Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

Содержание
  1. Понятие, система и функции права социального обеспечения
  2. Система социального обеспечения
  3. Система права социального обеспечения
  4. Функции права социального обеспечения
  5. Понятие и виды социального обеспечения
  6. Конституционная база
  7. Принципы социального обеспечения
  8. Правовая отрасль
  9. Отрасль науки и учебная дисциплина
  10. Современное понятие категории социального обеспечения
  11. Виды соц. обеспечения
  12. Пенсии
  13. Пособия
  14. Услуги населению
  15. Льготы
  16. Натуральные блага
  17. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИС СО) в России
  18. Принципы функционирования системы
  19. «Социальный калькулятор» ЕГИССО
  20. Другие публикации в разделе Записочки
  21. Система социального обеспечения РФ: понятие, структура
  22. Социальное обеспечение в экономическом аспекте
  23. Социальное обеспечение в политическом аспекте
  24. Социальное обеспечение в правовом аспекте
  25. Правовые и политические отношения в соц обеспечении
  26. Структура социального обеспечения
  27. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1
  28. Тема 2 Понятие управления социальным обеспечением
  29. 1) Понятие управления
  30. 2) Общее управление социальным обеспечением

Понятие, система и функции права социального обеспечения

Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

  1. экономического характера (безработица);
  2. физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  3. производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  4. демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.
Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Основные критерии (признаки) социального обеспечения:

  1. источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
  2. круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
  3. условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
  4. цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Система социального обеспечения

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Система права социального обеспечения

В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.

В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.
К общей части относятся такие институты, как:

  • субъекты права социального обеспечения;
  • основания обеспечения и его виды;
  • принципы права социального обеспечения.

Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:

  • трудовой стаж;
  • пенсии;
  • пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • социальное обслуживание;
  • медицинская помощь и лечение;
  • льготы по системе социального обеспечения.

Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.

Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.

Функции права социального обеспечения

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:

  1. экономической;
  2. политической;
  3. демографической;
  4. социально-реабилитационной;
  5. профилактической.

Экономическая функция заключается:

  1. в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
  2. в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
  3. в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
  4. в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления.

Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС).

Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-sistema-i-funktsii-prava-sotsialnogo-obespecheniya

Понятие и виды социального обеспечения

Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

Право социального обеспечения сегодня является одной из самых молодых сфер российского права. Оно представляет собой совокупность нормативов, которые регулируют правовое, экономическое и другое обеспечение физических лиц, испытывающих нужду в социальной защите. В данной статье рассмотрим понятие, виды соц. обеспечения, а также другие немаловажные аспекты темы.

Конституционная база

Для начала следует отметить, что права граждан в области социального обеспечения устанавливается именно конституцией.

В соответствии с положениями действующей на территории РФ Конституции государство является ответственным за существование общества; каждый индивид несет определенные обязанности перед другими лицами и социумом в целом; полагается обеспечение гражданам достойной жизнедеятельности посредством гарантии каждому конкретного размера прожиточного минимума.

Так, правила соц. обеспечения и соц. защиты предполагают, что абсолютно каждый житель России наделен правом достойного уровня жизни, куда входит соответствующее питание, жилье, одежда, а также непрерывное улучшение условий, необходимых ему. Государством должны создаваться условия для полноценной занятости населения.

Если же то или иное лицо не имеет занятия по причинам, которые от его не зависят, так или иначе данному гражданину гарантируется обучение новым для него специальностям и повышение квалификации. При этом обязательно учитываются потребности общества, а также пособия, которые выдаются по причине безработицы.

Принципы социального обеспечения

Организация соц. обеспечения строится на определенных принципах. Они закреплены Всеобщей декларацией свобод и прав человека 1948 года.

Сюда целесообразно отнести право каждого человека на социальное обеспечение и поддержание нужных условий для свободного и достойного развития личности в социальном, экономическом и культурном плане.

Сегодня на территории Российской Федерации каждый гражданин наделен правом такого уровня жизни, который включает одежду, пищу, жилище, а также медицинское обслуживание, необходимое для поддержания благосостояния и здоровья как его самого, так и его семьи.

Помимо этого, актуальным является право на определенные виды соц. обеспечения в случае инвалидности, безработицы, болезни, наступления старости, вдовства или других ситуаций, связанных с утратой денежных и иных средств для существования по обстоятельствам, которые не зависят от человека.

Правовая отрасль

Далее целесообразно рассмотреть обеспечение с точки зрения правовой отрасли. Так, понятие соц. обеспечения предполагает совокупность правовых нормативов и институтов, посредством которых осуществляется регулирование комплекса общественных отношений специфическим методом.

Стоит отметить, что данные отношения возникают, как правило, при реализации государством за счет денежных средств государственного бюджета, а также организации всех организационно-правовых нормативов и форм владения, гражданских и социально-экономических мероприятий, связанных с:

  • Обеспечением нетрудоспособного и престарелого населения натуральными и денежными благами.
  • Предоставлением людям услуг медицинского, санаторно-курортного плана, а также социального обслуживания.
  • м инвалидов и престарелых в специальных интернатах.
  • Регулированием общественных отношений вспомогательного характера, связанных с процессом осуществления и оформления права на ключевые виды соц. обеспечения.

Отрасль науки и учебная дисциплина

Если рассматривать категорию с точки зрения научной отрасли, то соц. обеспечение – это наука не только непосредственно об обеспечении, но и о его организационно-правовых формах, предмете, разновидностях реализации.

Сюда же целесообразно отнести методики и правовую систему социального обеспечения, источники и актуальные на сегодняшний день проблемы теории, решению которых посвящаются громоздкие труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Изучим категорию также с точки зрения учебной дисциплины. Соц. обеспечение – это комплекс положений теоретического характера и фактической информации касательно отношений, связанных с социальным обеспечением граждан, которое урегулировано нормативами ПСО и утверждено типовыми или базовыми учебными программами на основе определенного учебного плана.

Современное понятие категории социального обеспечения

Если коснуться общего определения изучаемой категории, то под социальным обеспечением следует понимать форму выражения государственной социальной политики, которая в первую очередь направлена на обеспечение некоторых категорий граждан в материальном плане из денежных средств государственного бюджета. Немаловажную роль здесь играют и внебюджетные фонды государственного значения. Как правило, использование данных средств связано с наступлением социальных рисков, которые признаются государством на конкретном этапе его развития значимыми в социальном ключе.

Виды соц. обеспечения

Важно иметь в виду, что граждане РФ в случае наступления болезни, старости, частичной или полной утраты трудоспособности, а также при достижении пенсионного возраста, необходимости в помощи в воспитании ребенка или нескольких детей, надобности санаторно-курортного или медицинского лечения и обслуживания, так или иначе, обеспечиваются различными разновидностями социального обеспечения посредством названных организационно-правовых форм. Рассмотрим их подробнее. В настоящее время система соц. обеспечения состоит из следующих выплат:

  • Пенсии, а также доплаты к ним и всевозможные надбавки.
  • Льготы.
  • Пособия.
  • Услуги бесплатного характера.
  • Материальные блага в натуральном виде.

Пенсии

По решению Департамента соц. обеспечения основную долю в социальном обеспечении на территории РФ занимают пенсии. В юридической литературе можно отыскать разные трактовки пенсии.

Стоит отметить, что пристальное внимание в процессе определения данного понятия авторы уделяют тому, что пенсия – это материальное обеспечение нуждающихся граждан по возрасту, при потере кормильца, по инвалидности или за выслугу лет в виде денежных выплат в определенных размерах ежемесячно.

Названная категория выплат соц. обеспечения основной целью преследует обеспечение нетрудоспособных и престарелых.

Некоторыми авторами пенсия определяется как денежное содержание людей при наступлении стойкой или постоянной нетрудоспособности. Назначается оно за их труд в прошлом. Так как в юридической литературе все мнения касательно представленного понятия исследованы обстоятельным образом, не смысла анализировать их. Важно лишь выделить основные признаки, которые присущи пенсионной категории:

  • Выплаты денежного характера.
  • Ежемесячное начисление.
  • Алиментарный характер.
  • Выплаты за счет средств государственного бюджета, а также денег некоторых разновидностей структур.
  • Выплаты при старости, потере кормильца, инвалидности или за выслугу лет.
  • Так или иначе, выплаты обусловлены конкретной продолжительностью трудового стажа.
  • Суммы состоят в зависимости от заработной платы в прошлом.

Следует иметь в виду, что все названные признаки изучаемой категории соц. обеспечения и соц. защиты позволяют полноценным образом раскрыть понятие пенсии, назначаемой и выплачиваемой в систематической порядке.

Пособия

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением. Анализ актуальных признаков понятия позволяет выделить черты, которые помогают разграничить пособия и иные категории социального характера:

  • Выплаты денежного характера, которые назначаются отделом соц. обеспечения.
  • Ежемесячные или разовые выплаты.
  • За счет государственного бюджета, денежных средств предприятий, которые аккумулированы в ФСЗН и иных фондах.
  • Алиментарный характер.
  • По решению Департамента соц. обеспечения выплачиваются людям и их семьям в случаях, предусмотренных законодательством. Цели выплат: возмещение или восполнение утраченного заработка по причине беременности, болезни; покрытие расходов дополнительного характера, которые вызваны смертью, рождением ребенка, необходимостью лечения; оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, женам военнослужащих, одиноким матерям в воспитании детей.
  • Суммы в некоторых случаях зависят от прошлого заработка, в остальных – в твердом размере.

Услуги населению

Важно учитывать, что гражданам Российской Федерации сегодня предоставляется целый ряд услуг, которые также служит разновидностью социального обеспечения.

Под услугой следует понимать некую потребительскую стоимость, которую доставляет труд человека подобно иному товару. Особая потребительская стоимость данного труда и называется услугами.

Необходимо знать, что в отношении всего ряда услуг, которыми обеспечиваются люди и их семьи в соответствии с социальным обеспечением, общим является следующее:

  • Предоставляются как разновидность соц. обеспечения со стороны государства, а также предприятий разных видов.
  • Формируются за счет средств государственного бюджета или предприятий.
  • Носят алиментарный характер.

Льготы

Под понятием льгот в категории социального обеспечения следует понимать социально-экономические мероприятия, которые проводятся государством, структурами всех видов за счет собственных средств.

Основной целью в данном случае служит облегчение материального положения людей, которые не в состоянии нести полноценные расходы, связанные с удовлетворением бытовых и иных нужд, по причине инвалидности, старости, особого семейного положения и так далее.

Важнейшими льготами на настоящий момент являются:

  • Льготы, относящиеся к приобретению лекарственных средств.
  • Льготы, связанные с оплатой расходов на содержание детей в сельских школах, а также школах-интернатах.
  • Льготы, относящиеся к оплате расходов по отдыху в пионерских лагерях.
  • Льготы, связанные с частичной оплатой путевок в санаторно-курортные учреждения.
  • Льготы по оплате изделий протезно-ортопедического плана, если в этом есть необходимость.
  • Льготы в использовании общественного транспорта и так далее.

Натуральные блага

И наконец, рассмотрим заключительную категорию социального обеспечения, функционирующую на территории Российской Федерации.

Под материальными благами натурального происхождения принято понимать предоставление определенных вещей со стороны государства или предприятий, среди которых слуховые аппараты, ортопедическая обувь, протезно-ортопедические и иные восстановительные механизмы, инвалидные коляски, автомобили с функцией ручного управления и так далее. Кроме того, в случае санаторно-курортного лечения или отдыха гражданам, которым необходимо социальное обеспечение, предоставляются спальные принадлежности и питание.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1565466394801998384/ponyatie-i-vidy-sotsialnogo-obespecheniya/

Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИС СО) в России

Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

Как уже указывалось выше, в 2017 году была завершена разработка опытного прототипа системы. Кроме того, некоторые государственные учреждения уже могут подключиться к ЕГИССО и опробовать ее.

В 2017 Федеральным органам власти следует:

  • утвердить классификатор мер соцподдержки нуждающихся слоев населения;
  • пройти регистрацию в ЕГИССО;
  • принять законодательные акты, обязывающие государственные структуры своевременно вносить актуальную информацию в систему и предоставляющие возможность соответствующим структурам получать данные из ЕГИССО (уже выполнено);
  • утвердить административные регламенты (частично выполнено).

Органам власти различных субъектов РФ, в свою очередь, следует:

  • назначить лиц, ответственных за работу с ЕГИССО;
  • внести необходимые изменения в порядок оказания соцуслуг гражданам с учетом внедрения ЕГИССО;
  • оценить готовность к подключению системы и произвести необходимые подготовительные работы;
  • заключить соглашение с оператором системы;
  • провести сверку СНИЛС;
  • сопоставить меры соцзащиты региона с предложенным классификатором;
  • подключиться к государственной системе соцобеспечения;
  • наполнить ЕГИССО первичными данными;
  • подключиться к системе, позволяющей передавать и получать информацию внутри ЕГИССО;
  • ежемесячно передавать оператору отчет о проделанной работе.

Важно, что в 2017 году не все субъекты РФ должны подключиться к системе. Сейчас ведутся испытания прототипа, так что планируется подключение только нескольких, пилотных регионов

Все работы должны быть окончены к 29 ноября текущего года.

Принципы функционирования системы

Разработчики заложили следующие принципы в свое детище:

  • удобство для пользователя, что предполагает создание информационных модулей, адаптированных к персональным данным гражданина (месту проживания и льготной категории);
  • минимизация обмена данными с человеком (СНИЛС вводится только единожды);
  • интеграция с другими государственными сервисами для населения;
  • простой механизм предоставления сведений на безвозмездной основе;
  • упрощение использования межведомственных взаимодействий с целью предоставления госуслуг.

Для сведения: нормативная база постоянно обновляется. Это позволяет предоставлять пользователям самые точные и достоверные сведения.

«Социальный калькулятор» ЕГИССО

На портале ЕГИССО также находится электронный сервис «Социальный калькулятор». Он позволяет получать информацию о тех мерах социальной поддержки, которые доступны представителям льготных категорий в конкретном субъекте или населенном пункте Российской Федерации.

Чтобы воспользоваться сервисом, не обязательно регистрироваться на портале. Достаточно выбрать в «Социальном калькуляторе» свой регион проживания и необходимую льготную категорию (малоимущие, многодетные и так далее).

Социальный калькулятор. Изображение с сайта ЕГИССО

На экране появится таблица, в которой будет указана подробная информация о льготе: форма предоставления, методика определения размера выплаты, период действия и так далее.

Социальный калькулятор. Изображение с сайта ЕГИССО

В данный момент сервис «Социальный калькулятор» функционирует в тестовом режиме, поэтому информация о некоторых способах социальной поддержки может быть неполной или вовсе отсутствовать.

Другие публикации в разделе Записочки

Приехавший

-й в рейтинге народных корреспондентов

19:41, сегодня

Записочки

Минкомсвязь опубликовала график вывозных рейсов

17 мая:NGT747 Ереван—Воронеж (в 13:20).с 27 марта Россия из-за коронавируса прекратила авиасообщение с другими странами. Исключение было решено сделать для вывоза из-за рубежа россиян. С 31 марта число вывозных рейсов сократили. В начале апреля вывоз на пару дней прекращали, с 6 апреля рейсы возобно…

Читать дальше

2

Войдите, чтобы оценить

43

Приехавший

-й в рейтинге народных корреспондентов

18:32, сегодня

Записочки

Знаю одного мужчину-который ребёнком там прятался

Сейчас вход в Ротонду из-за аварийного состояния закрыт, но во времена СССР подростки и молодые люди были здесь частыми гостями. А все из-за того, что однажды кому-то из ребят ночью привиделись солдаты с автоматами, бегущие к Ротонде.В Ротонде стало модно ночевать, и по Воронежу стали гулять легенды…

Читать дальше

7

Войдите, чтобы оценить

87

Приехавший

-й в рейтинге народных корреспондентов

18:25, сегодня

Источник: https://znatokfinansov.ru/gosudarstvo-i-dengi/lgoty/edinaa-sistema-socialnogo-obespecenia-ponatie-celi-i-zadaci-polnomocia-i-prava-glavnye-funkcii/

Система социального обеспечения РФ: понятие, структура

Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие
Определение 1

В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.

Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.

В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.

Замечание 1

Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.

Определение 2

Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.

Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.

Социальное обеспечение в экономическом аспекте

Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.

Определение 3

Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.

Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы.

В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения.

В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.

Опиши задание

Социальное обеспечение в политическом аспекте

Определение 4

Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.

Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями.

В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения.

Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:

  • Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
  • В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.

Социальное обеспечение в правовом аспекте

Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.

Определение 5

Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.

Замечание 2

При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами.

Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса.

Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.

В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.

Правовые и политические отношения в соц обеспечении

В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.

Структура социального обеспечения

Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения.

Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение.

Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.

В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие.

Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере.

Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/sistema-sotsialnogo-obespechenija-rf/

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1

Единая государственная система социального обеспечения: общее понятие

Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.

1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели.

В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь.

Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).

2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.

3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.

Тема 2
Понятие управления социальным обеспечением

План:

1) Понятие управления;

2) Общее управление социальным обеспечением;

3) Оперативное управление социальным обеспечением.

1) Понятие управления

В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:

а) Деятельность органов власти;

б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;

в) Управлять.

Термин «управлять» означает:

а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;

б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.

Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.

Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.

С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.

Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.

Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.

На практике существует несколько видов администрации:

а) Администрация международной организации;

б) Федеральная администрация;

в) Администрация субъекта РФ;

в) Муниципальные администрации;

г) Администрация предприятия, учреждения, организации.

2) Общее управление социальным обеспечением

Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ.

Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны.

На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д.

 Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.

Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.

Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др.

Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.

256 000 книг и 49 000 аудиокниг

Источник: https://MyBook.ru/author/v-sheglov/organizacionnoe-obespechenie-deyatelnosti-uchrezhd/read/?page=2

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: