Административно-политическое устройство России

Конспект

Административно-политическое устройство России

Ключевые слова конспекта: административно-территориальное устройство (деление), федеративное устройство, федеральные округа и их центры.

Административно-территориальное деление (административно-территориальное устройство) — это разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Такое деление обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами.

Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство — для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО),
  • муниципальное устройство — для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

  1. совмещение двух видов деления — границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов.
  2. юридическом разведении двух видов деления — границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ.

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни.

Например, с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 «внутригородских территорий города федерального значения».

А административно Москва делится на: 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления.

Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Федерация (Россия) – суверенная демократическая республика, имеет федеративную форму государственного устройства.

 Россия состоит из 85 субъектов федерации (с 18 марта 2014 года) – 22 республики, 9 краев, 3 автономных округа, входящие в состав областей, 1 автономный округ, не входящий в состав области, 1 автономная область, 46 областей и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Территория страны разделена на 8 федеральных округов.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом). Наибольшим округом по количеству субъектов и численности населения является Центральный округ, по размерам территории — Дальневосточный округ.

Федеральные округа и их центры

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, город федерального значения Москва. Центр федерального округа – г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, город федерального значения Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр федерального округа – г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Хабаровск.

Административно-территориальное устройство России 2018 г. (нажмите, чтобы увеличить)

Это конспект по теме «Административно-территориальное устройство России». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82/

Административно-политическое устройство россии

Административно-политическое устройство России

РубрикаГеография и экономическая география
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления12.09.2012
Размер файла13,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации

россия федеральный округ власть

Российская Федерация — демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления. Столица — город Москва. Глава гос

ударства — президент. Система государственной власти — законодательные, исполнительные и судебные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, по принципу разделения властей. Высшая законодательная власть представлена парламентом, состоящим из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

Высшая исполнительная власть представлена правительством, главу которого назначает президент и утверждает Государственная Дума.

Высшие органы судебной власти — Конституционный Суд (рассматривает дела, связанные с соблюдением Конституции РФ), Верховный Суд (высшая правовая инстанция по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд (рассматривает дела по экономическим, имущественным спорам и пр.).

Российскую Федерацию образует 89 субъектов федерации, объедине

нных в семь федеральных округов: Центральный (центр — Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск).

В их составе — 21 республика (Адыгея, Алтай, Дагестан, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Тата

рстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Якутия-Саха), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов, представляющих малочисленные народы на севере (Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский) и востоке страны (Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский, Корякский), 6 краев (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский и Приморский), 49 областей и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Центральный федеральный округ охватывает территорию 17 областей и городов федерального значения, расположенных в центре Европейской России: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Ряза

нская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва. Площадь округа 650,7 тыс. кв., км, население — 37 175 тыс. человек (37,2 млн чел.), плотность на 1 кв. км — 57Д чел.

Северо-Западный федеральный округ включает 11 субъектов федер

ации, расположенных на северо-западе и севере Европейской России: Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург. Площадь округа 1677,9 тыс. кв. км, население — 14 612 тыс. человек 14,6 млн чел.), плотность — 8,7 чел. на 1 кв. км.

Южный федеральный округ включает 13 субъектов, расположенных на Нижней Волге и Северном Кавказе: Республики Адыгея, Дагестан, Ингуш

етия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Площадь округа 589,2 тыс. кв. км, население -21 616 тыс. человек (21,6 млн чел.), плотность — 36,7 чел. на 1 кв. км.

Приволжский федеральный округ состоит из 15 субъектов, распол

оженных на Верхней и Средней Волге: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Площадь округа 1038 тыс. кв. км, население — 32 111 тыс. человек (32,1 млн чел.), плотность — 30,9 чел. на 1 кв. км.

Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов, расположе

нных на Урале и примыкающей к нему на востоке части Западной Сибири: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Площадь округа 1788,9 тыс. кв. км, население — 12 655 тыс. человек (12,65 млн чел.), плотность — 7,1 чел. на 1 кв. км.

Сибирский федеральный округ образуют 16 субъектов Западной и Во

сточной Сибири: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа. Площадь округа 5114,8 тыс. кв. км, население — 20 900 тыс. человек (20,9 млн чел.), плотность — 4,1 чел. на 1 кв. км.

Дальневосточный округ составляют 10 субъектов, расположенных в самой дальней части Восточной России: Республика Саха (Якутия), Примо

рский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. Площадь округа 6215,9 тыс. кв. км, население — 7 261 тыс. человек (7,3 млн чел.), плотность — 1,2 чел. на 1 кв. км.

Самые крупные по площади — Дальневосточный, Сибирский, Урал

ьский и Северо-Западный федеральные округа, занимающие вместе 86,66% территории страны (14 797,5 тыс. кв. км), наименее заселены — здесь проживает всего 37,86% населения России (55 428 тыс.

человек) при средней плотности 3,7 чел. на 1 кв. км.

Напротив, небольшие Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа отличаются густой заселенностью территории — вместе они сосредоточивают 91 млн человек, или 62,14% населения России.

Высшим должностным лицом в федеральных округах является полномочный представитель Президента Российской Федерации, который пре

дставляет его в пределах соответствующего федерального округа России. Главной задачей представительства Президента в федеральном округе является организация в соответствующем округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ. На полномочных представителей и их аппарат возложена функция:

Читайте так же:  Как взять кредит в ситибанке

*

контроля за выполнением Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства, федеральных программ в субъектах федерации;

*

обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, интересов национальной безопасности на местах, подбора и расстановки кадров в территориальные управления федеральных органов власти;

*

разработки совместно с соответствующими организациями субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа и пр.

В каждом субъекте Российской Федерации имеется местное самоупра

вление, т. е. местные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Местное самоуправление осуществляется также на уровне городов, районов и отдельных муниципальных и сельских образований.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Принципы районирования, применяемые на современном этапе. Состав крупных экономических районов России: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 19.06.2011

Источник: https://pingwinmarket.ru/administrativno-politicheskoe-ustrojstvo-rossii/

Политическое устройство государства: формы, режимы

Административно-политическое устройство России

Государства отличаются друг от друга не только по площади, количеству населения, уровню благосостояния граждан. Их внутренняя организация тоже может быть очень разной. Каковы главные особенности политического устройства страны? Какие их формы и режимы выделяют в современной теории государства? Об этом пойдет речь в данной статье.

Что такое государство?

Государство – это объемная многогранная категория, изучением которой занимается целый ряд научных дисциплин: от географии до социологии. В отличие от конкретной территории или географической страны, это образование сложно поддается эмпирическому восприятию, являясь скорее абстрактным, нежели реальным объектом исследования.

Феномен государства, его политическое устройство, форма правления – эти вопросы тревожили умы многих философов и ученых в самые разные исторические эпохи. Так, изучением всевозможных аспектов государства занимались такие мыслители, как Аристотель и Платон, Фома Аквинский и Конфуций, Джон Локк и Герберт Спенсер.

Древнегреческий философ Платон посвятил этой проблеме один из своих трудов (диалогов) под одноименным названием «Государство». В этой работе можно найти несколько интересных идей, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Так, он говорил о том, что во главе державы должны находиться мудрые философы, ведь только они способны правильно заботиться о гражданах. Платон также не очень любил политическое устройство демократического типа.

Демократию он называл справедливой и в то же время несправедливой властью большинства.

Признаки и функции государства

Государство – это очень сложная социальная структура, представление о которой можно составить через главные признаки этого образования. Всего их семь:

  • строго очерченная в географическом пространстве территория;
  • определенное население;
  • наличие органов публичной власти и законов (норм поведения);
  • присутствие системы правоохранительных и судовых органов, следящих за выполнением установленных законов;
  • наличие армии;
  • функционирование системы налогообложения граждан;
  • наличие государственного суверенитета (независимости).

Исходя из этих признаков, государство обязано выполнять несколько функций, а именно:

  • политическую;
  • экономическую;
  • социальную;
  • оборонительную;
  • правоохранительную;
  • культурно-просветительскую и некоторые другие.

В этой статье мы более детально остановимся на первой из этих функций, подробно рассмотрев формы и режимы политического устройства страны. Какие из них наиболее популярны сегодня?

Политическое устройство государства и его основные формы

Разные ученые, философы и мыслители по-разному оценивали роль государства. Иногда эти оценки были полярными по отношению друг к другу.

Так, Владимир Ленин утверждал, что «государство – это аппарат насилия в руках господствующего класса».

А вот известный русский экзистенциалист Николай Бердяев был уверен, что именно государство позволяет земной человеческой жизни не превратиться в окончательный ад.

И то, и другое утверждение одинаково имеют право на жизнь. Эффективность рассматриваемого в этой статье образования во многом зависит от конкретной формы политического устройства государства. Ведь в одних странах планеты мы видим, как правители действительно пытаются работать для своего народа. В других же государствах аппарат власти лишь угнетает и использует своих граждан.

Социально-политическое устройство – это процесс и одновременно результат организации власти в конкретной стране. Оно включает в себя и тип государственной структуры, и политический режим.

Форма политического устройства – это способ национальной, а также территориальной организации государства. Он предусматривает установление определенных взаимоотношений между центральными и региональными (местными) органами власти.

Политическое устройство может принимать три основные формы. Это унитарное государство, федерация, а также конфедерация.

Унитарное государство: характеристика и признаки

Под унитарным государством понимают такое политическое устройство страны, при котором её отдельные административно-территориальные единицы не имеют суверенитета. Среди основных признаков такой формы можно выделить следующие:

  • единое гражданство и система законотворчества;
  • руководство страной из единого центра (столицы);
  • единая финансово-налоговая система;
  • единая армия;
  • общие государственные символы – флаг, герб и гимн.

В современной политологии выделяют несколько видов унитарных государств. Это:

  • строго централизованные;
  • децентрализованные.

Унитарные государства могут иметь в своем составе одну (примеры: Таджикистан, Украина) или несколько автономий (примеры: Молдова, Испания).

В количественном аспекте в современном мире преобладают именно унитарные государства. Это хорошо видно на карте, где все они отмечены синим цветом. Как правило, это небольшие по площади страны с преобладанием одной нации. Хотя есть среди них и исключения. Одно из них – Китай, который имеет в своем составе несколько разноуровневых автономий.

Федеративное государство: характеристика и признаки

Федерация – это особое политическое устройство, при котором отдельные части государства имеют некий суверенитет, который закреплен юридически. Само слово имеет латинские корни и переводится как “союз” или “объединение”.

Одной из отличительных черт федеративного государства является так называемое двойное законодательство. Что это значит? Законы могут творить как центральные органы власти, так и региональные. При этом законопроекты, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, не должны противоречить общефедеральному законодательству.

В федерациях, как правило, присутствует единая денежная единица, однако налоговая система может быть двухканальной. Это значит, что конкретный субъект федерации вправе формировать свой региональный бюджет и распределять его средства.

В мире различают симметричные и асимметричные федерации. В первых территориальные субъекты обладают равными правами, а вот во вторых их правовой статус неодинаков.

Федерации на современной политической карте планеты распределены равномерно (всего их 28). Среди них – почти все крупнейшие страны мира: Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация: сущность и исторические примеры

Под конфедерацией подразумевается союз нескольких государств, создаваемый для достижения какой-либо цели: военной, экономической или другой. Страны, входящие в состав конфедерации, как правило, сохраняют свой суверенитет как во внутренней политике, так и на общемировой арене.

Основные признаки конфедераций заключаются в отсутствии:

  • общих границ;
  • единой системы законотворчества;
  • единой финансовой системы;
  • единой конституции;
  • единого гражданства.

Все решения в конфедерации принимаются на основе консенсуса. При этом каждый из её участников оставляет за собой право на свободный выход из такого союза.

Конфедерации были распространены на протяжении XVIII-XIX веков в Европе. В прошлом веке еще существовало несколько классических конфедераций: это Объединенная Арабская Республика, а также Сенегамбия. Однако просуществовали они довольно короткое время. Сегодня черты конфедерации можно наблюдать на примере Европейского Союза или же организации СНГ (Содружество Независимых Государств).

Власть имущие в каждой из стран мира могут осуществлять свои полномочия по-разному. Совокупность методов и средств реализации власти – это и есть государственно-правовой режим. Он выступает важнейшим элементом, критерием для определения сущности того или иного государства.

Существует несколько типов (форм) государственно-правового режима. Он может быть демократическим либо недемократическим (авторитарным, тоталитарным, фашистским и т. д.).

Отличить демократический режим от тоталитарного бывает очень непросто. Так, к примеру, руководство Советского Союза позиционировало себя перед всем миром как «островок демократических прав и свобод». И многие народы планеты искренне верили в данную ложь.

Авторитаризм и его признаки

«Власть основателя» – так примерно можно перевести данный термин с латыни. При этом политическом режиме абсолютно вся полнота власти находится в руках у одного человека (или группы людей).

К основным признакам авторитаризма можно отнести следующие:

  • мощная централизация власти;
  • командно-плановый способ руководства страной;
  • строгий контроль различных сторон общественной жизни со стороны государства;
  • отсутствие реального разделения власти на отдельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

Конституция страны при авторитаризме имеет чисто декларативный характер, всенародные выборы – показательно-фиктивные.

Политические репрессии при этом режиме избирательные, они направлены против лишь самых активных противников власти. Плюрализм мысли, в целом, допускается, но только если он не наносит ощутимого вреда системе. Эти две черты отличают авторитаризм от тоталитаризма.

Тоталитаризм и его признаки

Мало кто знает, что данный термин ввел в обиход диктатор Муссолини в 1920 годах. Под тоталитаризмом подразумевается полный (тотальный) контроль государства всех сфер общественной жизни. Деспотия, тирания, репрессии и массовые доносы – все это типичные черты данного политического режима.

Общество в целом и каждый человек в отдельности при тоталитаризме всецело поглощены государством. Плюрализм мнений не допустим ни в одной из сфер жизни. Еще одна отличительная черта тоталитаризма – это жесткая вертикаль власти.

В мировой истории известны примеры как «левого», так и «правого» тоталитаризма. Первый был характерен для Советского Союза, второй – для фашистской Германии или диктаторского режима Б. Муссолини.

Демократия и её основные черты

Демократия – это власть народа (дословный перевод с древнегреческого языка). При таком режиме носителем власти в государстве выступает народ, а точнее, его большинство.

Следует отметить, что выдающийся мыслитель Платон демократию не любил. Он считал её одной из худших форм управления государством.

А вот известный политический деятель Уинстон Черчилль однажды охарактеризовал её следующим образом: «Демократия – это наихудшая форма правления, не считая всех остальных, которые известны истории».

Так британский премьер тонко подчеркнул безальтернативность данного политического режима.

Самые важные черты демократии – это:

  • всеобщее избирательное право, в результате которого и формируется власть;
  • признание верховной власти народа на юридическом уровне;
  • абсолютное равенство прав всех граждан, вне зависимости от пола, возраста или национальности;
  • подчиняемость меньшинства большинству;
  • контроль общественности за действиями исполнительной ветви власти.

Политическое устройство России

Современная Россия является федеративным государством. Это президентско-парламентская республика, в которой президент наделен довольно широкими полномочиями. Главные институты власти в стране сформировались еще в начале 1990 годов, сразу после распада СССР. В начале нынешнего столетия в их функционирование были внесены небольшие поправки.

Россия имеет сложное административно-территориальное устройство. В составе государства – 85 субъектов федерации, которые наделены равными правами и полномочиями. В каждом из них имеется свой законодательный орган, а также свое региональное правительство. Помимо этого, Россия разделена еще на девять федеральных округов.

Современное политическое устройство России имеет черты как территориальной, так и национальной федерации. Образования национального типа в РФ представлены республиками.

Территориальные образования – это области, края, автономии, а также города федерального значения.

Такой смешанный характер политического устройства нуждается в довольно гибкой и хорошо продуманной политике со стороны властей.

В заключение…

Под формой политического устройства государства подразумевается способ управления страной. В современной теории государства принято выделять три такие формы: это унитарное государство, федерация и конфедерация. Каждая из них отличается своими особенностями и признаками.

На политической карте планеты XXI века преобладают унитарные государства. Федераций значительно меньше, а вот конфедераций, по сути, и вовсе не осталось.

Источник: https://FB.ru/article/235533/politicheskoe-ustroystvo-gosudarstva-formyi-rejimyi

Бизнес
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: