- Что представляет собой закон о банкротстве N 127
- Кому важно знать закон
- Структура закона
- Федеральный закон о финансовой несостоятельности. Федеральный закон
- Как и почему физическое лицо становится банкротом?
- Стадии процесса и документы
- Мировое соглашение
- Реструктуризация долга
- Реализация имущества
- Сколько стоит банкротство?
- Последствия
- Преимущества процедуры
- Общие изменения в законодательстве
- Фз о банкротстве 127 фз последняя редакция
- Банкротство физических лиц
- Закон с изменениями, последняя редакция
- Фз о несостоятельности 127 фз
- Упрощенная процедура
- Федеральный закон о несостоятельности банкротстве юридических лиц. Федеральный закон
- Общие положения
- Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127
- О пострадавшей стороне
- Мораторий на банкротство — 2020 простыми словами
- Что значит
- Кого нельзя банкротить
- Срок
- Последствия моратория
- Право отказаться
- Для ликвидируемых организаций моратория нет
- Как действовать кредиторам
- Мораторий для физических лиц не установлен
Что представляет собой закон о банкротстве N 127
Давайте подробно рассмотрим изменения, которые коснулись законодательства о банкротстве. За последние 3 года мало что изменилось, никаких кардинальных мер не предпринималось. Но все же, некоторые правки вносились.
Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для ФУ составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение – сумма выросла до 25 000 рублей за процедуру.
При реализации управляющий начал уже получать не 2%, а 7%.С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены новые правки – госпошлина для физ.
лиц начала составлять не 6 000 рублей, а 300 рублей.
Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы составить заявление и отнести его с остальными документами в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в суды, пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность оказалась иной.
Почему должники, получив привлекательную возможность списать долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков и визитов коллекторов?
Позже выяснилось, что причина банальна – деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и непосильных долгах, попросту нет денег на суд. В связи с этим и было принято уменьшение пошлины при подаче документов в АС в 20 раз – с 6 000 рублей до 300 рублей.
Тем временем сообщества арбитражных управляющих также начали высказывать неудовлетворенность оплатой в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру – это невероятно мало. В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения до 25 000 рублей.
За прошедшие годы также всплывали некоторые идеи от политиков, прошедшие стадию бурных общественных осуждений. Основная цель таких идей – уменьшение расходов на услуги при банкротстве – речь идет о юристах/финуправляющих и различных процедурах, требующих определенных затрат.
Законопроект об упрощенном банкротстве давно лежит в столах сотрудников департаментов и ведомств РФ. Есть мнение, что он будет принят примерно в конце 2018 – начале 2019 года. Суть законопроекта заключается в следующем:
- банкротство при задолженностях до 700 000 рублей (в новой редакции, в старой – до 900 000 рублей) будет осуществляться в упрощенном порядке;
- сроки на процедуру будут составлять до 120-ти дней;
- к процедуре не нужно привлекать управляющего;
- банкротство инициируется только самим должником;
- количество кредиторов – до 10-ти лиц.
Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).
Что важно знать:
- Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
- Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
- Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
- Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
- Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
- Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).
Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).
Кому важно знать закон
Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е.
обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров.
Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.
Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.
Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.
Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).
Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.
Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Задать вопрос
Структура закона
Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.
Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.
Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.
банкротство, вступать, закон, когда
Источник: https://gj-catalog.ru/kogda-vstupaet-zakon-bankrotstve/
Федеральный закон о финансовой несостоятельности. Федеральный закон
Банкротство физических лиц в России явление новое и пока ещё не имеющее широкого распространения.
Многие граждане сочли, что законодательство теперь позволит каждому человеку, который в силу каких-то обстоятельств оказался в трудной экономической ситуации, с лёгкостью снизить общее финансовое бремя.
Это так, но только при соблюдении ряда условий. Сам же конкретный случай для этого должен содержать ряд необходимых признаков.
То, что получило общее обозначение «Закон о банкротстве физических лиц» на деле является поправками к «Закону о несостоятельности», которые направлены в первую очередь на регулирование отношений между гражданами и банками, официальными кредитными организациями, коллекторами. С 1 октября 2015 года Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ касается не только предприятий и бизнесменов, которые осуществляют свою деятельность без образования юридического лица, но и обычных людей.
Правда, стать банкротом не так уж и просто, а признание гражданина таковым целиком и полностью зависит от решения арбитражного суда.
Как и почему физическое лицо становится банкротом?
Для этого необходимо, чтобы суд установил, что человек не имеет возможности выполнить свои денежные обязательства. К ним относится вся совокупность обязательных для гражданина платежей, включая налоги, штрафы, оплату услуг ЖКХ и, конечно же, возврат имеющихся долгов по кредитам.
Обратиться с этой целью в суд может сам гражданин, его кредиторы, налоговые органы и все те лица и структуры, которые наделены такими возможностями в силу законодательства России в общем случае.
Следует отметить, что гражданин имеет право подать соответствующий иск в суд, но не обязан это делать, если сумма его долга не превышает 500 тыс рублей и он совершил хотя бы одну оплату по графику в течение трёх месяцев. Если же долг переваливает рубеж в полмиллиона и просрочка более трёх месяцев, то должник обязан обратиться в суд с целью признания его банкротом.
Основанием для банкротства является неплатежеспособность, а не наличие какого-то долга.
Общими признаками неплатежеспособности являются:
Всё перечисленное выше является основанием для обращения в суд. Должник может быть признан банкротом в силу его финансовой несостоятельности. Для этого не обязательно, чтобы долг превышал сумму в 500 тыс рублей.
Стадии процесса и документы
Необходимо сделать два существенных замечания. Речь идёт о стадиях правового регулирования отношений кредиторов, всех лиц перед которыми гражданин имеет долг и им самим.
Какие-то этапы имеют отношение к сроку до объявления должника банкротом, какие-то начинают работать после. Это не стадии именно банкротства как такового. Банкротство – это просто признание судом экономической несостоятельности и назначение финансового управляющего.
Так же следует иметь в виду, что одного заявления в суд недостаточно. К нему необходимо приложить определённые документы. Их перечень зависит от конкретной ситуации. К тому же процесс внедрения поправок к закону 127-ФЗ идёт всего год, поэтому нельзя исключить, что он может быть изменён.
Потребуются документы, которые подтверждают наличие задолженности, причину её возникновения и неспособности физического лица возвращать долги. Нужны ещё и те, что подтверждают или отрицают наличие ИП.
Получить их нужно в срок не превышающий отметку в пять дней до подачи искового заявления. Так же потребуется опись имущества и документы, подтверждающие право владения им.
Это не говоря уже о тех, что раскрывают доходы гражданина, природу их получения, уплаты налогов.
При формировании этого пакета документов нужно учитывать индивидуальные особенности. Так, если гражданин является инвалидом, то копии подтверждающих это документов, а если не имеет работы, то копия решения о признании гражданина безработным.
Если банкротом пытается себя признать сам гражданин, то все копии нужно заверить нотариально.
После сбора документов и подачи их в суд начинается процесс, который может быть выражен в трёх стадиях. Они все оговорены законом, но какие-то могут быть исключены. К примеру, если вопрос будет решен в ходе мирового соглашения, то про две последующих можно забыть.
Мировое соглашение
В судебной практике оно чаще всего заключается, если должник не хочет, чтобы его признавали банкротом. Тогда заключаются какие-то новые договорённости. Они превращаются в соглашение, которое утверждается судом.
Не нужно путать мировое соглашение и реструктуризацию долга. Чаще всего соглашение просто подтверждает отсрочку или частичную уступку. При этом развернутый график не составляется. К примеру, если банк согласен подождать 2-3 месяца и не назначать штрафы, а по истечение срока должник надеется найти источник дохода и покрыть долг в полном объёме, то это отражается в соглашении.
Реструктуризация долга
Это чёткий график того, как должник будет выплачивать долг. Часто суды оставляют только «тело» долга, отменяют практически все штрафы и даже выплаты по процентным ставкам. Полученная сумма разбивается на части, а их должник обязан выплатить по графику. Срок при этом не может превышать 3-и года.
Обе эти стадии имеют отношение только к периоду до объявления человеком банкротом и практиковались российскими судами задолго до появления поправок 2015 года. Так же на основании законодательства, только основания для принятия решений судам давали другие статьи.
Нужно отметить лишь, что реструктуризацией всё может и кончиться, а может быть она станет преддверием продажи имущества. К примеру, долг составляет 1 млн рублей, а подлежащее отчуждению имущество нельзя оценить более, чем в 800 тыс.
Тогда сумма долга пересматривается, приставы имущество забирают, а конкурсный управляющий начинает организацию торгов.
В результате, к моменту их завершения, у банкрота долга не остаётся, но не остаётся и ничего, что не является необходимым для жизни или выполнения своих профессиональных обязанностей.
Объявление банкротства или признание судом финансовой несостоятельности происходит в случае, если упомянутые выше меры применить невозможно. После этого начинается третья статья. Она относится к периоду, когда гражданин уже признан банкротом официально.
Реализация имущества
С момента вступления в силу судебного решения банкрот теряет ряд своих возможностей. Его финансовые операции переходят под контроль управляющего. Это не значит, что он не может ничего продавать или покупать. Но финансовый управляющий имеет право остановить любые сделки, которые могут нанести вред хоть одному из кредиторов банкрота.
В этот же момент начинается процесс отчуждения и продажи имущества должника на торгах. Осуществляется это так же, как и ранее. Суд выписывает исполнительный лист, и с ним к должнику приходят приставы.
Они могут отчуждать то, что не оговорено законодательством в качестве не подлежащего отчуждению.
У банкрота не могут отнять квартиру или её часть, если это единственное место проживания, но могут автомобиль, если он не нужен для выполнения профессиональных обязанностей, другую недвижимость и подобные «лишние» вещи.
Сколько стоит банкротство?
Природа возникновения суммы в 500 тыс рублей, которую многие приняли за условие для объявления физического лица банкротом, станет понятной, если узнать о том, сколько денег придётся заплатить тому, кто решил сам объявить себя банкротом. Вряд ли нужно это делать, если долг её не превышает.
Госпошлина, которая берётся в момент подачи заявления в суд, – 6000 рублей. В этот же момент нужно перечислить на депозит суда вознаграждение управляющему, которое составляет 10000 рублей. Суд примет решение о том, сколько будет применено процедур.
В классическом случае их две: реструктуризация долга и продажа имущества. Вознаграждение конкурсному управляющему за каждую ещё 10000 рублей. Так же необходимо дать объявления в средства массовой информации, которые тоже будут стоить примерно 10000 рублей.
Итак, минимум, если даже будет применена только одна процедура, 36000 рублей. Однако не плохо вспомнить и о том, что процессы по арбитражному законодательству достаточно сложные с точки зрения юриспруденции. А это значит, что не помешает и задуматься об услугах адвоката. Для среднего областного города в России по таким делам они могут вылиться в сумму в 30-40 тыс рублей.
Не нужно думать, что обанкротить себя самого в России сможет даже нищий. Сначала ему придётся собрать некоторую сумму.
Последствия
В общем-то никаких серьёзных последствий данной процедуры нет.
В течение пяти лет гражданин не сможет брать кредиты или займы без указания того, что он признан банкротом.
Сам он теряет право подавать заявление на повторное признание себя банкротом в течение такого же срока. Могут только другие заинтересованные лица.
Ещё нельзя стать руководителем юридического лица в течение срока в три года. Так же суд может запретить банкроту покидать пределы РФ так же на три года.
Преимущества процедуры
Основные из них относятся к области труднопрогнозируемых. Обычно граждане надеются на то, что признание банкротом спишет долг чуть ли не целиком.
Практика показывает, что суды в РФ своей политики не изменили. Только теперь более тщательно анализируют реальную платежеспособность должника. Целиком долг списать очень трудно.
Определённую сумму придётся выплатить или проститься с каким-то имуществом.
Основным преимуществом является то, что любые штрафы более не начисляются и погашать нужно только ту часть долга, которая зафиксирована в документах на момент признания физического лица банкротом.
Кроме этого, с момента признания гражданина банкротом коллекторы, которые с лета 2016 года действуют на законных основаниях, теряют все свои права и не могут выходить с банкротом на какие-то переговоры или присылать ему письма и другие сообщения.
Общие изменения в законодательстве
Принятие поправок 2015 года повлекло за собой изменения в других законах, которые относятся к административному и уголовному кодексам.
Теперь попытки искусственного ухудшения своего материального положения или подача ложных сведений о своём имущественном и финансовом положении могут повлечь уголовное преследование. Так, если ущерб от таких действий может быть оценен в сумму более 1,5 млн рублей, то виновному грозит срок до 6 лет. В случае, если ущерб оценят в меньшую сумму, то штраф.
Попавшим в трудную ситуацию гражданам следует иметь в виду, что налоговая служба уже начала практику при которой лица, не обратившиеся в суд с заявлением о признании себя банкротами при долге выше 500 тыс и при наличии просрочки более трёх месяцев, штрафуются на сумму от 1 до 6 тыс рублей.
Основные положения данного закона и порядок процедуры банкротства физлиц рассмотрены в следующем видеосюжете:
До недавнего времени федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не включал в себя такое понятие, как несостоятельность физических лиц. В предыдущем году законодатель исправил данное упущение, и последняя редакция вышла с добавлением необходимых ст.
Принимать вступление существующих норм, регламентирующих неплатежеспособность граждан, с изменениями, важно как в обществе, так и в государственной политике и науке.
В связи с развитием научно технической мысли все больше граждан, видя трансляции по телевизору, читая новости в интернете, гонятся за хорошей жизнью.
Для этого они берут кредиты, которые впоследствии не в состоянии выплачивать, а это в свою очередь влечет ответственность по закону «об исполнительном производстве» и тесное общение с судебными приставами.
Фз о банкротстве 127 фз последняя редакция
127 фз о банкротстве будет вступать именно для таких граждан, и предусматривать безболезненный государственный способ по возвращению своей кредитоспособности и контроле над своими долгами. В законе содержатся нормы, по условиям которых физ лицо будет иметь статус — банкрот. Они отвечают и на вопрос — за какой именно период оспариваются кредитные сделки гражданина.
Банкротство физических лиц
ФЗ «О несостоятельности» с изменениями, вступившими в силу с октября 2015 года, находится в свободном доступе в системе консультант плюс. Здесь же можно скачать информацию о просроченных кредитах как физического, так и иного лица.
Глава Х будет содержать и рассматривать в себе данный механизм признания физлиц банкротом. Процедура может быть направлена и на такого субъекта, как индивидуальный предприниматель. Реализация данных норм возможна как самим гражданином, так и кредитором.
Закон с изменениями, последняя редакция
В отличие от иных субъектов, подпадающих под действие закона, для физического лица используется упрощенная процедура. За осуществлением всех международных стандартов ответственна специально уполномоченная комиссия, действующая в рамках Конституции рф и международных договоров.
Фз о несостоятельности 127 фз
- Физическое лицо, не должно иметь долг менее 500 тыс. руб.
- Последнюю оплату по долгу кредитор должен получить до истечения 3 последних месяцев.
Упрощенная процедура
Источник: https://www.zarst.ru/federalnyi-zakon-o-finansovoi-nesostoyatelnosti-federalnyi.html
Федеральный закон о несостоятельности банкротстве юридических лиц. Федеральный закон
Существующиегосударственные системы правовогорегулирования несостоятельностиотличаются друг от друга теми конкретнымицелями, которые ставят перед собойзаконодатели тех или иных государств.Эти цели могут быть самыми разнообразными,к примеру:
Увеличение возврата средств, полученныхв ходе реабилитационных мероприятийили ликвидации должника, в интересахвсех сторон;
Спасение бизнеса жизнеспособногопредприятия (и (или) юридического лица);
Справедливое распределение средствмежду сторонами;
Осуществление мер по реструктуризациипредприятия в период до банкротства ит.д.
Врезультате приоритетной задачей дляодних является повышение возвратасредств кредиторам (модель (концепция)Манфреда Бальца), для других – спасениебизнеса и сохранение рабочих мест, чтовызывает повышение цены кредита в ущербинтересам кредиторов (английскаяконцепция).
Третья модель (американская,французская, российская системы) ставитв качестве основной задачи эффективноераспределение имущества и выполнениемакроэкономических функций 1 .
С этой точки зрения необходим такоймеханизм правового регулированиянесостоятельности (банкротства), которыйпозволил бы найти компромисс междусохранением жизнеспособных предприятийи недопустимостью ущемления правкредиторов.
Действующеероссийское законодательство онесостоятельности (банкротстве)представляет собой сложную системуправовых норм, основанием которой,безусловно, являются положения ГК РФ.Данные положения можно разделить натри группы:
Нормы ГК РФ, непосредственно регулирующиенесостоятельность (банкротство)индивидуальных предпринимателей(ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
Нормы ГК РФ, содержащие специальныеуказания по применению положений онесостоятельности (банкротстве) – ст. 64(об очередности удовлетворения требованийкредиторов), 56, 105 (о субсидиарнойответственности лиц, которые имеютправо давать обязательные для должника- юридического лица указания либо инымобразом определять его действия, задоведение должника до банкротства) идр.;
Нормы ГК РФ, непосредственно незатрагивающие отношения несостоятельности(банкротства), но имеющие определяющеезначение для решения вопросов, возникающихв связи с несостоятельностью (банкротством)юридических лиц (например, положения,регулирующие организационно-правовыеформы юридических лиц, вопросыответственности за нарушение обязательстви т.д.).
Центральноеместо в системе правового регулированиянесостоятельности (банкротства) занимаетФедеральный закон от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ “О несостоятельности(банкротстве)”, задачами которогоявляются, с одной стороны, исключениеиз гражданского оборота неплатежеспособныхсубъектов, а с другой – предоставлениевозможности добросовестным предпринимателямулучшить свои дела под контролемарбитражного суда и кредиторов и вновьдостичь финансовой стабильности. В этомсмысле институт банкротства служитгарантией социальной справедливостив условиях рынка, одним из основныхэлементов которого является конкуренция.
Крометого, в систему законодательства,регулирующего несостоятельность(банкротство), входят: Федеральный законот 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ “Онесостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций” (с изменениями идополнениями), Федеральный закон от 24июня 1999 г.
№ 122-ФЗ “Об особенностяхнесостоятельности (банкротства) субъектовестественных монополий топливно-энергетическогокомплекса”, а также иные нормативныеакты. К числу последних, в частности,следует отнести постановлениеПравительства РФ от 3 февраля 2005 г.
№ 52 “О регулирующем органе,осуществляющем контроль за деятельностьюсаморегулируемых организаций арбитражныхуправляющих”, постановлениеПравительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257″Об обеспечении интересов РоссийскойФедерации как кредитора в делах обанкротстве и в процедурах банкротства”(с изменениями и дополнениями),постановление Правительства РФ от 19сентября 2003 г.
№ 586 “О требованияхк кандидатуре арбитражного управляющегов деле о банкротстве стратегическогопредприятия или организации” и др.Вопросам несостоятельности посвященытакже и некоторые судебные акты -Информационное письмо Президиума ВАСРФ от 15 августа 2003 г.
№ 74 “Оботдельных особенностях рассмотрениядел о несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций”, постановлениеПленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4″О некоторых вопросах, связанных свведением в действие Федеральногозакона “О несостоятельности(банкротстве)”, постановление ПленумаВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 “Онекоторых вопросах практики примененияФедерального закона “О несостоятельности(банкротстве)” и др.
Анализдействующего законодательства обанкротстве позволил сформулироватьследующие принципиальные положения:
1)институт банкротства не может бытьотнесен только к одной отрасли права,поскольку является комплексным институтомправа, сочетающим нормы различных егоотраслей. В рамках гражданско-правовогорегулирования банкротство служит лишьодним из оснований ликвидации юридическоголица, остальные же отношения (например,судебный и внесудебный порядок)урегулированы нормами других отраслейправа 1 .
Такимобразом, законодательство онесостоятельности, носящее комплексныйхарактер, находится на стыке публичногои частного права. Поэтому не случаентот факт, что Закон о банкротстве 2002 г.,как и Закон о банкротстве 1998 г.
, нарядус материально-правовыми нормами содержитдостаточно большое количество нормпроцессуального характера (основнаячасть таких норм, регламентирующихпорядок разрешения дел о банкротстве,содержится в гл. III Закона о банкротстве2002 г.
; кроме этого, часть нормпроцессуального характера включена вглавы, касающиеся особенностей примененияпроцедур банкротства в отношенииотдельных участников имущественногооборота);
2)основной тенденцией законодательствао несостоятельности (банкротстве)является развитие его по схеме: общийзакон – специальный закон – другиенормативные акты.
Кчислу общих законов прежде всего следуетотнести ГК РФ и Арбитражный процессуальныйкодекс РФ (далее – АПК РФ). В соответствиисо ст.
223 АПК РФ дела о несостоятельности(банкротстве) рассматриваются арбитражнымсудом по правилам, предусмотренным АПКРФ, с особенностями, установленнымифедеральнымизаконами,регулирующими вопросы несостоятельности(банкротства).
Это означает, что во всехслучаях, если иное не установленоспециальными законами о банкротстве,применяются положения АПК РФ.
Специальныезаконы – это Закон о банкротстве 2002 г.,Федеральный закон “О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций”,Федеральный закон “Об особенностяхнесостоятельности (банкротстве) субъектовестественных монополий топливно-энергетическогокомплекса” 1 .
Необходимоотметить, что законодательство онесостоятельности (банкротстве) должновключать в себя не только акты федеральногоуровня, но и акты субъектов РФ, принимаемыепо отдельным вопросам с учетом особенностейэкономического развития отдельныхсубъектов РФ, специфики государственногоуправления в регионах;
3)одним из направлений реформированиясовременного законодательства онесостоятельности (банкротстве) являетсявнесение в него изменений и дополнений(порой лишь механическое). Такой путьзачастую сопровождается поспешнымивыводами, облекаемыми в форму различныхзаконопроектов. Между тем в настоящеевремя важен концептуальный подход.
Всвязи с этим в литературе обоснованноотмечается, что “наиболее актуальнойзадачей в деле совершенствованиязаконодательства о несостоятельности(банкротстве) является выработка единойконцепции его реформирования,предполагающей поиск основных направленийизменения указанного законодательствас ясным представлением о целях, которыедолжны быть достигнуты, а также осистемных последствиях внесениясоответствующих изменений” 2 .
В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.
Общие положения
Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.
Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.
В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.
ФЗ №127 «О банкротстве» —структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:
- Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
- Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
- Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
- Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
- Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
- Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.
Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127
Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.
А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.
Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.
И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.
Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.
О пострадавшей стороне
Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:
- Кредиторы.
- Конкурсные кредиторы.
Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.
Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.
Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.
Источник: https://www.yuriste.ru/federalnyi-zakon-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve-yuridicheskih-lic-federalnyi-zakon-o-nesostoyatel/
Мораторий на банкротство — 2020 простыми словами
На период с 6 апреля по 6 октября 2020 года в России введен мораторий на банкротство некоторых организаций и ИП, пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19. Что это значит, кого касается и что могут сделать кредиторы – читайте ниже.
Что значит
Процедура банкротства осуществляется в России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья 9.1 закона предоставляет Правительству РФ право вводить мораторий (временный запрет) на начало процедур банкротства в целях обеспечения стабильности экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
Такой запрет в связи с короновирусной эпидемией был введен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».
Мораторий означает, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства, если их должник попадает под действие постановления Правительства.
Кого нельзя банкротить
Согласно постановлению, введен запрет на начало банкротства следующих должников:
- Организаций и ИП, которые признаны пострадавшими от коронавирусной инфекции.
Как определить, пострадал ли: Правительство утвердило перечень отраслей и сфер деятельности, которые наиболее пострадали от эпидемии коронавируса (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434). В список включены виды деятельности и их коды ОКВЭД.
Если основной код ОКВЭД должника, указанный при регистрации организации или ИП, есть в списке, дело о банкротстве против него кредитор начать не сможет.
Для быстрой проверки, есть ли код ОКВЭД в списке пострадавших отраслей, на сайте ФНС создан специальный сервис.
- Организаций, которые входят в специальные перечни особо важных предприятий, утверждаемых правительством.
На данный момент утверждено 3 списка особо важных организаций:
- Перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
Актуальная редакция перечня приведена на сайте Минэкономразвития.
С 16 апреля 2020 года согласно информации Минэкономразвития составляются отдельные перечни системообразующих предприятий по отраслям деятельности (под кураторством профильных министерств).
- Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004 года № 1009).
- Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 1226-р).
Эти перечни были созданы задолго до COVID-19 и с другими целями. В них были включены особо важные для российской экономики предприятия. Для них установлены специальные правила банкротства и ограничения на приобретение иностранцами акций и долей в них. В условиях коронавирусной эпидемии к существующим особенностям добавился еще и мораторий на банкротство.
Срок
Срок действия моратория составляет 6 месяцев – с 6 апреля 2020 года по 6 октября 2020 года.
Последствия моратория
Мораторий касается всех дел, по которым:
- заявления поданы в период с 6 апреля по 6 октября 2020 года или
- заявления поданы раньше, но вопрос о принятии не решен арбитражным судом до 6 апреля 2020 года (вопрос 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 года).
Это касается финансовых санкций, установленных как договорами, так и законом (ст. 395 ГК РФ).
Исполнительные производства приостанавливаются, кроме арестов имущества. Аресты и иные ограничительные меры, наложенные приставами, остаются в силе до конца моратория (п. 4 ст. 9.1 Закона о банкротстве). Это сделано, чтобы должник не смог вывести активы.
Взыскание по исполнительным документам через банки также приостанавливается (Вопрос 11 Обзора ВС РФ от 30 апреля 2020 года).
При этом исполнительные листы могут выдаваться судами в период моратория и предъявляться приставам для целей наложения ареста или иных ограничительных мер на имущество. Это разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики от 21 апреля 2020 года (Вопрос 10).
Любые подобные процедуры, предусмотренные договорами залога, приостанавливаются до 6 октября 2020 года (пп 3 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве).
На период моратория должник освобожден от обязанности подавать заявление о собственном банкротстве при наличии его признаков (т.е. в тех случаях, когда при обычной ситуации он должен был бы это сделать). Освобождение установлено пп. 1) п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве. Подать заявление о собственном банкротстве можно на добровольной основе.
Право отказаться
Юридическое лицо или ИП – потенциальный банкрот может заявить об отказе от применения в отношении него моратория. Это право предоставлено п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве.
Чтобы отказаться от моратория, необходимо внести сведения об отказе в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если мораторий продлят, заявление нужно будет подавать заново.
Отказ вступает в силу после его опубликования в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Для ликвидируемых организаций моратория нет
Верховный Суд РФ в Обзоре от 30 апреля 2020 года обратил внимание на банкротство ликвидируемых организаций. Суд указал, что в отношении таких организаций собственники приняли решение о прекращении деятельности. Поэтому в отношении таких юридических лиц кредиторы могут подавать заявление о признании банкротом в период моратория.
Если же при ликвидации выявились признаки банкротства, ликвидатор обязан начать эту процедуру в соответствии с законом и без оглядки на мораторий.
Как действовать кредиторам
Если заявление кредитора о признании банкротом принято арбитражным судом до 6 апреля 2020 года, производство по нему не приостанавливается.
Если заявление не было принято до этой даты, оно будет возвращено кредитору. Возобновить банкротство можно только после 6 октября 2020 года.
При этом необходимо заново направить уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом (вопрос 8 Обзора ВС РФ от 30 апреля 2020 года).
Мораторий для физических лиц не установлен
Мораторий не касается банкротства физических лиц, не являющихся ИП. Они не указаны в постановлении Правительства РФ о введении моратория. Поэтому для физических лиц процедура остается прежней. Кредиторы могут обращаться с заявлением об их банкротстве.
Однако физические лица могут претендовать на меры поддержки в виде реструктуризации долгов. Если удастся перенести сроки исполнения обязательств (к примеру, по банковскому кредиту) – возможно, до банкротства дело не дойдет.
Источник: https://pro-gosposhliny.ru/v-sude/bankrot/moratoriy