Аварии гидродинамические в России: примеры

Содержание
  1. Гидродинамические аварии: причины, последствия. Ваши действия
  2. Причины возникновения
  3. Последствия и поражающие факторы
  4. Как себя вести в зоне ЧС
  5. Действия после аварии
  6. О безопасности смотрите в видео
  7. Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России
  8. 2 декабря 1997 года – взрыв метана на шахте “Зыряновская”
  9. 12 августа 2000 года – гибель атомной подлодки “Курск”
  10. 4 июля 2001 года – катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске
  11. 24 ноября 2003 года – пожар в общежитии РУДН
  12. 14 февраля 2004 года – обрушение крыши аквапарка “Трансвааль”
  13. 23 февраля 2006 года – обрушение кровли Басманного рынка
  14. 19 марта 2007 года – взрыв метана на шахте “Ульяновская”
  15. 14 сентября 2008 года – авиакатастрофа Boeing 737 в Перми
  16. 17 августа 2009 года – авария на Саяно-Шушенской ГЭС
  17. 5 декабря 2009 года – пожар в клубе “Хромая лошадь”
  18. 9 мая 2010 года – авария на шахте “Распадская”
  19. 10 июля 2011 года – гибель теплохода “Булгария” на Волге
  20. Гидродинамические аварии. Кто виноват и что делать?
  21. Возможные причины гидродинамических аварий
  22. Поражающие факторы при аварии
  23. Последствия гидродинамических аварий
  24. Правила поведения во время и после аварии
  25. Методический совет
  26. Причины приводящие к авариям на гидродинамических объектах – Портал по безопасности
  27. Самые тяжелые последствия гидротехнической аварии
  28. Прогноз прорыва плотин
  29. Объекты, подлежащие декларированию безопасности
  30. Гидродинамические аварии, примеры
  31. Гидродинамические аварии: причины, последствия. Ваши действия

Гидродинамические аварии: причины, последствия. Ваши действия

Аварии гидродинамические в России: примеры

Вода относится к наиболее опасным и непредсказуемым природным явлениям. Людям, чтобы обезопасить свои поселения и при этом иметь необходимый запас воды, приходится строить специальные гидротехнические сооружения. Они создают разницу в гидроуровнях. До сооружения располагается верхний бьеф (высокий уровень воды), а после – нижний.

Плотины и дамбы относятся к наиболее распространенным гидротехническим объектам. Можно встретить также запруды и водозаборные сооружения. Все они являются потенциально опасными и требуют постоянного контроля со стороны соответствующих организаций.

В результате их разрушения или поломки происходит большой неконтролируемый выброс воды, в результате чего возникает чрезвычайная ситуация сопряженная с гибелью людей, животных и многочисленными разрушениями. Это называется гидродинамической аварией (определение и презентация в энциклопедии Fireman.club).

Что делать в такой ситуации, к каким последствиям нужно быть готовым и можно ли ее предупредить, рассмотрим в данной статье.

Причины возникновения

Разрушение плотины или дамбы может происходить по естественным причинам или из-за деятельности человека.

К природным силам, способным вызвать прорыв гидротехнического объекта относятся: землетрясения, паводки, сильные и продолжительные ливни, ураганы, оползни.

Естественная коррозия бетонных конструкций также способна привести к аварии, но сейчас чаще всего распространены грунтовые плотины.

Различные неточности в проектировании, ошибки при сооружении объектов, дефекты материала или его низкое качество, взрывы, диверсии, военные действия вблизи гидродинамических сооружений относятся к причинам, которые связаны с человеческой деятельностью.

При обнаружении хоть малейшего риска прорыва плотины производят действия по ее укреплению и предотвращению прорыва. Во время весенних паводков осуществляется регулярный сброс воды из объекта.

В зависимости от объема и силы выброшенной воды различаются следующие виды гидродинамических аварий:

  • Прорыв сооружения с возникновением сильных волн, приводящих к затоплению обширных территорий
  • Прорыв плотины или дамбы, в результате чего наступает прорывный паводок (кратковременное, но интенсивное поднятие уровня воды в водотоке).
  • Авария, приводящая к отложению речных наносов на большой местности и разрушению плодородного слоя почвы.

Последствия и поражающие факторы

В результате гидродинамической аварии происходит затопление местности, часто сравнимое с катастрофой. Образовавшаяся волна стремительно обрушивается на местность, расположенную в низине.

К главным поражающим факторам в таких ситуациях относят:

  • силу потока;
  • возникающую волну;
  • а также спокойные воды, разрушающе действующие на сельскохозяйственные объекты.

Взрыв: действия ударной волны и поражающие факторы

Силу волны при прорыве сооружения можно сравнить с ударной воздушной волной от взрыва. Однако не каждое затопление становится катастрофичным. Для получения статуса чрезвычайной ситуации учитывается его длительность, глубина, границы зоны возможного подтопления, а также высота волны и скорость потока должна быть максимальной.

К первичным последствиям гидродинамических аварий относятся:

  • массовая гибель и многочисленные потери животных и людей;
  • разрушение зданий и важных коммунальных объектов;
  • перерывы в подаче электроэнергии;
  • прекращение функционирования ирригационных или других водохозяйственных систем (а также объектов прудового рыбного хозяйства);
  • разрушение или затопление населенных пунктов и промышленных предприятий;
  • выведение из строя коммуникаций и других элементов инфраструктуры;
  • гибель посевов и скота;
  • выведение из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;
  • нарушение жизнедеятельности населения и производственно-экономической деятельности предприятий;
  • утрата материальных, культурных и исторических ценностей;
  • нанесение ущерба природной среде (в том числе в результате изменений ландшафта);
  • гибель людей.

Действия населения при обвалах, оползнях, селях

Последующими, вторичными последствиями можно назвать:

  • загрязнение воды и местности веществами из разрушенных (затопленных) хранилищ промышленных и сельскохозяйственных предприятий, приводящими к развитию инфекций и эпидемий среди населения;
  • массовые заболевания людей и сельскохозяйственных животных;
  • аварии на транспортных магистралях;
  • оползни и обвалы.

В зоне катастрофы могут возникать частые пожары из-за обрыва и повреждения линий электропередачи. Обвалы и оползни также становятся последствием аварии в результате сильного размыва грунтового слоя.

https://www.youtube.com/watch?v=rWtrnOrSAMo

Существуют и остаточные явления прорыва гидротехнического сооружения долговременного характера. Это изменение ландшафта, экологии, снижение плодородия почвы.

Как себя вести в зоне ЧС

В местностях с риском прорыва дамб заранее предусматривается система предварительного оповещения, а также создается план эвакуации с указанием пунктов сбора. Для оповещения используются сирены, гудки, громкоговорители, а также средства массовой информации (радио, телевидение).

Жителям, проживающим внизу нижнего бьефа, следует заранее ознакомиться с наиболее удобным эвакуационным маршрутом. Чаще всего они прокладываются к ближайшим возвышенным точкам на данной местности.

В каждом доме на такой экстренный случай должен быть приготовлен рюкзак с необходимым минимальным набором вещей, у людей в погонах такой комплект называется “тревожный чемоданчик” о составе тревожного чемоданчика Вы можете прочитать в нашей статье.

Как следует себя вести, если вы услышали оповещение о прорыве плотины и приближении потока воды?

Необходимо придерживаться следующих рекомендаций четко и без паники:

  1. Обходим дом и выключаем полностью водоснабжение, перекрываем подачу газа и электричества.
  2. Делаем (ели заранее не подготовили) запас чистой воды и еды. Все упакуйте в герметичную упаковку.
  3. На нижних этажах следует укрепить, а лучше забить гвоздями двери и окна.
  4. Все ценные предметы перенесите на более высокое место (чердак, 2 этаж)
  5. Возьмите документы, аптечку, вещи и отправляйтесь к назначенному для вашего района пункту сбора для массовой эвакуации.

В случае, если катастрофа застала вас врасплох, то попробуйте укрыться от надвигающейся волны. Для этого вполне подойдет любое место на возвышенности (дерево, верхний этаж здания, крыша дома).

Обязательно обращайте внимание на само здание. Оно должно быть устойчивым и без разрушений, способным выдержать удар воды. Оказавшись в воде, пытайтесь удержаться на поверхности, используя плавающие предметы. Опасайтесь острых, стеклянных предметов.

Сигнал Угроза катастрофического затопления

В ситуации затопления вашего дома, поднимитесь на крышу и подавайте постоянно сигнал о своем присутствии в жилище. Можно повесить яркую ткань. В темное время суток подойдет фонарик или экран телефона.

Четко контролируйте свои запасы питьевой воды и пищи. Помните, что помощь к вам может прийти только спустя 1-2 дня. Не употребляйте продукты, которые были подтоплены. Они могут вызвать отравление.

Действия после аварии

Вернувшись домой, следует быть предельно осторожными и внимательными. Прежде чем войти в жилище, снаружи осмотрите стены и крышу на предмет сильных повреждений или разрушений. Откройте двери и окна, чтобы проветрить помещение.

В первую очередь проверьте газовое оборудование на исправность. Не прибегайте к использованию открытого огня, пока не убедитесь в отсутствии утечки газа, о действиях при утечке газа Вы можете прочитать в нашей статье. Все коммунальные системы (электропроводка, водопровод, канализация) также следует подвергнуть тщательному осмотру. Лучше, если это сделает специалист.

Воду следует откачивать постепенно. Не забудьте про подвал и колодец. Перед тем, как начать уборку, жилище следует просушить.

Для того чтобы подобные аварии происходили как можно реже следует при строительстве водоудерживающих объектов обеспечить их высокое качество и надежность.

С этой целью в 1997 году был принят Федеральный закон РФ 117-ФЗ от 21.07.

1997 «О безопасности гидротехнических сооружений», который закрепляет ответственность уполномоченных лиц и регулирует все вопросы касательно безопасности этих конструкций.

Самой основной предупредительной мерой гидродинамических аварий является постоянное наблюдение за состоянием плотин, а также тесное сотрудничество с метеорологическими службами.

О безопасности смотрите в видео

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/gidrodinamicheskie-avarii/

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

Аварии гидродинамические в России: примеры
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России – аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года – взрыв метана на шахте “Зыряновская”

В результате взрыва метана на шахте “Зыряновская” в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое.

Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года – гибель атомной подлодки “Курск”

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 “Курск” с крылатыми ракетами.

По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива.

Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. “Курск” считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели “Курска” утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года – катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании “Владивосток Авиа”, совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека.

В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа.

В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании “Сибирь” не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года – пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа.

Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями.

Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание – два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года – обрушение крыши аквапарка “Трансвааль”

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года – обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров.

Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми.

Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее – следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор “Трансвааль-парка”, крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года – взрыв метана на шахте “Ульяновская”

Авария на шахте “Ульяновская” в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте “Ульяновская” были допущены “грубейшие нарушения правил безопасности”.

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве.

Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на “Ульяновской”. Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года – авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании “Аэрофлот-Норд”, совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди – 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван “недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании”. К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года – авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция – Саяно-Шушенская – была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в “нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц”.

5 декабря 2009 года – пожар в клубе “Хромая лошадь”

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе “Хромая лошадь”.

По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание.

В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в “Хромой лошади” повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени.

В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия.

В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года – авария на шахте “Распадская”

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на “Распадской”, но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство “Распадской” оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года – гибель теплохода “Булгария” на Волге

Двухпалубный дизель-электроход “Булгария”, который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше.

Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись.

В связи с гибелью “Булгарии” Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в “оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности” – Светлана Инякина, генеральный директор компании “АргоРечТур”, которая являлась субарендатором теплохода “Булгария”, и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/07/110713_russia_industrial_disasters

Гидродинамические аварии. Кто виноват и что делать?

Аварии гидродинамические в России: примеры

17 августа 2019 года — печальная десятая годовщина аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

В результате этого чрезвычайного происшествия 75 семей потеряли своих родных и близких, было разрушено сооружение электростанции и выведено из строя дорогостоящее оборудование, тонны воды обрушились на близлежащие селения и уничтожили жилье, животных, посевы.Турбинное масло попало в воды Енисея, масштабы экологической катастрофы увеличились в разы.

Однако авария на Саяно-Шушенской ГЭС – не единственный пример гидродинамической аварии в истории человечества. О страшной катастрофе на плотине Сент-Франсис в Калифорнии можно узнать в главе 5 «Гидродинамические аварии» учебника ОБЖ, 8 класс под редакцией С. Н. Вангородского.

Казалось бы, если гидроэлектростанции так опасны, почему нельзя запретить их работу? К сожалению, такова цена прогресса.

Электричество стало неотъемлемой частью нашей жизни, принесло в дома тепло и свет, и с каждым днем используется все шире и шире.

Различные электрические приборы облегчают домашний труд. Автомобили легким движением руки ученых и изобретателей превращаются в электромобили, и первые электрические автобусы развозят пассажиров по городу.

Чтобы получить электричество, можно сжигать на ТЭЦ природные ископаемые — нефть или газ, использовать энергию ядерных превращений, как на атомных электростанциях, или переводить энергию воды и ветра в электрическую.

Запасы полезных ископаемых на планете не безграничны, атомная энергия не так безопасна, как казалось на первый взгляд, и сейчас взгляды ученых направлены к возобновляемым природным источникам энергии: воде и ветру. Так, энергия, полученная на российских гидроэлектростанциях, значительно дешевле, чем полученная на ТЭЦ.

Однако гидроэлектростанции — это не только процветание, доступная электроэнергия, рабочие места для людей. Это еще и опасность гидродинамической аварии.

Гидродинамическая авария — это непредвиденная критическая ситуация, связанная со значительным повреждением гидротехнического сооружения или его структурных частей.Основной характеристикой аварии такого типа является неконтролируемое движение колоссальных объемов жидкости, приводящих к разрушениям и затоплению прилегающих территорий.

Возможные причины гидродинамических аварий

Кто виноват и что делать? Пожалуй, эти два вопроса задают чаще всего не только в классической литературе.

На первый вопрос, после тщательного расследования каждой аварии, отвечают компетентные органы: специальные комиссии, следственный комитет и другие.

Причины можно разделить на две части:

  1. Природные обстоятельства — наводнения, ливни, паводки, землетрясения;

  2. Человеческий фактор — неточности в проекте (три миллиметра на чертеже могут превратиться в пару метров на реальной конструкции), дефекты или низкое качество материалов, нарушение техники безопасности и неправильная эксплуатация. А также диверсии и подрывы.

Так, 18 августа 1941 года в ходе ожесточенных боев красной армии с фашистскими захватчиками была взорвана плотина Днепровской ГЭС в Украине.Точное число погибших не установлено по сей день. По неточным подсчетам речь идет примерно о 50 000 жертв.

Однако единой причины чаще всего не существует. В большинстве случаев череда стечений обстоятельств, природных факторов и человеческого разгильдяйства приводит к катастрофе и многочисленным жертвам.

Поражающие факторы при аварии

Гидродинамический объект может быть природным или рукотворным. Основной характеристикой такого объекта является наличие верхнего и нижнего бьефов, обеспечивающих разницу уровней воды.

При гидродинамической аварии основными поражающими факторами являются:

  • действие волны прорыва,
  • катастрофическое затопление местности.

Волна прорыва — передвижение огромных масс воды, сметающих все на своем пути и несущих обломки разрушенных сооружений. Волна прорыва генерируется в нижнем бьефе интенсивно падающими массами воды из верхнего бьефа к нижнему. Масштабы разрушения зависят от высоты и прочности зданий и иных конструкций, масштабов гидродинамического сооружения и скорости движущейся воды.

Катастрофическое затопление — территория, на которой уровень воды поднимается более чем на 1.5 метра. Выделяют 4 зоны катастрофического затопления. Подробно о зонах можно почитать на странице 120 учебника «ОБЖ» под редакцией С.Н.Вангородского

Последствия гидродинамических аварий

Многочисленные человеческие жертвы, разрушенные здания, потеря имущества жителями затопленных территорий — это прямой ущерб, который в результате гидродинамической аварии составит значительные суммы. Однако это не все потери, которые понесет человечество в результате крупной аварии, и косвенный ущерб по своим масштабам сопоставим с прямым, а иногда и значительно превосходит его.

К косвенному ущербу относятся:

  • затраты на спасательные операции по поиску погибших и пропавших без вести, на расчистку завалов, на восстановление гидротехнического сооружения, оборудования, жилых домов;
  • снижение качества жизни жителей из-за потери имущества и вынужденного переселения в другие районы;
  • борьба с распространением инфекционных болезней у людей и скота из-за размыва канализаций и выхода сточных вод;
  • затраты на оказание гуманитарной помощи пострадавшим;
  • уничтоженный урожай.

Масштабы катастрофы предсказать практически невозможно.

Потери после аварии на Китайской дамбе Баньцао 8 августа 1975 г, с учетом погибших от голода и эпидемий, составили около 200 тысяч человек. Восстанавливалась страна после этого много лет. Последняя дамба, разрушенная в результате этой аварии, была восстановлена лишь в 1993 г.

Правила поведения во время и после аварии

Что делать во время чрезвычайной ситуации, чтобы повысить шансы на выживаемость?

Как бы ни хотелось борцам за экологию избавиться от опасных и угрожающих жизни объектов в виде ГЭС и АЭС, человечество в ближайшее время не откажется от использования электричества.

Гидроэнергетика обеспечивает около 63% возобновляемой энергии, и примерно 15.5% всей энергии в мире.

Правительства во всем мире озабочены безопасностью уже действующих и строящихся ГЭС.

Чтобы предотвратить катастрофу, ведется тщательный контроль на этапе строительства за качеством материалов, за соблюдением техники безопасности и регулярными ремонтными работами, техническим осмотрами на электростанциях.

С жителями предполагаемой зоны затопления регулярно проводятся учения по поведению в чрезвычайной ситуации.

Чтобы в результате аварии было как можно меньше жертв и разрушений, существует ряд мер, которые минимизируют урон. И одна из них – своевременное информирование о приближающейся катастрофе.

Если вы живете в населенном пункте ниже плотины, который может подвергнуться катастрофическому затоплению, следует знать, каким образом подается сигнал о чрезвычайной ситуации.

Для информирования жителей применяются разнообразные способы:

  • радио,
  • телевидение,
  • сирены,
  • громкоговорители.

Получив сигнал, не стоит махать рукой и думать, что это учебная тревога, нужно своевременно начать эвакуацию.

  1. Вы должны знать все маршруты отступления на возвышенные места. Не поленитесь, и во время прогулок с родителями изучите все и отработайте пути отхода до автоматизма, чтобы вы смогли выйти на возвышенность ночью или в непроглядном тумане.

  2. Храните документы и запас денег в определенном месте, где они будут защищены от посторонних, а вы в случае необходимости, сможете легко достать. Можно сделать сканы документов и отправить их себе на электронную почту.

  3. Продумайте, какие вещи вам понадобятся, и напишите список, или соберите тревожный чемодан. Не забудьте фонарь на аккумуляторах или батарейках.

  4. При получении сигнала возьмите тревожный чемодан, небольшой запас продуктов и питьевой воды.

  5. Перед уходом выключите электричество, газ, закройте окна, двери.

  6. По известному маршруту эвакуируйтесь на ближайший возвышенный участок и находитесь там до тех пор, пока не спадет вода или не будет получено сообщение, что опасность миновала.

  7. Подавайте сигналы спасателям: днем – с помощью импровизированного флага (полотенце или рубашка, привязанные к палке), ночью – с помощью фонаря.

  8. Если вы оказались отрезаны водой от нижней части здания, заберитесь на верхние этажи и подавайте сигнал спасателям.

  9. Если вы видите, что надвигается волна, а поблизости нет подходящего укрытия, нужно спрятаться за любую преграду (дерево, большой камень), которая сможет уберечь от надвигающейся волны, и крепко за нее держаться, чтобы потоки воды не протащили за собой.

  10. Если вы оказались в воде — отталкивайте предметы с острыми краями.

  11. Старайтесь держаться за плавающие предметы, связать плот из плавающих предметов и забраться на него.

После того, как угроза миновала и вода ушла, люди стремятся как можно быстрее вернуться в родные дома. Но опасность еще не миновала.

  1. Выведенная из строя электропроводка, оборванные электропровода несут угрозу жизни. Электричеством можно начать пользоваться только после проверки электриками.

  2. Следует немедленно сообщить об обнаруженных разрушенных водопроводных, газовых, канализационных коммуникациях.

  3. Нельзя употреблять продукты, что находились в воде, и пить воду из открытых источников.

  4. Из-за возможного присутствия газа в воздухе нельзя пользоваться свечами или спичками при осмотре помещений.

Хотелось бы, чтобы советы из статьи и учебника «ОБЖ» под редакцией С.Н.Вангородского никогда не пригодились. Но кто предупрежден, тот вооружен. И может так случиться, что эти знания спасут кому-нибудь жизнь.

Методический совет

На уроке можно посмотреть фильм об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/gidrodinamicheskie-avarii-kto-vinovat-i-chto-delat/

Причины приводящие к авариям на гидродинамических объектах – Портал по безопасности

Аварии гидродинамические в России: примеры

Аварии гидродинамические – это прорывы плотин (шлюзов, дамб, перемычек и другое), когда образуются прорывные волны и катастрофические затопления, когда образуется паводок прорывной, последствием чего становятся отложения наносов на больших территориях или смыв плодородных, полезных человеку почв. Это аварии на сооружениях гидротехнических, связанные с тем, что с большой скоростью распространяется вода и создается угроза возникновения неуправляемой техногенной чрезвычайной ситуации.

Самые тяжелые последствия гидротехнической аварии

Самыми тяжелыми последствиями обязательно сопровождаются все гидродинамические аварии – неожиданные события, тесно связанные со значительным разрушением гидросооружения (шлюза, плотины) и неконтролируемым, без какого-либо управления, перемещением громадных масс воды, вызывающим затопление больших территорий и повреждение объектов.

Затопления получаются катастрофическими, так как после аварии происходит стремительное затопление окружающей местности прорывной волной.

Масштабы, степень аварий полностью зависят от технического состояния и параметров гидроузла, объемов воды в водохранилище, степени и характера разрушений плотины, характеристик катастрофического наводнения и волны прорыва, времени суток происшествия, сезона, рельефа местности и множества иных факторов. В таких случаях широко применяется эвакуация населения, как при паводках и половодьях.

Прогноз прорыва плотин

Положение усложняется тем, что идет незаконная застройка затапливаемых периодически территорий гидроузлов. Этим и создается предпосылка к образованию чрезвычайных ситуаций в таких зонах, особенно при возникновении аварии, связанной с гидродинамикой или с паводком. Прогноз прорыва плотин – дело неблагодарное, предсказать это очень трудно, и чаще всего катастрофа происходит внезапно.

Из-за этой причины актуальны экстренные, незапланированные эвакуации. Как только поступил сигнал, что произошли гидродинамические аварии, тут же начинается эвакуация. Волна прорыва достигает 25 км/час на равнине и 100 км/час в горной местности и предгорье. Времени на то, чтобы покинуть опасную зону, мало.

Поэтому успешной является эвакуация при наличии локальной автоматизированной системы мгновенного оповещения.

Объекты, подлежащие декларированию безопасности

Перечень таких объектов определяется в нашей стране МЧС России и Рохтехнадзором. В него включаются объекты промышленности, имеющие опасные производства, всевозможные гидротехнические сооружения, шламонакопители и хвостохранилища, где возможны аварии гидродинамические.

В законе о промышленной безопасности определены максимальные дозы опасных веществ, которые являются основанием для разработки декларации.

Необходимо отметить, что этот перечень определяется Рохтехнадзором и МЧС по данным, полученным от главных управлений по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.

Гидродинамические аварии, примеры

Подобные аварии периодически случаются во всем мире. Их, как уже было сказано, предвидеть невозможно. Приведем примеры.

09.10.1963 года такая беда произошла на плотине Вайонт в Италии. В небольшое водохранилище, имеющее объем всего 0,169 км3, обрушился массив гор с объемом 0,24 км3, что ознаменовалось переливом более чем 50 миллионов м3 воды через плотину.

Получился вал воды высотой 90 метров. Он всего за 15 минут уничтожил несколько небольших населенных пунктов и две тысячи человек. А все произошло из-за поднятия горизонта местных грунтовых вод, причиной чего стало строительство плотины.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-avarii-gidrodinamicheskie-v-rossii.html

Гидродинамические аварии: причины, последствия. Ваши действия

Вода относится к наиболее опасным и непредсказуемым природным явлениям. Людям, чтобы обезопасить свои поселения и при этом иметь необходимый запас воды, приходится строить специальные гидротехнические сооружения. Они создают разницу в гидроуровнях. До сооружения располагается верхний бьеф (высокий уровень воды), а после – нижний.

Плотина Гувера

Плотины и дамбы относятся к наиболее распространенным гидротехническим объектам. Можно встретить также запруды и водозаборные сооружения. Все они являются потенциально опасными и требуют постоянного контроля со стороны соответствующих организаций.

В результате их разрушения или поломки происходит большой неконтролируемый выброс воды, в результате чего возникает чрезвычайная ситуация сопряженная с гибелью людей, животных и многочисленными разрушениями. Это называется гидродинамической аварией (определение и презентация в энциклопедии Fireman.club).

Что делать в такой ситуации, к каким последствиям нужно быть готовым и можно ли ее предупредить, рассмотрим в данной статье.

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: