Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Содержание
  1. Приказная система управления Московским царством: причины создания и упразднения
  2. Зарождение приказов
  3. Хозяйственные приказы
  4. Общегосударственные приказы
  5. Областные приказы
  6. Чиновники
  7. Итог
  8. Система государственного управления. приказы – Школьная История
  9. Система государственного управления. приказы: для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая
  10. Как на Руси появились предшественники «министерств» — приказы?
  11. Приказная система: суть, история возникновения, становление и расцвет
  12. Создание приказной системы
  13. Устройство и состав
  14. Разделение полномочий: сложности
  15. Территориальные приказы
  16. Дворцовые
  17. Отраслевые
  18. Военные и дипломатические дела
  19. Контрольные и ревизионные приказы
  20. Государственное благоустройство
  21. Список обязательных приказов организации
  22. Перечень ежегодных приказов организации.
  23. Какие приказы необходимо обновлять ежегодно.
  24. Приказ об утверждении штатного расписания.
  25. Приказ об утверждении графика отпусков.
  26. Приказ об утверждении номенклатуры дел на 2020 год.
  27. Обязательные приказы на предприятии на начало года.
  28. Сроки хранения обязательных приказов в организации.
  29. Как правильно оформить приказ о приёме на работу
  30. Приказная система
  31. Общегосударственные Приказы
  32. Областные Приказы
  33. Дворцовые Приказы

Приказная система управления Московским царством: причины создания и упразднения

Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Приказ – центральный орган управления в Московском царстве, созданный ещё Иваном III. Эта единица управления смогла просуществовать около двух веков, однако позже была упразднена при Петре I. Взамен им пришли коллегии.

Во главе каждого приказа стоял дьяк, который выбирался лично царём и боярской думой, из-за чего на эту должность часто назначались последние. Помощниками судей служили подьячие – именно на них сваливалась вся «чёрная» работа.

Всего такой орган можно было подразделить на 3 группы:

  • Дворцовые приказы занимались делами дворцового управления;
  • Общегосударственные приказы отвечали за управление Россией в целом;
  • Территориальные приказы следили за отдельными частями Московского царства.

Работа Счётного приказа и приказа Тайных дел была кратковременной и нерегулярной, поэтому эти органы не существовали всегда, а созывались лишь на время.

Так же отдельным пластом можно рассматривать Патриаршие приказы, а именно Казенный и Дворцовый. Первый из них отвечал за сохранность церковного имущества и управление им, а второй за работу церковной системы и её подразделений.

Чтобы понять полномочия приказов, можно сравнить их с современной системой управления. По сегодняшним меркам этот орган представлял исполнительную власть, то есть занимал низшее положение.

Зарождение приказов

К XV веку удалось устранить раздробленность России, путём окончательного присоединения отдельных княжеств и республик. Однако проблемы ещё оставались, ведь, чтобы сохранить порядок в таком огромном государстве и вновь не допустить развала, надо было наладить систему управления страной.

Конечно, во всех княжествах она уже существовала, но между собой эти правила и принципы сильно различались. По этой причине царь Иван III создал временные единицы власти, которые состояли из приближенных к нему бояр и чиновников. Каждый такой орган отвечал за определённую область жизни страны: от внешней политики до государственных измен.

Само слово «приказ» появилось из выражения «быть в приказе», то есть исполнять царскую волю.

>>  Любвеобильный царь: все жены Ивана Грозного

Хозяйственные приказы

Вопреки прогнозам Ивана Васильевича III приказы стали постоянными органами государственного управления. Опыт их основателя переняли следующие правители и создали ещё больше подобных подразделений.

Прежде всего, царю нужно было установить порядок во дворце и в своих резиденциях, поэтому первым учреждённым им органом стал Дворцовый приказ, занимающийся делами Кремля и ведением хозяйства в нём. Вообще Иван Васильевич очень бережно относился к личной собственности, и именно при нём большая часть Москвы была переделана: появились новые палаты, церкви и другие крупные постройки.

Следующим по очереди стал приказ казны. Его деятельность была направлена на сбор налогов с граждан, что являлось основной прибылью любого государства. Позже от него отделился Счётный приказ, который стал специализироваться на сборах косвенного налога, а именно сбор за торговлю, а также на получении прибыли с иностранных купцов.

Также можно выделить:

  • Царская и Царицына мастерская палата: изготовление одежды, обуви, украшений для царей и их семей;
  • Конюшенный приказ: уход за лошадьми, организация выездок;
  • Сокольничий приказ: уход за царскими соколами, проведение соколиной охоты.

Общегосударственные приказы

Считались одними из самых почётных, поэтому попасть туда было сложно. Занимались организацией каких-либо областей жизни или производства на территории всей России:

  • Ямской: отвечал за налаживание сообщения между городами, а также за почтовые доставки;
  • Посольский: в его полномочия входило ведение внешней политики, в том числе, и возвращение пленённых солдат на родину;
  • Большая казна: сбор денег с городов или отраслей, подчиняющихся другими приказам;
  • Каменных дел: сооружение каменных построек в крупных городах;
  • Оружейная палата: производство, хранение и учёт оружия, закуп новейших моделей. Как раз к началу работы этого органа в предгорьях Урала были обнаружены залежи различных металлических руд, так что проблемы с оснащением солдат не появлялись;
  • Рейтарский: управление конными военными подразделениями;
  • Пушкарский: назначение людей на военные должности. Также в его полномочия входила выплата им жалований и прочие процедуры;
  • Стрелецкий: управление наземными войсками, а также казаками. В его обязанности входила проверка явки всех военнообязанных феодалов. В отличие от Европы, где войска уже были полностью наёмными, то есть воины набирались по договору и получали за это жалование, в России до сих пор большая часть армии состояла из государевых подданных.
  • Разрядный: занимался назначением людей на государственные должности. Был одним из самых важных для знати, так как именно этот приказ решал, на какую службу их направят: военную или гражданскую. По этой причине попасть туда на службу было очень трудно, и удостаивались такой части только бояре и дворяне;
  • Иноземный: управление всеми войсками, в том числе, и теми, где числились иностранные воины;
  • Поместный: распределение поместий и сбор налога с них.

>>  Рекруты в Российской империи: «служить, доколе силы и здоровье позволят»

Областные приказы

Эти приказы, в отличие от Общегосударственных, занимались делами на порученной им территории. Всего Московское царство было разделено на 4 такие части: Смоленская, Малороссийская, Сибирская и Казанская. Каждый из таких органов обладал властью только в одной области, где и разбирался в делах жителей, а также помогал устанавливать царскую власть.

Чиновники

Стать дьяком мог только боярин или дворянин, кого выбрал сам царь.

Однако эти люди не имели образования в области управления людьми и организацией работы, поэтому приказы нуждались в квалифицированных сотрудниках.

Лишь спустя какое-то время в этих органах стали назначаться на должность подьячие и мелкие чиновники, дослужившиеся до этой должности самостоятельно, а не при помощи «знатной» крови.

Некоторые главы приказов настолько выделялись, что удостаивались чести попасть в государственную Думу, где они начинали работать, совмещая это со старыми обязанностями подьячего. Именно благодаря таким повышениям Московское царство смогло получить таких талантливых государственных деятелей, как братья Щелкаловы и Иван Висковатый.

Итог

Несмотря на все видимые преимущества такой системы, она не была столь идеальной. Прежде всего, именно из-за того, что назначали главами только бояр, которые не пренебрегали волокитой и взяточничеством. Именно в этот период появилась такая фраза, как «волочить дело». Подьячие не только затягивали дела, но и брали огромные взятки, которые стали их основной прибылью.

>>  Чем закончился Гренгамским бой между русскими и шведскими войсками?

В начале своего существования система приказов была довольно эффективна, но со временем этот показатель упал. Так, к началу XVII века подобных органов насчитывалось около 40, тогда как к середине их число возросло до 100.

Крупные приказы стали делиться, появлялись новые, которые вовсе были не нужны, но это было выгодно боярам, желавшим укрепить свою власть и увеличить состояние. Именно по этой причине царь-реформатор Пётр I упразднил приказы, а заодно и избавился от бояр, обкрадывающих русский народ.

На их место пришли коллегии, где трудились талантливые дворяне.

Источник: http://rrepetitor.ru/tsar/prikaznaya-sistema-upravleniya-moskovskim-tsarstvom-prichiny-sozdaniya-i-uprazdneniya/

Система государственного управления. приказы – Школьная История

Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Приказ в Москве. 

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы. Что входило в ведение приказов,  какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы — это органы государственной власти на Руси . Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название — приказы.

Из истории возникновения приказов

  • Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора( заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях , а также в самом государстве.
  • Василий 3- отец Ивана Грозного — ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.
  • Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.
  • Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ ( до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году,  но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали  в России.

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы — органы власти  , имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть».

При Иване III государство  делилось на три части. Значит,  трети — органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

ПриказКакими делами ведал
Челобитный 1571- 1685 гг. Челобитная — это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).
Посольский 1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.
Поместный Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.
Стрелецкий Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.
Пушкарский Имел военно- административные и судебные функции , связанные с делами в войсках.
Бронный Обязанности — изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.
Разбойный С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.
Печатный Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.
Холопий В 1681 году объединён с Судным приказом.
Сокольничий С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.
Земские приказы Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.
Галицкая четверть Ведала финансами  и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.
Устюжская четверть Ведала финансами  и судом на данной территории.
Новая четверть С 1597. Ведала финансами  и судом на данной территории.
Казанский приказ 50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.
Сибирский приказ Ведал делами присоединённой Сибири , создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.
Патриарший казённый приказ В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.
Приказ каменных дел. Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.
Дворцовый При Михаиле Фёдоровиче,
Судный При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.
Аптекарский При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года( медицинская коллегия0.
Приказ тайных дел При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.
Хлебный С 1663-1679, ведал царскими пашнями , соединён с приказом Большого дворца.
Панихидный Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии . С 1663-1686гг.
Рейтарский Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными , сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- военная канцелярия.
Приказ строения богаделен Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.
Монастырский С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

Таков  далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

  • Во главе приказа стоял окольничий, назначаемый царём из бояр.
  • Одна часть служащих занималась принятием решений — судьи.
  • Другие занимались  письменной частью это дьяки и подьячие, о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник:

Система государственного управления. приказы: для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая

Для управления страной требовалась отлаженная и хорошо работающая государственная машина. Для ведания отдельными отраслями были созданы органы государственного управления в виде приказов. Существовали Посольский, Разрядный, Поместный, Приказ большой казны. Существовали и территориальные органы управления, тоже в форме приказов, например, Приказ казанского дворца, Сибирский приказ.

XVII век был временем расцвета приказной системы. Как при любой бюрократизированной системе, число ее составляющих элементов должно было спонтанно вырастать. Количество приказов в иные годы достигало 50.

Однако во второй половине XVII в., когда раздробленное и громоздкое приказное управление потеряло эффективность управления и не отвечало требованиям времени, в системе приказов проводится централизация.

Родственные по кругу дел при-

Московский приказ.

Деталь иконы XVII в.

казы либо объединялись в один, либо в несколько приказов, хотя и сохраняли свое самостоятельное существование, ставились под общее управление одного боярина. B роли управителя объединенными приказами чаще всего выступало доверенное лицо царя.

Объединены были приказы дворцового ведомства: Большого дворца, Дворцового судного, Каменных дел и Конюшенного. K приказам, которые получили общее управление, относились Посольский, Ямский и Военный, а также палаты Оружейных, Золотых и Серебряных дел. Боярину Ф. А.

Головину было поручено управлять этими всеми приказами и палатами. Важным нововведением в приказном строе была организация Приказа тайных дел. Это было новое по тем временам учреждение, куда «бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя».

Приказ тайных дел в отношении других приказов выполнял контрольные функции. 3hroT приказ был устроен для того, чтобы «царская мысль и дела исполнялись все по его (царскому) хотению».

Как уже упоминалось, начальниками большинства приказов были бояре или дворяне. Делопроизводство же держалось на постоянном штате дьяков и их помощников — подьячих. Хорошо овладев административным опытом, передаваемым из поколения в поколение, эти люди заправляли канцелярскими и всеми другими второстепенными делами приказов.

Bo главе таких важных приказов, как Разрядный, Поместный и Посольский, стояли думные дьяки. Думные дьяки имели право заседать в Боярской думе.

Бюрократический элемент приобретал все большее значение в системе складывавшегося абсолютистского государства, что с одной стороны повышало управляемость отраслями и обширными областями, но с другой стороны делало решение мелочных вопросов очень не- эффективным.

ВОЕВОДЫ

Административный порядок огромного государства в XVII в., как и в предшествующее время, устанавливался делением его территории на уезды. Новое в организации власти на местах состояло в уменьшении значения земского управления.

Повсюду власть сосредотачивалась в руках воевод, которые назначались из Москвы. Для более успешного осуществления власти в большие города назначались помощники воевод — «товарищи». Делопроизводством в воеводском управлении ведали дьяки и подьячие.

Съезжая изба, где сидел воевода, была центром управления уездом.

Подобно старинным кормлениям, служба воеводы считалась «корыстной», т. e. приносившей доход. Воевода использовал все возможности, чтобы «прокормиться» за счет населения.

Уже только одно при- бьггие воеводы на территорию подчиненного уезда сопровождалось получением «въезжего корма». Если случались праздники, то к воеводе являлись с приношением. Вознаграждение воеводе полагалось также и во время подачи челобитий.

Самодурство и произвол в местной администрации особенно ощущали социальные низы.

Для того, чтобы провести налоговую реформу, к 1678 г. была завершена перепись дворов. После этого правительство заменило существовавшее посощное обложение (соха — единица обложения, включавшая от 750 до 1800 десятин обрабатываемой земли в трех полях) подворным. Эта реформа увеличила число налогоплательщиков, и как следствие произошло пополнение казны.

Теперь налоги взимались и с таких слоев населения, как .«деловые люди» (холопы, работавшие в хозяйстве помещиков), бобыли (обедневшие крестьяне), сельские ремесленники и др. Незакрепо- щенные крестьяне, жившие в своих дворах и раньше не платившие налогов, также были обязаны платить налог. Для того, чтобы скрыть реальное количество дворов, землевладельцы объединялись.

Это было связано с желанием не платить налоги.

Источник:

Как на Руси появились предшественники «министерств» — приказы?

Приказам предшествовали два общегосударственных органа, существовавших в XV веке при великом князе, — Дворец (дворцовое ведомство) и Казна.

Кроме того, сложилась система, когда великий князь поручал (приказывал) кому-то из бояр или окольничих выполнять определенный круг обязанностей, связанный с обеспечением функционирования различных сторон жизни государства.

Естественно, что у таких исполнителей разовых или постоянных поручений появлялись помощники, а то и целый штат людей, которые объединялись в постоянно действующий «путь», повытье или «избу». Постепенно утвердилось и название этого своеобразного административного органа — приказ.

Приказная система создавалась постепенно, путем «отпочковывания» от дворцового ведомства и Казны отдельных функций, а также передачей новым административным образованиям части функций, бывших прерогативой великого князя и его ближайшего окружения, в том числе судебных, финансовых, военных, дипломатических и т. п. Первое дошедшее до нас упоминание о приказах относится к 1512 году, когда в документе зафиксирован термин «Казённый приказ».

Четкой классификации приказов в те времена не существовало, но условно можно их разделить на функциональные (ведомственные) и территориальные, дворцовые и общегосударственные.

Особенностью российских приказов было то, что они объединяли судебную и административную власть, а также значительно дублировали функции друг друга. Первоначально руководили приказами бояре, но затем руководителями небольших приказов стали назначать и дьяков.

Так как количество приказов стремительно увеличивалось, дьяки стали назначаться и на государственно значимые приказы, получая при этом чин думных дьяков. Некоторые бояре и дьяки могли одновременно возглавлять несколько приказов. Например, в начале XVIII века думный дьяк Виниус руководил тремя приказами.

Даже по сроку «жизни» приказы существенно различались. Одни существовали всего несколько лет, другие — столетиями. «Долгожителями» были дворцовые и военные приказы, а также Посольский и Поместный.

Источник: https://dmitrschool04.ru/daty/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-prikazy.html

Приказная система: суть, история возникновения, становление и расцвет

Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Когда государственная система развивается, растет и крепнет – реформы и нововведения неизбежны. Меняются уклады, принципы управления, территориальное деление, появляются новые задачи.

И действующая схема работы государственной машины перестает соответствовать требованиям времени. Появляется потребность в масштабных переменах. Такая ситуация сложилась к началу XVI века в Московском царстве.

Процесс централизации привел к возникновению новой системы управления. Появились приказы. Они стали основой структуры власти почти на два столетия.

Создание приказной системы

История появления этого термина вполне закономерна. Государь может «приказать ведать» тем или иным делом, и конкретный подданный должен выполнить наказ. С развитием государства управление только через должностных лиц теряет эффективность. Им на смену приходят целые учреждения и ведомства.

Исследователи полагают, что приказная система стала складываться в правление Ивана III, в конце XV – начале XVI вв.

Приказы (также именовавшиеся «дворами», «палатами», «четвертями», «избами») были ключевыми органами центрального управления, в ведении которых находились отдельные государственные территории или сферы деятельности.

В царствование Ивана Великого было создано около 10 подобных ведомств, в том числе Казенный, Житный, Конюшенный, Большого двора, заведовавшего землями Московского князя. При Василии III (годы правления – 1505-1533) их количество растет, появляются Ямской приказ и Смоленский разрядный.

Устройство и состав

Нормативно создание приказной системы было закреплено в период правления Ивана IV Грозного. В положениях Судебника 1550 года были определены количество приказов (80 на тот момент) и их основные полномочия.

В ведении каждого выделялось два основных направления деятельности: судопроизводство и делопроизводство. Первым заведовали судьи, вторым – дьяки и подьячии. Все они назначались и смещались решением верховной власти.

Для выполнения отдельных поручений в приказах существовали, к примеру, толмачи (Посольский приказ), трубники, пушкари, недельщики. Задачей последних было извещение свидетелей и ответчиков о необходимости явиться на суд.

Основные «сотрудники» должны были присутствовать на службе ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Решения принимались судьями совместно, но чаще единогласно, с подачи главного из них. Действовали приказы именем государя, и в случае несогласия с вынесенным решением жалобы рассматривались Боярской думой.

Как и любое начинание, реформа управления прошла несколько этапов. Формирование приказной системы было ответом на расширение круга государственных задач.

Сюда же относилась и необходимость контролировать вновь присоединенные территории. Численность и состав приказов менялись неоднократно.

К примеру, с появлением патриаршества и началом освоения Сибири возникали соответствующие ведомства. В годы Смуты, напротив, количество приказов уменьшилось.

Исследователи сходятся во мнении, что периодом наивысшего развития приказной системы стала первая половина XVII века – время правления первых представителей династии Романовых.

Значительное число приказов, как временных, так и постоянных, появилось при Алексее Михайловиче (малороссийский, монастырский, хлебный, рейтарский, тайных дел и др.).

Большинство из них было расположено в приказных палатах Московского Кремля.

Разделение полномочий: сложности

Со временем стало очевидно, что созданный управленческий аппарат далеко не всегда эффективно выполняет свои функции и соответствует государственным задачам. И проблема заключалась не только в росте числа ведомств.

Сутью приказной системы стала нечеткость иерархии и распределения полномочий. Обязанности многих из них переплетались, часто противореча друг другу.

Порой в приказе могло выполняться такое количество разноплановых дел, что он переставал соответствовать своему первоначальному функционалу.

Постепенно система приказов стала довольно громоздкой и неповоротливой. Судьи и дьяки часто «не соответствовали занимаемой должности», не выполняя прямых обязанностей, злоупотребляя своим положением. Несмотря на явные недостатки, система сохранялась вплоть до реформ Петра I, а отдельные приказы просуществовали едва ли не до середины XVIII века.

Территориальные приказы

Существовало три относительных принципа, по которым распределялись полномочия приказов. Это категории населения, территории или направления работы.

Исходя из этого, можно выделить несколько групп приказов. В ведении территориальных находилось управление отдельными округами, княжествами.

Некоторые из них носили название «четверти» (по существовавшему в XV веке принципу деления земель Московского княжества):

  • Нижегородская.
  • Владимирская.
  • Новгородская.
  • Устюжская.
  • Галицкая.
  • Костромская.

По мере присоединения или потери новых территорий создавались и объединялись новые приказы: Великороссийский, Сибирский, Казанского Дворца, Малороссийский, Лифляндских дел и др.

Дворцовые

Если в ведении первой группы приказов находились целые регионы, то к этой категории относились ведомства, в обязанность которым вменялось управление государевым двором и землями. Начало было положено созданием приказа Большого дворца.

Руководство им поручалось «дворецкому», руководившему придворными. Одной из важнейших его задач был сбор оброка и других податей с населения городов, сел, волостей, принадлежавших царской фамилии.

В эту приказную систему впоследствии также вошли:

  • Казенный.
  • Хлебный.
  • Конюшенный.
  • Ловчий.
  • Постельный.
  • Сокольничий.
  • Дворцовый судный.
  • Каменный.
  • Панихидный.
  • приказ Золотого и серебряного дела.
  • Царская и Царицына мастерские палаты.

Отраслевые

Приказная система управления стала складываться во многом именно из-за необходимости разделить разные сферы внутригосударственных дел. Именно по этому принципу изначально появлялись Аптекарский, Ямской, Житный, Холопий, Печатный приказы.

Одним из первых среди них в источниках упоминается Ямской. В его задачи входил контроль над транзитными перегонами и доставкой почты, а также сбор податей с ямщиков.

В периоды бедствий большое значение приобретал Житный приказ, заведовавший складами, в которых хранился хлеб для снабжения войска и на случай неурожаев.

Особую категорию составляли ведомства, отвечавшие за соблюдение закона, порядка и систему наказаний. К ним можно отнести Разбойный и Сыскной приказы. Первоначально они были созданы как временный орган для борьбы с разбоем, но в итоге просуществовали вплоть до XVIII века. Разбойный приказ ведал делами о грабежах и убийствах, управлял тюрьмами и палачами.

Военные и дипломатические дела

Внешняя политика всегда была важнейшей сферой государственных интересов, что отразилось и на численности соответствующих учреждений. В разные годы в приказную систему по военным и внешнеполитическим делам входили:

  • Посольский приказ.
  • Иноземный.
  • Стрелецкий.
  • Рейтарский.
  • Казачий.
  • Пушкарский.
  • приказ Денежного и хлебного сбора.
  • Оружейный.
  • Разрядный.
  • Бронный.
  • Адмиралтейский.

Дипломатические отношения со странами Европы и Азии находились в ведении Посольского приказа. Толмачи и подьячие во главе с посольским думным дьяком занимались подготовкой российских посольств и встречей иностранных делегаций, сопровождением иноземцев в Москве, выкупом и обменом военнопленных.

Все служилое сословие находилось в ведении Разрядного приказа. В его задачи входило также комплектование войска, назначение военачальников и наместников, смотры и сборы, учет гражданских должностей, определение размера жалования.

Не столь многочисленная, но не менее весомая группа учреждений, входящих в приказную систему, контролировала не только процесс пополнения государственной казны, но и вопросы землевладения. В нее входили:

  • Поместный приказ;
  • Новая четверть;
  • приказ Большого прихода;
  • приказ Большой казны.

Первый из них был одним из влиятельнейших органов государственного управления, ведавших вотчинным и поместным землевладением. Сюда относилась раздача и изъятие поместий для служилого сословия (дворян и детей боярских), составление писцовых книг, решение земельных споров.

В задачи приказа Большой казны входил контроль над государственными доходами, получаемыми с городов, деревень, сел, не входивших в ведение иных подразделений. Также ему подчинялись купцы, суконная и гостиная сотни, денежный двор, таможня, Тульский оружейный завод.

Круг обязанностей Новой четверти был довольно пестрым: сбор с кружечных дворов (до 100 тысяч рублей в год), судебные дела о незаконной продаже табака и вина, а с 1678 года – заведование делами калмыков.

Контрольные и ревизионные приказы

Рост численности ведомств и нечеткое разделение их обязанностей привели к тому, что приказная система в 17 веке столкнулась с необходимостью создания контролирующих органов.

Так был сформирован приказ Счетных дел. В нем не было судей, а в задачи дьяков входил контроль за доходами и расходами разных учреждений. Также приказ занимался сбором не поступивших в казну податей и остатков средств, не израсходованных ведомствами в течение года.

Неким особняком стоял созданный в правление Алексея Михайловича приказ Тайных дел. Подчиняясь непосредственно государю, он выполнял функции наблюдения за исполнением царских указов, одновременно являясь канцелярией.

В задачи входило выявление государственных преступлений и организация следствия по ним. Подьячие также сопровождали послов во время визитов в другие страны и воевод в походах, следя за их действиями.

Примечательно, что именно этому приказу было поручено участвовать в создании единой почтовой службы.

Государственное благоустройство

Компоненты приказной системы, отвечавшей за строительство, общественное призрение, просвещение, сохранялись в России довольно долгое время. К ним можно отнести:

  • приказ Каменных дел;
  • приказ Книгопечатного дела;
  • приказ Строения богаделен.

Каменный приказ выполнял важнейшую функцию руководства строительством зданий и сооружений.

В его ведении также находились все мастеровые, кирпичные заводы, сбор податей с городов, где происходила добыча извести и белого камня.

Его правопреемник (созданный в 1775 году) следил за соответствием застройки Москвы разработанному плану. Новый государственный орган также отвечал за качество строительных материалов и пожарную безопасность зданий.

Общественное призрение и благотворительность находились в ведении приказа Строения богаделен, созданного во второй половине XVII века. Сюда относились: раздача милостыни, поиск возможностей заработка для трудоспособного населения, наказания за тунеядство. Значительная часть обязанностей при этом возлагалась на духовенство.

На Земском соборе в 1681 году было решено организовать перепись нищих, устроить престарелых и немощных горожан в больницы, а трудоспособных привлечь к общественным работам. В Москве предусматривалось строительство «шпитальных домов» – государственных богаделен.

Источник: https://FB.ru/article/447162/prikaznaya-sistema-sut-istoriya-vozniknoveniya-stanovlenie-i-rastsvet

Список обязательных приказов организации

Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Каждая организация обязана издавать ряд распоряжений по основной деятельности, административно-хозяйственным вопросам и личному составу. В статье представлены приказы, которые должны быть в организации ежегодно, образцы заполнения и сроки хранения таких документов.

Перечень ежегодных приказов организации.

С учётом приказа Минкультуры РФ № 558 от 25.08.2010 все распоряжения в организации подразделяются на приказы по основной, административно-хозяйственной деятельности и личному составу. В перечень распоряжений по личному составу, которые издаются по мере необходимости, входят:

  • приказы по вопросам приёма на работу, переводу — они относятся к организационным;
  • о наказаниях и поощрениях — такие документы относятся к дисциплинарным;
  • об отпусках, направлении в командировку — регламентные;
  • об установлении надбавок, доплат, окладов — зарплатные;
  • о премиях, поощрениях, вознаграждениях — стимулирующие;
  • вносящие изменения, дополнения, корректировки в уже изданные приказы — технические.

Ежегодные приказы в организации по административно-хозяйственным вопросам включают распоряжения, регулирующие вопросы безопасной эксплуатации зданий, сооружений, внутренней связи, транспортного обслуживания. По всем остальным вопросам выпускают ежегодные приказы по основной деятельности по предприятию. К таким распоряжениям относятся приказы:

  • об утверждении локальных нормативно-правовых актов компании. Например, положения о защите персональных данных, об оплате труда, инструкций по технике безопасности, графиков документооборота;
  • об утверждении учётной политики;
  • об утверждении штатного расписания;
  • о назначении ответственных сотрудников за охрану труда, ведение табеля рабочего времени, за технику безопасности, воинского учёта и так далее;
  • об утверждении нормативов по списанию ГСМ;
  • об утверждении подотчётных лиц за выдаваемые денежные средства;
  • о создании структурных подразделений;
  • прочие приказы.

Какие приказы необходимо обновлять ежегодно.

В начале года некоторые документы нужно переоформить. В законодательстве прямо не указан перечень таких распоряжений. Но существует ряд базовых документов, которые предстоит закрыть или переиздать.

Приказ об утверждении штатного расписания.

Такой ежегодный приказ нужно издать к началу нового календарного года в случае, если компания при его утверждении ограничила срок действия штатки. Например, период действия штатного расписания ограничен сроком в один год.

Приказ об утверждении графика отпусков.

В обязательные приказы в организации на начало года входит распоряжение об утверждении графика отпусков, его утверждают за две недели до начала нового календарного года. Например, в 2019 году перед новым 2020 годом приказ издавался не позднее 17.12.2019.

Приказ об утверждении номенклатуры дел на 2020 год.

В обязательные приказы на предприятии на начало года входит приказ о создании номенклатуры дел, её вводят в действие с января каждого текущего года. В этом году подготовить такое распоряжение необходимо было к началу 2020 года, далее – к началу 2021 года.

Обязательные приказы на предприятии на начало года.

Ни один документ в организации не создают без соответствующего распоряжения руководителя. Список ежегодных приказов по организации соответствует списку распорядительной документации, которую оформляют ежегодно по мере необходимости.

Так, к началу года кадровику необходимо провести проверку многих документов, обратить особое внимание на приказы по утверждению штатного расписания, графика отпусков, номенклатуры дел.

Важно проконтролировать вопрос об утверждении учётной политики на новый календарный год.

Сроки хранения обязательных приказов в организации.

Обязательные приказы по основной деятельности в организации хранят постоянно. К таким распоряжениям относятся приказы о распределении обязанностей между руководителями, о введении в действие нормативно-правовых актов, по отдельным вопросам организации управленческой деятельности.

Постоянно хранить нужно приказы о внесении изменений в штатное расписание, о регулировании и обеспечении финансирования деятельности компании, реализации спецпрограмм, проведении внеплановых проверок, проведении плановых и внеплановых тематических курсов, формировании совещательных органов и так далее.

Обязательные приказы в организации по личному составу хранят на протяжении 75 лет. К таким распорядительным документам относятся приказы о распределении, приёме, перемещении, учёте кадров, о замещении вакантных должностей, сокращении работников.

На протяжении 75 лет нужно хранить приказы об установлении персональных окладов, ставок, надбавок, доплат, о предоставлении отпусков по уходу за ребёнком, об отстранении от работы, временном возобновлении обязанностей, об аттестационных и квалификационных комиссиях, о проведении аттестации.

Приказы о поощрениях работников, о материальной помощи, направлении работников в длительную служебную командировку и в длительную командировку с вредными условиями труда хранят также на протяжении 75 лет.

В течение 5 лет нужно хранить распорядительные документы о направлении работников в краткосрочные командировки, об отпусках, взысканиях, дежурствах, а также распорядительную документацию по административно-хозяйственным вопросам.

Как правильно оформить приказ о приёме на работу

При подготовке распоряжения можно опираться на типовой шаблон приказа о приёме на работу, даже если вы планируете составить приказ в индивидуальной форме. В акт нужно внести следующие данные:

  • наименование работодателя в соответствии с правоустанавливающими документами;
  • код по ОКПО, полученный при регистрации (его можно уточнить в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или получить онлайн на сайте налоговой инспекции);
  • уникальный порядковый номер приказа;
  • дату составления документа — день издания распоряжения (приказ нельзя датировать ранее, чем был заключён трудовой договор);
  • дату приёма на работу — день, когда работник приступает к выполнению должностных обязанностей;
  • дату расторжения трудового договора, если он срочный (указывается конкретное число или событие, при наступлении которого специалист освобождается от выполнения должностных обязанностей);
  • табельный номер, который присвоен при оформлении сотрудника в штат фирмы;
  • фамилию, имя и отчество специалиста (дублируются сведения из паспорта или другого документа, удостоверяющего личность);
  • структурное подразделение, если вы ранее указывали его в трудовом договоре, должность (специальность или профессия), которая отражена в штатном расписании;
  • информацию о характере трудовой деятельности: разъездной, в пути и т.д., условия трудоустройства: на время отсутствия постоянного работника, по совместительству и т.д.;
  • оклад или тарифную ставку в фиксированном размере (если вы принимаете совместителя или сотрудника на неполный день, в поле с условиями приёма на работу дополнительно указывается: “Оплата согласно отработанному количеству часов”);
  • условия об испытании — по общему правилу срок не может быть больше трёх месяцев для рядовых работников и шести месяцев для руководителей и бухгалтеров;
  • основания для издания приказа (в этом поле нужно ссылаться только на трудовой договор, заявление о приёме на работу, а не на докладные записки).

Внимательно проверяйте соглашение на наличие ошибок. Если вы заполняете его от руки, используйте ручку с чернилами, которые не выцветают, не растекаются. В противном случае при хранении документ может прийти в негодное состояние, поэтому придётся делать его дубликат.

Если вы принимаете на работу нескольких человек, можете заполнить распоряжение сразу на всех. Но учитывайте, что при подписании документа сотрудники увидят тарифную ставку друг друга, длительность испытательного срока и прочую информацию, которая относится к персональным данным.

Скачать пример приказа о приёме на работу.docx

°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•°•

Если вам полезен этот материал, поставьте, пожалуйста, лайк.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/progressive/spisok-obiazatelnyh-prikazov-organizacii-5ecaca710d590b68ff572870

Приказная система

Что такое приказы на Руси? Учреждение приказов

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства.

Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления.

Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода.

Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/sistema-pricazov-upravlenie-stranoy.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: