Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Фискальная и монетарная экономическая политика

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Любая страна строится на базе экономической системы и государственной власти.

Экономика охватывает все хозяйственные отношения, складывающиеся между субъектами относительно процесса общественного воспроизводства, который включает в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления продукции и услуг.

Государственная власть обеспечивает регулирование и управление внутренними процессами и явлениями различного характера. Так же она обеспечивает защиту интересов своих граждан и их безопасность.

Экономическая политика представляет собой направленное действие государственного аппарата управления с целью оптимизации хозяйственных процессов национальной экономической системы. Однако, на экономику страны также могут воздействовать субъекты неофициальной власти, к которым относят:

  • средства массовой информации;
  • мнение оппозиции;
  • общественное мнение;
  • профсоюзы;
  • кооперативы и объединения предпринимателей;
  • мнение экспертов.

Экономическая политика является понятием достаточно емким. Оно включает в себя множество направлений, занимающихся регулированием отдельных сторон хозяйственной жизни страны. Структурно-отраслевая экономика поддерживает необходимые пропорции.

Антимонопольная борется за справедливую конкуренцию, а также обеспечивает доступ к ресурсам всем слоям населения. Финансовая политика занимается вопросами распределения денежных накоплений в зависимости от целей и тактических задач страны.

Вопросами вложения денежных средств, крупного строительства, модернизация, внедрения инноваций занимается инвестиционная политика государства. Сбор обязательных платежей в пользу государственного бюджета регулируется налоговой и таможенной политикой.

Само формирование бюджета, накопление средств, их целевое применение регулируются бюджетной политикой государства.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 1

Экономическая политика направлена на регулирование внутренних хозяйственных процессов с целью обеспечения стабильности функционирования экономики, а также формирования условий ее роста и развития.

Фискальная политика

Государственная фискальная политика связана с регулированием расходов и доходов страны для решения определенных социально-экономических задач.

В современном мире это достигается за счет поддержания приемлемого уровня безработицы, сдерживания инфляции, антикризисного управления. В древности фиском назвалась корзина, со временем это слово стало использовать для обозначения государственной казны.

То есть, фискальная политика, по сути, занимается распределением средств государственного бюджета.

Рыночная модель хозяйствования подвержена циклическим колебаниям, которые включают в себя:

  1. Этап подъема, когда наблюдается рост всех экономических показателей, увеличение объемов инвестирования, повышение уровня занятости и так далее.
  2. «Бум», при котором инвестиции практически не производятся, все хозяйственные единицы работают на максимуме своих возможностей.
  3. Спад характеризуется снижением деловой активности, результатов хозяйственной деятельности.
  4. Депрессия или кризис характеризует самыми низкими показателями экономической деятельности.

В зависимости от стадии цикла государством может применяться политика стимулирования или сдерживания. Первая используется для при депрессиях и спадах, направлена на развитие инвестиционной и предпринимательской деятельности, борьбе с безработицей, обеспечением интересов социально незащищенных слоев населения.

Политика сдерживания применяется, чтобы избежать перегрева экономики. Инструментом реализации становится налогово-бюджетная политика. Налоговая позволяет накапливать необходимый объем средств для решения стратегических и тактических целей.

Бюджетная политика занимается распределением денежных средств, их перераспределением между отдельными субъектами хозяйствования.

Фискальная политика может быть дискреционной. Она манипулирует ставками налогов, трансфертными платежами, объемом общественных работ. Автоматическая фискальная политика действует на основе встроенных экономических стабилизаторов. То есть, экономика способна стабилизироваться при любых циклических событиях вне зависимости от действий правительства.

Монетарная политика

Монетарная политика проводится совместными усилиями правительства и Центрального Банка. Она реализуется с целью стабилизации экономики, обеспечения ее роста и развития.

Она представляет собой часть общего макроэкономического курса страны, внедряется за счет применения различных инструментов и методов, в зависимости от преследуемых целей.

Суть монетарной политики заключается в государственном манипулировании кредитно-денежными отношениями.

Целями монетарной политики можно назвать:

  1. Обеспечение максимальной занятости.
  2. Стабилизация цен.
  3. Сдерживание процессов инфляции.
  4. Стимулирование роста макроэкономических показателей.
  5. Создание условий для увеличения производственного выпуска.
  6. Поддержание платежного баланса.

Вышеперечисленные цели являются стратегическими.

Они достигаются путем использования инструментов увеличения или уменьшения денежной массы за счет изменения объема выпуска, а также проведения мероприятий по изменению процентных ставок.

В итоге появляется возможность привлекать инвестиции, изменять ценовую политику, увеличивать предложение производства, поддерживать адекватный уровень занятости.

Монетарная политика может быть мягкой. Она применяется для стимулирования отдельный отраслей народного хозяйства путем предоставления льготных ставок по кредитам, изменения объемов денежной массы. Жесткая монетарная политика занимается вводом ограничений, сдерживания роста объема денег, что позволяет сдерживать опасные инфляционные процессы.

Цикличность экономики требует использования стимулирующей или сдерживающей монетарной политики. Стимулирующая снижает процентные ставки, так же происходит выкуп государственных активов с открытого рынка, снижается объем резервных требований. Сдерживающая политика направлена на снижение объема денежного предложения.

Замечание 2

Таким образом, фискальная и монетарная политика государства применяются для поддержания функционирования национальной хозяйственной системы, обеспечения ее стабильности и независимости от действующих факторов.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomicheskaya_teoriya/primery_ekonomicheskoy_politiki/fiskalnaya_i_monetarnaya_ekonomicheskaya_politika/

Бюджетная политика во время пандемии — ECONS.ONLINE

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Вирусная эпидемия кардинально изменила макроэкономическую ситуацию во всем мире, при этом в России перемены носят особенно драматический характер.

Если прежде российская экономика росла темпами, близкими к потенциальным или даже выше (хоть и невысокими), а число безработных лежало ниже естественного для экономики уровня, то сейчас спрос стал явно недостаточным, а безработицу в ближайшие месяцы ждет неизбежный взлет.

Соответственно, споры о целесообразности монетарного и фискального стимулирования экономики уступили место обсуждению инструментов и масштабов стимулирования.

Очевидно, бюджетную политику в ближайшее время ожидает кардинальная коррекция. Значительный профицит бюджета, формировавшийся в последние годы и планировавшийся на 2020–2022 гг.

, наверняка превратится в нынешнем году в дефицит, который, скорее всего, сохранится на протяжении нескольких следующих лет. Бюджетное правило, которое раньше подвергалось критике за избыточную жесткость, теперь потребует переосмысления с совершенно других позиций.

То же относится и к дискуссии относительно направлений использования Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Масштаб шоков

Чтобы понять развилки бюджетной политики кризисного времени, перед которыми окажется правительство, прежде всего, необходимо оценить возможную потерю доходов российской бюджетной системы.

Только что достигнутое новое соглашение ОПЕК+, по оценкам экспертов, лишь частично решает проблему избытка нефти на мировом рынке.

Представляется правдоподобным прогноз американского статистического агентства Energy Information Administration (точнее всех предсказывающего цены на нефть) от 7 апреля, по которому среднегодовая цена на нефть марки Brent в 2020 г. составит $33 за баррель, а в 2021 г. повысится до $46.

Этому примерно соответствует средняя цена марки Urals в $30 за баррель в нынешнем году и $42 в следующем. Кроме того, объемы добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов на ближайшие три года существенно упадут – как из-за низкого внутреннего и внешнего спроса, так и в силу договоренностей ОПЕК+.

С учетом прогнозируемого мирового спроса и соглашений стран-экспортеров примем сравнительно оптимистическое предположение, что добыча и экспорт углеводородов в России снизятся на 5% по сравнению с прошлым годом. В условиях ожидаемого масштабного спада мировой экономики (до 5% в нынешнем году) сократится и спрос на другие товары российского экспорта.

По нашим оценкам, совокупность шоков, испытываемых российской экономикой, а именно: падение цен на нефть, вынужденное сокращение объема экспортных поставок, отток капитала, введение режима изоляции и нерабочего месяца в апреле, – повлечет сокращение объема ВВП в 2020 г. на 5%. Это сопоставимо с последними прогнозами Citigroup (спад на 4,6%) и McKinsey (спад от 3,8 до 10,2%).

Первые три шока в усиленном виде повторяют то, что российская экономика испытала в 2008–2009 гг.

Так, если цены на нефть тогда упали за год на 35%, то сейчас, по прогнозу, годовой спад составит 53%, а ожидаемый спад мировой экономики, в сравнении с глобальным финансовым кризисом, будет на порядок большим (если агрегировать данные по отдельным странам на основе паритета покупательной способности).

Несмотря на это, влияние этих трех шоков на темпы российского ВВП, по нашим оценкам, окажется примерно втрое меньшим, чем в ходе глобального финансового кризиса: 4–4,5 п.п. вместо 13 п.п. в 2009 г.

Этому в значительной степени способствовал переход к режиму плавающего обменного курса, который, с одной стороны, помогает сохранить международную конкурентоспособность, а с другой – позволяет избежать высоких девальвационных ожиданий, влекущих за собой (по принципу паритета процентных ставок) высокую стоимость заемного капитала. Важную роль в смягчении эффекта негативных внешних шоков сыграла и проводимая правительством консервативная бюджетная политика. Достаточно жесткое бюджетное правило сделало возможным активную фискальную реакцию на кризис благодаря накопленным в ФНБ средствам и небольшому объему бюджетных заимствований.

Режим карантина и изоляции, по нашим оценкам, добавит к спаду экономики еще примерно 2,5 п.п.

Учитывая, что до кризиса рост российской экономики по итогам 2020 г. оценивался в 1,5–2%, мы получаем спад ВВП на 5% в результате совместного действия всех шоков.

Оценка объема фискальных мер

Особенность текущей ситуации – практически полное отсутствие доходов, особенно в наиболее подверженных шоку секторах – создает серьезную угрозу массового ухода с рынка небольших, не имеющих резервов фирм, разрыва производственных связей, резкого роста безработицы, увеличения бедности.

Практически все развитые страны приняли беспрецедентные по масштабам антикризисные программы, включающие широкий набор фискальных мер и мер денежно-кредитной политики. Пакеты поддержки государством граждан и бизнеса в большинстве развитых стран превышают 5% ВВП, а в некоторых (например, в США) составляют более 10% ВВП.

Общая логика формирования этих программ сводится к принципу «необходимо обеспечить полную поддержку экономики и населения в требуемых объемах, чего бы это ни стоило».

При этом уникальный масштаб угроз делает не только необходимым, но часто и экономически более выгодным купирование в самом зародыше основных механизмов распространения кризиса на все сферы экономики.

Развивающиеся страны в основном принимают намного более скромные антикризисные программы, что объясняется не столько меньшим объемом требуемой поддержки, сколько весьма ограниченными возможностями финансирования. К сожалению, ответы на вопросы «каким должен быть объем антикризисных мер?» и «какой объем мер страна может профинансировать?» совпадают очень редко.

Каким может быть объем пакета антикризисных мер в России с учетом потребностей и возможностей фискальной реакции?

Сочетание нескольких шоков диктует использование широкого набора дополняющих друг друга инструментов поддержки экономики: одни призваны компенсировать сжатие спроса, другие – адресно поддержать оказавшиеся под ударом сектора, фирмы и семьи.

Для этих целей должны параллельно использоваться все каналы: смягчение денежной политики (как за счет снижения ключевой ставки, так и за счет покупки гособлигаций), предоставление госгарантий по кредитам, рассрочки по уплате налогов и обслуживанию кредитов.

Приоритетными должны стать задачи предотвратить ликвидацию по возможности большего числа жизнеспособных малых и средних фирм, важно не допустить массового увольнения сотрудников и обеспечить поддержку граждан, оставшихся без источника доходов.

Минимальный необходимый для этого объем фискальных антикризисных мер на текущий год можно оценить как 3–4% ВВП в виде суммы дополнительных бюджетных расходов и снижения налогов.

При этом предпочтение следует отдавать наиболее эффективным мерам, которые могут быть быстро проведены в жизнь.

Спорными выглядят, в частности, предложения выдать определенную сумму всем гражданам – в условиях ограниченных ресурсов важно сосредоточиться на помощи наиболее нуждающимся.

Оценка бюджетных потерь и резервов

Если сравнить оценку необходимых мер поддержки с возможностями их финансирования, то ситуация в России на первый взгляд выглядит парадоксально. Объявленные прямые расходы государства на поддержку экономики пока можно оценить в 1–1,5% ВВП, что почти в десять раз меньше накопленных в ФНБ на 1 апреля средств – 12,9 трлн руб., или 11,5% ВВП.

Чтобы оценка потенциальных ресурсов на антикризисную программу была корректной, нужно сначала рассчитать ликвидный объем ФНБ. Для этого из суммы в 11,5% ВВП необходимо, прежде всего, вычесть неликвидные средства и деньги на покупку Сбербанка, после чего свободные средства составят 8% ВВП.

Далее мы должны учесть необходимость компенсировать предстоящие в нынешнем году огромные потери бюджетных доходов.

Наши расчеты показывают, что при сделанных выше предположениях бюджетная система (включая федеральный, региональный, муниципальный уровень и внебюджетные фонды) может недосчитаться 7,1 трлн руб., что эквивалентно 6,3% от предусмотренного бюджетом ВВП.

При этом 2,1% ВВП должно было пойти на накопление ФНБ, с учетом этого только для сохранения запланированных на 2020 г. государственных расходов необходимо найти средства в объеме 4,2% ВВП.

Часть из них – недобор нефтегазовых доходов по сравнению с расчетными доходами при базовой цене в размере около 1,5% ВВП, – согласно законодательству, компенсируется за счет ФНБ автоматически.

Покрытие остальных потерь из ФНБ Бюджетным кодексом не предусмотрено, однако у правительства здесь не так много опций.

В сложившейся ситуации невозможно представить себе ни секвестирование федерального бюджета, ни сокращение расходов социальных фондов.

Соответственно, выпадающие ненефтегазовые федеральные доходы в размере около 0,8% ВВП и социальные взносы – а это еще 0,5% ВВП – будут каким-то образом возмещены правительством.

Что касается потери доходов на региональном уровне, которые суммарно оцениваются в 1,5% ВВП, наиболее вероятен вариант, при котором правительство выделит поддержку отдельным, наиболее пострадавшим и находящимся в наиболее трудной ситуации регионам. Сами регионы, вероятно, часть оставшихся потерь профинансируют за счет своих внутренних резервов или заимствований, а часть – за счет оптимизации расходов.

Итого компенсация потерянных бюджетных доходов может потребовать суммы порядка 3,5–4% ВВП за счет ФНБ либо дополнительных заимствований.

С большой вероятностью недобор бюджетных доходов будет наблюдаться и в последующие годы: хотя рост постепенно возобновится, его темпы будут устойчиво отставать от прежних прогнозов, так что объем ВВП в 2021–2022 гг.

может оказаться ниже прогнозного на 7–8%. Это означает недобор ненефтегазовых доходов в объеме 2–2,5% ВВП в год.

При этом ФНБ в этот период вряд ли будет пополняться: превышение ценами на нефть базовой цены бюджетного правила выглядит маловероятным.

В то же время сокращение государственных расходов или повышение налогов очень нежелательны, поскольку могут блокировать процесс выхода из кризиса.

Нельзя забывать и о том, что развитие коронавирусной пандемии в силу ее уникальности может пойти по непредсказуемой траектории, так что период возвращения к нормальной экономической активности и хотя бы частичного восстановления нефтяного рынка может затянуться.

При столь высокой неопределенности важно сохранять «неприкосновенный запас» ликвидных средств в ФНБ объемом как минимум 3% ВВП. Вместе с ожидаемыми в будущем году поступлениями в бюджет дополнительной прибыли ЦБ от продажи Сбербанка это обеспечит достаточную страховку для исполнения расходных обязательств в 2021–2022 гг.

В таком случае если бы правительство решило покрывать все потери бюджетных доходов за счет ФНБ и сохранить в нем на «самый черный день» средства в объеме 3% ВВП, то на фискальные антикризисные меры осталось бы не более 1,5% ВВП, то есть примерно столько, сколько выделено на сегодняшний день.

Отход от правил

Однако приведенные расчеты не означают, что помощь экономике должна быть ограничена имеющейся в ФНБ «свободной» суммой. Дополнительные средства на антикризисные меры частично могут быть найдены за счет перераспределения ресурсов внутри федерального и региональных бюджетов.

У правительства есть еще один потенциальный козырь – низкий уровень государственного долга: по состоянию на 1 марта – лишь 14% ВВП. МВФ считает этот фактор важной составляющей так называемого «фискального пространства», то есть способности при необходимости осуществлять активную антикризисную бюджетную политику.

Действительно, при небольшом накопленном долге правительство может увеличивать заимствования без опасений подорвать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Проблема состоит в том, что российские инвесторы, вероятно, будут иметь ограниченные возможности покупки государственного долга, а иностранные инвесторы уходят из России, как и из других стран с формирующимися рынками.

Представляется, что в нынешней экстраординарной ситуации выход мог бы состоять в покупке гособлигаций Центральным банком. Это увеличит денежную эмиссию, однако при глубоком сокращении внутреннего спроса вряд ли следует ожидать избыточного роста инфляции.

Таким образом, правительству, как нам представляется, целесообразно существенно расширить программу антикризисных мер, финансируя их за счет сочетания средств ФНБ, внутренних резервов и выпуска долга.

Необходимо также учитывать, что активная поддержка экономики, во-первых, приведет к меньшему спаду производства и, значит, более высоким поступлениям в бюджет в будущем.

Во-вторых, она поможет избежать проблем в банковской системе (или хотя бы уменьшить вероятное количество банкротств части банков), решение которых потребовало бы от Центрального банка и/или правительства еще более значительных ресурсов.

Описанный сценарий потребовал бы отхода от действующего бюджетного правила, но представляется, что в сложившейся ситуации будущее бизнеса и решение жизненных социальных проблем насущнее, чем неприкосновенность бюджетного правила – при всей важности этой задачи.

К тому же, по нашим оценкам, достаточно скоро – уже в 2022 г. – можно было бы восстановить его действие. Это выглядит вполне реальным, поскольку принятая сейчас базовая цена в $40 за баррель в ценах 2017 г.

точно соответствует ожидаемому в ближайшие годы уровню цен на нефть.

Источник: https://econs.online/articles/opinions/byudzhetnaya-politika-vo-vremya-pandemii/

Бюджетно-налоговая политика государства

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны.

Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики путем внедрения изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации экономики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета.

На сегодняшний деньРоссийская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованиембюджетно-налоговых инструментов.

Современная налоговая система Россиипредставляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых сфизических и юридических лиц на территории РФ.

Она включает в себя около 50видов различного рода сборов с населения: налог на добавленную стоимость, на доходыи имущество физических лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые всовокупности поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Современное государствоиспользует средства, полученные с налогов, как главную экономическую силу.Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системеналогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества.

Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л.

Брю) – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое органами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в себя несколько форм (рис. 1).

Безусловно, вопрос об увеличениистабильного прироста государственного бюджета и повышении эффективностигосударственных расходов остаётся и, на наш взгляд, будет всегда оставатьсяодним из главных для экономики любой страны.

Существует несколько видов фискальной политики, проводимой государством:

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности [8].

Данный вид предполагаетто, что органы власти сознательно регулируют систему налогообложения ибюджетные расходы для того, чтобы улучшить экономическое положение страны вопределённый период.

К примеру, во время кризиса, государственные органыснижают налоги, что, в свою очередь, способствует увеличению покупательскойактивности среди населения.

Выделяют сдерживающую и стимулирующую дискреционнуюфискальную политику:

Сдерживающая дискреционная политика представляет собой повышение налогов и уменьшение государственных расходов, что приводит к росту консолидированного бюджета страны.

Целью стимулирующей фискальной политики является преодоление экономического спада. Это осуществляется путём роста государственных расходов и снижения налогового бремени на население.

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах.

В данном виде фискальной политики используются такие методы (автоматические стабилизаторы) устранения неблагоприятных экономических периодов и моментов, которые «делают свою работу» без активного вмешательства со стороны контролирующих органов.

Такими механизмами могут служить, например, пособия по безработице (а также прочие социальные выплаты), которые в ситуации экономического подъёма уменьшаются вследствие уменьшения количества безработных (и наоборот).

Как политика встроенныхстабилизаторов, так и дискреционная политика являются важным звеном вурегулировании экономического положения страны, но ни один, ни другой метод негарантирует полной стабилизации экономики страны, поэтому нужно использоватькак автоматические стабилизаторы саморегулирования, так и на чёткое и своевременноеруководство со стороны государственных органов.

В настоящее время в РоссийскойФедерации в целом закончено реформирование налоговой системы, которое,безусловно, улучшило положение финансово-налоговой системы государства, нонекоторые проблемы, на наш взгляд, остаются нерешёнными:

1. Повышение уровнясправедливости. Это означает выравнивание на один уровень степени налоговогобремени на всех граждан.

2. Снижения налогов длязаконопослушных граждан.

3. Сокращение числаналогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) политика любого государства, в том числе и России, должна быть направлена на повышения благополучия населения, то есть включать в себя сбор разумной суммы налогов и быть направленной на устранение различного рода экономических проблем.

Бюджетно-налоговая политика в формировании государственногобюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране.

Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны.

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой.

Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства.

Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки,размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства,и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это являетсяосновой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетнойполитикой государства.

Отсюда следует, что всепроблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основнымисточником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных иналоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямуюзависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можносделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны спроблемами в системе производства и обращения.

Органы государственнойвласти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальномуперераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию поподдержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, черезфискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, темсамым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, черезглавный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функциюрегулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политикаявляется главным структурным подразделением финансовой политики государства.Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающихсбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленныедействия органов государственной власти и правительства, направленные наобеспечение общегосударственных потребностей.

Бюджетно-налоговая политика направленана укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цельтрудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России.

Оценить сложившуюсяситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы ирасходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а такжеимеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.

Цели и задачи бюджетно – налоговой политики. Основные инструменты налоговой политики государства 

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации(приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости ит.п.);

— политикаэкономического роста(сохранение темпа роста ВНП);

— политика ограниченияделовой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится настадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).

Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:

— государственныезакупки товаров и услуг;

— налоги (обязательныеплатежи домохозяйств и фирм в пользу государства);

— трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).

Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

Важную роль восуществлении налоговой политики государством имеет налоговая ставка, котораяотносится к области регулирования доходов.

Она представляет собой процент налоговой базы или ее части, где денежная оценка является величиной налога. Государство может осуществлять налоговое регулирование изменяя или корректируя налоговую ставку, но не изменяя всего массива налогового законодательства.

Например, в 2017 году, в соответствии с последними изменениями, изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0%.

Произошли изменения в отношении акцизов, с 2018 года возросли ставки на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Огромный эффект от проведения налоговой политики достигается благодаря дифференциации налоговых ставок, чтобы определить категории налогоплательщиков в различных регионах и различных отраслях.

Из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (большие, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.

), место расположения (удаленные, малозаселенные) и так далее. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Основным из последнихновшеств в налоговой политики РФ является введение налога для самозанятых. С2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог истраховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС.

Минфин ориентируется наработников, которые зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей ежемесячно приусловии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказанииуслуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что спрофессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будетвзиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услугсамозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает нескольковариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать дляпогашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки заоказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Источник: https://schetuchet.ru/byudzhetno-nalogovaya-politika-gosudarstva/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: