Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

Содержание
  1. Особенности дисквалификация руководителя компании. Правовой анализ законодательства подготовленный юристами Прайм лигал
  2. Лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица
  3. Отличия дисквалификации от лишения специального права, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  4. В чем заключается дисквалификация как административное наказание, в каких случаях и за что ее назначают
  5. Что это такое
  6. Кем назначается наказание
  7. Протокол об административном правонарушении 
  8. Юридические особенности
  9. Кем устанавливается
  10. Основания дисквалификации
  11. Административное наказание в виде дисквалификации назначается. Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон
  12. Дисквалификация как вид административной ответственности
  13. Кого можно привлечь к административной ответственности?
  14. Что такое дисквалификация?
  15. К кому не применяется дисквалификация. дисквалификация — это вид административного наказания. дисквалификация: определение, особенности и закон. решение суда о дисквалификации
  16. Понятие и особенности дисквалификации
  17. Порядок применения дисквалификации
  18. Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Особенности дисквалификация руководителя компании. Правовой анализ законодательства подготовленный юристами Прайм лигал

Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

опубликовано: 13.06.2016

Понятие дисквалификации закреплено в статье 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дисквалификация выражается во временном лишении физического лица права замещать должности государственной и муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, управлять юридическим лицом, осуществлять иную деятельность.

Лишение права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица

Применительно к рассматриваемой ситуации особый интерес представляет лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не раскрывает понятие «исполнительный орган управления юридического лица», однако вместе с тем указывает должностных лиц юридического лица, в отношении которых может быть применена дисквалификация. К таким лицам относятся:

  • должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • члены совета директоров (наблюдательного совета).

При отнесении к лицам, занимающим должности в исполнительном органе управления юридического лица, следует учитывать, что под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия, которые связаны с руководством трудовым коллективом юридического лица, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка работы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Как административно-хозяйственным функциям надлежит относить полномочия лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах юридического лица, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Статус органов юридического лица определяется в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 53), федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, учредительными документами такого юридического лица. Некоммерческие организации, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Вас могут заинтересовать услуги по банкротству юридических лиц.

Например, полномочия членов совета директоров, содержание статуса единоличного исполнительного органа определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В частности, в соответствии со статьей 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

В силу п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ к органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения – представительства и филиалы, они не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

Таким образом, дисквалификация может применяться в отношении достаточно широкого круга лиц, занимающих должности в органах управления юридического лица.

Отличия дисквалификации от лишения специального права, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Дисквалификацию следует отграничивать от лишения специального права (статья 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В частности, термин дисквалификация, применим только к конкретным субъектам, обладающим специальным правовым статусом. Иными словами, лишение специального права направлено на запрет, связанный с использованием общедоступного специального права физических лиц, дисквалификация направлена на запрет, связанный с конкретным специально-правовым статусом, который не доступен другим лицам.

Мера наказания, предусмотренная статьей 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, включает в себя, по сути, две разновидности наказания: запрет заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и запрет занимать должности на государственной или муниципальной службе. Таким образом, указанные меры являются схожими по своей природе, однако различными по источнику закрепления, основаниям (уголовные или административные), сроку, порядку и субъектам применения. Кроме того, дисквалификация является более узкой мерой наказания по сравнению с мерой, закрепленной в статье 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также может быть применима только в качестве основного вида наказания, но не в качестве дополнительного, как это предусмотрено положениями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подобные меры в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью давно и применялось органами судебной власти.

В частности, такая мера предусматривалась Руководящими началами по уголовному праву РСФСР, утвержденными Постановлением Наркомата юстиции РСФСР от 12 декабря 1919 г.

Так, статьей 25 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР определено наказание в виде отрешения от должности и воспрещения занимать ту или иную должность или исполнять ту или иную работу. В дальнейшем, статьей 32 УК РСФСР 1922 г. закреплен такой вид наказания, как увольнение от должности.

Применение аналогичных мер прослеживалось и в дальнейшем, так в силу положений Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 г. судами активно применялась такая мера как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Термин дисквалификация впервые введен в состав административных мер воздействия и, безусловно, является новеллой в законодательстве как СССР, так и России. Вместе с тем, в настоящее время законодатель применяет дисквалификацию с особой осторожностью, относя ее к небольшому числу составов административных правонарушений.

В настоящее время наказание в виде дисквалификации предусмотрено следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Статьями 5.27, 5.27.1, 5.53, 5.57, 5.63, 6.18, 6.26, 6.27, 6.29, 7.19, 7.32.2, 7.23.3, 7.32, 7.32.3, 7.35, 9.1, 9.

6, 9.17, 9.21, 9.22, 13.19.1, 13.19.2, 14.1.3, 14.4, 14.6, 14.9, 14.9.1, 14.12, 14.13, 14.23, 14.24, 14.25, 14.29, 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.35, 14.36, 14.47, 14.48, 14.54, 14.55, 14.

61, 15.11, 15.14, 15.15.2, 15.15.4, 15.15.12

Источник: https://primelegal.ru/analitika/diskvalifikatsija-rukovoditelja/

В чем заключается дисквалификация как административное наказание, в каких случаях и за что ее назначают

Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

При совершении административных нарушений, в зависимости от их вида, применяются различные наказания. Одно из них — это лишение права занимать определенные должности. В чем заключается дисквалификация как административное наказание, каковы особенности её применения — об этом более подробно будет рассказано в этой статье.

Что это такое

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Кем назначается наказание

Нарушения, за которые предусмотрено проведение административной дисквалификации, рассматриваются судом. Наказание назначается в результате всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела. При этом не только взвешиваются поступки виновного, но и анализируются обстоятельства, в которых он действовал.

Необходимо, чтобы назначенное наказание соответствовало правонарушению. При этом продолжительность дисквалификации должна находиться в пределах, предусмотренных законом.

Протокол об административном правонарушении 

По факту нарушения составляется протокол. Который в дальнейшем становится основанием для административного рассмотрения. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  1. В начале документа указывают место и дату, когда происходило составление протокола.
  2. Необходимо зафиксировать данные лица, оформившего протокол — должность, фамилию, имя, отчество.
  3. Указывают личные данные человека, совершившего нарушение.
  4. Если есть, переписываются данные свидетелей или потерпевших.
  5. Подробно фиксируется суть произошедшего, место и время нарушения.
  6. Приводится статья КоАП, которая рассматривает этот вид нарушения закона.
  7. В протоколе должна быть изложена позиция лица, которое обвиняется по вопросу рассматриваемого происшествия.
  8. В обязательном порядке должно быть зафиксировано, что обвиняемому были разъяснены его права и обязанности.
  9. Если это необходимо для разъяснения дела, то могут быть добавлены другие сведения.
  10. В конце документа ставятся подписи лица, его оформившего, обвиняемого. Также ставятся подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/discipl/v-chem-zaklyuchaetsya-diskvalifikatsiya-kak-administrativnoe-nakazanie.html

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

Кем устанавливается

Дисквалификация — это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства.

Это означает, что если в статье 5.

27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок — такое решение будет считаться противозаконным.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Таблица

Причина дисквалификацииОснование
Нарушение законодательства о труде и охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушениеЧасть 2 ст. 5.27 КоАП РФ
Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историюСтатья 5.53 КоАП РФ
Фиктивное или преднамеренное банкротство. Речь идет о заведомо ложном объявлении руководителем организации о несостоятельности, в том числе его обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Наказание также предусмотрено за умышленное создание или увеличение неплатежеспособностиСтатья 14.12 КоАП РФ
Неправомерные действия при банкротстве. Предусмотрены различные составы правонарушения, например сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.Статья 14.13 КоАП РФ
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведенияЧасть 4 ст. 14.25 КоАП РФ
Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действийСтатья 14.32 КоАП РФ
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услугСтатья 14.33 КоАП РФ
Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзорСтатья 19.5 КоАП РФ
Незаконные действия по получению или представлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчетСтатья 14.29 КоАП РФ

Рассмотрим подробно ст.

5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Источник: https://FondBiz.ru/sotrudniki/diskvalifikaciya-municipalnogo-sluzhashchego.html

Административное наказание в виде дисквалификации назначается. Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

Дисквалификация – новый вид административного наказания

Г. Титова, Минфин России

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид – дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.

11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания).

Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания – от шести месяцев до трех лет (ст.3.

11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 главы 5 “Административные правонарушения, посягающие на права граждан” КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 “Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности” КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 “Фиктивное или преднамеренное банкротство” фиктивное банкротство (т.е.

заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) – наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 “Неправомерные действия при банкротстве” предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и(или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и(или) возникновение убытков (ст. 14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.

23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к части второй ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.14.21-14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст.14.25

Дела об административных правонарушениях по ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21-14.23 и части 4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.14.21-14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом – прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

“Зарплата”, 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ – это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

К кому не применяется дисквалификация. дисквалификация — это вид административного наказания. дисквалификация: определение, особенности и закон. решение суда о дисквалификации

Дисквалификация — это вид административного наказания. Дисквалификация: определение, особенности и закон

Дисквалификация – новый вид административного наказания

Г. Титова, Минфин России

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), введенным в действие с 1 июля текущего года, или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Статьей 3.2 КоАП РФ определены виды административного наказания, в том числе и новый вид – дисквалификация.

Как предусмотрено ст.3.

11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с частью 3 ст.3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только этим Кодексом и только в качестве основного административного наказания (ст.3.3 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание может быть как основным, так и дополнительным видом наказания).

Кроме того, в части дисквалификации следует иметь в виду, что срок назначения данного наказания – от шести месяцев до трех лет (ст.3.

11); за административные правонарушения, влекущие применение дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ст.4.5).

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях.

В соответствии со ст.5.27 главы 5 “Административные правонарушения, посягающие на права граждан” КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Глава 14 “Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности” КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих в качестве наказания дисквалификацию. Так, согласно ст.14.12 “Фиктивное или преднамеренное банкротство” фиктивное банкротство (т.е.

заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, в том числе обращение этих лиц в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме) влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет, преднамеренное банкротство (т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя) – наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13 “Неправомерные действия при банкротстве” предусматривает различные составы правонарушения (например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд и др.) и ответственность за них, в том числе в виде дисквалификации.

Дисквалификация возможна также в случаях:

ненадлежащего управления юридическим лицом, т.е. использования полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и(или) законным интересам ее кредитора, повлекшего уменьшение собственного капитала организации и(или) возникновение убытков (ст. 14.21);

заключения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок или совершения им иных действий, выходящих за пределы его полномочий (ст.14.22);

предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 ст.14.25).

Особое внимание следует обратить на ст.14.

23 КоАП РФ, предусматривающую ответственность в виде административного штрафа за осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, а также за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действий.

Статьей 28.3 КоАП РФ определены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Так, применительно к части второй ст.5.27 протоколы составляют должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.12 и 14.13 КоАП РФ. По этим же статьям, а также по ст.14.21-14.23 протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления.

Должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 ст.14.25

Дела об административных правонарушениях по ст.5.27, 14.12, 14.13, 14.21-14.23 и части 4 ст.14.25 рассматривают судьи, а по ст.14.21-14.23 также судьи арбитражных судов (ст.23.1 КоАП РФ).

Глава 32 КоАП РФ определяет порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В соответствии со ст.32.11 этой главы постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом – прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган. Как предусмотрено указанной статьей, органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления (за соответствующую плату). В связи с этим при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

За отдельные нарушения предписаний законодательства может устанавливаться наказание в виде дисквалификации. Данный вид наказания имеет своей целью отстранение от замещаемой должности в органах государственного управления и управления коммерческой организации.

В отличие от лишения специального права, где гражданин лишается специального статуса, при дисквалификации гражданин лишается возможности занимать ту или иную должность на определенный срок.

Говоря о дисквалификации, можно сказать, что гражданин лишается на определенное время административной дееспособности, то есть способности реализовывать права и обязанности в сфере управления. При этом управление может ограничиваться в государственных, муниципальных или частных интересах.

В этой статье:

Понятие и особенности дисквалификации

Под дисквалификацией принято понимать лишение права занимать должности в сфере государственного управления или управления юридическим лицом.

Сферой государственного управления, подразумевается сфера государственной службы, а именно должности федеральные и региональные; сфера муниципальной службы; сфера предпринимательской деятельности; и сфера проведения спортивных мероприятий.

Особенностью дисквалификации является то, что она применяется только к физическим лицам. Физические лица, в свою очередь, занимают определенные государственные и негосударственные должности в сфере управления или осуществления административно-распорядительных функций.

В качестве примера, можно привести следующие случаи: дисквалификация за нарушение правил охраны труда; дисквалификация для должностных лиц, имеющих доступ к кредитной истории гражданин, в случае ее разглашения; дисквалификация для органов управления образовательного учреждения, при нарушении права гражданина на образование.

Порядок применения дисквалификации

Дисквалификация может устанавливаться только судом. Право на возбуждение производства относится к компетенции отдельных должностных лиц, например, Рособрнадзора, а применение дисквалификации относится к компетенции судьи.

Срок применения данного административного наказания варьируется от шести месяцев и максимально может быть установлен на три года.

В течение всего срока действия ограничения, гражданин не имеет право занимать должность на государственной службе, муниципальной службе, в органах коммерческого управления организацией, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать услуги в многофункциональных центрах и т.д.

Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Началом действия дисквалификации, принято считать момент вступления постановления судьи о наложении дисквалификации. В отношении дисквалифицированных лиц, заводится специальный реестр, по которому производится отслеживание исполнение допуска к той или иной должности.

Данный реестр ведется уполномоченным органом Правительства России. Реестр включает в себя сведения о гражданине, его занимаемой должности, места нахождения его организации, сроки лишения этой должности. Сведения реестра являются открытыми и любые заинтересованные лица могут через средства интернет посмотреть список дисквалифицированных лиц.

По истечении срока установленного для дисквалификации, гражданин может вернуться на замещаемую ранее должность, если его руководитель позволит заново заключить служебный контракт о прохождении государственной или муниципальной службы.

Основанием для прекращения действия дисквалификации, является издание судьей акта об отмене дисквалификации или истечении действия ее срока.

Источник: https://www.namvd.ru/k-komu-ne-primenyaetsya-diskvalifikaciya-diskvalifikaciya-eto/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: