Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Содержание
  1. Бункеровка судов топливом правила
  2. Что собой представляет бункеровка судов
  3. Проведение малого типа бункеровки
  4. Процесс бункеровки судов
  5. Требования к проведению бункеровочных операций, техника безопасности
  6. Особенности бункеровки судов ночью
  7. Бункеровка судов в санкт-петербурге
  8. Процесс бункеровки судов топливом
  9. Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки
  10. Бункеровка судна
  11. Начало бункеровки
  12. Действия экипажа судна
  13. Бункеровка топлива, мазута, нефтепродуктов в Челябинске — бункеровка воздушных судов
  14. Виды бункерного топлива
  15. Бункеровка мазута
  16. Бункеровка судов сжиженным природным газом
  17. Конкурентные преимущества СПГ
  18. Возможности использования в качестве бункерного топлива СПГ
  19. Технологические особенности использования СПГ
  20. Особенности бункеровки
  21. Услуги бункеровки компании «Иволга»
  22. Как заправляют пароходы
  23. На все случаи жизни
  24. Плавучая заправка
  25. Судно-бункеровщик в разрезе
  26. Перевалочный пункт
  27. Точный расчет

Бункеровка судов топливом правила

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Бункеровка судов – это довольно многогранный и сложный процесс, представляющий собой заправку судовым топливом, моторными маслами и другими, необходимыми для бесперебойной и полноценной эксплуатации техническими жидкостями. Данный процесс может осуществляться исключительно с использованием специализированного оборудования и при строгом контроле температурного режима.

Компанией «ИВОЛГА» вне зависимости от места нахождения заказчика услуги эффективно и быстро осуществляется бункеровка судов: порт Санкт-Петербурга, непосредственно в рейде или же у причала любого другого города Ленинградской области. Становясь нашим клиентом, вы можете быть уверены в отменном качестве бункеровочных услуг и оперативном сервисе обслуживания.

Что собой представляет бункеровка судов

Основная цель бункеровки – пополнение запасов судна дизельными маслами, топливом и другими материалами, необходимыми для поддержания рабочего состояния главного двигателя, паровых котлов и всех вспомогательных механизмов.

Бункеровочные операции могут проводиться как у причала, так и непосредственно в пределах водной акватории.

На специализированное судно устанавливается автоцистерна с определенным конструктивным строением, которая четко выполняет все действия по заправке или дозаправке судов.

Компания «ИВОЛГА» ежедневно и круглосуточно оказывает бункеровочные услуги в портах Санкт-Петербурга и водной акватории Ленинградской области. Обладая собственным высокотехнологичным флотом и автотранспортным парком, мы предлагаем своим клиентам разные способы транспортировки и заправки судов:

• у причала. В этом случае бункеровка судна осуществляется с помощью автоцистерны или специализированного трубопровода;

• дозаправка стоящего на якоре судна. В качестве бункеровщика здесь выступает специализированное судно, оснащенные всем необходимым для подачи топлива или горюче-смазочных материалов оборудованием;

• бункеровка находящихся в дрейфе или на ходу судов необходимым топливом или моторными маслами.

В зависимости от потребностей и типа судна каждый может выбрать для себя наиболее удобный способ бункерования.

Проведение малого типа бункеровки

Для транспортирования нефтепродуктов и в частности судового топлива не обязательно использовать танкер. Бункеровка судов, принадлежащих к маломерному флоту, проводится с помощью специализированных заправочных плавучих станций. При этом ПЗС могут поставлять как бензин, так и дизельное топливо.

Процесс бункеровки судов

Поставляемые компанией «ИВОЛГА» горюче-смазочные материалы, будь дизельное топливо, бензин или спг, соответствуют заявленным требованиям.

Осуществляется бункеровка судна топливом только после предоставления заказчику результатов проверки продукции на плотность, вязкость и теплоту сгорания.

Такой подход к работе гарантирует доставку на судно исключительно качественных нефтепродуктов, которые в дальнейшем не вызовут проблем или сбоев функционирования двигателей и других агрегатов.

Требования к проведению бункеровочных операций, техника безопасности

Транспортировка и пополнение судовых запасов моторными маслами и топливом компанией «ИВОЛГА» проводится специализированными высокотехнологичными судами-бункеровщиками, соблюдая при этом правила безопасности бункеровки судов. Тип поставляемого топлива в полной мере соответствует типу используемого на судне двигателя. Вся продукция хранится в специальных цистернах, что гарантирует ее качество и безопасность эксплуатации.

Осуществляемая нашей компанией бункеровка судов маслами, мазутами и топливом – это усовершенствованный согласно законодательных нормативов и требований процесс.

Перед началом бункеровочных операций в обязательном порядке проводится оповещение соответствующих служб о предстоящем проведении работ. Непосредственно в процессе бункеровки на мачте поднимается флаг «Б».

Если заправка производится у причала, то в месте проведения операции устанавливаются специальные знаки «Проход запрещен». В полной готовности содержатся имеющиеся на бункеровщике противопожарные средства.

Особенности бункеровки судов ночью

Если бункеровочные действия осуществляются в ночное время, то место операции в обязательном порядке включается круговое красное освещение. Перед тем как выполнять дозаправку, проверяется наличие в емкостях топлива и уточняется у заказчика какой объем продукции ему необходим.

Также проводятся проверки исправности сигнальных устройств и переливных приспособлений. С целью избегания утечки под арматурой и в местах соединения шлангов устанавливаются поддоны. Кроме этого заглушаются палубные шпигаты, что предотвращает попадание в воду горюче-смазочных материалов.

Связь с бункеровочной станцией поддерживается с использованием переносной радиостанции, что обеспечивает эффективность и максимальную согласованность всех проводимых операций.

Бункеровка судов в санкт-петербурге

Основанная в 2008 году компания «ИВОЛГА» уже в течение 10 лет успешно работает в сфере бункеровния и занимает лидирующие позиции на бункерном рынке. Лидерство в этом направлении обеспечено не только налаженными отношении с деловыми партнерами, но прежде всего высокой профессиональностью, надежностью, качеством и безопасностью выполнения бункеровочных задач любой степени сложности.

География деятельности компании – все порты Санкт-Петербурга и водная акватория Ленинградской области. Мы оказываем услуги не только отечественным, но также и заходящим на территорию нашей деятельности иностранным судам.

Еще одним фактором успеха нашей компании на рынке является бескомпромиссное качество поставляемых нефтепродуктов. Во всех логистических и производственных процессах мы стремимся сохранять наивысшие стандарты качества. Поставляемое нами топливо проходит многоступенчатый контроль и соответствует нормам международного стандарта ISO, а также требованиям отечественного ГОСТа.

Предлагаемая нашей компанией бункеровка морских судов – это оперативное реагирование на заявки клиентов и безупречно качественное выполнение всех мероприятий.

Профессиональный подход к предстоящим задачам, соблюдение всех правил производственной, экологической и противопожарной безопасности, наличие собственного флота и специализированного автотранспорта позволяет нам в любых условиях осуществлять транспортирование нефтепродуктов и своевременно обеспечивать подачу судового топлива в необходимом количестве.

Источник: https://ivolga.in/bunkeroa-sudov.html

Процесс бункеровки судов топливом

Процесс бункеровки осуществляется на реках, в озерах, в морях и океанах. Бункеровку можно проводить различными способами. Зачастую дозаправка совершается на ходу, причем для неё используют также рыболовные судна (на них устанавливают узкоспециализированное оборудование).

При проведении бункеровки на причале её совершают при помощи специального трубопровода или авто-цистерн.

Иногда бункеровка производится, когда суда стоят на якорях, в таких случаях в качестве основы считают специальное судно.

Процедура бункеровки имеет свои специфические аспекты, потому и производить бункеровку должны только квалифицированные компании, применяющие специализированное оборудование для дозаправки.

Хранение и подачу топлива могут производить плавучие заправочные станции (ПЗС). На бункер (специальное судно) устанавливают оборудование с цистерной.

У технологии проведения бункеровки есть свои нюансы. Обязательно должны учитываться  марка и тип топлива, чтобы задать требуемую температуру.

Топливо должно иметь температуру на десять градусов меньшую, чем температура воспламенения.

Чтобы соблюдать эти правила,  оборудование оснащают дополнительными инструментами, позволяющими контролировать температуру передаваемого при бункеровке топлива.

Источник: https://vakansiya.okd1.ru/zakon/bunkerovka-sudov-toplivom-pravila/

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Бункеровка судов – это довольно многогранный и сложный процесс, представляющий собой заправку судовым топливом, моторными маслами и другими, необходимыми для бесперебойной и полноценной эксплуатации техническими жидкостями. Данный процесс может осуществляться исключительно с использованием специализированного оборудования и при строгом контроле температурного режима.

Компанией «ИВОЛГА» вне зависимости от места нахождения заказчика услуги эффективно и быстро осуществляется бункеровка судов: порт Санкт-Петербурга, непосредственно в рейде или же у причала любого другого города Ленинградской области. Становясь нашим клиентом, вы можете быть уверены в отменном качестве бункеровочных услуг и оперативном сервисе обслуживания.

Бункеровка судна

:  4 / 5

Бункеровка — это заправка судна топливом и моторными маслами. Бункеровка может осуществляться на реке, в озере, море и в океане.

Начало бункеровки

Перед началом подачи бункера должно быть получено письменное подтверждение “Bunker Delivery Recept” от поставщика, в котором должны указываться, по крайней мере, следующие характеристики топлива: плотность, вязкость, содержание воды; температура вспышки и температура, при которой будет производиться поставка топлива на борт судна. Последняя характеристика необходима для расчёта количества принятого топлива.

Действия экипажа судна

Механик, назначенный ответственным за бункеровку, должен тесно сотрудничать с другими механиками и палубными офицерами. Должна быть налажена чёткая и эффективная связь среди членов экипажа, которые участвуют в этой операции.

Pre bunkering check list

Предварительный перечень бункеровкиCheck by receiverCheck by SupplierRemarks
1Есть ли безопасный доступ с берега на судно?
2Установлены ли шланги?
3В хорошем ли состоянии шланги?
4Есть ли вахта на берегу и на судне?
5Все ли отверстия во фланцех оснащены болтами?
6Установлены ли приборы измерения давления, танки для образцов и термометры?
7Имеются ли сливные поддоны?
8Заглушены ли неиспользуемые соеденения?
9Закрыты ли шпигаты?
10Готово ли пожарное оборудование к немедленному использованию?
11Подготовлено ли оборудование для уборки в случае разлива?
12Работает ли система связи?
13Согласована ли процедура немедленного закрытия?
14Достаточно ли персонала на борту для работы в случае аварийной ситуации?
15Согласован ли план перекачки топлива?
16Заглушены ли неиспользуемые клапана бункерной системы?
17Достаточная ли вместимсть танков для принятия бункерного топлива без превышения 95% вместимости.
18Кто несет ответственность за перекачку.
19Сколько бункерного топлива бедет перекачано.
20Какая минимальная интенсивность перекачки.
21Какая максимальная интенсивность перекачки.

Компании-судовладельцы не имеют единой формы документа Pre bunkering check list, но в общем случае они похожи. Просмотреть и скачать варианты “Предварительного перечня бункеровки” на английском языке вы можете по ссылкам ниже.

Advanced, Одесса 03 мая 2017 24 мая 2018 1853 :

Источник: https://english-odessa.com/stati/marine/bezopasnost/153-predvaritelnyj-perechen-bunkeroi

Источник: https://businessizakon.ru/bunkerovka-sudna-toplivom-u-prichala-i-v-more-osobennosti-i-pravila-bunkerovki.html

Бункеровка топлива, мазута, нефтепродуктов в Челябинске — бункеровка воздушных судов

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Под бункеровкой в современном представлении понимают заправку топливом и моторными маслами суден. Осуществляется бункеровка, как правило, на рейдах, у причала, на ходу или в дрейфе на реке, в озерах, морях и океанах. Осуществляется всеми основными видами необходимых нефтепродуктов.

Но всё же основную бункеровку ведут с берега (причала) — с автоцистерны.

Российское производство. Надежность. Сервис.

Насосы для бункеровки нефтепродуктов

Звоните: +7 (351) 225-10-55

ГК «КОРВЕТ» предлагает инновационные насосные установки, предназначенные для эксплуатации на нефтяных базах, эстакадах, при бункеровке судов, а также в системе промышленных стоков и отходов, для перекачки вязких жидкостей при аварийных ситуациях или при загрязнении песком, глиной, щепой, а также при проливах нефти и нефтепродуктов.

Насосы производства ГК «КОРВЕТ»: УОДН и винтовые применяются для бункеровки судов, воздушных судов и прочего.

Бункеровка осуществляется на основании заявки заказчика, в которой указывают наименование транспортировочного судна, порт назначения бункеровки, дату и время прихода-отхода судна, самой бункеровки и полное описание перевозимых необходимых нефтепродуктов.

Рынок предлагаемых услуг заправки как речных, так и морских судов в настоящее время является одним из приоритетных направлений в торговле продуктами нефти и нефтепереработки.

По данным 2013 года объем российской его составляющей, оцениваемый в судовом топливе, достигает 8-10 миллионов тонн в год. Основными представителями здесь являются хозяйственные предприятия, в которых есть значительная доля материнского капитала таких мировых компаний как «Газпромнефть Марин Бункер», «ЛУКОЙЛ Бункер», а также ряд других бункерных российских и зарубежных предприятий.

Для заправки судов используется два основных вида топлива: тяжелое (флотский мазут) и легкое топливо (судовое маловязкое топливо, СМТ).

Виды бункерного топлива

  • Топливо дизельное Л-0,05-62
  • Топливо дизельное Л-0,2-62
  • ТМС 1 вида
  • ТМС 3 вида
  • Мазут топочный М-40, III вида, малозольный, t заст. 25 С
  • Мазут топочный М-100, II вида, малозольный, t заст. 25
  • Мазут топочный М-100, VII вида, зольный, t заст. 25 С
  • Мазут топочный М-100, VI вида, зольный, t заст. 25 С
  • Масла М14ДЦЛ30
  • Масло М14Г2ЦС
  • Масло М-16Г2ЦС
  • Масла М20Е70
  • Масла М10Г2ЦС

Два основных вида судового топлива:

  • Тяжелое – это мазуты вязкости от 30 до 700 мм2/с (residual или Intermediate Fuel Oil (IFO) в международной классификации).
  • Легкое — это дистилляты (distillate или Marine Diesel Oil (MDO) и Marine Gas Oil (MGO)).

В судоходстве применяют международный стандарт ISO 8217, что определяет качественный состав топлива. Значительное влияние на бункерный рынок на сегодняшний день приобрели организации охраны окружающей среды.

ИМО (IMO) — международная морская организация, одной из важных мер по борьбе с загрязнением окружающей среды которой стала международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, в редакции 1978 (MARPOL 73/78).

Бункеровка воздушных судов. Для того, чтобы повысить эффективность реализации нефтепродуктов отдельными направлениями бизнеса стала реализация авиакеросина, смазочных материалов, битумных материалов, нефтехимии и бункеровка. Это позволило расширить географию бизнеса и повысить эффективность продаж.

Реализация авиатоплива и эксплуатация топливозаправочных комплексов, а так же предоставление комплекса услуг по обеспечению воздушных судов авиа-горюче-смазочными материалами производится часто и регулярно. Аэропорты, в особенности наиболее крупные, являются комплексами по осуществлению авиабункеровки.

Услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту – это единый технологический комплекс услуг, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки.

Бункеровка мазута

Образуемый в процессе переработки нефти-сырца мазут – высокоэффективное топливо для работы судовых котлов. Имея в своем составе высокое содержание углеродистых элементов, удельная масса которых составляет до 87%, водород более 10%, азот и кислород около 1%, оно по праву считается высококалорийным.

Жидкий мазут (топочный, котельный) по химическому составу практически не отличим от нефти, содержит небольшое количество H2О. Ее количество может быть увеличено из-за разогрева в нефтяных цистернах посредством пара или после транспортировки по воде.

При бункеровке мазута следует учитывать технологические особенности горючей жидкости:

  • Объект, на который перекачивается мазут, попадает под действие ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • При бункеровке мазута в атмосферу и рабочую зону попадают циклические и обычные углеводороды, обладающие достаточно низким уровнем концентрации;
  • Оптимальный температурный режим для перекачки высоковязкого мазута марок М-40 (-100) составляет 60°С, поскольку диапазон его застывания колеблется от 10 до 25°С;
  • Мазут при соблюдении ряда условий является взрывоопасной смесью;
  • Разлив мазута влечет за собой нарушение экологии и природного равновесия.

Технология бункеровки происходит в три шага:

  • На сливной эстакаде принимается бункеровочное топливо из железнодорожных цистерн, после чего происходит его слив и последующее собирание в специальных резервуарах.
  • Посредством трубопровода происходит транспортировка, движение в суда разной вместимости.
  • По трубопроводу топливо транспортируется в суда, которые находятся непосредственно под погрузочными работами на причале.

Погрузка судна осуществляется в следующем порядке:

  • После соединения грузового трубопровода и шлангующего устройства необходимо проверить герметичность такого узла, а также его надежность и заземление;
  • Насосное оборудование подает груз по трубопроводу в резервуары судна, начиная с минимальной производительности. Это необходимая мера для проверки безопасности, плотности и герметичности соединения с емкостью судна. Со скоростью, не превышающей 1 метр в секунду, движение груза происходит до момента закрытия днищевого набора с целью погасить образование статистического электричества. После этого, возможно безопасное увеличение производительности насосов до нужных параметров;
  • Грузовые клинкеты, их открытие и последующее закрытие, отдача технологических заглушек трубопровода производится экипажем судов;
  • В целях экологического надзора и предупреждения ЧС на время проведения операций по транспортировке груза, в зоне погрузки находятся дежурные катера-буксиры, пожарные катера и нефтесборщики в полной рабочей готовности;
  • Непрерывный контроль погрузочного процесса;

После окончания работ производится отшланговка судна от трубопровода, устанавливаются специальные заглушки на шланговые фланцы, а само устройство возвращается в надлежащий отсек. Отсоединение провода заземления.

Специалисты компании «Корвет» помогут вам с выбором оборудования для бункеровки. Чтобы заказать насосное оборудование, или получить консультацию по выбору насоса, обратитесь  к  нашим специалистам, отправив заявку на sales@oilpump.ru, позвонив по телефону +7 (351) 225-10-55 (или закажите звонок), а также задайте вопрос на сайте.

Источник: https://oilpump.ru/poleznaya-informatsiya/help_buyer/bunkerovka/

Бункеровка судов сжиженным природным газом

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

В последнее время глобально ужесточаются мировые экологические требования к стандартам судового топлива, особенно касается это выбросов серы в окружающую среду. В регионах Северного и Балтийского морей с 2015 года действуют требования, в соответствии которых содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1%.

Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для судов с двух- и трехтопливными двигателями существенно уменьшает выбросы в море и атмосферу оксидов серы и азота.

Конкурентные преимущества СПГ

В связи с ограничениями на выбросы судовыми двигателями судовладельцам приходится выбирать альтернативные варианты. На сегодняшний день на выбор предложены следующие:

1. Использовать в качестве топлива малосернистый морской газойль, дизель и мазут.

2. Установить на судах скрубберы и SCR (системы каталитического избирательного восстановления для очистки на должном уровне от диоксидов азота и серы выхлопных газов.

3. В качестве судового топлива использовать сжиженный природный газ.

Если проанализировать экономические показатели всех предложенных вариантов, то применение в качестве бункеровочного топлива для морского и речного флота природного газа имеет ряд принципиальных преимуществ:

• СПГ – это криогенная нетоксичная жидкость. Хранение продукта возможно при температурных показателях -162°С в специальных теплоизолированных емкостях;

• при правильной организации рабочего процесса намного высшей будет экономичность сжигания газовых топлив, что способствует уменьшению финансовых затрат;

• в сравнении с дизелем значительно ниже износ газовых двигателей. Обеспечено это отсутствием разжижения смазки и меньшим образованием нагара, что вследствие сокращает расходы на ремонтные и обслуживающие работы;

• при сжижении в сотни раз увеличивается плотность природного газа, что более эффективным и удобным делает хранение, транспортировку и потребление данного энергоносителя;

• перевозить природный сжиженный газ можно как специальными танкерами-газовозами, так и в цистернах автомобильным и железнодорожным транспортом;

• конструктивное строение газосмесительного оборудования довольно простое. В нем нет каких-либо прецизионных и сверхсложных узлов и деталей. Это понижает его стоимость, упрощает обслуживание и сам процесс бункеровки;

• эксплуатация газовой двигательной установки нисколько не дороже в сравнении с жидкотопливными двигателями.

Основным экологическим преимуществом СПГ является то, что в сравнении с традиционными нефтепродуктами выбросы существенно ниже составляют выбросы, в частности CO2 на 25%, NOx на 80%, SОx и твердые частицы устраняются практически на 100%.

Возможности использования в качестве бункерного топлива СПГ

С момента появления СПГ на рынке судотопливных материалов акцент сосредотачивался на коротких дистанциях и регулярных маршрутах. В основном это были суда-паромы, осуществляющие перевозку автомобилей и обслуживающие разнообразные портовые операции суда. Причина такого ограничения – недостаточное количество газового топлива и недостаточно развитая инфраструктура распределения СПГ.

Сегодня перечень категорий судов, которые работают на сжиженном газе значительно выше. К таковым принадлежат буксиры, сухогрузы, пассажирские суда, земснаряды, газовозы, танкеры и суда обеспечения.

Технологические особенности использования СПГ

Бункеровка судов сжиженным природным газом осуществляется несколькими технологическими схемами:

1. Автоцистерна – судно (TTS – truck to ship).

2. Береговое хранилище – судно (TPS – intermediate tank to ship).

3. Судно – судно (STS – ship to ship).

Вариант с автоцистерны возможен только при наличии технически оснащенного хранилища СПГ. Кроме этого такой тип бункеровки требует развитой сети автодорог. Поскольку максимальная емкость автоцистерны составляет до 20 тонн, то такой тип наиболее целесообразным будет для плавучих кранов и буксиров, обеспечивающих портовые операции.

Из стандартного хранилища по типу TPS заправка допустима в случаях, когда непосредственно в порту находится береговой комплекс хранения СПГ. При этом возможна и к бункеровке судов поставка природного газа, и потребителям, непосредственно находящимся в порту. Если глубина у причала позволяет, то бункеровочными услугами могут воспользоваться не только мелкие, но и крупные морские суда.

Третья схема по типу STS в бункеровщика наиболее распространенная в акватории Санкт-Петербурга и области. Прямая заправка позволяет осуществить дозаправку любого судна в необходимом объеме, вне зависимости находится судно в рейде или в акватории порта.

Особенности бункеровки

Бункеровка судов сжиженным газомоторным топливом осуществляется как в акватории порта, так и морях, океанах и реках.

Бункеровочный процесс на причале осуществляется с помощью автоцистерны или специальным трубопроводом.

Нередко непосредственно на ходу проводится дозаправка судна и для этого зачастую используют рыболовные суда, предварительно установив на них узкоспециализированное оборудование.

Учитывая специфические аспекты и требования в обращении с СПГ, бункеровка судов может проводиться исключительно квалифицированными компаниями, у которых есть специализированное оборудование и лицензия на такой вид деятельности.

Услуги бункеровки компании «Иволга»

За годы работы на бункерном рынке Санкт-Петербурга компания «Иволга» стала образцом стабильности и качества как в отношении поставляемой продукции, так и в плане обслуживания.

Постоянное совершенствование в сфере инновационных технологий и мощное оснащение бункеровочного флота позволяет нам обслуживать разные типы судов, начиная от речных теплоходов и заканчивая океанскими лайнерами.

Компанией «Иволга» бункеровка судов осуществляется:

• у причальной стенки или на рейде с помощью кораблей заправщиков, оснащенных танк-контейнерами для хранения СПГ;

• от эстакады с заправочного терминала;

• с газовозов на рейде или у причала;

• посредством замены напалубных танк-контейнеров.

Бункеровка компанией «Иволга» осуществляется круглосуточно, что сводит к минимуму простои судов.

Источник: https://ivolga.in/bunkerovka-sudov-sjijenim-prirodnim-gazom.html

Как заправляют пароходы

Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Суда — самые «прожорливые» и в то же время неприхотливые потребители топлива: для их заправки используют и дизель, и мазут, и смеси различных фракций углеводородов.

Однако «всеядность» судовых двигателей сегодня все сильнее ограничивают экологические нормы.

А жесткие требования безопасности при бункеровке — заправке судов топливом — позволяют минимизировать загрязнение морских вод нефтепродуктами

Судовое маловязкое топливо (СМТ) используется в судовых дизельных двигателях, как правило, средне- и высокооборотистых. В отличие от автомобильного дизеля, имеет более низкое цетановое число, а также более высокое содержание серы и вязкость.

В конце XIX — начале XX веков в качестве топлива на судах в основном использовался уголь. Его грузили в специальные отсеки — угольные ямы, или, иначе, бункеры (от англ. coal bunker). Отсюда и появился термин «бункеровка». Загрузка угля была довольно сложной операцией, требовавшей много времени и рабочей силы: его переносили на борт вручную, в мешках.

Преимущества жидкого топлива, которое пришло на смену углю, — не только удобство транспортировки и хранения, но и более высокая теплотворность. Это позволило уменьшить размеры силовой установки при увеличении продолжительности рейсов без дозаправки.

Использование жидкого нефтяного топлива также дало возможность увеличить скорость судов, а кроме того, снизило количество копоти в выхлопных газах.

В начале XX века это было вопросом не столько экологии, сколько военной тактики: чем меньше черного дыма выходило из труб, тем ближе можно было подойти к противнику, оставаясь незамеченным.

Один из новых видов судового топлива, только набирающий популярность, — сжиженный природный газ (СПГ). СПГ производят, охлаждая природный газ до –160 °C. При сжижении объем газа уменьшается в 600 раз, что делает его удобным и безопасным для транспортировки.

Сейчас на СПГ работают лишь 80 из более чем 115 тыс. судов во всем мире. Основная часть газотопливных судов эксплуатируется в Норвегии, где уже более 10 лет работает NOx-фонд, стимулирующий судовладельцев к переходу на СПГ.

В 2017–2018 годах с верфей будут сданы заказчикам еще около 200 новых газотопливных или двухтопливных (дизель и СПГ) судов.

По оценкам специалистов, к 2020 году количество судов, потребляющих СПГ, превысит 500 единиц, а к 2030-му на новый вид топлива будет приходиться не менее 10% объема мировой бункеровки. Одно из главных преимуществ природного газа — его выдающиеся экологические показатели.

Использование СПГ в качестве судового топлива позволит значительно снизить загрязнение окружающей среды оксидами серы и азота и выполнить экологические ограничения Международной морской организации (IMO), которые становятся все более жесткими.

«Газпромнефть Марин Бункер» также ведет работу по развитию морской инфраструктуры для бункеровок сжиженным природным газом: реализуется пилотный проект по созданию малотоннажного судна-бункеровщика СПГ для работы в российских портах Северо-Западного региона.

Сегодня на судах в качестве топлива используют светлые и темные нефтепродукты. К светлым относятся разные виды дизельного топлива, в частности судовое маловязкое топливо (СМТ).

Судовой дизель отличается от автомобильного более низким цетановым числом*, более высоким содержанием серы и большей вязкостью.

На Крайнем Севере также используется арктический дизель, предназначенный для работы при температуре до –50°C.

Темные нефтепродукты — это, в первую очередь, мазут, а также близкие к нему по вязкости, но отличающиеся более низким содержанием серы виды горючего — например, получаемый из газового конденсата так называемый компонент судового топлива (КСТ).

На все случаи жизни

Выбирая то, каким топливом заправить свое судно, судовладелец руководствуется несколько иными критериями, нежели автолюбитель. Более того, часто заливает не одно, а сразу несколько видов. Конечно, характеристики двигателя имеют значение, однако силовые установки судов, как правило, приспособлены для использования разного горючего.

Куда более важный критерий — в какие воды направляется судно. Так, например, в зонах особого контроля за выбросами серы (SECA) в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) с 1 января 2015 года действуют жесткие ограничения: содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,1 %.

К этим зонам сегодня относятся Балтийское и Северное моря, а также Атлантическое и Тихоокеанское побережья США и Канады. Это значит, что использовать обычный мазут в этих регионах нельзя. Допустимо лишь более дорогое и экологичное топливо — СМТ или КСТ.

Однако после выхода в открытый океан судно переходит на мазут — все-таки он заметно дешевле, а расход топлива на судне исчисляется десятками тонн в сутки.

Флотские мазуты получают смешением остаточных нефтепродуктов (мазут, гудрон, тяжелые газойли вторичных процессов) и дизельных фракций. По сравнению с топочными мазутами, они обладают меньшей вязкостью и более низким содержанием механических примесей и воды.

Тяжелые мазуты хорошо выполняет свою функцию после выхода судна из порта, когда оно движется полным ходом. Если же возникает потребность в совершении маневров и, соответственно, быстрой смене режимов работы главного двигателя, его переводят на более легкое топливо, причем делают это заранее, чтобы промыть топливную систему от тяжелого и вязкого мазута.

Плавучая заправка

Еще одно отличие морской бункеровки от автомобильной заправки состоит в том, что не судно идет на заправочную станцию, а она сама подходит к судну. Заправка в данном случае — это судно-бункеровщик, небольшой танкер, который везет с собой запас топлива.

Судно-бункеровщик в разрезе

Как и на АЗС, на бункеровщике обычно есть несколько видов горючего: дизель, КСТ, мазут с разным содержанием серы (от 1,5 до 4 %). Топливо хранится в специальных емкостях — танках, причем под каждый вид выделен один или несколько танков — так, чтобы одно топливо не смешивалось с другим.

Если небольшое количество более легких нефтепродуктов попадет в мазут, ничего страшного не случится. А вот если мазут попадет в дизельное топливо, оно уже не будет соответствовать предъявляемым к нему высоким требованиям.

Так что, если по каким-то причинам танк необходимо перевести под более легкое топливо, его потребуется подвергнуть специальной очистке.

За исключением танков для топлива и установленного на палубе специального крана для подачи топливного шланга, бункеровщики мало чем отличаются от сходных по размеру сухогрузов.

Отличие состоит в особых требованиях к пожарной безопасности (к примеру, на борту запрещены сварочные работы) и к подготовке экипажа (требуется свидетельство о прохождении курса по работе на танкерах). Кроме того, такие суда проходят ежегодные освидетельствования со стороны органов портового контроля и морского регистра.

Вместимость бункеровщиков может быть разной — от нескольких сот до десяти и более тысяч тонн. Что касается судов «Газпромнефть Шиппинга» — бункеровочной дочки «Газпром нефти», ее суда способны перевозить от 2,5 до 7 тыс. тонн топлива.

4200 тонн мазута перевозит один железнодорожный состав из 66 цистерн

Впрочем, в бункеровке нет каких-то строгих ограничений по размерам заправщиков: бункеровщиком при необходимости может стать и огромный танкер, перевозящий нефтепродукты. В этом случае, учитывая его размеры, не он будет швартоваться к бункеруемому судну, а наоборот.

Перевалочный пункт

Прежде чем топливо попадет на бункеровщик, его необходимо доставить с нефтеперерабатывающего завода. Как правило, нефтепродукты с НПЗ перевозят по железной дороге в цистернах. Затем они попадают на терминал, где перекачиваются в резервуары.

И если с дизельным топливом никаких особых сложностей не возникает, то слить из цистерн мазут — не такая простая задача, ведь при температуре ниже, чем 20–30°C (в зависимости от марки мазута), он находится в них в застывшем состоянии.

Чтобы извлечь его из цистерны, в нее подают такой же мазут, только предварительно нагретый. Постепенно в том месте, куда попадает струя горячего топлива, мазут «оттаивает» и становится текучим.

Некоторые цистерны оборудованы «паровой рубашкой» — специальной полостью, пропуская горячий пар через которую, можно дополнительно разогревать цистерну целиком. Это особенно актуально в сильные морозы.

Мазут попадает в резервуары терминала нагретым до 55–65°C.

За счет теплоизоляции такая температура сохраняется в них в течение нескольких дней, поэтому для последующей перевалки на бункеровщик дополнительно разогревать мазут не нужно.

Если же топливо хранится долго и начинает остывать, его можно снова нагреть, пропустив через теплообменник. Впрочем, обычно в этом нет необходимости: продолжительность хранения нефтепродуктов на терминале не превышает 3–5 дней.

К зонам особого контроля за выбросами серы (SECA) в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) относятся Балтийское и Северное моря, а также атлантическое и тихоокеанское побережья США и Канады

На причал, к которому подходит бункеровщик, топливо подается по трубопроводу или подвозится в автоцистернах (если резервуары расположены далеко от причала).

Во время погрузки бункеровщик окружают бонами — специальными заграждениями, которые плавают в воде и не позволяют нефтепродуктам распространяться по акватории, если произошел аварийный разлив.

На этот случай на причале также хранится запас сорбента — вещества, которое упрощает сбор нефтепродуктов с поверхности воды.

Нефтеперерабатывающие заводы, как правило, поставляют ограниченное количество наиболее ходовых видов топлива.

Если горючее с нужными характеристиками отсутствует, оно может быть приготовлено на бункеровочном терминале или прямо на бункеровщике путем смешения легких и тяжелых компонентов.

Так из стандартного мазута с вязкостью 380 сантистокс можно приготовить мазут с более низкой вязкостью, разбавляя его светлыми нефтепродуктами.

Наполнив танки топливом, судно-бункеровщик идет бункеровать другие суда. Рейс может оказаться достаточно продолжительным и занять несколько дней. Планирование рейса — отдельная непростая логистическая задача.

Необходимо учесть, как долго каждое из судов, подавших заявку на бункеровку, будет находиться в порту и в какое время его можно будет бункеровать.

Некоторые пароходы стоят в порту 2–3 дня, другие швартуются лишь на несколько часов, при этом заправлять судно можно только после того, как оно прошло таможенный контроль.

Точный расчет

Обычно бункеровка происходит, когда судно стоит у причала, хотя в некоторых случаях суда бункеруются на рейде** и даже на ходу. На самом деле, пришвартованное к причалу судно можно забункеровать и с берега — из автоцистерны, однако такой способ используется нечасто. Наиболее распространенный вариант — заправка с танкера-бункеровщика, который подходит и швартуется к борту судна.

Двигатель крупнотоннажного судна расходует в среднем около 40 тонн топлива в сутки. На непродолжительный переход, например из Петербурга в порты Европы и обратно, потребуется около 800 тонн, на более длительное плавание через океан — примерно 2,5 тыс. тонн.

Швартовка судов друг к другу — ответственный и сложный процесс. Иногда они встают вплотную, иногда, если есть риск задеть какое-то оборудование на борту, между ними устанавливаются специальные кранцы*** или буксир. Затем — на случай аварийного разлива — выставляют боны. Как правило, их устанавливают в носовой и кормовой частях судов, однако в зависимости от порта правила могут различаться.

Топливный шланг подается на бункеруемое судно с помощью крана

Перед тем как начать бункеровку, количество топлива на борту бункеровщика необходимо измерить. Для этого используется специальная рулетка, определяющая расстояние до поверхности жидкости в танке. Зная общий объем танка, а также температуру и плотность топлива, можно получить его массу. После бункеровки эту процедуру повторяют.

Средняя скорость, с которой топливо перекачивается с одного судна на другое, — 200–250 м3 (примерно 170–220 тонн) в час. В среднем двигатель крупнотоннажного судна расходует около 40 тонн топлива в сутки.

На непродолжительный переход, например из Петербурга в порты Европы, потребуется около 800 тонн. Те же, кто идет через океан, берут больше — примерно 2,5 тыс. тонн. Нетрудно подсчитать, что на бункеровку, как правило, уходит несколько часов.

Впрочем, процесс может занять и целые сутки.

Заливают обычно ровно столько топлива, сколько нужно, чтобы дойти до пункта назначения и вернуться назад.

Еще 15–20 % (больше или меньше, в зависимости от времени года и региона) — штормовой запас на случай погодных сюрпризов.

Лишнего не берут, ведь это уменьшит количество коммерческого груза, а значит, и прибыль судовладельца. Кроме того, у таможни могут возникнуть вопросы: не предназначены ли эти излишки для перепродажи.

Главный риск при бункеровке — аварийные разливы топлива. Чтобы их избежать, обе стороны внимательно следят за тем, как происходит процесс бункеровки, и, если что-то пойдет не так, насосы немедленно останавливают.

Если же утечка все-таки произошла и горючее попало в воду, к ликвидации последствий подключаются аварийно-спасательные службы порта.

Они используют специальные суда-нефтемусоросборщики, которые пропускают через себя верхний слой воды, снимая с нее пленку нефтепродуктов.

0,1% максимальное содержание серы в судовом топливе в зонах контроля за выбросами SECA

* Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь

** Рейд — часть акватории порта, предназначенная для якорной стоянки судов

*** Кранец швартовый (судовой) — это устройство, которое используется для амортизации ударов корпуса судна о причал или другое судно в процессе швартовки или буксировки. Это устройство должно обеспечить передачу нагрузок на возможно большую площадь борта и тем самым исключить его повреждение или остаточную деформацию

Источник: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2016-december-projects/1115544/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: