Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

Содержание
  1. Авиационная промышленность
  2. Исторический экскурс
  3. Российская авиационная промышленность на фоне кризиса 90-х годов
  4. Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100
  5. Текущее состояние отрасли 
  6. Среднемагистральный авиалайнер МС-21
  7. Региональный самолет Ил-114
  8. Транспортный самолет Ил-476
  9. Проблемы промышленности
  10. Перечень ведущих предприятий 
  11. Авиастроение в России: как сегодня развивается отрасль
  12. Как развивалась отрасль в Союзе
  13. Российские показатели
  14. Сделано в Сибири
  15. Нижегородские достижения
  16. Какие самолеты сегодня являются российскими
  17. Текущее состояние авиационной промышленности
  18. Краткий анализ современного состояния авиапромышленности
  19. Деятельность крупных авиазаводов России
  20. Перспективы развития авиапромышленности
  21. До чего Путин довел авиационную промышленность России
  22. Военное самолетостроение
  23. Гражданское самолетостроение
  24. Вертолеты России
  25. Авиационные двигатели
  26. Беспилотные летательные аппараты
  27. Авиационная промышленность России
  28. Авиационная промышленность в СССР
  29. Предприятия
  30. Выпускаемые самолеты
  31. Мировая авиационная промышленность
  32. Место и роль авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

Авиационная промышленность является одной из ведущих и важнейших отраслей отечественного машиностроения. Предприятия авиапрома полностью обеспечивают потребности в самолетах и вертолетах армии, силовых ведомств и государственных структур страны, а также частично удовлетворяют спрос на продукцию гражданского назначения.

Компании авиационной промышленности ежегодно производят в среднем около 100 самолетов военного назначения, 250 вертолетов и 30 пассажирских авиалайнеров. Значительная часть продукции военного авиастроения и вертолетов различного назначения поставляется на экспорт. По объемам производства военных самолетов Россия занимает второе место в мире (после США).

Организационно большинство предприятий авиапрома входят в состав государственных компаний «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Ростех». Они включают в себя как промышленные предприятия, так и конструкторские бюро и научно-исследовательские институты авиационного профиля.

Исторический экскурс

Авиапромышленность в Российской империи зародилась в начале XX века. В 1908 году в стране началось производство дирижаблей, а в период с 1909 по 1917 гг.

было построено около15 небольших заводов и мастерских по сборке аэропланов зарубежной разработки.

К числу достижений дореволюционной России в области авиастроения следует отнести производство многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» разработки конструктора Игоря Сикорского.

Эпоха индустриализации, последовавшая вслед за Октябрьской революцией, дала мощный импульс развитию отечественного авиастроения. В стране были построены новые крупные авиазаводы, развернули деятельность конструкторские бюро Туполева, Ильюшина, Яковлева, Сухого, Микояна, Лавочкина.

В годы Великой Отечественной войны вся авиационная промышленность СССР была переведена на военные рельсы.

Предприятия, многие из которых были перебазированы из центральных областей страны на восток, в ускоренном темпе осваивали производство новых, передовых для своего времени истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, что позволило свести на нет тотальное преимущество в воздухе немецко-фашистской авиации, имевшее место в первые годы войны.

Послевоенный период, особенно 60-70 годы, стал эпохой расцвета советской авиационной промышленности. В сегментах военной и гражданской авиатехники было разработано и запущено в серийное производство множество моделей, способных на равных конкурировать с техникой зарубежного производства.

Вехами развития советской авиации стали такие модели пассажирских авиалайнеров: Ту-104, Ту-114 сверхзвуковой, Ту-144, Ту-154, Ил-18, Ил-62, первый советский широкофюзеляжный самолет Ил-86, транспортные самолеты Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ил-76, истребители Су и МиГ разных поколений, стратегические бомбардировщики Ту-95 и сверхзвуковой Ту-160, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ми-26.

Российская авиационная промышленность на фоне кризиса 90-х годов

На рубеже 80-90 годов в СССР были разработаны модели пассажирских самолетов нового поколения, призванные заменить устаревающую авиатехнику. Планировалось, что авиапромышленность в ближайшее десятилетие освоит серийный выпуск новых самолетов Ту-204, Ту-334, Ил-114 и Ил-96, которые станут основой гражданской авиации СССР.

Однако развал Советского Союза и последовавший вслед за этим системный кризис коренным образом изменили существующие планы.

Отказ от планового хозяйства в пользу рыночной экономики, разрыв налаженных годами связей между предприятиями, находящихся в различных республиках СССР, нарушение действующих логистических коммуникаций, отсутствие финансирования – все это не могло не отразиться на деятельности предприятий авиапрома и конструкторских бюро.

В сложившихся условиях массовое освоение новой техники, требовавшей доводки и проведения большого количества испытаний, откладывалось на неопределенный срок.

Многие предприятия авиационного комплекса перешли на мелкосерийное производство, что не позволяло получать достаточную прибыль для проведения технического обновления и совершенствования производственного цикла.

Отсутствие господдержки привело в упадок деятельность конструкторских бюро и научных институтов, обеспечивающих разработку и сопровождение проектов.

Серьезным препятствием для развития авиапрома стал и массовый переход вновь образующихся авиакомпаний на эксплуатацию авиатехники западного производства, приобретаемую на достаточно выгодных условиях на вторичном рынке.

Несколько иной в 90-е годы оказалась ситуация в сегменте военного авиа- и вертолетостроения. Благодаря наличию экспортных заказов некоторые предприятия, специализирующиеся на производстве военной авиатехники и вертолетов, сумели относительно безболезненно преодолеть кризисный период и приспособиться к новым условиям.

В целом, кризис 90-х имел катастрофические последствия для российского авиапрома.

За пределами России оказались такие важнейшие предприятия отрасли, как киевский «Авиант», Харьковский авиазавод, конструкторское бюро Антонова, Ташкентское производственное объединение имени Чкалова, Запорожский завод авиадвигателей.

В свою очередь, многие производственные площадки, действующие на территории России, в условиях отсутствия заказов и недофинансирования пришли в упадок и оказались на грани ликвидации.

Попытки преодоления кризиса в гражданском авиастроении. Проект SSJ-100

К началу нулевых ситуация в экономике России начала изменяться в лучшую сторону, чему способствовала благоприятная обстановка на рынке сырьевых ресурсов.

На этом фоне правительство страны стало уделять больше внимания восстановлению некогда мощного гражданского авиастроения.

Дальнейшая стагнация в этом сегменте грозила привести к полной утере компетенций в сфере разработки и производства пассажирских авиалайнеров, что не входило в планы государства.

В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера.

В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями. Проект наряду с разработками конструкторских бюро Ильюшина и Мясищева был представлен на рассмотрение экспертного совета Росавиакосмоса и стал победителем конкурса.

Реализацию осуществляла компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). К началу 2005 года в Комсомольске-на Амуре была создана новая сборочная площадка для производства разрабатываемого лайнера. Завод был оснащен современными линиями сборки, позволяющими впервые в России освоить технологию бесстапельного производства воздушных судов.

Первый полет авиалайнера, рассчитанного на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4600 км, состоялся в мае 2008 года, а первый серийный «Суперджет» был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.

На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.

Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР.

Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.

Текущее состояние отрасли 

Предприятия российской авиационной промышленности сегодня реализуют ряд проектов в сегментах гражданской, военной и транспортной авиации.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21

В секторе гражданского авиастроения первоочередное внимание уделяется реализации проекта среднемагистрального самолета МС-21, разработанного конструкторским бюро имени А. С. Яковлева.

Самолет, серийное производство которого планируется осуществлять на площадях иркутского авиазавода «Иркут», отличают инновационные решения. Главным из них является так называемое «черное» крыло, создаваемое из композитных материалов.

Широкое применение композитов позволяет снизить массу лайнера, тем самым увеличив полезную нагрузку и топливную эффективность.

На текущий момент собрано 4 опытных экземпляра МС-21, проходящих летные испытания. Начало серийного производства авиалайнера намечено на 2021 год.

Региональный самолет Ил-114

Ил-114-100, предназначенный для обслуживания региональных маршрутов, был разработан в конце 80-х годов прошлого века. Мелкосерийное производство лайнеров в 90-е годы осуществлялось на мощностях Ташкентского производственного объединения имени Чкалова. Всего было выпущено 20 машин, большинство из которых эксплуатировались в Узбекистане.

В 2014 году по инициативе правительства РФ было решено вернуться к возрождению проекта и его реализации на территории страны. Самолет планируется существенно модернизировать и оснастить новыми двигателями отечественного производства.

В настоящее время на воронежском авиазаводе (ВАСО), осуществляется сборка первой опытной машины. Серийное производство самолетов планируется наладить на Луховицком заводе корпорации МИГ в 2021 году.

Транспортный самолет Ил-476

Военно-транспортный Ил-476 является глубоко модернизированной версией советского транспортника Ил-76, производившегося на ташкентском авиазаводе. Обновленная машина получила усовершенствованное крыло, новые двигатели и «стеклянную» кабину. Производство самолета налажено на мощностях ульяновского завода «Авиастар-СП».

Помимо вышеперечисленных проектов, предприятия авиационной промышленности РФ готовятся к серийному выпуску истребителей пятого поколения Су-57, легких транспортников Ил-112, возобновлению производства стратегических бомбардировщиков ТУ-160.

Среди перспективных проектов – производство тяжелых транспортных самолетов Ил-276 и местных авиалиний «Байкал», широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, разрабатываемого совместно с КНР.

Одновременно на предприятиях авиационного комплекса страны осуществляется серийное производство истребителей и бомбардировщиков Су-30 СМ, Су-34, Су-35, вертолетов различного назначения, самолетов-амфибий Бе-200, а также мелкосерийное производство авиалайнеров Ту-204/214 и Ил-96-300 по заказу государственных и силовых структур.

Проблемы промышленности

Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в российской авиапромышленности в последнее десятилетие, отрасль, особенно ее гражданский сегмент, до сих пор не сумела полностью преодолеть последствия кризиса 90-х.

В числе проблем авиационной промышленности стоит отметить нехватку квалифицированных кадров, низкую эффективность менеджмента предприятий, технологическое отставание в ряде ключевых подотраслей (авионика, авиадвигатели), зависимость от поставок комплектующих изделий западных производителей, недостатки в организации послепродажного обслуживания продукции.

Еще одной серьезной проблемой, тормозящей развитие российского авиапрома, стало санкционное давление, оказываемое на страну. Запрет на поставку российским предприятиям продукции двойного назначения оказывает негативное влияние на темпы обновления производственных линий, станочного парка и внедрения прогрессивных технологий.

Перечень ведущих предприятий 

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Авиационные заводы.

04.01.2020

Источник: https://fabricators.ru/article/aviacionnaya-promyshlennost

Авиастроение в России: как сегодня развивается отрасль

Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

Отрасль авиастроения является одной из самых важных в России. Особенно на фоне того, что некоторое время она была в некотором загоне – на нее просто не обращали внимание, заменив приобретенными зарубежными лайнерами.

Однако жизнь не стоит на месте и требует развития, в том числе и отечественного. Ведь в таких отраслях, как например, военная сфера, надежнее иметь свои лайнеры. Гражданская авиация также демонстрирует некоторые успехи.

В результате, авиастроение в России начало сдвигаться с места и уже может представить ощутимые результаты.

Конкурентоспособность авиаотрасли по сути своей является свидетельством экономического и технического развития государства и его растущего потенциала. Авиапромышленность задействует большое количество предприятий. Так, например, для подготовки и разработки одного самолета требуется взаимодействие разных корпораций и предприятий:

  • Научно-исследовательских институтов
  • Производственных предприятий
  • Компаний-партнеров и т.д.

Все их усилия вместе позволяют создавать конкурентоспособный товар и не краснеть на международных рынках.

Как развивалась отрасль в Союзе

Активную свою фазу становления и развития авиаотрасль получила в СССР. Она стартовала в 20-х годах после того, как вышел документ, регламентирующий национализацию заводов. Тогда вся промышленность а авиасфере имела лишь 15 небольших авиазаводов, разбросанных по стране. На них работали 10 тысяч человек.

Активный толчок к своему развитию авиаотрасль в стране получила, как ни странно, во времена Великой Отечественной войны и период до нее – с 1939 по 1945 гг. После она уже развивалась достаточно активно и передала свои традиции российской авиаотрасли.

Российские показатели

Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.

Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:

  • 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
  • 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
  • заводы по ремонту
  • заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников

На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».

Сделано в Сибири

Иркутский авиазавод начал свою деятельность с 1934 года, чуть позже он считался одним из самых знаменитых в Союзе. Здесь появился крупный авиазавод, который интенсивно развивается и по сегодняшний день. Специалисты называют данное предприятие одной из самых наукоемких и высокотехнологичных структур в стране.

На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:

  • Китай
  • Египет
  • Вьетнам
  • Индию и т.д.

Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:

  • Проектирование
  • Строительство
  • Испытание произведенных лайнеров
  • Послепродажное обслуживание

За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:

  • Су-30
  • Як-130
  • МС-21
  • Як-152

Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.

Нижегородские достижения

Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны.

Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин.

Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:

На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.

Какие самолеты сегодня являются российскими

На сегодняшний день в стране действует несколько крупных и популярных фирм:

  • Туполев
  • Ильюшин
  • Сухой
  • Бериев
  • Камов
  • Миль

Все они специализируются на производстве разного типа судов – от гражданских до военных и транспортных. В числе новейшей техники, которая сегодня предложена миру, такие лайнеры, как:

  • Сухой Суперджет 100 – самолет ближнемагистральный и соответствующий всем современным стандартам
  • Иркут-21 – лайнер нового поколения
  • Ил-96 – самолет, рассчитанный на использование у средних и крупных авиалиний
  • Ту-204/214 – подходит для полетов по средней длины магистралям

Военной авиаотрасли также есть, чем похвастаться. Современные военные списки пополнились такими вариантами, как:

Есть и истребители, относящиеся к новому поколению. В их числе Т-50, ИмН-29, 31, 35, а также Су-34. Транспортники достойно представлены на рынке Илом-76 и Бе-200.

Отдельные достижения отмечаются и в отрасли вертолетостроения.

Сегодня Россия уделяет особое внимание развитию одной из своих важнейших экономических отраслей. Это помогает выполнять масштабные объемы работ по исследовательскому профилю, проводить работы по проектированию на высшем уровне.

Направление авиапромышленности также требует решения проблем по современному производству и по эксплуатации летательных аппаратов. Ведь каждый из них олицетворяет страну и должен отвечать всем требованиям мировых стандартов.

Источник: https://VPolete.online/interesnoe/aviastroenie-v-rossii.html

Текущее состояние авиационной промышленности

Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

По объему пассажирских грузоперевозок воздушный транспорт России занимает третье место.

Он применяется для организации работ в сельском хозяйстве, в рыбном промысле, в геологоразведочных работах, при возведении мостов, ЛЭП, трубопроводов и перевозок различных грузов промышленной группы.

Уровень состояния воздушного транспорта характеризует научно – технический потенциал государства. Сегодня в составе авиационной промышленности находятся 248 предприятий, которые вносят значительный вклад в развитие ВВП нашего государства.

Краткий анализ современного состояния авиапромышленности

Современное состояние авиационной промышленности характеризуется миграцией авиатехники из гражданского сектора в сектор военный и наоборот. Скорее всего, это связано с последними изменениями всемирной внешнеполитической обстановки.

Роль военной мощности страны становится важным компонентом в развитии национальной безопасности, поэтому развитию авиационной промышленности уделяется большое внимание. Так, в 2011 г. на развитие гражданского и военного самолетостроения было выделено 109,5 млрд $.

Согласно программе развития авиационной промышленности, разработанной на период с 2013 по 2025гг., спрос на авиатранспорт увеличится почти втрое.

Сегодня можно говорить о высоком качестве производимой авиатехники, связанное с необходимостью выдерживать жесткую конкурентную борьбу с известными мировыми производителями.

Это компании Боинг, Райтеон, Локхид – Мартин и др. в составе которых находятся большое количество предприятий с профессиональными инженерно – техническими кадрами.

Ярким доказательством этому служит участие России в международных авиационных выставках.

Качество выпускаемой техники и ее конкурентоспособность на международном рынке, общее состояние авиационной промышленности, напрямую зависят от научного потенциала отрасли, технического состояния предприятий, на которых производятся отечественные летательные аппараты. Как же обстоят сегодня дела на производственных площадках?

Деятельность крупных авиазаводов России

На полную мощь работают самые крупные авиазаводы России: ВАСО – Воронежское акционерное самолетостроительное общество, КАПО – Казанское авиационное производственное объединение, ОАО «Авиакор – авиационный завод» и ряд других предприятий. Успех каждого предприятия состоит в том, что несмотря на финансовые трудности, постигшие весь экономический и промышленный сектора страны, была проведена колоссальная работа, направленная на стабилизацию и развитие производства:

  • техническое перевооружение
  • модернизация и реконструкция существующих производственных мощностей
  • внедрение прогрессивных технологических процессов обработки
  • использование современных материалов
  • совершенствование конструкции каждого изделия
  • переобучение работающего персонала и повышение его квалификации

Все проведенные реорганизационные меры дали возможность предприятиям держаться на плаву и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Результаты проведенных мероприятий не заставили долго себя ждать. Так, Казанское авиационное производственное объединение является единственным российским предприятием, которое занимается выпуском стратегических бомбардировщиков последнего поколения. Предприятие ВАСО специализируется на производстве авиатехники, пассажирских и транспортных перевозках.

ОАО «Авиакор – авиационный завод» занимается производством, ремонтом и обслуживанием самолетов Ту-154, АН-140, поставкой компонентов для нужд авиационной техники.

Это предприятие в числе немногих имеет колоссальный опыт серийного изготовления военных и гражданских воздушных судов, детали, узлы и агрегаты для которых изготавливаются на собственном предприятии.

Перспективы развития авиапромышленности

Нельзя сказать, что все так хорошо в нашей авиапромышленности. Несмотря на явный прогресс в развитии самолетостроения, уменьшается число авиакомпаний ввиду высокой стоимости самолетной техники. Преждевременно изнашиваются самолеты и вертолеты, в результате чего происходят крушения и авиакатастрофы.

Невзирая на эти проблемы, пассажирский грузопоток все равно растет ввиду удобной, хотя и дорогой возможности передвижения. А это значит, что есть спрос на перевозки. А раз так, то будут и предложения.

Не случайно в правительственной программе развития авиапромышленности на 2013-2025 годы предусматриваются вопросы развития и продвижения продукции отечественного авиастроения на внутреннем и международных рынках.

Источник: https://promvesti.com/sovremennoe-sostoyanie-aviacionnoj-promyshlennosti/

До чего Путин довел авиационную промышленность России

Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники
Саратовский авиационный завод

Массовая приватизация авиапредприятий, которая проводилась спешно и без учета какой то стратегии и плана. В конце 1991 года был приватизирован Ульяновский авиационный промышленный комплекс.

Его имущество было безвозмездно передано акционерному обществу «Авиастар», акционерами которого стали трудовой коллектив предприятия и акционерное общество «Волга-Днепр» – грузовая авиакомпания, базировавшаяся на заводском аэродроме.

В ходе массовой приватизации в авиационной промышленности было акционировано с разной степенью государственного участия 224 предприятия, или 71% всех предприятий. Примерно 42% приватизированных предприятий было акционировано без закрепления акций в федеральной собственности, в том числе системообразующие открытые акционерные общества «ОКБ имени А. С.

Яковлева», «Люлька-Сатурн», «Пермский моторный завод», «Росвертол», «Гидромаш». Контрольный государственный пакет акций был сохранен только в семи акционерных обществах, или в 3% вновь образованных.

С закреплением в федеральной собственности блокирующего пакета акций (25,5% плюс 1 акция) было акционировано 87 предприятий (39%), менее 25,5% акций – 20 предприятий (9%), «золотой акции» – 16 предприятий (7%).

ОКБ Яковлева было акционировано без государственного участия, ОКБ Туполева – с долей государства менее 50%, ОКБ Сухого – с оставлением у государства контрольного пакета, а ОКБ Микояна осталось полностью в государственной собственности.

В начале 2000-х государство начало консолидацию авиастроительных активов, создав Объединённую авиастроительную корпорацию и Вертолёты России.

В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз.

В 2008 году указом Президента РФ в Жуковском создан Национальный центр авиастроения России (НЦА).

В 2014 году «Объединённая авиастроительная корпорация» поставила заказчикам 161 самолёт (124 военных и 37 гражданских); «Вертолёты России» — 271 вертолёт.

Военное самолетостроение

Увидели свет новые военные самолеты и вертолеты

СУ-30СМСУ-35СУ-34СУ-57МИГ-35Глубоко модернизированный ТУ-160М2ЯК-130А-100Ил-76МД-90АИЛ-112 идут испытанияБЕ-200

Ведется разработка перспективных военных самолетов

ПАК-ДА, ПАК ТА, МИГ-41 и еще ряд новых самолетов.

Гражданское самолетостроение

В 2001 году была анонсирована госпрограмма по поддержке гражданского авиапрома, предусматривающая финансирование проекта создания нового пассажирского авиалайнера. Началась масштабная перестройка финансирования отрасли. Консолидация предприятий в руках государства. За что Путина ругали все кому не лень.

В 2000 году конструкторским бюро имени Сухого началась разработка нового регионального авиалайнера SSJ-100, создаваемого в тесной кооперации с ведущими западными авиапроизводителями.

Реализацию осуществляла компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). К началу 2005 года в Комсомольске-на Амуре была создана новая сборочная площадка для производства разрабатываемого лайнера. Завод был оснащен современными линиями сборки, позволяющими впервые в России освоить технологию бесстапельного производства воздушных судов.

Первый полет авиалайнера, рассчитанного на перевозку 98 пассажиров на расстояние до 4600 км, состоялся в мае 2008 года, а первый серийный «Суперджет» был передан армянской авиакомпании «Армавиа» в апреле 2011 года.

На мощностях авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) собрано около 200 самолетов SSJ-100. На сегодняшний день это единственный пассажирский авиалайнер, серийное производство которого осуществляется в России.

Несмотря на неоднозначное восприятие проекта, который подвергается критике по ряду параметров, SSJ-100 стал первым самолетом, разработанным и запущенным в серийное производство после развала СССР.

Реализация проекта позволила освоить новые цифровые методы проектирования и передовые технологии производства, став тем самым отправной точкой для дальнейшего развития гражданского авиапрома страны.

Параллельно с испытаниями SSJ 100 были инициированы ранние работы по созданию нового, более крупного и более амбиционого проекта — МС-21. Разработкой самолета занимались конструкторские бюро Яковлева и Ильюшина. Непосредственным исполнителем программы выступила корпорация Иркут

8 июня 2016 года состоялась торжественная презентация — выкатка первого прототипа МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе. Первый полет он совершил в 2017 году.

L-410UVP-E20ИЛ-114ИЛ-96-300ИЛ-96-400ТВС-2ДТС

Вертолеты России

Ми-28На-52КА-52Ми-35ММИ-38АнсатКА-226

КА-62

Авиационные двигатели

Параллельно разрабатывались двигатели на новые перспективные самолеты.

Двигатель ПД-14 испытания под крылом ИЛ-76ПД-35Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30» для СУ-57 ТВ7-117СТ

Беспилотные летательные аппараты

Ударный БПЛА С-70 ОхотникФорпост-РПроект тяжелого ударного БПЛА Дозор-600БПЛА ОрионНе пропуститеновые статьи –подписывайтесь на “Разбор полетов”.
Не забудьте оценить статью и поделиться ею!

#самолеты #авиация #путин #промышленность #экономика

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e2ed89bc05c7100ae22b938/do-chego-putin-dovel-aviacionnuiu-promyshlennost-rossii-5e340bae70e4812eef673425

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники

Авиапромышленность является одной из главных отраслей, она подразделяется на промышленную и гражданскую — они тесно связаны. История авиации на своём зачаточном уровне восходит к первым успехам США: именно там поднялся в небо первый самолёт.

Затем крупные государства стали создавать промышленные базы и авиационные предприятия. В России первые самолёты стали появляться в 1910 году. Первые летательные аппараты создавались в абсолютно непредназначенных для этого условиях.

Обострение ситуации в связи с Первой мировой войной дало толчок не только для создания военного самолетостроения, но и гражданского.

Создание крупной авиационной техники напрямую зависит от развития экономической системы в стране. В СССР авиастроение началось в 20-х годах. Было 15 маленьких заводов с минимальным количеством работников.

В 1939-1945 гг.

на авиационной промышленности пришлось сконцентрироваться, и по сей день министерство авиационной промышленности Россииведёт активную работу по развитию отечественного производства летательных аппаратов.

Авиационная промышленность в СССР

Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список.

По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г.

численность техники достигала 40 000 единиц.

После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.

В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.

После распада СССР из-под влияния Российской Федерации ушли крупнейшие заводы в Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси. Россия лишилась возможностей создания военно-транспортной авиации, т. к. конструкторская база осталась на Украине. Компенсировать потери было крайне затруднительно.

Отделение Белоруссии — единственный пример, когда отношения в области самолётостроения не были проблемными, Украина и Таджикистан — наиболее проблемные государства в отношении строительства самолётов. Рост начал наблюдаться только в 1998 году, когда военная продукция стала производиться активнее.

По гражданскому авиастроению был ещё больший удар.

Существенные преобразования начались в 2000-х годах. Гражданские самолёты стали производиться активнее, в 2009 году количество единиц техники достигло числа 124.

Ситуация стала улучшаться, когда была принята государственная программа — проект из трёх этапов. Первый этап проведён до 2013 года, на нём усилилась интеграция второстепенных отраслей. Также определены позиции, сформирован и утверждён перечень заказов.

Второй этап (2013-2018 гг.) предполагает повышение рентабельности в отрасли авиастроения. На третьем этапе предполагается усиление позиций при экспорте новейшей продукции за рубеж.

Нам остаётся следить за состоянием авиапрома и довольствоваться последними разработками крупных заводов.

В РФ существует специальный Департамент, занимающийся вопросами развития авиации. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России в 2018 г. — Равиль Хакимов.

Основные задачи связаны с разработкой стратегий, и проектов, реализация мер, связанных с государственной поддержкой авиапромышленности. Работа тесно связана с правительством РФ, куда направляются предложения, в т. ч.

связанные с непосредственной деятельностью самого Департамента.

Предприятия

Предлагаю рассмотреть наиболее крупные предприятия авиационной промышленности России. Среди них выделяются:

  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Основан в 1934 году, сейчас развёрнуто производство самолётов марки «Су» (Су-30, многофункциональный истребитель Су-35). Также здесь выпускаются Т-50, Sukhoi Superjet 100.
  • Иркутский авиационный завод. Здесь выпускаются самолёты военного назначения (Су-30, Як-130, учебно-тренировочные машины (Як-152). Также предприятие выпускает гражданские самолёты МС-21.
  • Новосибирский авиационный завод. Производится современная продукция: бомбардировщик Су-34, также предприятие участвует в создании боевого авиакомплекса 5-го поколения. Отсюда поставляются элементы фюзеляжа для региональных самолётов.
  • Авиастар-СП. Организован выпуск Ил-76 и Ту-204, также компания занимается обслуживанием транспортных и пассажирских самолётов.
  • Казанский авиационный завод. Выпускает до 3 самолётов в год (Ту-214). Отдельно изготавливаются Ту-160, их выпуск восстановлен недавно.
  • Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Изготавливает машины Ан-148, Ил-96.
  • Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Здесь производятся самолёты-амфибии Бе-200.
  • Нижегородский завод «Сокол». В основном создаются истребители МиГ и Як. Также возобновлён выпуск Ил-114, производятся легкие пассажирские самолёты (Гжель), детали для Airbus.

Итак, города центры авиационной промышленности России— Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж и Казань.

Следующие предприятия занимаются выпуском вертолётов:

  • Роствертол;
  • Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
  • Казанский вертолётный завод;
  • Улан-Удэнский авиазавод;
  • Кумертауское авиационное производственное предприятие.

Выпускаемые самолеты

Перечень основных машин российского авиапрома я представлял выше, разберём ключевые позиции подробнее. Весь мир знает следующие имена: «Сухой», «Миль», «Туполев», «Ильюшин», «Камов», «Яковлев». Авиационная промышленность России в 2017 году развивалась, на сегодняшний день новейшими разработками являются:

  • «Сухой Суперджет 100» — это ближнемагистральный самолёт;
  • «Иркут-21» — новый лайнер, серийный выпуск которого был в планах на 2017 год.

Также нужно отдать должное гражданским (пассажирским) самолётам, проверенным в действии:

  • Ил-96 — рассчитан на средние/большие авиалинии.
  • Ту-204, Ту-214 — предназначен для авиалиний средней протяжённости.

Среди военных авиамашин известными являются МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35. Также популярны Су-27, Су-30, Су-33, Су-34. Что касается вертолётов — «Ка», «Ми», «Ансант».

Министр авиационной промышленности России и его подчинённые регулярно следят за исполнением программы по стратегическому развитию авиапромышленности. Если ранее средств совсем не хватало, в производство могло завершиться просто из-за невозможности возместить затраты — ситуация сегодня улучшилась.

Источник: http://surzhyk.info/aviatsionnaya-promyshlennost-rossii/

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность.

Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей.

Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Замечание 2

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

Замечание 3

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство.

Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации.

Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_i_formy_promyshlennosti/aviacionnaya_promyshlennost/

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: