“Федеральный закон “”Об охране окружающей среды”””

Содержание
  1. Закон об экологии в Российской Федерации
  2. Какие в РФ есть экологические законы?
  3. Общие положения закона об экологии
  4. Какие были внесены изменения?
  5. Скачать текст закона об экологической безопасности
  6. Фз 7 об охране окружающей среды: как работает закон?
  7. Суть закона
  8. Права граждан
  9. Как менялся закон
  10. Какие возможности дает закон
  11. Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” и последние важные изменения
  12. Что это за закон, его цель
  13. Краткий обзор ФЗ № 7
  14. Основные принципы и объекты охраны окружающей среды
  15. Экономическое регулирование
  16. Нормирование и экологическая экспертиза
  17. Требования при осуществлении хозяйственной или иной деятельности
  18. Ответственность за неисполнение ФЗ
  19. Последние изменения в законе
  20. Закон об охране окружающей среды РФ
  21. Законодательство по охране окружающей среды
  22. Основные принципы охраны естественной среды
  23. Объекты охраны природной среды
  24. Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области
  25. Полномочия органов власти
  26. Экологические права и обязанности граждан
  27. Система государственных мер по обеспечению экологических прав
  28. Экономическое регулирование природоохраны
  29. Федеральные программы экологического развития
  30. Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности
  31. Государственный контроль в сфере охраны природы
  32. Правовой режим охраны природных объектов
  33. Нормирование в области охраны окружающей среды
  34. Международное природоохранное сотрудничество

Закон об экологии в Российской Федерации

"Федеральный закон ""Об охране окружающей среды"""
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Защита экологии является первоочередной задачей человечества, так как от её состояния зависит здоровье и общее благосостояние людей.

Эти положения установлены Конституцией Российской Федерации, как главные права граждан.

В соответствии с этим в России существует множество законодательных документов, регламентирующих различные сферы деятельности как государства, так и общества с целью охраны окружающей среды.

Какие в РФ есть экологические законы?

Экологическая ситуация в Российской Федерации контролируется большим количеством федеральных законов, правительственных постановлений и других правовых актов, которые призваны не только контролировать состояние окружающей среды и ограничивать деятельность людей с целью предотвращения её загрязнения и нарушения баланса, но также и обеспечивать восстановление природы после климатических и техногенных катастроф. Рассмотрим кратко ряд основных законов из данной сферы:

ФЗ 59 в последней редакции.

Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”, принятый 23 ноября 1995 года, направлен на соблюдение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Законодательство устанавливает производить в обязательном порядке соответствующую природоохранную экспертизу на стадии сдачи проекта в реализацию, для того чтобы проверить планируемый объект на соответствие экологическим стандартам, и его влияние на окружающую среду. Закон описывает следующие положения:

  • Порядок осуществления экологической экспертизы ;
  • Правила оформления документации;
  • Полномочия президента, правительства и других государственных органов власти в сфере экологии;
  • Права граждан при проведении природоохранной экспертизы;
  • Финансирование экологических проверок;

Последняя редакция ФЗ 116. Подробности по ссылке:

Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, принятый 24 июня 1998 года, устанавливает правила обращения с производственными и потребительскими отходами, порядок их утилизации и повторного использования с целью защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия. Закон предусматривает следующие аспекты:

  • Общие требования к работе с разными классами отходов;
  • Нормирование и учёт в сфере переработки и утилизации отходов;
  • Государственный надзор;
  • Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами;
  • Полномочия государства и его субъектов в области переработки и уничтожения отходов.

Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, принятый 20 марта 1999 года, предназначен обеспечивать благоприятные условия окружающей среды для проживания граждан и защиты их здоровья и жизни. Законодательный документ регулирует следующие сферы:

  • Санитарные и эпидемиологические требования для обеспечения безопасной среды обитания и здоровья человека;
  • Санитарно-профилактические действия;
  • Права и обязанности граждан и организаций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • Государственный контроль за соблюдением санитарных и эпидемиологических норм.

Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, принятый 4 мая 1999 года, регламентирует деятельность граждан, учреждений и промышленных организаций с целью охраны чистоты атмосферного воздуха и предотвращения его загрязнения. Законодательство устанавливает следующие требования:

  • Регламентирование различных видов деятельности, включая хозяйственную, промышленную и другую активность, которая осуществляет выброс веществ в атмосферу;
  • Государственный контроль источников вредного воздействия на атмосферный воздух;
  • Принципы управления в области защиты атмосферного воздуха;
  • Права физических и юридических лиц, а также различных промышленных и хозяйственных организаций в сфере защиты благосостояния воздуха.

Также существует ряд кодексов: земельный, лесной и водный, направленные за защиту данных сфер экологии и регулирующие деятельность в этих областях.

В дополнение к ним созданы узконаправленные федеральные законы, которые контролируют использование отдельных видов природных ресурсов: ФЗ “о животном мире”, ФЗ “О рыболовстве”, ФЗ “Об охоте”, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О континентальном шельфе РФ”, а также законодательства об использовании атомной энергии, о водоснабжении и использовании водных ресурсов и другие, которые направлены соблюдать экологический баланс как на территории Российской Федерации, так и на евразийском континенте и планете в целом.

ФЗ №33 в последней редакции 2018 года смотрите по ссылке:

Основным законодательством в сфере экологии в Российской Федерации является Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, определяющий государственную политику в природоохранной сфере с целью обеспечения благоприятных экологических условий для проживания, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, а также установления правоохранных мер в области защиты окружающей среды и оптимального решения социально-экономических проблем настоящего и будущих поколений.

Об защите прав юридических лиц можно узнать подробнее здесь:

Общие положения закона об экологии

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 декабря 2001 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 10 января 2002 года.

Закон направлен на обеспечение конституционного права граждан о благоприятной окружающей среде и соблюдение выполнения конституционных обязанностей по защите природы и бережного использования её ресурсов. Законодательством регламентируются взаимоотношения природы и общества, которые возникают при осуществлении промышленных, хозяйских и других видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.

ФЗ-7 состоит из 84 статей и 16 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы закона, а также классифицирует охраняемые объекты и загрязняющие вещества;
  • Глава 2 устанавливает принципы управления и полномочия различных государственных органов власти в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 3 предусматривает права и обязанности граждан, организаций и различных объединений в природоохранной сфере;
  • Глава 4 описывает особенности экономического обеспечения природоохранных мероприятий и организаций;
  • Глава 5 устанавливает экологические нормы для всех видов деятельности, загрязняющих окружающую среду, а также допустимый уровень вредных выбросов;
  • Глава 6 определяет порядок оценивания влияния человека и его деятельности на экологию;
  • Глава 7 предусматривает требования экологической безопасности для всех видов хозяйственной, промышленной и другой деятельности, воздействующей на окружающую среду, а также описываются правила работы с различными опасными для природы и человеческого здоровья веществами;
  • Глава 8 описывает порядок установления статуса зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также работы в данных ограниченных территориях;
  • Глава 9 устанавливает статус особых охраняемых природных объектов и природных заповедников, а также меры охраны данных территорий;
  • Глава 9.1 отдельно определяет порядок создания лесопарковых зелёных поясов и их защиту от незаконной вырубки;
  • Глава 10 предусматривает порядок мониторинга в сфере экологического благополучия;
  • Глава 11 определяет правила осуществления государственного надзора в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 12 описывает необходимость проведения научных исследований в области экологической безопасности;
  • Глава 13 устанавливает правила воспитания экологической культуры;
  • Глава 14 предусматривает меры ответственности за нарушение требования настоящего законодательства;
  • Глава 14.1 определяет правила ликвидации накопленного ущерба экологии;
  • Глава 15 описывает принципы международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды;
  • Глава 16 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу и поправках других правовых документов в соответствии с настоящим законодательством.

Хозяйственная, промышленная и другие виды деятельности, которые влияют на состояние окружающей среды, должны разворачиваться в соответствии со следующими принципами:

  • соблюдение конституционных прав граждан на благоприятное состояние окружающей среды;
  • создание благополучных условий для жизнедеятельности населения;
  • защита и разумное использование природных ресурсов;
  • принцип платного использования объектов окружающей среды и её ресурсов, а также возмещение нанесённого вреда;
  • непредвзятый экологический надзор;
  • принцип презумпции угрозы экологической безопасности планируемых видов деятельности;
  • обязательная оценка воздействия на состояние окружающей среды хозяйственной и других видов человеческой деятельности;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и комплексы сохраняются в первую очередь;
  • установка допустимого воздействия на экологию при осуществлении хозяйственной и промышленной деятельности;
  • уменьшения вредного влияния на окружающую среду в результате человеческой деятельности с помощью введения улучшенных технологий производства;
  • обязательное участие в природоохранных мероприятиях всех органов власти и всех граждан государства;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • комплексный подход к защите окружающей среды;
  • запрет деятельности, которая негативно воздействует на экологию, и воздействие которой невозможно предвидеть;
  • всеобщая доступность достоверной информации об окружающей среде и планируемых мероприятий, связанных с её защитой и восстановлением;
  • экологическое образование населения с целью воспитания и формирования экологической культуры.

Сотрудничество с международными природоохранными организациями и объединениями с целью объединения усилий и координирования действий, направленных на охрану окружающей среды.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в законодательстве № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, были сделаны 31 декабря 2017 года. В ходе редактирования были произведены следующие изменения:

Изложена в новой редакции статья 7, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления в области защиты экологии. В новом варианте устанавливаются следующие положения:

  • местными муниципальными вопросами являются мероприятия по защите и восстановлению окружающей среды;
  • местными задачами городского округа являются природоохранные действия в пределах данного округа;
  • компетенции местных органов в городах федерального значения и субъектах Российской Федерации могут быть переданы государственным организациям, если существует необходимость сохранить единое городское хозяйство, в соответствии с местными законодательными документами;
  • политические субъекты РФ и города федерального значения самостоятельно определяют соответствующими правовыми актами полномочия внутригородских органов самоуправления.

В статье 51, устанавливающей требования к обращению с производственными и потребительскими отходами, во втором пункте об определении опасных отходов было ограничено отходами I-IV классов опасности.

Скачать текст закона об экологической безопасности

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды” рекомендуется скачать документ, содержащий последние изменения, по ссылке.

Также для ознакомления с другими законами об экологической безопасности рекомендуется пройти по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” — скачать тут.
  • Федеральный закон № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” — скачать здесь.
  • Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” — скачать тут.

Все предоставленные документы содержат актуальные на 2018 год поправки.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-ekologii/

Фз 7 об охране окружающей среды: как работает закон?

"Федеральный закон ""Об охране окружающей среды"""

Природа нуждается в бережном отношении. Загрязнение атмосферы становится общемировой проблемой, ведь действия людей могут привести к экологической катастрофе. Расскажем, какое значение имеет федеральный закон «Об охране окружающей среды» и какие он дает возможности.

Суть закона

Передовые страны стремятся защитить природные объекты от воздействия человека. Для этого разрабатывают безотходные производства, стараются уменьшить количество вредных выбросов. В законодательстве создается правовой отдел по защите природы внутри государства и ведется международное взаимодействие в этой сфере.

Закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7) принят в 2001 году. Правовой акт направлен на защиту всего живого, что нас окружает – почвы, недр, растительности, животных, водоемов, озонового слоя. Он ставит целью государственной политики сохранение, восстановление природных богатств и уменьшение вредного воздействия на природу.

Основные положения закона:

  • права государственных органов в сфере охраны окружающей среды;
  • обязанности и права граждан;
  • ограничения для предприятий по размеру вредных выбросов в атмосферу;
  • правила определения зон экологического бедствия;
  • меры по защите объектов природы;
  • исследования окружающей среды и просвещение общества;
  • устранение вреда, причиненного человеком;
  • сотрудничество с другими государствами.

Закон установил перечень объектов, которые охраняются в первую очередь. К ним относятся уникальные природные места, экосистемы, заповедники. Запрещено уничтожать редкие, исчезающие животные, растения, леса и почвы. Они занесены в Красную книгу и охраняются государством.

Права граждан

Закон дает право знать, в каких условиях мы живем. Граждане могут получать информацию о степени загрязнения воздуха, количестве вредных выбросов, сделанных предприятиями. Для защиты окружающей среды от вредного воздействия можно использовать следующие способы:

  • создавать общественные объединения;
  • направлять жалобы в государственные органы;
  • обращаться в суд;
  • проводить референдумы, собрания, митинги.

Государство должно содействовать разработке новых передовых технологий, проведению исследований. Для этого выделяются средства из бюджета, предоставляются налоговые льготы.

Как менялся закон

Число объектов, загрязняющих атмосферу, постепенно растет. Закон дополняется новыми статьями, регулирующими порядок их деятельности.

В зависимости от категории предприятия определен перечень разрешительных экологических документов. Новый завод или фабрику, негативно влияющую на окружающую среду, нужно ставить на учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации.

Предприятия ежегодно обязаны вносить плату в бюджет за вредное воздействие (ст. 16.2 ФЗ №7). Размер взносов зависит от объема выброшенных загрязняющих веществ и количества сбросов, превышающих нормативы. В расчетах применяется формула: платежная база по каждому загрязняющему веществу умножается на коэффициент, зависящий от степени негативного воздействия на атмосферу.

Установлен очень важный показатель – норматив допустимого влияния на окружающую среду. Предприниматели должны соблюдать установленные ограничения по выбросу вредных веществ, загрязнению атмосферы и могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона.

На государственном учете состоят те объекты, которые отрицательно влияют на природу. В зависимости от степени негативного воздействия предприятия разделили на 4 класса опасности.

К первой категории отнесли объекты, которые очень негативно действуют на природу. Ко второй – предприятия, которые умеренно загрязняют атмосферу.

Третья и четвертая категории – это объекты, которые наносят незначительный или умеренный вред.

Какие возможности дает закон

Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

  • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
  • бережное отношение к природным ресурсам;
  • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
  • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

Как будет выглядеть планета, на которой мы живем, зависит от нас. Закон обязывает всех беречь природу. Важно не быть равнодушными – интересоваться состоянием окружающей среды и настаивать на ее охране, если стало известно о вредном воздействии.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Источник: https://ruszakony.ru/news/fz-7-ob-ohrane-okruzhayuschey-sredy/

Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” и последние важные изменения

"Федеральный закон ""Об охране окружающей среды"""

Конституция РФ устанавливает право граждан на благоприятную природную обстановку и обязанность сохранять ее. На основании этого 10 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон №7 об охране окружающей среды.

Что это за закон, его цель

Федеральный закон №7 “Об охране окружающей среды” — это закон, регулирующий взаимоотношения человека и природы, которые возникают во время реализации деятельности, влияющей на природу, экологию. ФЗ формирует базу для правоотношений в вопросе охраны природы. Документ подвергается постоянным правкам и изменениям, чтобы улучшить экологическое законодательство.

Основная его цель — регулирование социально-экологических вопросов, нацеленных на сохранение окружающей природный среды и биоразнообразия, с учетом интересов граждан и общества.

Краткий обзор ФЗ № 7

Законопроект состоит из 16 глав, каждая из которых посвящена отдельным вопросам в сфере охраны природы.

  1. В первой главе раскрываются основные понятия, которыми оперирует текст закона, основные принципе работы.
  2. В приведенных пунктах раздела перечисляются компетенция власти.
  3. Представлены права и обязанности членов правоотношений в области охраны окружающей среды.
  4. Информация о порядке взимания штрафа, о поддержке охраны экологии государством.
  5. В этой главе раскрывается понятие нормирования.
  6. Вводится понятие экологической экспертизы.
  7. Излагаются определенные требования к деятельности, которая способна оказывать влияние на экологию.
  8. Изложен порядок установления областей ЧС.
  9. Перечислены охраняемые природные объекты, а также особенности их создания.
  10. В этой главе описан порядок реализации мониторинга.
  11. В главе раскрывается основная работа, компетенция государственного экологического надзора.
  12. В статьях этой главы изложены цели и места проведения научных исследований.
  13. Представлены принципы и основы экологического образования.
  14. Перечислены виды ответственности, а также разрешение споров.
  15. Глава рассказывает о принципах и нормах сотрудничества
  16. Излагается вступление в юридическую силу 7-ФЗ.

Основные принципы и объекты охраны окружающей среды

Деятельность, влияющая на экологию, реализуется на основании следующих юридических установок:

  • соблюдение и уважение права людей на благотворную кондицию природной обстановки;
  • сочетание человеческих приоритетов в экологической, социальной, а также экономической сферах с научным обоснованием;
  • защита, разумное пользование и восстановление ресурсов;
  • оценивание влияния на экологию;
  • обязательные проверки деятельности с потенциально возможным нанесением вреда природе;
  • приоритетность сбережения естественных экосистем и комплексов;
  • снижение уровня негативного влияния человека на природу и экологию при помощи доступных технологий;
  • запрет на ведение деятельности с непредсказуемым влиянием на экологию;
  • следование праву граждан на актуальную, достоверную и полную информацию о состоянии экологии;
  • развитие экологического воспитания;
  • сотрудничество государства с остальными странами в вопросе экологии.

В законопроекте вводится понятие «объекты охраны окружающей среды», к ним относят следующие природные компоненты:

  • среда;
  • объекты;
  • комплексы.

Защита осуществляется от порчи, деградации природных объектов и прочего влияния человека.

Экономическое регулирование

Экономическое регулирование в 7-ФЗ — это государственное регулирование с целью решения вопросов, относящихся к охране экологии, с учетом экономических законов. Суть механизма заключается в побуждении субъектов правоотношений относиться более ответственно к окружающей среде с помощью экономических методов и средств.

Негативное влияние на экологию ведет к штрафным санкциям, определенным в тексте 7-ФЗ. К негативному влиянию относят выбросы в атмосферу, сбросы в водные источники, а также хранение и захоронение отходов.

Нормирование и экологическая экспертиза

Нормирование в области охраны окружающей среды — это определение нормативов и стандартов условий экологии, норм воздействия на природу.

Нормирование осуществляется для гарантии экобезопасности и урегулирования негативной для экологии деятельности. Разработка реализуется на основе новейших достижений техники и науки, при этом учитываются стандарты и правила охраны природы на международном уровне.

Экологическая экспертиза позволяет установить соответствие документации обязательным условиям закона. Порядок проведения назначается соответствующим ФЗ-174.

Требования при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Деятельность любого характера, способная влиять негативным образом на природу прямым и/или косвенным путем, обязана осуществляться соразмерно требованиям охраны окружающей среды. Необходимо проводить следующие мероприятия:

  • Сохранение благоприятного состояния природной обстановки;
  • Восстановление экологии;
  • Разумное пользование природных запасов;
  • Ведение экобезопасности;
  • Предотвращение отрицательного влияния на экологию;
  • Ликвидация последствий.

Ответственность за неисполнение ФЗ

Нарушение этого закона влечет следующие виды ответственности:

  • имущественная ответственность;
  • дисциплинарная ответственность;
  • административная ответственность;
  • уголовная ответственность.

Юрлица, также ИП, нанесшие вред во время исполнения проекта, обязаны возместить ущерб согласна методикам и таксам исходя из фактических затрат.

На основании постановления суда вред может быть нейтрализован наложением обязанности по восстановлению экологии лицом, нанесшим вред.

Последние изменения в законе

В редакции от 26 июля 2019 года произошли небольшие корректировки внутри статей, а также добавлено несколько дополнительных пунктов. В первой статье были изменены некоторые формулировки, добавлены новые термины и абзацы. В третьей, пятой и шестой статьях — незначительная редактура.

Четвертая, шестнадцатая, семнадцатая и двадцать восьмая статьи отредактированы и пополнились дополнительными пунктами. Статью под номером 14 принята недействительной. 19-23 статьи переписаны. 31, 32, 67 и 69 статьи дополнены новой информацией.

В 65 статье третий пункт признан утратившим силу, пятой дополнен, а шестой отредактирован.

Источник: https://cleanbin.ru/law/7-fz

Закон об охране окружающей среды РФ

"Федеральный закон ""Об охране окружающей среды"""

Защитить природные богатства от губительного антропогенного воздействия, сохранить воздух, воду и почву для грядущих поколений — цель принятия федерального закона об охране окружающей среды.

Проанализируем нормы, установленные этим законодательным актом, акцентируясь на принципах природозащитной деятельности, экологических правах и обязанностях граждан, их зарегистрированных объединений.

Законодательство по охране окружающей среды

Юридическая база природоохраны заложена в Конституции РФ. 42-я статья гарантирует каждому россиянину право на благоприятную естественную среду, получение точных сведений о ее фактическом состоянии и на материальное возмещение ущерба здоровью либо частной собственности, понесенного при экологическом правонарушении.

В Конституции России закреплены:

  • использование и охранение ресурсов как основы жизнедеятельности жителей данной территории — ч. 1 ст. 9;
  • нахождение земли и неземельных естественных ресурсов во всех предусмотренных формах собственности — ч. 2 ст. 9;
  • нахождение вопросов природопользования в совместном распоряжении Российской Федерации и ее субъектов — пункт в) ч. 1 ст. 72.

Общероссийское законодательство по экологии состоит из природоохранных и природоресурсных законов.

Природоресурсные:

  • Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ;
  • федзакон «О животном мире»;

Основной природоохранный документ — федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7 (далее — Закон об окружающей среде, либо 7-ФЗ). Он подписан Президентом 10 января 2002 года. Нормы, касающиеся обеспечения основополагающих прав на чистую, насколько это возможно, природную среду, есть в законах о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии.

По мере целесообразности экологические правила дополнительно регламентируются президентскими указами, правительственными постановлениями, нормативно-правовыми актами субъектов федерации.

Всё это следует со 2-й статьи Закона об окружающей, предваренной его основными положениями (ст. 1).

Основные принципы охраны естественной среды

Фундаментальные принципы работы госорганов, региональных и местных властей, юрлиц, частных лиц по защите окружающей среды содержаться в 3-й статье 7-ФЗ.

Обеспечение права человека на чистую естественную среду — существеннейшая цель природопользователей и властных органов. Действуя ради сохранения экобезопасности, они обязаны соблюдать баланс экологических, экономических, социальных интересов.

Советуем почитать:  Особенности проекта по сбору вещей и отходов “Собиратор”

Власти всех уровней отвечают за экобезопасность, обязательно занимаясь природоохраной. При этом в России действуют независимые структуры, задание которых — строгий контроль за природопользователями.

Другая важная норма Закона об окружающей — презумпция экологической опасности хозяйственной и всякой другой деятельности (далее — хоздеятельность), которой намереваются заниматься организации и физлица.

Прежде чем принимать решение о допустимости строительства и запуска в той или иной местности нового промпредприятия, энергетического объекта, образования транспортной артерии, другого вмешательства в естественный ландшафт и экосистему, следует производить оценку его влияния на будущее состояние природных систем, проводить экоэкспертизу проектной и иной документации.

Если же хоздеятельность получает все надлежащие согласования и начинается, хозяйствующие субъекты должны добиваться минимальности неблагоприятного влияния на природу, разрабатывая и внедряя соответствующие технологии.

Объекты охраны природной среды

Природные объекты, которым необходима охрана со стороны человека, указаны в 4-й статье Закона об окружающей. Речь идет о ста процентах гидросферы (включая подземные воды), земельных ресурсах (грунтах и глубинах земли), флоре, фауне, воздухе, пласте озона, защищающем атмосферу.

Здесь же приводится список категорий природных объектов, требующих усиленной охраны. Среди прочих в нем значатся:

  • заповедные территории, типы которых выписаны в данном законе;
  • курортные местности и находящиеся в них целительные ресурсы природы;
  • области исконного проживания малочисленных народностей.

К усиленно охраняемым принадлежат объекты, официально признанные представляющими признанную ценность — для науки, рекреации, оздоровления, сохранности исторического наследия и др.

Органы власти, занимающиеся госуправлением в природоохранной области

Госуправление в природозащитной сфере возлагается на властные органы, имеющие полномочия по Основному Закону и конституционно-федеральному закону о Правительстве РФ.

Ведущим федведомством определено Министерство природных ресурсов и экологии. К его преимущественной компетенции относятся охрана природы, воспроизводство ее возобновляемых ресурсов, пользование богатствами фауны, разработка и претворение в действительность мер по экобезопасности, ряд других функций, связанных с общенациональной экологической политикой.

В субъектах РФ создаются госорганы субъектов федерации, уполномоченные на госуправление в природозащитных делах, реализующие необходимые меры.

Полномочия органов власти

По букве ст. 5 Закона об охране окружающей среды, госорганы уполномочены разрабатывать и принимать нормативно-юридические акты по природозащитной деятельности, производить надзор за их претворением в жизнь, проводить надлежащий экоконтроль.

Предписанная федзаконом задача властных структур, управляющих природоохраной — разрабатывать и утверждать федпрограммы по экоразвитию, выступать гарантом их практической реализации.

Управление охраной природы на заповедных объектах, установление зон экологического бедствия, ведение в них мероприятий по реабилитации природной среды, природозашитный госмониторинг тоже принадлежат к компетенции специально уполномоченных госорганов.

Советуем почитать:  Переработка и утилизация бетонных отходов

Они же обязаны подвергать ограничительным мерам, приостанавливать и запрещать хоздеятельность, нарушающую природоохранные нормы.

Сбор и публикация сведений о зафиксированном состоянии натуральной среды, претворенных в реальность природоохранных мерах представляет еще одну обязанность властей.

Экологические права и обязанности граждан

По букве 11-й статьей Закона об окружающей, граждане вправе:

  • создавать НКО, целями и уставными заданиями которых выбраны природоохранные мероприятия;
  • документально обращаться в профильные компетентные госорганы за полными объективными сведениями по экологической проблематике, формулировать на бумаге и доставлять им жалобы, предложения, получать официальные ответы на направленные обращения;
  • оказывать содействие властным органам всех уровней в работе над реализацией природоохранных мер;
  • участвовать в гражданских акциях, связанных с отстаиванием экологических прав и интересов юр-, физлиц;
  • инициировать общественную экоэкспертизу, непосредственно ею заниматься;
  • подавать судебные иски о финансовом компенсировании экологического вреда;
  • пользоваться другими правами, представляющими содержательную часть действующих нормативно-юридических актов.

Обязанностью российских граждан и наделенных идентичными экологическими правами иноземных мигрантов, проживающих в РФ, предписано сохранение природы, бережное распоряжение ее богатствами.

Система государственных мер по обеспечению экологических прав

Закон возлагает на властные органы всех уровней обязанность обеспечивать поддержку физлицам и НКО в претворении в действительность их экоправ.

Решая вопросы о размещении промышленных, электроэнергетических, транспортных, сельскохозяйственных, других объектов, по презумпциальному принципу способных навредить природной среде, властно-исполнительные органы обязаны считаться с позицией людей, обитающих на близлежащей территории.

Чиновники, создающие препятствия частным лицам и НКО в добровольной природоохранной деятельности, несут предусмотренную законодательными, внутриведомственными, иными нормами ответственность.

Экономическое регулирование природоохраны

Формы экономического регулирования природоохраны содержатся в 14-й статье. Она предусматривает принятие прогнозов, данных экологами, в качестве основы для прогнозирования соцэкономразвития.

Региональные и федпрограммы по экоразвитию, планирование и реализация экомероприятий, финансирование этой работы тоже относятся к экономической составляющей природоохраны.

Госорганы устанавливают и взимают плату за неблагоприятное воздействие на экологическое состояние, лимитируют это влияние, проводят его экономическую оценку.

Ст. 16 Закона об окружающей посвящена плате за все выписанные в ней (статье) формы вреда природе.

Следующая статья 7-ФЗ устанавливает порядок господдержки работы по природоохране, а 18-я предписывает осуществлять экологическое страхование.

Федеральные программы экологического развития

Подготовительное формирование, финобеспечение, выполнение экологических программ производится по букве 15-й статьи ФЗ.

Она обязывает госорганы к мероприятиям по природозащите. Предписывает, что юрлица и ИП, ведущие хоздеятельность, должны принимать собственные меры, призванные воплотить минимальность вреда природной среде.

Указывается, что руководствоваться нужно буквой закона, определяющего порядок природоохранных мероприятий, которые реализуются хозяйствующими субъектами.

Природоохранные требования при ведении хозяйственной и иной деятельности

Требования к хозяйствующим субъектам обозначены в 23-х статьях 7-ФЗ.

Там говорится о регламентировании расположения, постройки, реконструирования, использования сооружений и иных объектов, в их числе:

  • города и села в совокупности жилых строений, хозсооружений, коммунальной инфраструктуры (ст. 44);
  • оборонные объекты, вооружения воинских подразделений, правоохранительных структур (ст. 41);
  • объекты атомной энергетики (ст. 40);
  • объекты сельхозназначения (ст. 42);
  • гидротехнические строения, средства мелиорации (ст. 43);
  • производство транспортных средств (ст. 45);
  • объекты нефтегазодобычи, нефте- и газоперерабатывающие предприятия (ст. 46).

7-ФЗ устанавливает природоохранные правила при утилизации и переработке отходов, территориях охранных зон, изменении формы собственности на хозяйственную недвижимость.

Государственный контроль в сфере охраны природы

Госконтроль в природоохране ведут исполнительные власти. Регламентирование этой их работы, по закону, прерогатива Правительства страны.

7-ФЗ делает определение объектов, которые подлежат федеральному экологическому контролю полномочием Правительства .

Госэконадзору посвящена ст. 65 Закона об охране окружающей среды.

Правовой режим охраны природных объектов

Юридический порядок охраны природных богатств установлен актами:

  • Хоздеятельность, отрицательно влияющая на повышенно ценные охраняемые объекты (см. ст. 4 7-ФЗ), противоправна и подлежит запрету.

Нормирование в области охраны окружающей среды

Пятая глава Закона предписывает производить экологическое нормирование, определяя его цели, а с ними (ст. 20) требования к установке нормативов.

Нормированию в отдельных аспектах посвящаются ст.ст. 21-28. Предусмотрены нормативы выбросов веществ в ходе хоздеятельности, распоряжения отходами, физические воздействий на природную среду.

Далее идут ст. 29-31 об экологических госстандартах, лицензировании ряда разновидностей природоохраны и эко-сертификации.

Международное природоохранное сотрудничество

Внешнеполитическому взаимодействию РФ в природоохранных вопросах посвящена глава XV 7-ФЗ.

По норме ст. 82, международные договоры по проблемам природоохраны, применимые без дополнительных внутригосударственных нормативных документов, исполняются непосредственно. В другом порядке наряду с международным актом действует соответствующий внутригосударственный — имеющий статус закона, президентского указа либо правительственного постановления.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/zakon-ob-ohrane-okruzhajushhej-sredy

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: