Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления

Административное пресечение: понятие, виды и порядок применения

Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления

Административное пресечение – деятельность уполномоченных органов, направленная на прекращение незаконных действий.

Используемые при этом средства и меры позволяют создать необходимые юридические и организационные условия для сбора доказательственной базы и дальнейшего привлечения виновных к ответственности.

Целью административного пресечения является также обеспечение законности в разных сферах общественного управления.

Актуальность вопроса

Изучение характеристик мер административного пресечения и проблем их практического применения имеет важнейшее методологическое значение для административного права в целом и деятельности исполнительных органов в частности.

Дело в том, что полученные при этом результаты способствуют решению частных и общих теоретических вопросов, созданию предпосылок для совершенствования нормативной базы, условий для более эффективной защиты свобод, прав и интересов общества и государства.

В статье подробнее рассмотрим особенности административного предупреждения и пресечения.

Общие сведения

Понятие “административное пресечение” в КоАП отсутствует. Не раскрывается и определение мер пресечения. Средства и способы прекращения противоправных действий отличаются рядом специфических признаков. Их внутреннее содержание, порядок и основания применения, правовые последствия позволяют выделить их в отдельную группу, в самостоятельный правоохранительный институт.

Производство по применению мер административного пресечения – часть процесса, направленная на разрешение конкретных ситуаций. Этот процесс включает в себя различные процедуры. Именно в ходе их осуществления и применяются средства административного пресечения.

Административно-пресекательные меры: определение, признаки

Анализ норм и правоприменительной практики позволяет раскрыть понятие “меры пресечения”.

Под ними следует понимать юридические средства и способы физического и психического воздействия, используемые сотрудниками правоохранительных органов с целью прекращения объективно противоправных, наказуемых деяний во время и на месте их совершения. Применение мер административного пресечения предполагает прямое вмешательство в действия виновных лиц.

Классификация

В теории все меры разделяют на два вида. Административное пресечение может осуществляться общими или специальными способами и средствами.

К числу первых можно отнести:

  1. Требование о прекращении незаконных действий, в т. ч. препятствующих реализации полномочий сотрудниками полиции.
  2. Отстранение от управления ТС.
  3. Запрет на эксплуатацию транспортного средства.
  4. Задержание ТС.
  5. Запрет на осуществление деятельности.
  6. Изъятие предметов, вещей, веществ.

Административное пресечение может осуществляться путем применения:

  1. Физической силы.
  2. Спецсредств.
  3. Огнестрельного оружия.

Такие меры считаются специальными.

Требование о прекращении незаконных действий

Этот вид административного пресечения предполагает психическое воздействие на нарушителя.

Сотрудники правоохранительных структур могут потребовать от гражданина или должностного лица прекратить противоправные действия, в том числе препятствующие исполнению их должностных обязанностей, совершению законных действий депутатами и кандидатами в депутаты, должностными лицами структур местной и государственной власти, представителями общественных организаций.

При применении этого способа административно-правового пресечения не допускается умаление достоинства личности нарушителя. Служащие правоохранительных органов обязаны руководствоваться положениями 1 части 21 статьи Конституции. В ней закреплено, что государство является гарантом охраны достоинства личности.

Его умаление не допускается ни на каких основаниях. Из этого следует, что, предъявляя требование о прекращении противоправного действия, служащие не должны выражать его в оскорбительной форме.

Данное предписание должно выполняться вне зависимости от тяжести совершаемого нарушения, личности виновного, иных аналогичных обстоятельств.

Отстранение от управления ТС

Эта мера применяется в отношении граждан, управляющих транспортом в состоянии опьянения или в отсутствие необходимых документов.

Об отстранении от управления ТС говорится в 21 пункте ст. 13 и п. 14 ст. 12 ФЗ ” О полиции”, а также в КоАП в ч. 1-5 ст. 27.12. Данная мера действует до устранения причин, по которым она была применена.

По факту отстранения составляется протокол, копия передается нарушителю.

Запрет на эксплуатацию ТС

Сотрудники правоохранительных органов вправе ограничить возможность граждан эксплуатировать транспортные средства, если в них будут выявлены неисправности, создающие угрозу для безопасности движения. При применении данной меры регистрационные знаки должны быть сняты.

Задержание ТС

Эта мера применяется при управлении транспортом:

  1. Водителем, не имеющим документов, предусмотренных ПДД.
  2. С заведомо неисправными сцепным устройством, тормозной системой, рулевым механизмом.
  3. Гражданином, не имеющим права управлять ТС либо лишенным такого права.
  4. Лицом в состоянии опьянения.
  5. С нарушением правил остановки/стоянки на проезжей части и созданием препятствий для передвижения других ТС.

Сотрудники правоохранительных структур также вправе задержать транспортное средство в случае отказа водителя от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения.

О применении данной меры составляется протокол.

Законодательством предусмотрено также задержание транспорта, находящегося в розыске. При этом водитель отстраняется от управления и пользования ТС, а сам автомобиль перемещается на штрафстоянку.

Изъятие предметов, ограниченных или запрещенных к обороту

Эта мера применяется к объектам разрешительной системы.

Служащие правоохранительных структур для исполнения своих обязанностей надлежащим образом наделяются полномочиями осуществлять контроль оборота наградного, служебного, гражданского оружия, патронов к нему, боеприпасов, служебного оружия, которое находится во временном пользовании у организаций и граждан, а также наркотических и психотропных веществ. В перечень предметов, изъятых из оборота, относят также ядовитые соединения.

Специальные меры

Они представляют собой средства и способы физического (прямого) воздействия на граждан, направленные на воспрепятствование совершению противоправных действий, преодоление противодействия, устранение угрозы для безопасности либо понуждение к выполнению юридической обязанности.

Специальные меры могут применяться не только в отношении людей, но и животных, и физических предметов. Ключевым признаком, характеризующим их, является то, что каждая из них – конкретный насильственный метод воздействия на нарушителя.

Перечень специальных мер, приведенный выше, не является закрытым.

Специфика применения

Основным нормативным актом, предусматривающим полномочия служащих правоохранительных структур на использование физических методов воздействия на нарушителей, является ФЗ № 3. Согласно ему, сотрудник полиции вправе применять специальные средства лично или в составе группы (подразделения) в ситуациях и в порядке, установленном указанным законом и иными правовыми актами.

Необходимо учитывать, что использование оружия несмертельного воздействия, входящего в число спецсредств, несмотря на его название, может привести к летальному исходу или ущербу здоровью разной тяжести.

Принимая это во внимание, в ФЗ № 3 закреплено положение, в соответствии с которым служащий правоохранительного органа не привлекается к ответственности за вред, нанесенный при применении им спецсредств, если оно осуществлялось на основаниях и по правилам, установленным законодательством.

Случаи, в которых сотрудник полиции может использовать специальные средства, предусмотрены в 1 части 21 статьи, 1 и 2 части ст. 23 ФЗ № 3.

Важный момент

Особое значение в плане оценки правомерности ущерба, возникшего вследствие применения спецсредств, имеет положение, установленное 3 частью 19 статьи ФЗ № 3.

В соответствии с ним, служащий при использовании специальных средств должен действовать с учетом обстановки, степени и характера опасности действий нарушителя, силы сопротивления, которое он оказывает.

При этом полицейский должен стараться минимизировать любой вред.

Данная норма регламентирует поведение служащего в момент применения им физической силы, огнестрельного оружия либо спецсредств. В определенной степени она направляет его на осуществление действий, наиболее соответствующих не только опасности, которая угрожает, но и обстоятельствам. Другими словами, это положение обязывает сотрудника учитывать создавшуюся обстановку.

При оценке условий, в которых применяются пресекательные меры, следует принимать во внимание факторы, способные повлиять на соотношение сил защищающегося и посягающего. Речь, в частности, о количестве нарушителей, их физическом развитии, возрасте, наличии у них оружия, времени, месте события.

При оценке стремления служащего минимизировать ущерб правильный вывод будет зависеть от ответов на ряд вопросов.

В частности, необходимо установить, была ли у него реальная возможность эффективно пресечь противоправные действия другим способом, и, если она была, по какой причине он ею не воспользовался.

Оценивать действия служащего необходимо с точки зрения не только законности, но и целесообразности его поведения в конкретных обстоятельствах.

Сотрудник полиции вправе применить физическую силу, боевые приемы, если несиловые методы не позволяют ему надлежащим образом выполнить должностные обязанности при:

  1. Пресечении административных правонарушений.
  2. Доставлении лиц, совершивших противоправные действия, в служебное помещение подразделения полиции.
  3. Преодолении сопротивления или противодействия законным и обоснованным требованиям служащего.

Физическая сила может применяться во всех случаях, в которых федеральным законодательством допускается использование спецсредств или огнестрельного оружия.

Уголовная ответственность сотрудников полиции

Спецсредства применяются служащими в качестве ответа на действия лица, совершившего или совершающего правонарушение или особо опасное преступление.

Следует при этом учесть, что действия самого сотрудника полиции, причиняющие вред здоровью нарушителя и подпадающие под признаки деяния, закрепленного УК, при защите от общественно-опасных посягательств регламентируются положениями ст. 27 УК о необходимой обороне, а при задержании подозреваемого – ст. 38 Кодекса.

В УК также присутствует норма о крайней необходимости. Ее положениями также регламентируются действия служащих при причинении вреда интересам граждан, охраняемым уголовным законодательством.

Домашний арест

Эта мера была закреплена в отечественном уголовном законодательстве относительно недавно. Домашний арест предполагает физическую изоляцию гражданина от общества. Данная мера применяется на основании судебного решения без согласия самого подозреваемого и органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение ограничений, установленных для арестованного.

Место нахождения лица должно совпадать с местом его постоянного проживания и нахождения его личного имущества.

Суть домашнего ареста заключается в ограничении свободы передвижения. Соответственно, гражданину запрещается покидать место проживания без согласия следователя.

Вместе с тем в законодательстве предусмотрены определенные гарантии для подозреваемого. В частности, нормами не допускается ограничение процессуальных прав лица на участие в судебном разбирательстве, следственных и прочих мероприятиях, осуществляемых в рамках производства по делу.

При домашнем аресте в большей степени ограничивается свобода перемещения, чем при подписке о невыезде. Суд в своем решении может запретить постоянно либо в конкретное время покидать жилище, посещать какие-либо места, выходить без сопровождения и пр.

Проблемы при реализации меры

При постоянном пребывании гражданина дома возникают определенные сложности. Необходимо решить 2 проблемы: обеспечение продуктами и пребывание на воздухе.

Вторая проблема возникает в случае, когда лицо проживает в городских условиях (в квартире либо комнате). В такой ситуации приходится организовывать его прогулки в сопровождении сотрудников полиции. Продолжительность нахождения на воздухе – не меньше часа в день.

Если гражданин проживает один, может предусматриваться возможность посещения продуктового магазина во время прогулок. Также можно предусмотреть доставку их на дом за счет подозреваемого.

По общим правилам, паспорт гражданина, помещенного под стражу либо осужденного к тюремному заключению, изымается и приобщается к материалам дела. После освобождения документ возвращается. У лиц, помещенных под домашний арест, оснований для изъятия паспорта нет. Дело в том, что эта мера не является заключением под стражу.

Гражданин под домашним арестом не может исполнять свои трудовые функции (если он не может работать дома). На работе его считают отсутствующим по уважительным причинам, однако з/п ему не начисляется.

Суд может запретить гражданину общение с определенными лицами. Сведения о них должны быть указаны в постановлении о применении меры пресечения. Соответствующим лицам запрещается посещать гражданина в течение всего срока пребывания его под арестом.

Источник: https://FB.ru/article/381906/administrativnoe-presechenie-ponyatie-vidyi-i-poryadok-primeneniya

Что такое административные процедуры

Административные процедуры: понятие, виды, сроки осуществления

В юридической практике достаточно часто встречается такое понятие, как административные процедуры. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое административные процедуры — понятие, виды, сроки, особенности.

Определение. Разберемся, что означает понятие административных процедур. Согласно закону, оно обозначает порядок осуществления полномочий властного характера, который установлен конкретными нормами, предписанными в регламентах. Действуют они с целью разрешения хода конкретного административного дела, иногда — с целью исполнения функций управленческого характера.

Другими словами, административные процедуры означают установленные алгоритмы определенного типа действия, подлежащие исполнению государственной администрацией для решения дела.

Цели и задачи

Как и другие правовые понятия, административные процедуры имеют некоторые задачи, которые они решают. Самое главное, на что направлено их действие, это обеспечение наибольшей эффективности работы органов, которые попадают под категорию публичной власти.  К таким структурам относится и публичная администрация.

Кроме того, административные процедуры имеют своей задачей формирование максимально положительных условий для участия граждан в публичных отношениях и заниматься их организацией.

К целям административных процедур относится формирование равного

правового положения двух субъектов — властного и невластного характера. Помимо этого, такие действия приводят к преобразованию прав любого представителя органов публичной администрации в какие-то обязанности. Также сюда относится предъявление невластным субъектам конкретных дополнительных прав.

Свойства

Все процедуры административного характера имеют два главных свойства:

  1. Детальность проведения действий. Причем, чем более детальной она будет, тем крупнее будут материальные затраты, требующиеся для ее осуществления.

СПРАВКА! В этом случае затраты будут производится с двух сторон — со стороны администрации и со стороны представителей гражданской общественности.

  1. Чем большее значение имеет предмет административной процедуры, тем более детальной и, соответственно, затратной будет сама процедура.

Значение

Под административным процедурами понимаются действия, имеющие конкретное значение в юридической практике. Оно заключается в следующем.

Сначала нужно знать, что их действие провоцирует уменьшение риска отклонения от цели, преследуемую правоотношениями.

Помимо этого, эти действия хорошо уменьшают уровень усмотрения. Это значит, что есть конкретный срок в размере 30 дней для административной процедуры, который нельзя нарушать.

Кроме этого, большинство административных действий имеют дополнительное значение, заключающееся в обеспечении направленного и достаточно эффективного контроля за деятельностью, совершаемой органами публичной администрации.

Еще одно значение административных процедур заключается в их единообразии. То есть ситуации, имеющие однообразный характер, решаются по одной схеме, что очень удобно.

Участники административных процедуры

Сторонами процедур административного характера могут быть лица, наделенные полномочиями публичной деятельности, организации или простые граждане.

К первому типу субъектов относят различные муниципальные учреждения и государственные органы. Физические лица и обычные граждане, выступающие как одна из сторон, являются неправомочными субъектами. Это говорит о том, что их обязанности и права будут прямо зависеть от решений, принимаемых должностными органами.

СПРАВКА! Каждая из сторон имеет свои права и обязанности, которые должны соблюдаться и взаимно уважаться.

Виды административных процедур

Одним из видов процедур административного характера является реализация прав с помощью обращения в государственные органы ,осуществляющие административные процедуры. Этот вид применяется на практике довольно часто. Здесь содержится большой набор прав и возможностей. Например, возможность подачи заявлений и ходатайств, подача дополнительных документов, отзывы поданных ранее заявлений.

Обязанности данного вида заключаются в необходимости предоставления некоторого списка документов, даче пояснений по ходу дела, получении согласований, явки в какой-то орган.

Этот вид подразумевает проведение контрольных мероприятий, осуществляемых органами, которые специально на это уполномочены. Права и обязанности, возникающие между сторонами в процессе их исполнения, должны быть заранее донесены до стороны, в отношении которой проводятся контрольные мероприятия.

ВАЖНО! Уведомление должно происходить в порядке, установленном законом.

Данная сторона может присутствовать при осуществлении контрольных действий, знакомиться со всеми документами, сформированными по ходу дела.

К обязанностям относятся невмешательство в ход работы органов власти, а также обеспечение максимального доступа ко всем необходимым материалам.

Ситуации, когда нужно разрешить какой-то спор, довольно часто встречаются в юридической практике. К особенностям этих процедур относится то, что обязанности у сторон этого процесса отсутствуют. Однако они обладают определенными правами.

Например, одна из сторон может подать ходатайство, отвод, предоставить конкретные доказательства, имеющие отношение к предмету спора. Помимо этого, обе стороны процесса могут присутствовать на процессе и знакомиться со всеми документами, составленными в ходе дела, в том числе и с окончательным решением.

Сюда также относятся аукционные процедуры. Стороны, принимающие участие в процессах такого рода должны соблюдать все требования, предписанные для участников процесса. Права участников гораздо более широк.

Например, сюда относится право на информирование по поводу сроков проведения конкурсов, возможность присутствия при вынесении решения, ознакомления с причинами сделанного выбора.

Также стороны могут перед началом процесса или в его процессе изучать основные этапы проведения конкурса.

  1. Регистрационные процедуры

Довольно популярный вид процедур, обычно связанный с оценкой статистики использования всех действий такого характера на практике. Эти действия обычно связаны с производством регистрации акта, который имеет нормативный или правовой характер. Помимо этого, сюда могут относить и дела по поводу регистрации определенных прав или юридических лиц.

Сроки

В юридической практике практически все процедуры должны осуществляться в определенные сроки. Главное правило, свойственное для действий такого характера, заключается в ограниченности сроков.

Для проведения какого-то действия может быть отведен промежуток времени, за который оно может быть произведено фактически. Например, при выделении законодателем на процедуру 15 рабочих дней, его дополнительную проверку в случае необходимости нужно провести за 45 дней.

Стандартный срок, отводящийся на рассмотрение заявки и проведение действий по ней согласно Указа №200, составляет 30 дней.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На практике нередки случаи смещения сроков в большую сторону. Так происходит из-за проведения дополнительных действий.

Результаты административной процедуры

Как итог проведенной административной процедуры, должно быть сформировано конкретное решение, которое будет вынесено специализированным органом, ведущим это дело. Решения бывают итоговыми и промежуточными.

Промежуточные решения принимаются на определенных этапах. Это характерно для сложных процедур, требующих поэтапного рассмотрения ситуации. Иногда промежуточные решения оформляются при переходе дела от одного лица или органа другому. Если дело приостанавливается, то также необходимо оформление промежуточного решения.

На заключительном этапе процедуры принимается итоговое решение. В нем должны быть описаны все выводы, сделанные в процессе рассмотрения всех этапов, а также в конце одноэтапного действия.

В конечном акте должны быть отражены все решения. Этот документ может считаться действительным, только если подписан должностным лицом.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/administrativnye-procedury-ponyatie-vidy-sroki.html

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: