Что такое роль человека в обществе и семье

Содержание
  1. Значение семьи в жизни человека
  2. Каково значение семьи в жизни человека?
  3. Семейные узы – всему начало
  4. Признаки семьи
  5. Роль семьи в жизни человека и общества
  6. Психологический климат
  7. Поговорим о семейных ценностях
  8. А какова роль семьи для ребенка?
  9. Демонстрируйте важность родства ребенку
  10. Основные социальные роли человека: что входит в понятие, в чем проявляется
  11. Определение в психологии
  12. Характеристики социальных ролей
  13. Значение социальной роли в жизни человека
  14. Как связаны социальный статус и социальная роль
  15. Виды социальных ролей
  16. Новые социальные роли молодежи
  17. Социальная роль гражданина, примеры из жизни
  18. Роль семьи в жизни человека
  19. Свойства (признаки) семьи
  20. Основные функции семьи
  21. Внутренний климат в семье
  22. Семейные ценности
  23. Семейные традиции
  24. Как укрепить семью:
  25. Нравственные основы любви брака и семьи кратко
  26. Классификация моделей поведения
  27. Пути приобретения роли
  28. Степень формализации отношений
  29. Мотивы и стереотипы
  30. Гендерные нормы
  31. «Роль семьи в современном обществе»

Значение семьи в жизни человека

Что такое роль человека в обществе и семье

Семья – не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. Поговорим о ее ценности и о многом другом.

Каково значение семьи в жизни человека?

Семья – то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в светлое будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию.

Немаловажное влияние на развитие оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми.

Младшие также играют великую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло.

Значение семьи в жизни человека безгранично велико.

Семейные узы – всему начало

Семья – это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, основа которой – брачный союз супругов, обрастающий родственными отношениями двух и более людей, которые живут вместе.

Признаки семьи

Маленький социум обладает рядом уникальных свойств:

  1. Вступление в эту общность происходит исключительно на добровольной и безвозмездной основе.
  2. Общими между членами семьи могут быть бюджет, совместное проживание и ведение хозяйства, приобретение любого имущества, материальных ценностей.
  3. Наличие общих детей.
  4. Соблюдение прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
  5. Участники группы связаны моральным, психологическим и нравственным единством.

Это что касается признаков. Далее поговорим о функциях.

Роль семьи в жизни человека и общества

Семья выполняет множество важных функций, которые обеспечивают ее жизнедеятельность. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первоочередная – репродуктивная. Преследует осуществление общественной и индивидуальной задачи. Первая отвечает за воспроизводство численности населения, вторая – удовлетворение природной потребности в рождении детей.
  2. Воспитательная. Это социализация и воспитание детей до их совершеннолетия. Крохе передаются семейные традиции и ценности, прививаются моральные принципы.
  3. Экономическая. Семья обеспечивает удовлетворение первичных потребностей – кров, еда и питье, одежда. Члены малой общности ведут совместное хозяйство, приобретают и накапливают материальные блага и ценности с целью передачи подрастающему поколению.
  4. Восстановительная. Человек нуждается в защите, любви и заботе. Неудовлетворенность этих базовых потребностей ведет к проблемам, связанным с физическими и психологическими заболеваниями, вследствие чего появляются депрессии, всплески агрессии и нервные срывы как внутри семьи, так и за ее пределами. Это влечет расторжение брака, дети растут не в полноценной семье. Все зависит от членов семьи: если крепок общий дух, близкие уважают, любят друг друга, ценят, идут на уступки, могут организовать досуг и быт, их семейный корабль никогда не разобьется о рифы проблем.

В семье очень важна благоприятная эмоциональная обстановка. Поговорим об этом.

Психологический климат

Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.

Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.

Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи.

В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа.

Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека – первостепенное.

Поговорим о семейных ценностях

Крепкая и дружная семья – маленький кирпичик надежного фундамента большого здорового социума, поэтому роль современной семьи в жизни каждого человека в отдельности и общества в целом очень велика.

Ценности – это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать. Судя по ним, можно определить, какое значение семья имеет в жизни человека.

Рассмотрим главные из них:

  1. Правдивость. Честность в отношениях – основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес.
  2. Гибкость. Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей.
  3. Сплоченность. Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками.
  4. Прощение. Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры.
  5. Щедрость. Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души.
  6. Традиции. Поговорим о том, что такое традиции семьи. У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни – нужно знать своих предков, свои корни.
  7. Любопытство. Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство крохи, помогать ему познавать мир.
  8. Общение. Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится.
  9. Ответственность. Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством.

В зависимости от имеющихся семейных ценностей, благоприятного климата, сложившихся моральных принципов и устоев, формируется образ семьи, который станет лицом сплоченной социальной группы. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, ребенка, супруга.

А какова роль семьи для ребенка?

Семья – то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир.

Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой.

Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Демонстрируйте важность родства ребенку

Для чего это нужно? Дети умеют лишь копировать действия взрослых людей, они перенимают поведение родителей. Поэтому важно, чтобы последние были образцом подражания для своих крох, показывая на личном примере значение семьи в жизни человека.

Практические советы:

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще обнимайте, целуйте, говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.

Детки должны воспитываться в здоровых семьях, тогда они будут эмоционально стабильнее и сильнее, уравновешеннее, увереннее в себе. Имея такой багаж за плечами, они никогда не станут социально опасными людьми и будут приносить пользу обществу, уважать себя, семью, социум, в котором живут, и существующие законы, правила и устои.

Источник

Наталья созерцатель

  • Активность: 132k
  • Пол: Женщина

Наталья созерцатель

Источник: https://otnosheniya.temaretik.com/1306655787432019977/znachenie-semi-v-zhizni-cheloveka/

Основные социальные роли человека: что входит в понятие, в чем проявляется

Что такое роль человека в обществе и семье

Мудрецы с Востока говорят, что существование человека предначертано судьбой. Сомерсет Моэм сравнивает жизнь с театром, где каждому предопределена своя социальная роль, но не все играют ее «на бис».

Какова твоя роль в социуме

С первых минут рождения человеку уже заготовлено место в обществе. На то, каким вырастет младенец, оказывает влияние окружение. Одни люди всецело подчиняются нормам своего мира. Другие – поведением вступают с ним в антагонизм. Ни один индивид не остается вне системы.

Определение в психологии

Все сферы жизни людей изучает обществознание. Тема, что это такое роль социальная, не осталась без внимания и у психологов. Именно они более всего интересуются поведенческими мотивами людей, давая оценку, насколько действия вписываются в принятые нормы.

Каждое общество в процессе развития вырабатывает свои статусы и модели поведения. Эти 2 понятия взаимосвязаны – второй определяется, исходя из первого. Поэтому социальные роли человека в рабовладельческом строе в корне отличаются от тех, что выработаны в капиталистическом мире или проявляются в обществе с демократическими основами.

Дополнительная информация. Роль в социуме – это своеобразный шаблон поведения, которому человек должен следовать. Стандарты определяются окружением и воспитанием, эти факторы могут отличаться от норм в глобальном масштабе.

Характеристики социальных ролей

Черты характера человека — какие бывают, их описание и особенности

Мир настолько разнообразен, что мало играть только одну роль. В каждом из образов подчинение человека общим шаблонам будет отличаться. Чтобы вникнуть в суть поведенческих моделей, их следует разложить на аспекты.

Составляющие социальной роли

АспектХарактеристика
МасштабностьОдин человек играет несколько ролей одновременно, и они определяются межличностными отношениями
Способ полученияИх 2: роль, предопределенная полом, возрастом и т.п., и приобретенная в процессе жизни (профессия, образование)
ФормализацияОтношения между личностями в обществе могут быть строго формальными или неформальными, а также сочетающими оба аспекта
МотивацияЕсть цели и мотивы, заставляющие человека выполнять те или иные действия

Многообразие социальных ролей

Роль должна соответствовать нормам социальных институтов, личных и общественных отношений. Она безлика, не подбирается под каждого конкретного человека. На разных стадиях жизни индивида его роли отличаются. Развиваясь, меняется и общество, значит, корректируются модели поведения.

Значение социальной роли в жизни человека

Вне общества существовать нереально. Чтобы влиться в него, необходимо соответствовать установленным нормам. К моделям поведения людей готовят с детства. С возрастом роли меняются (малыш превратился в школьника, затем – в студента и т.д.). На каждом этапе приходится приспосабливаться к новому статусу, входить в другую роль.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении человека

Параллельно возникает необходимость осваивать и другие образы. Вначале индивид – это просто чей-то сын и внук. Затем он называется женихом, впоследствии мужем и отцом.

На каждом этапе к личностным (неформальным) отношениям добавляются и другие. Ребенок посещает садик, школу, поступает в институт или идет работать. В каждой из таких групп существуют своя иерархия и определенные нормы поведения, соблюдения которых от него ожидают.

Чем больше ролевой репертуар, тем легче человеку адаптироваться к жизни. Сначала нужно освоиться с изобилием образов, что удается не всем. Важен динамический переход из одной возрастной группы в другую. В противном случае при выполнении ролей будут возникать конфликтные ситуации.

Нужно также научиться быстро адаптироваться в параллельных ячейках общества. Ведь не всегда модель поведения, выработанная в семье, соответствует должным образом нормам, определенным школьными правилами, трудовым статусом.

Обратите внимание! Если человек стремится достичь определенных высот в жизни, ему придется осваивать новые обязанности. Это хорошо – многообразие образов делает индивида высокоразвитым и повышает шансы на реализацию своих мотиваций.

Как связаны социальный статус и социальная роль

Социальная дезадаптация в психологии

Достаточно двух человек, чтобы создать иерархию. Группа людей – это уже ячейка, где каждому отведена своя роль. Многообразие группировок – общественный строй, в котором важны не только межличностные отношения, но и способность одних руководить, других – подчиняться.

Любое общество – пирамида, где каждой ступеньке присвоен определенный ранг (низкий, средний, высокий). Они и составляют иерархию, которой подчиняются группы. Но и в отдельно взятой прослойке существует свое ранжирование, определяющее место каждого члена сообщества.

Статус – мотивация к действию

Социальные роли и статусы связаны между собой. Именно положение человека в обществе трактует нормы его поведения и предопределяет взаимоотношения с окружающими. Иными словами, «что позволено Юпитеру, не дозволено Быку».

В ролевых играх не все так просто – человек одновременно обладает несколькими статусами. Их совокупность подразделяется на:

  • родственные;
  • гендерные;
  • политические;
  • экономические;
  • религиозные;
  • профессиональные.

Наряду с постоянными и основными статусами, существуют временные и эпизодические. В каждом ранге у индивида соответствующая роль. Она не везде занимает главенствующее место в иерархии. В подтверждение можно привести такой пример. Любимый отец семейства, обладающий в кругу родных авторитетом, бывает неприметным «серым винтиком» у себя на производстве.

Важно! Несовпадение статусов в разных сферах деятельности одного человека приводит к противоречиям во всех иерархиях, мешая индивиду выполнить хорошо свои роль.

В целом все статусы предопределяют особенности социальных отношений. Ранги дают определенные привилегии и права, обозначают круг обязанностей. Они же диктуют модель поведения. Поэтому социальную роль можно представить, как статусную функцию, реализуемую в рамках определенного общества.

Виды социальных ролей

Все роли в социуме предопределены статусами и являются обезличенными. Каждый человек может «примерить» на себя любой имидж. Стоит войти в роль, он начинает подчиняться определенному плану поведения, наделяя образ личностными особенностями.

Поэтому не существует стопроцентно одинакового исполнения ролей, как на театральной сцене, так и в жизни. Столь разнообразны по типам и социальные имиджи.

Роли в социуме

ВидыОсобенности
ИндивидуальныеЯвляются безличностными и определяют статусную деятельность на всех уровнях жизни. Подразделяются на категории:• профессиональная деятельность;• демографическая роль (иерархия в семье);• социально-половая (разделение на мужчин и женщин).Каждой роли свойственны шаблоны поведения, определяемые культурой и установленные социумом
МежличностныеОпределяются во взаимоотношениях людей. Они окрашены в эмоциональные тональности и принадлежат конкретным личностям. Обычно индивиды с ярким характером занимают лидирующие позиции, а «серые мышки» часто становятся изгоями

Межличностные роли не столько предопределяются жизнью, сколько навязываются, закрепляются людьми из окружения. Полагаясь на собственные ощущения и эмоции в отношении конкретного человека, люди наделяют его определенными характеристиками (дружелюбный или эгоист, хвастун или трус, лжец или правдолюбец).

Новые социальные роли молодежи

Чем дольше существует группа людей, подчиняющихся определенным стандартам, тем сложнее менять поведенческие стереотипы. Нелегко расставаться и с доминирующими статусами. Но «все в мире течет, все в нем меняется». Это часто приводит к проблеме отцов и детей.

Термин «молодежь» из эпохи в эпоху меняет возрастные рамки. Несколько веков назад детский период был кратким – во взрослую жизнь вступали 16-ти летними, со всеми вытекающими обязанностями. Современные юноши и девушки в этом возрасте еще считаются тинэйджерами.

Этапы взросления

Социология молодежный статус присваивает тем, кому за 18 и вплоть до 25-ти (иногда 30 лет). Психология уверяет, что нет возрастных рамок для определения молодежного сознания. Можно и в 16 зрело смотреть на жизнь, а в 35 оставаться инфантильным индивидом, который всецело зависит от родителей.

В любом случае с 18 лет любой гражданин страны по Конституции вправе сменить роль «ребенок» на «взрослый человек». Это определяет его положение в обществе, наделяя новыми правами и предоставляя более широкий спектр возможностей.

Как следствие – ощущение своей значимости в данном мире. Вплоть до конца 19 в. за молодых людей все решения принимали родители (опекуны): кем работать, на ком жениться. Обучение было доступно не всем. Сейчас юноши и девушки в большинстве случаев делают выбор концепции самостоятельно, примеряя на себя ту или иную роль социума.

Для некоторых взрослая жизнь начинается поздно. Вступление в брак откладывается на неопределенный период: после окончания высших учебных заведений и получения профессии. Кто-то вообще не стремится обзаводиться семьей и довольствуется свободными отношениями. Такое поведение вполне укладывается в рамки морали современного общества.

Социальная роль гражданина, примеры из жизни

Мир создает модели поведения, но они не являются жесткими. Люди вправе осознанно выбирать свои роли и следовать им до поры до времени. При желании можно сменить свой базовый статус на любом из этапов.

Социальный статус гражданина

Обратите внимание! Если жить по четко запрограммированному алгоритму, да еще вразрез с внутренним «Я», существование превратится в страдания, в преодолении которых можно потерять себя как личность.

К примеру, на юношей, достигших призывного возраста, общество возлагает роль защитника Отечества, предопределяя им краткосрочную службу в армии. Конкретный парень, воспитанный в семье с пацифистками взглядами на жизнь, старается избежать данной обязанности. Но это не мешает ему выполнять другие роли: сына, мужа, хорошего работника и т.п.

Взяв на себя исполнение множества функций в разных группах, не везде индивид доминирует. Женщина – высококвалифицированный специалист является передовиком производства. К ее мнению прислушивается руководство фабрики. Придя домой, она представляет собой безликий элемент семьи, где всем управляет свекровь.

К статусным ролям можно относиться по-разному. Если человек наделен властью, он ею наслаждается по полной. При этом не всегда его поведение в одной общественной группе созвучно с поведением в другой.

Являясь руководителем отдела в одном из НИИ, гражданин К. пользуется уважением и любовью коллег. В кругу друзей его считают «душой компании». А вот дома он – настоящий тиран, которого боятся жена и дети.

Для каждой роли своя маска

Когда-то «принести в подоле» было позорно для девушки и ее семьи. Современное общество лояльнее относится к таким особам. Можно сказать, что статус «мать-одиночка» уже стал привычно будничным. Теперь исполнять эту роль не стыдятся ни молоденькая студентка, ни более взрослая женщина-инженер (бухгалтер, учитель и т.д.).

Несмотря на то, что поведенческие шаблоны создаются общественными статусами, люди вправе играть свою роль так, как они считают нужным. В этом заключаются залог гармонии мира и смысл существования.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-rol-cheloveka.html

Роль семьи в жизни человека

Что такое роль человека в обществе и семье
Семья – не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом, самое важное в жизни, что есть у человека. В этой статье, поговорим о ее ценности и о многом другом

Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:

  • Моно и полигамные семьи. Полигамные – например, “шведские”, предполагают не ограниченное количествомужчин и женщин. Хотя гарем – это вариант одного мужчины с несколькими женами. Моногамные – такие семьиявляются традиционными в России. Они предполагают одного мужчину и одну женщину. Полигамные семьитоже бывают счастливыми, но у нас они считаются не приемлемыми.;
  • Нуклеарные и простые семьи. В нуклеарных совместно проживает несколько поколений. Живут и ведутсовместное хозяйство они обычно в больших домах. Простые семьи – это родители с детьми. Они в своюочередь делятся на мало- и многодетные. Многодетная семья – это семья в которой три и более ребенка;
  • Так же семьи делятся по месту проживания. Если муж и жена живут отдельно, это неолокальная семья,если с семьей жены – матрилокальная, а с родителями мужа – патрилокальная;
  • При равной степени влияния на принятие семейных решений, семья называется демократичной, если главасемьи мужчина, то семья патриархальная, а когда все решает женщина – матриархальная;
  • По уровню развития семьи делят на: молодые и устоявшиеся;
  • По внутрисемейным отношениям семьи бывают благополучными и неблагополучными;
  • По благосостоянию – малоимущие и обеспеченные.

Семья и все, что с ней связано зависит прежде всего от родителей. Они организуют быт, формируют отношения,и на своем примере прививают детям те качества, которые те потом будут проявлять в своей жизни и в тех семьях,которые они создадут в свою очередь.

Так же, на формирование нового человека сильно влияют старшие дети. Они дают младшим эмоциональнуюподдержку, помогают познавать мир и учат взаимодействовать в обществе. Младшие дети не толькопринимают помощь старших, но и воспитывают в старших умение помогать слабым, защищать беспомощных.

По определению, которое дает психология, семья – это социальная группа, основателями которой становятсясупруги. В своем развитии она проходит ряд стадий, обрастает родственными связями и обзаводится детьми.

Свойства (признаки) семьи

  • Семья создается на добровольной основе.
  • Члены семьи ведут совместное хозяйство, вместе проживают и приобретают общее имущество.
  • Полноценная семья должна иметь общих детей.
  • Для всех членов семьи обязательны соблюдение тех прав и обязанностей, которые предусмотрены законом.
  • Члены семьи подчиняются не только юридическим, но и моральным нормам, принятым в обществе.

Основные функции семьи

Репродуктивная. Эта функция – основная. Она основана на том, что у людей есть потребностьв рождении детей. Кроме того, эта функция очень важна для того, чтобы поддерживать численность населения.

Воспитание. До достижения совершеннолетия дети живут в семье. За это время они от своихродителей и старших членов семьи перенимают те традиции и моральные нормы, которые приняты в обществе.

Экономическая. Семья общими усилиями создает для всех своих членов условия для полноценнойжизни, нормального питания и обучения. Для этого люди производят, накапливают ценности и передают их понаследству.

Восстановление. Семья – это то место, где человек может отдохнуть, поправить свое физическое и психологическое состояние. Если этого не происходит, то семьи распадаются.

Внутренний климат в семье

Разные люди по разному оцениваю значение семьи в своей жизни. Если в семье благоприятный психологическийклимат, то такая семья очень высоко ценится ее членами, если климат неблагоприятный, то в такой семьенет особой ценности.

Благополучная семья – это семья, в которой каждый ее член окружен заботой и ответственно подходит к помощиродственникам. Климат в ней доброжелательный, пронизанный взаимопониманием и скрепленный общностью интересов.

Семейные ценности

Ценности – это основа, на которой стоит семья. В них входят моральные нормы и принципы, семейные традициии правила. Вот основные из них:

Честность. Без нее семья не будет крепкой и легко разрушится под воздействием житейскихпроблем.

Понимание. Стремление понять другого позволяет не ссорится по пустякам и находит общие решения.

Единство. Каждый член семьи должен знать, что он не один. С ним всегда его семья. Этопозволяет переносить любые невзгоды.

Доброта. Доброта, позволяет не обижаться по пустякам, не тратить силы и время попусту.

Семейные традиции

У одних семей есть традиционные праздники, когда все поколения собираются вместе со всех концов страны. Другиепо субботам устраивают чаепития у бабушки. Третьи – по пятницам устраивают спортивные соревнования.

Традиции увсех разные, но если они есть, то у них существует основа для единения семьи, повод для постоянных встреч и регулярногообщения родственников.

Общение формирует доверие и позволяет передавать моральные ценности подрастающемупоколению

Как укрепить семью:

  • Надо проводить как можно больше времени вместе всей семьей. Это не только праздники, но и походы,выходные и совместные хобби. В обстановке всеобщего единения дети лучше понимают родителей, и родителямлегче передавать свои ценности детям.
  • Личный пример – основа воспитания. Если Вы уважительно относитесь к своим родителям, заботитесь о них,то и Ваши дети будут поступать с Вами точно так же.
  • Если у Вас до сих про нет семейных традиций, то просто придумайте их себе. Главное, чтобы они былипо душе всем членам семьи.
  • Приучайте детей к работе по дому, учите их тонкостям домашнего хозяйства и обязательно хвалите за успехи.
  • Не стесняйтес говоить детям о том, как Вы их любите, обнимайте их почаще.
  • Помните, что Ваши дети за идеал мужчины будут принимать отца, а за идеал женщины – мать. Поэтому Вам надосоответстовать.
  • Если ребенок воспитывается в семье с благоприятным психологическим климатом, то он будет здоровым, уверенным в себе, уравновешенным человеком.

Источник: https://dao-s.ru/blog/otnosh/2020-02-01-rol-semi-v-zhizni-cheloveka.html

Нравственные основы любви брака и семьи кратко

Что такое роль человека в обществе и семье

Рассмотрим определение, что такое роль. Это проблема обществоведческих наук. В социологии данный термин означает определенную модель человека в обстоятельствах, заданных социальными институтами. Это понятие тесно связано с социальным статусом личности, поскольку предполагает набор действий, которое люди ожидают от человека в соответствии с его общественным положением.

Классификация моделей поведения

Роль человека, как правило, определяется несколькими факторами: его служебным статусом, семьей, друзьями, с которыми он вступает в неформальное общение. Вкратце опишем основные составляющие заданных ситуаций.

Профессиональные обязанности задают человеку формальную модель поведения, которой он волей-неволей вынужден придерживаться.

Коллеги, начальство на работе ожидают от субъекта таких действий, которые бы отвечали запросам коллектива.

Семья также предполагает широкий диапазон самых различных вариантов поведения. Межличностные отношения между супругами строятся как на эмоционально-чувственном уровне, так и на юридических нормах, закрепленных общественными институтами. И каждый раз человек действует в зависимости от того, на каком из вышеперечисленных уровней происходит контакт.

Что такое роль в неформальном общении, можно проследить на примере таких явлений, как выделение лидера в группе, наличие в любом коллективе лица, к которому все относятся с пренебрежением, или любимца в семье и т.д. Каждая из этих ситуаций задает определенное поведение ее участников, которое формируется чаще всего на подсознательном уровне.

Пути приобретения роли

Любой человек может повысить или, наоборот, понизить свой социальный статус, что, в свою очередь, приведет к изменению его манер и поступков в обществе.

Чаще всего человек достигает этого на профессиональном поприще: например, студент может добиться научной степени и стать профессором, или простой солдат может дослужиться до генерала, или обыкновенный чиновник может получить повышение по службе.

Однако биологические роли изменить нельзя; речь в данном случае идет о том, насколько человек им соответствует.

Степень формализации отношений

Характеристика вопроса о том, что такое роль, предполагает выяснение того, в каком соотношении находятся между собой межличностная и официальная модели поведения человека в том или ином статусе.

Если личность в течение долгого времени занимает определенное положение в обществе, то в его поведении, как правило, сочетаются формальные и неформальные элементы. Например, в том случае, когда человек долго служит на одной работе, его отношения с начальником, скорее всего, сложатся именно подобным образом.

Подчиненный будет вести себя в соответствии с предписанными нормами, но вместе с тем, ввиду давнего знакомства, поведение иногда будет определяться не правилами и установками, а эмоциями и чувствами.

Мотивы и стереотипы

Человек, часто не задумываясь о том, что такое роль, тем не менее действует в соответствии с заданными стандартами, которые зависят от его социального статуса. Межличностные отношения зависят от привязанностей и симпатий, которые и определяют поведение в неформальном отношении.

Например, естественная привязанность родителей к своим детям является мотивацией для того, чтобы заботиться о них. Стремление достичь материальных благ или высокого социального статуса часто является превосходным стимулом для повышения карьеры.

Нравственное чувство долга также определяет поведение человека в трудных обстоятельствах.

Роль в обществе личности нередко строится на стереотипах. Под последним понятием принято понимать устойчивые поступки и отношения к тем или иным событиям, фактам, людям.

Определенные образцы восприятия действительности зачастую заранее формируют взгляды и, следовательно, поступки человека.

С помощью стереотипов человек формирует собственное, может, даже несколько упрощенное представление об окружающем мире, что и формирует его поведение в отношении заданных объектов.

Гендерные нормы

Большую роль в развитии общества играет совокупность норм и представлений о том, как должен вести себя человек в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу.

Пожалуй, это одна из самых ранних установок в человеческом обществе. Показательно, что ученые не считают возможным говорить о том, что гендерная роль в обществе была изначальна биологически заданной константой.

Напротив, некоторые исследователи склонны видеть в ней социальные или когнитивные элементы.

Дело в том, что это понятие предполагает определенные социальные ожидания со стороны общества по отношению к мужчине и женщине.

Например, испокон веков принято считать, что супруг – это добытчик, а жена и мать – хранительница домашнего очага и воспитательница детей.

Впрочем, в послднее время наблюдается тенденция к изменению этих представлений: например, женщины в связи с феминизацией стремятся выполнять мужские функции.

«Роль семьи в современном обществе»

Выступление на общешкольном родительском собрании

«Роль семьи в современном обществе»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Социализирующие функции семьи

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребёнка.

В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола.

Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-четвёртых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания ли которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % – формируют правонарушителей.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его “жёсткости-мягкости” стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся “лепить личность”. Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим.

Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение.

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько “формировать” личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества.

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи.

Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье.

Ведь общение – один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является важным условием для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

Я хочу сейчас обратиться к родителям подростков. Воспитание подростков – дело весьма непростое. Некоторые из коммуникативных тактик могут применяться в течение долгого периода времени, чтобы снять стресс у подростка.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в состоянии депрессии или же у ребенка появилось несвойственное ему поведение, найдите время, чтобы внимательно выслушать его. Если вы не думаете, что проблема серьезная, то помните, она может быть очень серьезной для того, кто еще растет и развивается.

Если вы чувствуете, что не можете вывести вашего ребенка на откровенный разговор, или вы сомневаетесь, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту психологической службы.

А в заключении, я хотела бы вам прочитать притчу о Разумном воспитании.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

– Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

– Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал мудрец, – если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

Источник: https://multiurok.ru/files/rol-semi-v-sovremennom-obshchestve.html

Источник: https://dom.sno-kzngmu.ru/spravka/nravstvennye-osnovy-lyubvi-braka-i-semi-kratko/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: