Антимонопольная политика в России

Содержание
  1. Плюсы и минусы антимонопольной политики – Плюс/минус
  2. Основы антимонопольной политики в России
  3. Методики воздействия на монополию
  4. Россия на пути борьбы с монополиями
  5. Первые шаги
  6. Варианты воздействия на монополию
  7. Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России
  8. Зачем правительству России бороться с монополиями?
  9. Трудности в борьбе с монополиями
  10. Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?
  11. Антимонопольная политика
  12. Методы борьбы с монополией
  13. История развития антимонопольной политики
  14. Антимонопольная политика государства
  15. государственной антимонопольной политики
  16. Меры антимонопольной государственной политики
  17. Антимонопольная политика государства – это… (цели, принципы, направления)
  18. Антимонопольная политика в РФ
  19. Антимонопольная политика в России
  20. Антимонопольная политика в России
  21. Введение
  22.        Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства
  23. Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе

Плюсы и минусы антимонопольной политики – Плюс/минус

Антимонопольная политика в России

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

Рыночные отношения на территории России еще пока на стадии своего активного становления. Правительство постоянно сталкивается с большим количеством трудностей, с препятствиями и противоречиями, которые накладывают негативный отпечаток на эффективность антимонопольного законодательства.

На территории РФ работает Министерство по антимонопольной политике — структура антимонопольного регулирования, которая систематически модернизируется и совершенствуется.

В связи с тем, что монополии постоянно проявляют активное стремление к экономической власти, со стороны государства необходимо часто предпринимать пресекающие меры.

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги, которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами.
  • На монополии устанавливается государственная собственность.
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Россия на пути борьбы с монополиями

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке.

В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл.

За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу.

По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью.

В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы.

Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования.

Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики.

Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом.

Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг.

Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя.

На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию.

Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий.

Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным.

Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием.

Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги.

Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах.

Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка.

Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Источник:

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

Источник: https://narobraz.ru/prochee/plyusy-i-minusy-antimonopolnoj-politiki.html

Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика в России

Определение 1

Антимонопольная политика государства – это система мер, направленных на обеспечение добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий деятельности монополий на различных рынках.

К числу основных методов антимонопольной политики государства относятся:

  • во-первых, ограничение уровня монополии на рынке;
  • во-вторых, осуществления постоянного государственного мониторинга монополии и конкуренции;
  • в-третьих, запрет установления монопольных цен;
  • в-четвертых, поддержка и сохранение конкуренции на рынке.

Основным инструментом антимонопольной политики государства выступает антимонопольное законодательство, которое является законодательно закрепленной системой правил функционирования хозяйствующих субъектов и органов, ответственных за государственное регулирование рынка услуг и товаров.

Государственная антимонопольная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, формирование условий, благоприятствующих и стимулирующих развитие конкуренции в народном хозяйстве;
  • во-вторых, устранение преград, препятствующих развитию конкуренции в сфере законодательства;
  • в-третьих, предотвращение возможности доминирования отдельных участников на рынке;
  • в-четвертых, исключение действий монополистического характера со стороны федеральных органов управления и диктата отдельных участников рынка;
  • в-пятых, установление правового режима, направленного на регулирование ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение правил добросовестной и частной конкуренции.
  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

государственной антимонопольной политики

Государственная антимонопольная политика ориентирована на:

  • во-первых, обеспечение интенсификации прогресса научно-технического характера, выражающегося в повышении эффективности и сокращении времени на осуществление разработок и внедрение в производство их результатов, увеличивающих ассортимент, повышающих качество и снижающих цены на товары, работы и услуги;
  • во-вторых, поддержку конкуренции в рамках нормативно-правового поля;
  • в-третьих, формирование условий, обеспечивающих результативную и эффективную конкурентную борьбу.

Специфика рынка неизбежно обеспечивает его стремление к монополизации, что обусловлено желанием хозяйствующих субъектов обеспечить свое эффективное функционирование за счет захвата контроля над рынком.

Проявлением недобросовестной конкуренции является: подкуп, шантаж, предоставление потребителю информации заведомо ложного характера, сокрытие сведений относительно хозяйственной деятельности от контролирующих государственных структур, заведомо сокрытие дефектов от потребителей, промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов.

Государственная антимонопольная политика призвана создавать условия для осуществления конкуренции на добросовестный основе и предотвращать монополизацию рынка. Антимонопольная политика государства является фактором развития национальной экономики, она формирует условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и национальной экономики в целом.

Меры антимонопольной государственной политики

Меры антимонопольной государственной политики закреплены на уровне законодательства. Эти меры призваны пресечь и предупредить монопольную деятельность, недобросовестную конкуренцию, ограничения, недопущения и иные препятствия на пути развития конкуренции.

Антимонопольная политика государства включает в себя систему мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, системы налогообложения, приватизации и разгосударствления собственности, создание условий для развития малого бизнеса, денационализации и так далее.

Система мер государственного антимонопольного регулирования экономики включает:

  • во-первых, административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;
  • во-вторых, правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;
  • в-третьих, косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;
  • в-четвертых, прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.

Осуществление государственной антимонопольной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая стремится к созданию условий, обеспечивающих развитие конкуренции и выработку единой политики государства в сфере поддержания конкуренции. Антимонопольная политика в России характеризуется достаточно неактивным характером, выражающимся в осуществлении фиксации случаев нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная государственная политика пользуется следующими инструментами:

  • во-первых, повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;
  • во-вторых, сдерживание уровня инфляции;
  • в-третьих, создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;
  • в-четвертых, сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;
  • в-пятых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства и так далее.

Современная антимонопольная политика российского государства характеризуется достаточно низким уровнем применения активных мер антимонопольного регулирования экономики страны. Антимонопольная политика носит позитивный характер, выражающийся в формировании правовых основ развития конкуренции, но редко пользующийся практическими инструментами поддержания этой политики.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/antimonopolnaya_politika_gosudarstva/

Антимонопольная политика государства – это… (цели, принципы, направления)

Антимонопольная политика в России
Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности.

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности.

Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства.

В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства.

Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию.

У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них.

Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Ваш репост и оценка статьи:

  1. Аванс
  2. Дилинг
  3. Инкассатор
  4. Кадровый аудит
  5. Пожарный аудит

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/antimonopolnaya-politika.html

Антимонопольная политика в России

Антимонопольная политика в России

 по экономической теории

Антимонопольная политика в России

 

Введение 3

Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6

1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6

1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9

Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10

2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10

2.3 Методы антимонопольной политики в России 11

2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17

Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20

3.1.  Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20

3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27

Заключение 35

Список использованных источников 38         

Введение

       Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание.

О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены.

Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно.

       Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

       В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

       Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

       Развитие     антимонопольного     регулирования  наиболее актуально для развития   российской экономики,поскольку степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.

       Антимонопольное   регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития   России.

       Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность  и обозначить цели антимонопольной политики;
    • понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
    • рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
    • проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
    • выявить перспективы развития антимонопольной политики.

       Объектом данной работы является антимонопольная политика, субъектом – значение и проблемы антимонопольной политики.  

       

       Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства

       Антимонопольная политика – политика, направленная против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольная политика может пониматься в узком и широком смысле слова.

В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения.

Широкая трактовка антимонопольной политики направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения. [3. с.265]

       Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико.

Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает.

Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций и т.д.

       На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.

       В классической рыночной экономике, которой в целом соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли.

Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития.

В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.

       Ограничение конкуренции приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.

       Монополизация рынков — объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия для удовлетворения потребностей общества.

Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство.

Это может ослабить монополизм, но не устраняет преимуществ крупного производства.

       Экономический результат ограничения конкуренции состоит в сокращении массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста ВВП и поступлений в бюджет.

С позиций нормализации состояния рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды. Речь идет о включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров при общей тенденции к увеличению сбыта и массы прибыли.

Исходя из положений теории экономического роста, одной из важнейших функций государства как раз и является создание конкурентной среды на рынках.

       Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя.

Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке.

В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией.

Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.

       Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими, как правило, мелкими и средними предприятиями.

Учитывая государственный контроль над монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий.

Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополистических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей.   

    1. Задачи  и значение антимонопольной  политики

 

       Антимонопольная политика включает два блока задач:

    • формирование основ конкурентного механизма, реализующих принципы свободного рынка и направленных на создание равных условий хозяйствования для всех участников рынка;
    • ограничение монопольной власти уже сложившихся монополий.

       Первая группа задач связана с содействием государства конкурентному режиму национального рынка, повышению уровня его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Второй блок относится собственно к специальной политике, регулирующей поведение при монопольной ситуации [5. с.473] .

       Под монопольной ситуацией понимается положение, когда:

       ●  на рынке определенного вида продуктов или услуг доля одного производителя составляет 50% и более или двух производителей — 75% и более;

       ● проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория антимонопольного законодательства) затруднено;

       ● резкое повышение цен на продукцию определенного производителя (производителей) не адекватно сдвигам в условиях спроса и предложения или снижение цен чрезмерно мало по сравнению с происходящими сдвигами (например, техническим прогрессом и снижением стоимости);

       ● норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают сложившийся в отрасли средний уровень.

       Чтобы квалифицировать ситуацию как монопольную, достаточно иметь некоторые из этих условий. Среди важных задач антимонопольной политики неизменно фигурируют защита интересов потребителя и защита «слабых» (прежде всего мелких) фирм от произвола «сильных».

Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе

 

       В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой.

       В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию.

Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность – 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 84%, то есть в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.

Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований» [1. с.84-85].

Источник: https://www.stud24.ru/economic/antimonopolnaya-politika-v-rossii/137112-402380-page1.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: