Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Содержание
  1. Чем легальность власти отличается от легитимности?
  2. А на кой оно мне?
  3. А каких исследователей можно почитать на эту тему?
  4. А россия то тут при чём?
  5. Политико-правовые тонкости трактовки
  6. Взаимосвязь легальности и легитимности
  7. Пример, из которого вы всё поймёте
  8. Легитимность – это… Легитимность государственной власти и типы легитимности
  9. Что такое легитимная власть
  10. Легитимация, делигитимация и кризис легитимности
  11. Легитимность и легальность: в чем разница
  12. Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая
  13. Легитимность – определение, виды, принципы
  14. Понятие легитимности и легитимных действий
  15. Признаки легитимности власти
  16. Как определить, что власть в стране нелегитимна
  17. Легитимность и легальность власти – в чем различия
  18. Типы легитимного правления
  19. Традиционный
  20. Харизматический
  21. Легальный (рациональный)
  22. Выводы
  23. Легитимность, понятие, виды, принцип, примеры традиционной, рационально-легальной легитимности власти
  24. Что такое легитимность
  25. Типы легитимности
  26. Традиционная
  27. Демократическая
  28. Харизматическая
  29. Технократическая
  30. Онтологическая
  31. Легитимность политической власти
  32. Отличия между легитимный и нелегитимный
  33. Легитимация и делегитимация
  34. Легитимность и легальность власти
  35. Принципы легитимности
  36. Заключение
  37. Легитимность и легальность
  38. Легитимность власти
  39. Соотношение легальности и легитимности политической власти
  40. Сущность политической власти её легитимация и легитимность
  41. 1. Понятие политической власти
  42. 2. Субъект и объект политической власти
  43. 3. Ресурсы власти
  44. 4. Виды и признаки политической власти

Чем легальность власти отличается от легитимности?

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Так сложилось, что в нашей стране любят говорить о политике. Политику обсуждают все: школьники, пенсионеры, работники заводов и даже политологи.
Чтобы прослыть «гуру» в политических вопросах нужно знать различия между понятиями «легальность» и «легитимность». Как раз об этом мы и расскажем чуть-чуть подробнее

А на кой оно мне?

Разобраться в терминах «легальность» и «легитимность» требует, прежде всего, сложившаяся политическая обстановка в мире: противостояния мировых держав, приобретение некоторыми государствами суверенитета, проявления кризисных тенденций в ряде государств, в том числе и в России.

А каких исследователей можно почитать на эту тему?

Взаимосвязь легальности и легитимности государственной власти серьёзно изучалась европейскими учеными еще в двадцатом веке. Этим занимались К. Ясперс, М. Хайдеггер, которые исследовали вопросы легальной демократической легитимности, Г. Кельзен, который считал, что понятия «легальность» и «легитимность» можно отождествлять.

Также легитимностью конкретных политических систем или системной легитимностью занимался Т. Парсонс.
Среди российских авторов, обращающихся к современным аспектам легальности и легитимности можно отметить Алексеева С.С., Чиркина В.Е., Разуваева И. В., которые в основном занимались теоретическо-правовым анализом проблемы, не прибегая к практическим опытам.

А россия то тут при чём?

В России вопросы о легальности и легитимности власти остро обозначились, когда критический уровень легитимности государственной власти привел к распаду СССР в 1991 г. С тех пор наша страна находится в постоянном поиске прочного обоснования существующей власти.

Политико-правовые тонкости трактовки

Дилетанты ошибочно считают, что термины «легальность» и «легитимность» обозначают одно и то же. Однако между ними существуют принципиальные различия, которые чётко указываются в любом учебнике по политологии или по теории государства и права.Легитимность – не совсем юридический термин. Скорее, это из области политологии и социологии.

Ведь по существу легитимация – признание существующего порядка участниками общества.  А вот легальность – чисто юридическое понятие, которое обозначает законодательное обеспечение чего-либо.Легальность реализуется более строго, чем легитимность в силу правовой природы первого понятия.

Легитимность – понятие во многом абстрактное и нечёткое, с размытыми рамками и предметом для спора.Легитимность оправдывает политические решения. Она нужна, чтобы обеспечивать повиновение без насилия. Если по-хорошему не получается – легитимность оправдывает государственное принуждение, использование силы и другие средства власти.

Понятие «легитимность» рассматривается неразрывно от государственной власти, потому что на этом основывается управление жизнеспособным государством.

Взаимосвязь легальности и легитимности

Интересно, что легальная власть не обязательно легитимна, а легитимная не обязательно легальна. Например, легитимная государственная власть зачастую нелегальна. Такая ситуация складывалась в тех странах, где шла война за независимость от колонизаторов.

На примере революции 1917 года в России мы понимаем, что легальная власть может быть нелегитимной, что выражалось в отсутствии поддержки императора народными массами и привело к революции

Здоровая ситуация в государстве складывается, когда легальность и легитимность государственной власти находит консенсус.

Это означает, что власть оправдана с законодательной точки зрения и поддерживается членами общества.
Для достижения подобной политико-правовой идиллии требуются инструменты обеспечения легальности и легитимности. Придание государственной власти легитимности называется легитимацией и происходит под эгидой государства, с помощью идейной и информационной пропаганды.

Легальность обеспечивается принятием соответствующих законов и их исполнением.

Пример, из которого вы всё поймёте

Приведём пример, чтобы вы окончательно поняли разницу между легальностью власти и её легитимностью.

Правительство страны «Z» решило начать войну против соседнего государства «Ж». Уж очень они вредничают и не идут на компромисс по поводу переноса государственной границы

Такие агрессивные действия в государстве «Z» может начинать только правительство и никто другой.

Так написано в законодательстве государства. Значит с правовой точки зрения всё «чисто», правительство имело полномочия и власть начать кампанию, легальность этих действий не подлежит сомнению.
С легитимностью всё не так однозначно.

Если в обществе поддерживают войну, понимая её целесообразность, то решение о начале войны будет легитимно.

Например, вступление России в Первую Мировую вызвало бурную поддержку общества, объявление войны оказалось легитимным. Через несколько лет народ устал от тягот боевых действий и открыто саботировал войну, которая теперь превратилась в  нелегитимную.
Надеемся, что теперь вы с лёгкостью победите оппонента в любом политическом споре.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac911dd2394dfca464ee29c/chem-legalnost-vlasti-otlichaetsia-ot-legitimnosti-5b0eb7c23c50f714af596ee5

Легитимность – это… Легитимность государственной власти и типы легитимности

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Легитимность – это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.

В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.

Составляющие легитимности – это:

  • Положительная оценка власти населением.
  • Признание власти гражданским обществом.
  • Признание власти мировым сообществом.

Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.

Что такое легитимная власть

Легитимная власть – это власть, которую массы принимают без принуждения, считают справедливой и авторитетной, наилучшей для страны в данный момент. Это не значит, что легитимная власть имеет 100-процентную поддержку. Легитимность означает, что власть поддерживает большинство, основная часть общества исполняет решения власти.

Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:

  1. Власть соответствует принятым в обществе правилам.

  2. Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.

  3. Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.

Легитимация, делигитимация и кризис легитимности

Легитимация – это процесс признания обществом власти или политического лидера.

Пример: в России в начале XVII века воцарилась династия Романовых. Поначалу ее легитимность была под вопросом – цари вынуждены были созывать Земские соборы для обсуждения важнейших решений.

Однако к концу XVII века положение династии упрочилось, ее легитимность перестала вызывать сомнения, и в стране установился абсолютизм – абсолютная власть монарха.

Так произошла легитимация власти Романовых.

Делигитимация власти – это обратный процесс, потеря народного доверия. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власти приходится опираться на силовое принуждение.

Кризис легитимности – это крайняя ситуация, в которой народ не верит в право политической элиты руководить государством, открыто выражает недоверие власти и не хочет подчиняться ее решениям. Кризис легитимности может быть вызван вызвана противоречием интересов народа и политической элиты, конфликтами между ветвями власти и т.п.

Легитимность и легальность: в чем разница

Первоначально слово легитимность означало «законность» и было синонимом легальности. Однако в современной политологии это разные термины:

  • Легитимность – это признание власти населением.
  • Легальность – это законность, соответствие правовым нормам.

Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.

В обществе может существовать и нелегальная власть, которая может восприниматься как легитимная либо нелегитимная. Пример такой власти – мафиозные структуры.

Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая

Делить легитимность по трем типам – традиционному, легальному и харизматическому – предложил немецкий социолог и философ Макс Вебер. Это идеальные, абстрактные типы, в конкретных политических системах они могут сочетаться в разных пропорциях, подчеркивал Вебер.

По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.

  • Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.
  • Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.
  • Харизматическая легитимность основана на вере людей в исключительные качества политического лидера – его харизму. Эта вера переносится на всю систему власти. Нередко харизматическая легитимность возникает в критические периоды – например, в ходе революций. Данный тип легитимности создает очевидные проблемы: во-первых, вера в непогрешимость лидера ведет к «культу личности», подрыву свобод; во-вторых, передать свою харизму преемнику невозможно, и это ставит власть под угрозу.Пример харизматической легитимности: диктатура Юлия Цезаря, захватившего власть в Риме без опоры на закон или традицию.

Источник: https://www.anews.com/p/114558669-legitimnost-ehto-legitimnost-gosudarstvennoj-vlasti-i-tipy-legitimnosti/

Легитимность – определение, виды, принципы

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Легитимность – это одно из основных понятий политологии, которое возникло в охваченной революцией Франции начала XIX века. Несогласие народа с действующим в то время политическим строем привело к окончанию абсолютной монархии и возникновению республики.

Понятие легитимности и легитимных действий

Термин состоит из двух аспектов – согласия и подчинения. Общество признает существующий политический строй, одобряет действия и решения органов власти. 

В то же время каждый гражданин обязуется следовать указам правительства, соблюдать установленные законы, соглашается с правом государства на принуждение к их выполнению.

Из этого следует, что легитимность означает согласие общества подчиняться институтам государственной власти. Она строится в первую очередь на моральной оценке членов общества о справедливости и является социально-психологическим явлением.

Согласие с властью приводит к добровольному подчинению ее решениям. Любое действие, не оспариваемое обществом или индивидами, которые имеют способность и право его оспорить, признается легитимным.

Признаки легитимности власти

Эффективность и стабильность работы государства неразрывно связаны с уровнем доверия к руководству страны. 

Признаки, характерные для легитимной власти, можно разбить на группы:

  1. Психологические. Народ доверяет государству и убежден, что оно действует в его интересах, способно обеспечить защиту и достойные условия жизни как для общества в целом, так и для каждой социальной группы. Большинство индивидов одобряют политику, проводимую правительством.

  2. Формальные. Эти признаки описывает главный документ страны – Конституция. Традиционно она опирается на основные принципы демократии – свободное волеизъявление, всеобщее равенство перед законом, выборность власти. Следовать обезличенным правовым нормам должны как те, кто правит, так и те, кем правят.

  3. Концептуальные. При доверии граждан к власти политическая система устойчива – государственное руководство успешно решает стоящие перед ним задачи, сохраняет равновесие политических сил.

    Также оно владеет текущей ситуацией в стране – способно влиять на систему распределения и перераспределения ресурсов, расстановку и деятельность политических субъектов для наилучшего функционирования экономики и общества.

Легитимизация власти – признание ее значимости и необходимости социумом – достигается при наличии перечисленных признаков. В противном случае в обществе будет назревать напряжение, ухудшающее работу государства и способное привести к смене политического режима.

Как определить, что власть в стране нелегитимна

Расхождение целей и интересов государства и общества приводит к падению уровня доверия к власти и ее делегитимизации. 

Поступки, идущие вразрез с общественным мнением, становятся нелегитимными, встречают сопротивление в обществе.

Социальное напряжение и недовольство действующей в стране властью появляются, когда наблюдается:

  • расхождение официально провозглашенных и реально осуществляемых целей и задач;
  • негативное отношение населения к проводимым реформам;
  • низкий уровень доверия к основным социальным институтам;
  • высокое расслоение доходов;
  • частое принуждение к подчинению;
  • ограничение демократических прав и свобод.

Чтобы легитимизировать существующую власть, правительство использует разные способы: вносит изменения в законодательство, напоминает о традициях населения, использует харизматические личности для поддержания своего образа. 

Необходимый эффект достигается при успешном осуществлении национальных проектов, программ по поддержке всех слоев населения, эффективной работе экономики, соблюдении и поддержании правопорядка.

Легитимность и легальность власти – в чем различия

Несмотря на то, что термин «легитимность» дословно переводится как «законный», в политологии он используется в ином значении. В описании отношения общественных масс к действующей власти, в непрофессиональной литературе можно встретить ошибочное использование в качестве синонима термина «легальность».

Коренное отличие понятий кроется в том, что легитимность – оценочное суждение о власти, а легальность – ее юридическое обоснование. 

Легальная власть опирается на принципы:

  • законного происхождения;
  • осуществления деятельности в рамках правовых норм;
  • подчинения действующему законодательству.

Легальность, являясь юридическим определением, характеризует власть нейтрально, в соответствии с установленными законами. Недовольство большинства, подрывающее легитимность действующего политического режима, не оказывает влияние на его легальность до изменения законодательства.

Типы легитимного правления

Основоположник традиционного подхода к социологии и политологии, немецкий социолог и философ Макс Вебер, выделял три типа легитимного правления:

  • традиционный;
  • харизматический;
  • легальный (рациональный).

Разница между ними заключается в мотивах общества к повиновению. На практике эта граница зачастую размыта, и характерные признаки тесно переплетены.

Традиционный

Традиционная легитимность, по Веберу, в качестве мотивации к подчинению ссылается на устоявшиеся с давних времен традиции. 

Вошедшие в привычку правила и нормы не вызывают сомнений в исключительности действующего правителя, передающего власть по наследству.

Легитимность монархического строя сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. В ряде европейских государств (Бельгия, Испания, Англия) также сохранились монархические династии, однако их титул стал символическим.

Харизматический

В кризисные времена политические, военные или религиозные деятели способны набрать немалый вес в обществе. 

Харизматический лидер, наделенный, по мнению народа, выдающимися способностями, обладает абсолютной легитимностью. Он воспринимается как мессия, чьи авторитет и навыки способны разрешить любую проблему, сплотить людей, заразить своими идеями. Среди подобных лидеров можно выделить библейского Моисея, пророка Мухаммеда, Будду, Сталина, Черчилля, Ганди.

На харизме отдельных личностей держится власть в молодых африканских странах. В сочетании с народными традициями, в менталитете жителей этих государств заложено чувство почтения к вождю нации.

Легальный (рациональный)

Согласно классификации Вебера, признаком данного типа легитимности является уверенность общества в легальности власти. 

Закон, установленный конституцией, является основой деятельности государственного аппарата и всех индивидов. Выражение предпочтений граждан обеспечивается посредством выборов. Этот тип легитимности присущ власти в большинстве развитых стран.

Выводы

Легитимность и легальность власти – обязательное условие сильного государства. Действующая в рамках закона власть, подкрепленная одобрением народа, способна эффективно развивать экономику страны, улучшать благосостояние граждан, решать внутренние и внешние проблемы.

Источник: https://nauka.club/politologiya/legitimnost.html

Легитимность, понятие, виды, принцип, примеры традиционной, рационально-легальной легитимности власти

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Власть, которая руководит обществом, получает полномочия от граждан или в силу имеющихся традиций.

Легитимность это признание народом права лидера осуществлять руководство страной.

Что такое легитимность

Легитимность является характеристикой органа государственной власти и говорит о том, насколько граждане признают за ним право управлять. Такая власть опирается на народный консенсус.

Граждане признают, что её право легитимно управлять носит естественный характер и поэтому подчиняются ей добровольно.

Полную легитимность можно противопоставить ситуации, когда власть была незаконно захвачена, узурпирована. Подчинение населения в последнем случае достигается главным образом путём применения насильственных мер. Мотивацией при этом выступает инстинкт самосохранения, страх насилия.

Типы легитимности

Различные виды легитимности редко существуют отдельно. На практике способность управлять и воздействовать основана на их сочетании, несмотря на разницу между ними.

Традиционная

Такая легитимная власть была распространена в древних и средневековых обществах. Считалось, что право управлять народом является божественным даром и передаётся по наследству. Она основана на праве наследования престола. Большую роль в поддержке лидера нации играла религия.

Демократическая

Этот способ предоставления властных полномочий популярен в настоящее время.

Он основывается на проведении выборов и подробно регламентируется действующим законодательством.

Подразумевается, что избиратели, изучив программу той или иной политической партии, сделают свой рациональный выбор, обеспечив явку.

Однако на практике существует много различных факторов, которые влияют на ание.

Харизматическая

Народ может доверить управление политическому лидеру, который имеет особую харизму. Фактически речь идёт о наработанном в предыдущие годы авторитете и о вере граждан в наличие у него особых способностей к руководству страной.

В рассматриваемой ситуации доверие носит в основном эмоциональный характер. При передаче возможности управления, воздействия и навязывания своей воли такому руководителю обычно принижается важность формального выполнения необходимых юридических норм.

Технократическая

Государственная власть управляет судьбами миллионов людей. Цена ошибок, допущенных ею, очень велика.

Поэтому её способность эффективно решать задачи, возникающие в процессе управления страной, является одной из наиболее важных.

Технократическая легитимность относится именно к этому аспекту деятельности государственных органов. Она определяется не только конституцией, но и профессиональностью работы органов управления государством.

При этом необходимо принимать во внимание, что политика представляет собой профессиональную сферу деятельности, требующую соответствующего уровня квалификации. Если же к управлению страной приходят политики, действующие непрофессионально, то их деятельность со временем может превратиться в политиканство.

Чем большая степень эффективности демонстрируется в деятельности государственных органов, тем выше становится легитимность власти в глазах народа. Верно также и обратное утверждение: чем менее профессиональным является руководство, тем меньшей становится легитимность власти вследствие потери доверия граждан.

Онтологическая

Такой тип определения легитимности был широко распространён в древнем мире.

В наше время он существует в обществах, которые организованы на основе традиционных принципов.

Граждане воспринимают существующий порядок в качестве единственно возможного, а нарушение его как анархию и катастрофу.

Благополучие связывается с личностью лидера, с успехом его действий. Считается, что в случае его смерти в обществе наступит хаос.

Легитимность политической власти

Понятие легитимизации государственной власти может использоваться в различных ситуациях.

Когда говорят о легитимной власти, это имеет следующее значение:

  • народ признаёт её полномочия,
  • она была выбрана на основе легальных процедур, предусмотренных законодательством.

Если имеется законным образом установленная власть, то государство, его президент, границы являются легитимными.

Границы государства признаются легитимными, если они зафиксированы законодательством страны, и это признается на международном уровне.

Изданные и утверждённые законной властью документы являются легитимными.

Отличия между легитимный и нелегитимный

Нелегитимность может проявляться следующим образом:

  • потеря эффективности руководства,
  • наличие коррупции,
  • проведены разрешённые законодательством процедуры импичмента президента,
  • в других аналогичных ситуациях.

Легитимация и делегитимация

Может случиться так, что управляющие страной в первое время имели легитимность, но в дальнейшем своими действиями ухудшили ситуацию.

Так может произойти в результате злоупотреблений или низкой эффективности управления.

Если произойдёт делегитимизация власти, то это может привести к политическому кризису.

В демократических государствах подобного рода ситуации предусмотрены действующим законодательством. Например, возможен импичмент президента.

В других ситуациях возможно нарастание протестов, способных убедить власть, которая показала, что она нелегитимна, уйти в отставку.

Легитимность и легальность власти

Рассмотрим разницу между понятиями легальная и легитимная власть.

Легитимность государственной власти означает, что народ признаёт её законность, а легальность означает, что государственные органы, её осуществляющие, были сформированы на основе применения предусмотренных законом процедур. Эти два понятия нельзя считать синонимами.

В некоторых обществах формирование органов власти осуществляется на основе существующих в течение долгого времени традиций. Примером такой ситуации может быть избрание вождя племенем. Ещё одним примером является передача данного права по наследству.

В современных обществах часто используется передача управления государством на основе применения легальных процедур, например, путём проведения выборов.

Стоит заметить: выполнение легальных требований в процессе передачи власти новому правительству не гарантирует её легитимности, признания авторитета.

Принципы легитимности

Существует несколько уровней легитимности:

  1. Народная характеризует отношение граждан к власти, которая ими управляет.
  2. Внешняя — это признание её в этой стране со стороны других государств.
  3. Индивидуальная представление правящих кругов о себе, своих полномочиях и действия по их удержанию.

Принципы, на которых основана легитимность:

  1. Власть в обществе легитимна, если следует установленным, принятым здесь правилам.
  2. Указанные нормы основываются на той вере, которую разделяют руководители и граждане.
  3. Существуют формальные доказательства того, что обе стороны согласны на существование имеющейся власти.

Заключение

Количественно определить степень легитимности трудно, но это можно сделать косвенным образом. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют результаты выборов, данные, полученные от социологических опросов, существование и степень наличия протестного движения.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/legitimnost-ponyatie-tipyi-printsipyi-primeryi

Легитимность и легальность

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Определение 1

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Определение 2

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования.

Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления.

Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Замечание 1

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий.

Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности.

Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

Подчинение власти – это особый юридический акт, означающий буквально «я не нарушаю закон». Подчиняется ли лицо, признавая или не признавая действующую власть относится к оценочной, этической характеристики власти. Не всякое подчинение власти является признанием данной власти. Население подчиняется не только легитимной власти.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы – акции гражданского неповиновения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/legitimnost_i_legalnost/

Сущность политической власти её легитимация и легитимность

Что такое легитимация власти? Легитимность и легитимация политической власти

Понятие власти – одно из ключевых в политологии, которое позволяет понять сущность политики. Борьба за власть – характерная черта политической жизни общества. Политическая власть не является единственным видом власти в обществе.

В любой общности людей, более или менее организованной, наблюдается наличие власти.

Каждому виду власти присущи одни и те же определенные черты, которые в совокупности позволяет дать определение и характеристику власти как общей социальной категории.

В политологии имеет место множество определений власти, но однозначного понимания ее сущности до сих пор нет. При всем многообразии воззрений многим исследователям присуще ее толкование как возможности авторитета заставлять повиноваться, подчинять своей воле других.

Политическая власть распространятся на все общество, и имеет ряд отличительных признаков: имеет право пользоваться силой в рамках закона на территории страны; имеет единый центр принятия решений; задействует в управление все имеющиеся ресурсы; реализуется на правовой основе от имени всего общества.

Важнейшее место в политической власти занимает государство и государственная власть. Субъектом власти выступает государство через госорганы, учреждения и должностных лиц, объектом является граждане страны.

Политическая власть реализуется как в рамках государства, так и в рамках партий, организаций (в том числе международных), профсоюзов. Государственная власть является стержневой категорией в политической власти.

Политическая власть должна быть устойчивой, что зависит от ее социальной основы.

Цель данной работы заключается в анализе сущности политической власти, ее легитимации и легитимности.

1. Понятие политической власти

В политологии существует несколько подходов к пониманию власти.

Теологический подход – считается, что всякая власть от Бога, а исполнителями воли Бога являются монархи. Основой норм поведения являются религиозные постулаты.

Биологический подход – полагают, что власть не является специфичной только для людей, но также свойственна и животным. Основы власти лежат в биологической структуре.

Психологический подход – власть как способ господства бессознательного над сознанием.

Бихевиористский подход – благодаря возможности изменения поведения других людей рождается особый тип поведения – власть. Человек неосознанно стремится к власти и видит в ней способ улучшения своего существования, наслаждаясь ее обладанием.

Мифологический подход – власть дана ее носителям благодаря их превосходству над другими – интеллектуальному, физическому, религиозному или другому.

Антропологический подход – рассматривает все действия, основанные на авторитете и власти, как политические, и распространяет понятие политической власти на все социальные образования. Власть вождей, старейшин, собраний рассматривается как политическая.

Конфликтологический подход – власть как подавление одного класса другим. Господство и подчинение обусловлено экономическим неравенством.  Экономическое превосходство позволяет подчинять себе неимущие классы [2, с. 48].

Власть всегда интересовала политиков, ученых, религиоведов, так как в ней преломляются разные аспекты жизни общества, отражая борьбу классов, наций, партий и групп [4, с. 88].

Большинство исследователей придерживается точки зрения, что только власть, осуществляемая государством, его институтами и органами, является политической. Государство является единственным и главным носителем политической власти.

Обычно в научной литературе понятия «государственная власть» и «политическая власть» отождествляют, и это вполне логично, так как государственная власть всегда обладает свойствами политической, и в ней отмечаются признаки классовости.

По описанию Мо-Цзи, государственная власть возникла из стремления человека преодолеть социальный хаос и создать единую систему общественного управления, избрав самого мудрого  и добродетельного человека своим властителем.

Подобной же точки зрения на происхождение политической власти придерживался и Аристотель. В своей работе «Политика» он говорит о том, что механизм власти необходим для организации и регулирования общественных отношений. При этом, в отличие от Конфуция, Аристотель разделял власть господскую и семейную с политической властью [3, с. 237].

Сторонники марксизма определяли политическую власть как подавление одним классом другого, как организованное насилие. Из этого утверждения вырос миф о том, что всякая власть – зло, которое общество терпит до некоторых пор. Однако не всякую государственную власть можно свести к «насилию», особенно демократическую, которая, напротив, является сильной созидающей силой.

Политическая власть осуществляется через государственное управление, реализуясь в деятельности государственных органов, которые образуют механизм власти. Но отождествлять политическую власть с госорганами неверно. Властвующий субъект лишь наделяет госорганы полномочиями, а не передает им власть.

Власти нужен авторитет, она нуждается в его силе. Так же власть имеет материально-предметные источники силы – полиция, армия, органы госбезопасности, тюрьмы. Эта сила определяет ее силу и гарантирует принудительную способность. Сила может оправданно применяться при отражении внешних агрессий или предотвращения преступности.

Таким образом, политическая власть – социальный институт, выражение мощи, воли и силы государства, которое воплощается в государственных учреждениях и органах и упорядочивает поведение гражданина и социальные отношения. Это специфическое взаимодействие по крайней мере двух субъектов, где один подчиняется распоряжениям второго, а носитель власти реализует свою волю и интересы.

Политическая власть воздействует на поведение индивида и масс, защищает от внутренних и внешних посягательств с помощью различных средств, в том числе военной силы и принуждений. Характер политической власти – общественно-опосредованный, т.е.

решения власти обязательны для всех. В рамках политической государственной власти функционируют институты – президент, парламент, правительство, суд.

Общественная политическая власть выражена в деятельности партийных организаций, групп, независимых СМИ и в общественном мнении.

2. Субъект и объект политической власти

Субъект воплощает направляющее, активное действие власти. В политике это отдельный индивид, группа людей, класс и т.д.

, который добивается от других субъектов действий, приводящих к удовлетворению его воли.

У субъекта должны наблюдаться некоторые качества – желание власти, воля к власти, компетентность, авторитет, организованность. В реальности эти качества есть не у всех представителей власти [6, с. 96].

Тот факт, что власть часто отождествляют с ее носителем, показывает отражение первостепенной роли субъекта.

Властное отношение субъекта определяется через решения и приказы, где предписываются нормы поведения объекта власти и оговариваются меры наказания за нарушения распоряжений.

Итак, субъект определяет содержание властного отношения через различные формы и проявления функционирования власти: наказание и поощрение, насилие и принуждение, соперничество и сотрудничество, управление и контроль [1, с.58].

Власть является двусторонним взаимодействием, и кроме субъекта у нее есть объект, которым является индивид, социальная группа, класс, масса. В политике объектом власти является подчиненный, готовый подчиняться и способствовать реализации интересов и воли субъекта.

Субъект и объект политической власти, как правило, не совпадают, а подвластные и властвующий четко разделены. В демократических обществах наблюдается тенденция их сближения, иногда даже частичное совпадение.

Каждый гражданин демократического государства – не только подвластный член общества, но и полноценный индивидуальный первоноситель и источник власти. Высшие органы власти в таких государствах над собой имеют высшую власть народа, то есть одновременно являются субъектом и объектом власти [8, с. 91].

Тем не менее полного совпадения нет, иначе власть утратила бы политический характер.

3. Ресурсы власти

По определению В.П. Пугачева, ресурсы власти представляют собой все, что группа или индивид могут использовать для влияния на других [7, с. 100].

Неравномерное распределение ресурсов власти является социальной причиной для подчинения объекта субъекту. Для глубокого понимания власти необходимо детально изучить ресурсы. Они могут применяться как поощрение, убеждение или наказание.

Власть превращает ресурсы в устойчивое влияние взаимосвязанных агентов друг на друга в рамках системы.

Существует несколько классификаций властных ресурсов. Так, А. Этциони выделяет следующие виды: утилитарные, принудительные и нормативные [7, с. 101]. Утилитарные ресурсы – материальные и другие социальные блага, направленные на удовлетворение повседневных интересов граждан. Их могут использовать для влияния на целые слои населения.

Например, в качестве наказания снижать заработную плату за некачественную работу. Принудительными ресурсами обычно являются административные меры наказания в случаях, когда утилитарные ресурсы не работают.

Нормативные ресурсы призваны убедить объекта власти в общности его интересов с субъектом, повлиять на его убеждения и ценностные нормы.

Также распространена классификация ресурсов власти в соответствии с видами жизнедеятельности. Согласно ей выделяют:

– экономические,  т.е. материальные ценности, необходимые для потребления и производства, денежные средства, техника, ископаемые и земли;

– социальные. К ним относится способность изменения статуса или ранга. Эти ресурсы частично связаны с экономическими. Например, доход и достаток ведет к росту социального статуса.

– принудительные (силовые) – сюда относят армию, полицию, службы госбезопасности, правоохранительные органы. Это наиболее эффективный ресурс власти, так как он вместе со своими вещественными проявлениями (снаряжение, оружие, тюрьмы) способны лишить индивида высших ценностей;

– культурно-информационные, т.е. информация и средства ее получения – институты науки и образования, СМИ и т.д. По утверждению социолога О. Тоффлера, информация и знание превращается в важнейший ресурс власти, приобретающий первостепенное значение. [3, с. 118];

– демографические – т.е. сам человек. Это важнейший многофункциональный ресурс, который производит все остальные ресурсы, и является субъектом и объектом власти одновременно.

Государство обладает всеми видами ресурсов власти в той или иной степени.

Процесс властвования включает в себя разные способы осуществления властных отношений. Первый из них заключается в направлении объекта на определенный, необходимый субъекту путь, в побуждении его к определенным действиям.

Другой способ, напротив, реализует власть путем обеспечения бездействия подчиненных, прекращения их нежелательной для субъекта деятельности [2, с. 50].

Из сферы общественных обсуждений исключаются нежелательные темы, вследствие чего из массового сознания исключается их адекватное отражение, и предотвращаются политические конфликты.

Способы властвования могут быть:

– демократическими – исполнители принимают участие в принятии решений;

– авторитарными – неограниченная власть без полного контроля над подчиненными;

– тоталитарными – полный контроль субъекта над объектом;

– конституционными – в рамках закона;

– деспотическими – произвол и беззаконие;

– либеральными – уважение свободы и прав индивида.

Процесс властвования находится под контролем механизма власти – системы органов, организаций и норм их деятельности.

4. Виды и признаки политической власти

Существует несколько классификаций власти по ряду оснований.

По классовому и формационному признакам власть делят на: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и др.

По количественному признаку – олигархическая, полиархическая, единоличная.

По правовому признаку – легальная, нелегальная, легитимная и нелигитимная.

В зависимости от источников власти выделяют вознаграждающую, принуждающую, референтную, нормативную, экспертную, информационную власть и другие.

По функциям органов власти выделяют законодательную, судебную, исполнительную власть.

Надо отметить, что носитель власти для одного типа власти может быть ресурсом для другого.

По характеру применения власть делят на демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую.

В соответствии с классификацией по институциональному признаку можно выделить такие виды: партийная, общественная, личная, государственная.

Политическую власть чаще всего власть классифицируют в зависимости от ресурсов, которые она использует. Власть может быть следующих видов:

– экономическая. Собственность на материальные ценности, контроль над ними. В мирное время этот вид власти доминирует над другими;

– социальная. Распределяет позиции в социальной структуре общества – звания, статусы, ранги. Тесно связана с экономической властью;

– культурно – информационная. Власть осуществляется посредством контроля над информацией, знаниями и средствами информации. Сюда относится религиозная, моральная и другие виды власти на основе авторитета. Этот вид власти способен манипулировать общественным сознанием;

– принудительная. Осуществляется через силовые структуры, контролирует людей с помощью физической силы на легальной основе.

Источник: https://www.stud24.ru/politology/sushhnost-politicheskoj-vlasti-ejo-legitimaciya/497493-1918537-page1.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: