- Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
- Холодное асфальтирование
- Горячее асфальтирование
- 1. Разрабатывается проектно-сметная документация
- 2. Земляные работы
- 3. Подготавливается основание
- 4. Укладка асфальта
- Гост – укладка асфальта в россии. скачать гост р 54401-2011
- Техника для асфальтирования
- Бульдозер
- Погрузчик
- Грейдер
- Асфальтобетоноукладчик
- Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!
- – Как строят знаменитые немецкие автобаны
- Асфальтобетонное покрытие – что это такое и из чего делается
- Определение асфальтобетонное покрытие
- Какие бывают составы
- Правила укладки асфальтобетонное покрытие
- Подготовка
- Устройство подушки
- Укладка
- Изготовление асфальта в домашних условиях
- Классический метод
- Применение старого асфальтобетонное покрытие
- Метод работы с холодным асфальтом
- От чего зависит толщина асфальта
- Один слой
- Два слоя
- Три слоя
- Четыре слоя и больше
- Заключение
- Тр 103-07 технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона, тр (технические рекомендации) от 01 июня 2007 года №103-07
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 2ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
- Асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики, технология устройства
- Виды и применение
- Состав и технические характеристики
- Компоненты
- Основные технические характеристики
- Чем отличается асфальт от асфальтобетона?
- Технология устройства
- Укладка асфальтобетона
Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника
Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами.
Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки).
Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.
Холодное асфальтирование
При холодном асфальтировании основу смеси составляют жидкие нефтяные дорожные битумы. Особенность проведения работ – укладка возможна только в теплое время года. Это объясняется тем, что не применяется этап высушки воды. Данный метод асфальтирования хорошо подходит для ямочного ремонта.
Горячее асфальтирование
При горячем асфальтировании основными компонентами смеси выступают жидкие и вязкие нефтяные битумы. Особенность укладки – работы можно проводить в зимнее время, когда на улице холодно.
Чтобы асфальтовое покрытие было долговечным, температура асфальта при укладке по ГОСТ должна быть не меньше 120 градусов.
Территория, на которую планируется укладывать асфальт, предварительно высушивается при помощи специальной техники.
1. Разрабатывается проектно-сметная документация
Проект должен быть разработан с учетом особенностей участка, который имеет свои индивидуальные характеристики (вид рельефа, параметры, структура почвы). После расчетов специалиста составляется смета, в которой учитываются:
- размер участка,
- объемы работ,
- предварительная стоимость.
Расположение подземных коммуникаций тоже включается в расчет. Это нужно для правильного расчета дренажной системы, что в дальнейшем позволит избежать проблем с отводом сточных вод.
Должное внимание следует уделить корневой системе больших деревьев, так как со временем корни могут разрастаться и серьезно повредить дорожное полотно.
2. Земляные работы
Начинаются подготовительные работы. В первую очередь снимается верхний слой грунта. Если задача – снять большой слой, требуется использование специализированной техники – бульдозеров и погрузчиков. Разравнивается территория при помощи грейдеров. Впоследствии формируется дорожное “корыто”, которое предстоит дальнейшему уплотнению.
Насколько глубоко копать? В первую очередь показатель зависит от предназначения дорожного полотна. Для укладки дорожек достаточно снять 15-25 см почвы. Тут действует правило: чем больше планируемая нагрузка на полотно – тем глубже копается котлован.
Важно! Проект должен быть спланирован так, чтобы дождевая вода стекала в дренажную систему, а не накапливалась на асфальтном покрытии или под ним.
Если работы делаются не с нуля, имеющееся покрытие разрушают при помощи дорожного фрезера. Устаревшее покрытие может использоваться повторно, если правильно его переработать.
3. Подготавливается основание
На этом этапе формируется “дорожная подушка”. Задача состоит в отсыпании двух слоев дорожного “пирога”:
- Делается укладка песка или гравийно-песчаной смеси.
- Для придания прочности верх покрытия посыпается крупнофракционным щебнем.
- Для минимизации пустот пирог дополнительно покрывается щебнем с мелкой фракцией.
Чтобы покрытие со временем не утратило качественных характеристик, каждый слой подлежит выравниванию при помощи грейдера и тщательно утрамбовке. Бортовой камень используется для огораживания асфальтируемой территории.
Важно! Для придания покрытию максимальной прочности, перед асфальтированием поверхность следует пропитать битумом.
4. Укладка асфальта
Завершительный этап. Если материал не готовится непосредственно на месте, поставка осуществляется при помощи самосвалов. Песок, минеральный порошок, жидкий битум и щебень – ключевые компоненты АБС (асфальтобетонной смеси).
При нанесении смеси важно, чтобы она ложилась равномерно. Чтобы избежать неровностей, прибегают к помощи асфальтобетоноукладчиков. Для повышения плотности покрытия, укладка проводится несколькими катками. Рекомендуется использование техники, которая специально предназначается для каждого отдельного вида работ. Только в этом случае покрытие будет качественным.
Гост – укладка асфальта в россии. скачать гост р 54401-2011
Основным документом, регламентирующим работы по укладке асфальта (асфальтированию дорог) в России является государственный стандарт ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования.
Национальный стандарт Российской Федерации распространяется на асфальтобетон дорожный литой горячий и на смеси асфальтобетонные дорожные литые горячие (далее – смеси литые), применяемые для устройства покрытий на автомобильных дорогах общего пользования, мостовых сооружениях, тоннелях, а также для производства ямочного ремонта, и устанавливает технические требования к ним.
Скачать ГОСТ Р 54401-2011 в формате PDF
Техника для асфальтирования
На всех этапах асфальтирования используется специальная дорожно-строительная техника. Она не только ускоряет в разы процесс укладки дорожного полотная, но и значительно повышает итоговое качество всех работ. Ниже представлена вся необходимая техника для асфальтирования:
Бульдозер
Бульдозер является самоходной дорожно-строительной машиной с циклическим действием. Оснащается ножевым рабочим органом. Основное предназначение: проведение землеройных и транспортных работ.
Бульдозеры имеют широкое применение и предназначаются для всех этапов строительных работ:
- чтобы подготовить грунтовое основание,
- чтобы нанести песчаный и щебеночный слой,
- для подготовки дорожного основания к асфальтированию.
Бульдозеры бывают гусеничными и колесными. Гусеничные бульдозеры предназначаются для работ в условиях бездорожья и трудной проходимости, имеют большую мощность и выносливость.
Колесные бульдозеры имеют меньшую производительность, зато отличаются высоким показателем маневренности. Могут работать на небольших участках. Применяются для устройства дорожного основания, в то время как гусеничные лучше подходят для проведения землеройных работ.
Погрузчик
Погрузчик является самоходной или ручной машиной. Основное предназначение – поднятие, транспортировка и укладка тяжелых грузов.
Ковшовые погрузчики тоже делятся на гусеничные и колесные. Первые имеют большую мощность, производительность и выносливость, вторые – предназначаются для несложных работ на небольших участках.
Погрузчики – универсальная техника, поскольку могут комплектоваться широким разнообразием навесного оборудования:
- бульдозерными отвалами,
- ковшом,
- скреперными рабочими органами и пр.
Такая техника используется для укладки асфальтобетонного покрытия и последующей уборки территории от строительного мусора, а если нужно – опавшей листвы, снега, веток и пр.
Грейдер
Основное предназначение грейдера – планировка и профилирование рабочего участка. Это самоходная или прицепная машина, которая используется для разравнивания грунта с последующим его перемещением. Применяется также для уборки территории от сыпучих строительных материалов и снега.
Асфальтобетоноукладчик
Асфальтобетоноукладчик – вид строительной техники, который бывает с гусеничным или колесным ходом. Асфальтобетоноукладчик предназначается для укладки асфальтобетонной смеси.
В зависимости от вида предстоящих работ (их объема и сложности), машины могут быть тяжелыми и легкими.
Габаритная техника нужна на крупных объектах дорожного строительства, легкая используется для работ вспомогательного характера.
Какую технику используют при асфальтировании дорог ?!
Всю представленную выше технику используют при асфальтировании дорог.
Чтобы правильно уложить асфальт и придать ему прочности и долговечности, нужно тщательно следовать всем этапам устройства покрытия и применять специализированную технику.
Только тяжелая машина способна хорошо утрамбовать слои асфальтобетонного покрытия, чтобы минимизировать пустоты и обеспечить полотну высокую плотность.
Качественное поэтапное исполнение всех работ гарантирует покрытию высокие эксплуатационные свойства и долгий срок службы.
Наша компания ООО “Вектор” предлагает вам услуги аренды грунтового виброкатка и другой спецтехники, необходимой на разных этапах работ по укладке нового дорожного полотна по низким ценам. Также предлагаем поставки инертных материалов на объекты строительства.
Звоните сейчас и получите скидку +7 (988) 318-84-49 или отправьте запрос на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
– Как строят знаменитые немецкие автобаны
Источник: http://spec-vektor.ru/blog/tekhnologiya-ukladki-asfalta-po-gostu-sposoby-etapy-tekhnika
Асфальтобетонное покрытие – что это такое и из чего делается
Асфальтом называют многокомпонентную смесь, которую изготавливают из песка и камня. Чтобы вещество получило вяжущие свойства, в состав включают битумные компоненты.
Еще одно название такого состава — асфальтобетон. Асфальтобетонное покрытие имеет массу ценных свойств, поэтому нашло широкое применение.
Используя его, прокладывают дороги, взлетные полосы, тротуары, обустраивают ландшафтные объекты и многое другое.
Рисунок 1. Асфальтирование бетона
Определение асфальтобетонное покрытие
Сейчас для изготовления асфальтового покрытия используют специальную смесь, как правило, с неизменным составом. Меняются только пропорции компонентов, что зависит от предполагаемых нагрузок и функций полотна. Полученный раствор применим для обустройства садовых дорожек, автомагистралей, площадей, улиц и прочих объектов.
Производство асфальтового покрытия регламентируется ГОСТом. Методы изготовления, состав, технология настила – все это не менялось уже много лет.
Из чего состоят асфальтобетонные покрытия:
- вяжущим веществом выступает битум. Как правило, используется синтетическая разновидность, добываемая из отходов нефтепромышленности;
- наполнитель – карьерный песок с минеральными добавками. В эту группу входят такие сыпучие материалы как щебень, гравий, измельченная скальная порода;
- присадки, созданные синтетическим способом. Их задача – улучшить определенные характеристики состава, например, вязкость, морозостойкость и прочие.
В России более чем 60% дорог сделаны с применением асфальтобетонного покрытия. Как видно, это один из наиболее востребованных материалов, используемых для обустройства дорог, что объясняется его преимуществами:
- длительный срок эксплуатации;
- стойкость к нагрузкам, воде и перепадам температуры;
- покрытие легко чистится или демонтируется;
- при необходимости, возможно повторное использование материала;
- снижает вибрации в ходе движения автотранспорта.
Асфальтное покрытие не только «гасит» вибрации и снижает шум от колес, но и обеспечивает плавное и спокойное передвижение автотранспорта. Для укладки полотна существуют определенные требования.
Угол наклона дороги не должен превышать 60 градусов. Если уклон больше 40 градусов, дорога делается шероховатой, что обеспечивает лучшее сцепление с шинами.
Пределы поперечного уклона асфальта – 15 – 20%.
Рисунок 2. Свежее асфальтобетонное покрытие
Какие бывают составы
Рынок стройматериалов, из которых делают покрытия, постоянно расширяется. Дело в том, что внутренние компоненты дозируются по-разному. Меняются и типы используемых присадок. Все это позволяет классифицировать асфальтовое покрытие на разные виды:
- с песчаными смесями в основе. Ими оформляют тротуары, садовые дорожки, внутренние дворы загородных домов;
- растворы с мелким помолом. Применяются для укладки городских улиц с интенсивным движением транспорта. Также эти растворы применимы при ямочном ремонте;
- крупнофракционное асфальтное покрытие. Из него делают подстилающий пласт, применяемый при многослойной обработке;
- с битумом и полимерами в составе. Применяется для создания крупных дорожных развязок или дорог на мосту. Битумно-полимерные полотна крепче и долговечнее;
- с бетоном «приправленным» щебнем и мастикой. Наиболее прочное, используемое для создания асфальтных покрытий скоростных трасс;
- бетон с битумно-резиновыми включениями. Этот состав подходит для обустройства спортивных площадок. Характерная особенность – амортизирующее покрытие, что повышает его безопасность.
В состав могут добавляться целлюлозные стабилизаторы, роль которых сводится к повышению прочности и лучшему «связыванию» компонентов. Название такого материала – щебоночно-мастичный асфальтобетон. Изготавливается он из плотных горных пород, образующих прочный каркас. ЩМА имеет высокую стойкость к деформациям, поэтому применяется для обустройства дорог с повышенной нагрузкой.
Нередко применяется органическое вяжущее. Из него делают так называемый цветной асфальтобетон. Чтобы изменить цвет – в состав добавляют пигменты. Асфальтовыми покрытиями этого вида оформляются дорожки для пешеходов и велосипедистов, детские и спортивные площадки.
Рисунок 3. Цветное асфальтобетонное покрытие
Правила укладки асфальтобетонное покрытие
Даже если использовать качественное асфальтобетонное покрытие, но при укладке не соблюдать технологию, полотно быстро выйдет из строя. Процедура состоит из трех этапов: подготовки, обустройства подушки и непосредственно укладки.
Подготовка
Сперва разрабатывается технический проект, подготавливается финансовая смета. Планируя объект, его «привязывают» к рельефу местности с той целью, чтобы обеспечить удаление сточных вод, сохранить расположение коммуникаций.
Прежде чем уложить асфальтовое покрытие, вырубают крупные деревья, удаляют верхний слой почвы. Предполагаемая нагрузка полотна влияет на объем земляных работ. Наиболее просты в обустройстве садовые дорожки и тротуары – в этих случаях необходимо снять верхний слой почвы толщиной от 10 до 20 см.
Если речь идет о нагруженной трассе – понадобится удалить до нескольких метров.
https://www.youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk
Под дорогой обязательно обустраивают дренаж, который не даст задерживаться грунтовой воде. «Удаленный» грунт вывозят за пределы объекта, чтобы тот не стал причиной засорения дренажной системы.
Рисунок 4. Укладка асфальтобетонного покрытия
Устройство подушки
Задача подушки – принять на себя нагрузки от движения автотранспорта. Толщина каждого асфальтового покрытия определяется в ходе расчетов. Первый слой – крупнофракционный, с размерами частичек до 60 мм. Далее «средний» слой – 20 – 40 мм. Сверху высыпают песок. В обязательном порядке каждый слой утрамбовывают.
Если речь идет о создании частных покрытий, то вместо присыпки в виде щебня и гравия пользуются различным строительным мусором. Края асфальтобетонного покрытия перекрываются бордюрами.
Рисунок 5. Подушка от вибрации под асфальтобетонное покрытие
Укладка
Монтируют полотна в сухую погоду, когда температура выше +5 градусов Цельсия. Как было сказано выше, асфальтобетонные смеси бывают нескольких видов, и к каждому применимы свои технологии укладки:
- холодная смесь. Укладка осуществляется поверх подготовленного основания, куда дополнительно заливают битум толщиной до 5 см. Трамбуют вручную или при помощи виброплиты. Верхний слой засыпается песком или цементом, что снижает липкость нового полотна;
- горячая смесь. Подготовленные компоненты тщательно замешивают, после чего выкладывают на основание. Масса укатывается или трамбуется. Пользоваться дорогой разрешается спустя 6 часов после укладки;
- литой асфальт. Температура его укладки – до 235 градусов Цельсия. Смесь греется и перемешивается в специальном оборудовании – кохере, откуда подается к бункеру асфальтоукладчика. Последний ее равномерно распределяет по асфальтному покрытию. Трамбовать или укатывать эту разновидность асфальта не нужно. После остывания материал твердеет.
Правила укладки установлены следующими стандартами: ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.
Рисунок 6. Оборудование для укладывания асфальтобетонного покрытия
Изготовление асфальта в домашних условиях
Укладка асфальта – задача, относящаяся не только к капитальному, но и индивидуальному строительству. Каждый домовладелец при желании может самостоятельно подготовить смесь, чтобы сделать на собственном участке тротуар, дорожку или подъездной путь.
Как правило, таким асфальтобетонным покрытиям не нужно выдерживать высокие нагрузки, поэтому и требования к изготовлению проще. Готовый асфальт обладает достаточными характеристиками, поэтому без проблем прослужит больше года.
Рассмотрим способы самостоятельного приготовления асфальтобетона.
Классический метод
Стандартный рецепт требует следующих «ингредиентов»:
- карьерный или речной песок;
- щебень размером в 30 – 40 мм;
- битум (подойдет битумная смола).
Емкостью будет служить ведро или металлическая бочка. Готовят на открытом огне, например, костре.
Берется щебень и песок (соотношение 2:1), заливаются водой и «варятся» на костре с периодическим перемешиванием. На этом этапе готовят битумную основу: в ведре плавят битум (он должен закипеть), после чего добавляют туда пластификатор. Если последнего в наличии нет, можно воспользоваться обычным моющим средством или шампунем.
Когда вода в бочке с щебнем начнет кипеть, туда добавляют разогретую смолу. Вода, добавленная изначально, нужна для того, чтобы песок и щебень не перегревались выше температуры +100 градусов Цельсия. Перемешивать смесь следует до полного выкипания воды. Используют готовый асфальт горячим.
Рисунок 7. Материалы для асфальтобетонного покрытия
Применение старого асфальтобетонное покрытие
Новую смесь можно сделать и из старого асфальта. Технология изготовления практически аналогична той, что применяется для нового состава, только с некоторыми различиями. Если речь идет о крупных масштабах, то задействуется технология термопрофилирования. Это когда старое асфальтное покрытие демонтируется, измельчается, разрыхляется и переплавляется.
Процесс изготовления сводится к нескольким этапам:
- При помощи кувалды или ударного механизма «снимают» старое полотно. Как правило, подушку не разбирают, в ход идет только слой битума.
- Старое покрытие нужно переработать. Сперва его дробят на мелкие фракции, размером не более 40 мм. Далее заливают воду и расплавляют. Битум добавляется повторно, но в уменьшенных количествах – 10 кг на 100 кг старого асфальта.
- Следующие этапы аналогичны изготовлению нового асфальтобетонного покрытия.
Метод работы с холодным асфальтом
Этот метод актуален, если требуется обработка большой площади. В случае с ямочным ремонтом он не подходит. Популярным способ изготовления стал не так давно, не больше 10 лет назад. Принцип схож с холодной сваркой. Основной компонент – тот же битум, работать с которым можно даже при минусовой температуре.
Такое полотно не предполагает больших нагрузок, поэтому используется для облагораживания придомовой территории. Преимущество метода в том, что он применим в тех ситуациях, где нет возможности работать с горячими составами.
Рисунок 8. Демонтаж асфальтобетонного покрытия
От чего зависит толщина асфальта
В зависимости от того, насколько жесткий материал выступает основанием полотна, меняется толщина готового асфальта. Этот параметр также зависит от предполагаемых нагрузок.
Один слой
Однослойное асфальтовое покрытие применяется для обустройства пешеходных дорожек и небольших стоянок около магазинов. Также одного слоя достаточно, если в основании полотна находится бетон. Один слой выдерживает нагрузки максимум легкового автомобиля, что учитывается при укладке.
Два слоя
Двухслойный вариант применим, когда в основе – щебень или бой кирпича. По такому покрытию также разрешается движение только легкого транспорта. Его укладывают на стоянках поблизости с крупными зданиями. Если основанием служит бетон, то предполагаемые нагрузки увеличиваются – по дороге допускается движение как легковых машин, так и автобусов или грузовиков.
Три слоя
Трехслойное асфальтобетонное покрытие считается нормой для прокладки междугородних трасс. Благодаря прочности и толщине выдерживает легковой и грузовой транспорт. Однако, тяжелый грузовик проехать не сможет. Важно соблюдение технологии укладки: основанием выступает щебень или бой кирпича, уложенные слоем толщиной от 30 см.
Четыре слоя и больше
В качестве основания задействуют бетон или щебень (4 и 5 фракции). Асфальтное четырехслойное покрытие выдерживает нагрузки как от легковых, так и грузовых машин. Укладывается в основном на трассах.
Заключение
Обустройство асфальтобетонного покрытия включает в себя целый комплекс задач. Изначально важно правильно соблюсти проектные расчеты. Качество смеси – второй по значимости пункт, ведь именно от этого зависит функциональность дороги. При этом, существует несколько методов укладки, с применением компонентов в разных пропорциях.
Источник: https://ExpertFasada.ru/beton/asfaltobetonnoe-pokrytie/
Тр 103-07 технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона, тр (технические рекомендации) от 01 июня 2007 года №103-07
ТР 103-07
Дата введения 2007-06-01
РАЗРАБОТАНЫ ГУП”НИИМосстрой”
УТВЕРЖДЕНЫ: НачальникомУправления научно-технической политики в строительной отраслиДмитриевым А.Н.
ВЗАМЕН ТР 103-00
Настоящие техническиерекомендации представляют собой практическое руководство длядорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройствудорожных конструкций с применением асфальтобетона.
Технические рекомендацииразработаны ГУП “НИИМосстрой” (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд.техн.наук Л.В.Городецкий)
Рекомендации подготовленыс учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования,строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций сасфальтобетонными покрытиями.
Рекомендации согласованыс ОАО “Инждорстрой” и ОАО “АБЗ N 1.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорожные конструкции сасфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкцийпроезжей части улиц и магистралей в г.Москве.
Повышение эффективностисооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высокихтранспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков ихслужбы является важной технико-экономической задачей, посколькусостояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияниена эффективность работы автомобильного транспорта и на надежностьфункционирования городской дорожной сети.
Технология строительстваасфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы:подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонныхсмесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производстваработ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контролькачества материалов и готового асфальтобетонного покрытия.Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонногопокрытия определяются требованиями условий строительства ихарактеристиками используемого технологического оборудования.
Для устройстваасфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов нарядусо стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта)применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей,использование которых может быть оправдано специальнымитребованиями или технико-экономическими соображениями. Специальныеасфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии соспециально разрабатываемыми техническими условиями, отражающимиособенности применяемых смесей или их компонентов.
Так, например, широкоизвестно применение литых асфальтобетонных смесей (литогоасфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и нетребующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесейполучило распространение в ряде стран.
Другим типомасфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время зарубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоныи асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до75-90%).
Имеется опытиспользования различных нестандартных компонентов в составеасфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместотрадиционного нефтяного битума применяют альтернативныеорганические вяжущие, например, природный битум, различные битумныекомпозиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числушироко известных битумных композиций относятся такие комплексныеорганические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природноготринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковыекомпозиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой идр.
Известен опыт примененияв составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минеральногопорошка различного рода порошкообразных отходов промышленности(отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уносацементных заводов), а также разного рода волокнистыхнаполнителей.
Вкачестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственныекаменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень,получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащихпород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.
Выбор того или иного видаасфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентовопределяется требованиями, зависящими от категории дороги,климатических и эксплуатационных условий, технико-экономическихфакторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требованиянадежности и др.).
Толщина асфальтобетонногопокрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытиябольшей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетоннойсмесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщинаверхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого изнижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.
Наряду с традиционнойтехнологией послойного устройства асфальтобетонного покрытияизвестна технология устройства однослойного покрытия с толщинойслоя – 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 смустраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального составадля обеспечения шероховатости поверхности.
Разнообразие видовасфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а такжематериалов, используемых для устройства дорожных оснований,обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожныходежд.
Для повышениядолговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонныеоснования, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанныхорганическими вяжущими минеральных материалов, обладают большейстабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими несвязанных.
Настоящие “Техническиерекомендации” предназначены для использования дорожно-строительнымиорганизациями при проведении работ по устройству дорожныхконструкций с применением асфальтобетона.
1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
1 Производство работ поустройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиямигородских улиц и магистралей осуществляется в соответствии снормативными документами, действующими на территории РоссийскойФедерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 “Автомобильные дороги”.
1.
2 Техническиерекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетоннымипокрытиями включают указания по выполнению комплексаподготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарнойи противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды,рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категориидороги и условий эксплуатации, технологии производстваасфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качестваработ и приемки готового покрытия.
1.
4* Конструкция дорожнойодежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоевопределяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог.Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовыхконструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.______________
*Нумерация соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базыданных.
1.
5 Дорожная конструкцияформируется последовательной укладкой на уплотненное иподготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, накоторый укладываются слои дорожного основания и покрытия.
1.
6 Асфальтобетонноепокрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции,состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных наподготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное.Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемыхасфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченнымтипам дорожных конструкций.
1.
7 Основные типыдорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:
-вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слойщебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно наподготовленное земляное полотно;
-вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое наоснование, нижний слой которого устраивается из необработанноговяжущим щебня или гравия, а верхний слой – из обработанногоорганическим вяжущим щебня или гравия;
-вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое наоснование из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночныхматериалов или на бетонное основание.
2ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200061295
Асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики, технология устройства
Асфальтобетонное покрытие — уплотненный слой искусственного строительного материала, состоящего из минерального порошка, заполнителей и битумного вяжущего. Смесь обладает ценными свойствами, которые нашли применение в прокладке дорог, устройстве взлетных полос, пешеходных коммуникаций, объектов ландшафтной архитектуры.
История асфальтобетонных покрытий уходит корнями в глубокое прошлое. Американские инки строили великолепные дороги из камней, проливая стыки природным битумом. Нововведение попало в Европу гораздо позже. На смену каменной и деревянной брусчатке появился асфальтобетон. Сегодня это наиболее распространенный материал для строительства дорог.
Виды и применение
ГОСТ 9128-2013 классифицирует асфальтобетоны на несколько видов в зависимости от минерального заполнителя:
- песчаные;
- гравийные;
- щебеночные.
Смеси изготавливают горячим или холодным способом. В первом случае используют вязкий или жидкий битум, а температура укладки составляет 110° и выше. Для холодного асфальтобетона применяют только жидкое вяжущее. Укладывают покрытие при температуре от 5°С.
В зависимости от характеристик компонентов различают следующие виды асфальтобетонных смесей:
- Песчаный асфальтобетон изготавливают на основе заполнителей фракций до 10 мм. Материал слабо сопротивляется износу. Применяется для устройства тротуаров, велосипедных или пешеходных дорожек, детских площадок.
- Мелкозернистый асфальтобетон содержит зерна крупностью до 20 мм. Используется для покрытия улиц, автотранспортных путей, аэродромов. Склонен к пластическим деформациям и образованию колеи, поэтому его модифицируют различными добавками.
- Крупнозернистый асфальтобетон применяют для формирования нижних слоев дорожных одежд. В его составе щебень или гравий размером до 40 мм. Для заполнения пустот между крупными частицами и увеличения плотности добавляют песок.
Плотные щебеночные или гравийные составы соответствуют следующим типам асфальтобетонных смесей:
- А — массовая доля крупного заполнителя 50-60%;
- Б — 40-50%;
- В — 30-40%.
Типы Г и Д содержат только песок из отсевов дробления или природного происхождения, щебня в них нет.
Для повышения прочности и улучшения связующих свойств между компонентами добавляют целлюлозные стабилизаторы. Полученный материал называют щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА). Для его изготовления используют плотные горные породы кубовидной формы, которые образуют крепкий каркас. Благодаря стойкости к деформациям ЩМА применяют для строительства дорог с большой загруженностью.
Еще одна разновидность покрытий на органическом вяжущем — цветной асфальтобетон. При изготовлении состав подкрашивают пигментами. Используют осветленный битум, мраморную или кирпичную крошку, щебень из кварцита или гранита.
Цветным асфальтобетонным покрытием выделяют велосипедные или пешеходные дорожки, покрывают спортивные и детские площадки, оформляют ландшафты.
Состав и технические характеристики
Состав асфальтобетона многокомпонентный. Его подбирают и рассчитывают исходя из условий работы покрытия, а также доступных местных материалов.
Компоненты
На 30-60% асфальтобетонная смесь состоит из щебня или гравия, который получают при разработке месторождений осадочных или вулканических пород, из отходов металлургии. Свойства покрытия во многом зависят от физических характеристик и формы этого крупного заполнителя.
Песок — обязательный компонент асфальтобетона. Он заполняет пустоты между камнями, делая смесь более однородной и плотной. зерен ограничивают, так как излишек ухудшает износостойкость покрытия. Помимо сыпучего материала природного происхождения используют отсев дробления щебня или осадочных пород, молотый шлак.
Минеральный порошок составляет до 20% массы асфальтобетонной смеси. Это измельченные до состояния пыли осадочные или доломитовые породы, отходы промышленности, зольные шлаки ТЭС. Их применяют в неактивированном или активированном виде. При этом увеличивается водонепроницаемость, прочность и плотность асфальтобетона.
Марку битума подбирают исходя из климатической зоны и нормативной нагрузки на дорожное полотно.
Расход продукта переработки нефти составляет 25-90 кг на тонну асфальтобетонной смеси и зависит от пористости заполнителей и режима укладки.
Для улучшения эксплуатационных свойств битум модифицируют добавками, содержащими резиновую крошку, вторичный полиэтилен, гашеную известь и адгезионную композицию.
Основные технические характеристики
В зависимости от свойств и применяемого сырья ГОСТ выделяет 3 марки асфальтобетона:
- к I относятся горячие высокоплотные и плотные типов А, Б, Г, пористые высокопористые щебеночные, холодные типов Бх, Вх, Гх;
- ко II — горячие Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые песчаные, холодные Бх, Вх, Гх, Дх;
- к III — горячие плотные Б, Г, В, Д.
Основные физико-механические свойства асфальтобетонных смесей определяются маркой, режимом укладки и температурой при проведении испытаний:
- предел прочности при сжатии — нормируется для 0°С — 9-13 МПа, для 20°С — 2-2,5 МПа, 50°С — 0,9-1,5 МПа;
- плотность — 2000-2800 кг/м³;
- водостойкость — 0,6-0,95;
- коэффициент внутреннего трения (сдвигоустойчивость) — 0,62-0,87;
- сцепление при сдвиге при t=50°С — 0,22-0,50 МПа;
- трещиностойкость — 2-7,5 МПа;
- водонасыщение — 1-4% для плотных, 4-10% для пористых;
- пористость для холодных асфальтобетонных смесей — 18-21%;
- морозостойкость F15-50 в зависимости от дорожно-климатической зоны.
Важнейшим показателем является коэффициент уплотнения покрытия из асфальтобетона, характеризующий качество укладки. Его определяют опытным путем. По нормативам величина для холодных составов не должна быть менее 0,96, для горячих — 0,99.
Для измерения коэффициента уплотнения смеси в покрытии вырубают керны, высушивают и находят фактический удельный вес асфальтобетона. После нагрева образцы измельчают, подвергают обработке под давлением. Искомый параметр определяют как отношение реальной плотности к стандартной, полученной в результате испытаний.
Для расчета расхода асфальтобетона на 1 м² покрытия пользуются опытными показателями на 1 см высоты:
- мелкозернистые смеси типов А, Б, В — 24,6-25,7 кг;
- крупнозернистые — 24,2 кг;
- ЩМА — 25,8 кг;
- литые плотностью 1500 кг/м³ — 15,4 кг.
Чем отличается асфальт от асфальтобетона?
Асфальтобетонная смесь — искусственный материал, который получают смешиванием твердых ингредиентов с нефтяным дорожным битумом.
Природный асфальт образуется в процессе загустевания и окисления нефти, выступившей на поверхность земли в виде пластовых залежей, отдельных жил или озер.
Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого обозначает горную смолу. Это легкоплавкое вещество черного цвета. Излом раковистый, матовый или блестящий. Содержит до 70% нефтяного битума.
Крупнейшие источники природного асфальта — Мертвое море в Израиле, озеро Пич-Лейк в Тринидаде. Древние сирийцы добывали твердый битум, всплывавший на поверхность огромными глыбами, вес которых достигал 1000 кг.
Горную смолу применяли для гидроизоляции кораблей, стен хижин, полов зернохранилищ, а также изготовления красок или лаков. В Древнем Египте вещество использовали для бальзамирования умерших.
Запасы природного асфальта ограничены. Из высококачественного сырья изготавливают живописные краски, лакокрасочную продукцию. В дорожном строительстве при устройстве асфальтобетонного поверхностного покрытия замещают часть жидкого битума твердым. При этом значительно повышается стойкость к воздействию шипованных автопокрышек.
Технология устройства
Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.
Укладка асфальтобетона
Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:
- Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
- Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
- Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.