Что такое дотация, назначение и значение дотаций

Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Что такое дотация, назначение и значение дотаций

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.  

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования.

Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований.

Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств.

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).  

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели.

Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ.

Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе.

Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты).

Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям.

Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков.

Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе.

Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий.

При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений.

Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям.

По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности).

Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г.

– субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г.

– выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам.

Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

– наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

– наличие квалифицированного кадрового потенциала;

– объем дополнительного софинансирования программы;

– наличие утвержденной социально ориентированной программы;

– удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ.

Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов – доноров (их порядка 11).

Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii

Дотации — что это и кому положены

Что такое дотация, назначение и значение дотаций

Слово «дотация» образовано от латинского «dotatio». Оно переводится как пожертвование или дар. Это средства, которые безвозмездно передаются государством для поддержки организаций, фирм или граждан.

Государство в большинстве случаев осуществляет помощь из средств федерального бюджета. Дотационное финансирование осуществляется тогда, когда оно имеет важное значение для государства.

В частности, это относится к поддержке малообеспеченных слоёв населения.

1. Что такое дотация простыми словами

Принято считать, что обычно человек или фирма должны платить за себя сами. Однако оплата расходов в некоторых случаях перестаёт быть частным делом и приобретает важное общественное и государственное значение.

Например, если фирма продаёт газонокосилки и получает хорошую прибыль, это в первую очередь её заслуга. С другой стороны, если она разорится, то для общества ничего страшного не произойдёт.

Фирма, продающая хлеб гражданам поставлена в другие условия. Она не может повысить цены больше, чем это разрешено государством.

Для неё исключается возможность свободно вести бизнес с целью получения максимальной прибыли. Возможно, что её издержки таковы, что она торгует себе в убыток.

Если она и другие такие фирмы разорятся, то люди останутся без хлеба. Государство принимает меры, чтобы этого не могло произойти, выдавая дотации.

Такая помощь даёт возможность удерживать приемлемые цены на нужном уровне. Дотации получают предприятия, деятельность которых важна для общества.

Они выплачиваются для компенсации расходов в тех случаях, когда это имеет важное государственное или социальное значение.

Дотации, например, могут быть направлены на поддержку сельского хозяйства или науки. Эти отрасли неприбыльны, но исключительно важны.

Существует другой вид дотаций. Они могут выплачиваться малообеспеченным гражданам. В качестве примера можно указать на такие доплаты:

  • Для компенсации затрат на коммунальные услуги;
  • Предоставление средств ветеранским организациям;
  • Компенсация оплаты проезда в отдельных случаях.

Дотациями также называются суммы, которые перечисляются подчинённым бюджетам при наличии у них убытков. Без этих поступлений они не смогут обеспечить выполнение своих обязанностей.

2. Особенности дотационных выплат

Хотя на практике применяется много видов дотаций, у них имеются общие особенности:

  1. Целью предоставления является компенсация затрат или убытков.
  2. Причина выделения денег в том, чтобы поддержать получателя в вопросах, которые важны для государства.
  3. Получаемые суммы не являются целевыми. За них не нужно отчитываться.
  4. Эти средства выдаются безвозмездно — их не нужно возвращать впоследствии.

Доказав право на получение средств, получатель может тратить деньги по своему усмотрению. Важно отметить, что предоставление дотаций может сопровождаться теми или иными требованиями к получателям.

Иногда это может включать меры по повышению доходности или требования к качеству продукции.

Дотации, компенсирующие убытки, которые связаны с наличием причин объективного характера помогают развивать государство и экономику.

Однако если убытки связаны с неграмотным руководством, непрофессиональным выполнением обязанностей, то возникает необходимость в принятии мер, которые исправят ситуацию.

3. Для производителей

Существуют несколько различных видов бюджетных выплат: дотации, субвенции, субсидии и другие. Отличительной особенностью рассматриваемого вида выплат является нецелевой характер. Обычно дотации выполняются по такой схеме:

  1. Из федерального бюджета деньги перечисляются в региональный.
  2. Далее средства передаются в местный бюджет.
  3. Затем дотация направляется определённому предприятию.

Государство решает, деятельность каких предприятий и организаций для него имеет особое значение. Обычно речь идёт об отраслях, необходимых для развития страны и имеющих важное социальное значение. Для того, чтобы они могли оплачивать расходы и продолжать свою деятельность, государство безвозмездно передаёт нужные суммы.

Оно в первую очередь поддерживает фирмы, которые производят продукцию, входящую в потребительский минимум. Если на их товары будут повышены цены, это резко понизит уровень жизни большинства граждан и сможет привести к социальному напряжению.

Примером таких фирм являются производители хлебобулочных изделий. Отказываясь от повышения цен, эти предприятия существенно уменьшают свои доходы. При этом у них есть значительные расходы, которые необходимо оплачивать. В них входят выплата зарплаты, покупка сырья, ремонт техники, административные и другие выплаты.

Если не будет получена финансовая помощь, то фирмы вынуждены будет прекратить свою деятельность и население не сможет покупать хлеб. Чтобы этого не случилось, из бюджета им поступают дотации, позволяющие не только оплачивать затраты, но и приносящие небольшую прибыль, которая может быть потрачена на развитие производства.

Аналогичная ситуация существует при производстве других жизненно необходимых товаров. Дотации выплачиваются также в тех отраслях, которые жизненно важны для общества и развития экономики. К ним, в частности, относятся научные учреждения, учебные заведения, культурные учреждения. В их число включаются детские сады, школы, больницы.

Иногда дотации предназначены для того, чтобы поддержать конкурентоспособность целых отраслей по отношению к иностранным производителям. Обычно для этого принимаются комплексные меры, куда кроме дотаций включаются налоговые льготы, изменения таможенных ставок и другие.

4. Межбюджетный выравнивающий трансферт

Субъекты Российской Федерации в своих бюджетах имеют доходную и расходную часть. Если первая больше второй, они могут финансировать свою деятельность самостоятельно. Однако такое возможно не всегда. Иногда расходная часть существенно превышает доходную.

Это зависит от особенностей конкретного региона. В некоторых из них, например, имеется развитая промышленность, в других экономика построена в основном на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Понятно, что бюджеты в этих регионах будут выглядеть по-разному.

Если расходная часть превышает доходную, то это значит, что в регионе кто-то недополучит бюджетное финансирование. Чтобы этого не произошло государство выплачивает выравнивающую дотацию. Она предназначена для того, чтобы этот субъект РФ, мог полноценно выполнять свои задачи. Такие дотации выравнивают прибыльность бюджетов регионов.

Надо отметить, что хотя дотации предоставляются в соответствии с возникшей необходимостью, тем не менее те субъекты, которые регулярно получают значительные дотации, находятся под особым контролем руководства страны. Их могут обязать принять определённые меры для сокращения расходной и увеличения доходной части регионального бюджета.

5. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов

Необходимость в финансировании может возникнуть при изменении соотношения расходов и доходов региональных бюджетов.

Половина средств, необходимых для дотаций из федерального бюджета распределяется при помощи закона о бюджете на очередной год.

Оставшаяся часть направляется по решению специальной комиссии, в которую входят депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федераций и члены Правительства.

Таким образом, государство финансирует не только подчинённые бюджеты, но и президентские программы, а также выполнение задач, имеющих важное для страны значение.

6. Дотации гражданам

Граждане имеют различные уровни доходов. Малообеспеченные не имеют возможности оплачивать свои расходы полностью. Государство заботится о таких гражданах, предоставляя им необходимую помощь. Она рассчитана на определённые категории граждан. Для того, чтобы её получить, люди должны подтвердить документально, что они соответствуют необходимым требованиям.

Помощь гражданам может предоставляться не только из бюджета, но и выплачиваться работодателем. Он может это делать, например, для поддержки сотрудников в следующих вопросах:

  1. Компенсация проезда к месту работы и обратно.
  2. Доплаты, предназначенные для помощи в приобретении продуктов питания.
  3. Помощь в содержании детей, не достигших совершеннолетия.

Помощь может предоставляться ВУЗами для тех студентов, которые учатся за счёт бюджета. Ей обычно могут пользоваться инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей. Для получения средств они должны ежегодно предоставлять подтверждающие документы. Получение дотаций может происходить на протяжении всего срока обучения.

Хотя большинство дотаций гражданам выдаётся в заявительном порядке, тем не менее есть такие, которые получают в автоматическом режиме. Примером является доплата к пенсии, связанная с прожиточным минимумом. Как известно, существует прожиточный минимум, который определяется не только для всей страны, но и для отдельного региона. Они могут отличаться между собой.

Если доход неработающего пенсионера меньше общегосударственного прожиточного минимума, то ему делают доплату до этого уровня. Если региональный больше федерального, то разница оплачивается из соответствующего бюджета. Обе упомянутых дотации не требуют писать заявления и подавать документы для рассмотрения.

7. Как можно получить помощь

Для получения помощи гражданами, прежде всего необходимо уточнить информацию о доступных видах. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Обратившись в государственное учреждение, которое занимается решением социальных вопросов.
  2. Посетив сайт этого учреждения.
  3. Воспользовавшись сайтом Госуслуг.
  4. Обратившись в Многофункциональный Центр.

Здесь можно узнать не только о видах доступной помощи, но и об условиях её получения, требуемых документах. Обычно помощь адресуется малообеспеченным людям. Для получения нужно подтвердить свой статус. В большинстве случаев могут потребоваться следующие документы:

  1. Заявление, в котором выражается просьба о получении выплат.
  2. Для удостоверения личности нужен паспорт.
  3. Если обращение исходит от иностранного гражданина, он должен подтвердить легальность своего пребывания на территории РФ.
  4. Указывается, какая недвижимость принадлежит заявителю.
  5. Справка, подтверждающая уровень доходов. Обычно нужна за последние три или шесть месяцев.
  6. Документы, подтверждающие состав семьи, родственные отношения.
  7. Справка о том, кто постоянно проживает вместе с человеком.
  8. Иногда требуется предъявить оплаченные квитанции ЖКХ за последнее время.

Дотации выдаются на определённый срок. В большинстве случаев он составляет шесть месяцев. Когда он истечёт, будет нужно вновь документально подтвердить своё право на получение выплат.

Перед обращением за получением помощи необходимо уточнить условия получения и состав необходимых документов для обращения за ней.

Заключение

Дотации — это выплаты из бюджета, которые направлены на решение важных общегосударственных задач, в том числе социальной поддержки населения.

В большинстве случаев финансирование осуществляется на федеральном уровне, хотя иногда может осуществляться из региональных или местных бюджетов. Предприятие также имеет возможность таким образом поддерживать своих работников.

При этом выплаты могут быть регламентированы законодательством, обусловлены коллективным договором или трудовыми контрактами.

Источник: https://vsdelke.ru/raznoe/dotaciya.html

Дотация – что это такое простыми словами

Что такое дотация, назначение и значение дотаций

В переводе с латыни термин “dotatio” означает дар или пожертвование. В экономике дотацией называют денежные средства, с установленной периодичностью предоставляемые предприятиям и гражданам бюджетной системой государства.

Целью предоставления дотаций является полное или частичное возмещение расходов или убытков, понесенных предприятиями или гражданами государства.

Наиболее дотируемыми отраслями экономики традиционно являются сельское хозяйство и наука – приоритетные направления экономики любого государства.

Гражданам из бюджета государства предоставляются пособия на детей, возмещаются коммунальные расходы, покрываются затраты на медикаменты и так далее – все это включается в перечень дотаций государства своим жителям.

Предприятиям и организациям государственными дотациями из бюджета компенсируется разница между доходами и затратами. Основополагающей целью финансовой помощи является снижение инфляции и сдерживание цен.

Термин “дотация” означает:

  • в законодательстве Российской Федерации – это финансовая помощь федерального бюджета региональному, либо регионального бюджета местному, либо местного бюджета социально-значимым отраслям и нуждающимся гражданам. Дотации предоставляются безвозмездно и без отчета об их использовании конечным их получателем.
  • в общеэкономическом смысле – это средства, выделяемые государственным, региональным или местным бюджетом, и направляемые на поддержку бездоходных сфер экономики, в которых валовая выручка ниже затрат предприятий на производство и реализацию конечного продукта или услуги.
  • также дотацией считаются пособия и выплаты гражданам, предусмотренные действующим законодательством или доплаты работникам, предусмотренные трудовыми взаимоотношениями с работодателем, например, компенсация услуг связи, транспортных расходов или затрат на питание и проживание.

Дотации предназначены для снижения или возмещения убытков, а также для нивелирования себестоимости.

Целью бюджетного дотирования предприятий и организаций является контроль розничных цен на определенные группы товаров путем оплаты из бюджетов всех уровней части стоимости этих товаров, что, в свою очередь, позволяет избежать дефолта получателей дотации.

При отсутствии данного вида государственной поддержки производителям пришлось бы повышать цены, то есть, оплачивать компенсируемую дотациями разницу пришлось бы конечному потребителю товара.

Институт дотационной поддержки экономики является дефицитообразующим фактором для бюджетов всех уровней, приводит к необходимости дополнительных денежных эмиссий и росту инфляции.

Наибольшее распространение институт дотаций получил в странах с экономикой под государственным управлением. В странах с рыночной экономикой, в условиях главенства безубыточности бизнеса, дотации максимально снижены.

Дотации для предприятий

Укрупненная модель дотаций для бизнеса выглядит следующим образом – федеральный бюджет выделяет средства региональному, далее, из регионального бюджета деньги поступают в местный бюджет, из которого дотация направляется конкретному предприятию в качестве доплаты к цене реализации произведенной продукции или оказанной услуги.

Дотация не является целевым финансированием, и, следовательно, может быть израсходована ее получателем на решение любых задач без отчета о расходах и без требований возврата полученных средств.

Основная цель дотацииудержать “на плаву” значимый для государства бизнес и не допустить роста розничных цен на какие-либо товары и услуги.

Бизнес, получающий от государства дотации, может осуществлять свою деятельность, несмотря на ее низкую рентабельность или даже убыточность.

К таким видам деятельности, как правило, относятся социально значимые отрасли – производство продуктов питания, медикаментов, сельское хозяйство, производство энергоносителей, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Вид экономического устройства государства напрямую влияет на цели института дотаций.

В странах с государственным управлением экономикой – так называемых “закрытых” системах – институт дотаций распространен повсеместно и направлен на снижение темпов роста цен.

Плату за сдерживание цен государство берет на себя, тем самым увеличивая дефицит бюджета.

В странах с рыночной экономикой – в “открытых” системах – дотации ориентированы на стимуляцию внутреннего спроса и поддержку местных производителей, что приводит к повышению уровня жизни населения и сокращению безработицы.

Здесь государственная поддержка симулирует бизнес, заставляя улучшать социально-значимые отрасли без увеличения цен.

Дотации для населения

В любой стране существует законодательно определенный уровень доходов, зарабатывая или получая ниже которого, гражданину предоставляется право на помощь государства.

Как правило, дотации в таких случаях направляются из бюджета для частичного или полного возмещения расходов получателя на приобретение социально-значимых товаров, медикаментов, получение услуг жилищно-коммунального хозяйства и тому подобное.

Направляя дотационные выплаты конкретному гражданину государство существенно снижает расходование собственного бюджета, чем при направлении средств напрямую производителям дотационных товаров и услуг.

Дотации для населения, предоставляемые гражданам из средств бюджета государства, как правило, ориентированы на следующие цели:

  • субсидирование малоимущим слоям населения на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • корректировка действующих тарифов на медицинские, социальные, коммунальные услуги;
  • поддержка различных обществ и организаций ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями;
  • оплата перемещения отдельных категорий населения определенными видами транспорта.

Источник: https://finhelps.ru/dotatsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Дотаций и помощи которые государство. Что такое дотация, назначение и значение дотаций. Выплаты физическим лицам

Что такое дотация, назначение и значение дотаций

1.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением могут предоставляться внутригородским районам, входящим в состав данного городского округа с внутригородским делением, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации.

2. Порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением и их распределения устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением утверждаются решением представительного органа городского округа с внутригородским делением о бюджете городского округа с внутригородским делением на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае, если проект бюджета городского округа с внутригородским делением утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

4.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются внутригородским районам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.

Расчетная бюджетная обеспеченность внутригородских районов определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом внутригородского района исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по внутригородским районам данного городского округа с внутригородским делением с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных внутригородских районов не допускается.

5.

Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов внутригородских районов, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением за счет:

1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

6.

В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган городского округа с внутригородским делением вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородского района.

Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского округа с внутригородским делением.

Многим людям приходилось слышать о таких понятиях, как субвенция, дотация и субсидия. Некоторые даже лично с этим сталкивались, когда возникала необходимость в денежной помощи.

Однако не все знают точное определение этих терминов, а тем более различия между ними. Подобное знание может оказаться полезным, поэтому стоит разобраться в вопросе. На самом деле отличие субсидии и субвенции, а также дотации, очевидно.

И нужно запомнить раз и навсегда, что же означают данные термины.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения.

В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости.

Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму.

А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть.

Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.

Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.

Основные типы бюджетных дотаций:

* угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР

* выплата разницы на топливо, отпускаемое населению (газовая промышленность)

* жилищно-коммунальное хозяйство

* транспортные организации.

На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.

Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.

Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями.

С одной стороны эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков.

Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования.

Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов, определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.

ДОТАЦИЯ

ДОТАЦИЯ

(от лат. dotatio – дар, пожертвование)

1) денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают его дефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции. Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими;

2) государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с..1999.

Экономический словарь. 2000.

Синонимы:

Смотреть что такое “ДОТАЦИЯ” в других словарях:

    дотация – бюджетная дотация государственная 1. Государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей. 2. Сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятиям, у которых затраты на производство и реализацию продукции… … Справочник технического переводчика

    Ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запла нированных убытков или сбалансирования нижестоящих бюджетов. Словарь финансовых терминов. Дотация Дотация в РФ сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если… … Финансовый словарь

    – (лат. dotatio, от dotare награждать, наделять). 1) капиталы или доходные статьи, выдаваемые в пользование различным учреждениям. 2) поместья и деньги, назначаемая в награду, особ, за военн. заслуги, из контрибуции. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    – (Dotation, Grant, от лат. dotatio дар, пожертвование) имеет несколько значений: В российском законодательстве межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или)… … Википедия

    Субсидия, денежное ассигнование; пособие, дотирование Словарь русских синонимов. дотация сущ., кол во синонимов: 5 госдотация (1) … Словарь синонимов

    дотация – и, ж. dotation f., нем. Dotation f.

Источник: https://mercuryrf.ru/plastic-cards/dotacii-i-pomoshchi-kotorye-gosudarstvo-chto-takoe-dotaciya-naznachenie-i.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: