Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Государственная политика борьбы с безработицей

Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Посколькубезработица представляет собой серьезнуюмакроэкономическую проблему, выступаетпоказателем макроэкономическойнестабильности, государство предпринимаетмеры для борьбы с ней. Для разных типовбезработицы, поскольку они обусловленыразными причинами, используются разныемеры. Общими для всех типов безработицыявляются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическимимерами для борьбы с фрикционнойбезработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы соструктурной безработицей используютсятакие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основнымисредствами борьбы с циклическойбезработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Вопрос 28

Закон Оукена(Okun's law)– это закон, согласно которому странатеряет от 2 до 3% фактического ВВПпо отношению к потенциальному ВВП, когдафактическийуровеньбезработицыувеличивается на 1% посравнению с ее естественным уровнем.

Количественновыраженная зависимость между колебаниямиуровня безработицы и колебаниями ВВПсформулирована в законе Оукена, по имениамериканского экономиста АртураОукена, впервые ее обнаружившего. Всоответствии с законом Оукена отклонениеобъема выпуска от его естественногоуровня обратно пропорционально отклонениюуровня безработицы от ее естественногоуровня, или:

Закон Оукена

где V- фактический ВВП;V*- потенциальный ВВП;U- фактический уровень безработицы;Un- естественный уровень безработицы;β- эмпирический коэффициент чувствительностиВВП к динамике циклической безработицы(коэффициент Оукена).

Например, порасчетам Оукена, в американской экономике60-х годов, параметр β составлял 3. В этоже время уровень естественной безработицыбыл равен 4%.

Это означало, что каждыйпроцент превышения реальной безработицынад естественным ее уровнем вел к падениюреального ВВП на 3%. В 80-е годы коэффициентОукена в США сократился до 2, а естественныйуровень безработицы вырос до 5,5%.

Этоозначает, что если фактический уровеньбезработицы составит 7,5%, то в этом случаеобъем выпуска составит 96% к потенциальному(100% – (7,5% – 5,5 %) · 2).

Инфляцияи безработица являются серьезнымимакроэкономическими, дестабилизирующимиэкономику явлениями. Проблема усугубляетсятем, что меры по ограничению, например,безработицы стимулируют инфляцию инаоборот. Поэтому искусство экономическойполитики состоит в отыскании равновесиямежду этими двумя факторамимакроэкономической нестабильности.

Вопрос 29

Инфляция— это долговременный процесс сниженияпокупательной способности денег(повышение общего уровня цен).Инфляция— это повышение общего уровня цен,сопровождаемое соответствующим снижениемпокупательной способности денег(обесцениванием денег) и ведущее кперераспределению национальногодохода.

Дефляция— это снижение общего уровня цен.Инфляцияявляется основным дестабилизирующимфактором рыночнойэкономики. Чем выше ее уровень тем,она опаснее.Инфляция оказывает сильноевлияние на экономических агентов, кто-тоиз-за неё выигрывает, кто-то проигрывает,но большинство считают инфляциюсерьезнейшей проблемой.

Если сравниватьхарактер инфляционных процессов вусловияхметаллическойденежной системы и в современныхусловиях, когда функционирую бумажныеи электронные деньги, то в периодзолотогостандартаинфляция возникалапериодически: при резком возрастанииспроса, связанном, прежде всего, свойнами.

В современных условиях процессинфляции стал постоянными и периодыснижения цен наблюдаются теперь всереже и реже.

Социально-экономическиепоследствияИнфляцияоказывает влияние на объем национальногопроизводства.

Например, гиперинфляцияпроизводства и обмена ведет к ихостановке, что в свою очередь приводитк понижению реального объема национальногопроизводства, увеличению безработицы,закрытию предприятий и банкротству.Вэкономике неравномерно перераспределяютсядоходы.

Дляопределения влияния инфляции наперераспределение доходов применяютсяпоказатели: номинальныйдоход— это доход, выраженный по номинальнойстоимости денег (например, оплата труда);

реальныйдоход:

  • показывает покупательную способность номинального дохода;
  • показывает количество товаров, которое можно купить на сумму номинального дохода в сопоставимых условиях цен.

Инфляцияможет быть предвиденной, т. е. рост ценпредусматривается в федеральном бюджетеи непредвиденной, которая может привестик неравномерному перераспределениюдоходов.

От непредвиденной инфляциитеряют доходы: держателисбереженийна расчетном счете (деньги обесцениваютсяи сбережения уменьшаются);кредиторы(лица, выдавшие кредит), через некотороевремя они ожидают возвращение кредитаденьгами, которые потеряли своюпокупательную способность.

Чтобыкомпенсировать потери от инфляции,кредиторы устанавливают соответствующуюпроцентную ставку по кредиту, чтобыпокрыть свою потерю (убытки).Поэтомуразличают:

  • номинальную процентную ставку (процентную ставку, зафиксированную в кредитном договоре);
  • реальную процентную ставку (номинальную процентную ставку, умноженную на уровень инфляции (вычитается уровень прироста цен в процентах).

Дляпредпринимателя важна реальная процентнаяставка, т. е. доход, который у негоостанется даже в условиях инфляции.Пример:процентная ставка = 20% годовых.Приростцен за год = 12%.

Реальная процентнаяставка — 20% — 12% = 8%;получателификсированного дохода -лица, получающие доход в виде оклада,пенсии, пособия, с ростом цен теряютчасть дохода. Поэтому правительствопериодически производит индексацию,т. е. повышение заработной платыработников, получающих должностнойоклад.

Меры,направленные противинфляции издержек,включают:а) сдерживание роста факторныхдоходов и цен;б) борьба с монополизмомв экономике и развитие рыночныхинститутов;

в) стимулированиепроизводства.Политика, направленнаяпротив роста факторных доходов и ценназывается политикой регулирования(или сдерживания) цен и доходов, ее цель– увязать рост зарплаты с ростом цен.

          Регулированиецен и доходов формируется и реализуетсяв ходе сложного взаимодействиягосударственной политики и интересовфирм.

Непосредственное воздействиеможет быть реализовано двумя методами:

1.     Замораживание цен и зарплаты.

2.     Косвенное ограничение роста цен изарплаты. Предусматривает либо введениедополнительных налогов на рост зарплатыи цен, либо договорное регулированиероста заработной платы при заключенииколлективных (тройственных) соглашений.

При договорномрегулировании уровней цен и зарплатыправительство может обратиться кпрофсоюзам с просьбой ограничить втечение года рост зарплаты определеннымуровнем (2%). Другой вариант – достижениекомпромисса между правительством ипрофсоюзами, при котором профсоюзыобязуются не требовать значительнороста зарплаты  в обмен на обещаниеправительства сдерживать рост налогов.

Адаптивнаяполитикапредусматривает:

1.     Индексацию.

2.     Соглашения с предпринимателями ипрофсоюзами о темпах роста цен изаработной платы.

Индексациядоходов определяется уровнем прожиточногоминимума или стандартной потребительскойкорзины и согласуется с динамикойиндекса цен. Индексация подразумевает,что зарплата, налоги, долговыеобязательства, процентные ставкистановятся нечувствительными к инфляции,если в ответ на изменения цен осуществляетсякорректировка номинальных денежныхплатежей.

Иногда индексация применяется,чтобы облегчить жизнь в условиях инфляцииполучателям фиксированныхдоходов.Американский экономист,основатель монетаризма Милтон Фридменвыдвинул предположение, что индексацияможет сдерживать инфляцию. Индексацияпозволяет вытеснить из инфляционныхпроцессов, сопряженных со спадом,элементы, инспирированные спросом.

Еслиустанавливать более высокие ставкизарплаты, цен, процентных ставок, то этобудет повышать издержки производстваи инфляционные ожидания экономическихагентов. Если же движение зарплаты, ценпроцентных % ставок будет синхронизированос изменением общего уровня цен, то темпинфляции быстрее будет реагировать назамедление роста совокупного спроса итакже замедлится.

Но индексацию нельзяприменять при инфляции издержек.Конкретныеметоды сдерживания инфляции зависятот постановки правильного диагноза.Поставить диагноз – значит определитьхарактер инфляции, выделить основныеи связанные с ними факторы, подстегивающиераскручивание инфляционныхпроцессов.Кейнсианцыво главу угла ставят обеспечениестабильного экономического роста ценойумеренной инфляции.

Инфляция, с их точкизрения, выгодна правительству, посколькуувеличение номинального дохода позволяетповысить налогообложение и увеличитьналоговые поступления. Правительствоприменяет метод денежно-кредитныхограничений в случае чрезмерного«перегрева экономики», чтобы не допуститьгалопирующей инфляции.

Представителимонетаристовпытаются достичь стабильности экономикис помощью денежно-кредитного регулирования,в частности путем борьбы с инфляцией.Монетаристы отвергают практикурегулярного вмешательства государствав экономику, проповедуя политикуподдержания стабильного роста предложенияденег в соответствии со спросом на них.

Они считают инфляцию долгосрочнымденежным феноменом, борьба с которымвозможна только ценой временного спадапроизводства. В соответствии смонетаристскими рецептами применяютсятаргетирование (регулирование) темповприроста денежной массы в определенныхпределах (в соответствии с темпом ростаВНП).

Определеннуюроль в денежно-кредитном регулированииэкономики, а также преодолении инфляционныхпроцессов играют:

–         дисконтная политика (политика регулированияучетной ставки ЦБ);

–         операции на открытом рынке (купля-продажагосударственных ценных бумаг);

–         политика норм обязательных резервов,или кассовых резервов, или минимальныхрезервов, или коэффициентов казначейства(обязательство банков хранить в резервахЦБ определенное привлеченныхсредств).

Поскольку причиной гиперинфляциив современных условиях является дефицитгосударственного бюджета и необходимостьполучения сеньоража, то, чтобы остановитьгиперинфляцию, правительство наряду спрекращением эмиссии денег  должнопровести реформу бюджетной сферы –сократить государственные расходы иповысить налоги.

Источник: https://studfile.net/preview/1700799/page:39/

Борьба с безработицей. Стратегии, роль государства

Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Сталкиваться с проблемой безработицы приходится колоссальному количеству государств: сложно представить себе прогрессивную страну, в которой данный вопрос не обсуждался бы буквально повсеместно.

Однако существует большое количество разных — подчас противоречащих друг другу — мнений о способах увеличения занятости среди населения. В данной статье мы постараемся указать и вкратце наиболее распространенные из них, избегая давать оценку их эффективности.

Наиболее детально мы проанализируем то, что относится к сфере «активной политики» со стороны государства, а в заключение скажем пару слов и о «пассивных» способах борьбы с безработицей.

Рабочие места

Первый и наиболее очевидный выход из ситуации, неизменно сопряженный с очень серьезными финансовыми расходами, — создание большого количества рабочих мест за счет государства.

В подавляющей массе ситуаций в результате такого политического решения появляются несколько «формальные», но притом далеко не бесполезные рабочие места, направленные на выполнение работ в общественных интересах.

Такой шаг потенциально способен дать существенные результаты в плане улучшения уровня жизни.

Простейший пример — работа в области охраны окружающей среди. Другие варианты:

  • Создание железных путей и автомобильных трасс.
  • Обеспечение чистоты городских объектов.

Подобный способ борьбы с безработицей традиционно относятся к неизменной составляющей кейнсианской модели. Мероприятия по созданию рабочих мест проводили власти США во времена Великой Депрессии, притом в этом случае политику можно считать успешной.

Бизнес

Стимуляция предпринимательства со стороны государства даёт возможность сравнительно быстрого создания большого количества рабочий мест. Согласно мнению сторонников подобных мер, растущие предприятия будут непрерывно увеличивать суммарное количество рабочих мест, что благотворно скажется на занятости граждан.

В случае с малым бизнесом главным «помощником» и «стимулятором» должны стать банки, которые государству необходимо поддержать.

Естественно, в странах с рыночным типом экономики государственные структуры могут воздействовать на предприятия исключительно косвенным образом; простейший пример — регулировка уровня налогов и кредитного процента.

Помимо финансовых мер по стимулированию, существуют также и административные. Последние в большинстве случаев являются корректировкой существующих законов и обеспечения условий их неукоснительного соблюдения.

Можно выделить следующие «стратегии»:

  • Т.н. «экономическая дипломатия» предполагает попытку продвинуть производимые товары на внешних рынках, обеспечить инвестиционные проекты в разных странах и привлечь инвестиции из иностранных государств, что позволит обеспечить максимально комфортные торговые условия во внешних рынках.
  • «Протекция» (мероприятия, обеспечивающие защиту внутреннего рынка от конкурентов из-за рубежа) подчас используется для защиты недостаточно развитых и малоэффективных хозяйственных отраслей. Такой подход также позволяет немного снизить уровень безработицы, обусловленной конкурентным поражением некоторых предприятий. Однако эта методика имеет немало недостатков: понижается конкурентная способность в условиях мирового рынка, происходит «подрыв» торговли между разными государствами.
  • Субсидирование предприятий позволяет простимулировать последние, обеспечив для них возможность «движения», невозможного без поддержки со стороны государства ввиду экономической неоправданности. Стоит отметить, что субсидии подразделяют на три типа. В первом случае минимизируется ликвидация рабочих мест, во втором — предприятия освобождаются от определенных налогов, в третьем — государство берет на себя бремя расходов по выплате сотрудникам заработной платы и пособий.

Рынок труда

Третий из рассматриваемых способов борьбы с безработицей — непосредственное развитие на трудовой рынок с целью развить его. Можно выделить следующие варианты:

  • Предприятия «заставляют» уменьшить суммарное количество рабочего времени некоторых сотрудников, что позволяет сделать саму работу более заманчивой и менее тяжелой, а также обеспечивает создание новых рабочих мест (компенсирующих уменьшение трудовых ресурсов). В условиях рыночной экономики единственный способ достижения подобного — уже упомянутые в тексте выше субсидии. Стоит отметить, что история знает и неудачи подобного подхода; например, в 81-ом году во Франции уменьшение недельного рабочего времени на час дало всего лишь сорок тысяч рабочих мест вместо ожидаемых четырехсот тридцати.
  • Можно помогать молодым сотрудникам интегрироваться. Ни для кого не секрет, что начинающие специалисты поначалу оказываются в чудовищно неприятном положении в сравнении с теми, кто уже умеет трудовой стаж.
  • Немаловажен информационный аспект: людей необходимо «уведомлять» о существовании свободных рабочих мест. Очевидно, что человек, который элементарно не знает о существующих в плане трудоустройства вариантах, никогда не сумеет найти работу. Именно поэтому и существуют трудовые биржи и центры занятости. Нередко проводятся и т.н. «ярмарки вакансий», дни открытых дверей и иные подобные мероприятия.
  • Важно вовремя устранять проблемы, связанные с недостаточным уровнем мобильности рабочей силы. Принимается во внимание как географический аспект (миграция), так и мобильность «между профилями». Ни для кого не является секретом существование тенденций, связанных с переходом рабочей силы из отсталых областей в экономически развитые, что приводит к серьезным проблемам. Для разрешения ситуации требуется концентрация усилий по борьбе с уровнем безработицы именно в тех областях, где этот уровень крайне высок.
  • Желательно развивать систему профильного образования, позволяющего существенно повысить навыки сотрудников и тем самым дать им возможность приспособления к динамике трудового рынка (склонного к изменениям). Особенно важно не забывать о тех специальностях и профессиях, которые относятся к «дефицитным». Многие критикуют подобный метод, говоря о его неблагоприятных социальных следствиях (возрастает неравенство между сотрудниками, поскольку повышение квалификации зачастую доступно исключительно тем, кто уже занимает высокое положение). Важный момент: безработица, обусловленная падением производства либо повышением числа трудоспособных граждан, не может быть преодолена подобным образом.
  • Понижение пенсионного возраста даёт возможность освобождения некоторого количества рабочих мест, однако неизменно имеет следствием необходимость в повышении расходов на выплату пенсий.
  • Крайняя мера — судебное разбирательство с безработными; такая методика применялась в СССР, где существовала статья «За тунеядств». В соответствии с ней те люди, которые не имели официального трудоустройства в течение четырех либо более месяцев, подлежали уголовной ответственности. Однако в прогрессивных современных государствах подобные меры по пресечению безработицы не используются.

Монетарные и фискальные меры

Существуют и мероприятия, относящиеся к типу монетарных и фискальных. Последние подразумевают направленность на увеличение спроса и регуляцию стоимости различных продуктов за счет преодоления инфляционных процессов в экономике государства. Однако стоит отметить, что влияние на уровень безработицы в данном случае будет незначительным.

Более того, многие специалисты, являющиеся сторонниками монетарной теории, считают, что следствием подобных мероприятий со стороны государства может стать существенный рост цен.

Согласно современным исследованием, связь между безработицей и инфляцией незначительна либо отсутствует вовсе, однако некоторые эксперты не соглашаются с подобной точкой зрения.

Регламенты

Специалисты, имеющие либеральные взгляды, предлагают альтернативный относительно всех вышеописанных выход, заключающийся в проведении направленных на отмену многих регламентов мероприятий; это:

  • Понижение уровня влияния профсоюзов.
  • Существенное сокращение различных компенсаций.
  • Отмена минимума заработной платы.
  • Облегчение правил найма и увольнения сотрудников.

Стоит отметить, что в современном экономическом сообществе подобные меры относятся к маргинальному ответвлению, однако были приведены в данной статьи для предоставления читателю максимального широкого спектра предлагаемых мер по уменьшению безработицы.

Пара слов о пассивной политике

Существует и иной подход к проблеме безработицы, подразумевающей т.н. «пассивную политику». Цель последней — сформировать определенное отношение в обществе и сгладить некоторые из отрицательных последствий. Простейший пример подобных мер — предусматриваемая законами государства возможность оформления досрочного выхода на пенсию с сохранением ее размера.

Стоит отметить и пособия по безработицы, способные дать безработным возможность «передышки» (времени на поиск работы или поправление проблем со здоровьем) и существенно снизить уровень обусловленного неравенством социального напряжения. Однако есть и другая сторона медали: при большом количестве безработных создается существенная угроза для всей системы пособий.

Источник: http://SlawomirKonopa.ru/%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D1%81-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9/

Эффективные методы борьбы с безработицей – ЛОНГРИД

Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

В каждой стране свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

Согласно официальным данным Минтруда – безработица в 2020 году (на конец января) снизилась. И, пожалуй, это последние оптимистичные прогнозы 2020 года. Мы умышленно их приводим здесь, чтобы Вы сравнили как могло быть и как стало по факту после корректировок пандемии.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.

В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ (Источник Take-profit.org)

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РФ ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ Вы можете посмотреть здесь www.gks.ru.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

По официальным данным количество безработных россиян с начала 2020 года выросло на 44 тыс. — до 735 тыс. человек, сообщил 15 апреля 2020г. министр труда и соцзащиты Антон Котяков. Годом ранее в это же время на учете в центрах занятости состояли 813 тыс. человек. То есть, безработица даже пошла на убыль, если ориентироваться на данные Минтруда. Однако…

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

«Когда мы говорим о 5–6 млн человек, о которых сейчас говорит Высшая школа экономики, это, в принципе, одно из сценарных развитий, один из сценариев, которые Министерство труда на сегодняшний день просчитывало у себя, то есть мы четко отследили тенденции, которые складываются на рынке, мы понимаем, что при развитии событий один из сценарных условий соответствовал такому уровню безработицы», — сказал глава Минтруда в эфире телеканала «Россия 24».

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

“Масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности”

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?

В России, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест правительство составило несколько пакетов мер поддержки – подробнее читайте здесь.

В связи с пандемией пособие по безработице выросло с 8 тысяч до размера МРОТ — 12 130 рублей напоминает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников. По его мнению, раньше россияне неохотно регистрировались в качестве безработных из-за низкого размера пособия.

Многие россияне надеялись на единовременные выплаты от государства, как например, это было сделано в США, но чиновники сообщили, что “денег с вертолетов никто скидывать не будет” и что такие выплаты не эффективны.

“Вы знаете, там тоже дискуссия идет о том, что надо немедленно всем выплатить из бюджета. Это тоже неправильно. Бюджеты треснут, они не смогут даже обеспечивать систему здравоохранения и так далее”, – сказал Сергей Собянин в интервью “Первому каналу” 3 апреля.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

На этом экспертные оценки возможного масштаба безработицы в России не заканчиваются.

Еще год назад главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития Алексей Кашепов в научном журнале ВНИИ труда опубликовал статью, в которой предсказал рост безработицы с 3,5 – 4 млн до 7,7 – 7,8 млн человек, тогда еще без учета пандемии, без обвала нефтяного рынка и курса рубля. Эксперт закладывал лишь данные «Росстата» и прогнозы Минэкономразвития по росту производительности труда до 2024 года и увеличению пенсионного возраста.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин: те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По мнению Капелюшникова, прогноз Кудрина и подобные оценки антинаучны. Как быстро закончатся деньги, запланированные на пособия и субсидии, прогнозировать пока невозможно. Для этого нужно иметь данные хотя бы за два последних месяца по тем россиянам, которые окажутся безработными из-за пандемии нового коронавируса.

Но даже если безработица вырастет с 4,5% до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку, отмечает эксперт. «Мы это уже проходили в 90 – х годах прошлого века, в кризис 2008-2009 годов. Тогда тоже звучали страшные прогнозы, но все, кто их давал сели в калошу», — заключает эксперт.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения.

​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек.

Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

По оценкам ING, сейчас в стране пять миллионов безработных — пока это ниже пика кризиса 2008-2009 годов, когда было 6,6 миллиона. Впрочем, аналитики не сомневаются, что новый рекорд — не за горами. Скорее всего, в реальности и сейчас уже больше, просто сайты социальных служб и телефонные линии не справляются с наплывом соискателей.

В том, что американскую экономику, более двух третей которой приходится на потребительские расходы, ждет жесточайший кризис, никто не сомневается. В Bank of America считают, что во втором квартале ВВП рухнет на 12%, продемонстрировав рекордный обвал со времен Второй мировой войны. Прогноз другого крупного американского банка, Morgan Stanley, еще пессимистичнее: минус 30%.

Меры: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Испания. В Испании с мая начнут на постоянной основе выплачивать по 500 евро гражданам, кто испытывает финансовые трудности из-за пандемии. 

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома.

Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс.

В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным.

Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Франция. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице».

Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%.

По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек. Об этом сообщает “Рамблер”. Также оплата за коммунальные счета и квартплату отменены для всех.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Австрия. Уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-ом. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го.

Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны.

Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких «туристических» городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тыс. человек остались без работы.

На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам. Об этом сообщает “Рамблер”.

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони отметил: “Безработица вырастет, но вместе с тем принимаемые меры ограничат этот рост.

Ущерб от пандемии отразится на рынке труда, но своевременные и существенные мера правительств и европейских институтов помогут сократить потерю рабочих мест, вместе с тем ожидается значительное снижение отработанных часов”.

Кстати, в 2019 году лидер по безработице в Европе была Украина.

В 2020 году лидер по безработице в Европе -……. Название страны будет вписано после окончания пандемии, ведь не только все хорошее имеет свойство заканчиваться.

ПОДВОДЯ ЧЕРТУ

Настало время подвести итоги.

В России правительство увеличило размер выплаты пособия, ввели пакеты мер для поддержки бизнеса (в т.ч. беспроцентные кредиты на выплату зар.платы сотрудникам, чтобы те не пополнили ряды безработных). В других странах ввели ежемесячные выплаты.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/asp_news/effektivnye-metody-borby-s-bezraboticei-longrid-5eb53ff5d7c7396a9aa49da1

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: