Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Содержание
  1. Штрафы на должностное лицо
  2. Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ
  3. Административные правонарушения должностных лиц
  4. Оплата штрафа на должностное лицо
  5. Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности :: BusinessMan.ru
  6. Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ
  7. О статусе должностного лица
  8. Права и обязанности должностных лиц
  9. Должностные лица и обычные граждане
  10. Примеры должностных лиц
  11. Задачи должностных лиц
  12. Уполномоченные инстанции
  13. Индивидуальный предприниматель является должностным лицом, неся ответственность по административным нарушениям
  14. Является ли ИП юридическим лицом
  15. Рассмотрение спорных ситуаций в суде
  16. Административная ответственность предпринимателей
  17. Когда имеет значение статус ИП
  18. Какая должность у индивидуального предпринимателя
  19. Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции
  20. Основные тезисы
  21. Функции должностного лица
  22. Определяющие понятия
  23. Характер исполняемых функций
  24. Правовое основание
  25. Характеристика органов
  26. Должностное лицо в КОАП
  27. Субъект ответственности
  28. Уголовное право
  29. Категории должностных лиц
  30. Права и обязанности
  31. Правонарушения должностных лиц
  32. Наказание за правонарушения
  33. Кодекс РФ об административных правонарушениях
  34. Статья 1.1. Законодательство обадминистративных правонарушениях
  35. Статья 1.2. Задачи законодательстваоб административных правонарушениях
  36. Статья 1.3. Предметы веденияРоссийской Федерации в области законодательстваоб административных правонарушениях
  37. Статья Статья 1.3-1. Предметы ведениясубъектов Российской Федерации в областизаконодательства об административныхправонарушениях
  38. Статья 1.4. Принцип равенства передзаконом
  39. Статья 1.5. Презумпция невиновности

Штрафы на должностное лицо

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

5Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания.

Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности.

Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит: 

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него. 
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные.

К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции.

Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Административные правонарушения должностных лиц

Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению.

И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции.

Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф). 

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам. 

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Источник: https://iskiplus.ru/shtrafy-na-dolzhnostnoe-lico/

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности :: BusinessMan.ru

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации.

Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение.

УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ — на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ.

Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица.

Предлагаем ознакомиться  Должностная инструкция дворника – всеинструкции.рф

Права и обязанности должностных лиц

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву.

В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти.

Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц.

Самый частый вид наказания для таких граждан — административный штраф и дисквалификация. В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока.

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием.

Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности.

Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители.

Предлагаем ознакомиться  Что делать если машина в утиле

Должностные лица и обычные граждане

https://www..com/watch?v=ytcopyrightru

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц.

И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности.

В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар.

Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет — вопрос спорный.

Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Предлагаем ознакомиться  Меры по предотвращению банкротства предприятия

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • ОВД;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

https://www..com/watch?v=ytadvertiseru

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном — высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Источник: https://isolpro.ru/kassir-dolzhnostnoe-litso-ugolovnomu/

Индивидуальный предприниматель является должностным лицом, неся ответственность по административным нарушениям

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Вопрос о том, что такое ИП – это юридическое или физическое лицо, возникает у многих. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что ИП – это физическое лицо, располагающее правом осуществления предпринимательской деятельности.

Возникающие сомнения по предмету обсуждения, является ли ИП юридическим лицом (ЮЛ), вызваны тем, что всякий индивидуальный предприниматель, а именно так расшифровывается аббревиатура, является обладателем типичных для ЮЛ прав и полномочий, связанных с реализацией разнообразных видов экономической деятельности.

Однако предполагать, что у индивидуального предпринимателя имеется статус ЮЛ, совершенно неправильно.

Является ли ИП юридическим лицом

Башкортостан как должностное лицо.Правда протокол от 18.03.10 года. Чило, месяц прописью ГОД отпечатан в форме.

Иначе говоря если законом ему предписано определенные обязанности хозяйствующего субъекта,он и подлежит ответственности как должностное лицо. Н: продажа товаров без лицензии.

Это обычный исполнитель, т. к. он не может по своему хотению выдавать/принимать товар, а исполняет первичную документацию: приходование ТМЦ по накладной, расходование по ЛЗК и т. д. по существу нарушения кладовщик не виноват, если отдел снабжения не запросил сопроводительную документацию. Исключение, если должностной обязанностью кладовщика является проверка сопроводительной документации.

Какая тогда должность у ИП, возглавляющего собственный бизнес? Правовой статус ИП и является его официальным званием.

Рассмотрение спорных ситуаций в суде

В соответствии с АПК РФ, Арбитражный суд вправе принимать обращения от организаций и индивидуальных предпринимателей при возникновении следующих споров:

  • Экономических: например, о задолженностях.
  • Административных: при ведении не зарегистрированного в законном порядке бизнеса.
  • Организационных: банкротство ООО.
  • Налоговых: неоплата авансовых платежей в установленные сроки.
  • Корпоративных: при причинении убытков, нанесенных соучредителями, учредителями и участниками юридическому лицу.
  • Межнациональных экономических: при неисполнении обязательств компанией, зарегистрированной на территории РФ, в отношении иностранного гражданина, или же наоборот.

При вынесении постановления о наложении штрафных санкций, суд вправе руководствоваться данными и о личном имуществе индивидуального предпринимателя. Если же штраф накладывается на ООО, то арбитраж может учитывать только уставной капитал организации.

Ввиду того, что ИП является физическим, или организация – юридическим лицом, то все конфликты и споры между ними попадают в компетенцию Арбитражного суда и разрешаются только в судебном порядке.

Дополнение

Остались вопросы онюансах юридического статуса ИП или вам требуется развернутая консультация эксперта по другому вопросу юридическому вопросу? Фабрика манимейкеров рекомендует воспользоваться онлайн-сервисом «Правовед» для получения профессиональной консультации опытного юриста. (Получение первого ответа в течении 15 минут после его публикации).

Петр Столыпин, 2015-08-26

Административная ответственность предпринимателей

Даже отделы по работе с корпоративными клиентами так и называются — отделами по обслуживанию юридических лиц. Хотя работают они и с организациями, и с индивидуальными предпринимателями.

Отдельные виды ответственности российский предприниматель несет не только как гражданин, но и как лицо, обладающее соответствующим статусом.

Деятельность, под которой подразумевается получение прибыли, является предпринимательской. Выдача займов физическим лицам под проценты – как раз и является той самой предпринимательской деятельностью, так направлена на извлечение дохода путем оказания услуг населению. Федеральный закон №209-ФЗ регламентирует предпринимательскую деятельность, где указаны вышеперечисленные утверждения.

ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Канцелярией заниматься нравиться(по душе) к нам ходят много детей и их родителей многие говорят спасибо за то что мы здесь есть.Живу в соседнем от м-на доме 35 лет.

Понятие «должностное лицо» подразумевает совокупность неких определённых признаков, соответствующих гражданину или представителю организации. Должностное лицо – российский гражданин, занимающий некую должность на постоянной или временной основе в госорганах, органах самоуправления и муниципалитета, вооружённых силах, воинских формированиях.

Я обращаюсь к Индивидуальным Предпринимателям, которые попали в сложно положение из-за ФМС. Обращайтесь ко мне. Я возьму Ваше дело. Проведу его по всем судебным инстанциям. И может быть, именно Ваше Дело, станет тем последним «камушком» который и перевесит Весы Фемиды в пользу Индивидуальных Предпринимателей России.

И восстановит правовую справедливость.

Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Когда имеет значение статус ИП

Но для чего такие сложности с определением статуса индивидуального предпринимателя? Почему бы просто не считать его физическим лицом и всё?

Потому что обычный человек, без статуса ИП, не несёт специальной ответственности за нарушение законов, которые регулируют бизнес-деятельность. А человек, который прошел регистрацию в ИФНС и стал предпринимателем, отвечает за сдачу отчётности, уплату налогов и страховых взносов, выплату зарплаты работникам, соблюдение прав потребителя, выполнение обязательств перед контрагентами и т.д.

Именно поэтому ответственность ИП выше, чем обычного физического лица. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП РФ: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несут ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное».

Это хорошо заметно, если посмотреть на размеры штрафов за разные административные правонарушения. Например, за обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчёт при реализации товара (работы, услуги) установлены такие штрафы:

  • на граждан – от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.

В данном случае предприниматель признаётся должностным лицом, поэтому для него действует штраф от 10 до 30 тысяч рублей. А на сумму от 3 до 5 тысяч рублей могут наказать человека, который продаёт продукцию своего приусадебного хозяйства, при реализации которой не надо регистрировать ИП.

Но Кодекс об административной ответственности может устанавливать, в виде исключения, специальные штрафы – только для индивидуальных предпринимателей. Такая особая санкция есть, например, в статье 14.4 КоАП РФ – за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества:

  • на граждан – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 3 до 10 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

В данном случае ИП не признаётся ни обычным физическим, ни должностным лицом. Его ответственность ближе к ответственности юридического лица.

В большинстве случаев для административных санкций характерен разный подход к организациям и ИП. Юридические лица наказывают на более крупные суммы, которые в десятки раз выше, чем штрафы на предпринимателей.

Например, при нарушении правил размещения наружной рекламы предприниматель рискует суммой от 3 до 5 тысяч рублей. Если же рекламу без согласования разместит юридическое лицо, то с него взыщут от 500 тысяч до 1 млн рублей. Дополнительно к этому штрафуют руководителя организации.

Но если посмотреть на штрафы за срыв сроков сдачи отчётности или перечисления налогов, то здесь обычные физические лица, ИП и организации называются одинаково – налогоплательщик. И штрафуют их тоже одинаково, на одни и те же суммы, за некоторыми исключениями.

Бесплатная консультация по регистрации бизнеса

Какая должность у индивидуального предпринимателя

В КоАП индивидуальный предприниматель упоминается 4 способами: Как должностное лицо. ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Еще один вопрос, ответ на который необходимо найти перед регистрацией собственного бизнеса: какая организационно-правовая форма у ИП? Для этого нужно понять, какой смысл вложил законодатель в это определение.

Что нужно для этого. Мне нужно конкретное Дело. По которому я обязан пройти все инстанции. И во всех Инстанциях получить отказ на свою Жалобу. Только после этого, я имею право обратится с Жалобой в Конституционный Суд. И в этой Жалобе, я должен ставить под сомнение Правовую Законность «Примечания к ст. 18.1. КОАП РФ».

Организационно-правовая форма — это способ формирования и использования организацией собственного имущества. Форма определяет правовое положение предприятия и цели ведения им предпринимательской деятельности (абз.

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/ugolovnoe-pravo/ip-eto-dolzhnostnoe-lico-ili-yuridicheskoe.html

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.
2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности

2ю4

Глава 5

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Законодательство обадминистративных правонарушениях

1. Законодательство об административныхправонарушениях состоит из настоящего Кодекса ипринимаемых в соответствии с ним законовсубъектов Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.

2.

Настоящий Кодекс основывается на КонституцииРоссийской Федерации, общепризнанных принципахи нормах международного права и международныхдоговорах Российской Федерации. Еслимеждународным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренныезаконодательством об административныхправонарушениях, то применяются правиламеждународного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательстваоб административных правонарушениях

Задачами законодательства об административныхправонарушениях являются защита личности,охрана прав и свобод человека и гражданина,охрана здоровья граждан,санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения, защита общественной нравственности,охрана окружающей среды, установленного порядкаосуществления государственной власти,общественного порядка и общественнойбезопасности, собственности, защита законныхэкономических интересов физических июридических лиц, общества и государства отадминистративных правонарушений, а такжепредупреждение административныхправонарушений.

Статья 1.3. Предметы веденияРоссийской Федерации в области законодательстваоб административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в областизаконодательства об административныхправонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательстваоб административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний иправил их применения;

3) административной ответственности повопросам, имеющим федеральное значение, в томчисле административной ответственности занарушение правил и норм, предусмотренныхфедеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам обадминистративных правонарушениях, в том числеустановление мер обеспечения производства поделам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений оназначении административных наказаний.

2.

В соответствии с законодательством осудебной системе настоящий Кодекс определяетподсудность дел об административныхправонарушениях судам.

3.

В соответствии с законодательством о защитеправ несовершеннолетних настоящий Кодексопределяет подведомственность дел обадминистративных правонарушениях комиссиям поделам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структуройфедеральных органов исполнительной властинастоящий Кодекс определяет подведомственностьдел об административных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом, федеральныморганам исполнительной власти.

Статья Статья 1.3-1. Предметы ведениясубъектов Российской Федерации в областизаконодательства об административныхправонарушениях

(статья введена Федеральным законом от 28.12.2009 N380-ФЗ)

1. К ведению субъектов Российской Федерации вобласти законодательства об административныхправонарушениях относится:

1) установление законами субъектов РоссийскойФедерации об административных правонарушенияхадминистративной ответственности за нарушениезаконов и иных нормативных правовых актовсубъектов Российской Федерации, нормативныхправовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации;

3) определение подведомственности дел обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по деламнесовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иныхколлегиальных органов в целях привлечения кадминистративной ответственности,предусмотренной законами субъектов РоссийскойФедерации;

6) определение перечня должностных лиц,уполномоченных составлять протоколы обадминистративных правонарушениях,предусмотренных законами субъектов РоссийскойФедерации;

7) регулирование законами субъектов РоссийскойФедерации иных вопросов в соответствии снастоящим Кодексом.

2.

Законами субъектов Российской Федерацииорганы местного самоуправления могут наделятьсяотдельными полномочиями субъекта РоссийскойФедерации по решению вопросов, указанных впунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачейнеобходимых для их осуществления материальных ифинансовых средств. В случае наделения органаместного самоуправления указаннымиполномочиями его должностные лица вправесоставлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных законамисубъекта Российской Федерации.

3.

В случаях, предусмотренных законамисубъектов Российской Федерации, должностныелица органов местного самоуправления вправесоставлять протоколы об административныхправонарушениях, предусмотренных настоящимКодексом или законами субъектов РоссийскойФедерации, при осуществлении органами местногосамоуправления полномочий по контролю (надзору),делегированных Российской Федерацией илисубъектами Российской Федерации, а также приосуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации в пределах компетенции,установленной главой 23 настоящего Кодекса,уполномочены рассматривать дела обадминистративных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации впределах компетенции соответствующего органаисполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации уполномочены составлять протоколы обадминистративных правонарушениях,предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях,указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства передзаконом

1. Лица, совершившие административныеправонарушения, равны перед законом.

Физическиелица подлежат административной ответственностинезависимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.Юридические лица подлежат административнойответственности независимо от места нахождения,организационно-правовых форм, подчиненности, атакже других обстоятельств.

2.

Особые условия применения мер обеспеченияпроизводства по делу об административномправонарушении и привлечения к административнойответственности должностных лиц, выполняющихопределенные государственные функции(депутатов, судей, прокуроров и иных лиц),устанавливаются Конституцией РоссийскойФедерации и федеральными законами.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьине распространяется на административныеправонарушения, предусмотренные главой 12настоящего Кодекса, в случае их фиксацииработающими в автоматическом режимеспециальными техническими средствами, имеющимифункции фото- и киносъемки, видеозаписи, илисредствами фото- и киносъемки, видеозаписи.(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административнойответственности только за те административныеправонарушения, в отношении которых установленаего вина.

2.

Лицо, в отношении которого ведетсяпроизводство по делу об административномправонарушении, считается невиновным, пока еговина не будет доказана в порядке,предусмотренном настоящим Кодексом, иустановлена вступившим в законную силупостановлением судьи, органа, должностного лица,рассмотревших дело.

3.

Лицо, привлекаемое к административнойответственности, не обязано доказывать своюневиновность, за исключением случаев,предусмотренных примечанием к настоящей статье.(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

4. Неустранимые сомнения в виновности лица,привлекаемого к административнойответственности, толкуются в пользу этого лица.

Источник: https://elementy.ru/library3/koap_1-4.htm

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: