Декомпозиция – это… Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

Содержание
  1. Декомпозиция целей и задач | Тайм-блог
  2. Зачем нужна декомпозиция?
  3. Основные принципы
  4. Способы декомпозиции
  5. 1. Деление на этапы
  6. 2. Декомпозиция измеримых показателей
  7. 3. Дерево зависимостей
  8. 4. Одношаговая декомпозиция
  9. Декомпозиция целей – планирование работ и процесса
  10. Планирование в отделе продаж
  11. Клиенты
  12. Продукты
  13. Лидогенерация
  14. Сотрудники
  15. Прибыль
  16. Что такое декомпозиция и когда ее используют
  17. Планирование при помощи декомпозиции
  18. Желаемая прибыль
  19. Источники притока денег
  20. Общая конверсия воронки продаж
  21. Количество потенциальных клиентов на входе в воронку продаж
  22. Средний чек
  23. Количество встреч и звонков
  24. Примеры подсчетов
  25. Декомпозиция целей организации
  26. Характеристики и понятие темы
  27. Методы декомпозиции целей
  28. Декомпозиция дерева целей
  29. Пример декомпозиции целей
  30. Что такое декомпозиция?
  31. Декомпозиция бизнес-процессов
  32. Декомпозиция целей
  33. Что такое декомпозиция целей и как она помогает достигать результатов
  34. Визуализация декомпозиции
  35. Характеристики
  36. Основные методы декомпозиции целей
  37. Основы бизнес процессов. Декомпозиция и характеристики
  38. Группировка операций и подпроцессов
  39. Характеристики бизнес процесса

Декомпозиция целей и задач | Тайм-блог

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

Декомпозицией в тайм-менеджменте называют разделение целей или задач на отдельные небольшие шаги — подзадачи. Например, задача «навести порядок на кухне» делится на следующие этапы: убрать со стола, помыть посуду, протереть газовую плиту, подмести. А чтобы достичь цели «улучшить физическую форму» нужно заняться физкультурой, сесть на диету и отказаться от вредных привычек.

В этой статье мы выясним, для чего нужна декомпозиция целей и задач, познакомимся с ее основными принципами и узнаем, как ее выполнять.

Зачем нужна декомпозиция?

Декомпозиция очень часто используется в планировании, и это не случайно. Она помогает:

  • Облегчить выполнение задач. Крупные задачи часто кажутся непомерно сложными, что вызывает у нас приступы прокрастинации. Декомпозиция позволяет разложить такие «страшные» задачи на простые и понятные кусочки. Например, написать большую книгу — довольно сложно, а ежедневно писать по 1000 слов — вполне осуществимая задача.
  • Оценить реалистичность цели. Во время декомпозиции становится понятно, насколько цель достижима и не нужно ли ее подкорректировать. Например, мы решили научиться виртуозно играть на классической гитаре за три месяца. Но если мы разделим эту цель на отдельные этапы, то увидим, что на ее достижение уйдет как минимум три года.
  • Составить план достижения цели. Все подзадачи, на которые мы дробим цель — это конкретные шаги по ее достижению. В результате вместо абстрактной мечты у нас появляется подробный план по воплощению этой мечты в реальность.
  • Оценить ресурсы. В процессе декомпозиции мы узнаем, какие нам понадобятся материалы и инструменты, сколько времени и денег уйдет на каждый этап и каких людей потребуется привлечь для работы.

На самом деле, декомпозиция — это неотъемлемая часть нашего мышления. Приступая к любому делу, мы автоматически пытаемся если и не разбить его на этапы, то хотя бы выделить из него первоочередное действие. А столкнувшись с каким-нибудь незнакомым объектом или явлением, мы всегда стараемся мысленно разделить его на какие-то составные части.

Другое дело, что в тайм-менеджменте декомпозиция применяется осознанно, а значит и более эффективно.

Основные принципы

Прежде чем углубляться в теорию, давайте немного поговорим об инструменте, которым мы будем пользоваться.

Для разделения целей и задач на подзадачи, мы с вами будем рисовать вот такую диаграмму:

Такая иерархическая структура называется деревом целей. С его помощью можно окинуть свой план одним взглядом, понять, чем его дополнить, и сразу найти его слабые места. Почти все приведенные в этой статье примеры декомпозиции будут представлять собой такие деревья.

В принципе для построения деревьев можно использовать любую программу для создания схем — Microsoft Visio или, например, сервис draw.io. Древовидные структуры умеют создавать и некоторые современные органайзеры, например, LeaderTask.

Однако удобнее всего рисовать такие деревья в виде ментальной карты. Мы для этой цели будем пользоваться бесплатной программой X-mind.

Итак, приступим. В общем виде декомпозиция выглядит так:

  • Выбираем задачу или цель.
  • Спрашиваем себя: какие шаги потребуется предпринять для ее осуществления? Записываем результат. У нас получаются цели (или задачи) 2-го порядка.
  • Задаем к ним все тот же вопрос и снова записываем результат. Получаем цели 3-го порядка.
  • Повторяем эту процедуру необходимое количество раз.

Уровень детализации зависит от ваших потребностей. Если вам, например, нужен план ежедневных действий, то остановиться можно на тех задачах, которые занимают от 15 минут до 2 часов.

В процессе декомпозиции важно соблюдать следующие правила:

1. Следить, чтобы записанных подзадач было достаточно для выполнения задачи верхнего уровня. Посмотрите на список подзадач и подумайте: если все это сделать, будет ли задача выполнена? Если нет, то каких-то подзадач явно не хватает.

2. Стараться не делить задачи более чем на 7 подзадач. По правилу Джорджа Миллера мы способны за один раз удержать в памяти 7±2 объекта, и если подзадач окажется больше, нам будет труднее воспринимать свои планы. В таких случаях можно разделить задачи на группы по какому-нибудь признаку:

Впрочем, последнее правило не является аксиомой: делайте так, как вам удобнее.

Способы декомпозиции

Универсального способа декомпозиции не существует: разные цели и задачи требуют разного подхода. Рассмотрим четыре самых популярных метода, которые могут использоваться как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.

1. Деление на этапы

Этот способ подойдет, если выполнение задачи или достижение цели можно представить как серию последовательных шагов. Например:

Но это очень простой случай: здесь вся работа состоит из одинаковых шагов. Давайте возьмем более сложную цель — «построить дом».

Для начала разделим процесс строительства на главные этапы. Например, на такие:

Теперь каждый из них нужно разделить на этапы поменьше. Для примера сделаем декомпозицию «Фундамента»:

Эти задачи можно детализировать более подробно. Например, для котлована: уложить песчано-щебневую подушку, смочить, утрамбовать и т. д.

Декомпозицию обычно продолжают до тех пор, пока не получатся задачи, которые можно органично вписать в ежедневный план. При необходимости запишите все инструменты, материалы и услуги в отдельный список, чтобы посчитать бухгалтерию проекта.

Полученные в результате декомпозиции этапы обычно равномерно распределяют по времени — дням, неделям и месяцам. Например:

Для планирования некоторых целей и задач удобнее использовать диаграмму Гантта.

Советы:

  1. Не детализируйте этапы без необходимости (см. Метод набегающей волны). Часто нет нужды слишком уж забегать вперед: достаточно запланировать лишь первые шаги. Во-первых, до следующих этапов руки могут дойти очень нескоро.

    Например, пока вы не написали книгу, нет особого смысла думать о ее верстке или о выборе издательства.

    Во-вторых, в процессе работы вы можете получить новую информацию, которая заставит вас полностью пересмотреть свой подход к решению задачи.

  2. Пометьте задачи, которые можно выполнить в любой момент. Это поможет вам рационально использовать свободное время или периоды вынужденного простоя. Например, многие материалы и инструменты для разных этапов строительства можно приобрести заранее.

  3. Подумайте, можно ли запустить какие-то процессы параллельно основной работе. Например, внешнюю обделку дома можно совместить с работой электрика.

  4. По возможности используйте SMART-критерии для формулировок. Не всегда это нужно, но часто полезно сделать все промежуточные цели и задачи максимально конкретными и измеримыми.

  5. Если привязываете этапы к определенному времени, не планируйте «впритык». Всегда что-то может пойти не так, и тщательно расписанный план быстро развалится. Для таких непредвиденных случаев закладываете в свой график небольшой резерв времени. Если же все будет хорошо, вы сможете потратить сэкономленное время на выполнение следующих этапов.

2. Декомпозиция измеримых показателей

По сути, это просто разновидность предыдущего способа. Разница лишь в том, что этапами становятся не просто задачи, а некие числа. Такой подход уместен тогда, когда целью являются конкретные и измеримые показатели: уровень дохода, количество клиентов и т. д.

Давайте рассмотрим один нарочито простой пример.

Предположим, что каждое утро мы выполняем такое упражнение, как отжимания от пола. В настоящий момент мы делаем 4 подхода по 3 отжимания. Наша же цель — выполнять 4 подхода по 20 отжиманий, и на достижение этого показателя у нас есть 2 месяца.

Что ж, цель вполне осуществимая. Допустим, мы хотим ее достичь за 20 тренировок. Откроем Excel и запишем число занятий, начальный и конечный результат:

А теперь просто воспользуемся функцией автозаполнения:

У нас получился простой план тренировок на два месяца. По такому же принципу легко запланировать подтягивания, бег или различные упражнения с весом. Причем декомпозировать можно любые показатели: дистанцию, рабочий вес или скорость.

Увы, с некоторыми целями так просто не получится. Скажем, доходы, количество подписчиков паблика или число посетителей магазина не будут увеличиваться сами по себе. Здесь для каждого значения нужно составить список мер для достижения нужных показателей. Например:

Советы:

  1. Подумайте, с какой прогрессией вы имеете дело — с арифметической или геометрической. Например, график работы над книгой (то есть число написанных слов по дням) может быть только арифметической прогрессией. А вот, скажем, число подписчиков канала в некоторых случаях может возрастать и в геометрической прогрессии.

  2. Учитывайте форс-мажоры и непредвиденные трудности. Иногда удобно иметь сразу два графика: план максимум и план минимум.

3. Дерево зависимостей

Не все цели и задачи можно разложить на последовательные шаги. Иногда для достижения цели требуется комплекс мер, зачастую никак не связанных между собой. Такое обычно бывает, когда нам нужно что-то улучшить: увеличить доходы, усовершенствовать продукт, навести порядок в доме или заняться своим здоровьем.

Предположим, что наша цель — увеличить прибыль розничного магазина. Для начала нам необходимо понять, из чего она складывается и от чего зависит. Представьте, что вам нужно вывести формулу, в которой умножаются или складываются какие-то показатели и получается результат. Например, так:

Каждый из этих показателей можно опять же разложить на составляющие. Например:

Если детализировать дальше нет смысла, составьте список мер для улучшения каждого параметра. У вас должны получиться или конкретные задачи для органайзера, или пункты для чек-листа.

Часто подобные меры является лишь гипотезами, поскольку мы достоверно не знаем, какой эффект они окажут. Однако в совокупности они неизбежно повлияют на результат.

Советы:

  1. Ранжируйте задачи. Обычно некоторые из них более эффективны для достижения цели, тогда как другие оказывают лишь незначительное влияние. Старайтесь выполнять задачи в порядке их предполагаемой эффективности.

  2. Тестируйте гипотезы, прежде чем вкладывать в них большие ресурсы. Например, прежде чем рассылать коммерческое предложение по всей базе, проверьте его эффективность на небольшом количестве адресатов.

4. Одношаговая декомпозиция

У перечисленных выше способов есть две проблемы. Во-первых, планы, составленные после тщательной декомпозиции цели, легко могут рухнуть от какой-нибудь случайности. Во-вторых, иногда мы имеем очень смутное представление о том, как достичь цели, а потому вряд ли сможем детально все спланировать.

Чтобы двигаться к цели в условиях нестабильности или неопределенности используйте одношаговую декомпозицию. Алгоритм работает так:

1. Думаем над своей целью и вычленяем первоочередную задачу. Обычно это небольшие шаги, продолжительностью не более получаса.2. Записываем задачу в органайзер.3. Выполняем задачу.

4. Возвращаемся к пункту 1.

Источник: https://time-blog.ru/dekompoziciya-celej-i-zadach/

Декомпозиция целей – планирование работ и процесса

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

Порядок – достаточно важная деталь жизни. Разложить все по полочкам, проставить планы и цели в рамках личного бизнеса – вот что значит идти рука об руку с успехом и притягивать к себе потенциальную прибыль.

Планирование в отделе продаж

Бизнес играет важную роль в жизни, так как является источником дохода, развития и мотивации. Поэтому нужно акцентировать внимание на планирование в рабочей сфере, чтобы не упустить важные детали.

Правильное обозначение и постановка планов в отделе продаж гарантирует увеличение выручки, обход конкурентов и запас мотивации для вас и вашей команды менеджеров на ближайшее время выполнения целевых заданий.

По факту, план продаж – это верный путеводитель на протяжении всей дороги к успеху. Качественная и правильная планировка позволит внедрить в рабочий процесс несколько полезных деталей:

  • оптимизация продаж;
  • увеличение дохода в несколько раз;
  • ярко выраженные мотивация и вдохновение;
  • четко установленные дедлайны и их выполнение;
  • продвижение бизнеса вверх.

Хотим отметить, что очень важно ставить цели, комбинируя между собой объем выручки и прибыли. Все это нужно для того, чтобы бизнес не переставал расти и приносил доход.

Приступая к планировке в отделе продаж, рекомендуем провести SWOT-анализ, чтобы оценить нынешнюю ситуацию в компании или любой другой организации. Именно данный метод предоставляет возможность найти все недочеты и преимущества, а также оценить влияние внешних факторов на процессы в бизнесе.

При планировании рекомендуем обратить внимание на такие пункты:

  • клиенты,
  • продукты,
  • лидогенерация,
  • сотрудники,
  • прибыль.

Клиенты

Важная деталь: думайте как о нынешних, так и о новых клиентах. Почему? Зачастую наступает период, когда прибыль идет только от старых клиентов. В такой момент нужно установить цели на привлечение будущих потребителей. 

Продукты

Если вы занимаетесь большим количеством продуктов, стоит обратить внимание на каждый из них. Работая над каждым товаром или услугой отдельно, появляется возможность приумножить выручку.

Лидогенерация

Сфера лидогенерации – процесс важный и требует тонкого подхода, поэтому именно тут планирование занимает лидирующую роль. Благодаря правильным расстановкам целей вывести бизнес-план на более высокий уровень не составит труда.

Совет: возьмите под контроль качество потенциальных клиентов, чтобы избежать ненастоящий поток клиентов, который искусственно создал маркетолог.

Сотрудники

Тема планирования должна затронуть каждого сотрудника. В особенности это касается руководителей отдела продаж. План для рядовых работников немного меньше, чем для руководителя. Рекомендуем окружить мотивацией РОПа настолько, чтобы провал поставленных целей был максимально не допустимым моментом.

Прибыль

Часть бизнесменов забывают о том, что прибыль организации, как и оборот, нуждается в планировке. Умножение дохода может произойти сразу же после правильно расставленных целей и распределения средств по методу 33/33/33. Третья часть уходит на развитие компании, две остальные – в стабфонд и к вашему личному бюджету.

Что такое декомпозиция и когда ее используют

Бывало ли такое, что приехав на отдых вспоминаете о невыполненном рабочем задании. Например, забыли отдать план работы на следующий месяц или какой-то документ. С одной стороны это мелочь, а с другой — такая деталь может значительно повлиять на рабочий процесс и качество получаемого результата.

Так вот, к чему это. Многие тонкости упускаются или кажутся вовсе малозначимые. Однако мы часто забываем о том, что каждая деталь, пускай самая незначительная, входит в состав чего-то масштабного и важного. 

Чтобы не забывать о различных мелочах, существует метод декомпозиции – разложение основной и главной цели на несколько небольших и не менее значимых подпунктов. Этот прием может и должен использоваться в таком важном аспекте нашей жизни как работа.

Возьмем, к примеру, создание бизнес-плана на год вперед. Нужно в обязательном порядке прописать и обозначить каждую деталь, чтобы ничего не упустить и действовать по плану. Таким образом одна глобальная задача будет разделена на множество ежедневных, что приблизит к окончательно заданной цели.

Метод декомпозиции отличается своей структурой и учит правильно распределять силы на каждый из поставленных планов.

Планирование при помощи декомпозиции

Для того, чтобы полноценно использовать декомпозицию целей, нужно проанализировать следующие данные:

  1. Желаемая прибыль.
  2. Источники притока денег.
  3. Общая конверсия воронки продаж.
  4. Количество потенциальных клиентов на входе в воронку продаж.
  5. Средний чек.
  6. Количество встреч и звонков, сделанных менеджером за рабочий день.

Предлагаем детально рассмотреть каждый пункт, чтобы не упустить никаких деталей.

Желаемая прибыль

Поставьте перед собой сумму, которую хотите видеть в качестве прибыли от вашего бизнеса. Затем нужно понять, при каком размере выручки сможете ее получить. Возможно потребуется сократить расходы или проделать другие процедуры.

Источники притока денег

Проанализируйте, откуда появляется денежный поток и где он достигает своего пика. Сделайте упор на развитие таких источников, тогда и выручка станет расти.

Общая конверсия воронки продаж

Конверсия воронки продаж – это один из самых важных показателей. Если вы умеете его подсчитывать и анализировать, то контролировать и увеличивать продажи не составит труда.

Ниже предоставляем формулу, с помощью которой сможете вычислить конверсию:

Конверсия = Позитивно завершенные сделки/(позитивно завершенные сделки + отказы от сделок) * 100 %

После того, как просчитали конверсию воронки продаж за каждый месяц, можно вывести среднее арифметическое и получить общее значение. Например:

Конверсия за июль: 37,1

Конверсия за август: 37,8

Конверсия за сентябрь: 37,6

Общая конверсия: (37,1 + 37,8 + 37,6) / 3 = 37,5 

Количество потенциальных клиентов на входе в воронку продаж

В обязательном порядке подсчитайте количество лидов, которые приходят к вам ежемесячно. Таким образом сможете понять достаточно ли этого числа для увеличения общей выручки, а соответственно и прибыли.

Средний чек

Проанализируйте, какую сумму обычно тратят клиенты на покупку ваших товаров и/или услуг. Возьмите чеки с высокими и низкими расходами потребителей в вашу сторону и выведите среднее арифметическое. Таким образом получите средний чек клиента.

Количество встреч и звонков

Проследите за количеством сделанных звонков и проведенных встреч за день со стороны менеджера в вашей организации или же делегируйте это задание проверенному лицу. Таким образом получите возможность проследить за ежедневной активностью менеджера и по нужде откорректировать его деятельность.

Чтобы понять, как работает планирование с помощью декомпозиции, обозначаем цель по желаемой прибыли в месяц и следуем дальнейшим пунктам:

  • рассчитайте, при каком количестве выручки получите желаемую прибыль;
  • чтобы выйти на заданный объем выручки, предположите сколько счетов нужно выставить на оплату (опираясь на конверсию каждого из этапов воронки продаж);
  • проанализируйте, какое количество коммерческих предложений требуется отправить для того, чтобы получить нужное количество счетов, выставленных на оплату;
  • окончательный этап – это процедура нахождения и вывода определенного количества звонков и встреч, которые нужно провести, чтобы получить желаемую цифру по коммерческим предложениям.

Таким образом вы по-немножку продвигаетесь по воронке продаж и получаете информацию о том, в каком количестве вам требуется получить и обработать лидов (потенциальных клиентов), насколько сильной должна быть активность работников, чтобы в результате получить желаемый размер выручки и прибыли.

Примеры подсчетов

Умение разбить основную задачу на несколько небольших (дополнительных) – очень нужный инструмент для эффективной бизнес-деятельности.

Изначально нам нужно узнать желаемую сумму прибыли и после этого найти нужную выручку. Также необходимо рассчитать количество проведенных сделок и какой должен быть план продаж. В этом процессе помогут следующие значения:

  • маржинальность продуктов;
  • средний чек;
  • общая конверсия.

Таким образом, узнав маржинальность продуктов, можно найти часть прибыли в выручке, а затем с помощью формулы без труда спрогнозировать ожидаемую выручку:

Выручка = прибыль * 100 / часть прибыли в выручке (процент)

К примеру, заданная прибыль равна 2 000 000 рублей/месяц. А часть прибыли в выручке составляет 20 %. Подводя подсчеты, найдем выручку, которая нам нужна:

2 000 000 * 100 / 20 = 10 000 000

Далее переходим к количеству позитивно закрытых сделок. Значение можем узнать благодаря среднему чеку и формуле:

Количество результативных сделок = выручка / средний чек

Например, выручка организации составляет 10 000 000 рублей в месяц, а средний чек равен 10 000 рублей. Таким образом находим количество положительно закрытых сделок:

10 000 000 / 10 000 = 1 000 сделок

Следующий этап будет направлен на подсчет потенциальных клиентов, которых мы должны получить:

Количество потенциальных клиентов = количество позитивно закрытых сделок * 100 / конверсия

Пример:

Мы знаем количество сделок, которых нужно результативно закрыть (1000). Общая конверсия в воронке продаж составляет 20 %. Делаем подсчеты:

1 000 * 100 / 20 = 5000 потенциальных клиентов (лидов)

Следующим этапом станет расчет количества исходящих (холодных) звонков. К примеру, конверсия составляет 50 %. Это значит, что нужно сделать минимум 10 000 (5 000 * 2) звонков, чтобы получить 5000 потенциальных клиентов.

Учитывая тот факт, что менеджер ежедневно делает 50 звонков в день, можем подсчитать количество дней, за которые заданная цель станет выполненной:

Количество дней для выполнения цели = Общее количество звонков / объем звонков в день

Итого:

5000 / 50 = 100 дней

На этом моменте рекомендуем проанализировать, сколько менеджеров нужно для того, чтобы ускорить процесс достижения поставленных планов и соблюдения дедлайнов.

Совет: планируйте выручку и прибыль на длительный срок, оптимальный вариант – на несколько лет вперед.

После того, как воспользуетесь нашими рекомендациями и примените их на практике, сможете увидеть первый результаты плодотворной работы. Не забывайте о декомпозиции и о том, как ею пользоваться. Правильный подход к собственному бизнесу обеспечивает успех на протяжении всего извилистого и непростого пути.

Источник: https://blog.oy-li.ru/dekompoziciya-ili-kak-pravilno-planirovat-i-stavit-celi/

Декомпозиция целей организации

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды
22 06 2015      Редактор       5 комментариев

В продолжение статьи про стратегические цели, было решено раскрыть термин декомпозиции. Плюс ко всему, появились просьбы самих читателей сделать это. Как говорится: «спрашивали – отвечаем».

Оглавление статьи

Характеристики и понятие темы
Методы декомпозиции целей
Декомпозиция дерева целей
Пример декомпозиции целей
Декомпозиция целей проекта
Вывод по статье

Это достаточно распространённый вопрос. Термин «декомпозиция» — полупрофессиональный, входящий в комплект отраслевых жаргонизмов. Но, на самом деле, он касается многих. Дело в том, что так называемая раскладка и вложения встречаются почти во всех сферах жизни. С момента нашего рождения, нас окружают элементы декомпозиции.

Например, игрушки, для мальчиков и для девочек, они в свою очередь делятся по другим характеристикам. Люди мыслят именно элементарными нормами логики. Везде: в быту, в законах, во врачебной практике, сохраняются представления о декомпозиции, потому как это привито нам с детства.

Касается, конечно, всех, только не везде нужно и не все этим пользуются. Попытаемся рассказать

Характеристики и понятие темы

В случае с целями имеет следующие характеристики:
Надо понимать, что декомпозиция ради неё же самой никому не нужна. Она имеет три характеристики, а именно:

  1. Разделение;
  2. Достижение;
  3. Распределение.

Из них попытаемся сложить определение:

Декомпозиция целей организации – разделение вышестоящих целей для их достижения и дальнейшего распределения между ответственными исполнителями.

Грубо говоря, она является подробной расшифровкой вышестоящего уровня.

Продемонстрируем пример:

рис. Элементарная декомпозиция целей организации. Нажмите для увеличения.

Мы считаем, что оптимальным разделением является декомпозиция до третьего уровня. Третий уровень должен прояснять картинку и отвечать на вопрос: «что делать?».  Однако при создании дерева целей для больших организаций и/или холдинговых структур могут наблюдаться до шести вложений.

Методы декомпозиции целей

Основным методом является переход от общего к частному. В данном случае дедукция является той основой, которая формирует всю суть декомпозиции.

Однако можно выделить и обратную (индуктивную) форму, где частные моменты образуют общности. Это можно назвать агрегированием целей или композицией. Только такой метод характерен в проектировании инженерных систем, программировании и/или в создании программного обеспечения, а никак при выстраивании целевой структуры организации.

Декомпозиция дерева целей

Начнём сначала, а именно с декомпозиции стратегических целей

Сами стратегические цели образуют первый уровень раскладки. А вот появляются они уже из высших целей или целей нулевого уровня, таких как видение организации.

Кстати, оно само не  всегда может являться частью чего — то большего. Видение и есть основа, только как мы  уже и говорили, тесно взаимосвязанная с ценностями организации. Несмотря на это, ценности в иерархии мы ставим выше. В этих размышлениях нет противоречия, так как речь идёт о настолько  высоких понятиях, что у каждой организации всё происходит по — разному.

Стратегически цели организации декомпозируются на цели второго уровня, чаще всего на функциональные. В свою очередь, они  раскладываются на цели третьего уровня и становятся основой для функциональных политик, таких как политика в области маркетинга или политика в области производства.

В других случаях декомпозиция целей первого уровня может быть по признаку территорий или по продуктам, проектам. Впрочем, вместо них могут быть любые значимые объекты, к примеру, на втором уровне дерева целей холдинга могут быть бизнес единицы – отдельные заводы, фирмы оптовой или розничной торговли и т.д. Целеполагание в холдинговых структурах это отдельная тема.

Важной её характеристикой является «достижение», то есть декомпозиция дерева целей в организации делается для того, чтобы лучше достичь цели. Как проверить, что вы достигнете той или иной цели? Разбейте её на части — подцели и оцените – возможно, ли их достичь. Простите за бытовой пример — проще проглотить большой кусок, разрезав его на мелкие кусочки.

Вернёмся к признакам и приведём варианты декомпозиции по ним…

Пример декомпозиции целей

Приведём три варианта,  в зависимости от её модели. Заметьте, что и у коммерческих предприятий, и у некоммерческих структур (вроде спортивных клубов, например) здесь наблюдается схожесть. Даже, казалось бы, — «какой у спортивного клуба продуктовый подход в целях?», однако у них продуктами могут быть виды спорта или их подвиды.
А вот и сами примеры:

рис. по функциональному признаку. Нажмите для увеличения.

рис. по территориальному признаку. Нажмите для увеличения.

рис. по продуктовому признаку. Нажмите для увеличения.

Источник: https://stratego.ru/inplan/dekompozicija-celei-organizacii.html

Что такое декомпозиция?

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды
Бизнес

Всё, из чего строится наша работа, состоит из мелких шагов, складывающихся в одну систему. Результатам, которых мы хотим достичь, предшествует ряд действий, часто численно измеримых.

Чтобы работа строилась эффективно, а результата получилось достичь с наименьшими усилиями, необходимо структурировать все наши исходные данные и последовательно заниматься и изучать каждое действие. Такое разделение крупных форм на мелкие составляющие называется декомпозицией.

Применительно к бизнесу, декомпозиция – это разбиение процессов в организации на мелкие этапы; либо описание и структурирование процессов, ведущих к требуемой цели.  

Декомпозиция бизнес-процессов

Как вся деятельность организации делится на процессы, так и каждый процесс можно разделить на более мелкие части. Во-первых, это подпроцессы. То есть такая же последовательность действий, являющаяся составным компонентом процесса более высокого порядка.

Подпроцессов может быть бесконечное множество и они тоже могут дробиться на подпроцессы.

Если же в цепочке действий, составляющих процесс, есть простые, которые невозможно разделить на составляющие – это операции, наиболее мелкие детали в системе действий, образующих процесс.

Подпроцессы и операции могут группироваться в работы и функции. В первом случае, это все процессы, возложенные на сотрудника или подразделение. Во втором – совокупность процессов, имеющих одну цель или сходства в их реализации.

Например, функцией может быть подготовка рекламной кампании, а работой – определение типа рекламы.

Кроме того, если рассматривается укрупненная модель работы организации, то операцией как простейшей составной единицей может быть довольно многоступенчатые и трудоемкие процедуры, как поставка товара или разработка сайта.

Цель такой декомпозиции – облегчить управление сложными процессами, распределив обязанности между сотрудниками, отдав каждому определенный подпроцесс или операцию, или составив подробную пошаговую инструкцию, устанавливающую порядок действий в рамках процесса.

Кроме того, без четкого разделения процессов на составляющие, невозможно провести их анализ. Для него используются следующие характеристики бизнес-процессов:

  • стоимость – описывает все денежные затраты на подготовку и реализацию процесса;
  • длительность – время, которое занимает выполнение процесса;
  • результативность – достигнут ли требуемый результат;
  • эффективность – определение отношения затраченных ресурсов к итоговому результату;
  • адаптируемость – означает способность процесса продолжать эффективно работать при изменение условий, в которых он осуществляется;
  • повторяемость – описывает стабильность результатов после каждого цикла осуществления процесса;
  • определенность – предполагает наличие четкой инструкции, которой нужно следовать при осуществлении процесса.

Это основные, но не единственные и не обязательные характеристики бизнес-процессов, которые можно использовать при анализе своей деятельности. Одного правильного списка всех характеристик не существуют, он должен составляться в организации в соответствии с ее спецификой.

Декомпозиция целей

Теперь рассмотрим вариант с достижением конкретной цели несколькими путями. Допустим, вы решили заработать в следующем месяце один миллион рублей. Вы знаете размер среднего чека – предположим, 20000 рублей.

Следовательно, для достижения необходимой суммы нужно заключить 50 договоров. Чтобы закрыть клиента на сделку, необходимо успешно провести с ним встречу. Средняя конверсия встречи в заказ у вас составляет 70%.

Но в то же время, чтобы назначить одну встречу, необходимо совершить 10 холодных звонков. Таким образом, 1 миллион рублей = 50 сделок = 71 встреча = 714 звонков. Значит, за каждый рабочий день, который 25 в месяце, необходимо делать 29 звонков.

Мы знаем конкретные цифры, что уже полезно и позволяет составить четкий план. Но что если мы, исходя из известной нам конверсии, сможем просчитать наши действия для сделок, где мы будем завышать цену, если это возможно? Средний чек не означает, что мы продаем по определенной цене.

Можно предоставить расширенный комплект услуг или просто завышать цену, ориентируясь на более обеспеченную целевую аудиторию. Набор возможных вариантов будет выглядеть так:

Цена20000 рублей40000 рублей80000 рублей100000 рублей
Количество звонков714360190170
Количество встреч71361917
Количество сделок50251310
Общий доход1000000 руб1000000 руб1000000 руб1000000 руб

Модель грубая, но она дает понять, что, изменяя цену, вы сокращаете время на поиск клиентов, или, делая больше звонков, сможете продавать по более низкой цене.

В зависимости от специфики товара, каждое из этих изменений ведет к изменению подхода в продажах – вы ориентируетесь на другую аудиторию, поэтому вам нужен другой подход и другое представление своих преимуществ.

И, конечно, не стоит забывать, что способов привлечения клиентов может быть много, поэтому декомпозиция достижения денежно измеримой цели всегда должна учитывать эти способы или их цепочку.

Так, например, если речь идет о продажах через интернет, то первоначально работает реклама, затем сайт, а после – отдел продаж. И на каждом этапе отсеиваются клиенты. Для расчета необходимого количества обращений можно использовать интернет-сервисы по вычислению необходимых показателей. Например, декомпозиция5.рф 

(: 17, в среднем: 5,00 из 5)

Источник: https://medoed1.ru/biznes/chto-takoe-dekompozitsiya/

Что такое декомпозиция целей и как она помогает достигать результатов

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

Декомпозиция цели — это её детализация, наглядное разделение комплексной объемлющей цели на многоуровневую иерархию небольших взаимосвязанных задач.

Говоря простыми словами, любая цель подразделяется на несколько уровней задач, а те, в свою очередь, на элементарные действия.

Декомпозиция — это дедуктивный метод перехода от общего к частному. От сложного к простому. Это научная методика, эффективность которой подтверждена высокой результативностью применения в самых разных сферах — от личных спортивных достижений до масштабных индустриальных проектов.

В терминологии тайм-менеджмента принято называть «слонами» крупные цели и задачи.

Как проще всего «съесть слона» — достичь большой цели, решить крупную задачу? Нужно «нарезать слона на куски» — произвести декомпозицию целей — и постепенно «съесть небольшими бифштексами», выполняя простые понятные задачи. В идеальном случае «бифштекс» должен быть «съеден» за один присест от 15 минут до 2 часов.

Наши продукты помогают вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг

Узнать подробнее

Визуализация декомпозиции

Для визуализации декомпозиции целей используются различные подходы — от структурированного списка в рукописном или электронном виде до сложных таблиц.

Одним из самых удобных методов для наглядной декомпозиции целей являются древовидные интеллект-карты, ментальные карты, Mind Maps. Их можно рисовать на бумаге, либо составлять в специальных редакторах:

  • Miro (бывший RealTimeBoard);
  • XMind;
  • MindMeister;
  • MindJet Mindmanager;
  • Draw.io;
  • LucidChart.

Среди них есть простые и сложные, платные и бесплатные, для индивидуальной работы и коллективной.

Характеристики

В зависимости от сферы применения декомпозиции, мелкими подсистемами могут считаться не только задачи, но и различные понятия, процессы, явления. В бизнесе цели верхнего уровня могут относиться к регионам, проектам, продуктам, подразделениям.

Допускается несколько уровней вложенности в подобных структурах. В большинстве случаев оптимальной является декомпозиция до третьего уровня, на котором становится понятно, что конкретно делать. 

При планировании в крупных компаниях, холдингах, государственных структурах и международных проектах может применяться декомпозиция вплоть до шестого уровня. Причём начинать следует с видения, миссии и ценностей организации. Из них формулируются стратегические цели, которые далее разделяются на тактические, а уже те, в свою очередь, на функциональные задачи. 

Одна из основных задач декомпозиции — получение информации о необходимых ресурсах и требуемом объёме действий для достижения цели. Полезно чётко осознавать какие навыки, компетенции, люди и прочие ресурсы нужны для реализации каждого этапа достижения цели.

В отношении определения и расстановки приоритетов методика декомпозиции целей коррелирует с подходом Дуайта Эйзенхауэра.

В первую очередь важно обращать внимание на важность этапов достижения цели, а не на срочные задачи.

Когда срочность доминирует над важностью, ограничивается инициатива, сокращается пространство вариантов решения задач и, как следствие, становится меньше возможностей эффективного решения этих задач.

Основные методы декомпозиции целей

Прежде всего, важно сформулировать ключевую идею цели.

Пожалуй, самая эффективная декомпозиция цели достигается при применении методики SMART.

Как известно, по данной технологии цель должна быть:

  • S — конкретной (Specific);
  • M — измеримой (Measurable);
  • A — реально достижимой (Achievable);
  • R — значимой, важной (Relevant);
  • T — ограниченной по времени (Time bound).

Когда произведена декомпозиция цели, то алгоритм дальнейших действий становится предельно простым и понятным.

Определяются сроки выполнения каждого из этапов и назначаются ответственные исполнители, обладающие необходимыми знаниями, навыками, компетенциями, полномочиями и прочими ресурсами. 

Затем все данные вносятся в систему управления проектами, CRM, таск-трекер или же формируется диаграмма Гантта. Команда приступает к реализации плана для достижения поставленной цели.

Может показаться парадоксальным, но совмещение методики декомпозиции с технологией целеполагания SMART, помогает планировать и в условиях неопределённости. Когда вместо чёткой цели сформулировано только намерение.

При дроблении задач стоит анализировать, возможно ли выполнить каждую из крайних подзадач ветки за короткий период времени — до 2 часов. При обнаружении задач, которые не выполняются за такой промежуток времени, рекомендуется делить их на более мелкие до тех пор, пока все конечные задачи не будут соответствовать данному условию.

Отдельного рассмотрения заслуживает использование методики декомпозиции целей для бизнеса в маркетинге и аналитике. Проще говоря, применительно к воронке продаж. Потому что зная ключевые показатели, такие как средний чек, маржинальность и конверсию каждого этапа, можно производить расчёты, исходя из целей.

Выгоды от использования декомпозиции целей в бизнесе и маркетинге очевидны. Цифр и показателей так много, что в этом легко запутаться: часто возникает хаос в постановке целей. С помощью метода декомпозиции целей легко понять, на какие метрики и характеристики обратить внимание. Например, у руководства появилась задача — увеличить продажи. И тут мы снова возвращаемся к воронке продаж. 

Итак, есть конкретная цель — увеличить чистую прибыль, к примеру, на 10%. Чтобы добиться таких результатов, нужно разделить эту амбициозную задачу на подзадачи, а именно разложить на этапы воронки продаж. Как известно, воронка продаж состоит из нескольких стадий. 

Возьмем за основу распространенный шаблон воронки. Обычно путь клиента начинается с рекламы, затем он попадает в отдел продаж, а потом совершает покупку. Логично предположить, что на каком-то из этих этапов надо увеличить один или несколько показателей.

К примеру, если увеличить расходы на рекламу в несколько раз, то вырастет и чистая прибыль согласно прогнозам.

Однако стоит понимать, что одна и та же рекламная кампания способна выдавать разные результаты: в каком-то случае CTR может быть выше, а где-то ниже. А это, в свою очередь, влияет на количество лидов и завершенных сделок.

Тем не менее, это не меняет сути декомпозиции в бизнесе и маркетинге — выяснить ключевые показатели, и на основе этих показателей выстроить эффективную маркетинговую стратегию. 

Метод декомпозиции целей можно применить иначе. Предположим, в небольшом городе работает  магазин бытовой техники. Его владелец решил, что в новом месяце надо увеличить средний чек: от 5 000 до 7 000 рублей, чтобы увеличить оборот. В таком случае визуализация декомпозиции цели выглядит примерно так.

Есть глобальная задача — увеличить средний чек. Чтобы в клиент покупал больше, есть смысл предложить бесплатную доставку, анонсировать акцию или внедрить гибкую скидочную систему.

Таким образом, задача «дробится» на более мелкие задачи, решение которых занимает не так много времени.

Так, если владелец магазина планирует бесплатную доставку, то ему следует подумать — за какую сумму чека покупатель получит право доставки до дома. 

Поэтому владелец тратит время на поиски баланса: фиксированная сумма должна быть и выгодной для магазина, и привлекательной для покупателя.

К этому добавляется еще одна подзадача — договориться с курьерской службой, продумать логистику и далее по списку. То же самое относится и к другим мерам.

При этом целостность глобальной задачи не нарушается: она выполняется по ходу движения снизу вверх. 

Узнать подробнее

Источник: https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-dekompozitsiya-tselej-i-kak-ona-pomogaet-dostigat-rezultatov/

Основы бизнес процессов. Декомпозиция и характеристики

Декомпозиция - это... Метод декомпозиции: цели, процессы, структура и виды

Если всю деятельность компании можно разделить на бизнес процессы, то и процессы можно разделить на более мелкие составляющие. В методологии построения бизнес процессов это называется “декомпозиция бизнес процессов”.

Цель декомпозиции очень проста – если большим процессом сложно управлять, его необходимо разделить на части. Проектирование бизнес процессов  позволяет нам «разбирать» и «собирать» процессы, изменяя их размер.

Об этом, а также характеристиках процессов мы и поговорим.

Итак, процесс можно разбить на более мелкие части:

Подпроцесс. Если нам необходимо разделить процесс на части для более легкого управления мы будем делить его на подпроцессы.  Подпроцесс можно рассматривать отдельно. Он имеет такие же составляющие и свойства. У подпроцесса так же есть начало, окончание, механизм реализации, показатели и т.д.

Иными словами, подпроцесс – это процесс более низкого уровня. В принципе, количество уровней, подпроцессов, на которые мы делим процесс, может быть безграничным.

Когда мы собираемся приготовить обед, то мысленно делим процесс на подпроцессы – подготовка продуктов, подготовка посуды, обработка продуктов, приготовление.

Операция. Это самое простое действие в процессе. “Простое” означает, что его не надо детализировать. Если процесс не имеет вложенных подпроцессов, то его механизм реализации как раз и представляет собой цепочку операций.

Когда мы готовим посуду для приготовления обеда, то выполняем простые операции: достать кастрюлю, налить в нее воду, поставить на плиту и так далее.

Нет смысла подробно объяснять, что значит «налить воду в кастрюлю», а значит, это операция.

Бизнес процесс, подпроцессы и операции

Насколько необходимо детализировать процессы?

Ровно настолько, насколько вам это необходимо;) Да, это правда. Все зависит от цели описания бизнес процесса. Если нужно подробное описание для новичка, то и детализировать необходимо максимально. Таким образом, кстати, можно готовить инструкции для некоторых подпроцессов.

Если же вы делаете общую модель, то достаточно общих, объемных операций. К примеру, подготовка квартального отчета, тоже может быть операцией. А может и подпроцессом с большим количеством уровней. Мы еще вернемся к этому вопросу в теме про подготовку описания процессов.

Группировка операций и подпроцессов

Иногда необходимо объединить некоторые операции или подпроцессы – чтобы ими было легче оперировать. К примеру, можно выделить:

  • Работы – это процессы и/или операции, которые выполняет один человек или одно подразделение. Например, для дворника такой работой является уборка мусора.
  • Функции – совокупность работ, похожих друг на друга или имеющих что-то общее. Продажи – это функция. А обработка заявок по продажам – работа.

По сути, можно спокойно обойтись без такой группировки. В своей работе я стараюсь избегать подобных усложнений.

Но есть один очень полезный тип группировки – Процедура. Процедура – это цепочка операций. При этом такая цепочка может иметь только один вариант порядка действий, а операции выполняются одна за одной, без перерыва. Процедуры удобны для подготовки инструкций.

Характеристики бизнес процесса

Любой бизнес процесс необходимо как-то оценивать. Оценка позволяет быстро понять, какие процессы требуют пристального внимания и должны меняться в первую очередь. Это позволяет найти слабое звено во всей системе бизнес процессов.  Любой процесс можно охарактеризовать по следующим критериям:

  1. Результативность – достигает процесс необходимых результатов или нет. Если в результате процесса «Приготовление пирога» получился яблочный пирог, то процесс результативен.
  2. Эффективность – сколько ресурсов затрачивает процесс на получение результата. Если вы знаете, что на приготовление пирога должно уйти 0,5 кг яблок, а было потрачено 2 кг, то процесс неэффективен.
  3. Определенность – если процесс описан в каком-то документе, и то, как он выполняет в действительности, соответствует тому, что написано, значит, процесс определен. Если пирог был приготовлен полностью по рецепту, все ок.
  4. Повторяемость – важнейшая характеристика! Она показывает, может ли процесс получать одинаковые результаты из раза в раз. Если повар постоянно выдает разные яблочные пироги, что-то не так с процессом. Или с поваром.:)
  5. Адаптируемость – характеристика гибкости бизнес процесса, т. е. способности меняться в зависимости от условий. Можно ли быстро заменить яблоки на груши? Можно. Значит, процесс адаптируем.
  6. Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса. Иными словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением.
  7. Стоимость – это совокупность всех затрат выполнения процесса 1 раз. Для этого необходимо подсчитать, сколько продуктов мы затратили на приготовление пирога, сколько стоит время повара, который его готовил, а также сколько стоит использование инструментов и посуды.

Данные характеристики являются основой бизнес процессов. Но никто не запрещает вам добавлять их, сократить или расширить.

Итак. Методология бизнес процессов помогает нам разбивать крупные процессы на подпроцессы и операции. Операция – самая простая составляющая процесса.

При создании бизнес процессов необходимо учитывать их характеристики. Более того, построение системы бизнес процессов невозможно без построения системы характеристик.

Построение системы бизнес процессов начинается с карты процессов, но об этом уже в другой раз.

Вернуться на Главную?

by Roman Zaytsev

Источник: https://rzbpm.ru/knowledge/osnovy-biznes-processov-dekompoziciya-i-xarakteristiki.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: