Что такое национально-культурная автономия?

Национально-культурная автономия – это… Понятие и определение, идея и реализация. Фз о национально-культурной автономии

Что такое национально-культурная автономия?

Австромарксистский принцип национальной культурной автономии представлен Отто Бауэром в его книге 1907 года «Национальное сознание и социал-демократия», рассматривался им как способ сбора географически разделенных членов того же народа, чтобы «организовывать его не в территориальных органах, а в простой ассоциации людей», что превратило нацию в не территориальную ассоциацию.

Другие идеологические основоположники этого понятия включали еще одного австромарксиста Карла Реннера (эссе «Государство и нация», 1899 год) и еврейского лейбористского мыслителя Владимира Медима (эссе 1904 года «Социально-демографическое разложение»).

Суть понятия

Давайте рассмотрим пример страны, состоящей из нескольких национальных групп, например, поляков, литовцев и евреев. Каждая национальная группа создаст отдельное движение. Все граждане, принадлежащие к данной национальной группе, присоединятся к специальной организации, которая будет проводить культурные собрания в каждом регионе и в общую культурную ассамблею для всей страны.

Если подобная практика получить легальный статус, то это – национально-культурная автономия. Ассамблеям будут предоставлены собственные финансовые возможности: либо каждая национальная группа будет иметь право взимать налоги со своих членов, либо государство будет выделять часть своего общего бюджета каждому из них.

Каждый гражданин государства принадлежал к одной из национальных групп, но вопрос о том, какое национальное движение будет входить в нее, был предметом личного выбора, и никакая власть не будет контролировать эту национально-культурную автономию.

Национальные движения будут подчиняться общему законодательству государства, но в их собственных областях ответственности они будут автономными, и никто из них не будет иметь права вмешиваться в дела других.

Исторический процесс

Этот принцип впоследствии был принят различными партиями, в том числе, Иудейской социалистической рабочей партией с момента ее основания в 1906 году, Еврейскими лейбористами на конференции в августе 1912 года (когда движение «О национальной культурной автономии» стало частью программы Бунда), Армянскими социал-демократами.

Также он был принят Российской Конституционно-демократической партией (Кадеты) на их девятом Конгрессе в июне 1917 года, первой Османской, а затем Греческой Социалистической Рабочей Федерацией Салоников, левыми сионистами (Хашомер Хатзайр) в пользу двуязычного решения в Палестина, Еврейским народным коллективом (вдохновленным Симоном Дубновым, который разработал концепцию еврейской автономии, близкой к Бауэру) и Демократическим союзом венгров в Румынии (DAHR) после 1989 года. Как и любая местная общественная организация, национально-культурная автономия имеет определенную власть в обществе и политике. Государственная власть это, как правило, всегда учитывает.

В большевизме

История федеральных национально-культурных автономий России началась не слишком хорошо. Сама идея была категорически отвергнута большевиками. Сталинская брошюра «Марксизм и национальный вопрос» (1913 г.

) была их идеологической ссылкой на это дело, а также «Важные замечания Ленина по национальному вопросу» (декабрь 1913 г.), в частности в главе «Культурно-национальная автономия». Сталин позже был наркомом по делам национальностей с 1917 по 1923 год.

К критике концепции национальной личной автономии Ленина и Сталина позднее присоединился каталонский Андре Нин в своей статье «Австрийская школа, национальное движение за освобождение» (1935 г.).

Национально-культурная автономия – это та стратегия, которая была частью официальной политики в кратковременной Украинской Народной Республике (1917-1920 гг.) и в межвоенной эстонской республике (закон о личной автономии, 1925 г.), и была включена в Декларацию о защите меньшинств в Литве Лигой Наций в 1925 году.

Автономная представительская структура палестинских евреев в период с 1920 по 1949 год, Асефат ха-Нивхарим также может рассматриваться как реализация принципа национально-культурной автономии.

Со времен распада Советского Союза и его марионеточных режимов национально-культурная автономия является принципом, в соответствии с которым было принято законодательство, касающееся этнических меньшинств, например, эстонский закон о культурной автономии в Эстонии 1993 года, закон Венгрии LXXVII 1993 года о правах национальных и этнических меньшинств, закон Латвии 1991 года о неограниченном развитии и праве на культурную автономию национальностей и этнических групп Латвии, закон Литвы 1989 года об этнических меньшинствах, закон России 1996 года о создании национально-культурных автономий, и закон Украины 1992 года о национальных меньшинствах.

Османская империя

В Османской империи были отдельные суды (миллеты), относящимся к «личному культурному праву», в соответствии с которым конфессиональное сообщество (группа, соблюдающая законы мусульманского шариата, христианского канонического права или еврейской галахи) позволяла себе управлять своими собственными законами.

Несмотря на часто упоминаемую «систему», до XIX века организация того, что сейчас ретроспективно называют миллетами в Османской империи, далека от систематического. Скорее, немусульманам просто предоставили значительную степень автономии в их собственной общине, не имея всеобъемлющей структуры для миллетов в целом.

Понятие отдельных миллетов, соответствующих различным религиозным общинам в империи, не появлялось бы до XVIII века.

Впоследствии существование системы миллетов было оправдано при помощи многочисленных мифов о фундаменте, связывающих его со временем Султана Мехмеда Завоевателя, хотя теперь считается, что такой системы еще не существовало в XV веке.

После реформ Османского Танзимата этот термин использовался для охраняемых законом групп религиозных меньшинств, подобно тому, как другие страны используют слово «нация». Слово “миллет” происходит от арабского слова “миллиа” (ملة) и буквально означает «нация». Эта система считается примером предсовременного религиозного плюрализма.

Система миллетов тесно связана с исламскими правилами обращения с немусульманскими меньшинствами, проживающими под исламским владычеством (dhimmi).

Османский термин конкретно относится к отдельным судебным судам, относящимся к личному праву, согласно которому меньшинствам разрешено самим управлять своей жизнью (в случаях, не связанных с каким-либо мусульманином), с довольно небольшим вмешательством со стороны Османского правительства.

Суть миллетов

Люди были привязаны к миллетам своей религиозной принадлежностью (или их конфессиональными общинами), а не этническим происхождением, в соответствии с концепцией этого суда. Такие суды обладали большой властью – они устанавливали свои собственные законы, собирали и распространяли свои собственные налоги.

Все, что требовалось, это лояльность к Империи. Когда член одного миллета совершил преступление в отношении члена другого, применяется закон потерпевшей стороны, но правящее исламское большинство имеет первостепенное значение, любой спор, связанный с мусульманами, подпадает под их основанный на шариате закон.

Еврейский автономизм

Еврейский автономизм – это несионистское политическое движение, появившееся в Восточной Европе в конце XIX-начале XX века. Одним из его главных сторонников был историк и активист Саймон Дубнов, который также назвал его идеологическим народничеством. Эти активисты добивались региональной национально-культурной автономии для еврейского народа.

Автономисты полагали, что будущее выживание евреев как нации зависит от их духовной и культурной силы, развития «духовной государственности» и жизнеспособности еврейской диаспоры, пока еврейские общины поддерживают самоуправление и отвергают ассимиляцию. Автономисты часто подчеркивали жизнеспособность современной идишской культуры.

Различные концепции автономизма были приняты на платформах Народной партии, сеймистов и социалистических еврейских партий, таких как Бунд.

Некоторые группы смешивали автономизм с сионизмом: они выступали за еврейское самоуправление в диаспоре, пока евреи-диаспоры не превратили алию в свою национальную родину на Сионе.

В 1941 году Симон Дубнов был одним из тысяч евреев, убитых в результате резни в Румбуле. После Холокоста понятие автономизма практически исчезло из еврейской политической философии.

Он не связан с современным автономизмом как политическим движением, но имеет прямое отношение к местным национальным культурным автономиям в тех странах, в которых жили евреи.

Кэхилла

Кэхилла (pl. Kehillot) является местной еврейской общинной структурой, которая была восстановлена ​​в начале XX века как современное, светское и религиозное продолжение Кахала в Центральной и Восточной Европе, в частности в Польской второй республике, Эстонии, Латвии, Литве, Украинской Народной Республике в межвоенный период (1918-1940 гг.).

В отличие от древнего Кахала/Кехиллы, упраздненного в Российской империи царем Николаем I в 1844 году, современный Совет Церкви был избран как муниципальный орган со списками кандидатов, представленных различными еврейскими партиями: Агудат Исраэль, религиозными и нерелигиозными сионистами, а также марксистскими бундовцами и поалистами, либерально настроенными секуляристскими народниками и т. д.

Кахалы/Кэхиллы в XX веке

Первоначальный проект, представленный еврейскими делегациями на Парижской мирной конференции в 1919 году, должен был стать Национальным еврейским советом для каждого государства, из представителей различных советов общин, таких как бывший Совет четырех земель.

4 марта 1920 года в Литве был опубликован закон о кехиоте, в котором церковь была определена как орган, признанный публичным правом, с правом взимать налоги и издавать постановления, касающиеся религиозных вопросов, образования и филантропии.

В 1924 году кандидат от агудистов, Элиагу Киршбраун, был избран президентом, а вице-президентом был назначен Ягуб Троккейм, другой агудист. Единственным альтернативным кандидатом на пост президента был Бундист Хенрик Эрлих.

Наконец, исполнительный директор общины собрал состав совета: 7 православных, 6 сионистов, 1 народник, 1 бундист. Бунд бойкотировал выборы 1931 года в знак протеста против введения польским правительством ряда репрессивных законов.

В 1936 году у Бунда было 15 мест из 50, и Эрлих снова был кандидатом на пост президента, но получил 16 , кандидат сионистов Ицхак Шиппер 10, а Агудист Якоб Тракенхайм выиграл выборы с результатом 19 .

Еврейская ассамблея при Британской Короне

Парламентская ассамблея еврейской общины в обязательной Палестине была избрана Советом представителей (иврит: אספת הנבחרים, Асефат ХаНиварим). Он была создан 19 апреля 1920 года, и действовал до 13 февраля 1949 года, за день до того, как был назначен кнесет, избранный 25 января.

Ассамблея собралась один раз в год, чтобы избрать исполнительный орган, Еврейский национальный совет, который отвечал за образование, местное самоуправление, благосостояние, безопасность и оборону. Он также проал за бюджеты, предложенные Еврейским национальным советом и Раввинским советом.

В соответствии с Британским мандатом Ишув (еврейская община) создала сеть политических и административных учреждений, в том числе Ассамблею представителей. Чтобы обеспечить надлежащее представление небольших групп, была введена система пропорционального представительства.

Первые выборы состоялись 19 апреля 1920 года, а наибольшая фракция, Ахдут Хаавода, выиграла только 70 из 314 членов Ассамблеи.

Ультра-ортодоксальное сообщество и ультраортодоксальная партия Агудат Исраэль бойкотировали выборы в Ассамблее из-за своих возражений против светского сионизма.

Дальнейшее развитие

Второе избрание состоялось в 1925 году, и после принятия в 1926 году устава «Организации религиозных общин» Ассамблея была признана британскими властями в 1928 году. Это – национально-культурная автономия в Палестине, ставшая прообразом будущего Израиля.

Дальнейшие выборы были проведены в 1931 и 1944 годах. На последних выборах некоторые группы, особенно сефардские евреи, бойкотировали выборы и не были представлены. С 1944 года Ассамблея была также бойкотирована Хатцоаром из-за разногласий с избранными лидерами по поводу политики.

Еврейская национально-культурная автономия России

Еврейская автономная область является федеральным субъектом России на Дальнем Востоке, граничащей с Хабаровским краем и Амурской областью и китайской провинцией Хэйлунцзян в Китае. Ее административным центром является город Биробиджан.

Фз о национально-культурной автономии

В 1996 году российским правительством был издан закон, гарантирующий подобным автономиям право на существование. В этом законе изложены понятия и принципы, являющиеся основой национально-культурных автономий.

Биробиджан, упомянутый выше, – пример федеральной национально-культурной автономии, ставшей автономной областью. Сегодня, впрочем, в этой области живет мало евреев.

Тем не менее в ряду национально-культурных автономий области и Дальневосточного федерального округа чаще всего упоминается именно она.

Источник: https://FB.ru/article/439950/natsionalno-kulturnaya-avtonomiya---eto-ponyatie-i-opredelenie-ideya-i-realizatsiya-fz-o-natsionalno-kulturnoy-avtonomii

Что такое национально-культурная автономия?

Что такое национально-культурная автономия?

Сегодня мы поговорим об одном интересном общественном объединении, довольно актуальном для такой многонациональной страны, как Российская Федерация. Речь пойдет о национально-культурной автономии. Разберем само понятие, особенности таких организаций, их разнообразие в России, ряд важных организационных моментов и иную полезную информацию.

Определение

Культурная (или же национально-культурная) автономия — действующая на основе самоутвержденных принципов обособленная этническая группа, самостоятельно решающая вопросы своей организации и культурной жизни в общем. Но ее правомочия распространяются только на представителей данного этноса, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия — один из видов социальных объединений. Ее организационно-правовая форма — общественная организация. Это одно из важных средств выявления и удовлетворения этнических, культурных гражданских запросов, достижения социальной стабильности, недопущения конфликтов на национальной почве.

цель создания такого рода объединений — принятие представителями этноса самостоятельных решений по поводу сохранения свой самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

В российской федерации

В нашем государстве национально-культурные автономии регулируются ФЗ №74, принятым в 1996 году. Мы обязательно рассмотрим важные выдержки из него.

По данному акту местная, региональная, федеральная национально-культурная автономия — это одна из форм этнокультурного самоопределения.

Представляет собой объединение граждан РФ, причисляющих себя к определенному этносу, находящихся в национальном меньшинстве на конкретной территории.

Таким образом, автономия выступает их добровольным объединением, чья цель — решение вопросов собственной самобытности, развития национальной культуры, языка и образования.

Виды автономии

Данное этническое объединение имеет три разновидности:

  1. Местная общественная организация — национально-культурная автономия. Объединение на уровне определенного населенного пункта граждан, относящих себя к конкретному этносу. Местные организации имеют право кооперироваться в следующий по масштабности (региональный) вид.
  2. Региональная национально-культурная автономия. Две и более организации такого уровня могут объединиться вместе для межсубъектной координации своей работы. При этом они не будут называться межрегиональными.
  3. Федеральная национально-культурная автономия. Ее учреждение обосновано в случае, когда более чем половина зарегистрированных в РФ региональных организаций данной этнической группы объединяется между собой в эту масштабную форму.

В российской федерации все названные автономии имеют право на:

  • Координацию собственной деятельности.
  • Участие в разработке субъектных и федеральных программ, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, языка на базе взаимных договоров и соглашений.

От ФЗ «О национально-культурной автономии» перейдем к конкретным ее примерам в нашей стране. Всего в Российской Федерации на настоящее время зарегистрировано более 900 подобных образований. Посмотрим на наиболее популярные федеральные виды автономий:

  • «Конгресс поляков в России».
  • Чувашская автономия.
  • Цыганская автономия.
  • Татарская национально-культурная автономия.
  • Литовская автономия.
  • Автономия российских корейцев.
  • Автономия курдов.
  • Автономия карачаевцев.
  • Казахская автономия.
  • Грузинская автономия.
  • Белорусская автономия.
  • Лезгинская автономия.
  • Немецкая национально-культурная автономия.
  • Азербайджанская автономия.
  • Еврейская автономия.
  • Ассирийская автономия.

Известные региональные и местные национально-культурные автономии:

  • Автономия тверских карел (Тверь).
  • Петербургская автономия финнов-инкери.
  • Автономия Ленинградской области — ингерманландских финнов.
  • Автономия поморов Архангельской области.
  • Автономия «Дидойцы».
  • Чувашская автономия в Красноярске.

Закон о национально-культурной автономии выделяет ряд ее важных принципов:

  • Законность.
  • Самоуправление, самоорганизация.
  • Свобода решения гражданина об отнесении себя к тому или иному этносу.
  • Сочетание государственной поддержки и общественной инициативы.
  • Многообразие способов внутренней организации.
  • Уважение культуры, языка, традиций, обычаев представителей всех этнических сообществ.

Национально-культурные автономии области, края, АО, города и проч. наделены следующими правами:

  • Получение поддержки со стороны органов государственной власти в том объеме, что помогает сохранить национальную культуру и самобытность, родной язык.
  • Обращение в органы исполнительной и законодательной власти, структуру местного самоуправления для представления своих этнических интересов.
  • Создание СМИ в рамках порядков, установленных российским законодательством, право распространять с их помощью информацию на родном языке.
  • Сохранение и обогащение своего культурного, исторического опыта, имение доступа к национальным ценностям.
  • Следование собственным обычаям и традициям, возможность возрождать, пропагандировать, развивать художественные ремесла и промыслы.
  • Право создавать культурные, образовательные, научные учреждения, обеспечивать их деятельность в соответствии с российским законодательством.
  • Участие в работе неправительственных международных организаций через своих уполномоченных представителей.
  • Право устанавливать на базе законодательства РФ гуманитарные контакты с общественными объединениями, гражданами иностранных государств.

Важно отметить также следующие частности:

  • Осуществление вышеописанных прав не должно ущемлять интересы иных этнических объединений.
  • Право на национально-территориальное объединение не есть право на национально-культурную автономию.
  • Участие/неучастие в жизни данного объединения не служит основанием для ограничения правомочий граждан РФ.
  • Национальная принадлежность личности в Российской Федерации не является препятствием для ограничения участия/неучастия в деятельности культурной автономии.

Третья и четвертая главы ФЗ №74 посвящены вопросу обеспечения права национальных автономий на использование, сохранение и развитие собственного языка, самобытной культуры в целом.

Что здесь можно выделить:

  • Правовая, экономическая и социальная защита родных языков на территории РФ.
  • Установление свободы выбора и использования наречия общения, воспитания и образования для всех граждан РФ (данное право также закреплено в Конституции).
  • Проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных языков.
  • Выпуск книг, периодики, аудио-, видеоматериалов, а также организация теле-, радиовещания на родном для этноса языке.
  • Право гражданина на получение общего основного образования на родном наречии.
  • Поддержка создания негосударственных национальных культурных учреждений: театров, библиотек, музеев, студий, архивов и проч.
  • Помощь в образовании этнических кружков, творческих союзов.
  • Проведение национальных культурно-массовых мероприятий.
  • Открытие объединений, занимающихся специфическими для этноса ремеслами и промыслами.

Как и любая другая, данная организация начинает свою историю с основания.

Местные культурные автономии учреждаются на общем собрании гражданами РФ, которые относят себя к определенной этнической группе и постоянно проживают на территории данного населенного пункта.

Вместе с ними учредителями могут выступать общественные объединения представителей национальности, зарегистрированные в данном муниципальном образовании.

Делегаты национально-культурных автономий местного уровня на общем съезде, конференции правомочны утвердить уже региональное объединение, действующее на территории субъекта РФ.

И теперь — последний, высший уровень. Делегаты региональных культурных автономий учреждают объединение федерального уровня.

Государственная регистрация

Порядок регистрации национальных автономий, комплект необходимых документов, сроки и особенности процесса на территории РФ регулируются двумя законодательными актами:

  • ФЗ №74 (ст. 6).
  • ФЗ №82 (ст. 21).

В частности, учредители обязательно должны предоставить следующий перечень документации:

  • Заявление о регистрации с подписью уполномоченного лица.
  • Готовый устав своей автономии.
  • Выписка из протокола учредительной конференции или съезда, где прописаны сведения о создании объединения, утверждении ее общего устава, формировании руководящих и ревизионных структур.
  • Квитанция об оплате соответствующей госпошлины.
  • Сведения об учредителях.
  • Данные о постоянном месте нахождения руководящего органа, посредством которого будет осуществляться связь со всей национально-культурной автономией.
  • Необходим документ, подтверждающий, что за 3 месяца до даты учредительной конференции (относительно федеральных, региональных автономий), за 1 месяц до проведения учредительного собрания (относительно местных автономий) о данном событии была размещена информация в СМИ, которые распространяются на прилегающей территории.

Государственная регистрация придает культурной автономии статус юридического лица. Полный комплект документов должен быть направлен в уполномоченный орган не позднее 3 месяцев с даты проведения учредительного собрания, схода, конференции.

Решение о госрегистрации национально-культурных автономий принимают:

  • Территориальные отделения Минюста РФ — касательно местных, региональных организаций.
  • Российское Министерство юстиции — касательно федеральных образований.

Минюст также ведет реестр всех российских национально-культурных автономий. Его списки — открытая информация, находящаяся в свободном доступе. Ознакомиться с ней возможно на официальном сайте Министерства юстиции РФ.

Устав автономии

В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях» устав культурной автономии должен в обязательном порядке содержать следующие пункты:

  1. Название, организационно-правовой вид, главные цели деятельности.
  2. Сведения о структуре (для регионального и федерального уровня), руководящем, контрольно-ревизионном аппарате, а также территории, в границах которой автономия реализует свою деятельность.
  3. Порядок обретения и утраты членства в организации. Права и обязанности каждого участника.
  4. Порядок формирования руководящей структуры, ее компетенция. Сроки полномочий управленцев, место постоянного нахождения главного штаба, офиса.
  5. Порядок внесения дополнений и изменений в данный документ.
  6. Источники формирования имущества автономии (в т.ч. и денежных средств). Права как ее самой, так и структурных ответвлений на использование данной материальной собственности (денежного фонда).
  7. Порядок ликвидации или реорганизации объединения.
  8. По желанию — описание символики автономии.
  9. Иные положения, отражающие деятельность объединения, не противоречащие российскому законодательству.

Вопрос финансирования

Деятельность автономии, определенная ее правами, может финансироваться как из ее собственного фонда, так и из следующих источников, не запрещенных законодательством:

  • Федеральная исполнительная власть — помощь национально-культурным объединениям всероссийского уровня (средства из федерального бюджета).
  • Структура власти субъектов — помощь региональным, местным объединениям (бюджет субъекта РФ).
  • Органы местного самоуправления — помощь культурным автономиям, зарегистрированным на своей территории (местный бюджет).

Этнокультурные автономии весьма распространены в многонациональной России. Их учреждение, регистрация, права, деятельность регулируются отдельным законодательным актом — ФЗ № 74.

Что такое национально-культурная автономия? — все самое интересное и полезное на News4Auto.ru

Источник: https://News4Auto.ru/chto-takoe-nacionalno-kyltyrnaia-avtonomiia/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: