- Боевой лайфхак. Что делать и куда идти, если ребенку занижают оценки?
- Путь правовой
- Путь через школу
- Путь гуманный
- Что делать если учитель занижает оценки?
- Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?
- Право на жалобу в школе
- Свобода преподавания
- На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?
- Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?
- Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом
- Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?
- Могут ли поставить двойку за поведение?
- Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?
- Конфликты с учителем. Учитель занижает оценки.| TeenAge.by
- Конфликт ученик-учитель
- Учитель придирается только к вам?
- Конфликт с учителем у всего класса?
- Не прогуливайте!
- Не язвите и не грубите в спорных ситуациях
- Делайте домашнее задание и ведите конспект
- Психолог: «Чем выше балл аттестата, тем выше тревожность»
- Сегодня сами педагоги говорят:
- Учитель занижает оценки ребенку: что делать родителям?
- Когда стоит требовать?
- Куда нужно идти?
- Можно ли обойтись без «разбора полётов»?
- 1. Известны ли вообще критерии выставления оценки?
- 2. Зачем учитель занижает оценку?
- 3. Заниженная оценка это плохо?
- 4. Можно ли сделать так, чтобы занизить было невозможно?
- 5. Зачем мне нужны хорошие оценки?
- Всем пятерок!
Боевой лайфхак. Что делать и куда идти, если ребенку занижают оценки?
Каждый родитель хоть раз да слышал от ребенка: учитель мне занизил оценку! Бывает, что дети таким образом хотят оправдать наличие отрицательной отметки в дневнике, но иногда преподаватель и правда позволяет себе перейти границу дозволенного: оценивать ребенка не только за его знания.
Бывают ситуации, когда учитель находится под влиянием какой-то негативной ситуации, и он, не в силах совладать с собой, срывается таким образом на учениках. Или же всему причина банальный конфликт между педагогом и учащимся (в том числе и его семьей). Тогда учитель тоже преднамеренно может оценки занижать,
Ученица 7- класса обратилась к родителям с жалобой на свою классную руководительницу: она утверждала, что учительница занижает ей оценки и придирается к ее внешнему виду – делает колкие замечания (слышком худые ноги, мятая рубашка – Прим. Лайфа).
Другой школьник жалуется своей маме на учителя по испанскому языку. Он настаивает на том, что учитель предвзято к нему относится и занижает ему отметки: за контрольные работы педагог не ставил вышел “тройки”.
Лайф поговорил с экспертами и узнал, что нужно делать и к кому обращаться за помощью в таких случаях.
Психолог Ольга Троицкая считает, что в первую очередь нужно попробовать выстроить диалог с преподавателем.
– Если сразу пойти к директору, у учителя может возникнуть ощущение, что его не уважают. И тогда уже не получится достигнуть взаимопонимания.
– Родителям обязательно нужно рассказать педагогу, что ребенок переживает: у него складывается впечатление, что полученные оценки не соответствуют его знаниям.
– Беседу нужно постараться вести в мягкой форме, желательно подстроиться под учителя и ни в коем случае не нападать и не проявлять агрессию. Потому что может быть вызвана ответная реакция, и от этого пострадает ребенок. Обязательно постарайтесь донести до преподавателя свою высокую степень заинтересованности, – советует психолог.
Но, если это не сработало и конфликт не решен, то нужно вооружиться знаниями закона и правил для школ, о которых многие родители не слышали.
Путь правовой
Адвокат Павел Астахов утверждает: если родитель уверен, что оценка ребенку поставлена несправедливо и занижена, то он может написать на имя директора заявление о создании комиссии по объективной проверке фактических знаний учащегося (согласно статье 45 закона “Об образовании в РФ”).
– Если родитель чувствует, что к его ребенку относятся предвзято, то в законе четко говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования и приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (согласно статье 3 закона “Об образовании в РФ”).
В случае конфликта между учеником и преподавателем необходимо обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Она создается из равного числа родителей несовершеннолетних учеников и работников организации, в которой ребенок учится, – пояснил Павел Астахов.
– Порядок создания комиссии, организации ее работы и принятия решений ей по урегулированию споров и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы (согласно статье 45 закона “Об образовании в РФ”).
Вообще ученики и их законные представители имеют право направлять в органы управления образовательной организацией (то есть, например, департамент образования, – Прим.
Лайфа), обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих и ущемляющих их права, – рассказывает адвокат.
– Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением как обучающихся, так и родителей.
Конечно, можно написать обращение и в окружное управление образования, и в Рособрнадзор, и в Прокуратуру, но это займет значительно больше времени, – отметил Астахов.
Путь через школу
В свою очередь заместитель директора школы №548 и разработчик положения системы оценивания Андрей Иванов добавил, что существуют еще несколько путей решения проблемы (они зафиксированы в локальном акте школы).
– Первая процедура – привлечение внешних экспертов, которые по аналогичным темам проводят аттестацию ребенка и устанавливают соответствие и не соответствие результатов.
Вторая процедура – это обсуждение в Управляющем совете школы (он должен быть в каждом образовательном учреждении. В него входят родители учащихся, учителя, – Прим. Лайфа) соответствия критериев и используемых форм оценивания. Возможно учитель не занижает, а просто действующие критерии дают такой результат по каким-то иным причинам, – объясняет Иванов.
Третий путь – если у ребенка были в какой-то момент одни результаты, а потом они изменились (и это произошло из-за личных отношений учителя), то сей факт будет замечен в системе отчетности.
Также заместитель директора пояснил, что, если локальный акт учебного учреждения не содержит таких процедур, то нужно также обратиться в Управляющий совет или к руководителю (директору или его заместителю, – Прим. Лайфа) школы с просьбой внести такие процедуры в устав для разрешения проблемы.
Путь гуманный
Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.
– Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной – сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах – Прим. Лайфа), – заметила эксперт.
– Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей – никому не хочется иметь заниженную успеваемость.
Директор же или департамент образования – это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, – полагает Абанкина.
По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.
– Но бывает, что такой возможности нет – в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, – утверждает Абанкина. – Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.
Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.
Что делать если учитель занижает оценки?
Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?
Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?
Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?
Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.
Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.
Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.
Дополнительно по теме – Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?
Право на жалобу в школе
Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением.
В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…».
Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.
В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.
В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).
Свобода преподавания
Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.
В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.
На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?
Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).
Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы.Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.
Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.
Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.
Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра например:
«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена.
Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».
Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.
Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?
Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).
Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом
Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны.
А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации.
При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.
В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).
Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.
Цитата из закона:
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.
Статья 45 Закона «Об образовании в РФ»:
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
2.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Дополнительные вопросы:
Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?
Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.
См. дополнительно ответ на вопрос Кто должен ликвидировать пробелы, если ребенок пропустил много занятий по болезни?
Могут ли поставить двойку за поведение?
Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.
Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.
Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?
Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения.
Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено.
Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних.
Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.
Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-zanizhaet-ocenki
Конфликты с учителем. Учитель занижает оценки.| TeenAge.by
Совсем скоро централизованное тестирование. При поступлении в престижное учебное заведение по-прежнему учитывается средний балл аттестата. Но он, к сожалению, зависит не только от ученика и его знаний, но и от учителя. Как не стать заложником конфликта учитель-ученик? Что делать, если учитель ставит плохие оценки?
Конфликт ученик-учитель
Порой в школах, гимназиях, лицеях попадаются преподаватели, которые забывают про свой профессионализм и тактичность, считая вполне нормальным поставить оценку ниже, чем заслуживает ученик.
Но если в младших классах это глобально ни на что не влияет, то на старшеклассников наваливаются серьезные проблемы: «тысяча и один» репетитор, горы домашнего задания, дополнительные занятия по выходным.
Ученики испытывают стресс, когда учитель «валит» в очередной раз из-за неправильно сказанного слова или опоздания на минуту – ведь это влияет на оценку. Одна двойка из-за малейшей провинности может ухудшить итоговую успеваемость.
Многие просто не знают, как вести себя в ситуации, когда учитель «душит». Кто-то реагирует агрессивно и усугубляет ситуацию, кто-то замалчивает, что тоже плохо.
Учитель придирается только к вам?
Если только к вам, следует рассказать родителям или подойти к классному руководителю и администрации школы. Поверьте, ни завуч, ни директор не заинтересованы, чтобы у вас стояла 5 по физике или 6 по биологии, если ваш средний балл колеблется от 8 до 9.
Конфликт с учителем у всего класса?
Поговорите с одноклассниками и попробуйте вместе решить эту проблему. Порой учителя имеют недопонимания с учениками без повода. Поэтому в такой ситуации может помочь обычный разговор по душам с учителем (если, конечно, он идет с вами на контакт).
Когда учитель относится к вам лояльно, но оценка не та, которую хотелось бы увидеть в аттестате, следует подойти к нему и обсудить этот вопрос. В большинстве случаев педагоги идут навстречу и будут только рады стремлению ученика повысить свой годовой балл.
Возможно, вам разрешат сделать проект или доклад.
На оценку влияет не только знание предмета, но и само отношение учителя к ученику.
Если вы не ходите на уроки и пытаетесь ставить себя выше других, это может отбить желание педагога идти вам на встречу и «тянуть» ваш выпускной балл.
Не прогуливайте!
Не пропускайте уроки без уважительной причины и предупреждайте, когда уходите.
Не язвите и не грубите в спорных ситуациях
Как бы вам не хотелось показать свое «я», учитель остается учителем и именно в этот момент может воспользоваться своими полномочиями и сделать вам хуже.
Делайте домашнее задание и ведите конспект
Бывает, лень потратить на это 30 минут. Но какую пользу это принесет, когда будет решаться оценка за четверть! Учитель увидит хороший конспект и, может, поставит хорошую оценку, закрыв этим плохую. Будьте доброжелательными, улыбайтесь, никогда не сидите с недовольным лицом. Человеческий фактор играет важную роль в обществе.
Простая улыбка при входе в класс может повлиять на то, как к вам отнесутся присутствующие. Иногда стоит пойти на компромисс, чтобы получить желаемый результат. И тогда в конце года вам не придется ругаться с учителем или родителями из-за оценок. Вы зарекомендуете себя как хорошего и прилежного ученика, которому можно помочь.
Татьяна Савицкая
Психолог: «Чем выше балл аттестата, тем выше тревожность»
Редакция teenage.by попросила психолога Центра, дружественного подросткам, «Доверие» (структурное подразделение 8-й городской детской поликлиники Минска) Светлану Полещук прокомментировать ситуацию с оценками.
– Обращения по поводу несправедливых оценок – не редкость. Но прояснить ситуацию непросто. Во-первых, +/- 1 балл – это всегда субъективное мнение педагога, особенно при устных ответах.
10-бальная система оценки, на мой взгляд, усилила эту субъективность.
Сегодня сами педагоги говорят:
На 10 даже я не знаю.
Бывают ситуации, когда учитель за одинаково выполненное задание успевающему ученику поставит более высокую оценку, чем менее успевающему, исходя из мнения, что, мол, последний списал, к примеру. Это тоже субъективизм. Поэтому на своих консультациях мы всегда стараемся подчеркнуть, что фокусировка внимания должна быть не на отметке, а на приобретаемых знаниях.
Другое дело, что это не всегда срабатывает, так как блестящий аттестат – часто не желание ребенка, а честолюбие его родителей. Недавно у меня была на консультации девочка со средним баллом 9,6. Ее привела мама, обеспокоенная тем, что у дочери начались тики, бессонница. Диагностика показала, что у нее высокий уровень тревожности, и это неудивительно.
В своей практике мы наблюдаем прямую зависимость: чем выше балл аттестата, тем выше школьная тревожность. Дети боятся разочаровать педагога, семью, потерять рейтинг и имидж отличников. Это высокая психологическая нагрузка, из-за которой и возникают неврологические и соматические нарушения.
Когда я говорила этой девочке, что важны не оценки, а знания, она ответила:
Мои мама и папа были отличниками.
Такой вот наследственный перфекционизм.
Между тем современные исследования показывают, что круглые отличники не имеют однозначных преимуществ перед среднеуспевающими учениками, которые не приносили в жертву школьной успеваемости развитие других своих общих способностей, что сделало их более гибкими и успешными на современном рынке труда.
Тем не менее, если этот вопрос для семьи принципиален, мы советуем сделать два шага.
Сначала самому ученику подойти к педагогу и озвучить, что его волнует успеваемость и итоговый балл. Когда учитель знает о такой заинтересованности, он обычно идет навстречу, предлагает дополнительные задания и пр. Если это не помогло, то в случае, когда оценка занижается систематически, в дело должны вмешаться родители и поговорить с учителем. Это диалог взрослого со взрослым. Грубить и требовать в данном вопросе неконструктивно. Нужно спокойно разобраться, приводя факты.
Анна Крючкова
Подписывайся на нас в Яндекс.Дзен, ВК, Telegram и будь в курсе всех новостей!
Источник: https://www.teenage.by/article/uchitel-ne-stavit-horoshuju-ocenku
Учитель занижает оценки ребенку: что делать родителям?
Евгения Климкович
Здравствуйте, мои уважаемые родители юных школьников! Учиться в школе – дело непростое. Заданий в начальной школе много, задания сложные. Дети нередко вместе с родителями воем воют от такой нагрузки. И несомненно, сердце радуется, когда плодотворный тяжёлый труд твоего ребёнка оценивается по достоинству.
Но бывает и так, что старается-старается ученик, а в дневнике простом или электронном по итогам четверти совсем не то, что хотелось бы видеть. И задаешься вопросом: то ли учитель занижает оценки, то ли твоё чадо опять где-то не доработало.
Если вторая проблема решаема на домашнем уровне, то с первой придётся попыхтеть. Когда оказывается, что это не предвзятые необоснованные детские упрёки, а имеющая место несправедливая реальность, начинаешь в голове перебирать варианты, что делать.
Когда стоит требовать?
Для каждого родителя его ребёнок – самый способный, потому у него просто не может быть плохих отметок. Не так ли? Не говорю сейчас про отъявленных двоечников, хотя и с ними случаются такие досады, и, как мне кажется, при необоснованном понижении оценки просто потому, что «он другого не заслуживает», они отбивают раз и навсегда появившееся желание хорошо учиться. Но сейчас не об этом.
Одно дело, когда оценка становится ниже в спорном вопросе, дотянул ли ученик до необходимого уровня его знаний, чтобы получить балл выше. Ведь то, что мы, любящие родители, считаем придирками, на самом деле часто является локально закрепленными требованиями.
Но совсем другое дело, когда ребёнку ставят «двойку» не за знания, а, например, за его поведение на уроке и даже на перемене.
Нередко слышишь от возмущённых ребят и их родителей, что причиной заниженной оценки становятся отсутствие аккуратности либо наличие ошибок русского языка в технической работе, например, по информатике за не каллиграфический почерк или по математике за орфографию. Потому зачастую не понимаешь, а какой предмет в итоге оценивал учитель?
Ещё сталкивалась с такой ситуацией, когда ребёнку раз за разом намеренно педагог выставлял в четверти оценку ниже на балл, не стесняясь объяснять свою «правоту» желанием стимулировать ученика тянуться выше. Таких «уважаемых» учителей хочется сразу спросить: «А кто Вам по секрету сказал, что вот для этого самого ребёнка заниженная оценка будет именно стимулом, а не наоборот?!».
Есть и такие педагоги, которые занижением оценок пытаются самоутвердиться, так скажем, из мстительного удовольствия.
С заложенным за пазухой камнем неприязни они стремятся тем самым встать на ступеньку выше ученика, который модно одет, снабжён современными дорогими девайсами и при помощи репетиторов даже иногда знает предмет намного глубже, нежели сам школьный педагог, делая ему замечания и вступая в спор. Ситуация? Ещё какая!
К чему это я? А к тому, что все вышеперечисленные примеры – повод для «разборок». Только вот как только приходит время этих самых «разборок», многие не знают, куда жаловаться и как это сделать правильно, чтобы ещё и ребёнку собственному не навредить.
Куда нужно идти?
Итак, терпение Ваше от слёз ребёнка лопнуло напрочь. Детские встречи с учителем не приносят никакого результата. На вопросы ученика педагог решительно отрезает без объяснения, что он так считает, и других вариантов быть не может. Решение идти в школу назрело. Куда идём с жалобой?
Стоп!
До того, как бежать выяснять отношения, стоит заглянуть в нормативные документы школы и поискать критерии оценок учащихся, чтобы не просто голословно размахивать руками, а аргументировано задавать вопросы и возражать на получаемые ответы. Найти критерии оценок получится только в школе, законы их, увы, не устанавливают.
Есть в школьных положениях правила от «2» до «5» за контрольные и устные ответы, разделение ошибок на грубые и не очень, описан порядок, за что и насколько сильно снижаются баллы. Вот там—то и найдёте Вы про орфографию в математике и почерк в информатике.
За поведение, кстати, оценки тоже могут быть предусмотрены, но заметьте: отдельно от оценки за предмет! Для пересмотра итоговых оценок обычно собирается комиссия из трёх человек и в присутствии родителей проходит тестирование фактических знаний ученика.
Обратите внимание!
Не на каждое непонравившееся действие учителя можно нажаловаться. Ведь педагог в соответствии с законом «Об образовании» свободно выражает своё мнение и противостоит вмешательству в его профессиональную деятельность, сам выбирает педагогические методы и средства обучения и воспитания. Так что ещё придётся убедить школу, что то, как поступает учитель – совсем непедагогично.
Однако, и на это есть «управа». При несогласии с методом преподавания можно обратиться к директору школы либо прямо в местный департамент образования с просьбой провести переаттестацию либо замену конкретного учителя, перечислив на это весомые причины. И случаи такие были: учителей при массовых занижениях отметок и «неправильном преподавании» родители меняли.
Подготовились? Тогда планируем визит. В первую очередь, идём на свидание с проблемным педагогом. Будем разбираться, на самом ли деле проблема в предвзятом отношении, либо ваш ребёнок что-то умалчивает или недопонимает суть своих ошибок.
Когда встреча тет-а-тет с представителем учительской среды не помогла, Вы так и не поняли, что является действительной причиной занижения отметок либо педагог считает, что его слово – это закон, но на самом деле ситуация довольно спорная, о заложенных сомнениях стоит рассказать администрации школы.
Делается это «за чашкой чая» либо официально, через жалобу на имя директора с требованием пересмотреть выставленную оценку. Имейте ввиду, что придётся в жалобе указать, с чем конкретно вы не согласны. Но Вы же подготовились, почитали локальные документы и теперь точно знаете, как должно быть, неправда ли?
Что делать, если школьная администрация отстаивает интересы коллектива и не хочет «выносить сор из избы». Тогда весь «мусор» на суд общественности придётся вынести Вам, обратившись в местный департамент образования либо пожаловаться на администрацию школы за бездействие в отделение Рособлнадзора, который следит за образовательной средой в вашем населённом пункте.
Можно ли обойтись без «разбора полётов»?
Не все готовы идти и отстаивать свою правоту. И зачастую это связано со стереотипом: сделаю хуже. Может, конечно, какая-то толика разумности в этом есть.
Но мне, например, не всегда приятно смиряться с тем, что кто-то в принципе не прав, однако, считает незазорным, пользуясь так называемым служебным али ещё каким положением, поступать так, как ему хочется. Так же ж в привычку войдёт, сидеть молча в стороне и кивать в знак согласия каждому, «кто посмелее да поавторитетнее».
Если Вам не нравится «махать шашкой» и выяснять отношения, есть один неплохой совет для ребёнка. Ему придётся учиться так, чтобы никто из педагогов не мог найти ниточку, за которую можно зацепить. Ни одну, за которую можно дёрнуть!
А это значит, что все работы должны быть написаны не только идеально по теме, но и идеально грамотно и аккуратно. А это значит, что весь материал должен быть освоен «на все сто».
И тогда ни один «злодей» с педагогическим дипломом не сможет противостоять вашему напору.
Но это стоит неимоверных усилий, хотя и заложит хороший фундамент – он сможет сдать экзамены и получить высшие баллы, даже если весь мир будет против него.
Можно вообще смириться с тем, что ребёнок получает заниженные оценки. Обычно красивые «пятёрки» и «четвёрки» нужны родителям. Дети к ним особо не стремятся.
Так что если Вашему чаду не принципиально важно и он не напрягается, что не получит золотую медаль, если он абсолютно уверен, что по итогам сданного ЕГЭ ему будут рады практически все ВУЗы страны, стоит ли заморачиваться и тратить нервы?!
Доказать всему школьному коллективу и предвзятому педагогу, что ребёнок действительно чего-то стоит, помогают олимпиады. Утрите нос учителю, заняв призовое место по спорному предмету в школьной, городской или даже Всероссийской олимпиаде. Пусть потом на ковёр вызывают того самого педагога, заглядывая в глаза: а как получается так, что у олимпиадника такие оценки по предмету?!
Каким будет способ борьбы с несправедливыми учителями – выбирать вам, исходя из Вашего характера, настроя и желания ребёнка.
Будет ли это активное доказывание с фактами на спорных комиссиях, станет ли это молчаливой демонстрацией достижений или Вы решите спустить всё на тормозах, — главное, чтобы ребёнок всегда знал, что своё право нужно отстаивать, и подбирал для себя наиболее подходящий способ, как это лучше сделать, а Вы бы ему были тем самым надёжным плечом, на которое можно опереться.
Ну как, готовы встать «на тропу войны»? Или предпочитаете мирные способы? Ждем комментариев)
А еще ждем Вас в нашей группе «ВКонтакте» и предлагаем подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного)
Ваша «ШколаЛа»:)
Источник: https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/uchitel-zanizhaet-otsenki/
Возвращаясь к теме поста. Итак, возникла ситуация, когда созрело подозрение или даже убеждение, что ребенку ставят оценки необъективно, занижают, используют оценку по предмету как рычаг давления, заставляя и ребенка, и родителей сомневаться в собственных интеллектуальных способностях.
Подобные ситуации отнюдь не редкость. Часть из них обоснованы, часть надуманы и накручены.
Некоторые разрешаются полюбовно к всеобщему облегчению, другие замалчиваются и накапливаются за стиснутыми зубами и в сжатых кулаках, значительная доля выливается в затяжные и эмоционально выматывающие конфликты.
1. Известны ли вообще критерии выставления оценки?
то, что любящий родитель может счесть придирками, на профессиональный взгляд может оказаться обязательными требованиями…
При выполнении любого задания родители и дети имеют право заранее знать, что нужно сделать на “пятерку” и в каком случае будет “трояк”. На сайте каждой школы должны быть размещены документы на эту тему.
Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости ─ это локальный акт о том, по каким правилам выставляются оценки за отдельные работы: домашние, контрольные, самостоятельные и прочие, так называемые, текущие отметки.
Положение о промежуточной аттестации ─ это локальный акт о правилах выставления четвертных, полугодовых и годовых отметок. В этих документах должно быть написано, по каким критериям учитель должен выставлять оценки.
Есть и эмоциональный аспект. То, что любящий родитель может счесть придирками, на профессиональный взгляд может оказаться обязательными требованиями, предъявляемыми в рамках государственного стандарта. На примере химии.
При проверке экзаменационных и олимпиадных работ у комиссии есть четкая инструкция: если в уравнении реакции рядом с веществом, выпадающим в осадок, не стоит стрелка, направленная вниз, такое уравнение не засчитывается ЦЕЛИКОМ.
Если учитель жалеет ученика, принимает у него осадки без стрелочек, старается быть добреньким и никого не обидеть, он делает своего ученика заложником ситуации. На экзамене или олимпиаде этот ученик не поставит эту стрелку на автомате, а дети, занимающиеся у грымзы-химички поставят с большей вероятностью.
А мама юного химика? Как ей пережить, что химичка придирается к ребенку? Он все уравнение правильно написал, коэффициенты расставил, указал, что реакция не обратима! Подумаешь, стрелку не поставил! Это же мелочь! Просто есть нюансы в каждом предмете, о которых можно узнать, встретившись с учителем и задав прямой вопрос.
Еще есть желание отстоять справедливость и защитить ребенка. На примере математики. Он решил уравнение из домашнего задания. Правильно решил. И ответ сошелся. И папа у нас математик. Он точно знает, что решение правильное. А она не засчитала! Ну ведь однозначно же несправедливость? Может, и так.
Может, необходимо писать письменное обращение к директору школы с просьбой “дать оценку обоснованности следующим действиям”. Но предварительно нужно внимательно прочитать задание. Возможно, требовалось решить уравнение каким-то определенным способом. Например, графическим методом, а ученик выполнил тем способом, который ему больше нравится. И, конечно, решил правильно.
Но согласно программе, педагог обязан учить не только доходить до правильного ответа, но и пользоваться нескольким способами решения. Опять же на экзаменах будет приниматься только тот способ решения, который обозначен в задании. И в широком смысле, чем больше способов решения задач освоит ребенок, тем качественнее и полнее будет его образование.
То есть иногда за кажущейся попыткой занизить успехи ребенка стоит просто непонимание критериев выставления оценки.
2. Зачем учитель занижает оценку?
учителю не выгодно занижать оценки…
Дело в том, что учителю не выгодно занижать оценки. Каждую четверть или полугодие учитель сдает отчет по так называемой “качественной успеваемости”. Это процент учеников в классе, обучающихся на четыре и пять.
Этот показатель влияет на многое: на получение учителем квалификационной категории, присуждение наград, на спокойную жизнь без упреков администрации, в конце концов. Школа в целом тоже отчитывается по качественной успеваемости перед органами управления, за низкий показатель влетает всем.
Во многих школах даже уровень заработной платы учителя зависит от качественной успеваемости его учеников. Я уж молчу про двоечников. За каждого двоечника администрация из учителя всю душу вынимает. Да и организация сдачи задолженностей ─ это целая канитель, которой никто не хочет заниматься. Эта работа вообще не оплачивается.
Особенно не понятно, зачем занижать оценки за письменные работы. Ведь это очень легко обнаруживается. Достаточно родителю или ученику снять копию или принести оригинал в администрацию школы или конфликтную комиссию (закон рекомендует школам создавать такие комиссии для разрешения таких ситуаций).
Зачем занижает? Из мстительного удовольствия? Снижает оценку за поведение? В некоторых школах, кстати, такая возможность у учителя есть и закреплена специальным локальным актом, хотя, по-моему, это бред. Задайте себе такой вопрос. А еще лучше, задайте такой вопрос учителю.
3. Заниженная оценка это плохо?
Конечно, в начальных классах, или даже класса до седьмого, оценка вносит большой вклад в формирование самооценки и самоосознания ученика в школе. И, несомненно, ученик может вслед за учителем навесить на себя ярлык троечника и даже не пытаться выйти из этой роли в дальнейшем.
Я, кстати, не поддерживаю мнение, что главное ─ это знания, а оценки ─ это формальные цифры, которые ни на что не влияют. Знания, несомненно, важны. Но также важны и навыки, умения эти знания продемонстрировать.
Оценка ─ это отражение не столько знаний, сколько умений выполнить конкретное задание, продемонстрировать конкретные навыки в ограниченное время в стрессовых условиях. И самое худшее ─ это не заниженная, а завышенная оценка.
Когда учитель в силу своей некомпетентности или нежелания провоцировать конфликт играет “добренького” и ставит оценку выше, чем положено за работу ─ он обманывает ребенка и родителей, ставит их в ситуацию ложного благополучия, расслабляет и попросту дезинформирует их.
Я искренне презираю педагогов, которые ставят пятерки и четверки детям, желая избежать проблем, а не руководствуясь требованиями образовательных программ. А потом эти дети приходят сдавать экзамены в профильный класс в другую школу и, имея пятерку по математике, не могут сдать даже на уровне троечника.
Или видят свой результат на государственном экзамене, предметной олимпиаде, видят рейтинг абитуриентов, поступающих с ним на один факультет… Не спорю, учитель намеренно занижающий оценку, должен быть остановлен, а в ряде случаев и наказан. Но тех, кто завышает, надо гнать. Потому что от них вреда гораздо больше.
4. Можно ли сделать так, чтобы занизить было невозможно?
Я отношусь к тем родителям, которые ни капли не сомневаются в интеллектуальных способностях своего ребенка. Я считаю, что как бы ни старалась злодейка с дипломом пединститута занизить оценку моему сыну, он сможет сделать задание так, чтобы придраться просто было не к чему.
Надо написать без единой помарки ─ он напишет, заодно и привыкнет писать аккуратно. Надо выучить наизусть ─ выучит, заодно и память потренирует. Надо приготовить дополнительное задание и выступить с докладом ─ заодно и отточит навыки публичных выступлений. Я верю в своего ребенка.
Верю, что он, как русские фигуристы, сможет получить высший балл, даже если все судьи подкуплены, необъективны и вообще болеют за своих.
5. Зачем мне нужны хорошие оценки?
Бывают такие случаи, когда хорошие оценки нужны родителям и не нужны детям. У родителей на то может быть масса причин.
И собственный опыт круглого отличника или второгодника, и амбиции лучшего родителя современности, и желание за собственные деньги, благотворительно пожертвованные, получить ответно пожертвованную золотую медаль. У детей тоже свои причины. И компьютерные игры, и неразделенная любовь, и просто лень и неохота.
Если так случилось, что ребенок не готов работать на оценку, которую хочет получить родитель, возникает соблазн направить родительскую энергию в бурное русло борьбы с учительской предвзятостью за правое дело защиты своего ребенка.
Отсюда могут расти “он не знал, что задано”, “он весь вечер сидит за уроками, а Вы ему ставите три”, “мы всей семьей учили, не может быть, чтобы она не ответила”.
Если оценка становится настолько важна родителям, что ребенок, защищая собственный покой, вынужден обманывать и перенаправлять родительскую энергию на учителей, то по мере взросления ученика педагоги-злодеи встречаются на его пути все чаще. И вскоре семье придется столкнуться с коррупционными приемными комиссиями в вузах и с запредельно озлобленными преподами, не дающими честному студенту допуск к экзаменам.
Всем пятерок!
Источник: http://schoolquest.ru/uchitel-zanizhaet-ocenki