. Документы или их отдельные разделы, свидетельствующие о потребности в сохранении объектов культурного наследия при проведении земельных работ на участке либо границах участка, примыкающего к ним.

Провести историко-культурную экспертизу необходимо до начала работ, которые могут оказать серьезное влияние на объект исследования (п. 1 ст. 31 закона № 73-ФЗ). 

Документы для проведения историко-культурной экспертизы

Регламент проведения историко-культурной экспертизы прописан в положении «О государственной историко-культурной экспертизе», утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 (далее — Положение).

Историко-культурная экспертиза проводится экспертами (одним или комиссией), аттестованными Министерством культуры РФ, при предъявлении следующих бумаг в соответствии с п. 16 Положения:

  1. Материалов, содержащих сведения о ценности исследуемого объекта.
  2. Фотографий объекта.
  3. Проекта охранной зоны.
  4. Копии паспорта на объект.
  5. Копии договора об охране.
  6. Копии решения о внесении предмета в реестр культурного наследия.
  7. Историко-культурного плана всех предметов и строений, располагающихся на территории исследуемого объекта.
  8. Историко-культурного плана, в котором утверждается необходимость установления границ и их примерное местоположение.
  9. Проекта, содержащего список мероприятий, направленных на сохранение объекта.
  10. Бумаг, свидетельствующих о восстановлении строения, предмета.
  11. Копий документов и/или выписки из ЕГРП, свидетельствующих о наличии прав на указанный объект.
  12. Документов относительно земельного участка, в пределах которого находится объект. Это могут быть кадастровые паспорта, выписки, а также различные справки.
  13. Технических паспортов на необходимые предметы, объекты.
  14. Схем расположения земельных участков на указанной местности.
  15. Копии градостроительного плана.
  16. Копии акта об установлении границ охранной зоны. 

Итоги экспертизы

Итогом проведения историко-культурной экспертизы будет оформленное надлежащим образом заключение в виде акта.

Акт содержит в себе результаты исследования (п. 19 Положения), а именно:

  1. Дату, время и место проведения изысканий.
  2. Данные о заказчике.
  3. Информацию об экспертах (эксперте) по делу:
    • для физических лиц — Ф. И. О. с указанием ученой степени, опыта работы, занимаемой должности, а также реквизиты решения, согласно которому проводится исследование;
    • для юридических лиц — наименование, местонахождения, адрес, ИНН, реквизиты решения органа, уполномоченного на проведение историко-культурной экспертизы.
  4. Ссылка, что эксперт отвечает за информацию, изложенную в заключении.
  5. Описание объекта исследования.
  6. Список представленных на рассмотрение бумаг.
  7. Порядок рассмотрения необходимых документов.
  8. Порядок проведения необходимых исследований.
  9. Список материалов, литературы, использовавшейся при проведении экспертизы.
  10. Выводы
  11. Перечень приложений.
  12. Дата оформления.

Унифицированной формы этого документа нет. 

Оформление экспертного заключения

Историко-культурная экспертиза завершается выдачей заключения в форме акта в 3 экземплярах. Вывод экспертов должен быть однозначным.

В соответствии с пп. 21, 22 Положения каждая страница акта должна быть пронумерована и заверена подписью эксперта / ответственного секретаря экспертной комиссии.

Если в качестве эксперта выступает организация, заключение заверяется ее руководителем или уполномоченным на то лицом и печатью.

Члены экспертной комиссии, не согласные с общими выводами, могут письменно составить особое мнение. Этот документ будет приложением к акту экспертизы (п. 2 Положения). 

Источник: https://rusjurist.ru/ekspertiza/poryadok_provedeniya_istorikokulturnoj_ekspertizy_nyuansy/

Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Аттестация экспертов историко-культурной экспертизы — это оценивание тех специалистов в сферах сохранения объектов культурного наследия, которые планируют профессионально проводить анализ состояния объектов, проектов ремонта и реставрации, прочих мероприятий с точки зрения их безопасности и перспектив воздействия на культурное наследие страны. Цель — установить уровень образования, опыт и компетентность соискателя в конкретной области, его способность объективно оценивать состояние и реальную ценность памятников, предстоящие реставрационные работы, а также иную деятельность на предмет соответствия требованиям охраны культурного наследия страны.

Только после аттестации эксперт сможет не только работать в выбранной области, но и на платной основе проводить исследования с вынесением экспертного заключения. Именно от его мнения зависит окончательный вывод:

  • при решении вопроса об отнесении объекта к числу памятников, определении категории памятника на основе историко-культурной ценности, исключения объекта из числа памятников и т.д.
  • при определении безопасности или целесообразности различного рода работ: ремонта объекта или его реставрации (оценке подлежит проект предстоящих работ), а также хозяйственной или иной деятельности на территории или в охранной зоне памятника со стороны фирмы с лицензией на реставрационные работы и других хозяйствующих субъектов;
  • при определении на территории наличия или отсутствия объектов археологического наследия или признаков таких объектов и т.д.

Важно:

Аттестацию экспертов проводит Минкультуры РФ. Срок действия статуса — 3 года, после чего можно пройти переаттестацию на тот же срок.

В настоящее время рассматривается проект поправок в Положение об аттестации экспертов № 563, согласно которым срок действия аттестата и полномочий будет увеличен до 5 лет.

В настоящее время Положение об аттестации не требует, чтобы претендент имел российское гражданство, однако поправки предусматривают, что будущий эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы обязан документально подтвердить факт постоянного проживания на территории РФ.

Требования к кандидатам

Критерии, которым должен соответствовать будущий эксперт, установлены главой II Положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 26.08.2010 г. № 563).

Это:

  • а) высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается наличие среднего профессионального образования;
  • б) предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
  • в) знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • г) умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам заключения экспертизы.

Какие документы нужны

Претендент обязан направить в аттестационную комиссию следующий пакет документов:

  • письменное заявление об аттестации;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копию документов, подтверждающих наличие необходимого образования — диплом ВУЗа либо послевузовского образования по специальности или направлению экспертной деятельности (с приложением);
  • копию документа, подтверждающего прохождение обучения по утверждённой программе (если имеется);
  • копии документов, подтверждающих наличие дополнительных навыков и знаний кандидата (дипломы, свидетельства об окончании курсов, удостоверения, сертификаты и т.д.);
  • копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы;
  • информация о научно-исследовательской или экспертной деятельности претендента по экспертной специальности;
  • опционально — документы о награждениях, вынесении благодарности, характеристики действующих экспертов о работе соискателя по экспертной специальности, примеры подготовленных экспертных заключений — всё, что поможет принять положительное решение при аттестации.

Копии документов нужно заверить нотариально, приложить их опись с указанием количества листов.

Как проходит аттестация экспертов в Минкульте

Вся процедура выглядит как стандартный квалификационный экзамен в любом ведомстве. Аттестационная комиссия в соответствии с календарным планом собирает заседания, в ходе которых оценивает уровень подготовки и компетенции соискателей по каждой экспертной специальности путем проверки представленных документов и устного экзамена (собеседования).

Для подготовки претенденты могут воспользоваться перечнем вопросов, раз в 5 лет утверждаемых приказом Минкультуры, а также списком нормативных и законодательных актов, рекомендуемых для изучения. Список вопросов и перечень НПА выложены на официальном сайте Минкульта.

Проверка знаний и навыков может проводиться в одном из трёх вариантов: устного квалификационного экзамена по билетам, тестирования либо устного собеседования (точнее определяет комиссия).

На практике экзаменаторы предпочитают проводить обычные собеседования, в ходе которых проверяют документы соискателя на предмет соответствия лица требованиям, предъявляемым к эксперту, а также задают несколько теоретических вопросов по законодательству в сфере охраны культурного наследия и градостроительства.

Следует отметить, что такой поверхностный подход к проверке компетентности будущих экспертов часто подвергался критике со стороны общественных объединений и специалистов по охране ОКН.

С учетом их мнения в Правительстве обсуждаются поправки в Положение об аттестации, согласно которым и требования к кандидатам, и правила экзамена станут строже и конкретнее.

В частности, проверка знаний будет проводиться в два этапа: устный экзамен по билетам согласно экспертной специальности (по 6 вопросов) и устное собеседование для проверки знания российского и международного законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

По результатам проверки знаний комиссия принимает решение о присвоении соискателю статуса эксперта либо об отказе в этом. Копия приказа Минкультуры об аттестации вручается лично в руки в течение 10 дней со дня его вынесения.

Нужна помощь в оформлении лицензии Минкультуры или аттестации специалистов? Обращайтесь, это наш профиль!

Источник: http://licenziya-minkult.ru/attestatsiya-ekspertov-minkultury-rf/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: