Дополнительные мероприятия налогового контроля

Содержание
  1. Мероприятия дополнительного налогового контроля: ответы представителей ФНС | Контур.НДС+
  2. Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?
  3. Каким документом оформляются результаты?
  4. Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?
  5. Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?
  6. Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке
  7. Что такое мероприятия по налоговому контролю
  8. Цель и задачи мероприятий налогового контроля
  9. Что может быть выявлено в результате
  10. Основные мероприятия налогового контроля
  11. Дополнительные мероприятия налогового контроля
  12. Анализ материалов допмероприятий
  13. Нарушения серьезные и не очень
  14. Дополнительные мероприятия налогового контроля сроки
  15. Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться по-новому
  16. Энциклопедия решений. Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки
  17. Что такое дополнительные мероприятия налогового контроля
  18. Когда назначают дополнительный налоговый контроль
  19. Где фиксируются результаты дополнительного контроля
  20. Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте
  21. Дополнительные мероприятия налогового контроля
  22. В решение налоговики указали:
  23. Особенности и виды
  24. Основные мероприятия
  25. Дополнительные мероприятия
  26. Права налогоплательщика
  27. Что входит в мероприятия налогового контроля?
  28. Цель проведения мероприятий налогового контроля
  29. Дополнительные мероприятия. Истребование документов
  30. Камеральное налоговое расследование
  31. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: дополнительные мероприятия налогового контроля

Мероприятия дополнительного налогового контроля: ответы представителей ФНС | Контур.НДС+

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Контур.Экстерн
онлайн отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН

Мероприятия налогового контроля предусматривают проведение налоговых проверок, истребование пояснений и документов, осмотр помещений и так далее. О них сказано в статье 82 НК РФ.

Одной из специальных форм налогового контроля являются дополнительные мероприятия, которые могут назначаться по усмотрению руководства налогового органа. Их цель — подтвердить и закрепить выводы сотрудников ИФНС, которые проводили проверку.

В рамках таких мероприятий инспекторы стремятся собрать факты, которые подтвердят совершение правонарушения.

Предлагаем познакомиться с ответами специалистов Налоговой службы на 4 важных вопроса, связанных с проведением мероприятий дополнительного контроля. Они даны в письме ФНС от 19 октября 2018 года № ЕД-4-2/20515@.

Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?

О мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы.

Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя.

Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.

Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.

Каким документом оформляются результаты?

Результаты дополнительных мероприятий должны оформляться специальным документом — дополнением к акту налоговой проверки. Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. Это правило, как и некоторые другие, вступило в силу 3 августа и распространяется на проверки, которые завершились после 3 сентября 2018 года.

Формируется документ в течение 15 рабочих дней после окончания дополнительного мероприятия. В нем нужно отразить такие параметры:

  • дату начала и окончания мероприятия;
  • его описание;
  • доказательства, которые были получены в его ходе.

Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?

Нет, не может. Смысл дополнительных мероприятий в том, чтобы найти факты, подтверждающие уже выявленные правонарушения. В пункте 6.1. статьи 101 НК РФ сказано, что в дополнении к акту проверки следует указывать дополнительные доказательства. Подразумеваются доказательства в отношении тех правонарушений, которые указаны в самом акте налоговой проверки.

Такой же вывод сделан в постановлении Конституционного суда от 14 июля 2005 года № 9-П и постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57. В них указано, что дополнительные мероприятия направлены на сбор доказательств по тем нарушениям, которые уже обнаружены.

Даже если в ходе допмероприятия будут выявлены какие-то иные нарушения, включать их в дополнение к акту проверяющие не должны.

Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?

Есть постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, в котором сказано: после того как вынесено решение по результатам проверки, ФНС не может его изменить таким образом, чтобы она ухудшило положение проверяемой компании или ИП. Иначе говоря, доначислить налоги нельзя.

Однако это общий случай, и в судебной практике из него есть исключения. Примером может служить постановление АС Уральского округа от 23 апреля 2015 года № Ф09-1929/15. Подавая возражение на акт, налогоплательщик представил документы, которые были недоступны инспекторам при проведении выездной проверки. Изучение этих документов привело к увеличению доначислений.

Налогоплательщик обратился в суд, однако он поддержал налоговый орган. Судьи указали, что представленные документы имели отношение к нарушениям, которые выявлены в ходе проверки.

И сделанные на их основе доначисления правомерны, поскольку иначе бы налогоплательщик избежал уплаты налога с сокрытого им объекта налогообложения.

Верховный Суд своим определением от 20 августа 2015 года № 309-КГ15-9617 оставил указанное постановление в силе.

Источник: https://kontursverka.ru/stati/meropriyatiya-dopolnitelnogo-nalogovogo-kontrolya-otvety-predstavitelej-fns

Дополнительные мероприятия налогового контроля при выездной проверке

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям.

Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет.

Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Что такое мероприятия по налоговому контролю

Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.

В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.

Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:

  • налоговых агентов;
  • индивидуальных плательщиков налогов и сборов;
  • плательщиков страховых и социальных взносов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.

Цель и задачи мероприятий налогового контроля

Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:

  • способствование экономической государственной безопасности;
  • участие в контроле формирования доходов государства;
  • проверка выполнения предпринимателем или организацией налоговых обязанностей перед государством;
  • контролирование целевого применения льгот на налоговые платежи;
  • пресечение и предупреждение налоговых правонарушений;
  • наказание правонарушителей по Налоговому кодексу РФ.

Что может быть выявлено в результате

По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:

  • факты нарушений Налогового кодекса РФ;
  • недоимки, то есть неполные или отсутствующие начисления по налоговым сборам;
  • несвоевременность уплаты необходимых сборов;
  • неправильность исчисления необходимых выплат;
  • несоответствие доходов и расходов проверяемого;
  • ненадлежащее документальное оформление налоговых выплат (деклараций).

Основные мероприятия налогового контроля

Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.

ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.

Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:

  • допрос;
  • экспертиза;
  • истребование документации.

Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.

Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected] В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:

  • обоснование – что вызвало необходимость в дополнительных мерах контроля;
  • избранные допмероприятия (перечисление форм);
  • сроки проведения (финальная дата).

Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Анализ материалов допмероприятий

Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.

Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.

Нарушения серьезные и не очень

В силу данного пункта нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является достаточным основанием для отмены решения, вынесенного по ее итогам. В этом случае налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не будет считаться привлеченным к ответственности. Штрафы аннулируются.

Казалось бы, хорошая новость, можно судиться и отстаивать свои права. Но, что самое интересное, статья 101 НК РФ не дает точного определения понятию “существенные нарушения”.

Читайте так же:  Таможенный ндс при импорте

Указанная статья выделяет лишь несколько существенных условий, несоблюдение которых отменяет результаты проверки:

Источник: https://lpk-sharya.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya-pri-vyezdnoj-proverke/

Дополнительные мероприятия налогового контроля сроки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Приложение N 34к приказу ФНС России

от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/[email protected]

Форма по КНД 1165019

Полное и сокращенное наименования

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков:

(1) Отчество указывается при наличии.

(3) КПП указывается для организаций

(4) Если проверка проведена на основании статьи 89.1 Кодекса, дополнительно указывается «консолидированной группы налогоплательщиков».

(5) Если проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, дополнительно указывается пункт 14 статьи 105.17 Кодекса.

[1]

(6) Согласно пункту 6 статьи 101 Кодекса срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не превышает один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).

(7) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

>N 35. Дополнение к Акту налоговой проверки (форма по КНД 1165215)
Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении форм документов, предусмотренных.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться по-новому

HASLOO/ Depositphotos.com

С сегодняшнего дня изменяется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

А именно, по итогам проведения указанных мероприятий налогового контроля, завершенных после 3 сентября 2018 года, налоговики должны будут составить дополнение к акту проверки (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 302-ФЗ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом № 302-ФЗ, который излагает п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса в новой редакции. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

Отметим, что ранее по результатам проведения мероприятий налогового контроля проверяющие не предоставляли налогоплательщику отдельного документа и все проведенные мероприятия отражались в решении налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ, дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий. В дополнение к акту будет отражаться такая информация, как:

  • дата начала и окончания проведения допмероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, которые подтвердят факт нарушения налогового законодательства или их отсутствие;
  • сведения о проведенных допмероприятиях;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Срок вручения документа составляет пять рабочих дней со дня его оформления. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту вручается в течение 10 рабочих дней со дня его составления ответственному участнику этой группы.

Обоснованно ли осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы? Узнайте из материала «Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет- версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с составленным дополнением налоговики должны вручить документы, которые получены в ходе дополнительных мероприятий за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась проверка.

Налогоплательщик вправе направить возражения на дополнение к акту в течение 15 рабочих дней с момента его получения и приложить к возражениям документы или их заверенные копии для подтверждения обоснованности возражений.

Энциклопедия решений. Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки

В ходе рассмотрения акта и материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение налогового законодательства, образуют ли такие нарушения состав налогового правонарушения, а также имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за такие правонарушения.

По результатам их рассмотрения на основании п. 1 ст. 101 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, действующей со 2 июня 2016 года) руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято:

либо итоговое решение по проверке (одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ),

[2]

либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых.

При этом срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать один месяц ( два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, а с 1 января 2017 года также и при проверке иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) (п. 6 ст. 101 НК РФ*(2)).

Читайте так же:  Удержание подоходного налога из заработной платы

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. Форма решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected]

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться (п. 6 ст. 101 НК РФ):

— истребование документов у налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ;

Источник: https://pro-zakon-vsem.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya-sroki/

Что такое дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям.

Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет.

Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.

Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.

Когда назначают дополнительный налоговый контроль

По решению руководителя ИФНС или его заместителя могут быть назначены мероприятия дополнительного налогового контроля. К таким мероприятиям относится истребование документов, допрос свидетеля и экспертиза. При этом решение о проведении допмероприятий может быть вынесено не ранее:

  • окончания налоговой проверки;
  • составления и вручения акта налоговой проверки;
  • рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Где фиксируются результаты дополнительного контроля

  • начало и окончание допмероприятий;
  • описание самих мероприятий;
  • полученные доказательства.

Дополнение к акту проверки не может описывать нарушения, не отраженные в самом акте

Источник: https://nalog-plati.ru/voprosy/chto-takoe-dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дорогие друзья, на прошлой неделе я представлял интересы клиента на рассмотрении материалов налоговой проверки, кстати, Вы тоже можете заказать у меня услуги по подготовке возражений на акт налогового органа и представление Ваших интересов в налоговой инспекции на рассмотрение материалов налоговой проверки и возражений.

В ходе подготовки возражений по акту камеральной проверки Общества мною была выработана стратегия, по которой будем решать данный налоговый спор. Согласно моей стратегии на рассмотрение материалов проверки и возражений мне нужно было склонить налоговиков к тому, что им нужно провести дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК, доп.

мероприятия).

Убедить налоговиков, в том, что им нужно вынести решение о проведение дополнительных мероприятий налогового контроля труда не составило, аргументация была великолепна. Однако, само решение о проведение дополнительных мероприятий меня ввергло в шок…

Дело в том, что мне нужны были конкретные мероприятия налогового контроля, так как одни мероприятия пойдут нам на пользу и поставят налоговиков в безвыходное положение, а другие могут испортить все дело. Но фишка в том, что о необходимости проведения других мероприятиях налогового контроля налоговики могли догадаться, только проведя те которые были нужны нам.

В решение налоговики указали:

  • провести допросы свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ;
  • провести осмотры территорий и помещений в соответствии со ст. 92 НК РФ;
  • истребовать документы и информацию в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ;
  • провести почерковедческую экспертизу в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Конечно, полное развязывание рук налоговикам еще на месяц в мои планы совсем не входило… Поэтому, прямо там я провел мини-семинар для присутствующих десяти налоговиков, включая начальника Инспекции, о том, что должно указываться в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно, что в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля указываются конкретные мероприятия налогового контроля, которые будут проводиться налоговиками. Видимо, я действительно был не плох

Источник: https://blogfiscal.info/?p=6587

Мероприятия налогового контроля – это деятельность инспекторов налоговой службы по соблюдению физическими и юридическими лицами законодательных норм, которые регламентируются Налоговым кодексом РФ или международным договорами. Их проводят в рамках налоговых проверок. Различают основные и дополнительные мероприятия. Чем они друг от друга отличаются, рассмотрим подробно в данной статье.

Цель этих действий – проследить за тем, как физическое или юридическое лицо соблюдает нормы действующего налогового законодательства, и наказать, если факт нарушения будет доказан.

При этом при их проведении допускается использование видео- или фотосъемки или любого другого вида техники. Всё это должно быть отражено в протоколе, к которому и следует приложить материалы, полученные с помощью упомянутой техники: фотографии, негативы, видеозапись и пр.

Особенности и виды

Указанные мероприятия проводятся, как правило, в рамках налоговых проверок, например, камеральной или выездной. Однако в отдельных случаях выходят за рамки подобного контроля. Исследователи различают мероприятия основные (истребование документации, проведение экспертизы, допрос свидетелей) и дополнительные. Первые прописаны в 98 статье НК РФ, вторые – в ст. 101. Кроме того, проводятся:

  • инвентаризация;
  • осмотр помещения;
  • выемка;
  • привлечение переводчика;
  • получение экспертного заключения.

Каждый случай рассмотрим детально.

Основные мероприятия

К разряду основных, как уже было сказано выше, относится истребование документов. Какая именно нужна документация, налогоплательщик узнает из Требования, которое составляет и направляет ему налоговый инспектор. В течение 10 дней необходимо выполнить требование госслужащего. При этом всё, что представлено на бумажном носителе, должно быть в виде заверенных копий.

Закон запрещает повторно требовать те бумаги, которые проверяемый однажды уже предоставил. Исключение составляют следующие случаи: налогоплательщик приносил подлинники, которые ему впоследствии вернули; налоговая их потеряла при форс-мажорных обстоятельствах (пожар, наводнение).

Проведение экспертизы назначает налоговый инспектор. При этом приглашенный эксперт имеет право отказаться, если представленных документов недостаточно или он не владеет необходимыми знаниями. Проверяемому дается право:

  • отказаться от услуг назначенного эксперта и предложить свою кандидатуру;
  • присутствовать при проведении экспертизы и давать необходимые разъяснения.

Вызов свидетелей для допроса – еще одна мера, позволяющая составить полную картину истинного финансового положения проверяемого юридического или физического лица.

В роли свидетеля может выступить любой человек, который, по мнению налогового эксперта, способен пролить свет на произошедшее. Например, бывшие сотрудники компании. Исключение составляют несовершеннолетние и недееспособные.

Если свидетель откажется явиться, ему придется нести налоговую ответственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме основных, инспекторы налоговой службы нередко проводят и дополнительные мероприятия налогового контроля. Так, инвентаризацию назначают с целью проверить достоверность данных, предоставленных налогоплательщиком.

Осмотр помещения необходим, чтобы определить величину дохода, получаемого физическим или юридическим лицом с помощью определенного помещения или территории (склад, торговый зал).

Это особенно актуально, когда речь заходит о сдаче этих объектов в аренду или их продаже.

В некоторых случаях требуется помощь переводчика, и налоговый орган самостоятельно принимает решение, включать ли его в состав комиссии.

В ходе проверки для получения достоверной информации инспектор может принять решение о выемке документов или предметов. Бывает так, что специалист, проводя экспертизу, находит ту информацию, которую изначально от него не требовали обнаружить.

Если он посчитает, что эта информация важна, он вправе указать новые данные в своем экспертном заключении.

Права налогоплательщика

Закон позволяет налогоплательщику ознакомиться с перечнем планируемых дополнительных мероприятий. Согласно нормам действующего законодательства список должен быть предоставлен в течение двух дней с того момента, как проверяемый напишет соответствующее заявление. Если что-то вызовет сомнение или резкую критику, налогоплательщик вправе высказать свое возражение.

Кроме того, он имеет право ознакомиться с заключением инспектора, составленным после проведения мероприятий: не только визуально осмотреть, но и снять копии документов, сделать выписки. Если возникнут возражения на результаты проведенного дополнительного мероприятия, их следует представить в письменном виде в течение 10 дней с момента проверки.

Итак, помимо собственно налоговой проверки, инспектор имеет право проводить специальные мероприятия, основные и дополнительные.

Например, сделать инвентаризацию, осмотреть помещение, изъять важную документацию, пригласить эксперта для получения более достоверной информации.

Проверяемый имеет право ознакомиться с перечнем запланированных мероприятий, а после их завершения высказать возражение, если результаты покажутся ему не соответствующими действительности.

Источник: https://saldoa.com/nalogi-yur-lits/proverki/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

Источник: https://businessizakon.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya.html

Что входит в мероприятия налогового контроля?

Дополнительные мероприятия налогового контроля

У налогоплательщика непременно должно быть четкое представление как об основных, так и о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Если он будет точно знать особенности процедур, то сможет лучше к ним готовиться. Мероприятия налогового контроля проводят в рамках стандартных проверок, однако некоторые выполняют вне основных, по решению ИФНС.

Помимо нюансов процесса аудита, любой налогоплательщик должен знать о своих правах и обязанностях. В этой статье мы поговорим о порядке и правилах контрольных процедур, а также о том, какие цели и задачи инспекторы ставят при их проведении.

Процедуры в рамках налогового аудита бывают основными и сопутствующими.

К первой категории относят камеральную и выездную налоговую проверки, то есть, мероприятия, после проведения которых положение проверяемого субъекта может измениться (ему сообщат о доначислениях, выявленных нарушениях и т. д.).

Сопутствующие (дополнительные) — это процедуры, позволяющие инспекторам выявлять дополнительные факты и доказательства в споре с налогоплательщиком.

К дополнительным мероприятиям мы вернемся позже, а пока рассмотрим основные. Итак, в соответствии с действующим НК РФ, инспекторы вправе:

  • Проводить инвентаризацию, сверяя в ее рамках информацию в документах с реальным положением дел (активами).
  • Осматривать офисные или производственные помещения. Закон дает право налоговикам производить осмотр в любых помещениях, которые проверяемый хозяйствующий субъект использует для получения дохода (в мастерских, цехах, магазинах, на складах).
  • Изучать документы или сведения, делая официальный запрос на проверяемое предприятие.
  • Привлекать переводчика, чтобы лучше понимать информацию и решать актуальные задачи по налоговому контролю.

Цель проведения мероприятий налогового контроля

Представители ИФНС проводят мероприятия налогового контроля, преследуя главную цель — выявлять нарушения НК РФ налогоплательщиками и налоговыми агентами. То есть, инспекторы стремятся:

  • Обеспечивать налоговую дисциплину.
  • Вносить значимый вклад в госбюджет.
  • Проверять, как ИП и предприятия выполняют свои налоговые обязательства.
  • Следить, правильно ли применяются льготы на налоговые платежи.
  • Вести деятельность, направленную на пресечение и предупреждение налоговых правонарушений.
  • Принимать в отношении нарушителей меры наказания, предусмотренные НК РФ.

По результатам аудита инспекция может выявить, что проверяемый субъект нарушил НК РФ: не полностью уплачивал налоги или не уплачивал в принципе, несвоевременно делал отчисления, неверно оформлял налоговые декларации.

Дополнительные мероприятия. Истребование документов

Именно вокруг этого вида дополнительных мероприятий ведется больше всего споров и обсуждений. В данном вопросе между инспекторами и налогоплательщиками нередко возникают споры, и, как правило, суды принимают позицию ИФНС.

Приведем пример спорной ситуации. Компания предоставила инспекторам налоговую декларацию. На основании нее ИФНС назначила камеральную проверку. В рамках аудита инспекторы не вынесли окончательного решения, а потому назначили допмероприятия и потребовали у налогоплательщика первичную документацию. Руководитель проверяемого субъекта отказался их предоставить.

Суд вынес решение о пересмотре дела. В чем загвоздка? Есть безоговорочное правило: если в рамках аудита налоговики не выявили нарушений, то для истребования документации у них нет повода.

Мероприятия налогового контроля не всегда проводятся в соответствии со всеми правилами. Поэтому налогоплательщику стоит знать о своих правах, чтобы при необходимости он смог себя защитить.

Камеральное налоговое расследование

Процедуры налогового аудита выполняют в рамках ВНП и камеральной проверок. Хотелось бы поговорить о камеральном расследовании, в ходе которого проверяется деятельность налоговых агентов и налогоплательщиков, обязанных сдавать декларации в ИФНС.

Чем камеральная проверка отличается от выездной? Тем, что для нее не требуется разрешение руководства ИФНС. Проводится она на основании налоговой декларации.

Проверку ведут на территории ИФНС. Срок — 3 месяца с даты предоставления налоговой декларации. В случае выявления неточностей или несоответствий в декларации инспекторы оповещают об этом налогоплательщика и требуют или пояснить ситуацию, или откорректировать документы.

Проверяемый субъект вносит изменения и подает в ИФНС уточненную декларацию.
Как оформляются итоги камерального расследования?

  • Если нарушений инспекторы не выявляют, то завершают проверку. При этом они вправе не сообщать проверяемому субъекту, что нарушения не выявлены, и аудит окончен. Завершается аудит в автоматическом режиме.
  • Если инспекторы выявляют ошибки и несоответствия, то в течение 10 дней с даты окончания расследования формируют акт. В течение 5 дней его вручают налогоплательщику, и, если последний не согласен с итогами проверки, то подает заявление с возражениями. На рассмотрение заявления руководству ИФНС дается 10 рабочих дней. Начальник изучает все сведения по проверке и решает, привлекать налогоплательщика за налоговое правонарушение к ответственности или нет.

В соответствии с законодательством, решение ИФНС по проверке может быть отменено лишь в том случае, если нарушены существенные условия процедуры анализа ее результатов.

Например:

  • Проверяемой организации или ИП не предоставили возможность участия в процедуре изучения итогов аудита. Правила НК РФ гласят, что налогоплательщик вправе участвовать в ней или самостоятельно, или доверить это своему представителю. Нарушение инспекторами данного права — существенное нарушение законодательства.
  • Также проверяемая компания может давать пояснения — это тоже ее безусловное право.
    Если ИФНС в рамках аудита затрагивает ваши интересы, непременно обращайтесь в вышестоящую инспекцию или суд.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: дополнительные мероприятия налогового контроля

По поводу порядка допмероприятий все достаточно понятно и просто: перечень допустимых процедур, которые вправе проводить налоговики, закрыт. Новые нарушения инспекторы выявлять не вправе, так как цель дополнительных мероприятий — проверять уже имеющиеся у ИФНС данные.

Сегодня на законодательном уровне предлагается уточнить лишь процесс анализа информации, полученной в ходе ВНП и камерального расследования. Для налогоплательщиков такое нововведение станет полезным, поскольку поспособствует большей объективности аудита. В 2017 году по этому поводу в Госдуму был внесен законопроект. В чем его суть?

По результатам дополнительных мероприятий предложено формировать акт, где налоговики будут отражать краткое содержание контрольных процедур вместе с выводами по ним. Проверяемый субъект сможет знакомиться с данным документом и, при наличии возражений, подавать соответствующее заявление.

Благодаря такому шагу планируется достичь большей объективности решения по контрольным мероприятиям.

Такой акт будет вручаться лично проверяемому лицу или его доверенному человеку под роспись, или иным путем. На предоставление акта инспекторам планируется давать 5 дней со дня завершения допмероприятий. Если проверяемый субъект не захочет получить акт, данный факт будет документально фиксироваться.

Смысл введения законопроекта в том, чтобы пересмотреть подходы к процедурам налогового аудита.

Депутаты считают, что ввести его нужно, в первую очередь, потому, что действующая сегодня система уже в некотором смысле изжила себя, так как была введена 15 лет назад.

За это время в деятельности ИФНС и в государстве в целом произошли серьезные перемены, были введены новые формы аудита и более современные инструменты.

Помимо установления новых правил о допмероприятиях, в законопроекте планируется прописать новые сроки камерального расследования, более сжатые, поскольку сейчас на самих предприятиях есть инновационные системы контроля.

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/chto-vxodit-v-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: