- Культурное наследие
- Признание и сохранение культурного наследия
- Международно-правовая защита культурного наследия
- Культурное наследие и права человека
- Культурное наследие России
- Культурное и природное наследие России
- Объекты культурного и природного наследия России
- Что такое культурное наследие? — особенности и охрана ОКН
- Осязаемое и неосязаемое культурное наследие
- Почему важно охранять культурное наследие?
- Чьё культурное наследие?
- Доклад на тему:
- Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями
- Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение
- Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия
- Препятствия на пути сохранения культурного наследия
- Значение культурного наследия в формировании исторического сознания
- Приоритеты развития исторического сознания
- Использование объектов культурного наследия в социальном планировании
- Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур
Культурное наследие
Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов.
К проявлениям культурного наследия можно отнести почти все, что было сотворено человеком или имело для него значение.
Культурным наследием могут быть как движимые объекты, от черепков глиняной посуды до шедевров живописи и скульптуры, так и недвижимые: от наскальных рисунков и развалин древних городов до религиозных храмов, замков и дворцов.
Культурное наследие включает не только рукотворные предметы, но и памятники природы, которые представляли, а может и по-прежнему представляют особую ценность для конкретной культуры. Это могут быть места ритуалов и церемоний или объекты живой и неживой природы – деревья, скалы, водопады.
Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными предметами, которые можно увидеть и потрогать. Оно также состоит из нематериальных свидетельств: верований, знаний, традиций, обычаев, устной истории, народного искусства, национальных обрядов, ритуалов, ремесленных навыков, олицетворяющих историю, самобытность и духовное единство народа.
Все, что наполняет нашу жизнь, является воплощением культуры, которую мы унаследовали, и которую мы можем либо не можем изменить и передать будущим поколениям. Именно этот принцип наследования – получение чего-то от одного поколения и, возможно, передача следующему – интуитивно подкрепляет понятие культурного наследия.
Признание и сохранение культурного наследия
Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией.
Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида.
В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими.
Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.
Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве
Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана.
В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие.
В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.
Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия.
В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей.
Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия.
В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.
Международно-правовая защита культурного наследия
Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права.
Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники», а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.
Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).
Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции.
Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года).
Одеон Герода Аттика, Афины, Греция
За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:
- Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
- Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);
а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:
- Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
- Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
- Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
- Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
- Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
- Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).
Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).
Культурное наследие и права человека
Концепции прав человека и культурного наследия неразрывно связаны между собой, поскольку они имеют схожие свойства и функции. Одной из их главных общих особенностей является временной характер.
Права человека ориентируются не только на улучшение нашего настоящего положения, но и в широком смысле создание условий, позволяющих нам стать людьми, которыми мы хотим быть, в обществе, в котором мы хотим жить.
Аналогичным образом культурное наследие можно понимать как ресурс, позволяющий отдельным лицам и сообществам сохранять и развивать те ценности, которые они явно или неявно хотят передать будущим поколениям.
Это было признано в Рамочной конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества 2005 года, в которой культурное наследие определяется, в частности, как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которые люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций».
Право на доступ к культурному наследию и пользование им является частью международного права прав человека. Оно включает право отдельных лиц и общин знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц.
В Докладе о культурных правах 2011 года, принятом Советом по правам человека, была официально подтверждена связь между культурным наследием и правами человека.
В Докладе подчеркивается, что «культурное наследие важно не только само по себе, но и в связи с правозащитным измерением, в частности с его значением для отдельных лиц и общин, их самобытности и процессов развития».
Источник: https://interlaws.ru/kulturnoe-nasledie/
Культурное наследие России
Культурное наследие является неотъемлемой частью жизни каждой народности, помогая нам узнать и понять историю формирования современного общества. В понятие культурного наследия входят не только объекты, созданные человеком, но и природные территории, вкупе образующие среду обитания человека.
Замечание 1
Человечество веками накапливает опыт и знания, которые передаются из поколения в поколение, благодаря чему общество и развивается — это явление называется социальной памятью.
Именно благодаря природным и культурным объектам людям удавалось с начала времён передавать свои мысли и мировоззрения будущим поколениям.
Во Франции в 1945 году была основана специальная организация, одной из главных функций которой по сей день остаётся объединение государств и народностей с целью сохранения мировых культурных ценностей. Данное учреждение называется ЮНЕСКО, его участники занимаются сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества.
- Курсовая работа 470 руб.
- Реферат 220 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
Само понятие культурного наследия сложно охарактеризовать однозначно, так как с точки зрения разных наук оно рассматривается по-разному, и всё-таки в 1972 году был создан документ, который дал ему чёткое определение. Им стала «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», подразделившая культурное наследие на:
- памятники;
- ансамбли;
- достопримечательные места.
Памятники включают в себя все произведения искусства и археологические находки. К ансамблям относятся все архитектурные группы, максимально гармонично вписывающиеся в окружающий пейзаж.
А понятие достопримечательных мест включает в себя самостоятельные творения человека, либо объекты, созданные человеком совместно с природой.
К природному наследию были отнесены природные памятники, национальные парки, государственные природные заповедники, геологические и физиографические образования.
Культурное и природное наследие России
Замечание 2
На данный момент на территории России официально насчитывается двадцать восемь объектов, вошедших в реестр Всемирного наследия.
Ещё один, до сих пор спорный и не поддерживаемый ЮНЕСКО с 2014 года объект, можно в какой-то мере считать двадцать девятым. Это Древний город Херсонес Таврический и его хора, находящийся в Крыму. Так как организация ЮНЕСКО не признаёт Крым территорией России, формально объект не закреплён за нашим государством.
Одиннадцать из признанных объектов относятся к природному наследию, остальные — к культурному.
В 2017 году Российская Федерация была на девятом месте в мире по количеству объектов мирового наследия, причем шесть культурных объектов были признаны шедевром человеческого гения, в их числе Московский Кремль и Красная Площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и другие. А четыре из природных объектов были признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности, среди них Девственные леса Коми, озеро Байкал и другие.
Объекты культурного и природного наследия России
Среди объектов, представляющих культурное наследие России сложно выделить более или менее значимые, потому что русская культура древняя и весьма разнообразная. На территории страны проживает огромное число народностей, каждая из которых имеет свой язык, традиции, обычаи. Большинство памятников мировой и российской культуры, конечно же, сводится к церквям и монастырям.
Также среди объектов культурного наследия следует выделить исторические поселения, в которых сконцентрировано огромное количество культурного наследия страны в целом. К ним относятся исторические города и сельские населённые пункты, особо крупные усадебные ансамбли и монастыри.
Изобилуют памятниками культуры конечно же, Москва и Санкт-Петербург, что вполне логично, если оглянуться на историю. Музеи, театры, выставочные залы — в этих городах концентрация культурного наследия России поразительна. Неподалёку от этих городов располагаются уникальные историко-культурные комплексы, в состав которых входят дворцово-парковые ансамбли, усадьбы и так далее.
Золотое кольцо России, безусловно является культурным наследием страны и одним из популярнейших туристических маршрутов. Каждый город «кольца» обладает своей неповторимой историей, продолжительностью в несколько веков.
В Федеральном законе об объектах культурного наследия прописывается, что каждый гражданин страны может иметь доступ к объектам и информации о них. Таким образом, у населения формируется критерии отношения к самим объектам, то есть социальная память развивается и крепнет.
К культурным же объектам уже не мирового масштаба относится и сам русский язык, и устное народное творчество, и народные художественные промыслы, в числе которых:
- Хохлома
- Гжель
- Городецкая роспись
- Ярославская майолика
- Жостовские подносы и так далее.
Сюда же можно отнести и традиции, сохранившиеся в жизни россиян вплоть до сегодняшнего дня. К ним в первую очередь относятся праздники, заметно отличающиеся от западной культуры: Пасха, Рождество. Некоторые основаны ещё на языческих верованиях, например, Масленица.
На территории России насчитывается более ста природных заповедников и сорок национальных парков.
В России государством охраняются не только памятники истории, культуры и природные комплексы и объекты, но также и особенно ценные территории, на которых сохраняется культурно-исторический и природный комплекс наследия.
Они называются уникальными культурными и природными ландшафтами и представляют собой территории музеев-заповедников и музеев-усадеб, которые были организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью каких-либо выдающихся личностей.
Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kulturnoe_nasledie_rossii/
Что такое культурное наследие? — особенности и охрана ОКН
Мы часто слышим о значимости культурного наследия. Но что же это такое – культурное наследие? И чьё оно? Например, к культурному достоянию какой нации можно причислить портрет Моны Лизы Леонардо Да Винчи? Французов или итальянцев?
Для начала стоит посмотреть значение слова «наследие». Это имущество, то, что можно получить в наследство от предыдущих поколений. Только в данном случае это не деньги или вещи, а произведения художественной культуры, результаты творческого труда человека, различные традиции. Они олицетворяют нашу историю и самобытность, они наше прошлое, настоящее и будущее.
Осязаемое и неосязаемое культурное наследие
Культурное наследие часто сводят к интеллектуальным артефактам (картины, чертежи, гравюры, мозаики, скульптуры), историческим монументам и зданиям, а так же археологическим памятникам.
Но концепция культурного наследия намного глубже, и она постепенно растет, включая в себя все проявления творческого начала в человеке, его экспрессию: фотографии, документы, книги и манускрипты, инструменты. Они существуют как индивидуальные объекты либо как коллекции.
Маленькие города, подводные артефакты и окружающая природная среда включены в культурное наследие с того момента, как общины определили свою принадлежность к природе.
Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными объектами, которые мы можем увидеть и потрогать.
Оно также включает в себя нематериальные объекты: традиции, устные истории, сценическое искусство, повседневную деятельность человека, искусную работу, выполненную в старинных традициях, представления, ритуалы, знания и навыки, передаваемые из поколения в поколение внутри сообщества.
Отсюда следует, что неосязаемое наследие – это уму непостижимый массив, включающий в себя традиции, музыку и танцы, такие как танго и фламенко, святые процессии, карнавалы, выдерживание ловчих птиц, культуру Венской кофейни, характерное плетение азербайджанских ковров, Китайский театр теней, Средиземноморскую диету, Ведическое пение, театр Кабуки, полифоническое пение пигмеев Ака из Центральной Африки и многое другое.
Нижний Новгород, Дом Каменских
Татьяна Глазунова
Почему важно охранять культурное наследие?
Культурное наследие – это не только набор объектов или традиций, пришедших к нам из прошлого.
Так же оно является итогом тщательного отбора – процесса, при котором какие-либо события или явления навсегда остаются в памяти или же предаются забвению.
Этот процесс характеризует каждое человеческое общество, которое постоянно занимается выбором того, что по культурным и политическим причинам достойно быть представленным будущим поколениям.
Все люди делают небольшой вклад в культуру мира. Вот почему важно уважать и оберегать культурное наследие через государственные законы и международные договоры.
Незаконное распространение артефактов и культурных объектов, разграбление мест археологических раскопок, уничтожение исторических зданий и монументов – все это наносит культурному наследию страны непоправимый ущерб.
ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), основанная в 1954 году, утвердила международную Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, в надежде воспитать межкультурное взаимопонимание, при этом подчеркивая значимость международного сотрудничества.
Защита культурного наследия – это старинная проблема. В основе её лежит конфликт между индивидуальными и общественными интересами, соблюдение баланса между правами личными и общественными правами.
Древние римляне утверждали, что произведение искусства может быть рассмотрено как часть наследия целой общины, даже если оно находится в частной собственности.
Например, скульптуры, украшающие фасад здания, находящегося в частной собственности, были признаны общими ценностями.
Они не могут быть перемещены или уничтожены с момента их появления в общественном месте, там, где их могут увидеть все горожане.
Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший (23-79 н. э.) в своем энциклопедическом сочинении «Естественная история» писал, что римский государственный деятель и полководец Агриппа поместил статую Апоксиомена, шедевр известного греческого скульптора Лисиппа, перед своей термальной ванной.
Статуя представляла собой фигуру атлета, стригилем (скребком) счищающего с себя песок после состязаний. Император Тиберий был так глубоко восхищен скульптурой, что приказал переместить её туда, где она перестала бы быть доступной для общественного обозрения.
Римляне начали выступать с протестами и в итоге вынудили его вернуть Апоксиомена на прежнее место, где каждый мог восторгаться статуей.
Наше же право – наслаждаться искусством и принимать участие в культурной жизни общества, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году.
Нижний Новгород, часть фасада Государственного банка
Татьяна Глазунова
Чьё культурное наследие?
Понятие «культурное наследие», как правило, ассоциируется с единым обществом и коммуникациями между его членами. Но культурные границы достаточно расплывчаты.
Художники, писатели, ученые, мастера и музыканты учатся друг от друга, даже если принадлежат к различным культурам, разделенным пространством и временем.
Просто подумайте о влиянии японских гравюр на картины Поля Гогена или африканских масок на работы Пабло Пикассо.
Также вы можете обратить внимание на западную архитектуру в либерийских домах в Африке.
Когда афроамериканские рабы были отпущены на свободу, они вернулись на родину и, вдохновленные неоклассическим стилем особняков на американских плантациях, построили уже свои дома.
Американский неоклассический стиль, в свою очередь, возник под влиянием архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, на которого оказала воздействие римская и греческая архитектура.
Теперь рассмотрим другой пример. Мона Лиза была нарисована Леонардо да Винчи в начале XVI века и выставлена в Лувре в Париже. С точки зрения современности, к чьему культурному наследию принадлежит Мона Лиза?
Леонардо был очень знаменитым итальянским художником, и очевидно, что Джоконда принадлежит культурному наследию Италии. Когда Леонардо прибыл во Францию по приглашению короля Франциска I на работы по благоустройству его двора, он привез Мону Лизу с собой.
В 1518 году Франциск приобрел картину, которая впоследствии оказалась в его коллекции. Вот почему Джоконда также является и частью культурного наследия Франции.
За этой картиной закреплен статус самой узнаваемой, самой посещаемой, самой обсуждаемой и самой пародируемой в мире: по сути, она принадлежит к культурному наследию всего человечества.
Культурное наследие, переданное нам от наших предков, должно быть сохранено для всеобщего блага. В эпоху глобализации оно помогает нам помнить о нашей культурной непохожести, и это понимание развивает взаимоуважение и возрождает диалог между совершенно разными культурами.
Анастасия Кочеткова
16+
Подписывайтесь на нас «ВКонтакте», и «Одноклассниках».
Источник: https://novation-nn.ru/chto-takoe-kulturnoe-nasledie/
Доклад на тему:
Доклад на тему:
«Культурное наследие России»
Подготовила: Н.Ю. Морозова.
2018г.
Я живу в огромной прекрасной стране, которая носит гордое имя – Россия. Россия – это не только огромные просторы, реки, моря, города, села. Россия – это еще своеобразные жизнь и быт населения, определенные отношения с другими странами, также это совместное проживание на одной территории людей разных народностей.
Россия – это многонациональное государство. На территории нашей страны проживает множество народностей, отличающихся по своей численности, языку, национальным традициям и обычаям. За сотни и десятки сотен лет у всех народов России сложились общие обычаи, традиции – одним словом, общая Российская культура.
И в то же время каждый её народ, как остров в океане, живёт также своими традициями, своей национальной культурой, живёт тем, что отличает и выделяет его из других народов. А что же отличает от других народов Русский народ? Язык?! Но ведь на Русском языке говорят все народы, живущие в России. Значит, есть то особенное, что делает русских русскими, что определяет саму душу русского народа.
Мы должны любить свою Родину, а значит знать любить свою культуру.
Один известный ученый писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Национальная культура – это то, что создал народ, чем он может гордиться.
- ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДИЕ.Самое первое – это языковое наследие:
Русский язык является государственным языком Российской Федерации. Русский язык становится родным языком многих людей других национальностей, населяющих Россию. Русский язык – это огромное богатство русского народа. Он могуществен, велик, красив. Вот как прославляет наш родной язык писатель И. С. Тургенев:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Ещё одна составляющая национальной культуры России:Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, которая выполняется чёрным и красным (изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.
Традиционные орнаменты Хохломы – сочные ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Нередко в росписи встречаются птицы, рыбы и другие звери. Городецкая роспись.
Городецкая роспись также является русским народным художественным промыслом.
Существует этот промысел с середины XIX века, появился в районе города Городец. Эта роспись отличается яркостью, лаконичностью, на ней изображают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, а также цветочные узоры. Выполняется она свободным мазком, который затем обводят белым и чёрным цветом.
Такой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери и другую мебель. Семикаракорская посуда.
«Семикаракорская керамика» – уникальное явление культуры нижнего Дона.
Это многообразие фаянсовых сувениров с казачьей, православной и другой тематикой, посуды с ручной кистевой росписью.
Матрёшка.
Это всем известная русская деревянная игрушка, которая приобрела всемирную известность и популярность. Изображена она в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись
матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах.
РУССКАЯ МАТРЁШКАСлова Ю. ЖульковаМузыка Казенина
Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет,
Вместе с Ванькой – встанькой,
Как живая,Покоряет кукла белый свет.Где он краски брал, искусный Мастер,В нивах шумных, сказочном лесу?Создал образ неуемной страсти,Истинную русскую красу.***На щеках навёл зари румянец.
Неба синь плеснул в её глаза,
И, пустив в неповторимый танец,Он должно быть, весело сказал:Ну, и ой, гуляй теперь по свету.
Весели себе честной народ…
И матрёшка через всю планету,До сих пор уверенно идёт.***Выступает гордо, величаво,С удалой улыбкой на лице.И летит за ней по миру слава,О безвестном мастере-творце!
Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском, Весь находится секрет!
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОВажной частью национальной культуры является устное народное творчество (или фольклор), которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество многообразно по своему составу, к нему относят произведения разных видов и жанров: это сказки, былины пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, загадки считалки и т.д. Оно возникло в глубокой древности, когда ещё не было письменности.
Устное народное творчество потешает, поёт, развлекает, веселит, учит.
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передаётся народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить своё прошлое.
Сегодня фольклорные произведения исполняют артисты, а произведения устного народного творчества напечатаны в книгах. В древности песни, загадки, частушки, сказки были частью жизни простого человека. Они сопровождали его в быту, украшая его, сопутствовали людям с рождения до смерти.
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.
Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришёл на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира, с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.
В Древней Руси Рождество Христово означало начало зимы. Праздник Рождества Христова было принято встречать в новой одежде, ходить друг к другу в гости и дарить подарки.
Традиции и обычаи русского народа многолики и прекрасны, как и сам наш непобедимый народ России.
Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-kulturnoe-nasledie-rossii-3235213.html
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями
За тысячелетия истории человеком создано множество рисунков, надписей, строений, статуй, предметов быта. С момента обретения сознания человек с неимоверным усердием плодит следы своего существования – с целью впечатлить будущее поколение или преследуя более практическую цель. Все это – артефакты, отображения культуры человека. Но не все из этого является культурным наследием.
Культурное наследие – это созданные человеком прошлого творения (материальные или духовные), в которых человек настоящего видит культурную ценность и желает сохранить их для будущего.
Само наследие определяется как составная часть культуры, выступая одновременно и как способ присвоения индивидом культурных феноменов, и как сама основа культуры. Другими словами, культурное наследие – это особая часть культуры, значимость которой признана поколениями.
Также признается ныне и усердием современников должна быть сохранена и передана в будущее.
Т. М. Миронова противопоставляет понятия «памятник» и «объекты культурного наследия». По ее мнению, само слово «памятник» означает какой-то предмет для хранения памяти. В то время как объекты культурного наследия обретены нами не просто для хранения, а для деятельного отношения к ним, осознания их ценности для сегодняшнего дня в ходе современной интерпретации.
Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение
- Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер.
Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток.
Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
- Сохранение культурного наследия.
Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.
Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.
Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса.
Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану.
Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.
Культурное наследие ЮНЕСКО. Деятельность в сфере сохранения культурного наследия
1972 год. Принятие Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия».
Самого определения понятию «культурное наследие» данная конвенция не давала, но в ней были перечислены его категории:
- Памятники культурного наследия – понимаются в широком смысле, сюда относят строения, скульптуры, надписи, пещеры. Памятник – это единица культурного наследия, определяется как конкретный объект, обладающий художественной или научной (исторической) ценностью. Но в то же время преодолевается изолированность памятников одного от другого, поскольку предполагается их взаимосвязь между собой и их связь со средой. Совокупность памятников формирует предметный мир культуры.
- Ансамбли, к которым причисляют архитектурные комплексы.
- Достопримечательные места: созданные человеком или им же, но еще и при значимом участии природы.
Значение данной конвенции заключается в следующем:
- реализация комплексного подхода в оценке взаимосвязей культурного и природного наследия;
- к охраняемым была добавлена новая группа объектов (достопримечательные места);
- были даны ориентиры для включения объектов наследия в хозяйственную деятельность и использования их для реализации практических целей.
1992 год. Ла Петит-Пьер. Пересмотр Руководства по выполнению Конвенции 1972-го года. В Конвенции говорилось об объектах Всемирного наследия, созданных и природой, и человеком. Но совершенно не была предусмотрена процедура их идентификации, отбора.
В исправление этого международные эксперты сформулировали и включили в руководство понятие «культурный ландшафт», что привело к корректировке культурных критериев.
Для присвоения статуса культурного ландшафта территория, помимо всемирно признанной ценности, должна еще быть репрезентативна региону и иллюстрировать его исключительность. Таким образом, была введена новая категория культурного наследия.
1999 год. Внесение поправок в Руководство по выполнению Конвенции 1972-го года.
м поправок было подробное определение понятия «культурный ландшафт», а также характеристика его видов. К ним были отнесены:
- Созданные человеком ландшафты.
- Естественно развивающиеся ландшафты.
- Ассоциативные ландшафты.
Критерии культурного ландшафта:
- всеобще признанная выдающаяся ценность территории;
- аутентичность местности;
- целостность ландшафта.
2001 год. Конференция ЮНЕСКО, в ходе которой было сформулировано новое понятие. Нематериальное культурное наследие – это особые процессы в человеческой деятельности и творчестве, способствующие возникновению чувства преемственности у различных обществ и поддержанию самобытности их культур. Тогда же были выделены его виды:
- воплощенные в материале традиционные формы быта и культурной жизни;
- формы выражения, не представленные физически (сам язык, устно передаваемые предания, песни и музыка);
- смысловая составляющая материального культурного наследия, являющаяся результатом его интерпретации.
2003 год. Париж. Принятие ЮНЕСКО Конвенции «Об охране нематериального культурного наследия». Необходимость данного мероприятия была продиктована неполнотой Конвенции 1972 года, а именно отсутствием даже упоминания в документе духовных ценностей в числе объектов Всемирного наследия.
Препятствия на пути сохранения культурного наследия
- Представители разных слоев общества имеют противоположные взгляды на целесообразность сохранения того или иного наследия прошлого. Историк видит перед собой образец викторианской архитектуры, нуждающийся в реставрации. Предприниматель видит ветхое здание, которое необходимо снести и использовать освободившийся участок земли для постройки супермаркета.
- Не разработаны общепринятые критерии научной или художественной ценности объекта, то есть какие объекты следует отнести к культурному наследию, а какие таковыми не являются.
- При благоприятном разрешении первых двух вопросов (то есть объект решили сохранить и за ним признали ценность) возникает дилемма выбора способов сохранения культурного наследия.
Значение культурного наследия в формировании исторического сознания
В изменчивой повседневности современный человек все явственнее ощущает потребность в причастности к чему-то непреходящему. Идентифицировать себя с чем-то извечным, изначальным – значит обрести чувство стабильности, определенности, уверенности.
Таким целям служит культивация исторического сознания – особого психологического образования, позволяющего личности приобщиться к социальной памяти своего народа и других культур, а также перерабатывать и транслировать историческую событийно-национальную информацию. Формирование исторического сознания возможно только в опоре на историческую память. Субстратами исторической памяти являются музеи, библиотеки и архивы. Н.Ф. Федоров называет музей «общей памятью», противостоящей духовной смерти.
Приоритеты развития исторического сознания
- Усвоение понятия исторического времени – культурное наследие в разных формах дает возможность индивиду осязать историю, ощущать эпоху через соприкосновение с объектами наследия и осознавать отраженную в них связь времен.
- Осознание перменчивости ценностных ориентиров – знакомство с культурным наследием как презентацией этических, эстетических ценностей людей прошлого; показ видоизменений, трансляция и отображение этих ценностей в разные периоды времени.
- Ознакомление с историческими истоками этносов и народов через демонстрацию аутентичных образцов народного творчества и внесения элементов интерактивности в виде вовлечения в проживание традиционных ритуалов и обрядов.
Использование объектов культурного наследия в социальном планировании
Культурное наследие – это объекты прошлого, которые могут выступать как фактор развития современного общества. Это предположение давно обсуждалось, но практическая реализация началась только во второй половине двадцатого века. Передовыми странами здесь выступили Америка, Испания, Австралия.
Образцом данного подхода может быть проект Colorado-2000. Это план развития одноименного штата Америки. В основу развития был положен процесс сохранения культурного наследия Колорадо. Доступ к участию в программе был открыт для всех, что в результате позволило задействовать в этом процессе представителей всех слоев колорадского общества.
Эксперты и непрофессионалы, госучреждения и неправительственные организации, корпорации и мелкие фирмы – их объединенные усилия были направлены на воплощение программы развития Колорадо на базе раскрытия его исторической уникальности.
Данные проекты позволяют участникам ощутить себя в качестве носителей аутентичной культуры родных земель, ощутить вклад каждого в сохранение и презентацию миру наследия своего края.
Значение культурного наследия в поддержании уникального разнообразия культур
В современном мире коммуникативные границы между обществами стираются, и под угрозой оказываются самобытные национальные культуры, которым сложно конкурировать за внимание с массовыми явлениями.
Так возникает необходимость воспитывать в людях гордость за наследие своего народа, привлекать их к сохранению региональных памятников. В то же время следует формировать уважение к самобытности других народов и стран. Все это призвано противостоять глобализации мировой культуры и утрате идентичности народных культур.
Источник: https://FB.ru/article/223670/kulturnoe-nasledie---eto-chast-materialnoy-i-duhovnoy-kulturyi-sozdannaya-proshlyimi-pokoleniyami