Финансирование выборов в Российской Федерации

Финансирование выборов

Финансирование выборов в Российской Федерации

Финансирование выборов регулируется гл. VIII Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”.

Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются ЦИКРФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.

Отчеты комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований.

Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.

Порядок создания избирательных фондов

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.

Кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

    1. собственных средств кандидата, избирательного объединения;
    2. средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
    3. добровольных пожертвований граждан;
    4. добровольных пожертвований юридических лиц;
    5. средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

    • иностранным государствам и иностранным организациям;
    • иностранным гражданам;
    • лицам без гражданства;
    • гражданам РФ, не достигшим возраста 18 лет на день ания (при проведении референдума – на день внесения пожертвования);
    • международным организациям и международным общественным движениям;
    • органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
    • государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
    • и др.

При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.

При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем.

 Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. 

Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума

Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.

Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.

Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:

  • финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
  • предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
  • оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением выборов.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума.

 Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается.

 Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. 

Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.

Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/finansirovanie-viborov

Расходы на проведение президентских выборов в РФ. Досье

Финансирование выборов в Российской Федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России началась избирательная кампания.

Согласно данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, на ее проведение из госбюджета было выделено 17,7 млрд руб.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о финансировании президентских выборов с 1991 года.

Пост президента России был учрежден в 1991 году. С этого момента выборы проводились шесть раз: в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах.

Наиболее дорогостоящими стали выборы 2012 года: из федерального бюджета на них было потрачено 10 млрд 375 млн руб. ($354 млн по курсу Банка России на день ания).

Наименьшими были расходы государства на президентскую кампанию 2000 года. Она обошлась бюджету в 1 млрд 420 млн руб. ($50 млн).

1991 год

Первые в новейшей истории России выборы президента состоялись 12 июня 1991 года. На их проведение президиум Верховного совета РСФСР утвердил бюджетные ассигнования в размере 155 млн руб. ($3,7 млн по рыночному курсу Московской межбанковской валютной биржи на июнь 1991 года, по официальному курсу Госбанка СССР – $258 млн).

Данные о расходах кандидатов не публиковались.

1996 год

Согласно отчету Центральной избирательной комиссии, затраты на избирательную кампанию составили 950,1 млрд неденоминированных руб. ($188 млн по курсу Банка России на день выборов).

Одиннадцать кандидатов в президенты (включая Амана Тулеева, снявшего свою кандидатуру за два дня до выборов) потратили из своих избирательных фондов 74 млрд руб., в том числе 3,3 млрд руб. (по 300 млн руб. каждому) выделенных ЦИК. Больше всего средств – более 16 млрд руб.

– израсходовал действующий президент РФ Борис Ельцин. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, депутат Государственной думы РФ Александр Лебедь и председатель партии “Яблоко” Григорий Явлинский потратили около 14 млрд руб. каждый.

У председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова в фонде было более 11 млрд, у гендиректора Международного фонда экономических и социальных реформ Мартина Шаккума – 4 млрд.

Юрий Власов (бывший тяжелоатлет, общественный деятель), Михаил Горбачев (бывший президент СССР), Святослав Федоров (директор комплекса “Микрохирургия глаза”) и Владимир Брынцалов (президент фармацевтической компании “Ферейн”) израсходовали меньше других кандидатов – от 300 до 465 млн руб.

2000 год

По информации ЦИК России, на проведение досрочных президентских выборов, которые состоялись 26 марта 2000 года, из госбюджета было потрачено 1 млрд 420 млн руб. ($50 млн).

Согласно закону, каждый из кандидатов в президенты получил от государства 400 тыс. руб. Кроме того, кандидаты использовали деньги своих избирательных фондов. Общие расходы всех кандидатов составили 123 млн руб. Больше всех потратили лидер КПРФ Геннадий Зюганов – 24,6 млн руб.

и губернатор Самарской области Константин Титов – 24,5 млн руб. И. о. президента Владимир Путин израсходовал во время предвыборной кампании 12,7 млн руб.

Дешевле других кампания обошлась Элле Памфиловой (председатель общественного объединения “За гражданское достоинство”), которая потратила 400 тыс. руб.

2004 год

Бюджетные расходы на организацию и проведение очередных выборов 14 марта 2004 года составили 2 млрд 564 млн руб. ($90 млн).

В общей сложности из избирательных фондов кандидатов было израсходовано 224,4 млн руб. Больше других претендентов потратила Ирина Хакамада (сопредседатель партии “Союз правых сил” в 2000-2003 годах) – 96 млн руб.

Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов израсходовал 47 млн руб., действующий российский президент Владимир Путин – 37 млн, депутат Госдумы от ЛДПР Олег Малышкин – 20,6 млн. Наименьшие расходы были у руководителя фракции “Родина” в Госдуме Сергея Глазьева (11,4 млн руб.

) и депутата Думы РФ от КПРФ Николая Харитонова (6,9 млн руб.).

2008 год

На выборах главы государства 2 марта 2008 года общие расходы федерального бюджета составили 4 млрд 939 млн руб. ($206 млн).

Еще 263 млн руб. потратили кандидаты из своих избирательных фондов. Первое место по расходам на избирательную кампанию занял председатель ЛДПР Владимир Жириновский (156 млн руб.).

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов израсходовал во время избирательной кампании 61,2 млн руб.

, первый вице-премьер Дмитрий Медведев – 36,76 млн, лидер Демократической партии России Андрей Богданов – 4,8 млн руб.

2012 год

На проведение очередных выборов президента РФ 4 марта 2012 года из федерального бюджета было израсходовано 10 млрд 375 млн руб. ($354 млн).

Пять кандидатов потратили в ходе предвыборной кампании 1 млрд 500 млн. Больше всего средств израсходовали премьер-министр РФ Владимир Путин (400 млн руб.

) и президент “Группы “Онэксим” Михаил Прохоров (388 млн руб.). Главе ЛДПР Владимиру Жириновскому кампания обошлась в 246 млн руб.

, лидеру КПРФ Геннадию Зюганову – в 272 млн, председателю фракции “Справедливая Россия” в Госдуме Сергею Миронову – в 137 млн руб.

Источник: https://tass.ru/info/4821783

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: